Реферат по предмету "Иностранные языки"


Место сборника Вечер в творчестве А Ахматовой

Министерство образованияи науки Украины
Полтавский Государственный
ПедагогическийУниверситет
имени В.Г.Короленка
Кафедразарубежнойлитературы

Курсоваяработа на тему:

«Местосборника «Вечер» в творчестве

А.Ахматовой»

Подготовила:студентка IIIкурсафилологическогофакультета
группы ин-36
Гладкая Яна
Руководительработы:
доц.Орлова ОльгаВасильевна

Полтава2002
Содержание
Введение 1-4

1глава Царскосельскийпериод жизниА.Ахматтовой 5-15

2глава Местосборника «Вечер»в творчествеА.Ахматовой 16-29
Заключение 30-32

Библиография 33

-1-

Введение: Яголос ваш, жарвашего дыханья,
Я- отраженьевашего лица.
Напрасныхкрыл напраснытрепетанья.
Ведьвсе равно я свами до конца
А.Ахматова « Многим.»

Анна Ахматоваблестящийпредставительодного изсодержательныхпериодов русскойлитературы, который принятоназывать «серебреннымвеком », и открылановую значительнуюглаву современнойпоэзии. Саматого не осознавая, творя стихио простой земнойлюбви, поэтессаделала « доброедело »- очищалаи просвещала-и делала этодействительнопо-женски, простои без само оглядки, правдой всейсвоей души исовести. И поэтому в конечномитоге, она имелаправо сказать, что творилаее:
Недля страсти,
Недля забавы,
Длявеликой земнойлюбви…(2, I,75)
В наибольшейстепени имяА. Ахматовойсвязано с поэзией, которая и доэтого временине прекращаетинтересоватьнас. ЛирикаАхматовойпиталась земными, повседневнымичувствами, невыводиласьза пределы «мирской суеты.»Где то в житейскойпестряди, усамой кладкив пыли обыденногосуществованиязарождалисьистоки ахматовской поэзии. Где-тов порах бытиякапли соединялись, сливались идавали жизньчувствам, бившимключом. ПоэзияАхматовой былаблизка идущейрядом жизни.Ничего парящегонад повседневным, вознесенногонад обычнымтечением жизни.Никаких
-2-

туманностей, бесплотныхвысей, ускользающихвидений, сонногомарева. Ахматоваискала – и находила– новые поэтическиеценности всамой доподлиннойжизни, обступающейнас со всехсторон бесчисленнымивещами и сооружениями, пестрыминагромождениямибыта, множествомжитейскихобстоятельств.Может бытьименно этойреальной обстановкойи потрясла А. Ахматовасвоего читателя, который не былобманут возвышенной, неземной,
недоступнойпоэзией. Егозахватывалочудесное описаниеотчетливойпоэзии реальногомира, где читательнаходил себя, узнавал своичувства. Чтоже связываетлирику Ахматовойс нами, людьми21 века, да все, тоже незабываемое, яркое, нежноечувство любви.Как и тогда вэпоху А. Ахматовойлюди любили, обожали, расставалисьи возвращалисьтакже все происходити сейчас.
Любовь в стихахА. Ахматовой– это чувствоживое и подлинное, глубокое ичеловечное, хотя в силуреальных жизненныхпричин обычнотронутое печальюоблагораживающегострадания. Влюбовной лирикиАхматовой нетромантичногокульта любвис ее взлетами, пареньями. Этобольше всеголюбовь – жалость, любовь – тоска, которая такпохожая налюбовь реальную.
В лирике Ахматовойсовмещалисьвозвышенныеначала: чутьземные штрихи, тончайшиепсихологическиечерточки – истолкновения, доведенныедо грани, добурь.
Но поверхвсех драм, горестей«любовнойпытки», разочарованийи разлук несласьсияющая нота, почти гимн«великой земнойлюбви».

-3-

При анализетворчестваА. Ахматовойраннего периодаможно выделитьследующие цели:
изучить раннее творчество поэтессы;
узнать, какое влияние на ее творчество оказало Царское Село, место, где она родилась, выросла, где сделала первые шаги своего творчества ;
определить какие мотивы раскрываются в ее ранних стихотворениях ;
познакомиться с ее сборником «Вечер» — первым сборником молодой поэтессы ;
указать все темы, затрагиваемые в ранних стихотворениях ;
определить основную, ведущую тему лирики А. Ахматовой раннего периода ;
ознакомиться с особенностями творения стихов, непосредственно обращаясь к определенным стихотворениям помещенным в сборнике «Вечер»
После этогосделать выводыо том, являетсяли поэзия А.Ахматовойотдельным, полноправным звеном мировойлитературы.
В структуруработы входят:
Первый разделпосвящен исследованиюжизни А. Ахматовойв Царском Селе, определениювлияния ЦарскогоСела на формированиераннего творчества А. Ахматовой.Во втором разделеанализируетсянепосредственнотворчествопоэтессы, аименно, сборник«Вечер». Выделивглавную темусборника мы

-4-

определим какоепозитивноеили негативноевлияние онапроизводитна читателя.Далее
обратимся кособенностямтворческойманеры А. Ахматовой.Ознакомившисьс особенностямитворчества перейдем канализу еераннего стихотворения«Молюсь оконномулучу…»
Кроме двухразделов вструктуруработы входяттакже вступительнаячасть в которойраскрываетсяактуальностьданной темыи заключениев котором вобобщеннойформе выложени проанализированисследованныйматериал.

-5-

Царскийпериод жизнии творчестваА. Ахматовой.

ИмяАнны Ахматовой– одно из немногихимен русскойпоэзии 20 века, отмеченныхв десятилетияхнеизменностьючитательскихсимпатий, хотяреволюционныепотрясенияи социально– историческиеприемы этихгодов, казалосьбы, способныбыли безвозвратнопредать забвениюэтот лирическийголос. Но оноказался сильнеевсех социально– историческихпроцессов.Более того, онне только звучалтогда, но и сейчасего звуки звучатв душах читателей.
А. Ахматоваотносится ктем поэтам укого нет нигенеалогии, ни сколько — нибудь заметного«развития».Такие поэты, как она, рождаютсяпросто. Ониприходят в мирс уже сложившейсядикцией и неповторнымстроем души.Она никогданикого не напоминалаи, что, можетбыть, еще важней, ни один избесчисленныхподражателейдаже не подошелблизко к ееуровню. По складусвоего таланта«Ахматоваоткрыла мирс помощью такоготонкого ичувствительногоинструмента, дарованногоей природой, что все звучаниеи красочныеподробностивещей, жестови событий легкои естественновходили к нейв стих, наполняяего живой…силой жизни.»(10,117)
Откуда жепоявилась такаячудесная женщина, такой искусныйпоэт.
«Я родилась11 (23) июня 1889 годапод Одессой(Большой Фонтан).Мой отец былв то время отставнойинженер – механикфлота. Годовалымребенком я былаперевезенана север – вЦарское Село.Там я прожиладо 16 лет». ( I,23)
-6-

С детстваА. Ахматовабыла близкас природой.Примером этомумогло послужитьто, что каждоелето Анна Ахматовапроводила подСевастополем, на берегу Стрелецкойбухты, возлеморя. Крометого, ЦарскоеСело представлялособой великолепнуюзеленую территориюс множествомвеликолепныхпарков, выгон, где Ахматовапроводиламножествосвоего времени.
Большоевпечатлениена нее произвелдревний Херсонес, около которогоона жила. ЧитатьАнна Андреевнаучилась ещепо азбуке Л.Н.Толстого. Сдетства началаговорить нафранцузском.Первое стихотворениенаписала в 11лет.
Училасьона в Царскойженской гимназии.Атмосферапушкинскогоокружениясопутствовалоразвитию еетворчествадальше. К А.С.Пушкину А. Ахматовабудет обращатьсяна протяжениивсего жизненногопути. Он станетдля нее учителем, другом, идеаломдуховной свободы.Но самые первыестихи началисьдля А. Ахматовойне с Пушкинаи Лермонтова, а с Державинаи Некрасова.В 1905 году родителиА. Ахматовой развелисьи мать с детьмиуехала на юг.Живя в ЕвпаторииА. Андреевнасильно тосковалапо ЦарскомуСелу и писаламножествостихов, которые хотькак-нибудьприближалиее к нему. Такначался творческийпуть А. Ахматовой.Именно ЦарскоеСело, было колыбельюее чудесныхпроизведенийи стихов.
Узнав, чтодочь хочетнапечатать подборку стиховв столичномжурнале, отецпотребовал, чтобы она взялапсевдоним и«не позорилаславную фамилию».Дочь повиновалась, и в русскуюлитературувместо АнныГоренко вошлаАнна
Ахматова.Не то чтобы онасомневаласьв своем талантеи правильности
-7-

выбранногопути или искалатех выгод, которыедает писателюраздвоенность; главное заключалосьв необходимостиблюсти приличие, поскольку взнатных семьях ( к ним относиласьи семья Горенко)к профессиилитератораотносилисьс высока и полагалиее приличнойдля тех, у когоне было способазаявить о себеиначе. И вотона перед нами« королевабродяга» — какона себя именовала, она живет всердцах читателейи доносит свойдо временизатаенныйраздирающийгрудь, зов, клюдям из бездны, из глубины.
Имя молодойАхматовой тесносвязано с акмеизмом– поэтическимтечением, начавшимоформлятьсяоколо 1910 года, то есть примернотогда же, когдаона началапубликоватьсвои первыестихи.
Основоположникамиакмеизма былиН. Гумилев и С.Городецкий, провозгласившиенеобходимостьчастичногоотказа от некоторыхзаветов «традиционногосимволизма».Они считалисебя пришедшимиему на смену.Акмеисты поставилисвоей цельюреформироватьсимволизм, главной бедой
которогобыло то, что он«направил своиглавные силыв область неведомого»и «попеременнобратался тос мистикой, тос теософией».Первым условиемакмеистов былатрезвость издравая реалистичностьвзгляда на мир.Мир должен
предстатьтаким, каковон есть, — зримым, живым, плотским, смертным. Крометого, слово, должно бытьчетким и сопределеннымзначением, точнее говоря, оно должнообозначатьто, что онообозначаетв реальномязыке реальныхлюдей: конкретныепредметы иконкретныесвойства. «Уакмеистов, — писал Городецкий,- роза опятьстала хорошасама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а
-8-

несвоими мыслимымиподобиями с мистическойлюбовью или чем-нибудьеще.» (8,21)
А. Ахматовадо последнихдней своейжизни оченьвысоко оценивалароль акмеизмаи в своей собственнойжизни, и в литературетой эпохи. Онане переставаланазывать себяакмеисткой– как бы в противостояниетем, кто не хотелвидеть ролии значениеэтого течения.
С Царским Селомжизнь и творчествоАхматовойсвязано нерасторжимои, кажется, навеки.Об этом пишутвсе ее биографы, освещая началоее пути. МаринаЦветаева называлапоэтессу, водном из своихстихотворений,«Царско-сельскойМузой»:
…Ах, ясчастлива! Никогда заря,
Незгоралачище.
Ах, ясчастлива,что тебядаря,
Удаляюсь–нищей,
Чтотебя, чей голос– о глубь, о мгла!-
Мнедыханье сузил,
Явпервые именемназвала
Царско-сельскойМузы. (13,15)
Но со временемЦарское Селодля Ахматовойуже давно сталотолько воспоминаниемо когда-то родномей мирке, с которымона потом захотелаи смогла выйтив мир. Давным-давноего покинув, как ей казалосьнавсегда, онатуда еще не развозвращалась, и в жизни, и встихах разныхлет, и в позднихнаброскахавтобиографическойпрозы. Но каждыйраз возвращениеее к образу
ЦарскогоСела, знаменовалонечто важноеи новое в еетворчестве.

-9-

Пройдя, постепенноизменяясь иприобретаяновые смыслы, через все еетворчество, образ ЦарскогоСела с некоторыхпор требовалот нее какого-тонового переосмысления. Как будто ейнадо было сэтим ближайшим, любимейшим, почти священнымдля нее символомсвести какие-тостарые счеты, чтобы не остаться «замурованной»в прошлом, чтобыи этот плен «сбросил скрыльев свободныйстих».
А между темона ведь действительнотак никогдаи не рассталасьс Царским Селом, где когда-топрошли ее детство, отрочествои юность, нерассталасьвплоть до последних этапных своихсозданий –цикла «Северныхэлегий», послевоенныхстихотворений«Городу Пушкина»,«Поэмы безгероя».
Ахматовапрожила в ЦарскомСеле до 16 лет, потом, послепятилетнегоперерыва, ещешесть лет (1910 –1916) в доме своегомужа Н.С. Гумилева; неоднократнои довольноподолгу жилаона там и в 20-х- 30-х, г.г., правда, была там ужетолько редкиминаездами, а в1944г. увидела еговарварскиразграбленным, разрушенными сожженным:
О, горе мне! Онитебя сожгли…
О, встреча, чторазлуки тяжелее!
Здесьбыл фонтан, высокие аллеи…
И первыйпоцелуй… (I,214)
Каждыйиз царско-сельскихпериодов еежизни так илииначе отразилсяв ее стихах. Новот, что кажетсяудивительным, когда перелистываешьсобрания еестихов: средипятидесятистихотворений1910 – 1916 г.г. указываетсяместо написание– Царское Село, только 8 или 9раз. Именно этосвязано
-10-

непосредственнос Царским Селом, по содержаниюили хотя бы посвоей лирическойатмосфере.Остальные какбудто могливозникнутьи не там. Образ«Музы Плача», кажется теперьгораздо болеепоэтическиточным, чем«царско-сельскаяМуза».
Музе ЦарскогоСела, естественнонадлежало быпо крайней мереего
воспеть,- Ахматова жес ним прощаетсяуже при первомвозвращении, в первой жесвоей книге«Вечер»:
На землюсаван тягостныйвозложен,
Торжественногудят колокола,
И снова духсмятен и потревожен
Истомой скукойЦарского Села.
Пять лет прошло.Здесь все мертвои немо,
Как будтомира наступилконец.
Как навсегдаисчерпаннаятема,
В смертельномсне покоитсядворец. (I,79)
Ноэтим стихотворениемотнюдь не закончилисьее воспоминанияо Царском Селе.Очень редкои в двойственномвосприятии, то будничнообыденном, тоотстраненном, фигурируютв стихах АхматовойзнаменитыескульптурыЦарского Села.«В Павловске, в парках, в детствеменя окружалаантичная скульптураи архитектура.Это было повседневнымобычным зрелищем»,- рассказывалаАхматова в 1964году художницеА.В. Любимовой.Но и «повседневноеобычное зрелище»в ее стихахсохраниласьлишь детально, навеки врезаннойв память чем-

-11-

тосовсем другим:
…И, исполненныйжгучего бреда,
Милыйголос как песнязвучи.
И на медномплече Кифареда,
Красногрудаяптичка сидит.(I,121)
Парковая «античность»однажды ещенеожиданнейобернется«феерией» — водном из набросков«балетногомебретто», которое сопутствовалосозданию «Поэмыбез героя». СЦарским Селомсвязано в поэзииА. Ахматовойнечто гораздоболее важное: здесь родилсяв ее стихахобраз ее Музы. Придя к нейоднажды, чутьли не на порогемежду детствоми юностью, онас тех пор живетв
еестихах. Это необщая Муза всехпоэтов Мира, а только ееМуза, ни на чтоне похожая, иуж конечно, отнюдь не мифическаябогиня. Этоявление творческойблагодати, воплощенноев пленительно-прекрасныйженский облик, в женскуюжизнетворящуюипостась. Оназнает свою Музув лицо, узнаетее в любомпреображении, даже в самомобманчивом, даже, с годами, искаженном.У нее
свой «нрав» — поначалудаже неожиданновеселый. Ееприхода ждетпоэтесса, ждетс чистой душой, она для неенечто высшее:
Когда я ночьюжду ее прихода,
Жизнь кажетсявисит на волоске,
Что почести, что юность, чтосвобода
Передмилой гостьейс дудочкой вруке.
«Муза»(I, 132)
Ночаще – печальней; потом она надолгостанет МузойПлача в творчестве30-х
--PAGE_BREAK--
-12-

годовв поэме «Реквием».Но с царско-сельскойюностью дляАхматовой былосвязано ещеболее важное, незабываемое, к чему она нерас возвращаласьи называла«царско-сельскойидиллией».Очень большуюроль сыгралпейзаж ЦарскогоСела для написаниястихотворенийА. Ахматовой.Надолго останетсяв поэзии и впрозе «идеалистическийобраз». Образлебедей нацарско-сельскихпрудах являетсятаковым :
Уже кленовыелисты
На пруд слетаютсялебединый
И окровавленыкусты
Неспешно зреющейрябины…(I,219)
«Царско-сельскаяидиллия» ещедолго будетдавать о себезнать в поэзии А. Ахматовой.Так в серединетридцатых годовв стихотворении« Одни глядятсяв ласковыевзоры…» впервыецарско-сельскийпарк стал уАхматовой«зловещимпарком», в который«черный масленичныйвечер» ее влечет«неспешныйбег коня».
Лирика А.Ахматовой отказаласьбыть надгробнымукрашением.«Как все живое, она продолжалажить, и ее цветущиепобеги тянулиськ солнцу, а нево тьму…»(15,79) Царское Селонашло свойобраз и в маленькомцикле всегоиз двух стихотворенийпод названием «Царско-сельскиестроки»:
… Из прошлого, восставшимолчаливо
Ко мне навстречу теньмоя идет.
(«Вседуши милых навысоких звездах»)(I,126)

-13-

… Каждаяклумба в парке
Кажетсясвежей могилой.
(«Пятымдействием драмы») (I,127)
Оба стихотворения– «осенние»по лирическомупейзажу, обапечально-ностальгические.В них сквозьностальгическуюгрусть какбудто пробивается вера в приближающееся начало чего–то нового, обещающего, светлого:
…Здесьстолько лирповешено на ветки,
Но и моейкак будто местоесть.
Аэтот дождик, солнечный иредкий,
Мне утешеньеи благая весть.(I,134)

ЦарскоеСело начала20-х г.г непосредственноотразилосьв одном из черновыхнабросковвоспоминанийАхматовой обО.Э Мандельштаме(ГПБ №79):« Царское в 20-х г.г представлялособой нечтоневообразимое.Все заборы былисожжены. Надоткрытымилюками водопадастояли ржавыекровати излазаретовпервой войны, улицы зарослитравой. На воротахнедавно великолепногодома графаСтенок- Феморакрасоваласьогромная вывеска«Случной пункт».В оборванныхи странныхфигурах я иногдаузнавала царскоселовцев.Гостиничныйдвор был закрыт.»(15,187)
В 1925 г. А.Ахматова, тяжело больная, жила в Царском, в пансионеЗайцева.
Стихотворения«Из цикла «Юность»»связано с ЦарскимСелом по двумлиниям.
Одна из нихякобы продолжаетэпическиемотивы «РусскогоТрианона», другая,,-вероятно однаиз позднихотзвуков той– лирическая, давней, но негумилевской

-14-

«царско-сельскойидиллии»:
Ты неотступен, как совесть,
Как воздух, всегда со мною,
Зачемже зовешь кответу?
Свидетелейзнаю твоих.(I,221)
Ахматовойвсегда былосвойственноострое ощущениенекой историческойподпочвы своейсудьбы и связаннойс этим нравственнойответственности. Судя по обрывочнымее воспоминаниям, Ахматова вовсене склонна былакак-то особовыделять себясреди тогдашнихмолодых царскоселах.«В Царском Селеона делала все, что полагалосьв то времяблаговоспитаннойбарышне. Умелосложить поформе руки, сделать реверанс, учтиво и короткоответитьпо-французскина вопрос старойдамы …» — пишетА. Ахматовадополняя мемуарызакадычнойподруги. НоЦарское СелодиктовалоАхматовой нетолько стихи. «Проза всегдаказалась мнеи тайной, исоблазном. Яс самого началавсе знала простихи – я никогданичего не зналао прозе»,- пишетАхматова вкратком предисловиик одной из последнихкниг. Для первогоопыта в прозеона выбралаЦарское Село– место своегодетства, точнеетот дом в которомона жила. Получилосьчто-то вродеавтобиографическогоочерка, живого, немногословного.
Как и в стихах, в этой фрагментарнойпрозе сказываетсяумение самымипростыми словамивылепитьвыразительнуюдеталь. Переднами открываетсясовсем необычная, всем знакомаякартина ЦарскогоСела, а скореевсего какая-тоего обратнаясторона схваченнаязорко и жестоко, без малейшейпоэтизации, но по-своемупоэтически.Но наиболеевесомую рольв творчествеАхматовой
-15-

сыграла поэзия, которая отражалавсе периодыжизни Ахматовойв Царском Селе.Наибольшевоспоминанийо нем было вдетстве. Поэтомувся ранняяпоэзия Ахматовойпереполненакрасотой природы, пейзажамицарско-сельскихпарков. Крометого здесьродились первыечувства поэтессы.Они нашли своеместо в такихсборниках, как«Вечер», «Четки»,«Белая стая».
Такимобразом, черезвесь творческийпуть А. Ахматовойбелой полосойпрошло ЦарскоеСело. Начинаяот раннего изаканчиваяпоздним периодомее работы ЦарскоеСело было какбы талисманомее, оберегом.Оно внесло темы, без которыхне существовалобы общество.Его прекраснаяприрода отразиласьво многих еестихотворениях.А как можнобыло писатьо любви к родине, не любя своей.Царское Село– это «живаявода», тот кусокжизни и русскойистории А. Ахматовой, где она проявиласебя наиболееполно.

-16-

Местосборника «Вечер»в творчестве
А.Ахматовой

Любовь покоряетобманно,
Напевомпростым, неискусным.
Еще так недавно– страстно
Ты не былседым и грустным…
«Любовьпокоряет обманно».
А. Ахматова
Можноли представитьрусскую поэзиюбез любовнойлирики. Безпушкинских«я вас любил; любовь еще, быть может…», без тютчевских«Любовь, любовь– гласит преданье…»и других стихов– страннои нелепо заниматьсяперечислениеми называнием– без некрасовских, блоковсакх, любовных циклов… А Кузмин, Аннский, Пастернак? Вынуть, исключитьэтот главныйлирический мотив – всеравно что лишитьпоэзию души.Лирика последняязащитницаземли, человечностив этом мире, последнийоплот, последнееприбежищесвободы наземле. Непосредственноепоэтическоевосприятиемира и составляетсущность поэзии.Это было характернои для раннейпоэзии А.Ахматовой, нокроме того еепоэзия былаоригинальнойи неповторимой.Ахматова стремиласьпоказать общеесостояниевнешней действительностичерез чувствительныешорохи женскойдуши, через еечувства, стремление, переживания.Такое восприятиедействительности и составляетсущность поезии

-17-

АнныАхматовой.Блестящимолицетворениемлюбовной лирикиА. Ахматовойесть сборник«Вечер». Онвышел в 1912 году– первая книгапоэта, царско-сельскойпоступью вошедшегов русскую литературу.Кажется, лишьединожды подписавшись«А.Г.», оченьбыстро ставзнаменитой, Анна Ахматова, у которой, пословам Ю. Ахенвальдане было «талантасчастливости», пошла на встречусвоей судьбе– призваниюи восхищению, забвению излобе, бездомностии скитальчеству.За десять летпосле выхода«Вечера» Ахматовавыпустила ещечетыре книгистихотворений, как продолжениепервой.
Центромвсего сборника«Вечер», основнымего нервом, егоидеей и принципомявляется любовь.Стихия женскойдуши неизбежнодолжна быланачать с такогозаявления себяи любви. Из этогоможно сказать, что вся ранняялирика А. Ахматовой«загнана влюбовь». Ноименно здесьрождалисьподлинно поэтическиеоткрытия, такойвзгляд на мир, что позволяетговорить опоэзии Ахматовойкак о новомявлении в развитиирусской литературы ХХ века. В одномиз своих стихотворенийАхматова назвалалюбовь «пятымвременем года».Из этого-тонеобычного, пятою времениувидены еюостальныечетыре, обычные.В состояниилюбви мир видитсязаново. Обостренслух и глаз, напряженнывсе чувства.Поэтому стихиАхматовой такпредметны, онивозвращаютвещам первозданныйсмысл, ониостанавливаютвнимание натом, мимо чегообычно мы равнодушнопроходим, неценя и не чувствуя.

-18-

Но стихи Ахматовой– не фрагментарныезарисовки, неразрозненныепсихологическиеэтюды. Великаих обобщающаясила. Стихотворениеможет начинатьсякак непритязательнаяпесенка :
Я на солнечномвосходе
Про любовьпою,
На камняхв огороде
Лебедуполю (I,112)
Азаканчиваетсяоно библейски:Будеткамень вместохлеба,
Мне наградойзлой.
Надо мноютолько небо,
А со мноюголос твой.
«Песенка»(1911) (I,115)
Любовь в стихахАхматовойотнюдь не тольколюбовь – счастье, тем болееблагополучие.Часто, слишкомчасто это –страдание, своеобразнаяантилюбовьи пытка, мучительныйизлом души, болезненный, декадентский.И лишь неизменноеощущение ценностныхначал кладетгрань междутакими и собственнодекадентскимистихами. Образтакой «больной»любви у раннейАхматовой были образом больноговремени, и образомбольного мира:
Сердце к сердцуне приковано,
Если хочешь– уходи.
Много счастьяуготовано
Тем, кто воленна пути.
Я не плачу, яне жалуюсь,
Мне счастливойне бывать.
-19-

Не целуй меня, усталую, -
Смерть прейдетпоцеловать.(I,213)
Любовь у Ахаматовойпочти некогдане предстаетв спокойномперебывании.Чувство, самопо себе, остроеи необычное, получаетдополнительнуюостроту и необычностьпроявляясьв предельномкризисномвыражениивзлета илипадения, первойвстречи илисовершившегосяразрыва, смертельнойопасности илисмертельнойтоски. ЕслипроанализироватьтворчествоА. Ахматовойв 20-е годы и подсчитатьсколько разв стихах употребляется, скажем, слово«тоска», томожно сделатьвыводы, чтослово ведьживет в контексте.И, кстати, именноэто слово –«тоска» — можетбыть, сильнеепрочих ахматовскихстихов говорито жизненнойсиле их:
Ты поверь незмеиное остроежало,
А тоска моювыпила кровь
В белом полея тихою девушкойстала,
Птичьим голосомкличу любовь…(I,192)
Это и та грусть-тоска, которой частопроникнутанародная песня, вообще народнаястихия в поэзииА. Ахматовойочень сильна.Легко обнаруживаемыевнешние переменыее ( элементыпросторечия, плача илизаклинания) ограниченыи естественныпотому, что онивыражают глубоконациональныемироощущения.В чем его суть? И опять приходитсясказать о любви.Стихи Ахматовой, и правда, частогрустны: онинесут особуюстихию любви– жалости. Естьв народномрусском языке, в русской народнойпесне синонимслова

-20-

«любить» — слово«жалеть». И вотв самых первыхстихах АнныАндреевныАхматовой живетне только любовьлюбовников.Она часто переходитв другую, любовь-жалость илидаже ей противопоставляетсяили даже еювытесняется:
…Он был со мнойсовсем ещенедавно,
Такой влюбленный, ласковый имой,
Но это былобелою зимой,
Теперь весна, и грусть весныотравна,
Он был со мнойсовсем ещенедавно… (I,240)
Вот это переживание, страдание, грусть в любви– жалости делаетмногие стихиАхматовойподлинно народными, эпичными, роднитих со стольблизкими ейи любимыми еюнекрасовскимистихами. Иоткрываетсявыход из миракамерной замкнутой, эгоистическойлюбви – страсти, любви – забавык подлинно«великой земнойлюбви» и больше– все любви, для людей и клюдям. Любовьу Ахматовойв сомой себенесет возможностьсаморазвития, обогащенияи расширения, чуть ли некосмического.
Здесь, конечно, следует привестипример, я этои сделаю, толькопозволю себевыбрать не тохрестоматийное, хотя все равнопрекрасное, про неправильноодетую перчаткуили узкую юбкуили про то как«пахнут морем»устрицы, а что-нибудьеще более веселоеи не укладывающеесяв «добропорядочные»и благоразумныепредставленияо поэзии ценителейее воспитательногозначения:
Мне с тобоюпьяным весело–

-21-

Смысла нет втвоих рассказах.
Осень ранняяразвеселила
Флаги желтыена вязах. (I,113)
Какие это живые, не ходульные, не высокопарныестихи о любви, какое легкоеи нежное признаниев ней! Как этовсе не похожена то что былодо Ахматовойв поэзии (и какне похоже дажена то, что онасама писалав свой позднийпериод). Да, конечно, она опираласьна прекраснуютрадицию любовнойлирики Пушкина, Тютчева на опытсвоих старшихсовременников: Анненского, Блока – достаточноназвать такиестихи как «Естьв близостилюдей заветнаячерта…», «Хорони, хорони меняветер», «Маскарадв парке». А какнерасторжиморифмуются встихах Ахматовойрадость жизнии ее трагическаяподоплека! Ейудалось связатьих также прочно, как например, в двух строках«вселость едкуюлитературнойшутки и другапервый взгляд, беспомощныйи жуткий».
Непосредственноепоэтическоевосприятиемира невозможноподделать: уАхматовой онопоявляетсяв жадном, взволнованномвлиянии к мируво всех егосоль незначительныхдля равнодушногои значительныхдля заинтересованноговзгляда подробностях:
…На кустахзацветаеткрыжовник
И везут кирпичиза оградой
Кто ты: братмой или любовник,
Я не помню ипомнить ненадо. (I?120)

-22-

При чем туткирпичи, зачемони? А притом, что любовьк человеку –такое щедроеи захватывающеечувство, чтораспространяется и на цветущийкрыжовник, ина какие-токирпичи. Теми отличаетсяот романсной, это своей двоюроднойпростоватой сестры, чтоизбегает «поэтизмов», а «кирпичи»ее как рас непортят. И вообщеочень частов ранних стихахАхматовой нислова о любвине сказано, речь идет о чемугодно: о цветахзапах которыхдалеко слышен, о ветре душном, о сладком запахевинограда –а мы все равнос волнениемпочему-то понимаем, что это – тожео любви. Любовьпредполагаетгорячее, заинтересованноевнимание кмиру, к жизниво всех еепроявлениях, любовь обостряетзрение и утончаетслух:
Весенним солнцемэто утро пьяно,
И на террасероз слышней,
А небо ярчесинего фаянса.(123)
Или: Жарковеет ветердушный
Солнце рукиобожгло
Надо мною сводвоздушный
Словно синеестекло…(123)
Сладок запахсиних виноградин…
Дразнит опьяняющаядаль. (I137)
ЭтиАхматовскиепроходныеприметы, вскользьоброненныезамечаниядаются напряжениемне столькозрением, сколькодругим, чтодаже у нее впоздних стихахвстречаютсявсе реже: наних уже не хватилосил.
Нужно еще добавить, что любовнаятема в «Вечере»передает, какправило, состояниепромежуточноемежду «счастиембезмятежным»и безысходностью.
-23-

Ахматова обращаетсяне к самомупику любовныхотношений, характеризующемусямежличностнойгармонией илииллюзией этойгармонии,-а кмоментампредчувствия, предшествующимсамой любви, или (это бываетчаще) к моментам, следующим послеразрыва, послетого, как пришлауверенностьчто любовь несостоялась.Отсюда и рождаетсяощущение тоски, горечи, печали, одиночества.Но здесь онипередают лишьсостояниечеловеческойдуши. Поэт покане связываетчеловеческиевзаимоотношениясо временемпородившимих.
Но следуетзаметить, чтотема любви неявляется единственной темой сборника.Здесь следуетназвать ещенекоторыевесьма важныетемы: тема родиныв многочисленныхмодификациях, тема памяти, тема уязвимойсовести, урбанистическаятема и темажизни и смерти.Но сама темалюбви, как наивысшиепроявлениечеловеческогодуха, в которойличностноеначало каждогочеловека находитмаксимальноевоплощение, достигает всборнике наивысшихвысот. Оченьуместно процитироватьГегеля: «Подлиннаясущность любвив том, чтобыотказатьсяот сознаниясамого себя, забыть себяв другом «я»и, однако, в этомисчезновениии забвениивпервые обрестисебя и обладатьсобой». Любовная поэзия Ахматовой– это преждевсего поэзия, в которой наповерхности лежит повествовательноеначало. Читателямпредставляетсячудесная возможностьрасшифроватьгорести и печалигероини на свойвкус. Языкомна которомобщалась снамиАхматова был– язык любви– самый доступный.Любовь естьвоплощениебесконечностив конечном.
А. Ахматова– поэт строгихритмов, точныхрифм и короткихфраз.
-24-

Синтаксис еене перегружен придаточнымиконструкциями, он – прост. Простотапоэтическогоязыка Ахматовойопределяетсяочень существенными на фоне традицийсимволизмаотрицательнымипризнаками: отсутствиемелодическихповторений, анафорическогопараллелизма, рассчитанногона музыкальноевоздействие(«напевногостиля»). Повторениеу Ахматовойявляются средствомпростогоэмоционально-логическогоусиления, какв обычной речи.Ее язык пограмматическойпростоте родственанглийскому.Ничто не обнажаетслабость поэтатак, как этоделает классическийстих, поэтомуон редко встречаетсяв чистом виде.Нет труднейзадачи, чемнаписать двестрочки, чтобыони прозвучалипо своему, а ненасмешливымэхом чьих-тостихов. СтихиАхматовойникогда не былиподражательными.Ее оружием былосочетаниенесочитаемого.Когда героиняна одном дыханииговорит о силечувств, «направую рукунадетой перчаткес левой руки»,- дыхание стиха– его размерсбивается дотакой степеничто забываешькаким он былизначально.Как пишет В.Жирмунский, рифмы у неелегкие, размерне стесняющий.Иногда онаупускает одиндва слога впоследнейстроке четверостишия, чем создаетэффект перехваченногогорла или невольнойнеловкости, вызваннойэмоциональнымнапряжением.Но дальше этогоона не шла, еебыло не нужно: она свободночувствоваласебя в пространствеклассическогостиха и не считаласвои высотыдостижениемили чем-то особенным.Но для читателейэто было и будетнеземным, возвышенным, непостижимым.

-25-

АнализстихотворенияА.Ахматовой«Молюсь оконномулучу…»
Как мы ужеговорили, Ахматованачала писатьсвои стихи ещев детстве исочинила ихвеликое множество.То была пора, если воспользоватьсявыражениемА. Блока «подземногороста души».От тех стихов, аккуратнозаписывавшихсяв дневник, почтиничего не осталось, но те отдельныепроизведения, что все-такисохранились, уже выказываютнекоторыевесьма характерные«ахматовскиечерты». Стихотворение«Молюсь оконномулучу…» принадлежитк самым раннимее стихам, котороебыло помещенов сборник «Вечер».Написано онов 1909 году. В стихотворенииничего необъясняется, читатель самдолжен догадаться, что хотеласказать Ахматова, что она хотелавыразить. Здесь звучит мысльо том, что самовремя — ононаилучшеелекарство, которое лечитвсе. Оно поможетпережить страдания, а красота игармония проявляютсядаже в обычныхпредметах, нужно лишьприсмотреться.Стихотворение, как видим, «сделано»буквально изобихода, изжитейскогонемудреного быта – вплотьдо позеленевшегорукомойника:
На рукомойникемоем
Позеленеламедь.
Но так играетлуч на нем,
Что весело глядеть. (I,107)
Предметомпоэтическоговоодушевленияи изображениямогут послужитьдаже пятно плесени насырой стене, и лопухи, и крапива, т.е., как писаласама

-26-

поэтесса, стихи«растут изсора». Она несоздает цельнойживописнойкартины, нафоне которойразвертывалосьбы действие, она с большойостротойиндивидуальноговосприятияфиксируетотдельныеимпрессионистическиештрихи. Врядли в те ранниегоды она стараласьсформироватьпоэтическоекредо, она сначаластараласьувидеть поэзиюв обычной жизни– изобразитьжизненную иреальную поэзию.Именно логично, лаконично, четко и ясноотображаладействительностьА. Ахматова.Она воспевалаее не поднимаясьв облака, а оставаясьна земле. Этобыли условияакмеистическогоискусства, сторонником которого была Ахматова. Первое, что сразу жеостанавливаетвзгляд, это — строгость, четкость рисунка, а также какая-то внутренняяпочти драматическая напряженностьчувств. Также, можно выделитьочень важнуюформу чтения– «разговорность».Стихотворениенаписано сустановкой на прозаическийрассказ, иногдаперерываемый эмоциональнымивозгласами. Разговор обращенк возлюбленному.Он не требуетповышенияголоса, он какбы
не требуетзрителя и основан на психологическихнюансах. Естьв этом стихеи чисто ахматовскаянедосказанность, то есть, та самаязнаменитаяее черта какхудожника.Недосказанностьпарадоксальнососуществуету нее с совершенночеткими и почти стереоскопическимизображением:
Молюсь оконномулучу –
Он бледен, тонок, прям.
Сегодня я сутра молчу,
А сердце- пополам…(I,56)
-27-

Большуюроль в ее стихотворенияхиграет психологизм.Очень характернаядля всей еепоследующейлирики этаранняя строка:
Сегодня я сутра молчу,
А сердце –пополам. (I,56)
Она выражаетлучше другихпсихологизмее стихов. Любовнаядрама развертывающаясяв стихе, происходиткак бы в молчании: ничто не разъясняется, не комментируется, слов так мало, что каждое изних несет огромную психологическуюнагрузку. Читательдолжен скореевсего обратитьсяк собственномуопыту. Его скрытыйсюжет относитьсяк многим, многимситуациям вжизни. В этомстихе нам неважно, что именно произошло вжизни героини.Ведь самоеглавное – боль, растерянность, желание успокоиться хотя бы присвете солнечноголуча. Мудростьахматовской миниатюрычем-то похожана японскиехокку. Оназаключаетсяв том, что онаговорит о целительнойдля души силеприроды.
Простотаи строгостьлирики Ахматовой отражена вметрическойформе ее стихотворений.Именно такойявляется формастиха «Молюсьоконному лучу…»Ахматова редкопользуетсясложной строфической композицией.В ее стихотворении господствуетпростая формастрофы из четырехстихов, чащевсего с тремяили четырьмяударениямив стихе. Ахматовапользуетсядольниками, т. е. размером, получившимширокое распространениев русской литературе ХХ в., в которомчисло неударныхслогов между ударениямине урегулировано(1 или 2). Но сравниваяс дольникамиА.Блока, которыезвучат напевно, как трехсложные размеры, у Ахматовойэто синкопированныеритмы с прозаическойразговорнойинтонацией.
-28-

Ахматова пользуется неполнымирифмами, которыеу ее современниковполучили название« рифмоидов»: моем/ нем, простой/пустой
Чащевсего это женскиерифмы с усеченнойзамыкающей согласной, ослабленнойв живом произношенииредукциейзаударногослога. Специфичнымдля Ахматовой является употреблениеусеченныхмужских рифм. Она используетперекрестное рифмование:
Нарукомойникемоем,
Позеленеламедь.
Но так играетлуч на нем,
Что весело глядеть.(I,56)
Ахматовапользуетсяне метафорами, а сравнениями, т. е. не отождествлениемпоэтическихобразцов, а их сопоставлением:« он словнопраздник золотой…»
Сравненияэти многочисленны. Они вводятся такими словами:словно, будто, как- будто, как бы.
Наряду сосравнениями для качественногоопределенияпредмета илидействия служату нее качественныеслова – прилагательные и наречия, ввыборе которыхособенно проявляетсяее мастерство.В ее стихотворенииочень важнуюроль играютприлагательные:« оконный луч»,« он бледен, тонок, прям…»,«невинный»,«простой»,«золотой».Некоторые изних повторяются, создавая приэтом как бы эмоциональныйтон стихотворения.
Таким образом,«Вечер» — этосборник, в которомустойчивыечерты лирическойгероини толькоопределяются, ищут характерныеособенности, в полной мереопределяющиемомент взаимодействияавторскогосознания иокружающегомира. От первой, еще робкойпробы пера кустойчивойи уверенной
-29-

поэтическойманере –вот тот путь, который преодолелаАхматова впервом сборникестихов. В «Вечере»она намечаетте основныетемы своеготворчества, которые сопутствуютей в течениидесятилетийее поэтическоготруда. Выборэтих тем неслучаен. Онина ряду с принципамивоплощенияавторскогосознания, скомпозиционным своеобразиемахматовскойлирики определяютконцепциюличности, стоящуюв центре творчестваА. Ахматовойраннего периода.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.