Реферат по предмету "Издательское дело и полиграфия"


Общественные функции СМИ. По кн. Введение в журналистику

Цвик В. Л.
Длячего существует журналистика? Зачем она нужна отдельному индивиду и обществу вцелом? Иными словами, каковы социальные функции СМИ? Сразу условимся, чтотермин «функции” мы будем понимать как разнообразные „обязанности”журналистики и характер их исполнения в современном обществе.
Вте времена, когда вся отечественная печать называлась партийно-советской, этифункции выводились из ленинской формулы: “Газета есть коллективныйпропагандист, коллективный агитатор и коллективный организатор”. Соответственно,прессе предписывалось выполнение пропагандистских, агитационных иорганизаторских функций. Агитировать следовало фактами, по преимуществу, положительными,подтверждающими правильность курса Коммунистической партии и Советскогоправительства. Агитация рассматривалась скорее тактикой, а стратегическимнаправлением признавалась пропаганда идей марксизма-ленинизма как единственноправильного учения, незыблемого в своих лозунгах и постулатах. Во всехредакциях существовали отделы пропаганды, а также отделы коммунистическоговоспитания, ибо в качестве вспомогательной тогдашние теоретики признавали такжевоспитательную функцию.
Такимобразом, партийно-советская пресса должна была агитировать за Советскую власть,пропагандировать идеи марксизма-ленинизма, воспитывать трудящихся в духепреданности коммунизму и организовывать народные массы на новые трудовыеподвиги во исполнение решений партийных съездов и правительственныхпостановлений. Все это, разумеется, не имеет ничего общего с подлиннымизадачами и призванием демократической журналистики.
Вкачестве важнейшей, или лучше сказать, первой среди равных следует назватьинформационную функцию современных СМИ. Каждый человек в отдельности и обществов целом имеют суверенное право на получение интересующей их информации безкаких-либо ограничений (за исключением сведений, касающихся частной жизни). Этовсеобъемлющее право определено Декларацией прав человека и записано вконституциях всех демократических государств. Причем важно подчеркнуть, чторечь идет об объективной, достоверной, не интерпретированной в угоду тому илииному политическому течению информации. Люди хотят знать факты, и журналистыобязаны сообщать им именно факты, а не свое мнение об этих фактах.
Этововсе не значит, что журналистская информация всегда и во всех случаях должнабыть лишена какой-либо тональности и окраски, как вовсе не значит, чтожурналисты не должны иметь собственного мнения по поводу сообщаемых фактов. Вседело в том, какая задача стоит перед журналистом и какую информационную функциюв том или ином случае выполняет орган массовой информации. В качестве примерапродемонстрируем это положение на деятельности телевизионных компаний.
Программа»Время” Общественного российского телевидения, или «Вести”Российского телеканала, или ежедневные выпуски программы „Сегодня” НТВ –это своеобразные информационные бюллетени, рассчитанные на максимально массовуюаудиторию. Именно в них подавляющее большинство наших соотечественников черпаютинформацию о событиях текущего дня. Здесь не место для детального анализа иподробного комментирования тех или иных событий. Задача выпусков – максимальноточно, подробно и достоверно сообщить обо всем, что произошло за день. Сообщитьтолько факты, по возможности не упустив ничего существенного. Анализ этихфактов, поиск причинно-следственных связей различных событий, определениеперспектив и тенденций – задача других передач (например, “Зеркало” РТР, „Итоги”НТВ) и других журналистов.
Пожалуй,впервые на отечественном ТВ безукоризненное профессиональное мастерство в этомотношении демонстрируют репортеры НТВ. Здесь практически не встречаетсясубъективного изложения событийной информации, личные пристрастия журналистовостаются за кадром. На экране царит Его Величество факт, причем журналисты НТВ,как правило, первыми оказываются на месте чрезвычайного события, стремятся ксенсационности в здоровом смысле этого слова, беспристрастно сообщают зрителямсамые разные точки зрения, а в случае несовпадения – представляют мнение противоположныхсторон.
Неправы те, кто хотел бы видеть в репортере этакого роботизированного субъекта, равнодушногок добру и злу, благородству и подлости. Вспомните работу молодого журналистаНТВ Эрнеста Мацкявичуса, освещающего в программе “Сегодня” работуГосударственной Думы. Изо дня в день его ровный, внешне бесстрастный голосзвучит за кадром, добросовестно информируя зрителя обо всех вопросах, обсуждаемыхдепутатами. В то же время внимательная телекамера то ненароком укрупняла сладкодремлющего во время важных дебатов, то показывала активиста, бегающего междурядами и нажимающего кнопки за отсутствующих во время голосования. Не потому личасть электората отвернулась от ЛДПР, что телевидение крупно и точно показало, какпартийный активист срывает крест с депутата-священнослужителя, а лидерлиберал-демократов (!) таскает за волосы женщину-депутата, вступившуюся застарика?
Привсей репортерской беспристрастности читатель, радиослушатель, телезритель видитсобытие глазами журналиста, следит за событием при помощи средства массовойинформации, и точку зрения, ракурс, детали, наконец, их отбор определяет отнюдьне потребитель информации. Равно как и сами события и факты, которые станутдостоянием информационного выпуска. Отбирают журналисты. Стало быть, говоритьоб их полной отстраненности от процесса информирования аудитории не приходится.Другое дело, что подлинный профессионализм не позволит уважающему себя органумассовой информации навязывать аудитории свое мнение. А у читателя, радиослушателя,телезрителя никто не может отнять, по крайней мере, право выбора источникаинформации. И выбирает он этот источник, как правило, по критериямпрофессионализма журналистов.
Запомнимэтот вывод: отделение фактов от мнений – вопрос профессионального мастерстважурналиста. Выполнение информационной функции СМИ предполагает сообщение фактов,отделенное от мнений тех или иных политически ангажированных лиц.
Стоитли нам отказываться от пропагандистской функции СМИ только потому, что у нашихзападных коллег аллергия на слово „пропаганда”? Журналистика“свободного мира” отождествляет пропаганду с отсутствием объективности, неприятиемполитического плюрализма, бессовестной прокоммунистической трескотней. Однаковсе эти признаки почти сразу ушли из отечественных СМИ с наступлением эрыгласности, упрочением свободы слова, настойчивым движением страны кгражданскому обществу. А глубинная суть пропагандистской функции СМИ, определяемойкак постоянное целенаправленное воздействие на аудиторию с целью утвержденияопределенного образа жизни, политических и духовно-нравственных ценностей, остается.
Думается,пропагандистская функция в такой трактовке пронизывает всю деятельностьжурналистской системы. И суть ее не меняется, когда некоторые исследователипредлагают другое название, например, социально-педагогическая функция. Надопомнить, что политические, экономические и прочие условия существованияобщества постоянно меняются, видоизменяется даже среда обитания человека, ипомочь аудитории адаптироваться к этим изменениям – важнейшаясоциально-педагогическая задача журналистики. Особые возможности в выполненииэтой функции – у журналиста-эколога, но об этом пойдет речь в заключительнойглаве учебного пособия.
Принципиальнойновинкой отечественной журналистики последних лет являются заказныепропагандистские кампании (как часть выполнения пропагандистской функции).Достаточно вспомнить акцию „Голосуй или проиграешь” накануне выборовПрезидента Российской Федерации в 1996 г.
Иногдасоциально-педагогическую функцию определяют также как управленческую.Фактически все функции СМИ пересекаются между собой: информационная вливается впропагандистскую, управленческая – в социально-педагогическую. И все жепредставляется рациональным выделить как самостоятельную функцию социальногоуправления, хотя речь, конечно, идет не о буквальном регулированиигосударственной и общественной жизни, но об обязанности СМИ донести до каждогогражданина страны общеобязательные нормативные акты, принимаемые властнымиструктурами, разъяснить существующие законы и предписания, мобилизоватьнаселение на их исполнение, воспитывать в гражданах законопослушание (чего такне хватает российской публике), а в случае несоответствия действующих законовмеждународным нормам, правам человека или просто неэффективности тех или иныхстатей – привлечь к ним внимание общественности и законодателей, добиватьсяприведения законов в соответствие с современными требованиями. Одним словом, выполнениефункции социального управления предполагает пропаганду образа жизни, соответствующегоправовым нормам данного общества.
Такимобразом, журналистика, информируя общество, одновременно берет на себя трудпоучать людей. Не случайно девиз Британской вещательной корпорации (Би-Би-Си)звучит так: “Информировать. Поучать. Развлекать”. Сообщение так относитсяк поучению, как новость – к ее комментированию. Хрестоматийная истина мировойжурналистики: факт неприкосновенен, комментарий свободен. Это естественныйводораздел отделения фактов от мнений. И, соответственно, – информационнойфункции от пропагандистской.
Былобы самым простым заменить идеологически устаревшую формулу печати какколлективного пропагандиста, агитатора и организатора на универсальный девизБи-Би-Си. Но не лучше ли из каждой „триады” извлечь рациональное зерно?СМИ должны развлекать, но никто не может лишить их организаторской функции.
Также, как и в других случаях, организаторская функция СМИ нередко реализуется приисполнении других “обязанностей” журналистики. Скажем, телевидение и радиосообщили (информационная функция) о жертвах землетрясения в Армении и нехваткедонорской крови в больницах и передвижных госпиталях – и тысячи людей по всейстране выстроились в очереди у станций переливания крови, чтобы безвозмезднопомочь пострадавшим. Это ли не результативность организаторской деятельностиСМИ?
Организаторскиевозможности пресса демонстрирует при проведении пропагандистских кампаний или, скажем,умелого распространения правовых знаний (социально-педагогическая функция). Нокроме таких форм проявления организаторской функции СМИ есть все основанияговорить о непосредственно-организаторской деятельности СМИ. Например, настойчиваяработа редакции журнала „Огонек” привела к созданию массового движения“АнтиСПИД”. Велика роль прессы в борьбе за экологию: за сохранениеуникальной чистоты озера Байкал, спасение Аральского моря, решительный протестпротив поворота вспять течения сибирских рек, запрет на производство аэрозолей(к сожалению, повсюду, кроме России), из-за которых, как полагают, появляютсяозоновые дыры. Примеров множество.
Непосредственно-организаторскаяфункция СМИ проявляется при выполнении чисто журналистских задач: проведение»круглых столов” в печатной периодике, радиопереклички и радиомитинги, телевизионныепрограммы с привлечением массовой аудитории (от телемостов до ток-шоу). Сюда жеможно отнести внедрение в повседневную жизнь чисто журналистских находок:массовое распространение викторин, придуманных еще в «Огоньке” МихаилаКольцова, перешедшие границы России интеллектуальные телевизионные игры»КВН”, «Что? Где? Когда?”, полюбившиеся аудитории „Голубыеогоньки”, давно ушедшие с экрана, но все еще живущие в учреждениях и учебныхзаведениях.
Понятно,что заговорив о “Голубых огоньках”, „КВНах” и телеиграх, мы вторглисьуже в сферу действия развлекательной, или, как ее традиционно называют, рекреативной(от лат. recreatio – восстановление) функции СМИ. Рекреация – отдых, восстановлениечеловеком сил, затраченных в процессе трудовой деятельности. Некогда отношениек этому роду журналистской деятельности было снисходительным, словнорекреативная функция относится к числу второстепенных. Но функция развлечениятакже естественна, как естественно стремление человека к развлечению, отдыху, веселью.И тем не менее нельзя идти на поводу у определенной части аудитории и всюдеятельность органов массовой информации сводить к круглосуточному развлечению,как это делают некоторые новые коммерческие радиостанции (добившиеся, впрочем, неплохихрейтингов). Но недопустима и недооценка рекреативной функции, наблюдавшаяся вгоды моноидеологии и тотальной пропаганды.
Вполнеобъяснимо, почему функция развлечения слабо выражена в печатной периодике ишироко используется в электронной прессе. Читать – это работа. Читатьпрекрасную литературу – это наслаждение. Но одновременно – напряженный трудмысли, интеллекта, чувств. Конечно, и в литературе есть чтение и чтиво. Естьсерьезная литература и развлекательная: детективы, дамские романы, юмористика.Кстати, развлекательная литература требует большого писательского мастерства.Далеко не каждый серьезный писатель в состоянии создать захватывающий детектив,немало дамских романов стали литературными шедеврами, а юмористическаялитература требует особого дара. Появление в газете произведенийразвлекательной литературы, нередко используемое для поднятия тиража, снекоторой натяжкой можно отнести к выполнению прессой рекреативной функции.Напрямую в этот раздел входит публикация викторин, кроссвордов, ребусов, разнообразныхпсихологических тестов, гороскопов и проч.
Радио– слушают. Слушать по радио музыку, художественное чтение, трансляциюспектаклей и концертов – развлечение. Телевизор – смотрят. Смотретьмногочисленные развлекательные программы – отдых. Разумеется, эти программынередко к журналистике не имеют никакого отношения, либо самое что ни на естькосвенное. Правда, даже трансляция концертов нуждается в редакторской работе. Влюбых телеиграх, от “Поля чудес” до „Любви с первого взгляда”, работаведущего требует журналистских навыков.
Влюбом случае, поскольку развлекательные публикации и программы занимаютзаметное место в деятельности СМИ, постольку рекреативная функция имеетнепосредственное отношение к журналистике. Однако есть развлечение иразвлечение. Даже “Поле чудес” имеет некий познавательный оттенок. Асколько полезного и интересного можно узнать из развлекательной телеигрывторого канала „Колесо истории”, которую ведет тот же Л. Якубович!Чрезвычайно важно, когда функция развлечения “перетекает” вкультурно-просветительскую функцию СМИ. Ее элементы присутствуют во многихпознавательных и занимательных публикациях и программах, но есть газеты ижурналы, радиопередачи и даже специальная телепрограмма „Российскиеуниверситеты”, которые целиком посвящены соответствующей тематике.
Впечатной периодике, кроме специальных публикаций в массовой прессе, сюда можноотнести целый спектр научно-популярных изданий, в том числе, экологическуюпечать (о которой подробно будет сказано в заключительной главе пособия).Общеизвестна просветительская деятельность российского радио, где большойпопулярностью пользуются передачи, содержащие полезные сведения, советы ирекомендации в области медицины, права, садоводства, коллекционирования и т.д.На телевидении особым долголетием отмечены просветительские передачи: “Вмире животных”, „Клуб кинопутешественников”, “Очевидное-невероятное”.
Важноне путать культурно-просветительскую функцию с образовательной функцией, посколькук последней относятся всевозможные регулярные публикации и циклы передач сдидактическим материалом. Например, изучение английского языка при помощипубликаций в журналах „Англия” и “Америка”, инструктивные публикациив газетах на темы: „Как стать рекламным агентом”, “Как работатьсекретарем-диспетчером на домашнем телефоне”. Вспомните широкое распространениев нашей стране учебного телевидения (некогда на ЦТ существовала даже Главнаяредакция учебных программ). Впрочем, во всем мире существуют различные радио- ителевизионные университеты, в том числе платные, которые высылают своимслушателям тексты лекций и контрольные задания, а при успешном окончании курсадаже выдают диплом.
Впоследнее время многие исследователи как важнейшую стали называть интегративнуюфункцию СМИ. Подобное мнение представляется справедливым, поскольку всовременном обществе, разобщенном государственными границами, национальнымиособенностями, религиозными пристрастиями и материальным неравенством, ни одинидеологический институт не может сыграть той консолидирующей роли, какую играютсредства массовой информации. Интегративная (консолидирующая, объединяющая)функция должна решаться всей совокупностью газетно-журнальных, радио- ителевизионных материалов, разделов и направлений журналистской работы в каждоморгане массовой информации и всей системе средств массовой информации. Этафункция – главенствующая в формировании идейной позиции издания, программной ивещательной политики телерадиоканалов. Однако, как мы знаем, эту благороднуюзадачу не всегда и не всем удается решать успешно. Особенно важно помнить обинтегративной функции журналистики корреспондентам, работающим в „горячихточках”, в местах межнациональных конфликтов. Каждая редакция в полной мередолжна осознавать собственную ответственность при использовании материалов, рассказывающихо национальном противостоянии, различных разногласиях, межгосударственных имежрегиональных проблемах, религиозной нетерпимости и т.д.
Каквидим, современной журналистике присущ широкий спектр общественных функций, каждаяиз которых в тот или иной период исторического развития либо увеличивает своюзначимость, либо приглушает ее или вообще исчезает. Именно в силу подвижности, динамизмафункционирования журналистики мы наблюдаем некоторые разночтения у разныхавторов, излагающих теорию общественных функций СМИ. Так, нередко называются:функция выражения и формирования общественного мнения, общения, эстетическая.Наверное, это не совсем справедливо, поскольку во всех этих случаях речь идетоб имманентных, природных, сущностных свойствах, качествах, характеристиках СМИ,без которых журналистика попросту не существовала бы как отдельный родчеловеческой деятельности. Ведь журналистика как раз и есть средство выраженияи формирования общественного мнения, инструмент опосредованного общения(средство коммуникации), а в ряде случаев – способ эстетического осмысления реальнойдействительности.
Несклонны мы выделять в особую общественную функцию прессы воспитательную, какэто делается в некоторых учебниках. Да, журналистика воспитывает наположительных (и отрицательных) примерах, на сумме знаний, которую содержат еематериалы. Но это, так сказать, побочный, хоть и очень важный и, безусловно, полезныйэффект. В конце концов, сама жизнь, накопленный опыт воспитывают каждого из нас,а журналистика – часть современной жизни.
Такимобразом, мы считали необходимым в вводном курсе познакомить будущих журналистовс общественными функциями СМИ. Однако внимание в этой главе акцентировано натех социальных функциях, которые объективно существуют сегодня и не зависят отполитической конъюнктуры. Пока существует журналистика, СМИ должны будутинформировать, пропагандировать, участвовать в социальном управлении, просвещать,развлекать, выполнять определенные организаторские обязанности. И постижениеэтих фундаментальных понятий должно помочь каждому профессионалу пера, микрофонаи телекамеры в его повседневной работе, в создании любых журналистскихпроизведений.
Списоклитературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта kgu-journalist.ucoz.ru/
Списоклитературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта kgu-journalist.ucoz.ru/publ/tekhnologija_podachi_informacii_v_zhurnalistike/4-1-0-155


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.