Тема: Земельное право, как отрасль права.Источники земельного права.
План:Земельное право, как отрасль права. Общая характеристика земельного законодательства. Понятие предмета и метода земельного права. Принципы земельного права. Соотношение земельного, гражданского и административного права в сфере регулирования земельных правоотношений Источники земельного права.
Литература:Белов В.А., Е.В. Пестерева. Хозяйственные общества. М., 2002 – 333 с. Богатырёв А.Н. А.А. Кухаренко, А.Б. Соколов. Государство и охрана окружающей природной среды. // Закон и порядок, № 3, 2003. – 68 – 70 с. Волков Г. Разрешительный тип правового регулирования земельных отношений как основа земельного законодательства. //Хозяйство и право, 2005, № 2. – 90 – 100. Вы – землепользователь: Права, обязанности, условия, льготы. / С.А. Самойлов, В.Е. Сидоров. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Транзиткнига», 2004 – 350 с. – (Советы юриста на все случаи жизни). Драчук В.П. Юридический справочник земледельца. М.: Норма, 2000 – 160 с. Комментарий к Федеральному закону «О разграничении государственной собственности на землю»// под ред. С. А. Боголюбова Юридический дом «Юстицинформ», 2000 Краснова И.О. Земельное право. М.: Юристъ, 2003 – 270 с. Крассов О.И. Право частной собственности на землю. М.: ЮРИСТЪ, 2000 – 379 с. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. – М.: «Проспект», 2000 – 472 с. ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 N 101-ФЗ // Российская газета. 2002. 27 июля. N 137. Юридический энциклопедический словарь. / Под. общ. ред. В.Е. Крутова. М: ИНФА, 2001 – 450 с. Ялбулганова А.А. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О землеустройстве» включен в информационный банк согласно публикации — М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2005 (издание второе, переработанное и дополненное).
1. Земельное право, как отрасль права. Общаяхарактеристика земельного законодательства Российской Федерации
Земельныеотношения всегда находились в центре внимания общественности, были и остаютсяактуальными для всех слоев населения — как обладающих, так и не обладающихземельными участками. Основной закон Российской Федерации — Конституция — содержит ряд положений, которые являются отправными для земельного законодательства.
Так,непосредственно на регулирование земельных отношений направлены следующиестатьи Конституции:
1. ст. 9 — оземле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности;
2. ст. 36 — оправе частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользованияею на основе федерального закона;
3. ст. 42 — оправе каждого на благоприятную окружающую среду;
4. ст. 58 — обобязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам;
5. ст. 72 — оботнесении к совместному ведению Федерации и ее субъектов земельного, водного,лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающейсреды.
Статья36 (ч. 2), например, устанавливает, что владение, пользование и распоряжениеземлей и другими природными ресурсами осуществляются их собственникамисвободно. Вместе с тем в общественных интересах указанная статья вводитограничения хозяйственной свободы пользователей земли, которые состоят в том,чтобы при этом не наносился ущерб окружающей среде и не нарушались права изаконные интересы иных лиц.
В тоже время ст. 72 определяет, что в совместном ведении Российской Федерации и еесубъектов находится земельное законодательство (п. «к»), а такжевопросы владения, пользования и распоряжения землей (п. «в»).
·
·
·
Вступившийв силу 30 октября 2001 г. Земельный кодекс РФ вслед за Гражданским (ст. 3 ГКРФ) исходит из понятия законодательства в узком смысле, определив в п. 1 ст. 1,что земельное законодательство представляет собой совокупность Земельногокодекса, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
Земельныйкодекс 2001 г. является головным отраслевым законом, обладающим приоритетом врегулировании земельных отношений. Его принятие стало важным событием в жизниРоссийской Федерации. Прежний Земельный кодекс РСФСР 1991 г. давно не отвечалпотребностям современных общественных отношений, более половины его статей былиотменены еще в 1993 г. при приведении законодательства в соответствие сКонституцией РФ. Значительная часть отношений, связанных с землей,регулировалась подзаконными актами. Отныне содержавшие нормы земельного правазаконодательные акты Союза ССР в соответствии со ст. 5 Федерального закона«О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» содня введения в действие нового Земельного кодекса не применяются.
НовыйЗемельный кодекс разграничил полномочия Российской Федерации и ее субъектов вобласти регулирования земельных отношений, определил виды прав на землю,основания их возникновения и прекращения, установил особенности оборотаземельных участков, зафиксировал правовой режим каждой из категорий земель.
Разграничивкомпетенцию Российской Федерации и ее субъектов, Земельный кодекс в ст. 9 отнеск ведению Федерации:
· установлениеоснов федеральной политики в области регулирования земельных отношений;
· установлениеограничений прав собственников земельных участков, землепользователей,землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограниченийоборотоспособности земельных участков;
· государственноеуправление в области осуществления мониторинга земель, государственногоземельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра;
· установлениепорядка изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственныхи муниципальных нужд;
· изъятие для нуждРоссийской Федерации земельных участков, в том числе путем выкупа;
· разработку иреализацию федеральных программ использования и охраны земель;
· управление ираспоряжение земельными участками, находящимися в собственности РоссийскойФедерации (федеральной собственности);
· иные полномочия,отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации,Земельным кодексом, федеральными законами.
Упоминаемыев ст. 9 иные полномочия, отнесенные к ведению Российской Федерации другимифедеральными законами, закреплены, в частности, в Водном кодексе 1995 г.,Лесном кодексе 1997 г., Законах об охране окружающей среды 2002 г., о плате заземлю 1991 г., об основах градостроительства в Российской Федерации 1992 г., оприродных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах 1995г., об особо охраняемых природных территориях 1995 г., о мелиорации земель 1996г., о государственном регулировании агропромышленного комплекса 1997 г., обезопасном обращении с пестицидами и ядохимикатами 1997 г.
СубъектыФедерации на основании ст. 10 Земельного кодекса наделены полномочиями:
· по изъятию, в томчисле путем выкупа, земель для нужд субъекта Российской Федерации;
· по разработке иреализации региональных программ использования и охраны земель, находящихся вграницах субъектов Российской Федерации;
· по управлению ираспоряжению земельными участками, находящимися в собственности субъектовРоссийской Федерации;
· инымиполномочиями, не отнесенными к полномочиям Российской Федерации или к полномочияморганов местного самоуправления.
Очевидно,что наряду с самостоятельной компетенцией, указанная статья предусматривает иостаточную.
Наконец,к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений Земельныйкодекс (ст. 11) относит:
· изъятие, в томчисле путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;
· установление сучетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользованияи застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальныхобразований;
· разработку иреализацию местных программ использования и охраны земель;
· управление ираспоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;
· иные полномочияна решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Наибольшиеполномочия в области земельных отношений принадлежат органам местного самоуправленияна землях поселений (гл. 15 Земельного кодекса).
Вместес тем необходимо иметь в виду, что имущественные отношения по владению, пользованиюи распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с нимиявляются, по существу, гражданско-правовыми и регулируются гражданским законодательством(ст. 3 Земельного кодекса). Например, к ст. 10 непосредственное отношение имеетст. 129 ГК РФ, согласно которой «земля и другие природные ресурсы могутотчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере,в какой их оборот допускается законами о земле и других природныхресурсах».
2. Понятие предмета и метода земельного права. Принципыземельного права.
Земельное право – отрасль права,представляющую собой совокупность установленных и санкционированныхгосударствам правовых норм, регулирующих земельное законодательство.
Предмет отрасли земельного права –отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охранойземель и регулируемые нормами земельного права.
Земельное законодательство исходит изпредставлений о земле как:
·
·
· недвижимом имуществе, об объекте правасобственности и иных прав на землю.
Методземельного права – совокупность средств, способов и приёмов правового воздействияна поведение участников земельных правоотношений.
Методы земельного права:
Под методом отрасли земельногоправа понимается способ регулирования земельных отношений.
Метод земельного права являетсясмешанным, т.е. в основе свободного дозволения и в ограниченных законом случаях– администрирование.
Метод земельного права
смешанный
1. административно – правовой метод - возникновение, изменение, прекращение и происходит на основании административно – правового акта. Для административно – правового метода характерно проявление власти и подчинения. Участники таких правоотношений не равноправны, ибо один даёт обязательное для исполнения предписания, а другой обязан точно и вовремя исполнить. Так, административно – правовой метод регулирует предоставление и изъятие ( выкуп ) земли для целей обороны, охраны природы, прокладки коммуникаций.
С особенной силой административно – правовой метод регулирования земельных отношений проявляется в случая обнаружения нарушений земельного законодательства.
2. метод дозволения. Новое законодательство расширяет права всех землепользователей, запрещая вмешиваться в их хозяйственную деятельность. Земельное право даёт правомочие землепользователю (или управомочивает) свободно действовать, тогда как органы гос. управления обязан воздерживаться от каких – либо решений, ограничивающих хозяйственную свободу землепользователя.
Г.Волков предлагает перейти от общедозволительногометода (провозглашённого ст. ст. 35, 36 Конституции РФ) к разрешительному типуправового регулирования земельных отношений. По его мнению, разрешительный тип правого регулированияотношений собственности на земельныеучастки выражается в том, что правомочия собственника (владение, распоряжение ипользование) реализуются исходя из принципа «дозволено лишь то, что прямопредусмотрено в законе».
При разрешительном типе правовогорегулирования земельных отношений может применяться ограничивающее условие ввиде установления конкретных обязываний,которые дополняются управомачивающими правовыми нормами. В последних ограничивающее условиепроявляется, когда субъект выходит за пределы дозволенно.
Чубуков Г.В. под методом регулированияземельных правоотношений понимает:
1.
2.
3.
Принципы земельного законодательства.
1. Учет значения земли как основы жизни идеятельности человека Согласно данному принципу регулирование отношений по использованию иохране земли осуществляется исходя из представлений о земле как:
1. оприродном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы,
2. природномресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве илесном хозяйстве, и основы осуществленияхозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации,
3. как о недвижимом имуществе, об объекте правасобственности и иных прав на землю.
2. Приоритет охраны земли какважнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельскомхозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимогоимущества.Согласно данному принципу владение,пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельныхучастков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
3. Приоритет охраны жизни издоровья человека.Согласно данному принципу при осуществлениидеятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решенияи осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечитьсохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие наздоровье человека, даже если это потребует больших затрат.
4. Участие граждан и общественныхорганизаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю. Согласноданному принципу граждане Российской Федерации, общественные организации(объединения) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализациякоторых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании иохране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления,субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможностьтакого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.
5. Единство судьбы земельныхучастков и прочно связанных с ними объектов. Согласно данному принципу всепрочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков,за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Земельныеучастки и расположенные на них здания являются самостоятельными объектами, участвующимив обороте вполне независимо друг от друга, с одной стороны, для которых могутбыть установлены различные правовые режимы, с другой – как физически, так июридически связанные друг с другом виды имущества.
Вимущественном обороте возможны разнообразные правовые ситуации. Например, здание– в собственности, землю – в аренде; на одном неделимом участке – несколькообъектов недвижимости, принадлежащих разным лицам и т.д. Поэтому на сегодняшнеймомент нет достаточных оснований для законодательного закрепления в гражданскомправе «единого объекта недвижимости».
СогласноЗК все прочно связанные с земельным участком объекты следуют судьбе земельного участка.Отчуждение здания, строения, сооружения принадлежащего одному лицу, проводитсявместе с земельным участком; не допускается отчуждение земельного участка безнаходящихся на нём объектов, в случае, если они принадлежат одному лицу. Однакосогласно ГК при отчуждении здания, сооружения или другой недвижимостиодновременно с передачей права собственности права на часть земельного участказанятой недвижимостью, передаются и права на ту часть земельного, занятой недвижимостьюи необходимой для её использования.
6.Приоритет сохранения особоценных земель и земель особо охраняемых территорий. Согласно данномупринципу изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесногофонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природныхтерриторий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, другихособо ценных земель и земель, особо охраняемых территорий для иных целейограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умалениезначения земель других категорий.
7. Платность использования земли. Согласно данномупринципу пользование землёй осуществляется за плату. ЗК устанавливает две формыплаты за землю: земельный налог и арендная плата.
Земельныйналог устанавливается в качестве местного налога, формирующего доходную базу местныхбюджетов. На территориях муниципальных образований, где земельный налогустанавливается нормативными правовыми актами представительных органовмуниципальных образований, он там и уплачивается.
Налогоплательщикаминалога признаются организации и физические лица, обладающие земельнымиучастками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользованияили праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщикамиорганизации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у нихна праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Всоответствии с Законом РФ «О плате за землю» налогоплательщикамипризнавались также собственники земли, землевладельцы и землепользователи.Большое значение придается в гл. 31 НК РФ положению, связанному с определениемналогоплательщиков по новому земельному налогу в случае отсутствия в Единомгосударственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информациио существующих правах на земельные участки. В этом случае налогоплательщикинового земельного налога определяются на основании государственных актов,свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю.
Объектомналогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципальногообразования, на территории которого введен налог.
Непризнаются объектом налогообложения:
1)земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;
2)земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательствомРФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ,объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурнымизаповедниками, объектами археологического наследия;
3)земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательствомРФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
4)земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации, в пределах лесного фонда;
5)земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательствомРФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами всоставе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленнымиводными объектами.
Налоговаябаза определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектомналогообложения.
Налоговаябаза определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастроваястоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговаябаза определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельныйучасток, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либоустановлены различные налоговые ставки.
Налогоплательщики-организацииопределяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственногоземельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на правесобственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налогоплательщики- физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяютналоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых имив предпринимательской деятельности, на основании сведений государственногоземельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на правесобственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненногонаследуемого владения.
Налоговаябаза для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяетсяналоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговыеорганы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра,органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок сним, и органами муниципальных образований.
Налоговаябаза уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей наодного налогоплательщика на территории одного муниципального образования вотношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном(бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующихкатегорий налогоплательщиков:
1)Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров орденаСлавы;
2)инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности,а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовойдеятельности;
3)инвалидов с детства;
4)ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидовбоевых действий;
5)физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствиис Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихсявоздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствиис ФЗ от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан РФ,подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году напроизводственном объединении „Маяк“ и сбросов радиоактивных отходов вреку Теча» и в соответствии с ФЗ от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «Осоциальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействиювследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
6)физических лиц, принимавших в составе подразделений особого рисканепосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия,ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
7)физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставшихинвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видамиядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
Еслиразмер не облагаемой налогом суммы, превышает размер налоговой базы,определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равнойнулю.
Кадастроваястоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года должнабыть доведена до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органамиместного самоуправления, в срок не позднее 1 марта того же года.
Налоговаябаза в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности,определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данногоземельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
Налоговаябаза в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности,определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственникамиданного земельного участка, в равных долях.
Еслипри приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю(покупателю) в соответствии с законом или договором переходит правособственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью инеобходима для ее использования, налоговая база в отношении данного земельногоучастка для указанного лица определяется пропорционально его доле в правесобственности на данный земельный участок.
Еслиприобретателями (покупателями) здания, сооружения или другой недвижимостивыступают несколько лиц, налоговая база в отношении части земельного участка,которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, для указанныхлиц определяется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) науказанную недвижимость.
Налоговымпериодом признается календарный год.
Отчетнымипериодами для налогоплательщиков — организаций и физических лиц, являющихсяиндивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие идевять месяцев календарного года.
Приустановлении налога представительный орган муниципального образования вправе не устанавливать отчетный период.
Налоговыеставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органовмуниципальных образований и не могут превышать:
1)0,3 процента в отношении земельных участков:
отнесенныхк землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственногоиспользования в поселениях и используемых для сельскохозяйственногопроизводства;
занятыхжилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунальногокомплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся наобъект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктурыжилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
предоставленныхдля личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
2)1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Допускаетсяустановление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорийземель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Земельныйналог согласно Закону РФ «О плате за землю» исчисляется исходя изплощади земельного участка и ставки земельного налога. Данный Закон определяеттолько средние ставки налога, которые должны быть установлены в том или иномрегионе России, а конкретные ставки устанавливаются органами законодательной(представительной) власти субъектов Федерации (для земель сельскохозяйственногоназначения) и органами местного самоуправления (для земель городов, рабочих,курортных и данных поселков). При этом органы власти самостоятельно определяюткритерии дифференциации налоговых ставок исходя из условий местоположения иградостроительной ценности земельных участков. По-иному будут определятьсяналоговые ставки при введении нового земельного налога.
Пример.
Сельскохозяйственнаяорганизация ТОО «Южная» на 200 гектарах пахотных земель (пашня) выращиваетмноголетние и однолетние травы для производства витаминной травяной муки,используемой в виде кормовой добавки в зимнее время года, и зеленой массы дляиспользования ее в летнее время для подкормки животных. На 100 гектарахсенокосов, которые находятся в пользовании у ТОО «Южная»,производится заготовка сена. На 300 гектарах пастбищ проводится выпас скота.Общая площадь земель, занимаемых сельскохозяйственной организацией, составляет:
S (площадь) = 200 га (пашня) +100 га (сенокосы) + 300 га (пастбища) = 600 га.
Согласност. 77 Земельного кодекса РФ в составе земель сельскохозяйственного назначениявыделяются, в частности, сельскохозяйственные угодья. В свою очередь, ксельскохозяйственным угодьям относятся пашни, сенокосы, пастбища, залежи,земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.).
Всвязи с тем что ТОО «Южная» использует земли, занятые пашнями,сенокосами и пастбищами, общей площадью 600 га, которые являютсясельскохозяйственными угодьями, входящими в состав земель сельскохозяйственногоназначения, при исчислении земельного налога необходимо использовать налоговуюставку в размере не более 0,3%, т.е. по указанным землям представительныеорганы муниципальных образований могут установить налоговую ставку в размере0,1%, или 0,2%, или 0,3%, но не более 0,3%.
Освобождаютсяот налогообложения:
1)организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстицииРоссийской Федерации — в отношении земельных участков, предоставленных длянепосредственного выполнения возложенных на эти организации и учрежденияфункций;
2)организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильнымидорогами общего пользования;
3)организации — в отношении земельных участков, непосредственно занятых объектамимобилизационного назначения и (или) мобилизационными мощностями,законсервированными и (или) не используемыми в производстве; всеми видамимобилизационных запасов (резервов) и другим имуществом мобилизационного назначения,отнесенным к создаваемым по решениям органов государственной власти страховымзапасам; испытательными полигонами, снаряжательными базами, аэродромами,объектами единой системы организации воздушного движения, отнесенными всоответствии с законодательством к объектам особого назначения;
4)религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, накоторых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительногоназначения;
5)общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные каксоюзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и ихзаконные представители составляют не менее 80 процентов, — в отношенииземельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
организации,уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийскихобщественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидовсреди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплатытруда — не менее 25 процентов, — в отношении земельных участков, используемыхими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизныхтоваров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров поперечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию собщероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключениемброкерских и иных посреднических услуг);
учреждения,единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийскиеобщественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков,используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных,физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защитыи реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощиинвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
6)организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков,находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслови используемых для производства и реализации изделий народных художественныхпромыслов;
7)физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири иДальнего Востока Российской Федерации, а также об