МИНИСТЕРСТВОО ПРОСВЕЩЕНИЯ ИОБРАЗОВАНИЯ ЭСТОНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
НАРВСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА
Курсовая работа
Рациональноепитание в рамках курса «Валеология» начальной школы.
Преподаватель Седова
NARVA, 1999.
СОДЕРЖАНИЕ.
1.
2.
3.
4. уроков.
5.
6.
7.
8.
Естественный отбор – процесс выживания
и воспроизведенияорганизмов, наиболее
приспособленных кусловиям среды, и гибели
в ходе эволюциинеприспособленных.
(Советскийэнциклопедический словарь).
1. Введение.
… В основе естественного отбора лежит совместное инеразрывное действие изменчивости (приводящей к появлению у организмовизменений, соответственных воздействию изменившихся условий жизни),наследственности (сохраняющей приобретаемые организмом изменения и накопляющейих) и выживаемости (определяемой всем комплексом взаимоотношений организма сокружающими его условиями). (…) Естественный отбор нередко бывает связан смассовым устранением, гибелью тех организмов, которые не смогли измениться вновых условиях или оказались недостаточно хорошо приспособленными к ним.(Большая советская энциклопедия. Том 15.)
Если Вы ждете подробного разборатеории естественного отбора Чарльза Дарвина, вынужден Вас разочаровать. Даннаяработа касается несколько иной тематики, а именно: изучение и преподавание валеологии(учение о человеке) в школе. Несмотря на это, подобное вступление кажется мнецелесообразным. Поясню свою точку зрения.
Человек – homosapiens – является частьюживотного мира планеты Земля. Таким образом, к нему применимы законы,действительные и для других живыхсуществ ее населяющих. В том числе и закон естественного отбора. Большинство изнас, людей «разумных», не осознает этого, но это так.
Простой пример: человек злоупотребляющийалкоголем (или никотином, или наркотиками) меняет состояние своего здоровьядалеко не в лучшую сторону, что приводит к определенным результатам – снижениюжизнеспособности подобных представителей рода человеческого и, как следствие,более высокой смертности в их рядах. Казалось бы, как это ни цинично звучит,ничего страшного – отодвигается проблема перенаселенности планеты. Но нет, т.к.болезни приобретают, зачастую, хронический характер и приводят к изменениюгенокода подобных «особей». Вследствие этого, потомство их имеет меньше шансовдля выживания (рождаются же дети с врожденным пороком сердца). Вот мы иполучили три основные проявления естественного отбора: изменчивость, наследственностьи выживаемость.
Естественно, что перспективаранней смерти (как собственной, так и своих детей) особенно людей не прельщает.Следствием этого является возросший интерес к ведению здорового образа жизни.
2. Роль курса «валеология» в воспитании ребенка.
Здоровый образ жизни необходимоформировать именно начиная с детского возраста: забота о собственном здоровьестанет естественной формой поведения. Чем раньше начнется эта работа, тем лучшебудут ее результаты. Хорошо, если она начнется еще в дошкольном учреждении, аеще лучше в семье (хотя многие родители сами не обучены этому). Идеал вкусной иполезной еды основной массы детей в начальной школе – гамбургер и бутылкакока-колы. Один из самых привлекательных пунктов школьной экскурсии(организованной учителем) – посещение «Макдональдса». И это считаетсянормальным. Что ж, дорогие взрослые, ваше будущее в ваших руках.
Приобщить человека к ведениюздорового образа жизни легче всего в раннем возрасте. Ребенок сам должен уметьбыть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Непоследняя роль в решении этого вопроса отводится школе, а точнее новомушкольному курсу «Валеология». Он призван сформировать мышление, направленное наздоровый образ жизни, восстановить авторитет семьи, как основного социальногоинститута, формирующего здоровье каждой личности и ее самобытный характер,возродить нравственные ориентиры. Курс поможет человеку осознать себя, какчастицу целого мира, несущую определенную функцию в природе, в телесовременного ему общества, поможет сформировать чувство ответственности за себяи свою деятельность в Ноосфере.
Важно, чтобы в учебном процессе укаждого ребенка формировалось настроение особой радости, нежности и доброты ксамому себе. Весь курс предполагает формирование философии здоровья, осознанияребенком своего «Я», правильное его отношение к миру, окружающим людям.
Приобщение к науке о формировании здоровья позволяетразвивать и творческие возможности самого ребенка. Проведение уроков валеологииисключает «академический» стиль, назидания и указания. Это скорее всегосовместное размышление об образе жизни, это попутные советы, путешествие втайны своей сущности, связанное с многими открытиями.
Серьезное подспорье в обучениимогут оказать различные научно-популярные издания, как то: «Главное чудо света»Г. Юдина, универсальная энциклопедия школьника «Биология и анатомия» и др…
3. Валеология в системе образования Эстонии.
Для решения подобных задач в Государственнойпрограмме обучения Эстонской Республики предусмотрен курс «Учение о человеке играждановедении».
Целью и задачей данного курсаявляется:
·
·
·
·
В рамках курса «Учение о человеке…» программой обучения 1-3 классов вразделе «Человек и здоровье» предусмотрено изучение следующих тем:
Представление о своем «Я».Самосознание. Ценность здоровья. Здоровье и болезни. Здоровый образ жизни.Личная гигиена. Рост и развитие. Правильная осанка. Предотвращение несчастий.Безопасность движения. Первая помощь. Питание и здоровье. Вредные привычки.Движение и здоровье.
Для меня наибольший интереспредставляет тема «Питание и здоровье». Поясню причину. По теории Маслоу учеловека существует 7 основных потребностей, и первая из них – удовлетворениеинстинктивных физиологических потребностей, в число которых входит ипотребность в питании. (Последней, седьмой, ступенью является самореализация).Да, голодному человеку сложно думать о становлении собственного духа. Но многиечересчур рьяно берутся за удовлетворение этой потребности, что приводит кзашлаковке организма, ожирению и прочим неприятным моментам. Потому питаниеиграет не последнюю роль в формированию здорового образа жизни ребенка.
Правильно питаться – это целоеискусство, которому и надо обучить ребенка. Ведь во многом именно от этогофактора зависит функционирование систем организма, а в частности центральнойнервной системы (т.е. умственное развитие ребенка).
Итак, какие же знания долженполучить учащийся первого класса о рациональном питании? Ребенок долженразличать качество пищи по ее внешнему виду, запаху и объяснять, какая пищаспособствует здоровью, какая – нет. Он знает роль животной и растительной пищив организме как источника энергии для обеспечения работы и игры, поясняет своииндивидуальные реакции на пищу и свое личностное предпочтение в еде. Он должензнать и объяснить роль режима в приеме пищи, знать три основных составляющихпищи (углеводы, белки, жиры).
В последующем (2-4 класс)учащиеся получают более подробные, научные сведения по уже знакомой для нихтеме.
4. Методические разработки.
Конспект урока «Учения о человеке» во 2 классе.
(При составлении конспекта урока использовалисьметодические разработки валеолога валеологической экспериментальной школы суглубленным изучением иностранного языка №192 Санкт-Петербурга Н.Б. Захаревич).
Тема урока: Из чего состоит наша пища?
Цели и задачи урока:
1.
2.
3.
4.
5.
Ход урока:
Вводная беседа. В ходе вводной беседы активизируются уже имеющиесяу учащихся знания. Предлагаются следующие вопросы для обсуждения:
Из чего состоит наш организм?Сколько клеток в нашем организме? Каким образом организм кормит сто триллионовклеток? Каким образом усваивается пища? Все ли клетки употребляют одинаковуюпищу?
Ввод нового материала:
Учитель: Ребята, сегодня мы с вамиснова встретимся с нашими давними знакомыми (папа и сын из книги Г.Юдина).Послушаем, о чем они разговаривают сегодня(магнитофонная запись):
·
·
·
·
·
·
(учитель: Кто знает эти триглавные части?)
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Учитель: какой же уголь нужен организму, чтобы вырабатыватьэнергию? (ответы ребят)
— Углеводы. На нашемпищеварительном конвейере их получают из сахара, различных круп, хлеба, овощей,варенья. Но для того,. Чтобы переваривать пищу в питательные соки,. Расщеплятьее необходимы еще и особые вещества – ферменты, которые способствуютхимическому изменению пищи.
Но необходимы и белки. Зачем онинужны?
— Белки – своеобразные кирпичи,строительный материал. Вспомните, из чего строится цыпленок в яйце? Цыпленок вяйце строится из белка! Человеческие клетки тоже состоят из белка, и благодаряэтому человек растет. Есть продукты в которых очень много белка, есть – сменьшим количеством.
Мне кажется,. Что вы можете назвать продукты, богатые белками?(ответы детей)
— Правильно. Белка очень много вмясе, рыбе, орехах, сыре, твороге, бобах. Белки, действительно, своеобразныекирпичи. Но, чтобы построить дом, человеку нужен цемент – кальций. Иначе всеклетки рассыплются, как кирпичи без цемента.
Как вы думаете, какие еще нужныкомпоненты. Чтобы наш организм был здоровым? (ответы детей)
— Правильно. Нужны многиевещества. Это вещества, имеющиеся в природе: железо, медь, цинк, сера,марганец, свинец и еще йод. Все они могут попасть в организм только сразнообразной пищей. Очень богатой витаминами пищей. В человеке очень маложелеза и других металлов, но и они необходимы для жизни.
Но есть еще и третье блюдо, которое питает наши клетки. Что это?(ответы)
Верно. Это жиры. Но они но такие,как мы привыкли видеть в масленке или кусочке колбасы. (Отрывок из книгиГ.Юдина).
·
·
· особенно толстые, одеты в костюм из жира. Ножир не только наша печка, он еще и амортизатор.
·
·
·
·
·
·
Учитель: Ребята, помните мы с вами рисовали как должна выглядетьнаша тарелка? Мы делили ее на три части и потом «раскладывали» на ней различныепродукты. Давайте сейчас нарисуем такую же тарелку, но для наших клеток. Итак,на сколько частей мы разделим эту тарелку? Что на нее положим? (Ученики вместес учителем делят «тарелку» на 4 части (для белков, жиров, углеводов ивитаминов) и на каждой ее части рисуют изображение продукта богатого той илииной составляющей. У учителя заранее заготовлены изображения продуктов накартоне, которые он прикрепляет к своей «тарелке» на доске).
Подведение итогов урока: Итак, теперь вы знаете, что все наши стотриллионов клеток очень разборчивы и ничего не желают есть кроме …. (ответы детей).
Совершенно верно: белков, жиров,углеводов. Но это еще и витамины, минеральные соли, которые необходимы, чтобырасщеплять белки, жиры и углеводы, делая их съедобными для клеток. Только притаком питании может быть обеспечено нормальное развитие нашего организма.
Мы уже говорили, что в одних продуктах большебелков, в других жиров, в-третьих – углеводов. Чтобы наш организм получил все вдостаточном количестве, пища должна быть разнообразной. Это называетсясбалансированное питание.Конспект урока «Учения о человеке» в 4 классе
Тема урока: Давайте питаться правильно!
Цели и задачи урока:
1.
2.
3.
4.
5.
Подготовительная фаза: учащиеся на предыдущем уроке получают текст«Что следует помнить о питании» и задание: прочитать текст дома вместе с родителямии выяснить их мнение по его содержанию.
«Что следует помнить о питании».
Человек за всю свою жизньполучает немало знаний, но не всегда он следует тем правилам, которые знает.Пожалуй, каждому известно, что беспорядочное питание вредно. Однако так многолюдей питается беспорядочно: не соблюдая физиологических часов – едят, когдапридется; иногда подолгу голодая, а иногда, напротив, по полдня не выходя из-застола и набивая желудок так, что трудно становится дышать; часто едятвсухомятку, на бегу, не пережевав пищи достаточным образом; «садятся» наварварские, неизвестно из каких источников заимствованные «диеты», не посоветовавшись с врачомдиетологом, мучают свой организм. Не думают и над составом пищи: употребляютчересчур много острого и жирного, или пьют кофе чашку за чашкой, илиобкладываются пирожными и пускаются во все тяжкие. А проходит немного времени иначинаются заболевания желудка, печени, желчного пузыря. И все-то человексетует на свою фигуру – некрасивая стала фигура, в джинсы не влезть, на пляжене раздеться, и дышать трудно – одышка… А-то еще соревнования устраивают – ктобольше съест цыплят, кто больше выпьет яиц, кто больше «опрокинет» «Пепси».
Надо вовремя остановиться,перестать надеяться на могучесть своего организма. Не нужно приближать тот час,когда с неприятным изумлением обнаруживаешь у себя какую-либо из болезней. Ивсего-то ведь необходимо правильно организовать, продумать свой день, свой быти прикладывать ежедневно совсем немного усилий, чтобы придерживаться избранногорежима.
Кроме того, пища должна соответствоватьэнергетическим потребностям организма. В зависимости о профессии и поколичеству энергетических затрат люди делятся на четыре группы:
1.
2.
3.
4. шахтеры, лесорубы, землекопы и пр. С течением времени их трудвсе больше механизируется, и уже практически не встретишь на улице человека слопатой. Но все же. Суточные затраты этой группы – 4500-5000 калорий.
Помимо того,что пища должна приниматься в определенные часы, должна быть еще соблюдена ееблагоприятная температура. Не рекомендуется принимать обжигающе горячую пищу –этот может привести к раку слизистой оболочки полости рта, а также пищевода и желудка; нельзязлоупотреблять и холодными блюдами.
Ни в коемслучае на рекомендуется сразу после горячего блюда приниматься за холодное инаоборот – резкие перепады температуры влекут за собой разрушение эмали зубов.
Не нужноувлекаться продуктами, имеющими повышенное содержание холестерина. Это мозг,печень, яичный желток и др. Холестерин имеет способность накапливаться ворганизме. Особенно опасны его скопления в виде жировых комочков на внутреннейповерхности кровеносных сосудов. Такое заболевание называется атеросклерозом.При атеросклерозе уменьшается общий объем кровеносной системы – отсюдаразвивается гипертония, т.е. болезнь, основным симптомом которой являетсяповышенное давление крови. Опасен атеросклероз еще осложнениями со сторонысердца. Сосуды, питающие сердце, тоже покрываются изнутри животным жиром,значит, сердечная мышца получает меньше крови, а с нею и меньше кислорода ипитательных веществ – и возникает нарушение питания сердца с последующиминфарктом миокарда.
Вредноупотребление большого количества воды. А мы иногда, полакомившись солененьким,все пьем и пьем. Самое разумное - вовсем соблюдать меру: и с «солененьким», и с водой. Бывает, чтобы утолитьжажду, совсем не обязательно выпивать в один присест литр жидкости. Ведь жидкостьвсасывается минут через 10-15 и только тогда ощущение жажды по-настоящему проходит.Может, достаточно всего полстакана компота, а мы уже выпили литр. Поэтомуутолять жажду следует не спеша: сделал два-три глотка, подождал десять минут, иесли не помогло – сделал еще два-три глотка.
Основнойзадачей питания является покрытие потребностей организма в различныхингредиентах пищи – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях. Нонеобходимо помнить, что детскому растущему организму требуется относительнобольшее количество белка, потому что белок является незаменимым строительнымматериалом. Количество белков, необходимых подросткам, высчитывается просто:два грамма белка на один килограмм веса. Если подросток весит 50 килограмм, тоему в сутки необходимо 100 г белков.
Отличие белковот других ингредиентов пищи заключается в том, что организм не можетсинтезировать их из жиров, например, или углеводов. Организму нужны толькобелки. Он расщепляет их на аминокислоты, из которых составляет потом собственные белки.
Жиры и углеводытакже служат в организме строительным материалом. Но основное их значение –обеспечение организма энергией. Жиры и углеводы способны взаимообращаться. Этавозможность превращения жиров в углеводы и углеводов в жиры позволяет организмуприспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды, быть более гибким и неутрачивать работоспособность принекоторых качественных изменений в составе пищи.
Оптимальныйвариант соотношения в пище белков, жиров и углеводов следующий: белков –14%,жиров – 30% и углеводов – до 56%.
Важно приниматьпищу в определенные часы, потому что организм, вся деятельность которого построена по принципу рефлекса , заранее готовится к приему пищи. Такаяподготовка – один из приспособительных механизмов, обеспечивающих более полноепереваривание пищи с меньшими затратами. Нарушение привычного ритма питаниявлекут за собой нарушения пищеварения, а также болезненные состояния, чтоприводит к скорому изнашиванию пищеварительных органов.
Не нужноувлекаться сладостями. Повышенная концентрация сахара в крови вредно действуетна почки и другие органы.
Человек,который неравнодушен к соленому, рискует со временем обрести заболевания сердцаи почек.
Любыепогрешности в питании значительно сокращают нашу жизнь.
Ход урока:
Организационный момент.
Вводная беседа.
Учитель: Итак, ребята, дома выпрочитали текст и обсудили его с родителями. Кто желает рассказать нам обобсуждении а своей семье? (рассказы детей)
Не кажется ли вам, что информацияв тексте очень полезная? Но она очень объемная и чтобы нам ее легче былозапомнить, нам нужно записать только самое главное в памятку.
— Прежде всего нужно определитьзачем мы едим и сколько нужно есть? (обсуждение) Запишем первый пункт памятки:«Есть столько, сколько нужно для сохранения массы тела, соответствующей росту ивесу.
— А сколько раз в день нам нужноесть? (обсуждение) Запись второго пункта памятки:»Есть не чаще 3-4 раз в деньчерез регулярные промежутки времени, стараясь принимать пищу в одно и то жевремя».
— Как в течение дня надораспределить пищу? (обсуждение) Третий пункт: «Умело распределить количествопищи между трапезами, выделив около 30% на завтрак, около 10% на второйзавтрак, 40% на обед и 20% на ужин.
— Какие вещества и в какомсоотношении мы должны получать с пищей? (обсуждение) Пятый пункт: «Вповседневном питании обеспечить определенное соотношение между отдельнымикомпонентами пищи, не забывая об определенном минимуме белков».
— Чтобы наш кишечник не засорилсянам необходим для него «бульдозер». Чтобудет служить нам подобным бульдозером? (обсуждение) Пятый пункт: «В ежедневномрационе должны быть блюда, содержащие клетчатку – овощи типа свеклы,. Капусты,редьки, хлеб грубого помола, фрукты, морковь и т.д.»
— Что, кроме белков, жиров иуглеводов необходимо нашему организму? (обсуждение) Шестой пункт: Не забыватьоб употреблении витаминов и минеральных веществ. Для этого питание должно быть разнообразным и включатьсвежие фрукты и всевозможные овощи».
— Чего в нашем организме болеевсего? (воды) (обсуждение) запись шестого пункта: «Не забывать о необходимомколичестве воды. В нормальных условиях человек нуждается в 2-х литрах воды,включая суп, чай, молоко, кофе».
Домашним заданием вам будет показать эту памятку с родителями иузнать их мнение о ней.
Подведение итогов урока: Итак, чем мы занимались на сегодняшнемуроке? Зачем нам необходима эта памятка? Для чего необходимо рациональное питание?Завершение урока
5. Пищевые рационы вшколе и дома с учетом принципов рационального питания.
Но необходимо не только научить ребенка правильнопитаться, но и учитывать принципы рационального питания при составлении рационов питания дома, вдетском саду, в школе. Они должны включать все витамины и питательные вещества требуемые растущим организмом ребенка.
Рациональное питание:
Последние десятилетияхарактеризуются значительным возрастанием интереса к проблеме питания человека,и это не удивительно, т.к. правильное питание обеспечивает нормальное течениепроцессов роста и развития организма, а так же сохранение здоровья. В то жевремя ответ на вопрос “Что же значит правильно питаться?” остается спорным.Существует много взглядов (порой диаметрально противоположных) на питание: поБрегу, по Шелтону, по Шаталовой; многие люди придерживаются вегетарианскойориентации питания, одни предпочитают сыроедение, другие – макробиотику, третьиявляются сторонниками энергетического питания и т.д. Отдавая должное всему томурациональному, что заложено в тех или иных взглядах на питание, следуетотметить один большой для них недостаток: малое количество наблюдений иотсутствие строгой статистической обработки полученных данных. В наименьшейстепени этот недостаток присущ разработанной у нас в стране концепции сбалансированного питания(КСП) А.А.Покровского, которая на настоящий момент является наиболеераспространенной.
Концепция сбалансированногопитания может быть в целом сведена к следующим принципам:
·
·
·
Реализация первого принципа КСП подразумевает, во-первых, определениеуровня энерготрат, во-вторых, определение энергии, содержащейся в том или иномколичестве той или иной пищи.
Определив общие энерготратычеловека, можно так составить его рацион, чтобы энергия, поступившая в организмс пищей, была бы равна затраченной. Следует, правда, отметить, чтоприменительно к питанию детей этот принцип требует некоторой поправки:Энергопотребление должно быть примерно на 10% больше энергозатрат, что связанос процессами роста. Средние величины суточного общего обмена школьников ввозрасте 7 — 10 лет равны примерно 65 ккал/кг массы тела; в возрасте 11 — 15лет — 55 ккал/кг массы тела. Исходя из этих величин и нужно рассчитыватьэнергетическую стоимость пищевых рационов школьников.
Энергетическая ценность пищевыхпродуктов определяется следующим образом. Пищевые продукты, которые мы едим,включают в себя пищевые вещества: белки, жиры и углеводы. Образующуюся ворганизме в процессе превращения пищевых веществ энергию принято измерять вединицах тепловой энергии — килокалориях или килоджоулях (1 ккал = 4,186 кДж).Каждое из пищевых веществ обладает своим калорическим коэффициентом — количеством энергии, образующимся в процессе сгорания 1 грамма пищевоговещества. Для белков калорический коэффициент равен 4 ккал, для жиров — 9 ккал,углеводов — 4 ккал. Зная общий обмен человека и калорические коэффициенты пищевых веществ, можно так составить пищевойрацион, чтобы превратить первый принцип концепции сбалансированного питания(соответствие энерготрат энергопотреблению) был реализован.
Несколько иначе подходят кпроблеме обеспечения организма человека необходимым количеством энергиисторонники концепции энергетического питания. Согласно этой концепцииэнергетическая ценность пищи обусловлена в первую очередь содержанием в ней такназываемой (психической) жизненной энергии, и наиболее богаты такой энергиейпродукты растительного происхождения, т.к. по своему назначению являютсясеменами и должны дать будущую жизнь. Изживотных продуктов большой запас жизненной энергии содержат коровье молоко иоплодотворенные яйца. Отсюда делается вывод, что при составлении пищевогорациона следует исходить прежде всего из обеспечения человека прежде всегожизненной энергией, т.е. употреблять преимущественно растительную пищу(продукты переработки злаков, овощи и фрукты) и молочные продукты (лучшекисломолочные — кефир, йогурт, творог и прочие, т.к. в организме большинствавзрослых людей отсутствует фермент лактаза, перерабатывающий молочный сахар доконечных продуктов).
Если теперь вернуться к концепциисбалансированного питания, надо помнить, что учет только первого принципа этойконцепции недостаточен при правильной организации питания. Так, например, общийобмен ученика среднего школьного возраста в среднем равен 2400 — 2500ккал/сутки. Получить с пищей в сутки он должен примерно 2700 ккал. Если мыдадим ему 300 грамм жиров, энерготраты будут полностью покрыты (первый принципсоблюден), но понятно, что такую диету использовать нельзя. Для нормальнойжизнедеятельности человеку необходимы в нужном количестве и оптимальномсоотношении все компоненты пищевых продуктов: белки, жиры, углеводы, витамины,минеральные вещества и вода (второй принцип концепции сбалансированного питания).
Белки — сложные азотосодержащиибиополимеры, мономерами которых являются аминокислоты. Являясь незаменимымкомпонентом пищевого рациона человека, белки выполняют роль жизненно важныхфункций:
·
·
·
·
·
·
При расщеплении белков впищеварительном тракте человека образуется 20 различных аминокислот, 8 изкоторых (для детей до 1 года жизни — 9) не синтезируются в организме. т.е.являются незаменимыми. Остальные 11 аминокислот могут претерпевать в организмевзаимопревращения и не относятся к незаменимым. Незаменимые аминокислотыпреимущественно содержатся в белках животного происхождения, растительные белкиотносительно бедны такими аминокислотами. Исходя из этого вегетарианство(употребление в пищу лишь растительных продуктов) с точки зрения концепциисбалансированного питания не оправдано, особенно при питании детей и подростковс их бурными процессами роста. Но наряду с ортодоксальным вегетарианством,полностью исключающим использование в пищу животных продуктов, существует и такназываемое лактовегетарианство (употребление молока) и лактоововегетарианство(употребление молока и яиц). Такой рацион, по-видимому, вполне может обеспечитьпотребности организма в незаменимых аминокислотах. Кроме того, довольно многобиологически ценных белков в бобовых растениях (соя, горох, фасоль, бобы), атак же в грибах и орехах. Тем не менее, концепция сбалансированного питаниябелковый рацион человека должен примерно на 2/3 состоять из белков животногопроисхождения и лишь на 1/3 — растительного.
Суточная потребность человека вбелках, по данным различных авторов, весьма различна: от 0,8 г/кг массы тела(Канада) до 1,7 г/кг массы тела (Болгария) для мужчин в возрасте от 18 до 40лет, не занятых тяжелым физическим трудом и проживающим в районах с умереннымклиматом. По рекомендации Всемирной организации здравоохранения общая суточнаяпотребность организма человека в белке определена в 29 г, независимо отвозраста. В России потребность в белке считается равной 1,2 г/кг массы тела.Что же касается белкового рациона детей и подростков, то их потребность в белкезначительно больше, чем у взрослых. Так, например, ребенок первого года жизнинуждается в 4-5 г белка на килограмм массы тела в сутки. Для детей школьноговозраста рекомендуется (в целом, без пересчета на единицу массы тела) следующееколичество белков: младший школьный возраст — 80-90 г, средний — 90-100 г и старший — 100-110 г в сутки спреимущественным содержанием животных белков.
Говоря о белковом рационе, следуетпомнить, что избыток белков небезразличен для организма. Чрезмерное ихпотребление может привести к перенапряжению работы пищеварительного аппарата, кобразованию в желудочно-кишечном тракте продуктов гниения и неполногорасщепления белков. Кроме того, большое количество пищевых белков значительноувеличивает нагрузку на почки, что может привести к их функциональномуистощению. С точки зрения концепции энергетического питания избыточный белокблокирует усвоение психической энергии, поступающей в организм при дыханиичерез легкие.
Жиры — вещества, состоящие из глицерина и жирных кислот, — также являются незаменимыми компонентами пищевого рациона человека. Пищеваяценность жиров определяется их жирно-кислотным составом, а также наличием в нихдругих факторов липидной природы: фосфатилов, стеринов и жирорастворимыхвитаминов. К жизненно важным функциям жиров относятся:
·
·
·
·
Суточная потребность в жиревзрослого здорового человека равна 1 — 1,5 г на кг массы тела; примерно третьэтого количества должна быть представлена жирами растительного происхождения.Широко применяемая в последние годы очистка масел (их рафинирование), по мнениюмногих исследователей, снижает их пищевую ценность.
Для детей школьного возрастасуточная потребность в жирах примерно такая же, как и в белках: для младшего школьного возраста — 80 -90 г, среднего — 90 -100 г, старшего — 100 -110 г. В пожилом возрасте количество жиров рекомендуютуменьшить до 0,7 — 0,8 г на кг массы тела.
Важным компонентом пищевогорациона являются и углеводы — органические соединения, имеющие в своем составеальдегидную или кетонную и спиртовые группы. Различают простые (моносахариды) исложные (олиго — и полисахариды) углеводы. К числу наиболее важных для человекамоносахаридов относятся глюкоза, фруктоза, рибоза, дезоксирибоза и др. Изолигосахаридов для человека в первую очередь необходимы дисахариды: сахароза,мальтоза и лактоза, из полисахаридов — крахмал и гликоген (перевариваемые),целлюлоза и пектиновые вещества (неперевариваемые).
Углеводы — это наиболее легко утилизируемыйисточник энергии, отсюда и их основная функция — энергетическая. Высвобождаемаяпри окислении углеводов энергия способствует утилизации жиров — “жиры сгорают впламени углеводов”. В то же время глюкоза и фруктоза легко превращаются ворганизме в жиры, особенно при избыточном поступлении с пищей на фоне низкойдвигательной активности человека. Таким образом, можно сказать, что еще однойфункцией углеводов является участие в жировом обмене
Перевариваемые полисахариды — крахмал (запасной углевод растений) и гликоген (резервный углевод животныхтканей) играют значительную роль в питании. Крахмал, источником которого служатрастительные продукты, прежде всего продукты переработки злаков (хлеб и пр.), атакже овощи (картофель), является основным углеводом рациона человека.Гликоген, поступающий в организм человека с мясом и рыбой, играет важную роль врегуляции сахара в крови. Избыток углеводов, поступающих с пищей, превращаетсяв гликоген, который откладывается в тканях и образует запас углеводов, изкоторого организм при необходимости “черпает” глюкозу. Основными органами, вкоторых откладывается гликоген, являются печень и скелетные мышцы. Еслиуглеводы с пищей не поступают, то запасы гликогена оказываются полностьюисчерпанными уже через 12-18 часов, и резко усиливаются процессы окисленияжиров. Наряду с этим усиливаются процессы глюконеогенеза, направленные, преждевсего на обеспечение глюкозой головного мозга, жизнеспособность которогосвязана с постоянным интенсивным окислением глюкозы.
Неперевариваемые полисахариды — целлюлоза (клетчатка), гемицеллюлозы и пектиновые вещества — широкораспространены в растительных продуктах, т.к. входят в состав оболочек клетокрастений (другое, старое их название — балластные вещества или, в последниегоды, растительные волокна). Хотя они и не перевариваются в желудочно-кишечномтракте человека и не могут служить источником энергии и строительнымматериалом, их значение в питании весьма велико. Растительные волокна играютведущую роль в регуляции моторной функции кишечника и желчевыводящих путей