Содержание
Введение
1.Содержание договора купли-продажи земельного участка.
2. Продажа земель государственной и коммунальной формы собственности гражданам и юридическим лицам.
3. Продажа земель государственной и коммунальной формы собственности иностранным юридическим лицам и иностранному государству.
4. Продажа земельных участков на конкурентных началах.
Заключение
Литература
Введение
Земля в течение многих лет была исключена из гражданского оборота, в частности советское законодательство ограничивало её обротоспособность. Проблема утверждения оборотоспособности земли связана с пределами осуществления на неё прав. Человек с давних времён занимался обработкой земли, собирательством, животноводством, т.е. сельским хозяйством. Земля была и сегодня остаётся основным богатством любого государства. Земля является символом господства, существования нации.
Ценность земли как национального богатства заключается в её многофункциональном назначении. Нет ничего более необходимого, доступного и постоянного, как земля. Она является главным средством производства в сельском хозяйстве, пространственным базисом для размещения и развития других отраслей хозяйствования. Она является творением природы, и увеличить запасы земельных ресурсов человек не может, разве что рационально её использовать.
Согласно Конституции Украины: «Земля является основным национальным богатством, находящимся под особой охраной государства. Право собственности на землю гарантируется. Это право приобретается и реализуется гражданами, юридическими и государством исключительно в соответствии с законом»(ст. 14).
Современные условия рыночных отношений создают благоприятные правовые, социально-экономические предпосылки расширения способов землевладения, утверждения многообразия и равенства форм собственности, реализации других субъективных прав на землю.
Земельный вопрос в нашей стране окончательно не решён. Постоянно вносятся изменения, дополнения в действующее законодательство, освоить которые простому гражданину сложно, поэтому любая сделка не обходится без профессиональных юристов.
Земля может быть объектом дарения, мены, купли-продажи, наследования, залога и других сделок.
1. Содержание договора купли продажи земельного участка.
Соглашения о переходе права собственности на земельные участки должны содержать:
1) наименование сторон (фамилия, имя и отчество гражданина, наименование юридического лица);
2) вид договора;
3) предмет договора (земельный участок с определением места расположения, площадь целевое назначение, состав угодий, правовой режим и др.);
4) документ, удостоверяющий право собственности на земельный участок;
5) сведения об отсутствии запрета на отчуждение земельного участка;
6) сведения об отсутствии или наличии обременений относительно использования земельного участка по целевому назначению (залог, аренда, сервитуты и др.);
7) договорная цена в национальной валюте, если стороной выступает иностранное юридическое лицо или государство – цена может указываться в иностранной валюте.
8) обязательства сторон (права и обязанности);
9) подписи сторон.
После подписания договора купли-продажи земельного участка сторонами и его нотариального удостоверения все ране заключённые договоры прекращают свою действительность, если иное не предусмотрено договором.
Заключённый договор является основанием дл отвода земельного участка в натуре и легализации права собственности покупателя земельного участка.
Требования к договору купли-продажи земельных участков.
Купля-продажа земельного участка регулируется ГК и ЗК Украины при этом положения не должны противоречить, хотя у них разные публичные и частные интересы. Сделки с земельными участками совершаются в соответствии с нормами гражданского законодательства и его требованиями в отношении законности их содержания, способности сторон сделки к участию в сделке, соответствия воли и волеизъявления, соблюдения формы сделки.
Согласно Земельному кодексу Украины земля может быть предметом купли – продажи. Право продажи земельного участка принадлежит собственнику. Продавать можно земельные участки, как и те, которые находятся в частной собственности так и те которые принадлежат государству и территориальным общинам. Земли государственной и коммунальной формы собственности могут приобретаться на конкурентных основах(торги) и путём выкупа. При этом следует отметить, что законодатель устанавливает ряд ограничений на продажу земли в зависимости от ее целевого назначения, а также в зависимости от правового статуса земельных участков.
Например, на сегодняшний день существуют ограничения на продажу земельных участков сельскохозяйственного назначения. Установлен этот запрет п. 12 Закона Украины «О первоочередных мерах по предотвращению негативным последствиям финансового кризиса и по внесению изменений в некоторые законодательные акты Украины». Согласно названному пункту запрещается продавать земельные участки сельскохозяйственного назначения до 1 января 2010 года. В сущности, данный запрет установлен только этим Законом без внесения соответствующих изменений в Земельный кодекс Украины. Но, тем не менее, следует учитывать, что это Закон, и признать недействительным договор купли – продажи земельного участка сельскохозяйственного назначения ссылаясь только на этот Закон вполне реально. Хотя законодатель внес ряд неудобств этим запретом, так как под него попали все земли сельскохозяйственного назначения, а это и приусадебные участки.
Таким образом, в ЗК Украины установлены ограничения свободы договора: негативные и позитивные. Например, негативные указывают кто не может приобретать земли сельхоз назначения в собственность – это иностранцы, юридические лица нерезиденты.
Позитивные ограничения – покупателями земельных участков сельхоз назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства могут быть граждане Украины, имеющие сельскохозяйственное образование, или опыт работы в сельском хозяйстве или занимаются ведением товарного сельскохозяйственного производства; юридические лица, учредительными документами которых предусмотрено ведение сельскохозяйственного производства. Преимущественное право покупки имеют граждане Украины, которые постоянно проживают на территории Украины соответствующего местного совета, а также органы местного самоуправления (ст. 130 ЗК Украины). Также необходимо соблюдение целевого использования земли, минимальные и максимальные размеры участков при переходе права собственности, регистрацию таких прав.
Тем не менее, земли других категорий, продажа которых не ограничена нормами Земельного кодекса Украины, могут быть предметом купли – продажи. Сторонами могут быть иностранные государства, иностранные юридические лица.
Оформляя договор купли – продажи следует обратить внимание на следующее.
Если речь идет о приобретении земельного участка в собственность, то предметом договора купли – продажи может быть только земельный участок. Почему на этом акцентируется внимание? Дело в том, что определяющим фактором для покупателя должен быть факт наличия у продавца правоустанавливающего документа, подтверждающего право собственности на продаваемый земельный участок.
Договор купли – продажи должен заключаться в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. Какие либо расписки о получении денег не являются основанием для продавца передать другому лицу в собственность земельный участок.
С целью надлежащей проверки документов и отсутствия возможных рисков для покупателя последний должен потребовать от продавца государственный акт на право собственности на земельный участок и справку (заключение) о наличии обременений (отягощений) на земельный участок или соответствующее извлечение из земельного кадастра. Для заключения и нотариального удостоверения договора купли продажи этих документов недостаточно. Но, на этапе переговоров на основании этих документов покупатель может убедиться в следующем:
— продавец является собственником земельного участка или нет;
— есть ли какие – либо обременения или отягощения на земельный участок (сервитут др.);
Если продавец не может предоставить документ о наличии прав третьих лиц на землю, необходимо заключение предварительного договора.
Продавец должен предоставить такие документы:
— оригинал государственного акта;
— справку (заключение или извлечение из ГЗК) о наличии обременений (отягощений) на земельный участок;
— извлечение из технической документации о нормативной денежной оценке земельного участка;
— заключение независимого эксперта о рыночной оценке земельного участка;
— справку о наличии или отсутствии строений сооружений на земельном участке.
2. Продажа земель государственной и коммунальной формы собственности гражданам и юридическим лицам.
Продажа гражданам и юридическим лицам земельных участков государственной (кроме земельных участков, на которых расположены объекты, подлежащие приватизации) и коммунальной собственности для нужд, определенных ЗК, осуществляется местными государственными администрациями, Советом министров Автономной Республики Крым или органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Продажа гражданам и юридическим лицам земельных участков, на которых расположены объекты, подлежащие приватизации, осуществляется государственными органами приватизации в порядке, который утверждает Кабинет Министров Украины.
Граждане и юридические лица, заинтересованные в приобретении земельных участков в собственность, подают заявление (ходатайство) в соответствующий орган исполнительной власти или сельский, поселковый, городской совет или государственный орган приватизации. В заявлении (ходатайстве) указываются местоположение земельного участка, его целевое назначение, размеры и площадь, а также согласие на заключение договора об оплате авансового взноса в счет оплаты цены земельного участка.
К заявлению прилагаются:а) документ, удостоверяющий право пользования земельным участком (при его наличии) и документы, удостоверяющие право собственности на недвижимое имущество (здания и сооружения), расположенное на данном земельном участке (в случае наличия на земельном участке зданий, сооружений);б) копия учредительных документов для юридического лица, а для гражданина — копия документа, удостоверяющего личность;в) свидетельство о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности в случае продажи земельного участка субъекту предпринимательской деятельности.
3. Орган государственной власти Совет министров АР Крым или орган местного самоуправления в месячный срок рассматривает заявление (ходатайство) и принимает решение о предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка (если проект отсутствует) и / или о проведении экспертной денежной оценки земельного участка или об отказе в продаже с указанием обоснованных причин отказа.
Основанием для отказа в продаже земельного участка является:а) непредставление документов, необходимых для принятия решения о продаже такого земельного участка;б) выявление недостоверных сведений в представленных документах;в) если в отношении субъекта предпринимательской деятельности возбуждено дело о банкротстве или прекращении его деятельности;г) установлен запрет на передачу земельного участка в частную собственность;д) отказ от заключения договора об оплате авансового взноса в счет оплаты цены земельного участка.
Решение Совета министров Автономной Республики Крым, местной государственной администрации, сельского, поселкового, городского совета о продаже земельного участка является основанием для заключения договора купли-продажи земельного участка.
Заключение договоров купли-продажи земельных участков, на которых расположены объекты, подлежащие приватизации, осуществляется в соответствии с порядком, определенным частью статьи 128 ЗК.
Договор купли-продажи земельного участка подлежит нотариальному удостоверению. Документ об оплате или об уплате первого платежа (в случае продажи земельного участка с рассрочкой платежа) является основанием для выдачи государственного акта на право собственности на земельный участок и его государственной регистрации
Цена земельного участка определяется по экспертной денежной оценке, проводимой организациями, имеющими соответствующую лицензию на выполнение данного вида работ, по заказу органов государственной власти или органов местного самоуправления. Финансирование работ по проведению экспертной денежной оценки земельного участка осуществляется за счет внесенного покупателем аванса, не может быть больше 20 процентов стоимости земельного участка, определенного по нормативной денежной оценке земельного участка.
Сумма авансового взноса входит в цену продажи земельного участка. В случае отказа покупателя от заключения договора купли-продажи земельного участка сумма авансового взноса не возвращается.
Расчеты за приобретение земельного участка могут осуществляться с рассрочкой платежа при согласии сторон, но не более чем на пять лет. Порядок осуществления расчетов с рассрочкой платежа определяется Кабинетом Министров Украины.
Решение об отказе в продаже земельного участка может быть обжаловано в суде.
Средства, полученные от продажи земельных участков государственной или коммунальной собственности, зачисляются органами государственной власти Советом министров АР Крым или органами местного самоуправления соответственно в государственный и / или местные бюджеты в порядке, определенном законом. 3. Особенности продажи земельных участков государственной и коммунальной собственности иностранным государствам, иностранным юридическим лицам
Продажа земельных участков, находящихся в собственности государства, кроме земельных участков, на которых расположены объекты, подлежащие приватизации, иностранным государствам и иностранным юридическим лицам осуществляется Кабинетом Министров Украины по согласованию с Верховной Радой Украины.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной собственности, на которых расположены объекты, подлежащие приватизации, иностранным государствам и иностранным юридическим лицам осуществляется государственными органами приватизации по согласованию с Кабинетом Министров Украины. Продажа земельных участков, находящихся в собственности территориальных громад, иностранным государствам и иностранным юридическим лицам осуществляется соответствующими советами по согласованию с Кабинетом Министров Украины.
Продажа земельных участков, находящихся в собственности государства и территориальных громад, иностранным юридическим лицам допускается при условии регистрации иностранным юридическим лицом постоянного представительства с правом ведения хозяйственной деятельности на территории Украины.
Иностранные государства, заинтересованные в приобретении земельных участков в собственность из земель государственной или коммунальной собственности, подают ходатайство в Кабинет Министров Украины.
Иностранные юридические лица, заинтересованные в приобретении земельных участков, подают ходатайство в Совет министров Автономной Республики Крым, областной, Киевской или Севастопольской городской государственной администрации или сельского, поселкового, городского совета и органа приватизации. К ходатайству прилагается документ, удостоверяющий право собственности на недвижимое имущество (здания и сооружения), расположенное на данном земельном участке, копия свидетельства о регистрации иностранным юридическим лицом постоянного представительства с правом ведения хозяйственной деятельности на территории Украины. 6. Рассмотрение ходатайства и продажа земельных участков осуществляются сельскими, поселковыми, городскими советами после получения согласия Кабинета Министров Украины.
Рассмотрение ходатайства и продажа земельных участков, находящихся в государственной собственности, на которых расположены объекты, подлежащие приватизации, осуществляется государственными органами приватизации после получения согласия Кабинета Министров Украины.
4. Продажа земельных участков на конкурентных началах.
Согласно ст. 134 ЗК Украины земельные участки государственной или коммунальной собств