Реферат по предмету ""


Закаливание детей

Новосибирскийгосударственный педагогический университет
Кафедрафизического воспитания
Реферат «Закаливание детей»
Новосибирск–2002
Содержание
 TOC o «1-3» h z Закаливание детей. PAGEREF _Toc5462564 h 3
Закаливание грудныхдетей. PAGEREF _Toc5462565 h 5
Воздушные ванны. PAGEREF _Toc5462566 h 5
Закаливание солнцем. PAGEREF _Toc5462567 h 6
Водные процедуры. PAGEREF _Toc5462568 h 7
Традиционные водные процедуры. PAGEREF _Toc5462569 h 8
Контрастное и нетрадиционное закаливание. PAGEREF _Toc5462570 h 9
Заключение. PAGEREF _Toc5462571 h 12
Списокиспользованной литературы. PAGEREF _Toc5462572 h 13Закаливание детей
         Здоровье человека на 50-70 % зависит отобраза жизни (на 10-20% — от наследственности, на 10-20% — от состоянияокружающей среды, на 8-12% — от уровня здравоохранения), а в понятие «здоровыйобраз жизни» входит и закаливание (учитывая так же рациональное питание,занятие спортом, отказ от алкоголя и других вредных привычек), которое, какфактор повышения сопротивляемости, чрезвычайно актуально не только для детейраннего возраста (в связи с большим ростом числа болеющих, особенно в возрастедо 3-х лет), но и для людей старшего возраста, которые также подверженыразличным заболеваниям, избежать которых можно с помощью солнца, воды ивоздуха, -с помощью закаливания.
         Закаливание- это научно обоснованноесистематическое использование естественных факторов природы для повышенияустойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды.
          Закаливание как факторповышения сопротивляемости организма к различным метеорологическим условиямиспользовалось с древних времен. Дошедший до нас опыт закаливания насчитываетсвыше тысячи лет. Абу Али ибн-Сина (Авиценна) вVIII-IX веках создал «Канон врачебной науки». Он разделил медицину натеоретическую и практическую, а последнюю — на науку сохранения здоровья инауку лечения больного тела. В одной из глав своего труда Авиценна говорит окупании в холодной воде, в том числе и детей раннего возраста, а также ометодах подготовки к своеобразному закаливанию путешественников в условияхжаркой пустыни и зимней непогоды. Древнейший русский летописец Нестор в Х векеописывал, как начинал парить в бане и купать в холодной воде младенцев сразупосле рождения. И так — в течение нескольких недель, а затем при каждомнездоровье. Скифы, по свидетельству Геродота и Тацита, купали своихноворожденных в холодной воде. Якуты натирали новорожденных снегом и обливалихолодной водой несколько раз в день. Жители Северного Кавказа два раза в деньобмывали детей ниже поясницы очень холодной водой начиная с первого дня жизни. Основоположник отечественноймедицины С.Г. Зыбелин (1735 — 1802 гг.) в «Словео вреде, проистекающем от содержания себя в теплоте излишней» (1773г.)писал: «Весьма полезно… мыть младенцев холодной водою для приведения вкрепость и для предупреждения многих болезней».
         Начинать закаливать ребенка следуетс самого раннего возраста, когда организм малыша пребывает в периодеформирования. Важно постепенно приучать к условиям изменяющейся внешней среды,и не только здоровых, но и слабых детей.
         Следует стремиться, чтобызанятия сдетьми приносили им удовольствие, радость. Серьезным фактором поддержания жизнедеятельности детейявляется свежий воздух. Потребность ребенка в кислороде очень велика, за суткион пропускает через легкие больше воздуха, чем взрослый. Из этого следует, чтосвежий воздух дома, частые прогулки с ребенком, сон на открытом воздухе,воздушные ванны закаляют организм, укрепляют его. Помещение, где находитсяребенок, следует часто проветривать. Огромное значение имеет сплошноепроветривание, ребенка же, конечно, следует на это время выносить. Еслитемпература воздуха очень низкая и форточку нельзя держать все время открытой,помещение проветривают, открывая форточку на 15-20 минут. При закаливании наоткрытом воздухе нужно учитывать не только температуру воздуха, но и еговлажность, силу ветра и другие показатели. Влажность воздуха и ветер усиливаютдействие воздуха, при этом количество тепла, что теряется организмом, сильноувеличивается. Пребывание ребенка на свежем воздухе является хорошим средством,усыпляющим ребенка. Ребенок получает крепкий освежающий сон, продолжительнойпребывание на свежем воздухе само по себе является прекрасным средствомпрофилактики рахита, повышается сопротивляемость верхних дыхательных путей илегких, предотвращающее заболевания гриппом и воспалением легких.
        Медицинскихпротивопоказаний от закаливания нет, только острые лихорадочныезаболевания. Ошибочно мнение, что закаливающие процедуры не рекомендованыослабленным детям. Задача медицинского работника, например, состоит вправильном подборе и дозировании этих процедур индивидуально для каждогоребенка.
        Необходимособлюдать основные правила закаливания:
1. Систематическоеиспользование закаливающих процедур во все времена года, без перерывов.
2. Постепенное увеличение дозыраздражающего действия.
3. Учет возрастных ииндивидуальных особенностей организма ребенка.
4. Все закаливающие процедурыдолжны проводиться на фоне положительных эмоций.
Нарушение этих правилприводит к отсутствию положительного эффекта от закаливающих процедур, а иногдаи к гиперактивации нейроэндокринной системы и последующемуее истощению. Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные.Общие включают правильный режим дня, рациональное питание, занятияфизкультурой. К специальным закаливающим процедурам относятся закаливаниявоздухом (воздушные ванны), солнцем (солнечные ванны) и водой(водные процедуры). Закаливание грудных детейВоздушные ванны
          Первой закаливающейпроцедурой для грудного ребенка являются воздушные ванны. Прежде чем объяснитьродителям, как проводить закаливание воздухом, нужно напомнить им, чтотемпература воздуха в комнате для новорожденного ребенка должна быть 23 С, ввозрасте от 1 до 3 месяцев — 21 С, от 3 месяцев до 1 года — 20 С, старше 1 года- 18 С. Грудным детям свойственны высокие энергетические затраты и потреблениекислорода (больше чем у взрослых в 2,5 раза). Поэтому необходимо проветриватьпомещения 4 — 5 раз в день по 10 — 15 минут зимой, держать летом почтипостоянно открытыми форточки. Проветривание с помощью форточки или фрамугипроводят в присутствии детей; температура воздуха снижается на 1 — 2С, чтоявляется закаливающим фактором. При сквозном проветривании воздухообменпроисходит гораздо быстрее, чем через форточку, но его желательно производитьпри отсутствии ребенка в комнате. Возможно использование бытовых кондиционеров,которые автоматически регулируют температуру и влажность. В летнее времяноворожденных можно выносить на прогулку практически сразу после рождения,вначале на 20 — 40 минут, быстро увеличивая время до 6 — 8 ч в день. Зимой всредней полосе России детей впервые выносят на улицу в возрасте 2 — 3 неделипри температуре воздуха не ниже -5 С на 15 — 20 минут и постепенно доводятнахождение на воздухе до 1,5 — 2 часа 2 раза в день. В безветренную погоду сребенком в возрасте от 1 до 3 месяцев можно гулять при -10 С, старше 3 месяцев- 12 С, старше 6 месяцев — 15 С. Дети старше 1,5 лет гуляют не менее 2 раз вдень по 2,5 — 3 часа при температуре не ниже -15 — 16 С. В возрасте до 1,5 — 2месяцев ребенок зимой на улице спит на руках у взрослого и только более старшиедети — в коляске, так как в связи с несовершенством терморегуляции у маленькогоребенка может наступить переохлаждение, даже если его положили в теплуюколяску. Насморк не противопоказание для прогулок. Нужно только предварительнопрочистить нос. Лицо ребенка и зимой должно быть открыто, но ватное одеяловокруг лица нужно устроить как бы в виде колодца. Непосредственно воздушныеванны начинают проводить еще в родильном доме, когда при смене пеленок ребенокостается на короткое время без одежды. Благоприятным моментом является нетолько температурное воздействие на организм, но и диффузия кислорода черезкожу в кровь, так как проницаемость кожи в раннем возрасте очень высока.
Воздушные ванны нужнопроводить в хорошо проветриваемом помещении при температуре воздуха 20 — 22 Сдля грудных детей и 18-19 С для детей 1 — 2 лет. Детям старше 1 — 2 лет,которые хорошо переносят закаливание, температура воздуха может быть снижена до12 — 13 С. Вначале длительность процедуры составляет 1 — 2 минуты, каждые 5дней она увеличивается на 2 минуты и доходит до 15 минут для детей до 6 месяцеви до 30 минут после 6 месяцев. Максимальное время воздушных ванн для детей 2 — 3 лет — 30 — 40 минут. Воздушные ванны обязательно должны сочетаться сгимнастическими упражнениями. Дети старше 1,5 лет принимают обычно воздушныеванны во время утренней гимнастики, сначала в трусах, майках, носках итапочках. Позже можно оставлять только трусы и тапочки. Детей с признакамипониженной адаптации к изменению температуры окружающего воздуха (стойкаябледность кожных покровов, цианотическая мраморностьдистальных отделов конечностей, жалобы на дискомфорт) нельзя отстранять отщадящих закаливающих процедур. Например, ребенок может быть раздет частично,воздушные ванны можно проводить всего 5 минут, но по несколько раз в день.
         Общее суточное пребывание навоздухе детей от 1 до 3 лет должно составлять зимой от 1 до 3 часов. Приниматьвоздушную ванну следует не раньше, чем через 1-2 часа после еды.Закаливание солнцем
        Ультрафиолетовые лучиактивно влияют на иммунологическую резистентностьорганизма, повышая активность гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы.Однако нужно помнить, что чувствительность к ультрафиолетовым лучам тем выше,чем меньше возраст ребенка. Поэтому солнечные ванны детям до одного годапротивопоказаны. Крайне осторожно они назначаются детям от 1 года до 3 лет, итолько в старшем возрасте их проводят достаточно широко, но послепредварительного недельного курса ежедневных световоздушных ванн. В рассеянных солнечных лучахдостаточно много ультрафиолетовых и сравнительно мало, в отличие от прямогосолнечного излучения, инфракрасных лучей, которые вызывают перегреваниеорганизма ребенка, что особенно опасно для детей с повышеннойнервно-рефлекторной возбудимостью. В осенне-зимний и весенний периоды прямыесолнечные лучи не вызывают перегревания, поэтому попадание их на открытое лицоребенка не только допустимо, но и необходимо. Летом рекомендуют проводить световоздушные ванны при температуре воздуха 22С и выше длягрудных детей и при 20С для детей 1 — 3 лет, лучше в безветренную погоду.Поведение ребенка в момент проведения ванны должно быть активным.
        Всредней полосе России ванны лучше начинать с 9 до 12 ч дня, в более жаркомклимате с 8 до 10 ч утра. Продолжительность первой ванны у грудных детей 3 мин,у более старших — 5 минут с ежедневным увеличением до 30 — 40 минут и более.Прямые солнечные ванны (после тренировки световоздушными)у детей более старшего возраста проводятся не более 15 — 20 минут, всего за летоне более 20 — 30 ванн. Абсолютным противопоказанием к проведению солнечных ваннявляется температура воздуха 30С. После солнечных ванн, а не до них, детямназначают водные процедуры, причем обязательно нужно вытереть ребенка, дажеесли температура воздуха высокая, так как при влажной коже происходитпереохлаждение детского организма. Искусственное ультрафиолетовое излучение,которое еще несколько лет назад широко применяли не только на Севере, но и всредней полосе России в первую очередь с целью профилактики рахита, в настоящеевремя многие авторы либо не рекомендуют вообще назначать детям раннеговозраста, либо использовать крайне осторожно, учитывая его возможноеканцерогенное действие. Водные процедуры
Водное закаливание оказывает более мощное воздействиена организм по сравнению, например, с воздушными процедурами. Это связано стем, что теплопроводность воды в 30 раз, а теплоемкость в 4 раза больше, чемвоздуха. Различают три фазы реакции организма на действие пониженнойтемпературы воды. Первая — повышенный спазм сосудов кожи, при более глубокомохлаждении — и подкожно-жировой клетчатки. Вторая фаза — в связи с адаптацией книзкой температуре воды происходит вазодилатация,кожа становится красной, снижается артериальное давление, активируются тучныеклетки и лейкоциты сосудистых депо кожи и подкожной клетчатки свысвобождением биологически активных веществ,в том числе с интерфероноподобными свойствами. Этафаза характеризуется улучшением самочувствия, увеличением активности. Третьяфаза (неблагоприятная) — исчерпываются приспособительные возможности организма,возникает спазм сосудов, кожа приобретает синюшно-бледный оттенок, появляетсяозноб. При систематическом использовании водного закаливания первая фазасокращается и быстрее наступает вторая. Самое главное, чтобы не наступилатретья фаза. Водные процедуры делят на традиционные и нетрадиционные, илиинтенсивные. Традиционные водные процедуры
Методика водного закаливаниязависит от возраста ребенка. Необходимо в обычные водные процедуры (умывание,подмывание, купание) вносить элемент закаливания.
I. Возраст ребенка от рождения до 2 — 3месяцев
1. Общие ванны — ребенка купаютежедневно водой температуры 37 — 36С в течение 5 минут, затем обливают водой стемпературой на 2С ниже.
2. Подмывание, умывание,которое длится 1 — 2 минуты, вначале проводят при температуре воды 28С, черезкаждые 1 — 2 дня и снижают на 1 — 2С и доводят до 20 — 22С.
3. Местное влажное обтирание — рукавичкой, смоченной водой температуры 33 — 36 С, обтирают ручки от кисти доплеча, затем ножки от ступни до колена в течение 1 — 2 минут. Один раз в пятьдней температуру понижают на 1 С и доводят до 28 С. Необходимое условие — каждую часть тела вытирают насухо до легкого покраснения сразу после еевлажного обтирания.
II. Возраст ребенка от 2 — 3 до 9 — 10месяцев
1. Как в предыдущей возрастнойгруппе.
2. Как в предыдущей возрастнойгруппе.
3. Общее влажное обтирание.Сначала обтирают верхние конечности, затем нижние и, наконец, грудь и спину.Температура воды такая же, как при местных обтираниях. В воду можно добавитьсоль (2 чайные ложки соли на 1 стакан воды). Необходимо соблюдать то же правило- каждую часть тела вытирать насухо сразу после ее обтирания.
III. Возраст ребенка от 9 — 10 месяцев до 1года
1. Как в предыдущей возрастнойгруппе.
2. Как в предыдущей возрастнойгруппе.
3. Общее обливание. При этойпроцедуре ребенок может сидеть или стоять. Гибкий шланг душа нужно держать близкоот тела ребенка (25 — 30 см). Струя воды должна бытьсильной. Сначала обливают спину, затем грудь, живот, в последнюю очередь руки.После обливания вытирают насухо до легкого покраснения. Вначале температураводы 35 — 37С, затем каждые 5 дней ее снижают на 1 С и доводят до 28 С.
IV. Возраст ребенка от 1 года до 3 лет
В этом возрасте можноиспользовать общие обтирания со снижением температуры воды до 24 С, общиеобливания температуры до 24 — 28 С. С 1,5 лет можно применять душ, которыйоказывает более сильное воздействие, чем обливание, так как, кроме температурыводы, здесь включается еще и механическое влияние. Длительность процедуры до1,5 минуты; температура воды и ее снижение — как при общем обливании. Груднымдетям, страдающим экссудативно-катаральным диатезом, для закаливания можноиспользовать травяные ванны: берут смесь трав душицы, череды, мать-и-мачехи,календулы, фиалки по 40-50 г, заливают 3 — 4 лкипятка, настаивают 2 — 3часа, фильтруют и выливают в ванну с теплой водой 35-36С. Сначала ребенокнаходится в воде 1-2 минуты, постепенно продолжительность пребыванияувеличивают до 8 — 10 минут, одновременно снижая температуру воды до 24 — 28С,а более закаленным детям даже до 15 С. Такие ванны применяют через 1 — 2 дня. Контрастное и нетрадиционное закаливание
К интенсивным (нетрадиционным) методам закаливанияотносят любые методы, при которых возникает хотя бы кратковременный контактобнаженного тела человека со снегом, ледяной водой, воздухом отрицательнойтемпературы. Имеется достаточный опыт интенсивного закаливания детей раннеговозраста в родительских оздоровительных клубах. Однако практически нет научныхисследований, свидетельствующих о возможности использования этого видазакаливания. Реакция организма на действие любых раздражителей обозначается какобщий адаптационный синдром, в котором выделяют три стадии: стадию тревоги(активация функции коры надпочечников, вследствие чего уменьшается объемвилочковой железы, селезенки, лимфатических узлов), стадию резистентности(развитие гипофункции коры надпочечников) и стадию истощения. Физиологическаянезрелость организма детей раннего возраста,в первую очередь незрелость нейроэндокринной системы, является нередко причинойне повышения, а наоборот, подавления иммунной активности, быстрого развитиястадии истощения при чрезмерном закаливании ребенка к холоду. Поэтомупрактически все авторы, занимающиеся вопросами закаливания детей раннеговозраста, считают купание детей в ледяной воде противопоказанным.
          Однако существуетконтрастное закаливание как переходная ступень между традиционным и интенсивнымзакаливанием. Это контрастные ножные ванны, контрастное обтирание, контрастныйдуш, сауна, русская баня и др. Наиболее распространенным методом для детейявляется контрастное обливание ножек. Необходимо соблюдать правило — нельзя обливатьхолодные ноги холодной водой, то есть ноги предварительно нужно согреть. Вванну ставят два таза так, чтобы вода покрывала ноги до середины голени. Водном из них температура воды всегда равна 38 — 40 С, а в другом (в первый раз)на 3 — 4 С ниже. Ребенок сначала погружает ноги в горячую воду на 1 — 2 минуты(топчет ими), затем в прохладную на 5 – 20С. Число попеременных погружений 3 — 6. Каждые 5 дней температуру воды во втором тазике понижают на 1С и доводят до18 — 10 С. У здоровых детей заканчивают процедуру холодной водой, а уослабленных — горячей. Контрастное обтирание для усиления воздействия можнопроводить с настоем трав. Для более интенсивного охлаждения используют настоймяты. Сухую траву с цветами заливают кипятком из расчета 4 столовые ложки на 1 л, настаивают 30 минут,фильтруют, охлаждают до 20 — 22С. Горячий настой готовят с разогревающимирастениями: тимьяном, тысячелистником, пижмой, сосновыми и еловыми иголками. Ихберут по 2 столовые ложки на 1 лкипятка, настаивают,фильтруют, подогревают до 38 — 40 С. Сначала растирают ручку ребенка полотенцем,смоченным в холодном настое, затем другой рукавичкой, смоченной в горячемрастворе, а после этого сухим полотенцем растирают ручку до покраснения. Такпроводят процедуру со второй ручкой, ногами, туловищем. У более старших изакаленных детей при наличии положительных эмоций можно постепенно повышатьтемпературу горячего настоя до 40 — 42 С, а холодного снизить до 4 — 6 С.
        Болеестаршим детям контрастные ножные ванны можно заменить контрастным душем:экспозиция горячей воды 40 — 50 С в течение 1 мин, затем в течение 10 – 20Спроводят обливание холодной водой с минимальной температурой 10 — 15 С.Чередуют 5 — 10 раз. В сауне (суховоздушной бане) используется высокаятемпература воздуха в парной (около 60 — 90 С) с низкой влажностью иохлаждением в бассейне с температурой воды 3 — 20С, а зимой купание в снегу.При отсутствиипротивопоказаний, но прижелании родителей ребенок может посещать сауну с 3 — 4 лет, 1 раз в неделю,вначале в виде одного захода на 5 — 7 минут при температуре в парной около 80Сна высоте верхней полки. Затем можно довести до трехкратного посещения парнойна 10 минут с последующим охлаждением. Во многих регионах нашей страны широкоиспользуется закаливающий эффект русской бани. Основой его является строгоесоблюдение контрастного цикла: нагревание — охлаждение — отдых. Формулазакаливающего цикла — 1: 1: 2, то есть париться и принимать прохладный душнужно примерно одинаковое время, а отдыхать в два раза дольше. Для детейраннего возраста, только привыкающих к русской бане, достаточно одного цикла. Впарильном отделении вначале следует находиться не более 3 — 5 минут, черезнесколько посещений можно увеличить время до 5 — 10 минут.
        Вначалеохлаждение лучше проводить обливанием, затем холодным душем, позднее — купаниемв холодной воде, в том числе и в проруби, обтиранием снегом. Постепенноколичество заходов в парную увеличивают до 4 — 5. В русской бане часто нараскаленные камни льют не простую воду, а банные коктейли в виде ароматическогонастоя трав. Например, для антисептического эффекта используют в равныхпропорциях мяту, шалфей, тимьян, лист эвкалипта; с успокаивающей целью — тимьян, мяту, душицу, ромашку, березовые почки, зеленую хвою ели; тонизирующеедействие оказывают почки тополя (1 часть), цветочные корзинки пижмыобыкновенной (2 части), листья зубовки (1 часть);улучшают дыхание листья березы, дуба, липы, трава душицы, тимьяна. Широкоиспользуют в русской бане веники, причем каждый веник вызывает специфическийэффект. Например, березовый веник оказывает болеутоляющее, успокаивающее и бронхолитическое действие, дубовый — успокаивающее,противовоспалительное, липовый — бронхолитическое,мочегонное, а также помогает при головной боли, простудных заболеваниях,пихтовый — помогает при радикулитах, невралгии, ольховый при миалгии, рябиновый- оказывает возбуждающее действие и т.д. Контрастное закаливание эффективнее закаливания только холодом.Для этого вида закаливания используютобливание из ведра водой температуры 3 — 4 С, купание в ледяной воде в течение1 — 4 минут в домашней ванне и, как высшую форму закаливания, зимнее плавание(«моржевание»). Страх перед применением этих видовзакаливания у взрослых и детей старшего возраста преувеличен из-за незнания инеправильных выводов в крайне немногочисленных научных публикациях. Еслиродители настаивают на проведении таких видов закаливания, долг медицинскогоработника состоит не в том, чтобы запретить категорически, так как вбольшинстве подобных случаев родители все равно их будут проводить, а в том,чтобы настойчиво рекомендовать те правила, о которых было сказано в началеглавы, особенно учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка ипостепенное увеличение дозы раздражающего воздействия. Заключение
      В предупреждении всех заболеванийи особенно так называемых простудных (острый насморк, сезонные респираторныезаболевания) огромную роль играют солнце, воздух и вода.Нопроводить закаливание надо умело, соблюдая установленные правила, чтобы невызвать заболевания. Особая осторожность необходима при выполнении различныхпроцедур у ослабленных или страдающих хроническими заболеваниями детей, а такжеу малышей, у которых приспособительные защитные механизмы менее совершенны.Начинать закаливание можно в любое время года, но лучше летом, когда ребенокздоров.
         Чтобы правильно проводитьзакаливание, необходимо соблюдать ряд правил: систематическоеиспользование закаливающих процедур во все времена года, без перерывов.Постепенное увеличение дозы раздражающего действия. Учет возрастных ииндивидуальных особенностей организма ребенка. Все закаливающие процедурыдолжны проводиться на фоне положительных эмоций. Нарушение этих правил приводитк отсутствию положительного эффекта от закаливающих процедур, а иногда и к гиперактивации нейроэндокринной системы и последующему ееистощению. Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные.Общие включают правильный режим дня, рациональное питание, занятияфизкультурой. К специальным закаливающим процедурам относятся закаливаниявоздухом (воздушные ванны), солнцем (солнечные ванны) и водой (водныепроцедуры).       Закаленные дети не боятся  переохлаждения,  перепадов  температуры воздуха, влияния ветра, у них резко снижается заболеваемость, они активны, восприимчивы.            Закаливание- один из простых способов поддержания не только детей в хорошей физической форме, здоровых, но и взрослых.
         Список использованной литературы
1.     Если хочешь быть здоров: Сборник/ Сост. А.А.Исаев.- М.: Физкультура и спорт, 1988.- 352с.Ж. К. Холодов, В. П. Панов “Папа, мама и я – спортивная семья”,  Минск “Полымя” 1989 г. – 105с. В.Г. Иванченко “Тайны русского закала”, Москва 1991 г. – 287с. В.П. Праздников “Закаливание детей дошкольного возраста”, М.: Физкультура и спорт, 1988. – 310с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.