Министерствообразования и науки РФ
Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего
профессиональногообразования
Костромскойгосударственный университет им. Н. А. Некрасова
Курсоваяработа
постилистике и литературному редактированию
Языковыеи стилистические особенности жанра «очерк»
Выполнила студентка 3 курс
филологического факультета
отделения журналистики
Канкулова Сюзанна Оганесовна
Научный руководитель
кандидат филологических наук,
доцент кафедры русского языка
Недельчо Елена Владимировна
кострома 2008
Содержание
Введение
1 ГЛАВА. Теоретические основы изучения языковых и стилистических особенностей жанра «очерк»
1.1. Очерк как жанр публицистического стиля. Сущность и разновидности очерка
1.2. Структурная организация очерка
1.3. Художественные элементы очерка: пейзаж, деталь, портретная характеристика
2 ГЛАВА. Языковых и стилистических особенностей жанра «очерк»
2.1. Типы речи
2.2. Языковые средства выразительности
2.3. Синтаксис
Заключение
Список литературы
Приложения
3
5
5
1
1
3
3
3
3
3
3
4
Введение
Данная курсовая работа посвящена изучению языковых истилистических особенностей жанра «очерк». Понятие«очерк» в качестве названия журналистских публикаций определенного типа имеетнеясное происхождение. Хотя существует мнение, что к его появлению причастенА. М. Горький, который в одном из своих писем коллеге по словесному ремеслууказывал, что исходным в определении текста, имеющего известную литературнуюформу, как «очерка» является глагол «очерчивать» [1, c. 145].
Точность этого мнения установить трудно. Однако то,что публикации, которые А.М. Горький называл «очерком», появились отнюдь не втот момент, когда у него возникла мысль назвать их именно этим «именем», сомненияне вызывает.
Среди родоначальников отечественного очеркаисследователи российской журналистики называют имена В.Г. Короленко («Вголодный год»), А.П. Чехова («Остров Сахалин»), Г.И. Успенского («Разорение»),Н.В.Успенского («Без языка») и др. Немалое число выдающихся мастеров этогожанра прославили советскую журналистику, например А.М. Горький, М.Е. Кольцов,Б.Н. Полевой, К.М. Симонов, А.А. Бек, А.А. Аграновский, В.В. Овечкин, Г. Н.Бочаров и многие другие.
Очерк считается «королем»художественно-публицистических жанров, но с точки зрения подготовки его — онодин из наиболее трудоемких. И это действительно так, поскольку написатьхороший очерк журналист сможет только в том случае, если он уверенно владеетразными методами отображения действительности, существующими в его ремесле[2]. При подготовке очерка мало, например, суметь найти подходящий предметвыступления, успешно собрать материал, проанализировать его. Надо еще и соответствующимобразом переосмыслить информацию и воплотить ее в такую форму, которая будетпризнана, действительно очерковой, что указывает на актуальность исследования
Целью данной работыявляется изучение языковых и стилистических особенностей жанра «очерк». Длядостижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Осветитьсущность и разновидности очерка.
2. Изучитьособенности структурной организации очерков различных видов.
3. Описатьхудожественные элементы очерка: пейзаж, деталь, портретная характеристика.
4. Выявитьлексические, морфологические, синтаксические особенности жанра
Предметомисследования являются языковые и стилистические особенности жанра «очерк», а объектомисследования – жанр «очерк».
Методы исследования:теоретические: изучение и анализ литературы по теме исследования;обобщение опыта; общенаучные и специфические или частные методы:анализа и синтеза; сравнительного анализа и др.
Источникам исследованияпослужил проблемный очерк, опубликованный в сентябре 1999г., в газете«Комсомольская правда», автором которой является М. Матвеева. При этомиспользованы труды таких авторов как Г.В. Лазутина, Р.П. Овсепян, В.Ф.Олешко, О.Р. Самарцев, А.А. Тертычный, В.Л. Цвик, Н.Э. Шишкин и др.
Структура исследования.Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованнойлитературы и приложения.
1. ГЛАВА. Теоретические основы изучения языковых истилистических особенностей жанра «очерк»
1.1Очерк как жанр публицистического стиля. Сущность и разновидности очерка.
Одним из распространенных жанров публицистикиявляется очерк.
Очерк -1. Небольшоелитературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычносоциально значимых). Документальный, публицистический, бытовой очерк. 2. Общееизложение какого-нибудь вопроса. Очерк русской истории. (Толковый словарь)
Очерк – 1) Вхудожественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большойописательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. 2)Публицистический, в том числе документальный, очерк излагает и анализируетразличные факты и явления общественной жизни, как правило в сопровождениипрямого истолкования их автором. (Энциклопедический словарь)
Итак, опираясь на определения словарей, можносделать вывод, что характерной особенностью очерка является документальность,достоверность фактов, событий, о которых идет речь. В нем называютсяподлинные имена и фамилии изображаемых лиц, действительные, а не вымышленныеместа событий, описывается реальная обстановка, указывается время действия. Вочерке, как и в художественном произведении, используются изобразительныесредства, вводятся элементы художественной типизации.
Очерк – наиболеехарактерный для публицистики жанр, построен по законам драматургии и основанна фактах, он максимально приближается к художественным жанрам. Глубинаавторского осмысления – отличительная черта очерка. Он не только описывает,комментирует или анализирует факт, но и переплавляет его в творческое сознаниеавтора. Личность автора не менее важна в очерке, чем факт или событие. Сюдаможно отнести творческий портрет. Правильный выбор выразительных средств имеетпринципиальное значение. К выразительным средствам относятся:
1 стиль;
2 язык;
3 подборобразов, сравнений и эпитетов;
4 композицияи т.д.
Личность в очерке приобретает особое качестволитературного героя, она обособляется. Очерк, как правило, строится по жесткимдраматургическим законам. Очерк полифоничен – в нем много различных линий.
Сущность очерка во многом предопределена тем, что внем соединяется репортажное (наглядно-образное) и исследовательское(аналитическое) начало. Причем «развернутость» репортажного началавоспринимается как преобладание художественного метода, в то время как упоравтора на анализ предмета изображения, выявление его взаимосвязей выступает какдоминирование исследовательского, теоретического метода. Соответственно входе их применения создается или преимущественно-художественная, или преимущественно-теоретическаяконцепция отображаемого предмета. И уже в рамках той или иной концепциисобираются или «перерабатываются» эмпирические факты. Именно непроясненностьназванного обстоятельства долгое время служила исходным моментом горячихспоров о том, относить ли газетный (журнальный) очерк к художественнымпроизведениям или же — к документально-журналистским.
Преобладание в ходе подготовки очерка того или иногометода зависит прежде всего от цели и предмета исследования. Так, еслипредметом исследования выступает какая-то проблемная ситуация, тоцелесообразным для ее исследования будет теоретический метод. Если жепредметом журналистского интереса стала личность, то более подходящим длявыявления ее характера будет художественный метод, позволяющий, так сказать,более естественным путем проникнуть в психологию личности, без представления окоторой трудно судить о достоинствах или недостатках любого человека, в томчисле и героя очерка.
Несмотря на то что во многих случаях (например, впубликациях широко известного в недалеком прошлом талантливого очеркиста —известинца Анатолия Аграновского) аналитическое, исследовательское начало вочерках является ведущим, все же представление об очерке в основном связано ссуществованием в нем применением художественного метода.
Современному очерку чаще всего свойственнадокументальная насыщенность, часто — в ущерб художественности. Это, очевидно,вызвано тем, что исходный материал, т.е. фактические события, о которыхсообщает очеркист, часто настолько драматичен, сюжеты их настолько непредсказуемы,раскрываемые тайны настолько заманчивы, сенсационны, что сами по себе способныпривлекать внимание читателя и восприниматься им на уровне информации,черпаемой из самых интересных художественных произведений. В этом случаепотребность в интенсивной художественной переработке исходной информациинередко становится излишней.
Рассмотрим основные черты наиболее распространенногона сегодняшний день типа очерковой публикации (см. приложение 1).
Рассматривая приведённую в приложении 1 публикацию,можно отметить, что, несмотря на высокую насыщенность ее фактическимматериалом, она не превращается, скажем, в статью или корреспонденцию, аостается очерком. Почему? Прежде всего потому, что журналист действует по «алгоритму»творчества, присущему именно очеркисту («писателю в газете», как его называлираньше). В чем это проявляется?
Во-первых, он избирает в качестве предметаотображения типичный для сегодняшней действительности случай. Причем выбранслучай (при всей его типичности) — наиболее яркий, показательный, обладающий«набором» граней, характеризующих самое главное в явлении. На это авторуказывает специально: «Если бы я писала учебники для будущих судей, я бы непременноцелую главу посвятила бы именно этому многотомному делу. Почему? Да потому,что, во-первых, это классическое дело конца 90-х годов, и, во-вторых, потому,что в этом деле было все для того, чтобы вынести приговор, равно как и все длятого, чтобы вернуть дело на дополнительное расследование. Все, как всегда,зависит от человека. Одного человека — судьи».
Во-вторых, драматургия этого произведения строитсяна классическом для художественных творений конфликте добра, справедливости,закона (с одной стороны) и зла, несправедливости, преступности (с другойстороны). Первую сторону этого конфликта представляет судья Чудова, вторую — рецидивистБоровков и его дружки-бандиты. И хотя конфликт этот в какой-то мере остается«за кадром», поскольку автор акцентирует свое внимание прежде всего наописании преступлений банды, но он в очерке присутствует. И автор дает об этомзнать, уже начиная с «врезки», предваряющей текст.
В-третьих, автор достаточно скрупулезно, подробно«разворачивает» деятельность банды Боровкова. И делается это не случайно.Именно путем детальной проработки наиболее значимых и эмоционально насыщенныхэпизодов, подробного описания преступлений и действий каждого из бандитовавтор высвечивает характеры преступников, показывает их бесчеловечность иглубину нравственного падения. Подобного рода задачи характерны именно дляпроизведений художественно-публицистического и художественного планов.
Портретный очерк.Герой портретного очерка – конкретный человек, обладающий теми или другимидостоинствами и недостатками. В портретном очерке автор дает не только портретв узком смысле этого слова, но и описание обстановки, в которой живет иработает герой очерка, рассказывает о его работе, интересах, увлечениях, о еговзаимоотношениях с окружающими. Все это вместе помогает раскрыть внутренниймир героя очерка. Настоящий портретный очерк возникает в результатехудожественного анализа личности героя, опирающегося на исследование разных еесторон (нравственной, интеллектуальной, творческой и пр.), т.е. в результатевыявления характера героя. Пример — портретные очерки М. Горького. Найтиполноценный портретный очерк на страницах современной российской прессы довольноне просто.
Публикации, подобные изложенной в приложении 2,исключительно характерны для современной российской периодической печати. Онилежат на границе художественно-публицистических и аналитических (или даже информационных)жанров и напоминают собой скорее корреспонденцию, предметом отображения вкоторой является человек, нежели очерк.
Художественный анализ качеств героя может приводитьавтора-художника к несколько иным выводам, нежели анализ, скажем, с позицииполитических, деловых, интеллектуальных его характеристик. Автор-художник и автор-мыслителькак бы вступают в полемику друг с другом. Художественный метод помогает авторусделать свой образ более типичным, очистить его от всего случайного, наносного,поверхностного, дает возможность выявить глубинные, духовные начала личности,что не всегда будет совпадать с задачами политического, делового,профессионального, экономического или какого-то иного анализа.
Различие в выводах, следующих из художественногоанализа и из анализа иного вида (например, профессионального), выступает какразличие, существующее между целями нравственно-эстетического и иного (того жепрофессионального) развития людей, общества. Порой это различие может достигатьстепени конфликта. И в этом случае автор публикации может разрешить этотконфликт «силовыми» способами, подчинив, например, художественный анализполитическим целям. В этом случае он может специально «выпячивать» какие-тохарактеристики своего героя, с тем, чтобы использовать их для убежденияаудитории, скажем, в нравственности своего политического вывода.
Проблемный очерк.В центре проблемного очерка социально значимые вопросы: политические,экономические, морально-этические и др. Автор очерка пытается вмешаться врешение важных проблем, вступает в полемику со своими оппонентами.
В этом жанре публицистического стиля речи могутиспользоваться портретные зарисовки, но главным здесь оказывается не характертого или иного человека, а его отношение к данным вопросам, различные точкизрения, различные взгляды. В таком очерке можно встретить и путевые заметки,зарисовки. Но они тоже служат подтверждением позиции автора в споре, выражениемопределенного взгляда, одним из средств доказательства. Очерк такого типаносит полемический характер.
По своей логической конструкции проблемный очеркможет быть сходен с таким представителем аналитических жанров, как статья.Причиной такого сходства выступает, прежде всего, доминирование в ходеотображения проблемной ситуации исследовательского начала. Как и в статье, впроблемном очерке автор выясняет причины возникновения той или иной проблемы,пытается определить ее дальнейшее развитие, выявить пути решения [3, c.259-269].
В то же время проблемный очерк всегда можнодостаточно легко отличить от проблемной статьи. Наиболее важное отличиесостоит в том, что в проблемном очерке развитие проблемной ситуации никогда непредставляется, так сказать, «в голом виде», т.е. в виде статистическихзакономерностей или обобщенных суждений, выводов и т.п., что свойственностатье как жанру. Проблема в очерке выступает как преграда, которую пытаютсяпреодолеть вполне конкретные люди с их достоинствами и недостатками. На поверхноститой или иной деятельности, которую исследует очеркист, проблема очень частопроявляется через конфликт (или конфликты), через столкновения интересовлюдей. Исследуя эти конфликты, их развитие, он может добраться до сутипроблемы.
При этом наблюдение за развитием конфликта в очеркеобычно сопровождается всевозможными переживаниями, как со стороны героевочерка, так и со стороны самого автора. Пытаясь осмыслить суть происходящего,журналист часто привлекает всевозможные ассоциации, параллели, отступления оттемы. В очерке — это обычное дело, в то время как в проблемной статье онинеуместны. Написать проблемный очерк, не разбираясь в той сфере деятельности,которая в нем затрагивается, невозможно. Лишь глубокое проникновение в сутьдела способно привести автора к точному пониманию той проблемы, которая лежитв основе исследуемой ситуации, и соответствующим образом описать ее в своемочерке [3].
Путевой очерк представляетсобой описание неких событий, происшествий, встреч с разными людьми, скоторыми автор сталкивается в ходе своего творческого путешествия (поездки,командировки и пр.) Разумеется, хороший путевой очерк не может быть простымперечислением или изложением всего, что автор увидел в течение своей поездки.Да и опубликовать все увиденное журналистом вряд ли сможет себе позволить тоиздание, для которого готовится очерк. Так или иначе, но очеркисту приходитсяотбирать самое интересное, самое важное. Что посчитать таким самым интересными важным — зависит от того замысла, который складывается у него в ходе путешествия.Разумеется, замысел может возникнуть и задолго до творческой поездки. Исходнымматериалом для него могут стать как прошлые личные наблюдения журналиста, так иполученная вновь информация из тех же газет, журналов, радио и телевидения. Ноне исключено, что журналист получит определенное задание от своего редактораили замысел возникнет под воздействием каких-то иных факторов (скажем, врезультате участия журналиста в какой-то политической акции). Как и в ходеподготовки любого серьезного и объемного материала (а путевые очерки именнотакими и бывают), в ходе подготовки очерка, уже на стадии сбора сведений, этотзамысел может быть скорректирован или даже кардинально изменен — все зависитот характера той информации, которая попадет в распоряжение журналиста.
Именно на этот полностью сформировавшийся замыселили, как его еще по-иному называют, основную идею будущего произведения идолжны работать все собранные автором в ходе творческой командировки факты ивпечатления. Если же они выходят за рамки такого замысла, то их приходитсяоставить в журналистском блокноте.
Путевые очерки могут преследовать самые разные цели.Так, главным для журналиста может стать показ того, как в разных городах, районах,через которые он проезжает, решается какая-то одна проблема (например, как государствозаботится об инвалидах). Он может поставить перед собой и цель иного плана,например исследовать, как население разных городов проводит свободное от работывремя, какое хобби предпочитает. Может рассказать о том, как сохраняютсяпамятники культуры на том маршруте, которым он следует. Или он можетвстретиться с проживающими в населенных пунктах, через которые проезжает,участниками Великой Отечественной войны, имеющими звание Героя СоветскогоСоюза или являющимися полными кавалерами ордена Славы. Таких целей существуетбесконечное множество. В результате их реализации могут появиться самые разныепо содержанию путевые очерки. В любом случае журналист должен уметь использоватьте преимущества, которые предоставляет ему путевой очерк.
1.2. Структурная организация очерка
Специфика структуры газетного очерка вытекает изособенностей этого жанра, имеющего сложную и многогранную природу. С однойстороны, очерк строится по законам художественной литературы, а с другой –публицистики и науки. Говоря о «двойной подсудности» очерка, Е.И. Журбина всвое время писала, что «особенность художественности очерка… состоит в том,что публицистическая мысль в нем акцентирована, поднята, хотя и опирается наизобразительные моменты». По ее мнению, в «очерке должно произойти органичноеслияние публицистической мысли и художественного приема» [4, c. 24]evartist.narod.ru/text/81.htm
— _ftn16. Чтобы достичь такого слияния, автору нужно позаботиться не толькоо создании очеркового образа, но и о его насыщении публицистической мыслью. Вданном «сцеплении» значительная роль отводится различным композиционнымприемам.
Основные типы композиционных форм должны соответствоватьтипам связей, характерным для окружающей действительности – временным и причинно-следственным.В соответствии с этим выделим следующие типы очерковых структур:
1. Хроникальное построение очерка (описание явлений,событий, человеческой жизни в их временной последовательности).
2. Построение, основанное на логикепричинно-следственных связей (очерк-исследование, анализ, где нет рассказа особытии, явлении или каком-либо отрезке жизни героя «во времени», а всеповествование строится по принципу не временной, а логическойпоследовательности. В основе этих структур лежит не логика изложения, как впервом случае, а логика исследования.
3. Так называемая эссеистская, свободная формапостроения, основанная на сложных ассоциативных связях и образных обобщениях.Эта форма наиболее распространена в практике газетного очерка. Она, какправило, совмещает в себе элементы обоих предыдущих типов и характеризуетсянаибольшей полифоничностью, многогранностью, многообразием употребляемыхкомпозиционных приемов и средств [5, c. 75]evartist.narod.ru/text/81.htm
— _ftn17.
Рассмотрим, как же в очерке используются подобныетипы связей.
Первый тип композиционной структуры очерка – хроникальный– отличается наличием событийного ядра. В данном случае очерк выстраивается исходяиз последовательной смены различных периодов, эпизодов и действий. «Период –способ отражения продолжительного отрезка деятельности героя, когда передаютсятипичные для этой деятельности действия. Эпизод же – своеобразный крупный план,вырывание момента (ограниченного отрезка) из процесса или события. Единичноедействие – отражение такого отрезка деятельности, который при нормальныхобстоятельствах занимает немного времени и не развертывается в эпизод» [15,c. 84-85]evartist.narod.ru/text/81.htm — _ftn18. Существуют двапринципа отображения события в очерковом произведении: прямая и смещеннаяхронология.
При прямом хронологическом отображении авторразворачивает повествование, последовательно описывая наиболее значительныемоменты из жизни героя. При внешней простоте в написании такого очеркажурналиста ожидает ряд трудностей. Первая из них связана с компоновкойжизненного материла. Ведь уместить в одном очерке рассказ о всей жизни герояневозможно. Поэтому незначимые периоды опускаются, не нарушая хронологическогопринципа описания. Вторая проблема связана с динамикой повествования.Вялотекущее описание биографических данных вряд ли кого-то можетзаинтересовать. Поэтому желательно, чтобы описание в очерке имело событийнуюканву. В основу хронологического очерка может быть положена ярко выраженнаяфабула, за развитием которой читателю было бы интересно следить. Выдвигая напередний план некое динамичное действие, журналисту легче объединить вокругэтого событийного ядра самые разнородные элементы.
Портретный очерк, построенный как хронологическоеописание жизни героя, требует от журналиста особого мастерства. Здесь,справедливо замечает Т.А. Беневоленская, прежде всего необходим самыйтщательный отбор биографических фактов. При этом «очеркиста всегда подстерегаетопасность увлечься чисто внешними (которые могут быть яркими, даже сенсационными)подробностями быта, перипетиями судьбы в ущерб главному, основному – раскрытиювнутренней сути современника, его мироощущения, его социального лица, без чегонельзя представить социальную роль героя – его профессию, его дела» [11, c.67]evartist.narod.ru/text/81.htm — _ftn19. Особенно часто подобногорода ошибки журналисты допускают в портретных очерках с остросюжетнымсобытийным началом. Увлекшись развитием сюжета, авторы порой забывают донестидо читателя мысли героя, собственные размышления по поводу описываемогособытия.
Хронологический принцип построения произведенияприсущ не только портретному, но и путевому очерку. В данном случае автор можетподелиться собственными впечатлениями в прямой хронологической последовательности.Это могут быть записи «изо дня в день», дневник наблюдений и т.д. Главное приэтом – отобразить фрагмент действительности через цепочку последовательносменяемых друг друга впечатлений.
В очерках со смещенной хронологией наряду ссобытием, отображающим некий фрагмент действительности, может присутствовать иметасобытие. Данным термином обозначается «деятельность журналиста по изучениюявления действительности». Эпизоды метасобытия могут, по мнению Л.М.Майдановой, «насыщаться элементами метатекста, т.е. пояснениями, почему об этомговорится теперь, а не после или раньше, о чем будет сказано в следующихстроках и т.п. При конкретно-чувственной позиции повествователя обилиеметатекстовых замечаний приводит к тому, что говорящий существует для читателяв двух временных планах: как собеседник в настоящем и как действующее лицопрошлых эпизодов» [15, c. 85] evartist.narod.ru/text/81.htm — _ftn20.Благодаря метатекстовым элементам автор может объединить в метасобытии оченьразнородные по времени впечатления. Если в очерке отсутствует метасобытие, торазные события объединяются общей темой.
Второй тип композиционной структуры очерка – логический– основан на логике причинно-следственных связей. В таких произведениях авторуважно показать развитие собственной мысли за счет выдвижения системы положенийи доказательств.
Выявляя различные причинно-следственные связи междуявлениями действительности или исследуя внутренний мир героев, мотивы ихповедения и т.п., автор строит произведение согласно логике своей мысли. Взависимости от того, что выступает предметом мысли, Л.М. Майданова выделяеттри типа логической схемы. К первой она относит описательную логическуюсхему. По этому принципу, по ее мнению, выстраиваются портретные очерки изарисовки. «В тексте этого жанра, – пишет она, – важно не простоконстатировать, что герой – хороший производственник и славный человек, авыявить отличительную и притом социально важную черту, что и сделает портретзапоминающимся, индивидуализированным» [15, c. 31]evartist.narod.ru/text/81.htm
— _ftn21.
Третий тип очерковой структуры – эссеистская,свободная форма построения очеркового материала – требует от очеркиста особогомастерства, так как только на первый взгляд может показаться, что здесь законыкомпозиции не действуют. Как отмечают теоретики, «третий тип композиционнойструктуры наиболее удобен для краткого газетного материала, а потому и самыйраспространенный, соединяет в себе элементы первого и второго типов, а такжемножество других форм. Материалы третьего типа отличаются наибольшейполифоничностью композиционных приемов, наибольшей свободой построения ипестротой рисунка. В журналистской практике часто бытуют выражения: веерная,мозаичная, ступенчатая, эссеистская, ассоциативная композиция. Движение мыслисоединяется здесь картинкой или эпизодом, лирические и философские раздумья сэлементами острой фабулы. Это вольная цепь ассоциаций по сходству и близостимыслей, образов, мотивов, близости по времени и пространству» [11, c. 75] evartist.narod.ru/text/81.htm
— _ftn25.
Основная трудность в выстраивании подобного родаматериалов заключается в необходимости наиболее гармонично расположить вочерке разнородные содержательные элементы. Чтобы достичь такой стройности,журналисту необходимо: 1) четко продумать замысел произведения; 2) рассмотретьразличные варианты размещения тематических и образных единиц текста; 3)определить, какие связки и отступления будут использованы в очерке; 4) продуматьосновные способы монтирования разнородных композиционных элементов и т.д. Всеэто позволит избежать небрежности в изложении, вынужденных провалов между различнымичастями текста, а также фрагментарности повествования.
Таким образом, разноплановая компоновкасодержательных элементов зависит в очерке от различных способов тематическогоразвертывания материала.
1.3.Художественные элементы очерка: пейзаж, деталь, портретная характеристика
Как известно, очерк обладает многими признаками,присущими художественным произведениям. Впрочем, вобрав в себя лучшие художественныеприемы в изображении действительности, очерк отличается наличием собственногоинструментария публицистической поэтики.
К художественным средствам изображения, как правило,относят пейзаж, художественную деталь, речевую характеристику, диалог, портрет,и т.д. Их «служебные» функции – выступать в виде своеобразных связующих мостиков,скрепляющих текст в единое целое. Очеркист, пользуясь разнообразными художественно-выразительнымисредствами изображения, имеет широкие возможности в показе жизненных явлений,в передаче тончайших состояний человеческой души, в обрисовке внешней среды, вхарактеристике героев посредством ярких деталей и особенностей речи, и т.д.Так воссоздается «кусочек» реальности во всех своих многообразных проявлениях.Кроме этого, закладываются важные предпосылки для эстетического восприятиядействительности читателем. «Природа художественной выразительности, –отмечает В.В. Учёнова, – реализуется главным образом в формировании специфическогоэстетического феномена, в вовлечении читателя, слушателя, зрителя вэстетическое переживание, в комплекс эстетического восприятия. Подобноевовлечение в сопереживание предполагает не только знакомство читателя сдокументально-выразительными фактами, не только логически убедительноевыяснение их социально полезных и социально-негативных связей, но и использованиедокументальных данных в особой художественной интерпретации. Последняяпредполагает стремление и способность автора поставить документальныефрагменты в такой контекст их авторского восприятия, в котором эти фрагментыприобретают дополнительный объемный и многозначный эстетический смысл» [6, c.161]evartist.narod.ru/text/79.htm — _ftn14.
Пейзаж в очерковыхпроизведениях применяется не только в качестве украшения или своеобразногофона. Его «служебные» функции очень широки. Пейзаж может использоваться в качествеобрисовки места и обстановки, жизненной ситуации, разрядки напряженногоповествования, постановки социально значимых проблем, передачи читателямопределенного настроения и показа внутреннего состояния героя произведения,наконец, как композиционный элемент. Формы и приемы использования пейзажныхзарисовок во многом зависят от стоящих перед журналистом целей и задач.
В путевом очерке Николая Климонтовича «Румяныйгород» нет развернутых пейзажных зарисовок, но каждый пейзажный штрих имеет впроизведении свое конкретное назначение. В первом случае пейзаж используетсядля обрисовки местности. «День клонится к ранним потемкам, вьется перваяпоземка, порывами налетает ветер, вы стоите перед запертой гостиницей, вкоторой уповали принять горячий душ, и податься вам ровным счетом некуда...;поземка тем временем превращается натурально в метель, мороз под двадцать,дело к пяти, и, озираясь по сторонам в поисках хоть такси, которых здесь,конечно же, не заведено, вы замечаете невероятную картину: из всех углов вваленках с галошами, телогрейках и ушанках едут по снежным мостовым люди – навелосипедах...» [16]evartist.narod.ru/text/79.htm — _ftn15. Вовтором – для передачи непосредственных авторских впечатлений: «Сквозь занавесьна окне низко било солнце, я отдернул ее. Снегопад стих. Прямо передо мнойтемнела вода не замершего еще озерного затона, на берегу вверх истертымиднищами одна на другой лежали старые лодки. Напротив – из плотно пригнанныхстоймя темных сырых досок забор, переходящий в стену сарая, и стена эта уходилав воду. И прямо в воду же отворялась в этой стене дверца – российская Венеция».В третьем – для сопоставления: «Прежде, в слепцовские времена, Осташковславился раками, снетком и маринованными налимами. В наши дни раков, как иналимов, сделалось мало, им нужна чистая вода, зато далеко за пределамиокрестностей гуляет слух о невероятном обилии в озере угрей». В четвертом –для описания пути: «Обитель – на острове Столобенском, туда ведет живописнаядорога, вьющаяся сквозь сосновый бор. Она ныряет в какой-то овраг, выныриваетв каком-то весьма благообразно глядящемся в снежном покрове селе, огибает егопо околице, и, не заметив как, вы въезжаете на узкий мост и взбираетесь крутовверх, оказываясь вдруг под монастырскими стенами. Вокруг на соседних островахвиднеются и сям и там запорошенные деревеньки, а монастырь вознесен над озером.Заливчики и заводи уж заморозило, хотя вода на самом озере еще чиста, и взатоне видна одинокая фигура рыбака. Пейзаж самый умиротворяющий». Эти и другиепейзажные зарисовки, которые словно золотые россыпи обнаруживаются во многихчастях очерка, создают не только своеобразный фон журналистского путешествия,но и поэтичность повествования. С помощью пейзажа автор воссоздал картину старинногорусского города, его характерные черты и особенности, а также обрисовал бытлюдей.
В путевых очерках пейзаж необходим:
1 длягеографического обозначения места действия;
2 дляобрисовки местности, чтобы читатели могли лучше ознакомиться с природнымиусловиями проживания людей, с экзотическими красотами и т.п.;
3 длядинамичного описания сменяющихся картин путешествия;
4 длязапечатления различных явлений природы и т.д.
В портретном очерке пейзаж может нести какфоновую, так и смысловую нагрузку, раскрывая нечто новое в человеке. Дляпримера приведем очерк Олега Блоцкого «По лезвию бритвы», в которомрассказывается об известной альпинистке Рано Сабировой и о ее рискованномпереходе по горам Гиндукуша из Пакистана через Афганистан в Таджикистан. Ееспутницей была американка Фрида. В первой пейзажной зарисовке описывается опасностьпредпринятого маршрута: «Три дня экспедиция по узенькой тропе поднималась всевыше и выше в горы. Люди шли по маленькому уступчику, постоянно прижимаясь кскалам. Порой он был настолько узок, что стопу приходилось ставить на ребро. Иесли сорвешься, то никто и ничто не поможет» [17]evartist.narod.ru/text/79.htm
— _ftn16. В следующей пейзажной зарисовке эта опасность нагнетается: «Начетвертый день экспедиция вышла под перевал. Начиналось царство льдов изапорошенных трещин. И вот тут-то сплошной чередой, словно неукротимая лавина сгор, пошли неприятности». Здесь уже используются образные сравнительныехарактеристики. В ходе трудного перехода, рассказывает журналист, РаноСабирова и ее американская спутница безнадежно отстали от своих проводников.Катастрофическую для женщин ситуацию очеркист передает через описание суровойокружающей природы: «Три огромных, неподъемных тюка остались лежать на снегу.Вокруг во все стороны простирались горы, путь через которые был неизвестен.Связи с внешним миром не было. Шел мокрый холодный снег, порывами дул ледянойветер, и помощи ждать было неоткуда… Дело шло к вечеру. Мороз опустился до 20градусов. Женщины, разбив палатку, забрались внутрь. Там, обнявшись, они даливолю слезам. Они плакали и абсолютно не стеснялись своих слез. А маленькаяпалатка была крохотной цветной капелькой на фоне величественных изломовогромных гор, вечных льдов и отвесных пропастей». С помощью подобныхконтрастных красок очеркисту удалось описать внутреннее состояние альпинисток,передать не только страх перед неизвестностью, но и отчаянье. Обращение кприроде выводит журналиста на рассуждения философского плана, которые, содной стороны, характеризуют особенности авторского мировосприятия, а сдругой – характер героев произведения. «Именно в таких суровых и величественныхгорах человек с особой остротой начинает ощущать себя микроскопическойпесчинкой мироздания, крохотной частицей вечного мира, который он, как нипыжится, а до конца понять все равно не сможет. И он четко осознает, что сприродой шутить нельзя, переоценивая свои силы. Горы за это непременно накажут.Цивилизация осталась где-то далеко-далеко. А здесь – свои законы». Ноальпинистки не сдались. «Все то время, – пишет автор, – когда альпинистки,лазая по горам, отчаянно искали перевал на Афганистан, их объединяла духовнаянежность». А ведь были моменты, когда их дороги могли разойтись. Но они,несмотря на все разногласия, шли дальше, подавляя в себе проявления эгоизма,отчаянья и страха...
Используя пейзажные зарисовки, автору удалось,во-первых, красочно и сочно обрисовать место действия (природный фон),во-вторых, через контрастные сравнения передать всю опасность предпринятогоальпинистками перехода; в-третьих, выразить их чувства, начиная от горестногоотчаянья и кончая надеждой; в-четвертых, показать, как преодолениеестественных трудностей привело людей к духовному единению; в-пятых,продемонстрировать не только силу их духа, но и характера.
Наличие развернутых пейзажных зарисовок в портретныхочерках скорее исключение, чем правило. Ведь внимание очеркиста в большейстепени направлено на биографические аспекты жизни человека, на раскрытие егохарактера, на показ его душевных особенностей и т.д. Поэтому пейзажные компонентыесли и присутствуют в произведении, то обычно выступают в качестве фона,характеризующего место действия. Введение пейзажных элементов в портретныйочерк необходимо только в тех случаях, когда без этих выразительных средствневозможно передать атмосферу происходящего, проникнуть в суть человеческогомировосприятия, выяснить отношение человека к окружающему миру и т.д. В этомслучае пейзаж становится смыслообразующим элементом.
В портретных очерках пейзаж применяется:
1 вкачестве контрастного сравнения между внутренним состоянием героя и окружающейего природой;
2 каксредство в раскрытии человеческого характера;
3 вкачестве фона для портрета героя;
4 какприем в раскрытии мировоззренческих позиций героя и т.д.
В проблемных очерках пейзажные компонентывстречаются крайне редко. Обусловлено это тем, что на первое место здесьвыдвигается авторская мысль. Впрочем, пейзаж может использоваться в качествеэкспозиции, как, например, это сделано в очерке-расследовании АлександраЭкштейна «Оргии в городе мертвых». Экспозиция очерка начинается с пейзажнойзарисовки: «Весенний таганрогский парк был красив той красотой, от которой нис того ни с сего начинают плакать женщины, напиваться мужчины и выть собаки.Понякин, старший инспектор уголовного розыска в славном городе Таганроге, и ясидели на скамье не зря. Когда в начале аллеи появились двое молодых мужчин,Понякин внутренне напрягся, а внешне расслаблено “заотдыхал” и “занаслаждалсяпейзажем”...» [18]evartist.narod.ru/text/79.htm — _ftn17. Вданном случае пейзаж несет двойную функцию: с одной стороны, он четкообозначает место и время действия, а с другой – становится для оперативника,занимающегося слежкой за наркодельцами, своеобразным прикрытием для отводаглаз. В качестве художественного средства в постановке социально значимыхпроблем пейзажные компоненты могут применяться в очерках на экологическуютему.
В проблемных очерках пейзаж может выступать:
1 вкачестве художественного средства в постановке социально значимых проблем;
2 длявоссоздания социальной жизни людей и т.д.
Таким образом, пейзаж в очерковых произведенияхприменяется не только в качестве украшения или своеобразного фона. Его«служебные» функции очень широки. Пейзаж может использоваться в качествеобрисовки жизненной ситуации, постановки социально значимых проблем, передачичитателям определенного настроения и показа внутреннего состояния герояпроизведения, наконец, как композиционный элемент. Формы и приемы использованияпейзажных зарисовок во многом зависят от стоящих перед журналистом целей изадач, а также от вида очерка.
Деталь в очерковомпроизведении является одним из средств художественной типизации. Посредствомудачно найденной детали можно передать характерные черты внешности человека,его речи, манеры поведения и т.д.; выпукло и зримо описать обстановку, местодействия, какой-либо предмет, наконец, целое явление. Конечно, это требует оточеркиста особой наблюдательности. Истинный художник, отмечал Гоголь,добивается того, «чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула быкрепко в глаза всем» [цит. по: 7, c. 36]evartist.narod.ru/text/79.htm
— _ftn18. Именно с целью воссоздания таких «мелочей» многие писатели и журналистыведут записные книжки, куда заносятся наиболее примечательные детали, которые вдальнейшем могут быть использованы в очерке. Посредством яркой детали можнозаменить целые описательные фрагменты, отсекая лишние и заслоняющие суть делаподробности. К основным признакам детали можно отнести ее изобразительнуюемкость и конкретность. «Конкретные детали показывают жизнь не в абстрактных, ав индивидуальных проявлениях, – отмечает Г.В. Колосов. – Отдельные, пусть дажеинтересные мелкие наблюдения только тогда находят себе место в очерке, когда ихсвязывает сила обобщения. Описание различных картин жизни, определенных чертлюдей с помощью конкретных деталей дается для раскрытия их внутреннего содержания,состояния сущности, для выявления психологии и мировоззрения героев.Конкретная деталь способствует законченности портрета, делает образ осязаемым,зримым». И далее: «Живыми герои станут тогда, когда очеркист в любом из нихнайдет, отметит и подчеркнет характерную, оригинальную особенность речи,жеста, фигуры, лица, улыбки, игры глаз и т.д. Правдивая деталь помогает полнееизобразить предмет, повышает художественность произведения, конкретизирует его»[7, c. 35-36]evartist.narod.ru/text/79.htm — _ftn19.
Деталь служит также эффективным средством типизацииочерковых образов. По мнению В.В. Учёновой, «без обращения к детализации,предметности, конкретизации, индивидуализации элементов бытия попытки созданияхудожественно-образного представления обречены на неуспех» [6, c. 172]evartist.narod.ru/text/79.htm
— _ftn20. Чтобы деталь заняла в произведении достойное место, стала«ключевой», способствовала созданию художественного образа, характеристикегероев и художественно-эстетическому осмыслению действительности, журналистдолжен овладеть различными методами обыгрывания детали. В.В. Учёнова выделиланесколько этапов работы над деталью.
Первый этап – вычленение опорной детали из обилиявпечатлений, окружающих журналиста в процессе сбора материала. Как можетпроисходить данный процесс? На наш взгляд, многое зависит от использования техили иных методов сбора информации, многое в отборе жизненных фактов определяетсяпервоначальным замыслом произведения и, конечно, определенными навыкамипрофессиональной работы [19, c. 28-35]evartist.narod.ru/text/79.htm — _ftn21. Журналист, отправляясь на задание, должен четко представлять нетолько то, какого рода информацию ему необходимо собрать, но и на какиестороны объекта обратить особое внимание. Таким образом, вычленение выразительныхдеталей из обилия впечатлений предполагает не только определенную зоркость, нои умение соотнести их с замыслом произведения.
Второй этап связан с выбором опорной детали,способной стать сердцевиной не только логической, но и художественной концепциипроизведения, – определяющий момент художественно-образного решения в журналистикеи микродетализацию избранной опорной детали [6, c. 172-173]evartist.narod.ru/text/79.htm
— _ftn22. Таковы основные этапы отбора художественно-выразительных деталейдля публицистических произведений.
Приемы обыгрывания деталей в очерке могут бытьсамыми разнообразными. В одних случаях детали используются для образнойтрактовки тех или иных событий, в других – для создания символического образа,в третьих – для ассоциативных связок, в четвертых – для передачи особенностейвнешних и внутренних человеческих проявлений. Вот как через опорнуюдеталь-образ с яблоками обыгрываются в очерке Л. Лейнер различные эпизоды изжизни художницы Е. Ненастиной: «Однажды зимой она работала во дворике, укрывшисьот ветра в складочке старого дома, и вдруг окно над ней растворилось, из негопротянулась рука с румяным яблоком, и чей-то голос ласково произнес:“Мерзнешь, художница? Вот тебе яблочко. Я его давно берегу, с лета – онотеплое”. В другом месте тот же мотив с яблоками рассказывается героиней: «А вдругой раз, летом, в Васильевке, куда Бунин к брату ездил из своих Озерок, сижув садике, рисую. Теплый дождик накрапывает. Смотрю на мольберт, но смутнымзрением вижу – какая-то женщина не спеша идет ко мне. Подходит. И вдруг натраву ложатся огромные яблоки – будто падают с неба. Поднимаю голову и вижулучистые глаза. И это голубое сияние, и запах яблок, и предчувствиенадвигающейся грозы заполнило все пространство картины ощущением счастья!»[20]evartist.narod.ru/text/79.htm — _ftn23. Обозначив всердцевине этих двух примечательных эпизодов деталь с яблоками, автор кромеобразной трактовки событий охарактеризовал необычайно свежее восприятие мирасвоей героини. Интересна и форма передачи данной детали. Она «выхвачена» не изнепосредственных авторских впечатлений, а из рассказов художницы. При этом водном случае журналист, описывая данную деталь, повествует о случае с яблокамиот третьего лица, а в другом – приводит прямую речь героини.
Деталь-символиспользует в своем очерке А. Трохин. «Маленький рыхлый домик Андреевыхпримостился на отшибе. За ним – бездонные хвойные дали. Во дворе дюжинаразномастных комочков-кроликов, пара рябых несушек, банда усатых котищ инесколько дворняг в придачу. Сосенка, посаженная отцом в честь рождения сына,– жгучее напоминание свежей утраты» [21]evartist.narod.ru/text/79.htm
— _ftn24. Чем примечательна последняя деталь? Находясь в концевторостепенных перечислений, она поражает своей неожиданностью исимволичностью. Сосенка была раньше символом счастья (родился первенец!), атеперь – напоминанием свежей утраты. Казалось бы, автор привел маленький штрихиз судьбы героя, но в нем заложена значимая для конкретного человека смысловаяглубина.
В очерках используются не только существенные, но и несущественныедетали. И те и другие, по мнению Г.В. Колосова, «выполняют одинаково важныероли, хотя, на первый взгляд, вызывает сомнение утверждение о правомерностинесущественной детали. Основных, характерных деталей подчас бывает недостаточно.И второстепенная деталь, сама по себе представляющая мало ценности, приобретаетв контексте весомость, необходимость и большую значимость» [7, c. 36]evartist.narod.ru/text/79.htm
— _ftn25. Кроме этого, несущественные детали могут подспудно подготовитьчитателя к восприятию опорной детали, или же создать некий фон, из которого ивозникнет целостное впечатление об описываемом фрагменте действительности.Именно поэтому нельзя снижать значения несущественных деталей. Как отмечаетВ.А. Алексеев, «в реальном мире у предметов есть множество качеств: главные ивторостепенные, основные и несущественные, прямые и косвенные. В очерке, еслиавтор взял даже не главные, не основные, а второстепенные, косвенные детали,они становятся основными, главными в художественном образе, потому что на нихсосредоточено внимание читателя». При этом он подчеркивает, что нельзя путатьдетали реального предмета с художественными деталями в рассказе, романе илиочерке. «Деталь самого предмета и детали его изображения в художественномповествовании – это разные вещи, хотя они и взаимосвязаны, вернее, деталипредмета определяют детали художественного образа, так как автор отбирает ихиз числа существующих в жизни» [2, c. 53]evartist.narod.ru/text/79.htm
— _ftn26.
Рассмотрим, как используются различные детали вочерке Дмитрия Беловецкого «Павлиныч, говоришь?». Повествование начинается сописания предметов, лежащих на письменном столе вице-мэра Москвы В. Шанцева.Среди различных канцелярских принадлежностей журналист обратил внимание надевять маленьких каменных черепашек. «Они выстроились друг за другом ровненькойшеренгой, смотрят одна другой в попку и связаны между собой черной шелковойбечевой. Можно создавать какие угодно цепи, перемещая их в любом направлении».Казалось бы, совершенно несущественная деталь. Мало ли какая сувенирнаяигрушка лежит на столе у московского чиновника? Тем не менее автор разворачиваетдальнейшее повествование, оттолкнувшись именно от этой детали: «Мне почему-токажется, что в этом есть какая-то символика. Я вспомнил виденную втелефонно-информационном справочнике “Москва” за 1997 год схему структурногопостроения городского органа исполнительной власти: в правительстве Москвыдевять заместителей премьера. На схеме черными жирными линиями обозначена ихвзаимозаменяемость и взаимоподчиненность. Прямоугольник с фамилией Шанцевапридавлен только растянутым кеглем – премьер правительства». Девять черныхчерепашек вызвали у журналиста вполне конкретную ассоциацию. Кроме этогодеталь удачно обыграна и в диалоге: «Они зачем? » – «Да это мне кто-то изКитая привез… Как сувенир… – Шанцев аккуратно ровняет их по верхнему краюразлинованного, мелко исписанного листа. – Вот они полностью подошли…Во-первых, прижимают мой рабочий план, во-вторых, их по-разному можнорасставить и вроде каким-то делом занимаешься...».
Следующие детали, которые используются в очерке,обрисовывают внешность Шанцева: «На военном параде Шанцева сфотографироваликак-то в армейской форме. Было жутко холодно. Кто-то заботливый принес емубушлат и фуражку. Потом в газете снимок и к нему подпись: военная форма цветахаки идет Шанцеву, как кепка – Лужкову. Шанцев обиделся. “Я, – говорит, –знаю, для чего это делается”. – “Для чего?” – “Впечатление создать, что я злой,некультурный… Человек, взгляд которого тяжел, как штанга...”. А мне кажется,что он напрасно обиделся. У Шанцева настороженно-справедливое лицо городового:Где нарушения?! Кому помощь нужна? Меня не обведешь вокруг пальца! Давайтеразберемся! Дела делать надо!» [5]evartist.narod.ru/text/79.htm — _ftn27.
Здесь, как и в предыдущем фрагменте, опорная деталь(«армейская форма») находится в ассоциативной связке с другими деталями («кепкамосковского мэра», «взгляд тяжел, как штанга»). С помощью этих деталей авторуудалось описать типичные черты столичного городового.
Таким образом, особенность работы журналиста сдеталью связана, с одной стороны, с тщательным отбором наиболее характерныхдеталей, а с другой – с искусством их обыгрывания в тексте. Все это позволяетпридать описываемой картине выразительность, конкретность и образность.
Портретные характеристики.По мнению В.И. Шкляра, «портрет в публицистике зачастую выступает в качествесвоеобразного аналога характера героя. Он дает возможность наглядно, зримоувидеть героя и в этом плане он стимулирует читательское воображение. Другаяего функция – помочь через выделение каких-то внешних деталей заглянуть в мирдуши человека, в мир его эмоций и чувств» [8 c. 44]. evartist.narod.ru/text/79.htm
— _ftn28Портретная характеристика напрямую связывается с психологическимиособенностями личности. Действительно, внешность человека, его манера одеваться,привычные позы, жестикуляция, мимика и т.п. могут при внимательном взглядемногое сказать о человеке. Основное требование, которое предъявляется к любойпортретной характеристике – это документальная точность отображения. В данномслучае очеркист не имеет права что-то выдумать в обрисовке внешности человека,но не стоит отказываться и от показа типического. Именно сочетание строгогодокументализма и художественного обобщения и рождает полноценный очерковыйобраз.
В портретных характеристиках журналисты активно используютдостижения современной психологии. Например, выяснив, к какому психологическомутипу относится тот или иной человек: сангвиник, флегматик, холерик или меланхолик,они могут определить, как те или иные качества проявляются в облике и поведенииличности. Именно этим методом пользуется Владимир Васильев, пытаясь создатьэскиз психологического портрета Евгения Примакова. По его мнению, бывшийпремьер-министр – типичный флегматик. Что это означает? Определяющим дляфлегматика является сочетание двух качеств. Первое – интраверсия: обращенностьвнутрь себя, закрытость от окружающих, склонность воспринимать себя и остальныхв функциональном, неодушевленном плане. Второе – низкая эмоциональнаявозбудимость: спокойствие, уравновешенность, умеренность переживаний. Исходяиз данных положений, автор описывает своего героя. «Одежда. Если он стоит илиидет, пуговицы всегда застегнуты (за исключением нижней, не застегиватькоторую предписывает этикет).
Осанка. Только сидя Евгений Максимович позволяет расслабиться:откинуться на спинку кресла или, напротив, опереться на руки, положенные настол.
От флегматика бессмысленно ожидать интенсивнойжестикуляции, разнообразия выразительных движений. Но информативность жестовчрезвычайно высока.
Мимика. Наиболее характерное выражение лица –сосредоточенно-напряженное, отражающее деловую собранность. Отклонения от этой«нормы» наблюдается в трех основных вариантах: жесткость, обида и улыбка –каждый из этих вариантов не оставляет сомнений в искренности отражениясоответствующих эмоциональных переживаний...» [22]evartist.narod.ru/text/79.htm
— _ftn29.
Вот так, исходя из определенных психологическиххарактеристик, воссоздается портрет человека. В описании облика используютсятакже различные портретные штрихи. Они необходимы, когда журналисту нужно подчеркнутькакое-либо психологическое состояние героя, его привычные жесты и мимические реакции,наконец, манеру одеваться и держаться с людьми.
Художественные средства изображения необходимы нетолько для обрисовки внешней среды, но и внутреннего состояния человека. Всовременной публицистике, как мы убедимся далее, усиливаются психологическиеначала в показе духовного мира личности.
2. ГЛАВА. языковыЕ и стилистическиЕ особенностИ жанраочерка
Данная глава посвящена анализу типа текста, котороеобычно относятся к «авторской» или «писательской» журналистике, подчеркивая темсамым их особый характер. Проявляется он, прежде всего, в повышенной требовательностик языку, художественной образности, эмоциональной насыщенности текстов,глубине авторского обобщения действительности. В силу этого освоения искусстванаписания очерка в художественно-публицистическом жанре считается наиболеетрудной ступенью при восхождении к вершинам журналистского мастерства. Вданной главе идет подробный анализ языковых и стилистических особенностей жанра«очерк» (типы речи, стилистические фигуры, синтаксические конструкциипредложений), на примере проблемного очерка М. Матвеевой «Служить иливыживать?». Данный материал очень актуален на сегодняшний день и егоструктура типична для рассматриваемого мною жанра.
2.1. Типы речи
В своем очерке автор рассуждает над тем, что сегодняслужить в России опасно. В данном тексте очерка существует характерная чертаочерков. Это смешение типов речи.
Автор использует рассуждение, тезис которого можновыделить в 6 предложении, что неуставные отношения и жестокость военногоначальства, ведет к тому, что служить сегодня в России опасно. Аргументы мывидим в примерах, доказывающих неуставные отношения солдат, в предложениях 10:«Например, заставляли без конца открывать и закрывать форточку, нанося приэтом всякий раз «духу» удар в солнечное сплетение», 11: «Или за пять секундприносить старшему тапочки и полотенце (за опоздание провинившийся должен былс разбегу биться головой о стену)», 12: «Просто избивали табуретом илигантелей по темени», 13: «Чтобы не оставалось следов, приказывали прикрыватьголову вывернутыми наружу ладонями («делать лося»)», 14: ««Результат такой«воспитательной работы» весьма плачевный: «органическое поражение головногомозга травматического генезиса с легким интеллектуальным снижением и стойкимастенодепрессивным синдромом», как сказано во врачебном заключении».Заключение, из которого следует, что случаи «дедовщины» не единичны, анаоборот их очень много, заключается в предложениях 19, 20, 21, 22: «Если быэтот случай оказался единичным, можно было бы, возмутившись жестокостью старослужащих,а также слепотой, равнодушием или молчаливым пособничеством командиров, темне менее продолжать доверять армии. Действительно, виновные (по крайней меренепосредственные) наказаны; армия вообще – при любой организации службы, влюбой стране – не застрахована от проявлений насилия между своими же служащими.…Однако таких подобных случаев (даже тех, что разбираются в судах) — сотни.Таких, о которых знают только сами солдаты и их родители – во много разбольше»
Так как в тексте сообщается о проблеме «дедовщины» вармии, в его временной последовательности, а на первый план выдвигаетсяпорядок протекания действия, развитие сюжета, то можно сделать вывод, что итип речи повествование тоже присутствует в данном проблемном очерке. Завязкудействия мы видим в 9 предложении («В учебной воинской части № 7527, расположеннойв центре Орла, «деды» заставляли молодых солдат – «духов» стирать себеисподнее, отбирали деньги и продукты, развлекались изобретением разнообразных«упражнений» для новобранцев»), далее в хронологической последовательностиидет развитие действия. В 14 предложении («Результат такой «воспитательнойработы» весьма плачевный: «органическое поражение головного мозгатравматического генезиса с легким интеллектуальным снижением и стойкимастенодепрессивным синдромом», как сказано во врачебном заключении»)кульминация повествования, и в 16 предложении («В конце концов «дедов»наказали») развязка события. Выразительная и изобразительная сила данногоповествования заключается, прежде всего, в наглядном представлении действия,движения людей и явлений во времени и пространстве. Поскольку в данномпроблемном очерке сообщается о событиях, особую роль здесь принадлежит глаголамособенно формам прошедшего времени: «заставляли», «отбирали», «развлекались»,«избивали», «приказывали», «наказали». Они, обозначая последовательносменяющие друг друга события, помогают автору разворачивать повествование
2.2 Языковые средства выразительности
Так как данный текст посвящен армейской теме, тоздесь встречается лексика, характерная для армейской среды: «призывник», «воинскаячесть», «деды», «духи», «новобранцы», «делать лося», «рота», «старослужащие»,«командиры», «солдаты». Благодаря ним автор доказывает нам свою осведомленностьв проблеме неуставных отношений в армии, и у читателя появляется больше доверияк данной информации. Написать проблемный очерк, не разбираясь в той сфередеятельности, которая в нем затрагивается, невозможно.
Для более точного эмоционального выражения проблемы«дедовщины» в армии, автор использует иронию: «Результат такой «воспитательнойработы»…», «…развлекались изобретением разнообразных «упражнений» дляновобранцев». Слова «воспитательная работа» и «упражнения», автор ставит вкавычки, что позволяет аудитории искать, обратный, противоположенный смыслвысказывания. Следовательно, под выражением «воспитательная работа», читательпонимает – издевательства, которые совершали старослужащие по отношению кмолодым солдатам; а слово «упражнения», означает наказания, которые пришлосьтерпеть солдатам-призывникам.
Использование антитезы в предложении 3 «Воспитываетли армия «настоящего мужчину» или превращает здорового молодого человека в калеку?»,противопоставляет понятия «здорового молодого человека» и «калеки», чтоусиливает впечатление и придает тексту трагическую нотку.
Для того, чтобы показать результаты неуставныхотношений в армии, то как они могут поменять жизнь молодого человека, авториспользует цитирование врачебного заключения: «…органическое поражениеголовного мозга травматического генезиса с легким интеллектуальным снижением истойким астенодепрессивным синдромом…», что придает очерку официальный исерьезный тон, и так же показывают читателям осведомленность автора в даннойпроблеме.
Точное место действия: «В учебной воинской части №7527, расположенной в центре Орла…», делает очерк достовернее, так же точныефактологические данные это главный признак, как проблемного очерка, так ивсего публицистического стиля в целом.
Для усиления выразительности речи, для приданиятексту красочности автор использует различные средства выразительности,благодаря которым текст становится насыщеннее и интереснее. Благодаря градации,с использованием экспрессивно-оценочной лексики: «…слепотой, равнодушием илимолчаливым пособничеством…», Матвеева передает нам атмосферу жестокости,бесчеловечности командиров к солдатам, которая царит в современной армии.Автор, для того, чтобы показать невыносимое, беспомощное состояние простыхсолдат использует синонимы: «провинившийся», «новобранец», «пострадавший».
Олицетворение «воспитывает ли армия», «доверятьармии», использованное в предложении 3 и 19, одушествляет армию, дает ейхарактеристику живого существа.
Повтор слова «любой» в 20 предложении(«Действительно, виновные (по крайней мере непосредственные) наказаны; армиявообще – при любой организации службы, в любой стране – не застрахована отпроявлений насилия между своими же служащими.…»), делает речь авторапризывнее. Матвеева дает читателю понять, что проблема «дедовщины» в армииесть не только в нашей стране, а с ней можно столкнуться везде. Это проблема нетолько России. Для того чтобы язык текста был красноречивее, автор используетхарактерный для проблемного очерка троп- гипербола. В тексте она встречаетсячасто «…без конца открывать и закрывать…», «…за пять секунд приносить…»,«Однако таких подобных случаев (даже тех, что разбираются в судах) – сотни.Таких, о которых знают только сами солдаты и их родители – во много разбольше». Преувеличения данных фактов, выделяют данную проблему, проблемудедовщины в армии.
Выразительная и изобразительная сила данногоповествования заключается, прежде всего, в наглядном представлении действия,движения людей и явлений во времени и пространстве. Поскольку в данномпроблемном очерке сообщается о событиях, особую роль здесь принадлежит глаголамособенно формам прошедшего времени: «заставляли», «отбирали», «развлекались»,«избивали», «приказывали», «наказали». Они, обозначая последовательносменяющие друг друга события, помогают автору разворачивать повествование.
2.3 Синтаксис
Проблемный очерк М. Матвеевой начинается с каскадариторических вопросов, которые не требуют ответа, так как ответ найти на нихневозможно, и просто вопросительных предложений: «Почему? Воспитывает ли армия«настоящего мужчину» или превращает здорового молодого человека в калеку?Какой должна быть армия, чтобы выражение «воинская честь» и «священный долг»не произносились с иронией, а необходимость служить не казалась бедой?», этопозволяет заострить и одновременно убедить аудиторию в том, что служит сегодняв российской армии опасно, и нужно как-то решать эти вопросы, найти ответы.
Использование предложения с умолчанием– внезапнымпрерыванием высказывания («Действительно, виновные (по крайней мере,непосредственные) наказаны; армия вообще – при любой организации службы, влюбой стране – не застрахована от проявлений насилия между своими же служащими.…»),предоставляет возможность читателю догадаться, или самому поразмыслить над этимпредложением. И все равно автор останавливается на том, что решить такуюпроблему, как «дедовщина» в армии очень сложная задача, не только в нашейстране, но и во всем мире.
Так как данный текст, написан типом речи –рассуждением, то здесь встречается большое количество предложений с вводнымиконструкциями (11,13,20,21) помогает аудитории лучше понять идею автора,которую он хочет до них донести. Это так же большое количествосложноподчиненных предложений: «Какой должна быть армия, чтобы выражение«воинская честь» и «священный долг» не произносились с иронией, а необходимостьслужить не казалась бедой?», «Те из потерпевших, кто был в состоянии продолжатьслужбу, продолжали ее в других частях.», «Если бы этот случай оказалсяединичным, можно было бы, возмутившись жестокостью старослужащих, а такжеслепотой, равнодушием или молчаливым пособничеством командиров, тем не менеепродолжать доверять армии», «Таких, о которых знают только сами солдаты и ихродители – во много раз больше». Дробление предложений 10,11,12,13: «Например,заставляли без конца открывать и закрывать форточку, нанося при этом всякийраз «духу» удар в солнечное сплетение. Или за пять секунд приносить старшемутапочки и полотенце (за опоздание провинившийся должен был с разбегу битьсяголовой о стену). Просто избивали табуретом или гантелей по темени. Чтобы неоставалось следов, приказывали прикрывать голову вывернутыми наружу ладонями(«делать лося»)», делают речь автора призывнее, настойчивее, ритмичнее идинамичнее, так же короткие конструкции предложений легче воспринимаются аудиторией.
Повторение одной и той же грамматической конструкциив начале предложений – анафора, а так же одинаковое построение рядом стоящихпредложений – параллелизм предложений («Однако таких подобных случаев (дажетех, что разбираются в судах) – сотни. Таких, о которых знают только самисолдаты и их родители – во много раз больше»), придают заключительному абзацупроблемного очерка настойчивость и незавершенность.
Внимание автора в очерке «Служить или выживать?»сосредоточено на действии, действующее лицо остается в тени, так как оно неважно для М. Матвеевой. В данном тексте подчеркиваются действия иконкретизирующие его дополнения обстоятельства, что и обуславливает наличие втексте множества неопределенно – личных предложений («Например, заставляли безконца открывать и закрывать форточку, нанося при этом всякий раз «духу» удар всолнечное сплетение. Просто избивали табуретом или гантелей по темени. Чтобыне оставалось следов, приказывали прикрывать голову вывернутыми наружуладонями («делать лося»).
Заключение
Подобно искусству, публицистикареализует себя в различных жанровых формах. Жанр – этоотносительно устойчивая структурно-содержательная организация текста,обусловленная своеобразным отражением действительности и характером отношенияк ней творца [9, c. 138]. К жанрам информационной публицистики сегодня принятоотносить: заметку; интервью; событийный репортаж. К жанрам аналитическойпублицистики относятся: проблемная статья в печати, проблемный репортаж,корреспонденция, беседа, комментарий, обозрение в прессе, на радио и ТВ. Кжанрам художественной публицистики относятся: зарисовка, очерк, эссе,фельетон и другие сатирические жанры.
Очерк — литературныйжанр, отличительным признаком которого является художественное описание попреимуществу единичных явлений действительности, осмысленных автором в ихтипичности. В основе очерка как правило лежит непосредственное изучение авторомсвоего объекта.
Основной признак очерка — писание с натуры. В другихлитературных жанрах типизация создается путем обобщения отвлекаемых авторомхарактерных черт множества единичных явлений; типическое конструируется здесьпри помощи вымысла, фантазии, опирающихся на наблюдения этих явлений. В очеркевымысел играет значительно меньшую роль, чем в других жанрах. Типизация вочерке достигается, помимо выбора типичных явлений, отбором особенно типичныхдля явления черт.
Из описательного по преимуществу характера очеркавытекает и композиционное его построение. В очерке может совсем отсутствоватьсюжет или он во всяком случае ослаблен. Автор очерка часто переходит от одногохарактеризуемого явления или его стороны к другому, лишь в общей форме намечаяих зависимость. Не связанный необходимостью наглядно, в образной форме показыватьразвитие действия, автор очерка чаще, чем авторы других жанров, вмешивается вход описываемых событий от первого лица. Это дает очеркисту возможность болеесвободной группировки материала, возможность многообразных сопоставлений,аналогий и пр.
В очерке гораздо большее значение, чем например врассказе, имеют публицистические рассуждения, научные обобщения, иногда дажестатистический материал.
Язык очерка в большей мере, чем язык любого другоголитературного жанра, включает элементы языка публицистического и научного.
Черты очерка как жанра не остаются постоянными. Вразные исторические периоды и у разных классов выступают и усиливаются то однихарактерные стороны жанра, то другие; меняется само положение очерка средипрочих жанров. Очерк встречается в истории литературы в самые разнообразныеэпохи. Но в определенное время очерк получает особенно важное значение,выдвигаясь на передний план литературной жизни. Это бывает, прежде всего, впериод формирования пробуждающимся классом своей литературной идеологии, когдаактивная позиция класса требует безотлагательного вмешательства в новыежизненные условия. Те же обстоятельства обусловливают выдающееся значениеочерка и у класса укрепившегося, но резким поворотом истории поставленногоперед необходимостью по-новому осознать мир.
Являясь одним из жанров литературы и журналистики,очерк своими особыми средствами — показом характерных явлений, типическихизменений психики людей — решает задачу создания стиля реализма.
Списоклитературы
1. ГорькийM. A.-O. Жиге.// Собр. соч.: В 30 т. — М., 1953. Т. 30. С. 145.
2. АмпиловВ.А. Современный газетный очерк. — Минск, 1972.
3. УрокиАграновского. — М., 1976.
4. ЖурбинаЕ.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. — М., 1969.
5. БеневоленскаяТ.А. Портрет современника: очерк в газете. — М., 1983.
6. УчёноваВ.В. Творческие горизонты журналистики. — М., 1976.
7. КолосовГ.В. Поэтика очерка: Учеб.-метод, пособие к спецкурсу «Проблемы советскогоочерка». — М., 1977.
8. ШклярВ.И. Публицистика и художественная литература: продуктивно-творческаяинтеграция: Автореф. докт. дис. — Киев, 1989.
9. КройчикЛ. Система журналистских жанров.// Корконосенко С. Основы творческойдеятельности журналиста. — СПб., 2000.
10. Алексеев В.А. Очерк. Спецкурс для студентов заочногоотделения. — Л.,1973
11. БеневоленскаяТ.А. Композиция газетного очерка. — М., 1975.
12. КорконосенкоС. Основы теории журналистики. — СПб., 1995.
13. МасловаН.М. Путевые заметки как публицистическая форма. — М., 1977.
14. ПрохоровЕ. Введение в теорию журналистики. — М. 1998.
15. МайдановаЛ.М. Структура и композиция газетного текста (средства выразительного письма).- Красноярск, 1987.
16. КлимонтовичН. Румяный город.// Общая газета. 1998. 4 нояб.
17. БлоцкийО. По лезвию бритвы.// Литературная газета. 1998. 4 ноябр.
18. ЭкштейнА. Оргии в городе мертвых.// Литературная газета. 1999. 16-23 июня.
19. КимM.H. От замысла к воплощению: Технология подготовки журналистскогопроизведения. — СПб., 1999.
20. ЛернерЛ. Яблоки с неба.// Общая газета. 1999. 20-26 мая.
21. ТрохинА. Вот наш Онъгинъ, сельский житель.// Общая газета. 1999. 20-26 мая.
22. ВиноградовИ. Парадокс великого затворника.// Общая газета. 1998. 10-16 дек.