Министерство образования и науки РФ
Тульский государственный университет
Кафедра журналистики
Курсовая работа
по дисциплине
«Основы творческой деятельности журналиста»
Направление 030600
«Своеобразие жанров интернет-журналистики (на примере газет «Lenta.ru», «Ytro.ru».)».
Студент группы 821391______ Маврина Н.Н.
Руководитель работы_________Ермаков А.Г.
Заведующий кафедрой_________Играев Б.А.
Тула 2011 год
Содержание
Введение
1. Жанры в арсенале современной журналистики
1.1. Понятие жанра и жанрообразующие факторы
1.2. Типология жанров в науке о журналистике
2. Жанровая структура сетевых публикаций
2.1. Интернет как новое информационное пространство. Роль компьютерных сетей в распространении газетно-журнальной периодики
2.2 Специфика сетевых средств массовой информации
2.3 Характеристика жанровой структуры массовых Веб – изданий
(на примере он-лайн газет Ytro.ru и Lenta.ru)
Заключение
Использованная литература
Введение
Проблема жанровой структуры в широком смысле остается одним из самых актуальных направлений научной мысли в современной российской журналистике. Теория жанров и сегодня задается все теми же вопросами: что такое жанр, в чем его функция и насколько тот или иной жанр устойчив. Но если в традиционной, печатной, журналистике, исследователи смогли найти какие-либо общие параметры для характеристики жанра, то электронные СМИ, и в первую очередь интернет-издания, в этом отношении остаются мене всего изученными.
С развитием глобальной сети и доступа к ней, Интернет занял особое место среди средств массовой информации. Если еще десятилетие назад всемирную паутину рассматривали и вовсе только, как источник информации, то сегодня мы может констатировать факт рождения нового вида СМИ – сетевых медиа, средой распространения которых стала компьютерная сеть Интернет.
С каждым годом, а в последнее время и с каждым месяцем, количество сетевых изданий увеличивается в сотни раз. Наряду с аналогом печатных газет и журналов, в Интернете то и дело появляются исключительно сетевые публикации. Они имеют свои типологические признаки и жанровые особенности. Но в тоже время исследователь всемирной паутины столкнется с проблемой, что в практически каждой веб-публикации можно выявить черты всех знакомых традиционной журналистике жанров. А вот найти оригинальный веб-репортаж достаточно трудно.
Именно своеобразие сетевых изданий и особенности жанров интернет–публикаций станут объектом исследования моей работы. Это популярные интернет — газеты, такие как: Ytro.ru, Lenta.ru.
Жанры в арсенале современной журналистики
1.1 Понятие жанра и жанрообразующие факторы
Понятие жанр происходит от французского слово «genre», что означает в дословном переводе – род, вид. Жанр – эта форма, в которой читателю (зрителю, слушателю) представляется подготовленный материал. Впрочем, исходное значение термина нам вовсе не помогает прояснить, что такое жанр. Проблема заключается в том, что не существует единого определения понятия жанр, как и единой системы жанрового деления. Причин этому несколько: жанр, вид и род являются смежными понятиями, в результате чего их путают (то, что в одном источнике называют жанром, в другом относят к видам, и наоборот); жанры менялись, исчезали и появлялись в процессе исторического развития искусства, литературы и журналистики, поэтому границы между ними порой весьма расплывчаты; некоторые ученые выделяют несколько плоскостей жанровой дифференциации, каждая из которых отвечает какой-либо грани сложного строения и функционирования художественного произведения.
«Жанр – особая форма организации жизненного материала, представляющая собой специфическую совокупность структурно-композиционных признаков. При этом в жанре мы имеем дело не со случайной совокупностью черт, а с системой элементов формы».
«Жанры с трудом поддаются систематизации и классификации (в отличие от родов литературы), упорно сопротивляются им. Прежде всего потому, что их очень много: в каждой художественной культуре жанры специфичны (хокку, танка, газель в литературах стран Востока). К тому же жанры имеют разный исторический объем. Одни бытуют на протяжении всей истории словесного искусства (какова, например, вечно живая от Эзопа до С.В. Михалкова басня); другие же соотнесены с определенными эпохами (такова, к примеру, литургическая драма в составе европейского средневековья). Говоря иначе, жанры являются либо универсальными, либо исторически локальными».
В отличие от других близких понятий, жанр точнее всего отражает актуальность искусства, отклик творческих усилий художников на запросы времени, исторической обстановки. Сначала появляется потребность в некоторых идеях, затем формируется функция, а потом подыскивается нужный предмет. Поэтому жанр является предметно-функциональным понятием.
«Жанр определяет способ деятельности журналиста только в самых общих чертах – речь идет о направлении мысли, о «порядке осмотра мира», но отнюдь не о конкретных приемах и поступках. Больше того, предполагается, что журналист, зная общий путь к цели, непременно постарается изобрести свой собственный ход, придерживаясь только основных ориентиров».
Под журналистскими жанрами А.А. Тертычный подразумевает устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками. «Подобного рода признаки называются жанрообразующими факторами. Знание этих факторов помогает более четко представить себе истоки и особенности возникновения тех или иных жанров периодической печати. В современной теории журналистики выделяются в качестве основных, как правило, следующие жанрообразующие факторы: предмет отображения, целевая установка (функция) отображения, метод отображения».
В качестве предметов отображения в журналистике может выступать любой факт действительности, из области политики, экономики, права, религии, общества, морали и так далее. Но в тоже время предметом не может быть единичное явление, предметом журналистики в целом признается современность в совокупность множества составляющих её социальных ситуаций. Однако данное определение не следует понимать так, что журналистика занимается только ситуациями, если в понятие «ситуация» вкладывать более узкий, более конкретный смысл. В частности, например, что касается аналитической журналистики как определенного типа массовой информации, то ее предметом могут быть и отдельное событие, и процесс, содержащий в себе ряд событий, и ситуация, включающая как различные события, так и объединяющие их процессы во всем многообразии их взаимодействий.
Кроме того, еще одним предметом отображения служит событие. Без сообщений о текущих делах, свершениях, происшествиях, нет информационной журналистики. Конечно, это не значит, что события не отображаются в материалах аналитических и художественно-публицистических жанров. В публикациях этого плана они выступают как объект углубленного исследования или художественного осмысления.
Последовательность взаимосвязанных действий и событий – это процесс, причем результат предыдущих действий, событий выступает предпосылкой, основой, причиной для осуществления последующих действий, событий. Процесс можно определить и как динамичное следование различных состояний, находящихся в причинно-следственной связи «если… то» («если наступит это, то должно наступить то-то...»). Если перевести это общее представление о сути процесса на язык обычного журналистского понимания «движения вещей», то можно сказать, что речь идет о динамичном порядке следования результатов действий, которые выражают различные степень и состояние выполнения задач. Анализ событий является исходным моментом в анализе процессов. Это происходит, прежде всего, тогда, когда начинают интенсивно разворачивать вопросы: как? почему? Имея в виду изложенное выше толкование процесса, журналист должен, прежде всего, определить исходное звено цепочки взаимосвязанных событий.
Ситуация, как и процесс, является одним из наиболее важных предметов отображения, прежде всего в аналитической журналистике. Ситуацией можно назвать определенное, повторяющееся на протяжении достаточно большого отрезка времени состояние отношений, сложившихся между членами какого-либо коллектива, между коллективами, между социальными группами, слоями, между странами и т.п., соотношение сил, взаимных требований и ожиданий. Но аудиторию интересует не только то, что происходит в окружающем мире (события, происшествия, процессы, ситуации), но и люди как основные действующие лица происходящего, прежде всего со стороны их личностных особенностей. Что такое личность? Социальная психология определяет личность как «человеческий индивид, как субъект отношений и сознательной деятельности».
Значительными жанрообразующими свойствами обладают целевые установки журналистского творчества. Создание наглядной модели исследуемого явления — цель, которая наиболее часто встает перед журналистом. Такая модель называется описанием предмета отображения — проблемы, какого-то события, явления, процесса, заинтересовавших журналиста. Иногда понятие «описание» употребляется в качестве синонима понятия «наблюдение». Это неправомерное отождествление, поскольку наблюдение представляет собой метод эмпирического изучения действительности, метод добывания фактов. Описание же есть содержательно-структурный элемент в осмыслении журналистом явления, его истолкования.
Третьим, по мнению А.А. Тертычного, жанрообразующим фактором является метод преобразования объективной действительности в её информационный аналог. Здесь выделяют две больших группы методов: рационально-познавательных и художественных. Но чтобы понять, к чему ведет их применение, следует вспомнить, что все методы включают два уровня познания – эмпирический и теоретический. Результат эмпирического исследования предстает в журналистике как поток информационных публикаций. Применение теоретического уровня познания приводит к созданию текстов, составляющих основной поток аналитических публикаций. Такие публикации отличаются, прежде всего, глубокой, детальной проработкой причинно-следственных связей, оценочных отношений предмета, основательностью аргументации и т.д. Применение художественных методов в журналистике обычно идет параллельно с применением рационально-познавательных, что приводит к созданию не собственно художественных, а художественно-публицистических произведений.
1.2. Типология жанров в науке о журналистике
Существует три базовых способа отображения действительности в журналистском произведении: 1) фактографический, 2) аналитический, 3) образный. Они опосредуют определенные уровни проникновения познающего субъекта в объект: от первоначального чувственного созерцания к абстрагированию, теоретическому освоению его и далее — к созданию обогащенного, более полного конкретного образа предмета (в том числе — его художественного образа).
На основе этих способов отражения также можно выделить три главных жанровых группы. В своей классификации мы будем опираться на исследования профессора А. А. Тертычного, выделивший категории жанров, которые позже только уточнялись и дополнялись.
1. Информационные жанры.
Для текстов составляющих основную массу этой группы характерен интерес к единичному факту, в них происходит по преимуществу констатация свершившегося. Публикации такого рода отвечают на три классических вопроса журналистики: что? где? когда?
Ядро этих текстов – новость, то есть сообщение, содержащее информацию, ранее неизвестную аудитории. Сущность любой новости образует факт – нечто, имевшее место во времени и пространстве. Важнейшие требования, предъявляемые к информационному сообщению:
оперативность;
релевантность – соответствие интересам аудитории; фактическая точность;
декодируемость – понятность для аудитории сути сообщения;
очищенность сущностной информации от «шумов» (дополнительных сведений, деталей и подробностей, отвлекающих от смысла основной темы);
краткость информации.
Тексты, относящиеся к информационным жанрам, в количественном отношении составляют основную часть массовых информационных потоков. «В периодической печати, как и в СМИ в целом, такого рода тексты выступают основными носителями оперативной информации, позволяющей аудитории осуществлять своего рода постоянный мониторинг наиболее значимых, интересных событий в той или иной сфере действительности.».
К информационным жанрам можно отнести: заметку, корреспонденцию, информационный отчет, информационное интервью, блиц-опрос, вопрос – ответ, репортаж, некролог.
2. Аналитические жанры.
Объект аналитической публицистики — группа причинно-связанных фактов, актуальных явлений, тенденций в жизни общества, а метод — исследование, анализ, толкование, авторская оценка этих фактов, явлений и тенденций. Аналитическая публицистика, вскрывающая причинно-следственные связи между явлениями, дающая им социально-политическую оценку, таким образом, отвечает на вопросы: как? почему? с какой целью? с какими последствиями? Значит, в первом случае факт, событие — не только объект, но и цель, во втором — факты скорее становятся средством обоснования позиции журналиста, аргументами в цепи выстраиваемых им доказательств.
Функционирование аналитических жанров в российских СМИ связано с нацеленностью изданий не столько на сообщение новостей, сколько на анализ, исследование, истолкование происходящих событий, процессов, ситуаций. В силу этого СМИ выработали достаточно эффективную систему аналитических жанров. «Система эта не является чем-то раз и навсегда данным – она постоянно развивается, адаптируясь к тем задачам, которые встают перед аналитической журналистикой. Особенно заметные изменения произошли в ней в последние годы: некоторые известные жанры «модифицировались», а, кроме того, появились новые устойчивые типы аналитических публикаций».
К аналитическим жанрам относят: аналитический отчет, аналитическую корреспонденцию, аналитическое интервью, аналитический опрос, беседу, комментарий, социологическое резюме, анкету, мониторинг, рейтинг, рецензию, журналистское расследование, обзор, обозрение, прогноз, версию, эксперимент, рекомендацию.
Сложность структурной организации аналитических жанров заключается в том, что журналист, как правило, имеет дело с большой группой фактов, которые уже на начальной стадии их обработки требуют тщательного отбора, систематизации, группировки и классификации по различным основаниям, нахождения причинно-следственных связей между ними и т.д. Именно на этом этапе творческого процесса решаются основные вопросы, связанные с единой организацией фактов в структурную ткань произведения. Целостность может быть достигнута при наличии определенной концепции, идеи или мысли. Журналисту необходимо прежде всего выявить наиболее существенные факты для анализа, определить узловые моменты основной проблемы и выбрать метод предъявления фактологических данных. После этого становится возможным определение целесообразных пропорций между различными частями текста.
Важно не просто предъявить читателю факты, а проиллюстрировать их в контексте той проблемы, которую журналист пытается рассмотреть.
3. Художественные жанры.
В жанрах художественной публицистики определяющим является наличие образа, а анализ и сообщение фактов играют подчинённую роль, имеют второстепенное значение. Функция художественной публицистики — в раскрытии типического, общего, через индивидуальное, отдельное. Журналистские произведения этого вида есть результат художественной организации фактического документального материала.
Образная публицистика, сближаясь по методам своего исследования с искусством, вводит в тексты СМИ личность как некую социально-нравственную целостность, позволяя исследовать героя и автора-повествователя в их поступках и переживаниях. Жанры образной журналистики создают психологически достоверную картину действительности. Принято считать, что тексту СМИ чужд психологизм при изображении внутреннего мира личности. Между тем психологизм публицистики проявляется на всех уровнях ее функционирования – уровне автора, уровне героя, уровне аудитории. «Восприятие произведения во многом определяется убедительностью личности повествователя (включая психологическую достоверность его собственных чувств, зафиксированных в тексте) и правдивостью поведения персонажей. Автор и герой создают в тексте мощный психологический фон для восприятия идей, заложенных в материал. Соединяя логико-понятийный анализ с образным, публицистика способна объяснить самые сложные и противоречивые социально-нравственные и нравственно-психологические аспекты ситуаций. Удачно найденный образ продлевает жизнь журналистского текста – так, как это происходит с художественными произведениями».
К художественным жанрам относят: фельетон, эссе, зарисовка, очерк
Жанровая структура сетевых публикаций
2.1 Интернет как новое информационное пространство. Роль компьютерных сетей в распространении газетно-журнальной периодики
Без какой-либо доли преувеличения Интернет можно рассматривать как некое глобальное средство массовой информации. Он дает возможность иметь практически мгновенный доступ ко всем источникам информации одновременно и при этом делать индивидуальный выбор. Это все равно как выписывать дома все газеты, журналы, книги и одновременно включить все каналы телевидения и радио.
Интернет, зародившись в 70-х годах, в 90-х обрушился мощным шквалом информационных потоков на весь мир. К началу 2000 года, по оценке специалистов, только в России услугами всемирной паутины пользовались около 1,5 миллионов человек. В мировом масштабе эта цифра достигала полумиллиарда. Сегодня уже не вызывает удивления домашний компьютер, подключенный к сети Интернет, а использование веб- технологий в учебных сфере и бизнесе стало неотъемлемым явлением жизни современного человека.
Web по своим возможностям почти полностью соответствует издательству. Во-первых, потому что каждый программы просмотра интернетовской странички теоретически может добраться до любого веб-узла (исключение составляют те случаи, когда вебмастер по собственному желанию закрывает доступ к своим узлам для широкой публики, или когда канал не достаточно хорошо соединен с далеко находящимся узлом). Таким образом, даже самый мелкий сетевой издатель в идеале может получить всю читательскую аудиторию. Кроме того, мелкие издатели могут зарегистрировать свои узлы в базах данных, либо опубликовать свои ссылки в поисковых машинах.
Во-вторых, стоимость создания и поддержания простого Веб-узла чрезвычайно низка. Многие организации, предоставляющие доступ в Интернет, в качестве стандартной услуги предлагают подписчикам место для создания персональных веб-страничек.
«Эффективность электронных версий состоит в способе их передачи и доставки, которыми пользуется часть читателей, как единственным источником информации, и в скорости её получения, несравнимой с традиционными формами. Чаще всего текст электронной версии можно прочитать намного раньше, чем издание выйдет в свет. Особенно это относится к так называемым «толстым журналам». Но в тоже время электронная версия не всегда является копией бумажного издания. Редакции иногда практикуют публикацию текстов, существующих только в электронном виде и отсутствующих в бумажном варианте. Электронная версия каждого издания имеет адрес, по которому её можно найти в Интернете. Адрес может быть либо общим для всего издания, либо каждый редактор и журналист могут иметь свои адреса. Это создает исключительное удобства для читателей и, особенно, для авторов, имеющих возможность из любого, даже далекого от своего города населенного пункта оперативно согласовать с редакцией все вопросы и вставить какие-то свежие факты, происходящие буквально на глазах, прямо накануне очередного выпуска издания. Крупнейшие информационно поисковые системы и серверы хранят электронные версии сотен газет, журналов, периодических сборников на русском и английском языках (smi.ru).
Однако электронные версии журналов и газет не стоит относить к электронным СМИ. Это только форма передачи издания. Иначе дело обстоит с оригинальными электронными изданиями, изначально созданными функционирующими в сетях.
2.2 Специфика сетевых средств массовой информации
Основу сетевых средств массовой информации составляют новый вид периодических изданий – сетевые газеты и журналы. Среди множества заявленных в информационно-поисковых системах изданий, к сожалению, не являются периодическими. Однако есть несколько десятков серьезных сетевых газет и журналов, выпускающихся на высоком профессиональном уровне уже на протяжении более двадцати лет. И с каждым годом количество таких изданий увеличивается, не смотря на их еще короткую историю. Так почему же возрастает спрос именно на такие издания? Чем сетевая газета отличается от обычной?
Во-первых: жанр «сетевой» прессы определяется спецификой Сети как медийной среды и особенностями восприятия информации с экрана монитора.
В первую очередь, это гипертекстовые ссылки, которые обеспечивают доступ к архивам и другим электронным ресурсам. Таким образом, читатель имеет дело не с линейным текстом, а с расширенным объемом информации.
В распоряжении журналистики имеются следующие формы передачи информации:
текст — единовременно передает не очень много информации, но использует силу других элементов (схемы, звуки и др.);
фото — представляет запечатленные детали событий, наглядно их фиксируя;
звук — воздействуя эмоционально, усиливает влияние текстов, фото или видеосюжетов;
видеосюжеты — темы, освещаемые в фоторяде, могут быть представлены в видеороликах;
анимация — эрзац-видео, при загрузке требуется большая мощность.
«Визуальный потенциал новых СМИ еще далеко не исчерпан: фотоизображения сегодня меняются не чаще, чем того требует ритм событий. В любом случае — даже по истечении большого периода времени — они могут быть найдены в архиве. Графические же элементы обновляются еще реже, так как они должны служить идентификации общей картины сайта (corporate identity). Тексты создаются и оформляются быстрее, чем картинки, и совместно с графическими элементами и картинками конкурируют за место на сильно ограниченной площади экрана монитора».
Специфику отображения страницы гипертекста в браузере обуславливают определенные особенности дизайна веб-страницы и Веб-сайтов в целом. В борьбе за посетителя, за более удобную работу с их сайтом, создатели, точнее разработчики интернет – ресурсов выработали ряд специальных приемов, применяемых для ускорения и упрощения работы. Создатели часто и оперативно обновляемых сайтов давно заметили, что поручать дизайн отдельно взятой страницы с очередным новостным сообщением опытному и часто загруженному работой Веб-дизайнеру нецелесообразно. В крупных проектах самым оптимальным решением является создание и использование одного или целой системы шаблона страниц, похожей на стереотипные макеты газет. Таким образом, создается электронная композиционно-графическая модель виртуальной газеты, по которой строятся все последующие выпуски. Создается макет для одного или нескольких разделов сайта, в который затем программным путем включаются уникальные блоки с текстом, графикой, гиперссылками и так далее. Еще одна тенденция в профессиональном беб-дизайне СМИ, получившая сейчас широкое распространение с легкой руки Артемия Лебедева, ведущего веб-дизайнера в Рунете, выражается в стремлении к текстовому дизайну. Таким образом, дизайн гипертекстовых страниц вернулся к своему исходному состоянию, в котором он появился на свет и получил широчайшее распространение: простой текст с гиперссылками. Он и является самым информативным элементов.
Во-вторых: многочисленные формы обратной связи (гостевые книги, форумы, конференции, интерактив) дают читателю возможность участвовать в производстве информационного продукта и размывают грань между автором и читателем. Содержательное качество интерактивной журналистики обеспечивается одномоментностью или близкой сопряженностью во времени действий по производству, обработке, распространению и корректировке информационного потока, связанного с реакцией потенциальной целевой аудитории.
В-третьих: сетевые СМИ обладают целым рядом преимуществ по сравнению с печатной прессой. Это возможность незамедлительной публикации материалов, благодаря которой сетевые издания оказываются оперативнее газет и телевидения, ведь оперативность газеты ограничена сроком выхода номера, а оперативность телевидения — временем выхода в эфир новостей; оперативность же сетевого издания вообще ничем не ограничена.
Интернет предлагает неограниченный объем памяти. Обновления следуют одно за другим — но более старую информацию можно архивировать, превращать в базу данных с возможностью легкого открытия. И хотя пользователь имеет доступ к невероятному количеству информации, она предоставляется ему в отсортированном и упорядоченном виде. Архив становится частью общего продукта редакций, доступного в любой момент. При этом информация в он-лайн изданиях может меняться ежечасно и даже поминутно. Речь может идти об оперативном освещении уже не конкретного дня, а конкретных событий.
Эта идея породила «ленту новостей». Однако, по мнению некоторых сетевых журналистов, по-настоящему в ней заинтересован весьма и весьма узкий круг потребителей информации. Представитель «молчаливого большинства» не нуждается в том безумном количестве разнообразных новостей, которые проходят по каналам информационных агентств.
В-четвертых: относительно малая себестоимость сетевых проектов и отсутствие централизации благоприятствуют расцвету специализированных газет и журналов. Тем самым обеспечивается гарантированная Конституцией свобода слова и самовыражения.
К сожалению, все вышеперечисленное имеет и свою обратную сторону. Легкость публикации при возможности сохранения анонимности приводит иногда к злоупотреблениям: дезинформации, плагиату, экстремизму, порнографии, скрытой рекламе. Отсюда и доверие большинства читателей к интернет – журналистике весьма невысокое.
2.3 Характеристика жанровой структуры массовых Веб – изданий
(на примере он-лайн газет Ytro.ru и Lenta.ru)
В типологии жанров интернет — журналистика от печатной отличается не сильно. Если не учитывать возможности, которые предлагает гипертекст, то классификация и факторы, образующие жанр, в он-лайн журналистике сохраняются.
Сегодня Интернет-журналистика по популярности у аудитории составляет значительную конкуренцию телерадиокомпаниям и печатным изданиям.
Началом выпуска сетевых периодических изданий как системы можно считать возникновения в 1996 году известного «Журнала.ру» и нескольких других сетевых органов. Этапом в развитии сетевой периодики явилось создание «Содружества on-line периодических изданий», о чем было впервые заявлено 19 марта 1997 года. Затем был опубликован Манифест содружества, где говорилось об объединении «более пятидесяти различных по тематике электронных изданий», а само «Содружество» названо «неофициальной гильдией российского Интернета».
В это же время возникает одни из самых амбициозных проектов «Рамблер Медиа Групп» — Интернет-газета «Lenta.ru». Свидетельство о регистрации электронного средства массовой информации было выдано изданию 21 февраля 2001 года, но сам портал начал функционировать гораздо ранее. Сегодня ежемесячная аудитория газеты – более 3,5 миллионов человек, и с каждым месяцем эта цифра растет. Вот как рассказывают создатели сайта о популярности своего проекта: «Уникальность проекта состоит, прежде всего, в беспрецедентном охвате источников информации: Rambler Mass Media круглосуточно взаимодействует с более чем 50 ведущими российскими и зарубежными СМИ, как хорошо известными, так и появившимися недавно. Кроме того, Rambler Mass Media — безусловный лидер по внедрению мультимедиа. Помимо текстовых материалов и фоторепортажей, ставших визитной карточкой проекта, Rambler Mass Media представляет пользователям аудио и видеосюжеты, в числе поставщиков которых ВГТРК и BBC, Deutsche Welle, радио «Маяк» и другие». Концепцию, техническое сопровождение и информационную поддержку агентства осуществляет Фонд эффективной политики, что определенным образом влияет на контент и качество информационного продукта.
Основная масса сообщений на сайте написана в жанре новостной заметки и является кратким анонсом публикаций других сетевых изданий. Жанр новости с его пирамидальной структурой, свойственной ему лаконичностью и концентрацией внимания на факте наиболее популярен в сетевой журналистике. Это связано с тем, что огромный массив информации в Интернете трудно поддается упорядочению путем использования сложных выразительных средств. Оперативность и точность подачи материала, свойственные этому жанру востребованы в Интернете. Кроем того, Интернет – издания — это журналистика малых (по объему) форм. Трудно представить себе человека, который будет читать на компьютерном мониторе сочинение больше, чем 8–10 тыс. знаков.
Информационная заметка в интернет – газете подчинена всем основных правил журналистики: оперативности, краткости, релевантности и лаконичности, и отвечает на три главных вопроса: что? где? когда?
Отличительной чертой подачи информации на портале «Лента.ру», как в целом в сетевых изданиях, это возможность прочитать об интересующей вас теме как можно больше материалов. Используя технологию гиперссылок, авторы проекта предлагают посетителям под основной частью заметки перейти к другим статьям, схожим по тематике.
Новостные заметки на сайте располагаются в хроникальной последовательности с указанием появления информации в сети. Это позволяет читателю быстро и удобно отыскать свежую информацию и не закапываться в архиве новостей со всего мира. Тематика заметок достаточно обширна: политика, экономика, технологии, общество, преступность, масс-медия, кино, музыка, авто, оружие и так далее.
Особое развитие в сетевых изданиях получили жанры аналитической журналистики: комментарий и обзор. Это связано нацеленностью Интернет-журналистики не только констатировать произошедшее, но и анализировать тенденции и практики. Кроем того, всемирная паутина с легкостью позволяет «завязать диалог» с читателем по средством форумов и чатов. «Обсуждение крупных проблем в Интернете происходит обычно на сайтах авторитетных аналитических изданий. Если постановка темы оказывается актуальной, она сразу подхватывается рядом известных сетевых авторов и публикации этого направления продолжаются довольно долго. При этом «рядовые» читатели также принимают участие в дискуссии в так называемых «форумах» — своего рода доступных трибунах, где каждый может высказать свое мнение или просто отпустить реплику в несколько слов по поводу очередной статьи или какого-то одного вопроса, затронутого в чьей-либо публикации. Однако главным наполнением темы, естественно, являются фундаментальные статьи «асов» сетевой публицистики. В отличие от обычных хроникальных текстов периодического издания фундаментальные основополагающие работы хранятся длительное (неопределенное) время на заглавной странице издания в качестве «гуманитарных ресурсов». Любой комментарий может быть расширен материалами схожих по теме статей, расположенных на других сайтах. Обычно, как новость, так и комментарий сопровождаются ссылками и на архив газеты, где хранится дополнительная информация. Наглядным материал позволяет сделать большой объем фактографий и видеосюжет (технология, которая появилась в Рунете всего два-три года назад, но уже получили массовое распространение).Создается эффект диалога, при пространственной отдаленности автора и адресата. Эпистолярность сетевых жанров обусловлена характером коммуникации во Всемирной паутине, обмен сообщениями по примеру традиционной переписки, когда текст или послание доставляются адресату не непосредственно путем чувственного восприятия (зрения или слуха), а могут быть восприняты лишь посредством медиума, телекоммуникационной сети. При этом движение информации можно сравнить не с однонаправленным вектором, а со сложной спиралью, которая каждым своим оборотом (автор — адресат), вносит коррективы и в форму, и в содержание информации.
Выбор жанра комментария или обзора в сетевых изданиях связан с тем, что журналист имеет дел с большой группой фактов, которые требует тщательной обработки, систематизации и группировки.
Еще одним изданием данного типа является ежедневная интернет газета «Ytro.ru». По своей структуре и жанровым особенностям она схожа с «Лента.ру», отличается лишь только дизайном и скоростью обновления «ленты новостей». В качестве основных жанров здесь используется: заметка, репортаж, интервью, комментарий, обзор, корреспонденция.
В отличии от своих печатных аналогов интернет-газета не содержит сканвордов, кроссвордов и т.д., то есть то развлекательной части, которая обычно располагается на последней полосе печатных изданий. Специальной рубрикой на сайте отмечена ссылка на пресс-релизы, в которых собрана вся официальная информация от государственных и частных организаций России. Они расположены в хронологическом порядке и обновляются по мере выхода новой информации.
Заключение
Проблема жанровой классификации и жанрового разнообразия обсуждается как в серьезных научных исследованиях известных российских теоретиков журналистики, так в небольших специализированных изданиях. Интерес к этому вопросу с каждым годом только возрастает. Но, как ни странно, исследователи все чаще обращаются к классификации жанров традиционных СМИ, оставляя Интернет — журналистику неизученной.
Вместе с тем в журналистике продолжается эволюция жанров. Под влиянием творческой мысли автора возникают новые формы произведений, название которым в научной теории пока не дано. Жанры с трудом поддаются систематизации и классификации, упорно сопротивляются им. Прежде всего, потому, что их очень много: в каждой художественной культуре жанры специфичны, к тому же имеют разный исторический объем, зависят от уровня развития культуры языка и связано с открытие новых технологичных процессов.
В новой среде всемирной паутины жанровая структура журналистики почувствовала себя по-иному. Сохраняя своё лицо, в системе жанров стали образовываться новые виды, в зависимости от специфики сетевых изданий. А чем же отличаются интернет газеты и журналы от своих печатных аналогов?
Во-первых: жанр «сетевой» прессы определяется спецификой Сети как медийной среды и особенностями восприятия информации с экрана монитора.
Во-вторых: многочисленные формы обратной связи (гостевые книги, форумы, конференции, интерактив) дают читателю возможность участвовать в производстве информационного продукта и размывают грань между автором и читателем. Содержательное качество интерактивной журналистики обеспечивается одномоментностью или близкой сопряженностью во времени действий по производству, обработке, распространению и корректировке информационного
В-третьих: сетевые СМИ обладают целым рядом преимуществ по сравнению с печатной прессой. Это возможность незамедлительной публикации материалов, благодаря которой сетевые издания оказываются оперативнее газет и телевидения, ведь оперативность газеты ограничена сроком выхода номера, а оперативность телевидения — временем выхода в эфир новостей; оперативность же сетевого издания вообще ничем не ограничена.
В-четвертых: относительно малая себестоимость сетевых проектов и отсутствие централизации благоприятствуют расцвету специализированных газет и журналов. Тем самым обеспечивается гарантированная Конституцией свобода слова и самовыражения.
Такие свойства определили и жанровые особенности многих сетевых изданий. При этом структура жанров во всемирной паутине практически ничем не отличается от общепринятой классификации. Основу многих изданий для массовой аудитории составляют информационные и аналитические материалы. Примером служат интернет-газеты «Lenta.ru» и «Ytro.ru». Более половины публикаций написаны в жанре информационной заметки, репортажа и интервью.
Список литературы
1. Акопов А.И. Взгляд на проблемы сетевой журналистики изнутри и снаружи Интернета. // www.relga.ru/environ/
2. Акопов А.И. Текст как сущность и форма сетевых публикаций. // www.relga.ru/Environ/WebObjects
3. Акопов А.И. Электронная курилка, компьютерное казино или новый вид СМИ? Обмен новостями и мнениями в сети. Масс-медиа без редакций// Журналист. 1997, № 11. С 59-60
4. Засурский И.Я. Масс-медиа второй республики. М., 1999
5. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров. / Основы творческой деятельности журналиста под ред. Корконосенко С.Г. С-Пб, 2000
6. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001
7. Почепцов Г.Г. Информационные войны. М., 2000
8. Пронин Е.И. Открытая журналистика // Информационное общество. 1997 № 4-6. с 25-32
9. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2005
10. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход М., 1998
11. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2000
12. Шибаева Л.В. Жанры в теории и практике журналистики. // www.relga.rsu.ru/n47/jur47.htm