Реферат по предмету "Журналистика"


Репортаж в современной газете: проблематика, функции и виды (на материалах газет "Правда Востока" и "Новые известия" за 2004-2006 гг.)

Министерство Высшего и СреднегоСпециального
Образования Республики Узбекистан
Национальный Университет Узбекистана
Имени Мирзо Улугбека
Факультет Журналистики
Кафедра «Печати»
Курсовая работа
Тема: «Репортаж в современнойгазете: проблематика, функции и виды (на материалах газет «Правда Востока» и«Новые известия» за 2004 — 2006 г.г.)»
Студентки 2 курса
Усмановой Ироды
Научный руководитель
стар.преп. С.Р.Сулаймонова
Ташкент — 2006
 

Содержание
Введение
Глава 1. Особенности и виды репортажав газетах «Правда Востока» и «Новые Известия»
Глава 2. Мастерство подготовкирепортажа
Заключение
Список использованной литературы
 

Введение
Глобализацияинформационных процессов, создание единого мирового информационногопространства коренным образом повлияли на специфику журналистского труда.Оперативная информация приобретает значимость специфического товара, ценностькоторого возрастает в геометрической прогрессии. Новостные и информационныематериалы сегодня составляют большую часть материалов газетной и телевизионнойи радийной публицистики.
Всё это непосредственноповлияло и жанровую палитру СМИ, где приоритетной оказалось роль репортажа. Егооперативность, наглядность, событийность позволили журналистам представлятьаудитории такую информацию, которая создает у неё «эффект присутствия» на местесобытия.
Тем курсовой работы обусловленанеобходимостью изучения и осмысления опыта, накопленного репортёрами «ПравдыВостока» и «Новых известий», новых методов и приёмов подачи репортажа, освоенияфункциональных и иных возможностей данного жанра в современной прессе.Поскольку накопленный опыт свидетельствует о всё возрастающей роли информационныхжанров в общем «концерте» современной газеты. Изучение возможностей жанрарепортажа актуально и в связи с тем, что Президент Республики Узбекистан насовместном заседании Законодательной Палаты и Сената Олий Мажлиса 28 января2005 года определил новые задачи для СМИ на пути продвижения кдемократическому, гражданскому обществу. В частности, он подчеркнул, что важнейшее«условие углубления демократических обновлений и гражданских свобод вУзбекистане – это реализация конкретных и последовательных мер по реализациидемократических стандартов в развитии средств массовой информации. Этодальнейшая либерализация деятельности печати, телевидения, радио, обеспечениеих независимости и свободы как обязательной составляющей процесса углубленияреформ в нашей стране».[1]
Цель и задачи курсовойработы. Основнаяцель данной работы — определить закономерности развития, функции и видырепортажа в современной газете. Цель исследования продиктовала необходимостьрассмотрения следующих задач:
1. Проанализироватьпроблемно-тематическое содержание репортажных материалов в исследуемых газетах
2. Изучить творческуюлабораторию ведущих репортёров, оценить их вклад в формирование информационногооблика каждого канала СМИ.
Теоретическая значимостьработы состоит врасширении представлений и знаний о репортаже, его видах, формах и приёмахподготовки.
Практическая ценностьработы состоит восмыслении современной практики и мастерства журналистов в ходе подготовкирепортажных материалов.
 

Глава 1. Особенности ивиды репортажа в газетах «Правда Востока» и «Новые Известия»
В теоретическойлитературе понятие репортаж появилось в первой половине ХIХ века. В переводе с латинского «reportare» означает «передавать», «сообщать». Изначальнок жанру репортажа относили материалы о ходе судебных заседаний, о парламентскихдебатах, различных заседаниях им собраниях. Эти «репортажи» позже сталиназываться отчётами. Сам же репортаж представлял собой материал, напоминающийпо содержанию и форме очерк в современной российской газете. Выдающиесярепортёры ХХ века Эгон Эрвин Киш, Юлиус Фучик, В. Вудворд, Л. Рейснер, Б.Гринбыли в нашем понимании скорее исследователями, нежели репортёрами. По Д. Рэндаллу,и сейчас, когда европейский журналист что-то о репортаже, он имеет в виду то,что мы называем очерком.[2]
Западные очерки, с точкизрения их содержания, и являются «генетическими предшественниками» и ближайшими«родственниками нынешнего российского репортажа». [3]
Сегодня от репортёровждут сообщений, способных привлечь внимание читателей неожиданностью,динамичностью, новизной темы. По мнению авторов учебного пособия «Труджурналиста: профессионализм, творчество, мастерство» «Правдивый репортаж сместа события, рассказ очевидца о новых явлениях и фактах – это та правда,которая нужна сегодня и завтра людям. Ибо ложь, растиражированная в десятках тсотнях тысяч экземпляров, не только обман людей, но и бедствие для газеты ижурналиста».[4]
Говоря о качествахрепортера, российский исследователь журналистики Е.П. Прохоров выделяет в нём инеобходимость развития в нём образного мышления, видения явленийдействительности. Ведь для того, чтобы передать картину событий и запечатлетьоблик персонажей текущей истории, важно замечать и фиксировать характерныедетали и подробности. Интеллектуальный потенциал изложения необходимо дополнятькрасочность, «живописностью», приёмами художественной образности… Характернойчертой журналиста является любопытство, стремление расследовать события ифакты. Желание докапываться до истины требует мужества …».[5]
Современная периодическаяпечать, и особенно российская, продвинулась далеко вперёд. Это стало возможнымблагодаря и динамичному расширению глобальной сети Интернет. Во всемирнойпаутине появился новый жанр – оперативный репортаж с места события. Благодаряэтому технологическому новшеству, журналисты сегодня могут передавать самую«горячую» информацию земного шара. «И хотя для журналистов такие репортажибывают часто сопряженными с большими трудностями и даже с риском для жизни, онивоспринимаются с большим интересом и существенно увеличивают аудитории».[6]
В узбекистанской жепрессе приоритетны фоторепортажи, которые по своему визуальному воздействиюничуть не хуже текстовых аналогов. Это тоже результат внедрения в журналистикувысоких технологий, позволяющих за очень короткое время воспроизвести на бумагефотоизображение.
Основное назначениерепортажа – передать сообщение о событии, свидетелем или участником которогостал репортёр. «Посредством его читатель испытывает «эффект присутствия»».[7]
Таким образам, репортажэто не только эффективное средство показа действия, события, явления. Онсочетает в себе и строгую документальность, объективность, протокольностьотображения действительности. Это-то и сближает репортаж с другимиинформационными жанрами. Кроме того, ему свойственны живописность, образность,эмоциональность и яркость изображения. Эти аспекты сближают его схудожественно-публицистическими жанрами. Вместе с тем, для репортажа «такжехарактерно широкое использование методы наглядного изображения действительности.Однако в репортаже наглядность несёт чисто информативную функцию, функциюсообщения о вполне конкретном событии, происшествии….»[8]
«Правда Востока» — ведущаясоциально-экономическая и общественно-политическая газета Узбекистана, частоиспользует информационные возможности репортажа. К примеру, в рубрике«Столичный репортаж» газета в номере за 21 марта 20006 года поместиласобытийный репортаж «Малая родина — махалля». В нём автор повествует остоличной махалле Яккасарай, которая появилась ещё во времена Великогошёлкового пути. Здесь сегодня вперемежку с глинобитными строениями появилисьнарядные особняки, престижные иномарки, частные предприятия. Информационным жеповодом для этого репортажа послужил вечно молодой праздник Навруз, который по-особому встречают в этой махалле. Особая заслуга автора в том, что о жизнимахали говорят и показывают сами махаллинцы. В частности, на территории махалирасположены 30 государственных и частных предприятий. Деловые люди помоглипостроить на территории махалли частную аптеку «Носыр дори». Успешноразвивается в Яккасарае надомный труд. Активистка махалли Хакима Гасиеваорганизовала учебный центр для молодёжи и многодетных матерей, где ониобучаются кройке и шитью, парикмахерскому делу. Журналист рассказывает и о том,что у махалли нет задолженностей по коммунальным платежам. Домовой комитеторганизовывает хашары по благоустройству домов и территорий, проложен асфальт,проведена канализация в частном секторе. Но самое главное достояние махали – еёмногонациональный состав. Здесь живут представители 15 национальностей, которыес большим уважением относятся к националтьным обрядам и традициям каждого.
Эффект присутствия вданном репортаже обеспечивают свидетельства самих жителей, а также фотоснимкисопровождающие текст. Безусловно, репортаж получился познавательным, посколькудоля узбекистанца, жизнь которого традиционно проходит в махалле, он даёт новыесведения о деятельности местного органа гражданского самоуправления.
В событийном репортаже«Давайте встречаться чаще!» в «Правде Востока» за 1 февраля 2006 года рассказываетсяо Республиканском интер –клубе «Фестиваль», который действует с 1995 года набазе музыкального академического лицея имени В.А. Успенского. Информационнымповодом для репортажа стал очередной фестиваль этого клуба. Фестивальджаз-музыки, в котором участвуют только дети 30-й по счёту. Описывая все деталисобытия, автор указывает и на принципы работы клуба: «основным творческимпринципом В.Упоров (руководитель клуба – прим. Авт.) называет теорию четырёх«И»: интонация. Информация. Имитация и импровизация. Стоит рассказать о каждойстороне подробно. Интонацию следует понимать так: каждый интерклубовец долженнепременно обладать музыкальным слухом и тактом, дабы с точностьювоспроизводить услышанное. Информация — это очевидная необходимость постояннослушать корифеев джаза. Имитация – чтобы научиться плавать, мы смотрим, как этоделают другие. Так и в музыке: чтобы создать свой шедевр, необходимо учиться напримере профессионалов своего дела … и, наконец, импровизация – это логическоезавершение теории. Соединяя три предыдущих пункта, ребята могут создавать своитворения».[9]
Привлекателен в данномрепортаже сам информационный повод – фестиваль джаз-клуба. Согласитесь, в нашейстране о таком не часто услышишь, а «Правда Востока сумела рассказать о нёмёмко.
В познавательномрепортаже «Новые экспонаты музея» Л.Левтеевой и К. Турсуналиева в номере за 22февраля 2006 года рассказывается о новых экспонатах музея прикладного искусстваУзбекистана в Ташкенте. Материал построен таким образом, что авторы вместе считателями путешествуют по залам музея, причём значительное место в репортажеотведено под скрупулезное описание каждого уникального экспоната. К примеру: «Не менее интересен комплект из двух ляганов «Балик пусти», где помимо кистевойросписи, мастер А.Назиров использовал технический приём «чизма», придавшийповерхности блюда рельеф в виде рыбьей чешуи. Эффект усиливают изображения рыбьихглаз. В центре – гранаты и листья «шобарг». Мотив росписи той-лягана «Парпашша»- «крылья мухи», от которого он и получил своё название. Ляган этотпредназначен для общественных трапез, его размер более 50 см в диаметре».[10]
Знакомство с материалами«Правды Востока» даёт основание полагать, что в ней главным образом публикуютсясобытийные репортажи. Познавательные, тематические и проблемные репортажи практическине наблюдаются.
Другая разновидностьрепортажа – аналитический репортаж. В нём осуществляется детальное изучениеобъекта – события, при этом репортёр не ограничивается только лишь изложениемфактов. Выводы по наблюдениям приобретают оценочный характер. При этом неменяется изначальная суть жанра, ведь репортаж возможен « только приприсутствии самого автора на месте события. Он ведёт репортаж, становясь подчасне только свидетелем, но и участником события и даже иногда его инициатором».[11]
В качестве примера можнопривести репортаж «Мужчины с выставки» К. Баканова и А. Якова в номере за 10декабря 2004 года. В репортаже речь идёт об открытии выставки известногофотографа Екатерины Рождественской в галерее Зураба Церетели. Как отмечаютавторы, открытие сопровождалось небывалым наплывом знаменитостей. Авторы нескрывают иронии по поводу столь многочисленного бомонда на мероприятии. Ихнаблюдения сопровождаются оценками поведения и действий известных артистовкино, шоу-бизнеса и т.д. в самом начале репортажа авторы уже представляютпервые оценочные наблюдения: «Звёздных личностей было так много, что угардеробщиц возникли трудности с развешиванием их звёздной одежды. Рассматриваяэкспонаты, репортёр «Новых известий» натыкался то на Людмилу Гурченко, то наВладимира Жириновского, за которым следовал специально обученный человек,раздававший избранным какие-то загадочные сувениры». [12]
В данном репортаже оценкирепортёра построены на метафорах, ассоциациях, сравнениях. К примеру, в концерепортажа приведена следующая образная картинка: «На фотографии Аксёноввоплотил нетленный образ Чапаева, а на настойчивые расспросы репортёра «Н И» отом, что ему импонирует в Чапаеве как литературном персонаже, Василий Павловичотвечал не по-писательски, а по-светски: «Усы…». А подумав, добавил: «… Ианекдоты».».[13]
Следует признать, что в«Новых известиях» аналитические репортажи встречаются не очень часто, хотя они имеетопределённую значимость как средство социального контроля.
К примеру, в репортаже«Бабки для министра» С. Казовского [14] исследуются истокикоррупции. Репортаж из зала суда повествует о причинах получения взятокминистром правительства саратовской области Грищенко. В основе публикации лежитдостаточно объёмный, противоречивый материал, который всё же позволяетжурналисту воссоздать реальную картину событий. Несмотря на обилие фактов,читатели, тем не менее, легко могут разобраться в сути дела. Безусловно,анализировать судебное дело очень сложно без знания самой темы, безкомпетентности в вопросах права. Свою компетентность автор иллюстрирует черезпредставление справки, в которой содержится суть всего события. Журналист,излагая ход судебного разбирательства, выявляет причины, породившие явлениекоррупции: «Короче, не создай губернатор эту надуманную структуру сомнительногосвойства, не было сегодняшнего уголовного дела, не сидел бы министр Грищенко вжелезной клетке за взятку, полученную за никому не нужную резолюцию из двухслов: «Не возражаю!».[15]
Новым формой репортажаявляется репортаж-расследование. Здесь журналист, следуя канонам журналистскогорасследования, стремится через возможности репортажа воссоздать событийностьвсего расследовательского процесса. По сути, в таком материале как бысинтезируются элементы репортажа и расследования. Так, в публикации«Закладывать – себе дороже» автор Н. Дзись-Войнаровский повествует о своёмпоходе в ломбард, в ходе которого он как бы в живую передаёт всё личноувиденное. При этом увиденное позволяет ему выявить тенденцию развитияломбардного бизнеса в современной России. В ходе повествования журналист расследуетцелую цепочку механизма работы ломбардных точек. В первой части репортажа авторпередаёт своё личное первое впечатление от контакта с представителями этогобизнеса: «Не скажу, что я с радостью пошёл в ломбард. Ещё со школы я помнил –Бальзак называл такие заведения «мрачными друзьями юности». Достоевского онивдохновили на образ старухи процентщицы, а мама говорила, что ломбард – этодно. На дне оказалось совсем не страшно: прозрачные двери, яркое освещение,скучающий охранник, информационный стенд и два окошка. Позже для сравнения япосетил ещё несколько «мрачных друзей юности», и все они выглядели если нереспектабельно, то, по крайней мере, вполне прилично. Многие ломбардырасположены в помещении ювелирных магазинов. Процентщицы, а точнее, оценщицы –специалисты по оценке ювелирных изделий – оказались не злобными старухами, амолодыми симпатичными девушками. Впрочем, возраст экспертов от пункта к пунктуколеблется, но все специалисты почему-то женского пола. Рассмотрев цепь в лупу,взвесив её и проверив кислотой, девушка приветливо заявила: «Можем оформитькредит сроком на месяц на 1100 рублей под 12%. – «Сколько?1 1100 рублей – этоменьше 40 долларов, а её покупал за 124!». »[16]
По сути, первая частьматериала полностью содержит в себе все элементы репортажа. Вторая же часть,озаглавленная как «Золотой бизнес» полностью посвящена исследованию новогобизнеса в России. «За последние семь лет количество ломбардов в Россииувеличилось с 700до 2000. Ежегодные обороты этого бизнеса – 150 тыс.долларов, адоходность – 50% годовых. Средний столичный ломбард стоит около 50 тыс.долларов и приносит в месяц около 12 тыс. «зелёных». 90% прибыли зарабатываетсяна золоте. Бизнес-моделей в этой области две. Первая – открыть ломбард в самомцентре жилого района, скупить как можно больше золота у местного населения изакрыться. Ломбард, в который обратился корреспондент «НИ», видимо относился кэтому типу. Вторая – стимулировать посетителей выкупать свои вещи, сформироватьпостоянную клиентуру и приносить регулярный доход. В таких ломбардах ставки покредитам ниже, и их сотрудники часто идут навстречу клиентам, не продаваяимущество даже по истечении всех предусмотренных законом сроков».[17]
По своей тональности инацеленности на исследование к репортажу-расследованию близок другой его вид –репортаж-раздумье. Не утрачивая своей оперативности. Наглядности, «эффектаприсутствия» такой репортаж вместе с тем представляет собой развёрнутуюавторскую оценку, его размышления. По сути. В таком материале все элементырепортажа выступают в сочетании с глубинным анализом сущности отображаемого.При этом авторское «я» обязательно присутствует в материале. Таким, к примеру,представляется репортаж « Фемида » любит начальников» в «НИ» за 18 февраля 2003года. В данном репортаже речь идёт о вручении высшей юридической премии в тойхронологической последовательности, в которой проходила сама церемония. По ходуповествования автор вкрапливал в текст свою оценку, мнение-раздумье в формеэмоциональных отступлений: « Изучая списки лауреатов (высшей юридическойпремии) за семь лет (почти сто человек), я увидел, что заветной бронзовой статуэтки(а также компьютера в придачу) удостоились все председатели наших федеральныхсудов, а также их заместители, помощники президента РФ и даже президентыиностранных государств. В то же время ни разу не удостоились «высокой чести»такие знаковые для нашего времени фигуры и организации, как один из авторовсудебной реформы С.Пашин».[18] В этом небольшом эпизодепредставлены небольшие фрагменты социального опыта и отдельные образы. Автор фактыреальной действительности размещает в контекст отдельных образов, что создаётновый слой оценочной информации. Её в психологии называют рефлексивной – отслова «рефлексия» в его буквальном значении: в переводе с позднелатинского онообозначает «обращение назад».[19] В данном примереразмышления журналиста служат не только воспроизведению событий, из которыхскладывается вся картина, не только воспроизведению облика героев, но и воссозданиювсей атмосферы происходящего вплоть до деталей.
Автор нагляднодемонстрирует свою включённость в событие при помощи лирико-публицистическихотступлений, обладающих своей конкретно-чувственной природой: « Справедливостиради надо сказать, что среди номинантов, особенно в прошлые годы, были всё-такифигуры, широко известные обществу».[20]
Таким образом, можнозаключить, что функциональные и видовые возможности репортажа в полной меререализуются журналистами «Новых известий». «Правда Востока» же, к сожалению,использует лишь информационные факторы репортажа, что значительно снижаетдейственность материалов такого рода. В узбекской газете в основном встречаютсясобытийный и реже познавательный репортажи.
 
Глава II. Мастерство подготовки репортажа
Эффективность любогожурналистского материала в первую очередь зависит от профессиональногомастерства, компетентности автора. Это особо проявляется в труде репортёра.«Репортёр — не пассивный зритель или наблюдатель, он исполняет главную роль «достань-принеси новости. У него должна быть активная гражданская позиция. «Меньшенравоучений, больше сопереживаний» — это непреложное качество хорошегорепортажа»[21]. Самое сложное длярепортёра – создание «эффекта присутствия». Для маститых журналистов это – самособой разумеющееся. Для новичков – непреодолимый барьер. И всё же журналисты,несмотря ни на какие преграды, стремятся вновь и вновь в каждом репортажедобиваться поставленной цели.
Мастерство репортёров«Правды Востока» нацелено, прежде всего, на достижение достоверностиотражаемого события. К примеру, в событийном репортаже «Неисчерпаемые возможностипредпринимательства» в номере за 24 марта 2006 года автор Д. Аипова рассказалачитателям о ходе республиканского этапа конкурса «Ташаббус». Её творческаяудача в создании «эффекта присутствия» заключается в использованиижурналистского «я» в нужном месте: «У стенда с лакокрасочной продукцией сразуподумалось о лете- поре, когда обычно делают ремонты в квартирах ». Кроме того,в репортаже говорят сами участники конкурса. К примеру, в первой частирепортажа говорит фермер из столичной области:
«- В 1991 году мыначинали работать в качестве частного малого предприятия. ….
В 2000 году сталифермерским хозяйством. Выращиваем кур, крупный рогатый скот, корма на 30гектарах земли. Производим около 30 видов вареных колбасных изделий, 15 видовкопчёных, а также около 10 видов макаронных изделий. В 2005 произвели 183 тоннымяса. Поставляем продукцию во все города республики. В прошлом году открыли вТашкенте четыре фирменных магазина, в которых продукция реализуется по ценепроизводителя. Но мы не хотим стоять на месте, работаем над расширениемассортимента»[22].
Здесь хотелось быотдельно сказать об общих недостатках в работе узбекистанских репортеров. Представляяоперативный и актуальный репортажи, они, всё же, не обращают внимание на такиедетали и элементы, которые и делают материал репортажем. В том же репортаже издома известного академика Г.Пугаченковой в «Правде Востока» за 23 марта 2006года, автор не смогла выйти за рам Ки официальной встречи. Конечно же, послыГермании и Франции – люди сугубо официальные. Но ведь встреча- то проходила нев посольстве, а в домашней обстановке. Здесь-то и представлялась журналистувозможность для творческого поиска, нахождения оригинальных мыслей, поворотов входе самого события. По всем параметрам материал получился лишь правильным, ноне прекрасным и тем более, творчески оригинальным. А ведь правильно и прекрасно– категории в журналистике совершенно разные. Сухое протокольное изложениетекста во многом «смазало» впечатление читателей об интереснейшей встречи непросто послов, но и людей науки, учёных в сфере философии и права. Наверняка, входе встречи Г.Пугаченкова и послы много говорили об известных историческихсобытиях и личностях, о достопримечательностях и удивительных качествах народовтрёх стран. Живое общение, открытость человеческих сердец, к сожалению, былиобойдены журналистским вниманием.
«Сделано в Узбекистане» — так называется событийный репортаж в «Правде Востока» за 7 марта 2006 года. Внём журналист рассказывает о микроавтобусе новой модификации «Дамас В-150»,который сошел с главного конвейера Асакинского автозавода. В репортажеполностью показан весь конвейерный ход производства нового отечественногоавтомобиля. Репортёр вместе сор специалистом завода И. Ашуровым прослеживают технологическийпроцесс. Представитель завода по необходимости разъясняет журналисту отдельныезвенья технологической цепи:
«- Теперь кузовподхватывается «подвесками», — обращает наше внимание на робот менеджер постандартизации Ильхом Ашуров. – Начинается работа под кузовом. Чуть позже будутустановлены мосты и двигатель, которые собираются на отдельной линии»[23].
Далее журналист стремитсясамостоятельно описать характеристики нового автомобиля: « Вот он «ДамакВ-150», поднимается на эстакаду, обувается в резиновые «башмаки». Сверкающиедиски отечественного производства. Изготавливают их всего в полусотнекилометров от Асаки – в Ферганском областном центре. Привлекает вниманиекомфорт и дизайн «В-150». Он на 265 мм длиннее старого образца. Новая модельотличается более сорресенной отделкой интерерв. Водитель-испытатель заводитдвигатель и миниатюрная «карета» уже своим ходом разворачивается на последнююпрямую – третий участок. Где проводятся диагностика, делаются окончательныерегулировки. И ещё одна тщательная последняя проверка – и авто выходит заворота гигантского сборочного цеха. Далее «Дамас В-150» ждёт заводской трек — специальная испытательная дорога».
Столь подробная выдержкаиз репортажа приведена не случайно. В ней, несомненно, приведены всетехнические параметры новинки. Однако автор не удосужился сказать о самомглавном – насколько комфортно себя почувствует в новом автомобиле водитель ипассажиры. Автор не удосужился сесть сам вместе со специалистами завода в машину,проехаться с ними по треку и передать собственные впечатления и наблюдения.Такой поход к делу во много крат повысил бы эффективность репортажа. Здесьследует обратить внимание и на использование автором соответствующейспециальной терминологии. Что значит резиновые башмаки? Авторский ответ вродебы есть: «сверкающие диски отечественного производства». У несведущего читателятакое объяснение вызывает другую ассоциацию — о компактных компьютерных дисках.Здесь – то и нужно было ему объяснить, что речь идёт о дисках колёс. Такженепонятно что такое «подвески», которые подхватывают кузов. В первоначальномзначении слова «подвески» означает предмет женского туалета – ювелирноеукрашение. Использование такой терминологии в переносном значении должно было бытьразъяснено автором. К сожалению, таких разъяснений в тексте нет.
В целом, репортаж, посвященныйпрезентации нового микроавтобуса получился слишком уж «технологичным», т.е. втексте присутствуют описание конвейерного процесса, технических характеристик,приведено очень много статистических данных, но нет самого главного – человека,соотнесённости новой марки автомобиля с человеческими потребностями.Ведь, вконечном счёте, материал обращённый к живому человеку и должен быть нацелен наего умонастроения, интересы и запросы.
В «Новых Известиях»публикуются репортажи, в которых суждение автора выступает как мнениекомпетентного специалиста. Яркой представительницей мастер-класса в «НИ» являетсяЕлена Ямпольская, театральный критик, настоящий мастер своего дела.
Её репортаж «Постой,паровоз, не стучите, колёса …»[24] — являет собой примерпрофессионального отношения к объекту журналистского исследования, хотя самавтор и не претендует на звание театрального критика. Её субъективная позициядостаточно обоснован: « Сформулируем вопрос иначе: понравилась ли «АннаКаренина» Андрея Житинкина лично, например, мне? Ответ будет: очень. Оченьпонравилась. Ибо я никогда прежде не предполагала, что смогу хохотать надлучшим (на мой взгляд) романом Льва Николаевича, а вот Андрей Альбертовичпредоставил нам всем такую возможность».[25]
Публикация содержит всебе также и из интервью с режиссёром постановки, где представлен развёрнутыйрассказ о премьере спектакля на Малой Бронной. В ходе репортажа журналистстремится раскрыть личностные качества каждого своего героя, мотивацию ихпоступков через психологический анализ. Он здесь применяется как инструмент,помогающий создать рельефные образы актёров и героев, отобразитьсоциально-нравственный, сложный мир театра. Приёмы анализа автора следующие:
— через изображениедействий героев раскрываются особенности их характеров. Например: « Итак,Каренин ориентирован нормально, но человек он действительно малосимпатичный. Карикатурный,анекдотичный персонаж, который заламывает руки, заплетает ноги, рыдает,по-цыгански встряхивая плечами, пронзительно вскрикивает и столбенеет от дурныхизвестий как подстреленный»[26];
— здесь же автор даетоценку игре актеров: «Зато Крюкова не просто украшает сцену, но ещё и приличноработает»[27];
— средствами психологическогоанализа автор исследует сложную творческую жизнь актёров и режиссёров на сцене:« Житинкин согласился прийти к Когану наёмным служащим, с громкой должностью иполным отсутствием всяких прав, то есть сам себя поставил в дурацкое положение,за что и был наказан»[28];
— наглядно отражается мирвнутренних противоречий героев: «Вот так и движется Житинкин – от великого ксмешному. С явным перекосом в сторону последнего».
В репортаже дается также авторскоепонимание выбора героем цели и решений: «Житинкин инсценировал толстого с темрасчетом, чтобы параллельные сюжетные линии не отвлекали зрителя от романаКарениной с Вронским».
Следует отметить, что журналисткасумела обосновать логически свою позицию. При этом она воспользоваласьобщепринятыми категориями и нравственными оценками. Обоснование авторскойпозиции осуществляется посредством приведения как логической, так инелогической аргументации.
Нелогическаяаргументация, или, как ещё их называют, «нормативно-ценностные аргументыобеспечивают доходчивость, доступность и популярность доказательства.Нормативно-ценностная аргументация, ка5к утверждают учёные, помогает установитьсвязи, как между логическими умозаключениями, так и идеологическими,социально-психологическими средствами воздействия на аудиторию. « Еслилогический аргумент апеллирует к разуму, то нормативно-ценностный – кобщественному настроению, к традициям, к силе общественного мнения. Логическаяаргументация доказывает и убеждает, нормативно-ценностная – убеждает ивнушает».[29]
Умелое использование илогических, и нелогических аргументов характерно для репортажа «Кто поможетКатерине?» в «Правде Востока» за 23 февраля 2006 года. Автор А. Ромашкопосетила Ташкентский городской детский центр «Мехр таянчи», где находятподдержку оказавшиеся без крова и родительской заботы малыши и тинэйджеры. Журналист,воссоздавая портреты своих героев, синтетически применяет два ряда аргументов:«Екатерину Студинкину не первый год знают в центре. Сюда она всегда приходит запомощью. Судьба выдала Катерине, что называется, по полной. За свои двадцатьодин год она испытала столько, что хватит на две жизни. Мать в своё времялишили родительских прав и маленькую Катю определили к бабушке. Казалось бы,всё решилось как нельзя лучше, но нет. После перенесённой травмы черепа,пожилая женщина стала агрессивной, и всю жестокость её необычного поведенияКатерина испытала на себе. Шестилетняя Катя, вместо жизни со свирепой бабкой,выбрала улицу. Не раз еще потом её возвращали под родной кров. Обладая от природыумом, она понимала, что надо учиться, и, как могла, старалась преодолетьсложившуюся вокруг неё ситуацию».[30]
Помимо всего прочего, вэтом репортаже подкупает искренность самого журналиста. Она скрупулезно,обстоятельно и детально рассказывает о заботах детского центра, причём своё заинтересованноеотношение к судьбе неблагополучных детей она иллюстрирует словами руководителяэтого заведения: «Для нас знаменательно то, что нынешний год объявлен Годомблаготворительства и медицинских работников. … Та категория детей, с которой мыработаем, как никто нуждается в милосердии и врачевании души. Правительствомреспублики многое делается в этом направлении. Большую помощь оказываетгородской хокимият и Детский фонд Республики Узбекистан, а также фонды – «Ты неодинок», «Махалля». Проводятся различные мероприятия с участием воспитанниковдомов «Мехрибонлик». [31]
Действительно, основутворческой кухни любого журналиста, в том числе и репортёра, составляет егоумение, способность чувствовать слово. Ибо именно оно и представляет на полосе самуюпоследнюю новость, и в то же время лицо самого журналиста. К сожалению, «ПравдаВостока», не всегда следует этому неписанному правилу журналистского дела. Вотпочему в отдельных её репортажных выступлениях встречается высокопарность,чрезмерный пафос, витиеватость стиля изложения, что противоречит природерепортажа.
Тем не менее, и в этойгазете встречаются приятные исключения. Так, обозреватель газеты Т. Низаевизвестен читателям, прежде всего, как блестящий знаток спортивной тематике. Вомногих его отчётах с заседаний спортивных ассоциаций и ведомств всё женаблюдается именно репортажное повествование, поскольку автор стремитсяпередать и динамику, и важность отражаемых событий для читателя. К примеру, вобширном проблемном репортаже-отчёте «Вернуть радость болельщикам» в номере за22 февраля 2006 года Т. Низаев рассказал о достаточно жаркой дискуссии, котораяпроходила в исполнительном комитете Республиканской федерации футбола. Материалразбит на шесть частей, в каждой из которых журналист попытался рассмотреть тотили иной аспект поставленной проблемы: что надо сделать для популяризацииотечественного футбола. В первой и во второй частях изложены организационныефакторы решения проблемы. В третьей автор указывает на изменения механизмапроведения чемпионата страны. В четвёртой части речь идёт о тренерской работе. Впятой – о состоянии стадионов и материально-технической базе отечественногофутбола. В шестой – об оплате труда футболистов. Каждая часть материалаявляется логическим продолжением предыдущей части. Материал читается легко и засчёт развёрнутых вкраплений автора в текст репортажа элементов разговорнойречи. Так, например: «Клубок проблем следует начать распутывать со стадионов.Даже центральная арена «Пахтакор» находится в плачевном состоянии. Не работаеттабло. Скамейки на трибунах – со времён царя Гороха. В туалете – не продохнуть.Вокруг стадиона – хлам, пыль, грязь. Почему так произошло? Нет настоящегохозяина, — сошлись во мнении члены исполкома. Отдать в частные руки? Но стадионстоит миллиардов сумов. Кто купит? Предложен вариант бесплатной передачидействительно предприимчивым деловым людям под государственные инвестиционныепрограммы. Не отметается и механизм акционирования. Лишь бы достичь главного, — чтобы зритель шёл на стадион, как на праздник».[32]
Активное использованиевсего словарного богатства языка, возможностей газетно-публицистического стиля,адресная нацеленность самого выступления делают его интересным и читабельным.Сама тональность репортажа-отчёта вживую передает напряжённую и в тоже времядостаточно интересную атмосферу дебатов. Материал читается на одном дыхании. Аэто и есть главный результат журналистского труда в целом.
Российская репортёрскаяжурналистика, в противовес местной, строится сегодня на основе сенсационных,необычных фактах, на столкновении мнений, позиций, взглядов. Вот почемубольшинство репортажных материалов «НИ» сенсационны и неожиданны. Можносказать, сенсационность, оригинальность, броскость – основные качества, присущиеэтой газете. Репортеры «Новых известий» довольно успешно в своей работеиспользуют и прием «маски» или как еще его называют, метод смены профессии,который требует очень тщательной предварительной подготовки.
Метод смены профессиипозволяет журналисту анализировать явления действительности, как в глубину, таки в ширину, что в свою очередь повышает эффективность самого материала.Глубинное исследование здесь обеспечивается за счёт личностного журналистскогоисследовательского начала. Анализ в ширину позволяет обобщить целый рядотдельных фактов, увиденных репортером в ходе всей работы, позволяет ему отчастных моментов перейти в целым закономерностям и тенденциям в общественномразвитии.
Если «Новые известия»достаточно эффективно используют метод «маски», то «Правда Востока», ксожалению, в силу объективных обстоятельств не смогла воспользоватьсяуникальными возможностями этого приёма. В силу чего репортёрское осмысленийфактов и событий действительности представляется одномерным и однонаправленным.А ведь и в жизни узбекистанцев произошли такие коренные изменения, которыеможно очень удачно исследовать с помощью метода «маски».
Таким образом, можнозаключить, что мастерство в репортерском материале – это целый комплексвзаимозависимых средств, приёмов, способов работы журналиста. Каждое из них всовокупности друг с другом способствует достижению главной цели — созданиючитабельного, зрелищного и в тоже время ёмкого репортажа.
репортажгазета тематический

Заключение
Наступивший ХХI век глобалисты и коммунитикивисты давноуже окрестили как век информации и информационных технологий, в условияхкоторого коренным образом меняется содержание работы как репортеров, так идругих работников СМИ. В этой связи Президент Республики Узбекистан точноподметил: «… в век информации, коммуникационных и компьютерных технологий,когда Интернет с каждым днём будет всё шире и глубже входить во все сферы нашейжизни и когда борьба за умы и умонастроения людей приобретает решающеезначение, все эти задачи сегодня становятся для нашего общества актуальными иприоритетными». .[33].Лидер страны имел в видунеобходимость ускоренного внедрения самых последних высоких технологий вдеятельность печатной, телевизионной и радийной журналистики. Что в своюочередь предопределит и специфику труда репортёра.
Как показало настоящееисследование, репортёр нового поколения должен обладать очень многимипрофессиональными и личностными качествами. Широкое образование,коммуникабельность, эрудированность, ум и находчивость, умение быть готовым влюбое время выполнять профессиональный долг должны его отличать от другихспециалистов, работающих с информацией. Только долгий упорный труд, постоянноесамосовершенствование позволят ему быть на пульсе актуальных событий, тем ипроблем. От репортера аудитория ждет оперативную, интересную, зрелищную,объемную и в то же время емкую информацию о происходящих вокруг событиях. Атакую информацию. В которой все эти свойства выступали бы в одном лице, можнополучить, в основном в жанре репортажа. Здесь необходимо учитывать и тот факт,что репортерам печатных СМИ приходиться очень сложно в смысле конкуренции стелевизионными и радийными репортерами. У последних хорошим подспорьемвыступает видео – и оргтехника, которые и дополняют журналистский текствидеорядом или же шумовыми эффектами. Всего этого нет у репортера газеты. Ноэтот, на первый взгляд, недостаток и должен содействовать им в подготовкецельных, зримых, конкретных и действительно читабельных материалов.
Исследование показало,что в отечественной периодической печати и, в частности, в газете «ПравдаВостока» в основном используются событийный и познавательный репортаж. Причемосновная часть таких материалов посвящена отражению производственного цикла. Вопубликованных на страницах «Правды Востока» репортажных материалахрассказывается о динамике становления новых рыночных предприятий, об их вкладев становление рыночной экономики. Почти не встречаются тематические, проблемныерепортажи. По своей внутренней структуре опубликованные репортажи отвечаютосновным требования жанра: они оперативны, в них авторское «я» способствуетсозданию эффекта присутствия на месте события, повествование динамично.Журналисты «Правды Востока» стремятся каждый репортажный материал «снабдить» фотоснимками,которые как бы дополняют текст. Однако при более глубоком исследованииматериалов можно увидеть, что в них не задействован «человеческий фактор»:герои говорят больше официозным, не живым языком. Диалоги журналиста с героямиотдает рапортоманией, чрезмерным пафосом, что ставит под сомнение, в целом,само выступление. В репортажах «Правды Востока» не хватает дыхания жизни.
Репортажные же материалыроссийской газеты «Новые Известия» наглядно показывают трансформацию жанра вновые видовые формы. Репортаж на страницах этого издания представляет собойвоплощение сенсационности, оригинальности, броскости, значимости, а значит ибольшого читательского интереса к нему. Вместе с тем в нем сохранены основныехарактеристики классического репортажа — актуальность, оперативность,документальность и динамичность. «Новые известия» смело расширяют видовыеграницы репортажа, что предполагает активное использование различных методов иприемов сбора и информации. Вот почему на её страницах наряду с событийным,познавательным, проблемным репортажем сегодня часто публикуются криминальный репортаж,репортаж-расследование и репортаж — раздумье. При этом, журналисты «НИ»стремятся активизировать в структуре репортажа и собственное творческое«я».Часто журналист в репортаже – активный участник событий. Этимобстоятельством объясняется и блестящее использование метода маски. Этот методвведённый в журналистику известными расследователями Запада, нацеливаетжурналистов на познание глубинной сути явлений изнутри, « в натуре, на поискглубинных причинно-следственных связей, которые никак не обнаружить на первыйвзгляд. Использование этого метода в работе журналистов «НИ» даёт имвозможность максимально удовлетворять информационные потребности своегочитателя. А как известно, современный российский читатель, всё же достаточнотребовательный и он быстро улавливает достоверность материала. Именновоссоздания достоверности и служит метод смены профессии. Активностьжур6налиста в ходе отражаемых событий – ключик к приближению журналистов ксвоей аудитории.
Для максимальногоиспользования всех творческих ресурсов репортажа в нашей стране ужескладываются благоприятные возможности. Именно от репортеров во многом зависит,как верно отмечают авторы «Словаря — справочника» по журналистике, «чтобы этодвижение было стабильным, чтобы рыночные реформы шли успешно. Журналистамследует достоверно и оперативно освещать жизнь в самых разных ее проявлениях.Учитывая, что читатели изменились, стали более информированными. И тут напервое место выходит мастерство репортера – мастерство чисто профессиональное,играющее большую роль в отражении и формировании общественного мнения. Каждоеслово должно работать на развитие демократии, на построение правовогогосударства, на становление гражданского общества»[34].

Список использованнойлитературы
1. Каримов И.А. Нашаглавная цель – демократизация и обновление общества, реформирование имодернизация страны. Доклад на совместном заседании Законодательной Палаты иСената Олий Мажлиса. – Т.: Узбекистон, 2005. – 58 с.
2. Каримов И.А.Основные направления дальнейшего углубления демократических преобразований иформирования основ гражданского общества в Узбекистане. Доклад на IХ сессии Олий Мажлиса РеспубликиУзбекистан второго созыва. Т.: Узбекистон, 2002. – 61 с.
3. Аграновский В. Вторая древнейшая.Беседы о журналистике. – М.: Вагриус, 1999. – 416 с.
4. Васильева Л.А. Делаем новости! М.:Аспект Пресс, 2002. — 190 с.
5 Ворошилов В.В Журналистика.Учебник. 4-е издание. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – 656 с.
6. Грабельников А.А. Работажурналиста в прессе. Учебное пособие. – М.: Изд-во РИП-ходлинг, 2001. – 274с.
7. Гуревич С.М. Номер газеты. Учебноепособие. М.: Аспект Пресс, 2002. – 191 с.
8 Ирназаров К.Т., Маматова Я.М.Информация в печати. Краткий курс лекций. Т.: НУУз, 2000. — 68с.
9. Ким М.Н. технология подготовкижурналистского произведения.Спб.: изд-во В.А.михайлова,2001. – 284с.
10. Лазутина Г.В. Основы творческойдеятельности журналиста. Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2000. – 240с.
2.12. Нестеренко Ф.П. Ирназаров К.Т.,.Маматова Я.М. Труд журналиста: профессионализм, творчество, мастерство. Ч.1.Т.: Зар калам, 2002. – 184 с.
2.14. Прохоров Е.п. Введение в теориюжурналистики. Учебное пособие. М.: РИП Холдинг, 1998. — 312 с.
2.15. Рэндалл Д. Универсальныйжурналист. А.: МЦПЖ, 1997, — 312 с.
2.16. Словарь-справочник:журналистика, реклама, паблик рилейшнз. Авт.колл.: Ф.Нестеренко (рук.),М.Казем, Я.Маматова и др. Т.: Зар калам, 2003, с.-231 – 232 с.
3. Газеты
3.1. Новые Известия – 2003 – 2004,весь комплект.
3.2. Правда Востока – 2005 – 2006,весь комплект.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.