Реферат по предмету "Журналистика"


Работа пресс службы в силовых структурах на примере УВД г Красноярск

--PAGE_BREAK--Ту же политику привлечения прессы и общественности проводил другой известный борец с преступностью – специальный прокурор штата Нью-Йорк Томас Э. Дьюи, возглавивший «крестовый поход против мафии» (так назвали его деятельность в прессе). Он постоянно поддерживал контакты с прессой, информируя журналистов о результатах своей деятельности, и проводил показательные акции, направленные на непосредственное формирование общественного мнения. Так, первые же его действия были направлены на разгром нелегальных букмекерских контор и игорных домов – как раз тех заведений, которые были наиболее привлекательны для обывателей. В результате мафия лишилась значительной части прежних клиентов – добропорядочных граждан: нарушать закон, оставаясь незамеченными, они еще могли себе позволить, но стать жертвой полицейской облавы, попасть в участок или в газетное сообщение – так рисковать они не собирались. Подобно Э. Несу, Дьюи стремился развенчать с помощью СМИ образ неуязвимости мафии, показать, что с ней можно и удается эффективно бороться. Судебный процесс над еще одним «королем преступного мира» Лаки Лучано (1936) привлек не меньшее внимание СМИ и общественности, чем дело Аля Капоне.
Следует отметить, что Томас Дьюи, взаимодействуя с прессой и общественностью, сумел решить не только задачу развенчания образа мафии: одновременно он привлекал внимание и к собственной персоне, что имело два следствия. Во-первых, он стал слишком заметной фигурой, и любые попытки покушения на него вызвали бы слишком большой резонанс в обществе, что прекрасно понимали и руководители мафии; поэтому, когда у одного главаря гангстеров идея убить Дьюи превратилась в манию, тот же Лаки Лучано предпочел ликвидировать самого Шульца. Во-вторых, Дьюи зарабатывал себе политический имидж честного и непримиримого борца с преступностью, которым впоследствии с успехом воспользовался: сначала стал губернатором штата Нью-Йорк, затем дважды баллотировался в президенты США и едва не обошел Г. Трумэна на выборах 1948 г.
В дальнейшем власти и силовые структуры нашли новые способы борьбы с мафией, в т. ч. и в области общественных связей. Наиболее эффективными стали два метода. Первый – это разработка программы защиты свидетелей, в результате которой многие граждане перестали бояться давать свидетельские показания против гангстеров. Второй – это распространение информации об организованной преступности, которую предоставляли либо работавшие под прикрытием агенты, либо сами мафиози, решившие пойти на сотрудничество с властями. Настоящий фурор произвели воспоминания простого «боевика» Д. Валачи, который в 1960-е г.г. в обмен на помилование рассказал о структуре, деятельности и обычаях мафии. Десятилетием позже поступила еще более важная информация: на этот раз один из боссов мафии Д. Боннано опубликовал книгу «Человек чести», благодаря которой немало главарей мафии попало на скамью подсудимых. Эти сведения были не только использованы властями и спецслужбами в борьбе с преступностью, но и опубликованы в прессе и в виде отдельных книг, разошедшихся большими тиражами: мафия перестала быть таинственным и загадочным «спрутом», что нанесло ей, пожалуй, больший урон, чем арест главарей или разгром принадлежащих ей заведений.
Таким образом, методы связей с общественностью в борьбе с организованной преступностью в США наравне с другими привели к тому, что влияние мафии в стране если и не сошло на нет, то оказалось весьма серьезно подорванным. Конечно, о полной ликвидации организованной преступности в США говорить не приходится, но ситуация с 1930-х г.г. существенно изменилась.[1]
В России после перестройки наблюдалась практически та же проблема, что и в США 30-х г.г. На телевидении часто высказывалась мысль, что быть бандитом прибыльно и довольно-таки престижно. Преступники представлялись борцами за правду. Страну поглотила волна сериалов и фильмов, где главные герои-бандиты представлены в исключительно в положительном свете. Сериалы про милицию не могли сравниться по популярности с кинофильмом «Бригада». В результате целое поколение людей выросло на том, что быть преступником – это в рамках морали. Но, к сожалению, в России так победить мафию, как в Америке, пока не получилось.
В связи с различиями в менталитете и разной экономической и политической ситуацией в США и России, не все PR технологии, которые были применены в Америке при борьбе с организованной преступностью, могут быть использованы в нашей стране. Но ситуация может измениться в лучшую сторону, если российские СМИ будет освещать не всемогущее преступников, а показывать, что с мафией можно и нужно бороться. В общем, на наш взгляд, России может пригодиться опыт США в решении вопроса борьбы с организованной преступностью.
Международный терроризм на сегодняшний день – это гигантская составляющая мировой организованной преступности. Методы, которые использовались в борьбе с мафией, в какой-то мере применимы в борьбе с международным терроризмом. Конечно, следует учитывать существенные различия между этими двумя явлениями – цели, масштабы, методы деятельности. Но основной принцип – информирование общественности, развенчание образа врагов общества как кого-то загадочного, неуязвимого и постоянно ускользающего от возмездия, — сохраняется. Людям следует знать, кто является их врагом и привыкнуть к мысли, что бороться с ним можно и нужно, и что для этой борьбы в той или иной мере может понадобиться и их участие.
Таким образом, в США в 30-х г.г. и в России 90-х г.г. XX века сложилась очень похожая ситуация, когда образ мафии позиционировался как положительный и большая часть вины за это лежит на СМИ. В нашей стране ситуация пока практически не изменилась, а в США общественные связи внесли огромный вклад в деятельность по развенчанию положительного образа преступности.
Методы связей с общественностью, которые применялись в США в связи с данной проблемой, могут также помочь и при борьбе с международным терроризмом, и при борьбе с организованной преступностью в России. Главный инструмент борьбы в решении данного вопроса – средства массовой информации.
2.2. Развитие пресс-службы УВД в Красноярском крае
В апреле 2003 года Министром внутренних дел Российской Федерации подписан приказ № 240, определяющий 10 июня днем пресс-служб и подразделений общественных связей в органах внутренних дел. В 2005 году этим подразделениям исполнилось 20 лет со дня образования.
Основное направление работы пресс-службы (отдела информации и общественных связей) – это раскрытие опасных преступлений.
Эта задача перед органами внутренних дел ставилась еще в двадцатых годах прошлого века.
В 30-х годах XX века в Красноярском крае возникла реальная необходимость в создании печатного издания, которое освещало бы работу органов внутренних дел. В 1935-м году в политотделе Управления Наркомата внутренних дел по Красноярскому краю введена должность редактора газеты, на которую был назначен И. Ф. Победаш. Для сотрудников милиции создание газеты было новым и непростым делом. Существенно не хватало профессионализма, и первоначально работа строилась преимущественно на энтузиазме. Скоро на четырех полосах еженедельного издания «Советская милиция» стали выходить материалы о борьбе с бандитизмом, раскрытии преступлений и хищениях.
Особое внимание уделялось публикациям о лучших сотрудниках, интервью с вновь назначенными начальниками подразделений. А на последней странице публиковались стихи, написанные сотрудниками милиции в свободное от работы время.
Уже тогда стали проводиться конкурсы на лучшие материалы о правоохранительной тематике в средствах массовой информации. Эта традиция сохранилась по сей день.
В 1960-м году газета «Советская милиция» сменила название и вышла на качественно новый профессиональный уровень. Об этом говорит уже тот факт, что теперь в милицейской газете «На службе народу» работало более 300 корреспондентов и 31 внештатный сотрудник. В то же время редакторский коллектив, под руководством М. В. Сучкова, наладил активное взаимодействие с радиокомитетом, телестудией, с редакторами местных газет. Просуществовала газета 35 лет.
Но середина 60-х годов ознаменовалась временем мощного толчка в развитии телевидения, не желая отставать от новых веяний времени. И сотрудники милиции решили завоевывать симпатии уже телевизионной аудитории. Тогда появилась часовая программа «02» во главе с ее автором и ведущим Ю. А. Никотинным.
Главной задачей программы было воспитание у молодого поколения патриотизма и любви к Родине, в чем оказывали помощь ветераны Великой Отечественной войны и пенсионеры МВД. Передача выходила в прямом эфире.
Уже в то время безопасность на дорогах была одной из основных проблем общественной жизни края. Поэтому отделением агитации и пропаганды ГАИ через средства массовой информации велась активная работа по профилактике нарушений правил дорожного движения, особенно среди детей. В тот период выходила еженедельная телепрограмма «Пешеход, водитель, дорога» и газета «Дорога и мы».
Информационно-пропагандистская работа в органах внутренних дел совершенствовалась из года в год. В 1983 году в УВД образовался внештатный пресс-центр, в задачи которого входила организация работы со средствами массовой информации.
90-е годы внесли переломный момент в работу не только всероссийских, но и краевых СМИ. Перестала существовать цензура, количество негосударственных средств массовой информации увеличивалось с каждым годом.
Однако изменилось не только количество СМИ, существенно изменилась и их роль в обществе. И если раньше основная задача средств массовой информации сводилась к пропаганде партийных догм, то теперь свобода слова позволяла говорить на любые темы. Однако подобная ситуация имела и негативную сторону. Журналисты не слишком большое внимание стали уделять достоверности предоставляемой информации, а также должному этическому уровню материалов.
Нештатный пресс-центр не обеспечивал в полной мере формирования устойчивого позитивного общественного мнения об органах внутренних дел. В 1992 году руководство МВД стало серьезно рассматривать вопрос о создании целого штата, который бы регулировал взаимодействие милиции со средствами массовой информации.
Именно с этой целью в 1993 году в составе Службы организации управления был создан подотдел по взаимодействию со СМИ, позже переименованный в отдел информации и общественных связей. Первым руководителем подразделения был В. П. Куранов.
Сотрудникам отдела удалось установить контакты с российскими и зарубежными журналистами, редакциями, творческими и общественными объединениями. Они стали оказывать необходимую методическую и организационную помощь в работе над материалами о деятельности органов внутренних дел, проводить информационно-аналитическую работу, при необходимости готовить опровержение недостоверной информации.
В этом же году во всех службах ГУВД и городских районах образованы нештатные пресс-группы. При Управлении охраны общественного порядка ГУВД края практически на штатной основе была создана пресс-группа под руководством опытного милицейского журналиста С. Д. Рассказова.
На штатной основе работают пресс-группы Управлений ведомственной охраны и ГИБДД,
Штатные должности инспекторов по взаимодействию со СМИ введены во всех органах внутренних дел г. Красноярска, а также в УВД городов Норильска, Канска, Минусинска, Ачинска, Шарыпово, Лесосибирска.
Сотрудниками отдела информации и общественных связей наработан опыт подготовки собственных документальных фильмов о деятельности Красноярской милиции. В 1996 году в штате ГУВД была введена должность режиссера. В этом же году состоялась первая попытка создания собственных видеофильмов. Попытка оказалась успешной – на краевом телевидении вышло два фильма «Синдром стеклореза». Со следующего года по указанию начальника ГУВД созданию видеофильмов стало уделяться еще большее внимание. Пресс-службой было подготовлено около 10 фильмов: «Рысь выходит на тропу», «Выстрел, оплаченный кровью», «Четыре красных гвоздики» и многие другие. Фильмы представлялись на Всероссийский конкурс «Общество и правопорядок». С 1997 по 2001 годы в эфир выходила собственная передача ГУВД «Милицейский объектив». Идейным организатором и создателем ее была Н. И. Иванова, работающая когда-то над тележурналом «02».
В течение года сотрудниками ОВД совместно с журналистами готовится около 12 тысяч материалов на правоохранительную тематику, проводится более 70 пресс-конференций и брифингов, «круглых столов», «прямых линий», теле-радио-эфиров.
При активном участии сотрудников милиции выходит газета «Юридические диалоги», в эфире краевого телевидения готовятся передачи «Закон и диалог», «Родительский час» и другие.
С 1999 по 2002 годы сотрудники отдела информации и общественных связей четырежды выезжали в командировки в Чеченскую республику для освещения работы красноярских милиционеров. По результатам поездки создано два документальных видеофильма.
С 2003 года сотрудникам отдела информации и общественных связей пришлось осваивать новое направление в работе – связи с общественными организациями. Активное взаимодействие в этом направлении ведется с прокуратурой, управлением юстиции, епархией, комитетом по делам национальностей и религий администрации края, политическими партиями и общественными организациями. [2]
Поскольку большое количество документации и информации в милиции носят гриф секретности и не допускают разглашения, то для успешной работы в пресс-службе силовых структур требуется детальное знание нормативно-правовых актов, регламентирующих указанные отношения. Данные нормативные акты хранятся в архивах пресс-службы и инспекторы по СМИ регулярно к ним обращаются.
Сотруднику пресс-службы УВД необходимо знать следующие нормативно-правовые акты:
1.                 Федеральный Закон от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации».
2.                 Федеральный Закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
3.                 Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях».
4.                 Федеральный Закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях».
5.                 Федеральный Закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
6.                 Закон Красноярского края от 15.12.2003 № 8-1592 «О выборах депутатов законодательного собрания Красноярского края».
7.                 Федеральный Закон от 28.12.2004 № 176-ФЗ «О ратификации договора о сотрудничестве государств-участников содружества независимых государств в борьбе с терроризмом».
8.                 Федеральный Закон от 25.07.1998 № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом».
9.                 Федеральный Закон от 28.06.2004 № 88-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
10.            Федеральный Закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».
Большим недостатком в работе пресс-службы милиции является отсутствие правовой программы. В отделе существует специальная папка, где хранятся указанные выше нормативно-правовые акты, но их, на наш взгляд, необходимо обобщить в специальный документ, где будут прописаны именно те статьи, которые имеют отношение к пресс-службе УВД непосредственно и регламентируют деятельность именно сотрудников информационно-аналитического отдела.
Также дипломант считает, что необходимо регулярно проводить проверку на знание инспекторами по взаимодействию со СМИ указанных выше нормативных актов с помощью семинаров по правовой подготовке.
В последние несколько лет, когда страну захватила волна террористических актов, милиция ведет активную работу по борьбе с экстремистской деятельностью, в том числе и работники информационно-аналитического отдела:
В соответствии со ст. 5 Федерального Закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
    продолжение
--PAGE_BREAK--В соответствии со ст. 38 закона органы вправе не чаще одного раза в год знакомиться с документами политических партий и их региональных отделений, подтверждающими наличие региональных отделений, число членов политической партии и число членов каждого регионального отделения политической партии.[7]
9. Помощь в организации подготовки сюжетов для телевидения.
В основном, это сюжеты для специальных передач, посвященных криминальной тематике, таких как «Вызов» и «Версия», а также новостийных передач.
10. Обеспечение координации действий служб УВД при разработке нормативных и иных документов по проблемам управления, аналитических и справочных материалов для руководства УВД.
11. Контроль над работой телефона доверия.
12. Осуществление контроля за сбором, анализом, обобщением и распространением информации о развитии общественно- политической, межнациональной ситуации, межконфессиональных отношений, их влияния на состояние общественного порядка в городе (осуществление организации встреч, проведение совещания, семинаров руководства РУВД, УВД с руководителями органов государственной власти, лидерами политических партий и движений, изучение их деятельности).
13. Изучение, оценка, анализ и обобщение информации о состоянии правопорядка и борьбы с преступностью, организация и подготовка материалов в городские, краевые и общероссийские СМИ о деятельности ОВД города.
14. Также важной функцией пресс-службы УВД г. Красноярска является обобщение отчетов РУВД и контроль над ними.
Отчеты, как правило, посвящены опросам общественного мнения о деятельности милиции, а также количеству и направленности (положительные, отрицательные, критические) материалов в СМИ о деятельности того или иного РУВД Красноярска. Инспекторы по взаимодействию со СМИ из РУВД пишут данные отчеты, в УВД они обобщаются и объединяются с отчетами по УВД города, а затем отсылаются в ГУВД.
Кроме того, инспекторы по взаимодействию со СМИ РУВД по приказу из УВД города оказывают помощь в подготовке репортажей для СМИ города, если съемка должна проходить непосредственно в самом РУВД (будь-то освещение проблем паспортно-визовой службы данного района или репортаж о задержании преступника).
Должность сотрудника пресс-службы УВД Красноярска официально называется «инспектор по взаимодействию со СМИ», однако фактически в его обязанности входит не только работа с журналистами, но и работа с религиозными и политическими партиями, общественными организациями и т. д. По роду профессиональной деятельности, различий между старшим инспектором по СМИ и инспектором по СМИ нет. Но старший инспектор по СМИ отвечает перед начальством за совершенные инспекторами ошибки, т. е. у старшего инспектора по взаимодействию со СМИ больше ответственность.
Таким образом, пресс-служба УВД г. Красноярска имеет сложную систему подчинения, но это является скорее плюсом, чем минусом, так как инспекторы по взаимодействию со СМИ имеют свободный доступ ко всем службам УВД и к руководству различного уровня, что необходимо для успешной ее работы.
Должность работников пресс-службы не соответствует объему полномочий, которые инспектор выполняет. Работа со СМИ является одним из приоритетных направлений деятельности пресс-службы, но кроме этого инспекторы осуществляют и иные виды деятельности (работа с письмами граждан, оценка общественного мнения о милиции с помощью анкетирования, взаимодействие с политическими партиями, религиозными объединениями и др.).
2.2. Взаимодействие пресс-службы УВД города со средствами
массовой информации г. Красноярска
С тех пор, как в России в начале 90-х годов в России появилась свобода слова, сотрудникам пресс-служб УВД стало все сложнее контролировать достоверность и обоснованность подачи информации средствами массовой информации населению. Именно по этой причине инспекторам по взаимодействию со СМИ приходится часто обращаться к Федеральному Закону от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», чтобы контролировать деятельность журналистов в регионе.
В соответствии со ст. 4 указанного закона не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, за исключением рекламы наркотических средств и психотропных веществ.
К сожалению, данная статья закона часто нарушается СМИ и одной из задач отдела информации является отслеживание подобных материалов, которые противоречат законодательству.
Например, на телевидении до недавних пор (в последнее время усилиями УВД количество подобных материалов в СМИ было сокращено) можно было увидеть достаточное количество сюжетов с косвенным указанием на то, где в городе можно легко купить наркотические вещества.
Чтобы доказать виновность средства массовой информации в нарушении закона, редакция теле- или радиопрограммы обязана сохранять материалы собственных передач, фиксировать в регистрационном журнале передачи, выпущенные в эфир. Это помогает органам внутренних дел доказать виновность СМИ в невыполнении предписаний закона.
На основании ст. 38 закона граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Эту часть Закона о СМИ и выполняет пресс-служба УВД, предоставляя посредством местных средств массовой информации для населения города достоверные сведения о деятельности органов внутренних дел. Например, эта же функция отдела информации и общественных связей также отражена в ст. 39 Закона о СМИ.
Как сказано в ст. 39, редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.
Особенно много противоречий с журналистами возникает у инспекторов по взаимодействию со СМИ при реализации ст. 40: отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну, так как большая часть информации в УВД носит гриф секретности.
Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.[8]
Коммерческая тайна – конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.[9]
Также часто прессой СМИ нарушается ст. 41 закона, где сказано, что редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в его совершении без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя.
Данный закон часто нарушается при освещении СМИ преступлений, где фигурируют подростки, сообщившие в милицию о заминировании школы или других учреждений.
На основании вышесказанного сотрудники отдела информации и общественных связей часто требуют опровержения данных, опубликованных в СМИ.
Согласно ст. 44 указанного закона в опровержении должно быть указано, какие сведения не соответствуют действительности, когда и как они были распространены данным средством массовой информации.
Опровержение должно последовать:
1) в средствах массовой информации, выходящих в свет (в эфир) не реже одного раза в неделю, — в течение десяти дней со дня получения требования об опровержении или его текста;
2) в иных средствах массовой информации — в подготавливаемом или ближайшем планируемом выпуске.
В течение месяца со дня получения требования об опровержении либо его текста редакция обязана в письменной форме уведомить заинтересованных гражданина или организацию о предполагаемом сроке распространения опровержения либо об отказе в его распространении с указанием оснований отказа.[10]
Часто добиться опровержения в СМИ не удается. Как, например, в ситуации, когда Марина Добровольская обвинила сотрудников ОВД города в том, что они не только не борются с проституцией в городе, но и пособничают данному факту. Была проведена проверка и отправлен запрос в СМИ с просьбой об опровержении информации. Опровержения не последовало, как и указаний об основании отказа.
Разногласия в работе пресс-службы с журналистами, связанные в большей степени с различной трактовкой статей Закона о СМИ, послужили причиной проведения «круглого стола» 21.10.04 г. в Красноярском Доме журналиста. Главными действующими лицами на данном пресс-событии выступили главные представители пресс-служб ОВД города и начальник Управления телерадиовещания, печати и информации администрации края Василий Нелюбин.
Темой беседы стала информационная безопасность. Представители пресс-служб единодушно выразили заинтересованность в работе со СМИ.
Журналисты, в свою очередь, озвучили термин «информационная безопасность» как нежелание сотрудников пресс-служб распространять имеющуюся у них информацию, из-за чего СМИ вынуждены добывать ее из других источников, зачастую неофициальных и недостоверных. Тема этики в материалах СМИ, особенно в новостных выпусках телеканалов, вызвала оживленную дискуссию. Криминальные сюжеты во многом формируют рейтинг СМИ, и от них отказаться невозможно. Поэтому важно, чтобы пресс-службы силовых структур оперативно сообщали о подобных событиях, а не утаивали информацию, ссылаясь, например, на закон о государственной тайне или на ведомственные циркуляры. Стороны сошлись во мнении, что необходима слаженность в работе СМИ и пресс-служб, чтобы достоверно освещать события, происходящие в крае.
В свою очередь, руководители пресс-служб правоохранительных ведомств отметили, что очень часто пресса в Красноярске нарушает законы и препятствует работе силовиков: разглашает конфиденциальную информацию, государственные тайны, получает и выдает непроверенную и неофициальную информацию, мешает работе следственных групп. При этом практически все пресс-службы заявили, что их ведомства сегодня максимально открыты для СМИ. И если информация в том или ином случае журналистам не разглашается — значит, на это есть веские причины.
Итог диалога — пресс-службы силовых структур должны говорить то, что разрешено законом, а СМИ – распространять только проверенную и официальную информацию.[11]
Министр внутренних дел Борис Грызлов в одном из своих сообщений привел несколько цифр. В течение месяца на ведущих телеканалах программы на криминальную тематику занимают 74 часа. За неделю это выглядит так: ОРТ – 3,5 часа, РТР – 2 часа, ТНТ – 1 час, НТВ – 12 часов (не считая новостийных блоков, телесериалов и художественных фильмов на эту тему).
«Создается впечатление, что человек в России рождается только для того, совершить преступление или его раскрыть»,- говорит министр. «Безусловно, политические шоу с погонями и стрельбой есть во всем мире, и это, как правило, самые рейтинговые программы. Но моя позиция такова: нельзя ради устойчивого рейтинга в так называемый прайм-тайм, когда дети у телевизора, ежедневно демонстрировать окровавленные трупы. Я не сторонник сокрытия преступлений от общества, но чрезмерное насилие на экранах ведет к насилию в жизни. Делать насилие зрелищем – не лучший способ зарабатывать деньги, когда-нибудь оно может коснуться каждого».[12]
Проблема социальной ответственности печатного слова настолько же вечна, насколько и актуальна. СМИ формируют мифы, представления людей о самих себе и о своей стране. «В конце 80-х – начале 90-х мы в истинных российских традициях от железного занавеса прямиком впали в самую самоуничижительную истерику. В результате выросло поколение людей, которым стыдно жить в собственной стране. Головы забиты мифами о неспособности страны, об ее отсталости и собственном бессилии»,[13]- говорит Грызлов, вспоминая, как после поражения Германии, чтобы избавить нацию от комплекса неполноценности, Эрхард обратился к СМИ и деятелям культуры с просьбой представить немцам все лучшее, что есть в народе. По мнению министра, вряд ли Германия стала бы такой как сейчас, если бы немцы слышали о себе только пренебрежительные высказывания.
Позиция Бориса Грызлова недвусмысленна: «Можно до бесконечности спорить о том, как необходимо соотносить факты и авторский комментарий. На мой взгляд, недопустимо одно – манипуляция сознанием»[14].
Дипломант полностью согласен с мнением Бориса Грызлова. Такое количество передач по телевизору, посвященных криминальной тематике отрицательно сказывается не только на имидже милиции, но и на имидже страны в целом. Нам с экрана постоянно косвенно дают понять, что мы живем в стране, в которой все плохо и где правит криминал. Отсюда и следует полное отсутствие патриотизма и доверия к власти.
К тому же в подобных передачах напрочь отсутствует этика. В подтверждение данных слов можно привести пример, с которым дипломант столкнулася во время прохождения практики в УВД г. Красноярска. Плохо припаркованная машина скатилась в Енисей и погибла находящаяся в ней девушка. Не смотря на запреты милиции, журналистам удалось близко заснять мертвое тело в разорванном платье. Потом данный материал был пущен в эфир в дневное время. Редакторы не задумались над тем, как это неэтично по отношению к родственникам погибшей. Не говоря о том, что для психики Красноярских детей не будет полезно увидеть труп крупным планом. УВД пыталось приостановить подачу материалов в широкое вещание, но в рамках закона ничего сделать не удалось.
Хотя пресс-служба краевого ГУВД также взаимодействует со СМИ, но основной груз данной работы ложится на инспекторов по СМИ УВД города. Это происходит по той причине, что пресс-служба УВД отвечает за освещение всех событий, произошедших в городе и касающихся милиции в той или иной степени. ГУВД же отвечает только за происшествия в крае. Однако структура СМИ более развита именно в Красноярске и журналисты освещают, как правило, события городского масштаба. Гораздо реже журналистов волнует преступление, совершенное в райцентре или небольшом поселке.
Главная специфика работы органов внутренних дел в том, что не все ПР-технологии могут быть использованы в данной структуре. Так как основной функцией в деятельности ОВД является раскрытие преступлений, профилактика совершения противоправных действий, упор в работе со СМИ делается на донесение до населения конкретных результатов работы.
Для успешного взаимодействия СМИ и пресс-службы милиции сторонам обоюдно необходимо делать все для того, чтобы общественность своевременно получала достоверную информацию о состоянии борьбы с преступностью и коррупцией, о мерах, предпринимаемых государством в интересах обеспечения неукоснительного соблюдения Конституции РФ, законности и поддержания правопорядка во всех сферах общественной жизни.
Считается, что сложные взаимоотношения государства и средств массовой информации заложены в самой природе вещей. Реальным проводником государственных идей всегда являлись силовые структуры. Представители же СМИ недолюбливают силовиков за излишний консерватизм.
Формами взаимодействия пресс-службы и СМИ являются:
1. Пресс-релиз – один из самых распространенных способов передачи информации в СМИ. В каждом конкретном случае выбирается одна (реже две) тема пресс-релиза, где могут даваться: описание событий, главных действующих лиц, аналитические комментарии, показательные статистические данные и, главное, интерпретация всего этого в нужном для пресс-службы ключе. Практика показывает, что хороший пресс-релиз должен умещаться на одной странице формата А 4, шрифт 12 кегль, Times New Roman. В редких случаях пресс-релиз состоит из 2-3 страниц, и тогда его рассылают под названием «информационный материал» или «аналитический обзор».
    продолжение
--PAGE_BREAK--В формальном отношении пресс-релиз можно разделить на следующие составляющие:
1. Заголовок: журналисты очень часто изменяют заголовки, однако задача специалиста по общественным связям – привлечь внимание к своему пресс-релизу, поэтому необходимо проявить творчество в поиске заголовка.
2. Первый абзац, так называемый «лид», где в 1 – 3 предложениях сообщается вся важнейшая информация.
3. Информационные параграфы: каждый последующий параграф будет сообщать читателю уже менее важную информацию.
4. Дата написания и отправления пресс-релиза, что служит показателем «свежести» информации для журналистов СМИ.
5. Контакты: имя и телефон человека, с которым можно поддерживать контакт, то есть получить комментарии, уточнения, ответы на вопросы по теме пресс-релиза. В случае особо важного события следует предоставить и его домашний (мобильный) телефон.
6. Фирменный бланк: следует использовать бланк учреждения или клиента, которому посвящен пресс-релиз или от имени которого он написан.
7. Фотографии: используются редко в связи с тем, что большинство пресс-релизов пока рассылаются по факсу (и параллельно по электронной почте). Фотографии предоставляются по дополнительному запросу и обязательно содержат указание: кто, что, почему, где и когда запечатлен.
После рассылки пресс-релизов необходимо провести дополнительную работу с журналистами: ответственное лицо обзванивает по телефону основные СМИ, куда был направлен пресс-релиз, и стремится получить следующую информацию:
1.                 Был ли получен пресс-релиз?
2.                 Дошел ли пресс-релиз до журналиста, специализирующегося по данной теме?
3.                 Будет ли издание делать публикацию по теме или пресс-релизу?
4.                 Какая дополнительная информация требуется?
Новостной релиз или анонс события должен быть составлен в формате, соответствующем определенному типу СМИ и направлен сотруднику, ответственному за данную группу новостей.
Российский опыт взаимодействия со СМИ показывает, что идеальным является тот пресс-релиз, текст которого может быть без изменений опубликован журналистами как обычная статья.
Пресс-релиз после события будет написан уже в прошедшем времени, будет содержать имена лидеров общественного мнения, которые присутствовали, упомянет, сколько людей приняло участие в мероприятии.
Несмотря на то, что стиль и формат ежедневных и еженедельных газет может быть похожим, организация работы персонала и способы взаимодействия государственного органа и сотрудника газеты различаются. Штат ежедневной газеты больше и носит специализированный характер, поэтому приходится контактировать с несколькими редакторами и репортерами. Еженедельная газета ориентирована на широкую аудиторию, оказывает большее влияние на мнение населения, характер статей лояльнее. Организация способов контактов различается от типа газеты: федеральная, региональная или городская. В городские или региональные газеты достаточно рассылать сообщение одному редактору. В федеральные газеты рекомендуется осуществлять рассыл в различные отделы.[15]
Необходимо отметить, что мотивы при рассылке пресс-релизов пресс-службой милиции и пресс-службой большинства предприятий различны. Если в коммерческой организации главная цель пресс-релиза – поместить свою новость в СМИ, то в органах внутренних дел сложилась иная ситуация. Новость и так поместят, так как СМИ любит делать сюжеты на криминальную тематику. Здесь главная цель – заставить журналистов рассказать о ситуации так, чтобы это не навредило репутации милиции.
Новость в секторе общественных связей зачастую становится единственно доступным инструментом, не ассоциирующимся с манипулятивными технологиями. Менеджмент новостей особо значим в кризисных ситуациях: будь то забастовка, или неправильно истолкованное выступление руководящего лица. Целью является принятие правильной линии работы с масс-медиа. Освещение неблагоприятным образом того или иного события телевизионными каналами или его умолчание — типичная ситуация нашей современной истории. Задача, стоящая перед пресс-службой милиции — максимально возможно повлиять на то, какая информация о происшествии появится в СМИ.
Поскольку новости являются отражением внимания общественного мнения к тому или иному вопросу, то менеджмент новостей и стал тем инструментарием, который дает возможность вводить элементы управления в сферу, казалось бы неподдающуюся управлению.
В качестве характеристик формирования новостного пространства выступают отбор событий и придание значимости новостям. Можно заметить или не заметить событие. Можно занизить или усилить его. В новостной плоскости происшедшее событие может тормозиться, а может ускоряться. В качестве инструментария «торможения» выступают: недопуск, замена новой ситуацией, смещение акцентов. Инструментами «ускорения» являются акцент на важности, присоединение к другому важному событию, использование комментариев.
Другая сторона управления освещением события — цикл возможной трансформации новостей. Можно наблюдать в «жизни» события в новостной плоскости следующие этапы:
— подготовка ожиданий события;
— проведение самого события;
— освещение события средствами телевидения и радио;
— освещение события средствами прессы;
— комментарии к событию, упоминание события в списке однородных событий;
— ссылки на событие в качестве подтверждения какой-либо тенденции.
Американцы часто привлекают к обсуждению людей, заменяющих официальных лиц. На эту роль обычно выбирают тех, кто пользуется авторитетом в рамках местного информационного рынка.
Говоря о торможении, необходимо отметить, что негативное (как и позитивное) событие имеет определенный срок жизни, то за срок 7-10 оно полностью «выветривается» из массового сознания. Поэтому в ряде случаев нет необходимости в опровержениях, поскольку «негатив» умрет и сам.
Возможна такая форма управления, как отбор событий. Необходимо заниматься постановкой событий в соответствии с избранной стратегией. Следует четко установить: скандал развивается или умирает. Иногда следует вновь появиться на экране, чтобы новая подача помогла стереть отрицательные результаты предыдущей.
Цикл представляет собой следующую схему: отбор — событие — освещение — резонанс. При этом отбор события осуществляется с точки зрения интересов канала коммуникации, в противном случае, если не соответствовать его требованиям, будет трудно добиться освещения данного события в рамках этого канала.
Качество новости включает в себя такие составляющие, как известность, новизна, близость, необычность, человеческий интерес. Перед тем как критиковать масс-медиа за их циничность, желание освещать только сенсации или кризисы, необходимо апробировать возможные способы привлечения внимания новостям, показывающим деятельность милиции с положительной стороны:
·                      Быть в курсе текущих проблем.
·                      Показать, что органы внутренних дел разрабатывают новые способы решения старых проблем.
·                      Сообщить, что информация, которую можно получить сегодня вечером, в дальнейшем будет не доступна.
·                      Предоставить репортерам копии комплексных документов вместе в новостным релизом. Подобные данные могут быть опубликованы в прессе или представлены на телевидение в качестве визуальной поддержки события.
·                      Проследить путь релиза телефонным звонком.
·                      Составить список всех журналистов с координатами, которые будут присутствовать на мероприятии.
·                      Отправлять релизы только соответствующему СМИ и в соответствующий раздел.[16]
2. Пресс-конференцию можно определить как встречу журналистов с представителями организаторов, цель которой – предоставить СМИ фактографическую, проблемную и комментирующую информацию о предоставляемом событии, явлении, проекте и пр. Пресс-конференция предполагает авторитетность источника новостей (ньюсмейкера), получение информации «из первых рук», возможность проверки сведений и уточнения версий с помощью вопросов.
Анализ российского рынка PR-услуг показывает, что средняя по качеству пресс-конференция обеспечивает значительно больший выход материалов в СМИ, чем самый блестящий пресс-релиз. Последний хорош на этапе подготовки события, в том числе пресс-конференции (как «разогревающая» информация), при его прохождении и после завершения акции (как дополнительный материал).
Пресс-конференции бывают внутрифирменными, региональными, общенациональными и международными. Подготовка и проведение конференций – это, как правило, объемная и кропотливая работа. Непосредственно для проведения пресс-конференции может быть создана специальная координационная группа по ее проведению, участниками которой являются работники различных структурных подразделений предприятия.
Работа по подготовке и проведению пресс-конференции начинается, как правило, за несколько недель до ее официального открытия и заканчивается несколько позже окончания.
При проведении пресс-конференции важно учитывать:
1.                 Место. При этом критериями для выбора места проведения пресс-конференции являются:
— статус последней (подчеркивает значимость мероприятия);
— техническое оснащение (возможность показа слайдов, видеороликов, проведения фуршета);
— удобство расположения (журналисты, участники и гости не должны тратить много времени на дорогу, поиск зала и места для парковки автомобилей).
2. Содержание. Следует приглашать тех, кому профессионально близко содержание события.
3. Визуальная сторона: что, кроме «говорящих голов», смогут увидеть журналисты, особенно телевизионщики.
4. Время, которое не должно совпадать с другими событиями этого дня, а также необходимо учитывать будущий выход газеты.
В целом, приглашение на пресс-конференцию содержит элементы, которые, с одной стороны, должны привлечь, а с другой стороны, отсеять тех, для которых ее предмет не представляет профессионального интереса. Примерный перечень этих элементов таков: цель события, место, где оно состоится, когда и почему нужно придти, а не получить эту информацию по телефону и контактная информация для получения дополнительных разъяснений.[17]
Каждому журналисту желательно предоставить максимум информации в письменной форме, чтобы облегчить ему процесс написания будущих материалов. Письменные материалы формируются в отдельную папку, которая называется пресс-кит или медиа-кит. Пресс-кит содержит различные виды материалов, потенциально полезных для СМИ, и предназначены для ответа на наиболее вероятные вопросы прессы, появившиеся в процессе подготовки материала по поводу данного события.
Медиа-кит может включать в себя:
— пресс-релиз, описывающий происходящее;
— биографии официальных лиц, которые будут выступать;
— копии речей, произнесенных на пресс-конференции;
— буклет компании или спонсоров события;
— слайды, схемы и статистические таблицы;
— фотографии.
Подготовка пресс-конференции включает в себя также и составление списка возможных вопросов.
Первый анонс следует дать за неделю, а повтор – за два дня до пресс-конференции. Распространение анонса менее чем за сутки до пресс-конференции приводит к сложностям с явкой СМИ, если, конечно новость не является «горячей». Самой лучшей формой оповещения являются визиты к редакторам СМИ, однако это не всегда приемлемо из-за отсутствия временного ресурса. Что касается рассылки анонсов-приглашений, то их лучше осуществлять вечером и ночью (когда каналы связи наиболее свободны) в режиме автоматического факса с дублированием по электронной почте. Не позднее чем за сутки до пресс-конференции целесообразно сделать третий, «контрольный», обзвон СМИ для выяснения вопросов: «Получено ли приглашение? Планируется ли явка? Не нужна ли какая-то дополнительная информация?»
Не стоит пренебрегать такой мелочью, как изготовление указателей: объявления на входе в здание, где будет проходить пресс-конференция, с обозначением этажа и комнаты; стрелки с текстом «пресс-конференция» внутри здания, таблички на двери пресс-конференционного помещения и указатель «регистрация» на столе, где фиксируется прибытие журналистов.
На стол, за которым будут сидеть участники пресс-конференции, ставятся таблички с их данными. При всей кажущейся простоте вопроса о тексте на этих табличках оптимальные варианты встречаются не слишком часто. Оптимум нарушается в сторону «недогруза», когда вместо имени-отчества пишут только инициалы; в сторону «перегруза», когда указывают должности и титулы. Наиболее приемлемый вариант – это фамилия, имя и отчество, написанные полностью, достаточно крупно и повторенные на обратной стороне таблички (чтобы участник пресс-конференции без проблем мог найти свое место за столом).
Нагрудные указатели – бейджи (с названием структуры, которая проводит пресс-конференцию, фамилией, именем и отчеством сотрудника), должны иметь все организаторы, чтобы журналисты видели, к кому обратиться по различного рода процедурным и иным вопросам.
Желательно, чтобы каждому участнику пресс-конференции был предоставлен персональный набор, включающий микрофон, бутылку минеральной воды, стакан, бумагу и ручку для записей.
Практикуемая продолжительность пресс-конференции – 30 – 60 минут.
Обычно первым слово берет ведущий. Его задача – за 1 – 2 минуты заложить организационную основу дальнейшего хода пресс-конференции. Он объявляет тему и устанавливает регламент ее проведения, который обычно включает: выступления, вопросы-ответы и неофициальную часть. Порядок вопросов обычно регулируется очередностью поднятых журналистами рук или поступивших записок.
Успешное выступление на пресс-конференции характеризуется информативностью. Ее не смогут заменить ни «рассуждения на тему», ни даже самый высокий уровень компетентности. «Запрещенный» для пресс-конференции прием – молчание при ответе на нежелательный вопрос. В отношении поведения оптимальны естественность, умеренная эмоциональность и доброжелательность.
Во время пресс-конференции необходимо иметь перед глазами печатный текст.
Также пресс-событие надо использовать для решения дополнительных задач: собрать с пришедших информацию для включения в медиакарту, провести среди них социологический опрос по интересующим вопросам и т. д.[18]
3. Брифинг – «младший брат» пресс-конференции; основная разница между пресс-конференцией и брифингом – во временных отрезках, которые на них отводятся. Брифинг – это короткое оперативное выступление уполномоченного лица перед журналистами по свежим следам важных событий.
Проведение брифинга по времени не превышает 15-30 минут. Такой короткий временной промежуток позволяет ньюсмейкеру постоянно удерживать ситуацию в руках.
5 – 10 минут из этого времени занимает предварительное выступление (как правило, это заявление или меморандум); 10 – 20 минут отводятся для блиц-ответов на вопросы журналистов.
Формат брифингов предполагает, что вопрос, поднимаемый на нем, не требует обсуждения и организация, проводящая брифинг имеет одиночную позицию по этому вопросу. Проведение брифингов характерно для международных мероприятий, официальных заявлений государственных органов.
Существенным дополнением к вышесказанному является скромный внешний антураж брифинга. Более того, брифинг лучше всего проводить стоя, не рассаживая как журналистов, так и ньюсмейкеров.[19]
4. Радио как канал коммуникации имеет множество плюсов. Радиоохват населения чрезвычайно широк. Радиоаудитория не является целевой, но случайный разброс здесь настолько велик, что радио заслуживает самого пристального внимания. В отличие от печатной прессы, на радио не любят длинных фраз и стремятся излагать только факты, заинтриговав первым же абзацем.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
    продолжение
--PAGE_BREAK--
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.