--PAGE_BREAK--
Структура производства газет по названиям по федеральным предприятиям в целом показана на рис. 1. Каждая шестая газета — общероссийская. Среди издательско-полиграфических комплексов, создававшихся компартией именно для децентрализованного выпуска центральных газет, в этом качестве продолжают функционировать 32, причем 12 из них печатают по 10 и более названий.
Очевидно, что районные газеты — не рынок для таких комплексов. Печатная техника, рассчитанная на стотысячные тиражи изданий в формате А2, плохо подходит под параметры «районок». Однако и в этом секторе есть свои лидеры и первый из них — Липецкое издательство, еще в 1994 году замкнувшее на себя печать всех районных газет области. По сей день проделанная липчанами работа внушает уважение: все-таки 10 лет назад цифровые технологии имели несколько иной уровень, чем сейчас, а ФЛП — детище питерского «Ленполиграфмаша», применявшееся тогда в качестве выводного устройства, ныне может вызвать только снисходительную улыбку. Потом уже по этому пути пошли некоторые области и края, в том числе Воронежская и Ивановская.
Конкуренция иногда выливается в причудливые формы. Одной из таких витиеватых форм является печать газет за рубежом. Неважно, страны или региона. Иногда эмиграция бывает вынужденной. Это если включается административный ресурс. Такое случается чаще в период выборных компаний. Федеральные предприятия, защищенные от административного нажима региональных владык своим федеральным статусом, выступают на рынке полиграфических работ как хозяйствующие субъекты. Главные характеристики партнеров для них — платежеспособность и законопослушность. Политические симпатии и антипатии здесь места не имеют. Таковы, по крайней мере, требования к руководителям газетных комплексов со стороны Министерства.
Если эмиграция не вынуждена политически, то объясняется она чаще всего техническими и экономическими конкурентными преимуществами, которыми обладают центры полиграфического притяжения. Примером может служит «Кострома». Парадокс феномена «Костромы» объясняется тем, что сейчас, пожалуй, в стране нет такого сочетания информационных и полиграфических технологий, какие созданы здесь. Сплав интеллектуальных усилий, инженерного мастерства и коммерческой мысли позволили предприятию, географически расположенному неудачно, занять первые позиции среди федеральных полиграфических объектов во многих секторах производства печатной продукции.
Активные действия на рынке цветной печати газет привлекли к сотрудничеству с «Пензенской правдой», минераловодской «Кавказской здравницей» и томским «Красным знаменем» заказчиков из смежных регионов.
Однако следует признать высокую рискованность ориентации газетного производства на иногородних заказчиков. Появление в регионе происхождения мало-мальски сносного газетного производства вызывает отток на малую родину изданий, печатавшихся за ее пределами. Экономический ущерб может оказаться тем большим, чем весомее была в загрузке предприятия доля иногородних заказов.
Главный же партнер федеральных газетных предприятий — региональные издания, т.е. те, которые предназначены для распространения на всей территории региона. Сейчас их доля по названиям составляет почти 72%. Из всех видов периодических изданий региональные газеты представляются самым перспективным, поскольку именно здесь сходятся местные политические и коммерческие интересы. Районные газеты как канал доставки коммерческой информации в нынешнем состоянии российской экономики большого интереса не представляют, хотя их роль как средства политического воздействия на электорат еще недооценена. Газеты общероссийского масштаба, как правило, «заняты небом, не землей», и по сей причине неинтересны большинству местной публики, которая удивляется московским и мировым чудачествам по телевизору и бесплатно.
Разовые тиражи (табл. 2, рис. 2) тоже демонстрируют некоторое своеобразие. То, что в разовых тиражах доля региональных газет будет очень высокой, а районных газет очень низкой, ожидалось. Ожидалось также, что разовые тиражи общероссийских газет будут занимать в структуре выпуска меньше места, чем в общем количестве названий. Но то, что удельный вес иногородних изданий будет столь большим (17,3%), ожидалось меньше всего. Средние тиражи иногородних изданий (рис. 3) выше средних тиражей по всем остальным группам, включая региональные газеты. восемь крупнейших экспортеров полиграфических работ печатают газеты других регионов весьма немалыми по нынешним временам тиражами: Санкт-Петербургский газетный комплекс 314,3 тыс. экз., «Красное знамя» — 88,8, «Кострома» — 47,6, «Воронеж» — 46,5, Ульяновский Дом печати — 45,3, «Пензенская правда» — 31,4, волгоградский «Царицын» — 30,9, «Кавказская здравница» — 13,5 тыс. экз. Таковы масштабы мигрирующих изданий.
--PAGE_BREAK--
В годовом тираже структура производства выглядит несколько иначе (табл. 3, рис. 4). Удельный вес общероссийских газет становится заметно выше, причина — большая, чем у других изданий, периодичность выхода в свет. Доли региональных и иногородних газет в сопоставлении с их величиной в разовом тираже снижаются, не говоря уже о районной прессе. Сравнительные данные по структуре производства газет представлены на рис. 5, где наглядно показаны описываемые структурные различия.
№№ п/п
Наименование предприятия
Газеты, всего
общерос- сийские газеты
местныегазеты, всего
районныегазеты
газеты других регионов
уд. вес общерос- сийских газет
уд. вес регио- нальныхизданий
уд. вес районных изданий
уд. вес иногородних изданий
1
«Правда Севера»
82,77
25,34
57,43
3,66
0,0
30,6
65,0
4,4
0,0
2
«Алтай»
55,1
13,35
41,75
4,05
0,0
24,2
68,4
7,4
0,0
3
«Приамурье»
87,25
23,06
64,19
4,41
0,0
26,4
68,5
5,1
0,0
4
«Дальпресс»
335,4
142,3
193,1
13,2
0,0
42,4
53,6
3,9
0,0
5
«Царицын»
315,6
105,8
209,8
0,0
20,8
33,5
59,9
0,0
6,6
6
«Воронеж»
624,7
266,5
358,2
4,9
166,1
42,7
30,0
0,8
26,6
7
«Уральский рабочий»
202,0
69,1
132,9
0,0
0,0
34,2
65,8
0,0
0,0
8
Иркутский Дом печати
228,9
62,9
166,0
0,28
12,36
27,5
67,0
0,1
5,4
9
«Янтарный сказ»
221,3
64,49
156,81
0,0
0,0
29,1
70,9
0,0
0,0
10
«Кузбасс»
121,06
59,48
61,58
0,0
0,0
49,1
50,9
0,0
0,0
11
«Вятка»
176,15
55,11
121,04
0,0
1,25
31,3
68,0
0,0
0,7
12
«Кострома»
283,5
5,8
277,7
0,0
208,3
2,0
24,5
0,0
73,5
13
«Советская Кубань»
254,16
192,93
61,23
0,0
0,0
75,9
24,1
0,0
0,0
14
«Офсет»
359,0
105,4
253,6
0,0
0,31
29,4
70,6
0,0
0,1
15
«Зауралье»
17,45
0,0
17,45
4,04
0,0
0,0
76,8
23,2
0,0
16
«Курск»
13,18
0,0
13,18
0,0
0,0
0,0
100,0
0,0
0,0
17
«Липецкое издательство»
91,21
1,79
89,42
7,51
0,0
2,0
89,8
8,2
0,0
18
«Кавказская здравница»
195,4
83,3
112,1
6,76
28,8
42,6
39,2
3,5
14,7
19
«Север»
90,7
28,5
62,2
3,54
0,0
31,4
64,7
3,9
0,0
20
«Нижполиграф»
280,5
64,45
216,1
4,8
0,0
23,0
75,3
1,7
0,0
21
«Советская Сибирь»
645,8
186,9
458,9
0,0
26,64
28,9
66,9
0,0
4,1
22
«Омский дом печати
124,26
32,55
91,71
0,0
0,0
26,2
73,8
0,0
0,0
23
«Южный Урал»
144,92
58,37
86,55
1,6
32,81
40,3
36,0
1,1
22,6
24
«Пензенская правда»
186,1
56,92
129,18
2,12
17,96
30,6
58,6
1,1
9,7
25
«Звезда»
488,6
100,34
388,26
2,15
0,0
20,5
79,0
0,4
0,0
26
«Молот»
461,98
140,5
321,48
0,0
0,0
30,4
69,6
0,0
0,0
27
Самарский Дом печати
743,87
137,1
606,77
2,83
25,4
18,4
77,8
0,4
3,4
28
СПб государственный газетный комплекс
1608,7
476,6
1132,1
5,94
575,1
29,6
34,3
0,4
35,8
29
«Слово»
258,3
63,44
194,86
0,0
0,0
24,6
75,4
0,0
0,0
30
«Ставрополье»
137,79
27,15
110,64
0,0
0,0
19,7
80,3
0,0
0,0
31
« Красное знамя»
365,25
0,0
365,25
0,0
143,9
0,0
60,6
0,0
39,4
32
«Лев Толстой»
61,7
0,0
61,7
0,0
0,0
0,0
100,0
0,0
0,0
33
«Тюмень»
186,75
56,6
130,15
0,0
0,0
30,3
69,7
0,0
0,0
34
Ульяновский Дом печати
199,12
38,08
161,04
0,0
71,51
19,1
45,0
0,0
35,9
35
Челябинский Дом печати
132,69
57,96
74,73
0,0
0,0
43,7
56,3
0,0
0,0
36
Ивановская областная типография
30,9
0,0
30,9
8,06
0,0
0,0
73,9
26,1
0,0
37
Смоленская областная типография
13,68
0,0
13,68
0,0
0,0
0,0
100,0
0,0
0,0
38
Книжная фабрика № 1
2,76
0,0
2,76
0,41
0,0
0,0
85,1
14,9
0,0
39
Приморский п/к
0,12
0,0
0,12
0,0
0,0
0,0
100,0
0,0
0,0
40
Читинская областная типография
25,47
0,62
24,85
0,08
0,0
2,4
97,3
0,3
0,0
В ЦЕЛОМ
9854,0
2802,7
7051,3
80,3
1331,2
28,4
57,2
0,8
13,5
продолжение
--PAGE_BREAK--