--PAGE_BREAK--К собственно профессиональной лексике относятся слова и выражения, которые не являются строго узаконенными и общеупотребительными, но используются в определенных сферах производства. В отличие от терминов профессионализмы используются в устной речи как «полуофициальные» слова, не имеющие строгого научного характера. Такие слова нередко отличаются особой образностью и метафоричностью, а также большей дифференциацией. Например, у охотников существует множество названий лисы по масти и породе: простая, рыжая, лесная, огнёвка, красно-бурая, крестовка, черная, карсун, запашистая лиса и т. д.
Некоторые профессиональные слова имеют узкопрофессиональный характер и употребляются в разговорной речи людей, объединенных определенным родом занятий. Иногда такие слова определяют как прфессионально-жаргонные. Эта лексика имеет сниженную экспрессивную окраску и употребляется только в устной речи людей одной профессии. Например, у инженеров ябедник – «самозаписывающий прибор»; у летчиков недомаз, перемаз – «недолет и перелет посадочного знака»; у полиграфистов висячая строка – «строка, не вошедшая в текст». Границы между полуофициальными профессиональными словами и профессиональными жаргонами очень нечеткие, неустойчивые и выделяются только условно.
Отдельные профессионализмы, нередко сниженного звучания, могут переходить в состав общеупотребительной лексики: выдать на-гора, текучка. В художественной литературе собственно профессиональная лексика используется авторами с определенной целью – создание характера при описании жизни людей, связанных с каким-либо производством.
В словарях профессионализмы даются с пометой «специальное», иногда указывается сфера употребления того или иного слова: физ., медиц., охотн. и т. д.
2.3 Просторечная лексика
Просторечие является разновидностью устной речи, но выходит за пределы литературного языка. К нему относятся грубоватые, нелитературные слова и фразеологизмы, имеющие яркую эмоционально-экспрессивную окраску.
Просторечными называются слова, формы слов и обороты, относящиеся к просторечию, то есть той разновидности русского национального языка, которая не соответствует нормам литературного словоупотребления, но не ограничена ни территорией (в отличие от говоров), ни рамками социальной группы (в отличие от жаргонов).
Существует множество определений просторечия. «Иногда просторечием называют элементы наддиалектные, междиалектные, полудиалектные. Некоторые авторы считают, что просторечные элементы употребляются и определенными слоями городского населения, и жителями деревни. С. И. Ожегов определяет просторечие как элементы свойственные массовой городской разговорной речи»[8]. Обычно просторечие понимается как особенность речи лиц, недостаточно образованных, не вполне владеющих нормами литературного словоупотребления.
Просторечные языковые явления можно разделить на два вида:
1) нарушающие собственно языковые нормы (нормы ударения, произношения, образования слов, словосочетаний и предложений и т. д.): квАртал вместо квартАл, транвай вместо трамвай, туфель вместо туфля, приехать с Москвы вместо из Москвы и т. п.;
2) нарушающие морально-этические нормы (например, бранные слова и выражения).
С течением времени одни просторечные слова могут переходить в разряд общеупотребительных, а другие — оставаться за пределами литературно-языковой нормы. Из просторечия, например, пришли следующие слова: парень, ребята, учёба, афера, нехватка, зря, склока, склочник, одёрнуть, лодырничать и другие.
Большинство просторечий носят грубый характер: башка, рожа, дрыхнуть. К крайне грубой лексике относится инвективная лексика, в которой выделяют обсценную лексику. Использование таких слов практически всегда является свидетельством низкой культуры.
Просторечные слова и фразеологизмы недопустимы в нормированной литературной речи: одежа – «одежда», жмот – «скряга», шастать – «бродить», шнырять – «торопливо двигаться». Под влиянием просторечия допускаются такие ошибки лексического и грамматического характера, как: взади – «сзади», заместо – «вместо», ложить – «класть», ездю – «езжу», первее – «важнее»; башка – «голова»,дрыхнуть – «спать» и другие.
Просторечия используются, в основном, в общении недостаточно образованных людей. В разговорной и художественной речи отдельные просторечные элементы могут использоваться с целью усиления выразительности или создания речевой характеристики героев.
В толковых словарях для обозначения просторечных слов используется помета «просторечное» или «грубое просторечное».
2.4 Жаргонная лексика
Жаргонная лексика — это слова, характерные для устной речи социальных групп людей, объединенных общностью интересов, занятий, положением в обществе, возрастом.
В жаргонной лексике выделяют три понятия: «жаргон», «арго», «сленг». Они взаимозаменяемы, но имеют некоторые отличия.
Жаргоны являются средством общения относительно открытых групп людей, объединенных общностью интересов, привычек, занятий и т. д. В современном русском языке существуют молодежный жаргон, лагерный жаргон (используется в местах лишения свободы), профессиональные жаргоны (например, жаргон программистов), жаргоны людей, связанных по интересам (жаргон охотников, жаргон филателистов) и другие.
Сленг – это жаргонизмы, взятые из английского языка. Как правило, сленгом называют американизмы, на которых говорит молодежь: бойфренд, дансинг и т. д.
Очень популярен сегодня молодежный жаргон, которым пользуются, в основном, студенты, учащаяся молодежь. Такие жаргонизмы обычно имеют синонимы в общеупотребительном языке: шпоры – «шпаргалки», общага – «общежитие», хвост – «академическая задолжность», петух – «отлично» (оценка), удочка – «удовлетворительно». Ученые отмечают, что появление многих жаргонизмов связано с желанием молодежи сделать свою речь ярче, эмоциональнее, этим часто объясняется и оценочный характер таких слов: потрясно, обалденный, убойный, ржать, пахать, прокол, клёвый, ишачить, заказать, кайф, балдеть.
Профессиональные жаргоны возникают в том случае, если отсутствует однословное терминологическое наименование предмета, явления или появляется потребность в более эмоциональной передаче представления о предмете: у полиграфистов марашка – «посторонний отпечаток на оттиске», козлы – «пропуски букв и слов на оттиске»; у летчиков уточка – «биплан У-2», козёл – «непроизвольный скачок самолета при посадке»; у электриков коза – «короткое замыкание».
Жаргоны людей, объединенных по интересам и увлечениям, – наиболее распространенные типы жаргонов. Имеется специфическая лексика спортсменов (технарь – «футболист, который долго держит у себя мяч и не пасует его своему партнеру»), рыболовов (борода – «спутавшаяся леска»), картежников (дамка – «дама крестей») и т. д.
Арго – речь определенных социально замкнутых групп (воров, бродяг и т.д.). Эта группа слов характеризуется узкопрофессиональной направленностью и особой засекреченностью, искусственностью, условностью. К арготической лексике относят речь деклассированных элементов (воров, нищих, бродяг, карточных шулеров и др.): шутро –«утро», мазу держать – «поддерживать», раскололся – «предал», ботать – «говорить», стукач – «доносчик, предатель», кимарить – «спать», урка – «вор», хилять – «идти».
М. Грачев в своей книге «Язык из мрака: блатная музыка и феня» выделяет следующие функции арго:
1) конспиративная функция – арго используется для сокрытия намерений, замыслов, действий;
2) функция «узнавания своих». «Ты и я говорим на арго – значит, «мы одной крови»[9];
3) номинативная функция – в арго имеется большое количество слов, которые используются для обозначения предметов и явлений, для которых нет синонимов в общеупотребительной лексике: девятнашка – «икона девятнадцатого века», кассир – «взломщик несгораемых касс и сейфов»;
4) функция эмоционально-выразительная. Большинство арготизмов имеют ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску: хавало – «рот», морда – «человек», пёс – «представитель правоохранительных органов», дрейфить – «трусить», валять ваньку – « притворяться дураком», гастроль – «поездка уголовника с целью совершения преступления».
Жаргонизмы и арготизмы выделяются вульгарной окраской. Однако они не только стилистически снижены, но и имеют неточные значения. Например, слово убойный имеет значения «интересный», «прекрасный», «хороший», «ценный», «надежный» и другие. Смысловое значение таких слов зависит от контекста. Это говорит о том, что использование жаргонизмов и арготизмов делает речь не только грубой, но и нечеткой.
На сегодняшний день жаргонная лексика изучена недостаточно, кроме того, жаргонизмы и арготизмы обладают подвижностью в языке, то есть переходят из одной лексической группы в другую. Это приводит к непоследовательности их толкования составителями словарей.
Жаргоны и арго не входят в состав литературного языка и являются негативной чертой современного русского языка. Но писатели и публицисты могут обращаться и к этим лексическим пластам «в поисках реалистических красок при описании соответствующих сторон действительности»[10]. При этом жаргонизмы и арготизмы должны вводиться в художественную речь только лишь цитатно.
В словарях жаргонные элементы, как правило, имеют помету «жаргонное», «из жаргона». Иногда указывается и конкретная сфера употребления: молод., угол., арм., муз. и т. д.
2.5 Функции употребления нелитературной лексики в текстах Обращение к тем или иным нелитературным элементам в различных типах речи может быть вызвано различными причинами. Д. Н. Шмелев пишет: «Так сознательный выход в просторечие имеет различную обусловленность и различную направленность в разговорной речи, с одной стороны, и в художественной — с другой. В первом случае при этом играют роль в основном экспрессивные мотивы, во втором – экспрессивно-характерологические»[11].
Писатели, изображающие жизнь народа, стремящиеся передать местный колорит при описании русской деревни, создать яркие речевые характеристики деревенских жителей или людей, речь которых отличается от литературной, охотно используют диалектизмы. К диалектным элементам обращались лучшие русские писатели И.А. Крылов, А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев и многие другие.
Профессионализмы в художественной литературе используются писателями с определенной стилистической задачей: как характерологическое средство при описании жизни людей, связанных с каким-либо производством.
Жаргонная лексика иногда используется в языке художественных произведений в ограниченном количестве для речевой характеристики некоторых персонажей (можно встретить в произведениях Ю. Бондарева, В. Астафьева, В. Распутина, Д. Гранина, И. Лазутина и других).
М. Грачев указывает следующие художественные цели использования арготической лексики в различных произведениях:
1) для социальной характеристики героя (в повести В. Каверина «Конец хазы» герой говорит: «Ему бабки для дела, он после отчитается, во что пошло, а ты хевру поганишь, жиган! Арготизмы еще фай называешься!». По тому отрывку, зная, что такое бабки, хевра, жиган, фай, можно с легкостью догадаться, что этот герой относится к миру деклассивных элементов);
2) для создания колорита, обстановки людей «дна»;
3) как примета определенной эпохи, определенного времени (например, слова полит, политик, литёрник – «политический заключенный» – употреблялись деклассированными элементами в 30-х – начале 50-х годов, когда в местах лишения свободы было много репрессированных политических заключенных).
Во всех случаях употребления литературных элементов непременным условием является знание каждого из подобных слов, чему способствует работа с соответствующими словарями.
Таким образом, можно выделить две основные функции употребления нелитературных слов и выражений в художественных и публицистических произведениях: стилистическую и характеризующую.
Стилистическая функция заключается в стремлении автора приблизить свою речь к устному рассказу, средствами письменной речи создать впечатление народного сказа (сказы П. Бажова), рассказа бывалого солдата («Кавказский пленник» Л.Н. Толстого, «Сашка» В. Кондратьева) и т. д. Это функция сигнала разговорности.
Характеризующая функция заключается в сближении авторского повествования с речью персонажей, то есть разговорные элементы становятся сигналами несобственно-прямой речи. Внелитературные слова, в этом случае, являются средством создания образов, описания местности и эпохи, речевой характеристики персонажа.
О.Б.Сиротинина в книге «Русская разговорная речь» выделяет еще одну функцию – «особую функцию интимизации повествования, т.е. создания впечатления, что автор обращается персонально к данному читателю. Впечатление это возникает потому, что разговорная речь всегда персональна, а письменная речь, как правило, обращена не к конкретному человеку»[12].
Однако при выполнении стилистических и характеризующих функций употребление нелитературных элементов, злоупотребление такими словами в художественной литературе и в газетных публикациях затрудняет восприятие произведений, снижает силу их воздействия. Поэтому при введении их в литературный текст следует учитывать сообразность, степень необходимости, так как в настоящем литературном произведении все средства подчинены наиболее эффективному выполнению поставленной автором задачи.
Глава II. Нелитературная лексика в прессе и способы ее введения в
текст
На страницах газет очень быстро и наиболее непосредственно получают письменное отражение те изменения, которые происходят в устной, разговорной речи. Поэтому для исследования тех или иных процессов, происходящих в языке, вполне правомерно используются материалы газет.
Присущая публицистическим произведениям направленность на воздействие и убеждение устанавливает особые взаимоотношения между сторонами общения – обращающимся с речью и адресатом речи. Публицистическая речь предполагает вовлечение в обсуждение второго лица. Это речь, «призванная воздействовать на убеждения или поведение читателя, на его оценку тех или иных факторов»[13]. Вызываемая самим характером и назначением речи экспрессивность сближает публицистику как с художественной, так и с разговорной речью.
Для нашей работы мы решили взять три различных воронежских издания: молодежную общественно-политическую газету «Молодой коммунар», общественно-развлекательную газету «МОЁ!», и общественно-политическое издание «Новая газета» в Воронеже». На примере публикаций октября 2003 г.– мая 2004 г. попробуем проследить условия проникновения нелитературных элементов на газетные полосы, а также рассмотрим способы их введения.
1 Диалектизмы Диалектная лексика на страницах газет встречается довольно редко. Это можно объяснить территориальной ограниченностью ее употребления. Диалектизмы «чувствуются» и автором, и читателем. Такие слова затрудняют понимание текста. Однако в районных газетах местные диалектные элементы приобретают другое «звучание» и помогают автору донести до аудитории основную мысль.
В воронежских изданиях диалектизмы – редкость, и используются они, в основном, как художественный прием при описании определенной местности и людей, связанных с этой местностью:
Перед армией кантемировец, что балакает уже по-московски, выполняет норматив мастера спорта. («С талантом неудачника», «Новая Газета» в Воронеже № 2Р(932), 16.01-22.01.2004г.)[14],[15];
Обычно атаман отдавал пустой курень (то есть хату) на окраине, где все и собирались. («Палитра ярких красок», «Молодой коммунар» № 127(11733),13.11.2003г.).
2 Профессионализмы Профессионализмы на страницах массовых изданий также встречаются редко. Их использование можно считать оправданным в многотиражных производственных газетах, но в общественной прессе их употребление (как правило, без особой надобности) не уместно. Использование профессиональной лексики без пояснения значения приводит к недопониманию. Однако умелое употребление профессионализмов в тексте при описании какой-либо профессиональной деятельности или людей, связанных с этой деятельностью, может являться и удачным художественным приемом:
продолжение
--PAGE_BREAK--Ее делали из двух видов рыбы: сначала варили частик, рыбью мелочь, потом его выкидывали и закладывали стерлядку. («Я учил политбюро рыбачить», «МОЁ!» № 12(488), 23.03-29.03.2004г.).
3 Просторечие
Просторечие – наиболее частотный нелитературный элемент, встречающийся на страницах газет. Не ограниченные территорией и социальными условиями просторечия понятны всем носителям национального русского языка. Очень редко использованные в прессе просторечные слова можно назвать удачным художественно обусловленным приемом. Как правило, это просто показатель безграмотности автора (или его героя).
В воронежских газетах (как в развлекательных, так и в общественно-политических) просторечия встречаются очень часто. Границы между литературными разговорными словами и внелитературными просторечиями нечеткие, и потому практически не ощущаются журналистами и их персонажами:
И неинтересно, как сорокалетней бабе, которая всех видела. («Школа умного будущего», «Новая Газета» в Воронеже № 77Р(910), 17.10-23.10.2003г.);
В этом нет ничего зазорного. («Александр Маршал не считает себя Эталоном мужественности», «Молодой коммунар» № 18(11770), 17.02.2004г.);
На пропитание «дедушек» ежедневно требуются определенные суммы, что ложится на плечи «молодняка». («Злые духи и святые отцы», «Новая Газета» в Воронеже № 12Р(942), 20.02-26.02.2004г.);
Армейская среда не позволяет расслабляться, распускать нюни. («Александр Маршал не считает себя Эталоном мужественности», «Молодой коммунар» № 18(11770), 17.02.2004г.).
Часто встречаются просторечия, называющие людей:
Костя – мужик хоть куда, мастеровой, непьющий. («Молодая семья расплатилась за ночлег своим ребенком», «МОЁ!» № 12(488), 23.03-29.03.2004г.);
Андрей встречался с местной дивчиной, собирались было пожениться, да когда раскинули перспективы, оба пришли к выводу: не стоит и мучиться. («С талантом неудачника», «Новая Газета» в Воронеже № 2Р(932), 16.01-22.01.2004г.);
Угрюмого детину исполнит Питт, а его писклявую спутницу – естественно, Джульетт. («Вздорная «шекспировская» героиня», «Молодой коммунар» № 166(11722), 16.10.2003г.);
Бригада толковых мужиков может изготовить одну установку месяца за полтора-два. («Воронежцы ходят по золоту», «МОЁ!» №
12(488), 23.03-29.03.2004г.);
«Дядя, дай покататься!» — кричат вслед обалдевшие пацаны. («Подковы вешают «рогами» вверх – чтобы счастье внутрь сыпалось», «Новая Газета» в Воронеже № 77Р(910), 17.10-23.10.2003г.).
Отмечаются также просторечия, обозначающие действия (как правило, они имеют определенный негативный оттенок):
Я говорю жене: «Давай схожу», а она отвечает: «Да ты что! Они тебя узнают и сдерут с нас еще больше». («Александр Маршал не считает себя Эталоном мужественности», «Молодой коммунар» № 18(11770), 17.02.2004г.);
Недавно бравые сотрудники борисоглебской дорожно-патрульной службы придумали себе потрясающе веселое развлечение – ездить по вечерним улицам, выскакивать гурьбой из автобуса, хватать ничего не понимающих граждан и, радостно гогоча, запихивать их в «пазик». («Веселье на дорогах», «Молодой коммунар» № 16(11768), 12.02.2004г.);
Деркачев четырежды ездил в ЮАР – страну, являющуюся мировым лидером золотодобычи, — для испытаний очередной своей установки, а уж сколько мотался по старательским артериям севера – не счесть. («Воронежцы ходят по золоту», «МОЁ!» № 12(488), 23.03-29.03.2004г.);
А бедный Максим с тех пор мыкается по больницам: перенес несколько сложнейших операций, четыре месяца был в коме, заново теперь учится ходить и говорить. («Всадник с головой», «МОЁ!» № 13(489), 30.03-5.04.2004г.);
И художники заголосили. («Без палитры не разберешься», «Новая Газета» в Воронеже № 95Р(928), 19.12-25.12.2003г.);
Если я хочу сделать дело: написать книгу, поставить спектакль, добиться благосклонности женщины, которая мне нравится, надо пахать. («Тот Сократ, что живет в тебе…», «Молодой коммунар» № 166(11722), 16.10.2003г.);
Сам Климов вспоминает об этом так: «После дикого скандала с моим предыдущим фильмом «Похождения зубного врача» Пырьев пригласил меня на разговор и с присущей ему прямолинейностью резанул: «Ты понимаешь, Елем, — так он меня называл, — что после такого фильма тебе жизни не будет?»…». («Агония» двух империй», «Новая Газета» в Воронеже № 2Р(932), 16.01-22.01.2004г.);
А характеристику ей накатали – не то, чтобы в Финляндию, а впору в соседнюю Карелию, на лесоповал. («Мифа» и Маша», «Новая Газета» в Воронеже № 12Р(942), 20.02-26.02.2004г.).
Крайней безграмотностью является использование грубых просторечий. Их, к сожалению, в нашей прессе тоже немало:
Представляю рожу командира, если бы он все это прочел. («Злые духи и святые отцы», «Новая Газета» в Воронеже № 12Р(942), 20.02-26.02.2004г.);
Возможно, именно это и раздражает водителей, которые, как мне кажется, про себя рассуждают примерно так: набралось тут быдла разного, халявщиков полный салон… («Нас возят как дрова», «Молодой коммунар» № 16(11768), 12.02.2004г.);
Мы совершенно потеряли уважение к аудитории, мы считаем ее быдлом, которое должно разбираться в наших хитросплетениях. («Владимир Соловьев: Если бы не Чечня, Путин не стал бы президентом. И телевидение здесь ни при чем», «Новая Газета» в Воронеже № 95Р(928), 19.12-25.12.2003г.);
Без мордобоя обошлось. («Заслуженного негра России посылают «на фиг», «Молодой коммунар» № 16(11768), 12.02.2004г.).
Большинство просторечий грубого характера называют людей:
А что дезертируют из армии пачками, так это можно оправдать следующим: дескать, молодежь у нас сплошные наркоманы и алкаши. («Злые духи и святые отцы», «Новая Газета» в Воронеже № 12Р(942), 20.02-26.02.2004г.);
Подозрительная такая парочка – бомжи не бомжи, вроде даже и не наркоманы, но что выпивохи – наверняка. («Молодая семья расплатилась за ночлег своим ребенком», «МОЁ!» № 12(488), 23.03-29.03.2004г.);
Интернет – это просто еще одна площадка, куда пишут самые безграмотные олухи. («Владимир Соловьев: Если бы не Чечня, Путин не стал бы президентом. И телевидение здесь ни при чем», «Новая Газета» в Воронеже № 95Р(928), 19.12-25.12.2003г.);
Команда «Гильза» из г. Волжский, видимо, уже достаточно хорошо узнала воронежских зрителей, а потому легко изобразила наших местных братков: три охламона, по виду полные дауны, топчутся на месте. («Какие врачи дают клятву Домкрату?», «Молодой коммунар» № 122(11728), 30.10.2003г.);
и действия:
— Вас, пардон, выперли? («Заслуженного негра России посылают «на фиг», «Молодой коммунар» № 16(11768), 12.02.2004г.);
Мне лично не удобно ездить на белом лимузине в городе, в котором сидят шахтеры и бьют касками по асфальту, потому что имжрать нечего. («Александр Маршал не считает себя Эталоном мужественности», «Молодой коммунар» № 18(11770), 17.02.2004г.).
Постоянное взаимодействие и взаимопроникновение элементов различных нелитературных сфер лексики приводит к различной трактовке их в словарях. Так многие встречающиеся в местной прессе нелитературные слова в одних словарях имеют помету «просторечное», в других указывается на их принадлежность к арго:
Команда «Гильза» из г. Волжский, видимо, уже достаточно хорошо узнала воронежских зрителей, а потому легко изобразила наших местных братков: три охламона, по виду полные дауны, топчутся на месте. («Какие врачи дают клятву Домкрату?», «Молодой коммунар» № 122(11728), 30.10.2003г.);
А Семенов на подъеме в расцвете возможностей внезапно «завязывает» со штангой. («С талантом неудачника», «Новая Газета» в Воронеже № 2Р(932), 16.01-22.01.2004г.);
Не курит, но «стреляет» сигареты. («Лариса Долина три года уговаривает «ЭКС-ББ» сделать на нее пародию», “Молодой коммунар” №127(11733),13.11.2003г.);
Бывает, я месяцами дома отсутствую, бывает, что мне нужно поехать на какие-то мероприятия, связанные с гульбарием, тусовками. («Александр Маршал не считает себя Эталоном мужественности», «Молодой коммунар» № 18(11770), 17.02.2004г.);
И за «козлов» отвечать придется. (рубрика «Кухня слуха», «Новая Газета» в Воронеже № 12Р(942), 20.02-26.02.2004г.);
«Новые металлурги» также обломались с подсказкой – их старец Фура просто забыл задать вопрос и раньше времени выбросил подсказку в море. («Какие врачи дают клятву Домкрату?», «Молодой коммунар» № 122(11728), 30.10.2003г.);
или даже к молодежному жаргону:
«Дядя, дай покататься!» — кричат вслед обалдевшие пацаны. («Подковы вешают «рогами» вверх – чтобы счастье внутрь сыпалось», «Новая Газета» в Воронеже № 77Р(910), 17.10-23.10.2003г.);
Их бы просто растоптали обалдевшие от счастья фанаты. («Виртуальная девчонка С6Н12О6», «Молодой коммунар» № 116(11722), 16.10.2003г.).
Кроме того, многие арготизмы по одним словарям являются грубыми (иногда даже бранными) просторечиями в других:
Свою первую касету я нагло стырила у старшего брата. («С концерта «АукцЫона» всегда уходишь голодным», «Новая Газета» в Воронеже № 95Р(928), 19.12-25.12.2003г.);
Мультяшная оторва с хвостиками морочила головы всем. («Виртуальная девчонка С6Н12О6», «Молодой коммунар» № 116(11722), 16.10.2003г.);
Но там, где молчат чиновники, настоящий художник ни за что не заткнется. («Без палитры не разберешься», «Новая Газета» в Воронеже № 95Р(928), 19.12-25.12.2003г.);
«Новые металлурги» также обломались с подсказкой – их старец Фура просто забыл задать вопрос и раньше времени выбросил подсказку в море. («Какие врачи дают клятву Домкрату?», «Молодой коммунар» № 122(11728), 30.10.2003г.).
4 Жаргонизмы и арготизмы
Жаргонная лексика, как явление устной ненормативной речи, очень быстро и в большом количестве проникают в газетный язык. Сегодня, к сожалению, в прессе встречаются многие разновидности жаргона и арго, используемые, как правило, без определенных причин:
Команда «Гильза» из г. Волжский, видимо, уже достаточно хорошо узнала воронежских зрителей, а потому легко изобразила наших местных братков: три охламона, по виду полные дауны, топчутся на месте. («Какие врачи дают клятву Домкрату?», «Молодой коммунар» № 122(11728), 30.10.2003г.);
Он можетни хрена не делать, вставать часов в 12 и валяться на диване, плюя в потолок. («Тот Сократ, что живет в тебе…», «Молодой коммунар» № 166(11722), 16.10.2003г.).
Публицисты вправе обращаться к жаргонам и арго в художественных целях при описании различных сторон действительности, но вводить их можно только цитатно:
«Имениннику» друзья притащили кучу огромных коробок с праздничными бантами: «Вот тебе черно-белый телевизор, пульт к телевизору, инструкция на корейском языке, маленькая хрень, подгузники». («Какие врачи дают клятву Домкрату?», «Молодой коммунар» № 122(11728), 30.10.2003г.);
На рисунке большой чиновник с замазанным лицом от души нам всем советует: «Идите в жопу». («Без палитры не разберешься», «Новая Газета» в Воронеже № 95Р(928), 19.12-25.12.2003г.).
Жаргонизмы и арготизмы, встречающиеся в современной прессе, как правило, экспрессивны, а иногда и вульгарны:
И иначе как уродами нельзя назвать тех, кто постоянно ведет жизнь России к дестабилизации. («На беде других счастья не построить», «Молодой коммунар» № 18(11770), 17.02.2004г.);
В боевике «Путь оружия» 27-летняя актриса играет юную Робин, вынашивающую для опасного богача и его жены их зародыш и, несмотря на охрану, похищенную двумя «отморозками». («Вздорная «шекспировская» героиня», «Молодой коммунар» № 166(11722), 16.10.2003г.);
Он можетни хрена не делать, вставать часов в 12 и валяться на диване, плюя в потолок. («Тот Сократ, что живет в тебе…», «Молодой коммунар» № 166(11722), 16.10.2003г.).
В воронежских печатных изданиях встречаются различные разновидности жаргонов.
Профессиональные жаргоны редки, так как они, как и профессионализмы, затрудняют понимание текста и редко выходят за рамки узкопрофессиональной лексики:
Еще один музыкант, облаченный в балахон с мигающими лампочками, лабал по непонятному инструменту, издали напоминавшему клавиши, накладными ногтями. («Виртуальная девчонка С6Н12О6», «Молодой коммунар» № 116(11722), 16.10.2003г.). (Из жаргона музыкантов).
Очень широко проникновение в газетный язык молодежного жаргона. Жаргонизмы такого рода можно встретить в молодежных изданиях, а так же в публикациях о молодежных мероприятиях, шоу-бизнесе, написанных, как правило, начинающими авторами:
Любите друг над другом прикалываться? («Лариса Долина три года уговаривает «Экс-ББ» сделать на нее пародию», «Молодой коммунар» № 127(11733), 13.11.2003г.);
А четвертые, по приколу, говорили, что непонятным голосом поет сам Макс. («Виртуальная девчонка С6Н12О6», «Молодой коммунар» № 116(11722), 16.10.2003г.);
Их ноты гармонично совпадают друг с другом: голос и гитара Лени Федерова, танцы и всякие прибамбасы Олега Гаркуши, тексты Дмитрия Озерского, импровизации духовой секции… («С концерта «АукцЫона» всегда уходишь голодным», «Новая Газета» в Воронеже № 95Р(928), 19.12-25.12.2003г.);
От ее выступления, несмотря на созданный имидж безбашенной агрессивной забияки остались очень приятные ощущения. («Виртуальная девчонка С6Н12О6», «Молодой коммунар» № 116(11722), 16.10.2003г.);
Бывает, я месяцами дома отсутствую, бывает, что мне нужно поехать на какие-то мероприятия, связанные с гульбарием, тусовками. («Александр Маршал не считает себя Эталоном мужественности», «Молодой коммунар» № 18(11770), 17.02.2004г.);
Мне она нравится по той причине, что в ее одежде я прихожу на монтаж и в этом же иду вечером на тусовку.( «Регина Дубовицкая метит в президенты», «Молодой коммунар» № 16(11768), 12.02.2004г.);
Несмотря на все невероятные навороты и необычнейшую стилистику, в самом объединении сценарий «Антихриста» приняли просто на ура. («Агония» двух империй», «Новая Газета» в Воронеже № 2Р(932), 16.01-22.01.2004г.);
Возможно, именно это и раздражает водителей, которые, как мне кажется, про себя рассуждают примерно так: набралось тут быдла разного, халявщиков полный салон… («Нас возят как дрова», «Молодой коммунар» № 16(11768), 12.02.2004г.);
А черные – это кавказцы, и сбацали умопомрачительный речитатив под хоровое кавказское пение. («Какие врачи дают клятву Домкрату?», «Молодой коммунар» № 122(11728), 30.10.2003г.);
а в газете «Молодой коммунар» иногда появляется даже суперрубрика «Тусовка».
Много на газетных полосах и молодежных американизмов, то есть сленга:
…Вот вырасту, выучусь, буду суперской фотомоделью! («Никто мне не указ!», «МОЁ!» № 12(488), 23.03-29.03.2004г.);
И когда уже от самолета отъезжал трап, он снова позвонил и сказал: «60 тысяч «баксов», снимайтесь с самолета и приезжайте». («Лариса Долина три года уговаривает «Экс-ББ» сделать на нее пародию», «Молодой коммунар» № 127(11733), 13.11.2003г.);
Потом я рассталась сбойфрендом. («С концерта «АукцЫона» всегда уходишь голодным», «Новая Газета» в Воронеже № 95Р(928), 19.12-25.12.2003г.).
Жаргоны людей, объединенных социальным положением, можно встретить в публикациях, рассказывающих об их среде. Приведем несколько примеров из армейского жаргона, взятые нами из публикации о солдатской жизни:
И среди «стариков» попадаются такие дауны, что свои же редко когда вступятся за них, если навалять им надумают даже «духи». («Злые духи и святые отцы», «Новая Газета» в Воронеже № 12Р(942), 20.02-26.02.2004г.);
Командир подразделения нашел «отмаз» для более высокого начальства, «деды» оказались ни при чем, а «духарик», правду утаивший, не получил по новой. («Злые духи и святые отцы», «Новая Газета» в Воронеже № 12Р(942), 20.02-26.02.2004г.);
Из уходящих на «дембель» создается «совет», обычная практика: 3-4 «старика» могут делать все, что заблагорассудится в роте из 50-100 человек, избивать кого и когда удобно, дабы поддерживать в солдатах страх, стимулирующий их к отличному несению службы и, конечно же, удовлетворять свой комплекс неполноценности, приобретенный во время «духанки», путем унижения других… («Злые духи и святые отцы», «Новая Газета» в Воронеже № 12Р(942), 20.02-26.02.2004г.);
продолжение
--PAGE_BREAK--