Московский государственный университет печати
Факультет издательского дела и журналистики
Кафедра книговедения и пропаганды книги
(дневная форма обучения)
Общественно-политическиеиздания в репертуаре издательства «АСТ»
Курсоваяработа
Студент……………… Шевелева О.П.
Руководитель:………. Гучкова И.А.
Москва
2009
Введение
Попадая сегодня на книжные развалы Москвы, испытываешь своего рода шок от изобилия книг. В глазах пестрит от многоцветия переплетов и обложек, и подчас бывает довольно трудно разыскать нужную книгу. В советской стране, где книга была «лучшим подарком», а поэт почитался «больше чем поэт», в стране, занимавшей лидирующие позиции в мире по количеству и суммарному тиражу выпускаемых книг, царил жуткий книжный дефицит. «Свой человек» в книготорге ценился больше чем «обувной завмаг» и «мясник в продуктовом». В СССР — стране тотального дефицита, где, по словам героя М.А.Булгакова, «чего ни хватишься, ничего нет», отсутствовали и книги. Нет, конечно, магазины, не пустовали, но приличную книжку можно было достать только «из-под полы» у сумрачно-суетливого вида перекупщиков.
И вот на протяжении жизни одного поколения все коренным образом изменилось… Нет и той страны — СССР, нет и книжного дефицита. Есть демократическая Россия. Есть и очевидное книжное изобилие.
В настоящее время лидирующие позиции заняли крупнейшие издательства России, так называемые «два гиганта» – ИГ АСТ и Эксмо. Это две издающие организации, конкурирующие между собой на протяжении многих лет. У «АСТ» первое место по количеству названий – 4217 книг и брошюр; у «Эксмо» – 4046 названий, но 34,9 млн. экз. совокупного тиража и первое место по этому показателю. Тиражи «АСТ» составляют 27,8 млн. экз. и обеспечивают ему второе место. Третье место по тиражам у «Просвещения» (24,0 млн. экз.), а по количеству названий – у издательства «Экзамен XXI» (643 книги и брошюры). Кроме вышеназванных, в «топ-десятке» издателей оказались «Дрофа», «Феникс», «Росмэн», «Олма Медиа Групп».
Общая характеристика издательства.
Историясоздания и развития издательства
Издательская группа АСТ начала формироваться в 1990-м году как книготорговаяфирма, как оптовик, который обслуживал совершенно разного издателя. Достаточновысокая скорость оборота и умение верно определять коммерческие издания,которые могли продаваться с покрытием инфляции того периода, позволило компанииразвиться в достаточно мощного оптовика. Но в 1992 году стало ясно, что доходот продажи собственных изданий может быть существенно выше, чем от продажичужих. Была сформирована редакция и начался выпуск первых тиражей книг. До 1995года АСТ продавало больше чужих книг, чем собственных: их доля доходила до 90%.В 1995 году объем продажи чужих изданий уже составил порядка 60-70%. В тотпериод экономика страны относительно стабилизировалась, темп инфляциизамедлился, и АСТ стало активно развивать собственную редакцию и привлекать ксовместной деятельности в рамках корпорации другие издательства.
На сегодняшний день в «АСТ» входит более 30 различных издательств, многиеиз которых полностью самостоятельны в формировании издательских планов. Общее,что объединяет их – единая система продаж.[1] Основной принцип работыиздательства — предоставить читателю максимально широкий выбор литературы,соответствующей его интересам. ИГ АСТ постоянно знакомит своих читателей скнижными новинками, открывая новые имена и произведения.
Ежемесячно в АСТ выходит более 800 новых книг.
Издательская группа АСТ представляет лучших российских и зарубежныхавторов. Среди них — ЧингизАбдуллаев, Борис Акунин, Екатерина Вильмонт, МихаилВеллер, Полина Дашкова, Николай Козлов, Елена Коренева,братья Стругацкие, Сергей Лукьяненко и другие.
Поиск и продвижение новых талантливых авторов – одно из главныхнаправлений работы издательства.
Самые лучшие детские книги России – книги издательств АСТ-Астрель. Виздательстве выходят произведения Самуила Маршака, Григория Остера, ВладимираСутеева, Эдуарда Успенского, Корнея Чуковского, Юрия Энтина и других авторов,популярных у юных читателей, а также многотомные красочные детскиеэнциклопедии, различные хрестоматии, учебные и развивающие издания.
АСТ сегодня – это более 30000 наименований книг, выходящих миллионнымитиражами:
· русская изарубежная классика;
· современнаяпроза;
· детективы иостросюжетная литература;
· сентиментальнаяпроза;
· фантастика ифэнтези;
· книги для детей;
· деловаялитература;
· пособия иучебники;
· справочники;
· энциклопедии исловари;
· научно-популярныеиздания;
· издания длядосуга;
· книги поискусству;
· подарочныеальбомы;
· атласы и карты;
а также разнообразные канцелярские товары, раскраски, книжки-игрушки,книжки-мозаики, головоломки, настольные игры и паззлы различных уровнейсложности для детей и взрослых.
Отдельным направлением деятельности АСТ является издание журналов:«Рыбалка на Руси», «Спиннинг Traveller», «Нахлыст»,«Охота», «Большой Бизнес», «Что Нового в науке итехнике", «Часы», J&W, MakeUp, Estetica, «Друг. Журналдля любителей кошек», «Друг. Журнал для любителей собак»,«В мире животных», «В мире растений». А также каталоги:«Наручные часы», Watches, Toys for Boys, Jewellery и другие издания,рассчитанные на различные группы читателей.
Продукция Издательской группы АСТ распространяется через самую развитую вРоссии и странах СНГ книготорговую сеть «Буква», в которую сейчас входят более200 магазинов.
Крупнейшие издательские и книготорговые структуры в странах бывшего СССРактивно представляют на своих рынках книги издательской группы АСТ.
На сегодня АСТ — единственная в России издательская структура,развивающая мощную систему оптово-розничной поставки, способная в полной мереудовлетворить спрос розничных магазинов.
Особенностью работы на рынке стало создание и развитие собственной сетиреализации в Москве. Постоянно расширяется сеть фирменных магазинов. Черезкрупных оптовых покупателей наши книги поступают на прилавки киосков и уличныхторговцев.
Оптовые покупатели получают книги с полностью автоматизированного склада«Видное», не имеющего аналогов в России. Склад рассчитан на 15'000'000 экземпляровболее 15'000 наименований.
Введен в строй современный автоматизированный торгово-складской комплексна Варшавском шоссе. В распоряжении партнеров ИГ АСТ более чем 40'000наименований книг Издательской группы АСТ и других крупнейших издательств России.Мощности комплекса позволяют отгружать в месяц до 2'500'000 книг, полностьюподготовленных к розничной продаже.
Издательская группа АСТ выпускает следующие серии:
— The International Bestseller
— Femina
— Интеллектуальный детектив
— Альтернатива. Фантастика
— Звездный лабиринт
— Альтернатива
— Реальные варианты сдачи ЕГЭ 2006
— Классическая мысль
— Очарование
— Шарм[2]
Современное состояниеиздательства
Интервью управляющего издательствами ИГАСТ Олега Савича сайту «Полит. ру».
Думаю, никто в стране или даже мире неможет корректно спрогнозировать глубину кризиса, сказать, как он затронетРоссию и в частности нашу отрасль. С одной стороны, на книжном рынке действуютобщие экономические законы. Кризис не может нас не затронуть: постоянныепотребители книг составляют около 35-40% активного дееспособного населениястраны. Именно по этой прослойке потенциально и может быть нанесен удар: какраз этим людям в первую очередь потенциально грозит потеря работы и сбережений.А это значит, что их потребительская активность неминуемо снизится – привыборе, купить ли им новую книгу или продуктов и одежды для семьи, конечно, онивыберут то, без чего действительно нельзя обойтись. Нельзя забывать и о том,что средняя цена книги достигла 5-6$, а средняя покупка в московском книжноммагазине, около 700 руб. И это уже достаточно существенные траты. Но это, еслиразвитие кризиса будет тяжелым и степень массового падения доходов велика. Нопока, с точки зрения продаж, никакого кризиса не произошло. Наоборот, передНовым годом я зашел в один магазин по работе — огромное количество покупателей,к стеллажам было невозможно подойти! И я очень сомневаюсь, что магазиныопустеют. Да, кого-то из читателей кризис действительно «вымоет» по чистофинансовым причинам. Но, уверен, на их место придут другие — те люди, которые сдетства имеют склонность к чтению, однако в последние годы утратили этупривычку из-за огромной занятости. Возможно, сейчас, когда у них станет большевремени и меньше денег на другие, более дорогие развлечения, они снова захотятвернуться к этому занятию. В трудные времена люди обращаются к вечнымценностям, к числу которых относится и чтение. А в принципе, те, кто читал иимеет даже минимум свободных денег, от книг не отказываются. Во время кризиса1998 года, например, люди существенно больше стали читать. К тому же, посравнению с другими видами entertainment'а книга обладает рядом значительныхпреимуществ: она долго живет, ее можно перечитывать, она служит не одному членусемьи, а сразу нескольким…
По отрасли
Если детализировать состояние рынка, можнооднозначно говорить о развивающейся стагнации, отсутствии роста по отрасли вцелом, роста производства, продаж в натуральных показателях. Рынок достигпотолка, пика насыщения и по количеству наименований, и по тиражам и рос тольков денежном выражении (15%). Денежный рост обусловлен как инфляционнымисоставляющими, так и ростом стоимости книг за счет их более качественного идорого исполнения. Проявился явный кризис перепроизводства, предложениенаименований книг начало превышать все разумные пределы (более 200 000наименований на складах крупнейших дистрибуторов). Это неизбежно приводит кснижению среднего тиража книг. Сейчас средний тираж в отрасли — около 6 500тыс. экз. В АСТ – 8 200 экземпляров. Этот отраслевой кризис, который активнопроявился уже в начале 2008 года, сейчас может наложиться на финансовый,экономический кризис. Мы в ИГ АСТ, заметного сокращения выпуска не планируем,хотя разумную санацию ассортимента проводим. Рейтинговым авторам точно ничегоне грозит. Старым и новым книгам Шиловой, Сорокина, Акунина, Дашковой,Вильмонт, Нестеровой, Платовой, Коэльо или Кинга всегда дан зеленый свет. Эти имногие другие авторы, равно как и их поклонники, могут ни о чем не волноваться.И если завтра в руки редакторов попадет блестящий текст неизвестного автора согромным потенциалом – мы его издадим и будем раскручивать.
По игрокам, партнерам
Возможно, столкнемся с задержками выплат за книги отгруженных в книжнуюторговлю от некоторых партнеров. Думаю, нас могут ожидать изменения и вотношениях внутри треугольника «полиграфист – издатель – книготорговец».Позиция издателя традиционно наименее выигрышна. С одной стороны, он завязан наполиграфистах, которые работают с «короткими» деньгами. Кроме полиграфическихуслуг, издатель вынужден закупать сразу, в «деньги», бумагу и полиграфическиематериалы. Это составляет до 60-70% себестоимости книги. С другой стороныиздатель авансирует книжную торговлю, которая работает преимущественно на«длинные» деньги: по фактическим продажам возврат средств от реализации книгиможет растягиваться на месяцы! Таким образом, издатель выступает фактическимдонором всей отраслевой цепочки. Думаю, при негативном сценарии развитиясобытий, нам, возможно, придется частично откорректировать эту схему – внынешней ситуации многие издатели чисто технически не смогут тащить на себе ираспространителей, и печатников.
Тенденции
Если кризис будет развиваться, возможно,придется снижать цены. Но будет необходимо договариваться со всеми участникамицепочки: если расценки понизят только издатели, это не приведет к значительномуснижению розничных цен, ведь в структуре розничной стоимости книги отпускнаяцена издательства составляет лишь 30%, все остальные накрутки происходят надругих этапах. Может так же проявиться тенденция к удешевлению стоимостиисполнения книг. Одну и ту же книгу будут скорее выпускать в сравнительноскромном, недорогом варианте, и меньше – в дорогом переплете.[3]
Издание военной литературы сегодня
Издание военной литературы представляет собой совершенно особую областькнижного дела. Специфика его связана, прежде всего, с особым местом военногодела в обществе и государстве.
Военное дело как вид практической деятельности и военная наука какотрасль знания уникальны своей многопредметностью и многоаспектностью. Отсюда –многообразие военной литературы, в содержании которой обнаруживаются элементыили аспекты истории, политики, этики, психологии, педагогики, управления,математики и некоторых естественных наук, многих прикладных и технических наук.
Особенностью военной литературы является ее широкий читательский адрес.Чрезвычайно высок интерес к ней у читателей-неспециалистов.
Некоторая часть изданий военной тематики не всем доступна, в открытуюпродажу и библиотечные фонды большинства библиотек не поступает.
Наконец, для военной книги характерны сравнительно небольшие объемывыпуска. Среди основных предметно-отраслевых рубрик комплекса«Общественно-политическая книга», по которым ведется статистический учетиздательской продукции в России, рубрика «Военное дело. Военная наука»находится на основном из последних мест. Сравним (2003): книги по экономике –5474 названия, по психологии – 1733, военной тематике – 414, по общественнымнаукам в целом – 228, по проблемам демографии – 88.
Чтобы полнее оценить современное состояние издания военной литературы,придется напомнить, каким оно было в советское время.
В 1980-е гг. в СССР ежегодно выходило около 1600 названий военнойлитературы общим тиражом 25 млн. экз.[4] 1987г. Был годомнаибольшего общего тиража книг по военному делу: 28,5 млн. экз. Наибольшеечисло названий пришлось на 1985г.: 1795.
В советское время отдельно учитывались платные и бесплатные издания. Вцелом издания с номиналом составляли около 80 % от всех названий и 96 % отвсего тиража. Но в разделе «Военное дело» на их долю приходилось не болеечетверти изданий и около половины общего тиража. Вот это огромное количествокниг, распределявшихся бесплатно, по закрытым каналам, с ограниченным допускомчитателей к ним весьма красноречиво характеризует специфику издания военнойлитературы.
Итак, ежегодно выходило в свет около 300 названий, поступавших в продажу.Эта цифра вполне соотносится с данными библиографического учета. Так, в«Ежегоднике книги» за 1986 г. учтены 366 названий книг по военному делу, в томчисле полтора десятка – без номинала.[5] Статистикой же за этотгод учтены 343 книги с указанной ценой. Правда, некоторые книги явно военнойтематики зафиксированы в разделе «История» «Ежегодника книги».
Основным поставщиком военной книги было Военное издательство Министерстваобороны СССР (Воениздат), созданное в 1919 г. В 80-е годы оно выпускало 80-100названий книг военной тематики, учитываемой государственной библиографией, чтосоставляло почти 20 % всей военной литературы. В Воениздате выходила такжехудожественная литература, печатались книги по техническим дисциплинам, дляизучающих иностранные языки. Не считая изоизданий, общий выпуск книг Воениздата– 200-230 названий в год.
Если же обратиться к статистике, то показатели издательской деятельностиВоениздата довольно любопытны. На протяжении 70-80-х годов общее числовыпускаемых названий составляло около 1300 (с незначительной и не явновыраженной тенденцией снижения). Платных же книг, поступавших в продажу,ежегодно издавалось в среднем по 210, или 16 %.
Сегодня немалая часть репертуара военной книги того времени потеряла своезначение и не представляет интереса для читателя. Однако достаточно выходило всвет и таких книг, которые сохранили (или в основном сохранили) информационнуюценность. Они востребованы в библиотеках, попадают во вторичное обращение,привлекая внимание букинистов. Некоторые книги переиздаются в последние годы.
В основном это военно-историческая литература, и, прежде всего – поистории второй мировой войны. Здесь следует назвать научную серию «Втораямировая война в исследованиях, воспоминаниях, документах». Она издавалась«Наукой» в 1965-1975гг. и насчитывает почти 90 томов.[6]Концептуально близкой ей является серия «Борьба народов против фашизма иагрессии», которую «Наука» стала выпускать в 1985г.
Широкий читательский адрес имела серия «Военные мемуары» (Воениздат).Формально ее книги не ограничивались темой Великой отечественной войны, но онаабсолютно преобладала в их содержании. С 1959г. в серии вышло около 500 названий,что позволяет отнести ее к одной из самых многотомных отечественных книжныхсерий.[7] Среди наиболее именитыхавторов – К. Рокоссовский, И. Конев, Н. Кузнецов, И. Баграмян, В. Чуйков, К.Мерецков и др. В серию заключены также воспоминания участников войны невысокихвоинских званий. В середине 80-х гг. в целях более полного удовлетворенияспроса на литературу о Великой отечественной войне к ее выпуску подключилидругие издательства. Под грифом «Военные мемуары» вышли книги в «Высшей школе»,«Книге», «Финансах и статистике» и других издательствах.
Среди биографических серий должна быть названа воениздатовская «Советскиеполководцы и военачальники» (1965-1992), насчитывающая 40 книг.[8]Биографии и сборники биографических очерков вышли в серии «Жизнь замечательныхлюдей».
Особую ценность представляют обобщающие труды, коллективные монографии,посвященные Великой Отечественной войне. Воениздат осуществил два крупныхпроекта такого рода. В 1960-1965 гг. вышла «История Великой Отечественной войныСоветского Союза. 1941-1945» в 6 томах. Тираж издания достиг 200 экз.
Следующая обобщающая работа вышла в 1973-1982гг. в 12 томах «Историявторой мировой войны. 1939-1945».
Украшением издательского репертуара всегда являются крупные энциклопедии.В течение длительного времени у нас не было завершенной отраслевой энциклопедиипо военному делу. В 1976-1980гг. Воениздат выпустил «Советскую военнуюэнциклопедию» в 8 томах. На ее базе был создан и дважды издавался однотомный«Военный энциклопедический словарь».
Повышенный интерес у читателей вызывали книги зарубежных военныхспециалистов. В середине 50-х гг. Издательство иностранной литературы (ИИЛ) иВоениздат активизировали выпуск переводной военной литературы.
Увидели свет коллективные работы и сборники: «История войны на Тихомокеане» в 5 томах (пер. с япон., 1957), «Итоги второй мировой войны» (пер. снем., 1957), «Мировая война. 1939-1945» (пер. с нем., 1957) и другие.
Так же оперативно у нас выходил многотомник «Большая стратегия» — официальная английская версия истории второй мировой войны.
Некоторые книги издавались с ограничительными грифами. Так, с пометкой«продаже не подлежит» в Воениздате вышли шеститомная «Вторая мировая война» У.Черчилля (955), «Утерянные сражения» Э. Манштейна (157).
«Прогресс» — приемник ИИЛа, не имея специализированной редакции, все жевыпускал время от времени военную литературу. Например, издал книгу А. Верта«Россия в войне 1941-1945» (1967).
Перейдем к характеристике современного издания военной литературы,проследив его развитие с 1992г.
Для военной книги 1992 г. можно считать годом неуверенности, какой-торастерянности издателей, хаотичного, случайного репертуара. С 1993-1994гг. росвыпуск книг. Тематика их становилась более разнообразной. Создавались новыеиздательства.
В 1991г. в Санкт-Петербурге начал выходить альманах «Гангут», освещавшийвопросы истории флота и судостроения. А через 2 года в издательстве с таким женазванием начали выпускать книги, в частности в сериях «Корабли Отечества» и«Морское оружие».
Морскую тематику выбрало московское издательство «Андреевский флаг». В1992-1994гг. оно выпустило немало книг в серии с длинным названием «300 летРоссийскому флоту. Вахтенный журнал», имевшей еще подсерии. В 1994 г. былоосновано Санкт-Петербургское издательство «Полигон» — одно из наиболееавторитетных в середине 90-х годов. Среди других издательств этого периоданеобходимо отметить «Аскольдъ» (история оружия и боевой техники», «Богучар»(холодное оружие), «Logos»,«Отечество», «Анкил-воин», «Вече», редакции периодических изданий «Краснаязвезда», «Военные знания», «Советский воин»).
Перестраивалась репертуарная политика Воениздата. По известным причинамрезко сократился выпуск книг. Вслед за этим уменьшилось число редакций: с 12 до2. Росла доля заказных изданий. В Воениздате начали выпуск новой серии «Редкаякнига», охватывающей весьма широкую военную проблематику. В нее вошли какпереиздания давно забытых текстов, так и произведения современных авторов.
Заранее началась подготовка к 50-летию Победы. Институт военной историиеще в конце 80-х гг. запланировал новый 10-томный труд по истории ВеликойОтечественной войны. К началу 1991 г. были готовы рукописи первых двух томов.Изданию помешали не только события 1991 года. Многие ученые возражали противслишком поспешного создания обобщающей работы. Читателям и специалистам,считали они, нужны отдельные книги по самым актуальным темам, а главное – нужноналадить публикацию ранее недоступных документов.
И такая публикация вскоре была налажена. 6 мая 1993г. в ИВИ былпредставлен первый том историко-документальной научной серии «ВеликаяОтечественная». Он назывался «накануне войны». За выпуск серии взялсяиздательский центр Терра. Предусматривалось выпустить 30 томов (50 книг).Однако в 2002 г. издание было приостановлено. Всего увидели свет 14 томов, нонекоторые представлены не всеми частями. Общее число вышедших отдельныхпереплетов – около 30.
В 1992 г. ИД «Новое время» выпустил книгу В. Суворова (резуна) «Ледокол».Далее последовали другие его книги. В последние годы В. Суворова издают в ИГАСТ, а совокупный тираж всех его книг исчисляется миллионами.
Как и в 1985, 1975 гг., очень много книг вышло в местных издательствах.Почти все российские регионы – от Калининграда до Сахалина – сумели найтидостойные рукописи, чтобы внести свой вклад в празднование 50-летия Победы.Таких названий около 200, не считая «Книг Памяти».
О последних надо сказать особо. Решение об их выпуске было принято в1989г. Начиная с 1993г. выпуск книг нарастал, а в юбилейном году свет увиделоболее 300 томов. Наиболее активно в 1993-1995 гг. «Книги Памяти» выпускались вМоскве, Пскове, Самаре, Твери, Кургане. К 1998г. было уже почти 800 томов.
В юбилейный год были изданы обзорная «Всероссийская книга памяти»(Воениздат) и итоговый том «Памяти павших» (Большая российская энциклопедия). Входе работы над «Книгой Памяти» были установлены судьбы 400 тыс. пропавших безвести. А 39 тыс. воинов, числившихся убитыми, оказались живыми.[9]
Следующий год был годом 300-летия Российского флота. Наиболее интересныекниги вышли в издательствах «Судостроение», «Полигон», «Гангут», « Андреевскийфлаг», «Цитадель», «Облик». В Воениздате основали серию «Корабли и судароссийского Военно-морского флота». В «Терре» вышла «История флота государстваРоссийского» в двух томах.
Вторая половина 90-х гг. отмечена появлением новых тенденций в российскомкнигоиздательстве. В это время к военной тематике пришло и издательство АСТ. В1997 г. совместно с издательство «Полигон» оно стало выпускать серию«Военно-историческая библиотека». Новшеством стала цветная суперобложка. Былазапущена и собственная серия иллюстрированных книг под названием «Солдатъ:Униформа. Вооружение. Организация». С каждым годом выпуск военной литературыувеличивался.
Всегда находится место военной теме в репертуаре Академиздатцентра«Наука». В первую очередь, это четырехтомное издание «Великая Отечественнаявойна. Военно-исторические очерки». Издание вошло в число лучших книг года,выбираемых Госкомпечати РФ и Гендирекцией ММКВЯ. В 2002 г. был изданфундаментальный труд «Мировые войны ХХ века». Первые две книги посвящены Первоймировой войне, третья и четвертая – Второй.
Перейдем к характеристике военной книги в репертуаре лидеров российскогокнигоиздания. ИГ АСТ в последние годы занимает, как правило, второе место пообъемам выпуска книжной продукции. Сегодня это крупнейший в стране издательвоенной литературы. Согласно ежегоднику «Книги России», в 2003г. ИГ АСТвыпущено 84 названия, или 11% всей зарегистрированной военной литературы. Насамом деле книг вышло больше. В прайс-листе компании числится более 120названий, датированных 2003г.
Любые подсчеты количества выпускаемых книг здесь затруднены, поскольку вИГ АСТ входит несколько издательств (наиболее часто встречающийся логотип –«Астрель»). Еще с целым рядом издательств компания сотрудничает: «Terra fantastica», «Гелеос», «Транзиткнига», «Ермак».«Полигон» и др. Немалая часть продукции выпускается совместно с минскимиздательство «Харвест», которое уделяет большое внимание именно военнойлитературе. Текущий прайс-лист предлагает более 700 названий военнойлитературы, преимущественно 2002-2005гг. выпуска. Среди них совсем немного книгнезаивисмых издательств. Основная же масса – продукция ИГ АСТ.
Тематический диапазон – самый широкий. Велика доля переводных изданий.Наиболее заметные серии: «Военно-историческая библиотека», «Военно-историческаясерия «Солдатъ. Униформа. Вооружение. Организация.», «Энциклопедия вооружения ивоенного костюма» (права приобретены у издательства «Саsterman», Франция, и здесь переводы дополнены книгамиотечественных авторов), «Классическая военная мысль», «Справочники Джейн»(права приобретены у издательства Jane’s, Великобритания), «Военная история»,«Элитные войска», Военная техника», «Великие битвы и сражения» (праваприобретены у польского издательства Bellona). Некоторые серийные проекты «не прошли». Серии карманныхмалообъемных книг «Современная авиация» и «Знаменитые самолеты» были прекращенычерез 2-3 года после появления первых выпусков.
Во всем многообразии серийной продукции выделяются три основныхнаправления:
1) мемуарная ивоенно-историческая литература
2)богато иллюстрированные, сравнительно небольшого объема книги оборужии, технике и униформе формата 84х108/16
2) справочники
Появляются в АСТ и отдельные, нередко довольно солидные издания внесерий: «Все войны мировой истории» в 3 томах Н. Волковского, «Бронетанковаятехника» О. Дорошкевича, «Красная Армия» и «Вермахт» В. Шункова, «Реактивныесамолеты Вооруженных сил СССР и России» М. Архипова, «Нагрудные полковые знакиРоссии» А. Шуплецова.
В ряде случаев книги по военной истории издаются не в военных сериях.Например, том «Армия Наполеона» вышел в серии «Историческая библиотека».
Перейдем к рассмотрению проблем редакционно-издательской подготовки икачества военной литературы. Проблема качества издательской продукции сводитсяв первую очередь к качеству текстов – оригинальных и переводных. Далее имеетзначение, как готовятся переиздания, публикации классических или просто хорошоизвестных в недалеком прошлом работ. Наконец, читателям небезразличнооформление книг, наличие и качество иллюстративного материала.
Так, высокую оценку в печати получили книги «АПРК «Курск». Послесловие ктрагедии» В. Шигина (ОЛМА-ПРЕСС, 2001), «В тяжкую пору» Н.К. Попеля (АСТ,2001), «Генераз армии Хрулев. Все для Победы. Великий интендант» В. Карпова(Вече, 2004).
Одна из проблем – нарушение правил и традиций построения справочногоаппарата книги, либо его отсутствие там, где он необходим, а также частенькоиздатели отказываются от столь необходимых именных указателей. «Утерянныепобеды» Э. фон Манштейна дают возможность рассмотреть, каким путем нередко идутиздатели при переиздании книг. Дело в том, что книгу этого автора в 1999г.переиздали АСТ (серия «военно-историческая библиотека», повторное издание –2003г.), «Русич» и «Феникс». Это пример столь распространенного сегоднядублирования.
Все три варианта воспроизводят данное издание 1957 г., но ни один современныйиздатель это не указывает. Т.к. в книге 1957г. не были названы переводчики, ихнет в переизданиях. Но «Русич» и «Феникс» хотя бы сохранили пометку «Перевод снемецкого», в книге АСТ нет и этого, как будто она написана на русском языке.Предисловие из издания 1957 г. опустили все издатели, заменив его современнымвступительным словом. В книге АСТ это три страницы «От издателя».
Вступительное слово АСТ начинается так: «Перед вами книга, русскомуизданию которой была уготована странная судьба: во время «хрущевскогопотепления», когда в избытке переводятся и издаются военные трактаты и мемуары«врагов», работа Э. Манштейна, едва успев выйти, была изъята и занесена вспецхран». Спасибо, что первоисточник не забыли, но ошибки избежать не удалось.Книгу 1957 г. не изымали из обращения после выхода из печати, она, как ужеотмечалось, изначально имела гриф «Продаже не подлежит». Кстати, почему слово«враги» закавычено? В разделе «От издателя» читаем: «Перед вами – первая книга серии«Военно-историческая библиотека» ». Но на предыдущей странице (обороттитульного листа) указано, что серия основана в 1998 г. Больше того, книги вэтой серии АСТ выпускало и в 1997 г., в «Полигон» — еще раньше.
Книга АСТ снабжена рядом приложений, которых не было в издании 1957 г., икомментариями, расположенными по главам. Есть и именной указатель, названный«биографическим», но отсылок к тексту нет, что резко снижает его полезность длячитателя.
И еще один маленький штрих. В книге АСТ известное словосочетание вопрекиустоявшейся традиции многократно употреблено с двумя прописными буквами: ВтораяМировая война.
При общем приличном уровне сегодняшнего оформления военной книги,встречаются и досадные исключения. Иногда достойному содержанию не соответствуетоформление. Рецензенты высказывают сожаление в связи с отсутствием в книгенеобходимых по замыслу иллюстраций[10], или со слишком скромнымобщим художественным оформлением[11], или по поводу того, чтонет сведений об источниках и происхождении редких иллюстраций.[12]
Последнее, что осталось рассмотреть, — проблемы информации о военнойкниге, ее доступности, распространения. Как вообще читатель и покупательориентируется в потоке военной литературы, как удовлетворяется его спрос?
Многие специалисты, откликаясь на выход ценных книг, обращают внимание намалые тиражи. А если не только тираж мал, но к тому же книга вышла не в столице,это делает ее особенно недоступной для покупателя.
Сегодня 500, максимум 1000 экз. – обычный тираж у книг специализированныхлибо небольших издательств. Рассуждения издателей о том, что нет проблем свыпуском книг, но есть проблемы с их реализацией, стали общим местом. Хорошоизвестно и то, что успех лидеров российского книгоиздания был обеспечен, преждевсего, отлаженной системой продвижения продукции. Инвестиции в каналы распространения,дополнительные затраты на маркетинг могут себе позволить лишь крупные компании.
Рынок военной книги пострадал от ликвидации отраслевой книготорговойорганизации «Военкнига». Оставшиеся еще кое-где магазины военной книги теперь подчиненывоенторгам. Ударом для всех любителей военной литературы было закрытие самогокрупного в стране Дома военной книги на садовой Спасской улице. История темнаяи обойденная вниманием СМИ.
Альтернатива в виде небольших магазинчиков при издательствах не можетвосполнить потерю крупных специализированных предприятий. Но издатели ищутновые способы продвижения книг. Создается клубная, почтовая, каталожнаяторговля. Существуют специализированные лотки и секции на постоянно действующихкнижных ярмарках. Появились интернет-магазины военной литературы. Воениздатучредил Торговый дом «Военная книга», который приглашает покупателей пока в дварозничных предприятия: в самом издательском офисе и в одном из павильонов наВВЦ.
Некоторые специалисты видят решение проблемы в объединении усилий исредних издательств. Необходима система адресной рассылки информации и изданий.«Целесообразно создать один центр, регулярно выпускающий некий информационныйбюллетень, сообщающий о наличии в продаже книг, готовящихся изданиях и вообще оновинках книжного рынка. Неплохо, если бы такое издание содержало рецензиикниг, обзор прессы и тому подобное»[13]
Военная проблематика осваивается многими издателями. Идет постоянныйпоиск авторов и произведений, достойных публикации. Переиздаются лучшие книгипрошлых лет. Российскому читателю становятся доступными все новые и новыепроизведения мировой военной литературы. Вводятся в оборот многочисленныеисторические документы. Повышается уровень популяризации военных знаний игероико-патриотического воспитания. В спорах на страницах книг, в полемике опрошлом и настоящем армии и флота России мы приближаемся к истине. Значит,военная наука развивается, военные знания востребованы обществом. И в этомвелика заслуга тех, кто издает и распространяет военную книгу.[14]
Заключение
В сфере книгоиздания в последние годы удаётся постоянно наращивать объёмвыпуска продукции – не по тиражам, а по другому важнейшему критерию: поколичеству названий. Общественно-политическаякнига занимает достойное место в современном книжном потоке, динамичноразвивается. Если в советское время главенствующая рольОбщественно-политическая книга определялась идеологическими установками, аогромные тиражи нередко навязывались сверху, то сегодня положительные количественныеи качественные показатели в этой области книгоиздания являются следствием, содной стороны, повышенного внимания к ОПК читателя, с другой — плодотворнойдеятельности многих российских издателей.
Библиографический список
1. www.ast.ru
2. www.polit.ru
3. Солоненко В.К.Издание военной литературы сегодня: (Кн.: Книга. Исследования и материалы.-М., 2005.- №48.- С.95 -130.)
4. Книжный бизнес,№2, февраль, 2000.
5. Солоненко В.К. Серия «Вторая мироваявойна в исследованиях, воспоминаниях, документах»// Кн. Дело. 1995. №4/5.С.47-49.