Молодежь в социальных сетях: 33 часа в месяц
Некоторые маркетологи полагают, что представителей так называемого «поколения Y» (молодежь в возрасте 18-24 лет) следует в первую очередь искать в социальных сетях, где они якобы проводят круглые сутки. Исследование социальных сетей компании Participatory Marketing Network (PMN) показывает, что это далеко не так. Молодежь пользуется не только социальными сетями, но и пишет обычные электронные письма, разговаривает по телефону, и даже читает журналы и смотрит телевизор. А значит, проводя рекламную кампанию, ориентированную на эту целевую аудиторию, важно задействовать более широкий спектр медиа-инструментов.
Исследование медиа-предпочтений поколения Y было проведено в октябре 2009 года среди 203 респондентов, жителей США в возрасте 18-24 лет. Это уже третье исследование такого рода, которое проводит PMN.
Как оказалось, социальные сети — не самое главное медиа в жизни молодежи. Когда респондентам был задан вопрос, от какого медиа они не готовы отказаться даже на неделю, четверть опрошенных заявила, что это будет электронная почта (26%), и столько же — что это будут текстовые сообщения. 15% не готовы отказаться от телевидения, 11% — от разговоров по телефону и лишь 9% — от социальных сетей. 7% не готовы забыть про журналы, и 6% — про посещение несоциальных.
В среднем молодежь в Америке сегодня проводит в социальных сетях 33 часа в месяц — то есть «сидит» на этих ресурсах более одного часа в день.
Для сравнения: на общение по электронной почте тратится 31 час в месяц. Также эти люди в среднем отправляют и получают 740 текстовых сообщений в месяц. Но время, которое молодежь тратит в месяц на социальные сети, текстовые сообщения и общение по электронной почте уже превышает время, которое уделяется «традиционным» медиа — телевизору, общению по телефону и чтению журналов.
По словам исполнительного председателя PMN Майкла Делла Пенна (Michael Della Penna), которого цитирует Marketing Charts, для исследователей стало сюрпризом, что электронная почта все еще играет большую роль в жизни молодежи. Однако он замечает, что сегодня электронная почта и социальные сети нередко работают «вместе»: сообщения из социальных сетей люди нередко получают именно по электронной почте. А раз так — этот инструмент продолжает оставаться чрезвычайно важным для воздействия маркетологов на потребителей, — полагает эксперт.
Как ни странно, в PMN также не обнаружили у молодежи интереса к мобильной рекламе, на который рассчитывают многие компании и бренды. По данным PMN, лишь каждый пятый
опрошенный получал когда-либо на свой мобильный таргетированную рекламу, и лишь 4% опрошенных планируют делать это в будущем.
Эти данные резко контрастируют с данными других исследований. Например эксперты 1020 Placecast ранее утверждали, что почти 40% владельцев сотовых телефонов в возрасте 18-24 лет высказывали интерес к подобным видам рекламы.
Социальные сети опасны!
Современные социальные сети могут быть опасны для населения. Об этом говорят эксперты рынка информационной безопасности. И дело здесь не в пресловутой интернет-зависимости, а в персональных данных, которые пользователи сервисов бесконтрольно размещают в Сети, не думая о последствиях. Преступники все чаще используют общедоступную информацию о местонахождении пользователей соцсетей в преступных целях. Как не стать жертвой преступников, разбирался наш корреспондент.
Специалисты по информационно безопасности разных стран призывают руководителей соцсетей подумать над инструментами защиты несовершеннолетних пользователей, а взрослых — внимательнее относиться к тому, что делают их дети в Интернете.
В России над этой проблемой начали думать после громкого похищения сына главы «Лаборатории Касперского» Ивана. Ивана Касперского похитили в апреле этого года с целью получить выкуп. Причем всю необходимую информацию для похищения преступники взяли из профиля молодого человека в сети «ВКонтакте». В частности они выяснили, где он работает, учится и какие места посещает.
После этого происшествия с инициативой необходимости решения проблемы с чрезмерной открытостью персональных данных высказался сам Евгений Касперский. В своем блоге он отметил, что молодые люди не обращают внимания на настройки безопасности при регистрации в социальных сетях и оставляют в своем профиле слишком много информации о себе. Речь идет о такой информации, по которой детей можно выследить, узнать место жительства, учебы или работы и использовать эту информацию во вред.
«Преступники использовали открытые данные из соцсетей для выбора цели. Более того, я почти уверен, что этот инструмент имел решающее значение в случившемся. Действительно, профиль Вани «ВКонтакте» содержал более чем достаточно деталей, чтобы понять его жизнь, предпочтения, работу и т.д. и спланировать преступление. Вы скажете, что парень был неосторожен. Ага. И в этом моя вина, и меры уже приняты. Не допустите такой же ошибки. Проверьте, насколько осторожны ваши дети. Начните прямо сейчас», — пишет Касперский.
По мнению Касперского, соцсети должны разработать премодерацию данных для аккаунтов несовершеннолетних пользователей, ввести функцию родительского контроля для аккаунтов их детей или создать специальные privacy настройки для геолокационных сервисов.
Интересно, что на точно такую же тему сейчас спорят и в сенате Калифорнии. В предложенном на рассмотрение законопроекте социальным сетям предписывается устанавливать максимальный
уровень конфиденциальности в настройках страниц по умолчанию, то есть другим лицам не будет видно никаких данных, кроме имени и города проживания.
Кроме того, соцсети должны будут требовать от новых пользователей, чтобы они выбирали настройки конфиденциальности уже в процессе регистрации. Сами настройки должны быть максимально легкими и понятными для любого человека. В случае если пользователь потребует удалить персональную информацию (включая личные фотографии) со страницы соцсети, администрация ресурса должна сделать это в течение 48 часов. Если же речь идет о несовершеннолетнем пользователе, данные могут быть удалены по запросу родителей.
За нарушение любого из перечисленных требований на ресурсы предлагается налагать штраф в размере 10 тысяч долларов за каждый случай. В первоначальном варианте законопроект содержал положения о практически повсеместном родительском контроле за несовершеннолетними пользователями в соцсетях. Однако в последней версии документа речь идет о максимальной защите всех пользователей, независимо от возраста.
Законопроект родился на слушаниях, посвященных вмешательству в частную жизнь. Три американских IT-гиганта периодически отчитываются перед сенатом США о том, как защищают данные пользователей. В частности, на этой неделе в сенате с отчетом появятся представители Apple, которые обьяснят историю со сбором сведений о перемещениях владельцев iPhone и iPad. По такому же поводу выступит и Google.
К Facebook тоже есть вопросы: в частности, беспокойство вызывает сервис Facebook Places, отмечающий пользователей в местах, которые те посещают. Но в этот раз лидеры интернет-индустрии США подготовились основательно. Они сообща выступили против законопроекта, ужесточающего правила по обеспечению конфиденциальности пользователей для социальных сетей и сервисов.
Facebook, Google, Twitter, Zynga, Skype, Yahoo! и другие интернет-компании составили коллективное письмо, в котором протестуют против документа и подчеркивают, что готовящиеся поправки противоречат конституции США и могут нанести ущерб экономике Калифорнии. Интересно, что против законопроекта выступила также организация по защите прав детей KlaasKids Foundation, которая, казалось бы, должна была его поддержать. Представители организации заявили, что и соцсети, и дети найдут новые способы обходить запреты, если этот закон вступит в силу.
Одна из главных причин утечки личной информации в соцсетях — недооценка того, что само понятие друг, френд или фолловер в Интернете радикально отличается от того, что мы вкладываем в это слово вне сети. Включаясь в гонку за количеством друзей или смущаясь отвергнуть предложение сетевой дружбы от незнакомца, вы чрезмерно расширяете круг тех, кому доступны сведения о вас. По данным, которые приводит в своем ЖЖ Касперский, пятая часть подростков вообще не знают тех людей, которых «зафрендили» в соцсетях.
Для исправления ситуации Касперский предлагает решить две ключевые задачи:
Во-первых, соцсети должны разработать функции для предотвращения неконтролируемой публикации детьми приватной информации. Например, пользовательские профили с
ограниченной функциональностью, специальные privacy и security настройки (особенно для геолокационных сервисов).
Во-вторых, образовательные меры как для родителей, так и для детей для понимания угроз и правил безопасного поведения в соцсетях. Кроме того, Касперский расчитывает, что рано или поздно государство прислушается к инициативе по включению минимума по компьютерной безопасности в школьную программу.
Насколько социальные сети действительно социальны?
Давайте взглянем правде в глаза. Все сидят в Фейсбуке (Facebook). Ну, не все, но пятьсот пятьдесят миллионов или каждый двенадцатый человек во всем мире имеет учетную запись в Фейсбуке.
С конца 2010 процент зарегистрированных в данной социальной сети взрослых увеличился с 35 до 61. Сюда входят: практически все совершеннолетние (86 процентов), большинство подростков (71 процент) и даже каждый четвертый 8–12 летний. Согласно последнему исследованию, два пользователя Фейсбука из трех пользуются данной социальной сетью ежедневно. Если это была бы страна, то Фейсбук был бы третьей страной по величине, после Индии и Китая.
Добавьте к этому новейшую статистику психолога и социолога Нильсена, показавшую, что подростки посылают и получают 3 705 текстовых сообщений в месяц (да, вы все правильно прочитали) и у вас сложится картина жизни молодежи “в онлайн”, тратящей огромное количество времени, «общаясь» с другими людьми.
Можно ли это назвать настоящим общением? Рассмотрим некоторые данные исследователей, клинических психологов:
• Большинство подростков предпочитают связываться с друзьями с помощью смс (54 процента) по сравнению с теми, кто выбирает очное общение (33 процента).
• Больше четверти пользователей Фейсбука сообщают, что с тех пор, как они стали пользоваться данной социальной сетью, они стали чаще видеться с друзьями лицом к лицу; напротив, только каждый восьмой опрошенный считает, что количество реальных контактов уменьшилось после регистрации на Фейсбуке.
• И наконец, 59 процентов пользователей Фейсбука считают, что они стали теснее общаться со знакомыми, чем раньше.
Итог: мы все стали больше общаться, но в основном за счет виртуального взаимодействия. Возникает вопрос – можно ли называть общением текст, типа «ОК» или “ХА”? Можно ли считать общением комментарий на стене в социальной сети? Это очень важные вопросы, так как ни Фейсбук, ни смс сообщения никуда не денутся, а будут только развиваться и совершенствоваться.
Четыре года назад – вечность в контексте киберпространства – психологи изучали восприятие социального сайта МайСпейс (MySpace) детьми. Среди других интересных результатов, авторы обнаружили, что более стеснительные дети, во время общения на МайСпейс чувствовали себя гораздо более уверенными.
Теперь, когда здесь Фейсбук, а МайСпейс ушел в небытие, клинические психологи провели исследование среди почти 2 000 подростков и взрослых, акцентируя внимание на таких феноменах, как эмпатия в реальности, эмпатия в социальных сетях и поддержка другого человека. Любопытно, что принадлежность к какой-либо социальной сети повышает уровень виртуальной эмпатии, но не влияет на ее проявление в реальном мире.
Кроме того, взаимодействие с другими людьми, например, посредством видеоигр, также положительно коррелировало с онлайн эмпатией. Более того, социальная поддержка больше коррелировала с виртуальной эмпатией, а не с реальной.
И наконец, все три переменные – социальная поддержка, виртуальная эмпатия и реальная эмпатия – положительно коррелировали с очным взаимодействием между людьми.
Что же все это значит? Что мы создаем поколение “социализаторов”, которые постоянно взаимодействуют друг с другом посредством социальных сетей и получают от этого удовлетворение. Более того, это поколение использует виртуальные ресурсы, что установить контакт с людьми, с которыми связь была давно потеряна. Только посмотрите на страничку любого подростка и вы убедитесь, сколько поддержки и внимания высказывается в комментариях от друзей. Видно, что в любой момент эти люди готовы помочь и поддержать – и днем и ночью.
Что же произойдет, если не позволять кому-то пользоваться Фейсбуком? В недавнем исследовании психологи попросили студентов из 12 университетов во всем мире не использовать почту, Фейсбук и другие виртуальные средства коммуникации на протяжении 24 часов. Звучит как простое задание, но исследователи были ошеломлены, когда обнаружили, что вскоре после начала эксперимента, у них начали проявляться симптомы, схожие с симптомами курильщика,
которого попросили раз и навсегда бросить курить. У них повышался уровень тревожности, они машинально тянулись к телефону, только чтобы осознать, что не могут никому написать, что приводило к ощущению дискомфорта и беспокойства.
Это не первые результаты, показывающие, что механизмы зависимостей проявляются в случае с социальными сетями и другими методами коммуникации. В прошлом сентябре университет Харрисберга объявил неделю без социальных сетей, и в то же самое время 53 учащихся средней школы Портланда полностью отказались от технологических удобств на неделю.
И как же все прошло? Ну, по данным авторов, только 10–15 процентов учащихся Харрисберга подчинились запрету на виртуальную коммуникацию. Как сказал один известный телеведущий, комментируя подобные эксперименты: “Администрация Колледжа в Пенсильвании блокирует компьютерный доступ к сайтам социальных сетей на неделю, а затем требует, чтобы студенты написали эссе о пережитых в этой связи ощущениях. Да. Эссе будет называться: ‘У нас у всех смартфоны, идиоты’”.
Цитата одного из 53 учащихся, оказавшихся от технологий: “Я чувствую тревожность, потому что не могу проверить, пропускаю ли я что-то важное. Я жду не дождусь, когда снова смогу проверить свою электронную почту. Сколько же уведомлений у меня будет на Фейсбуке после этого? ”.
Итак, в общем у нас теперь есть поколение людей всех возрастов, которые общаются с помощью электроники и по-видимому получают социальную поддержку и сочувствие таким образом. Для людей, тратящих на подобную коммуникацию по 3–4 часа в сутки, Фейсбук и смс-сообщения предоставляют возможность в любое время моментально получить чью-то поддержку. Это сравнимо с личным психотерапевтом, доступным для консультации 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.
Какое отношение эта тенденция имеет к психологам и психологии? Ну, очевидно, что психологическое консультирование – не единственный источник, из которого люди черпают помощь и поддержку. Поэтому, специалистам психологической и медицинской сфер, то есть психологам, клиническим психологам, психотерапевтам, психиатрам – следует уделять больше внимания изучению современных тенденций в сфере виртуального взаимодействия.
Значит ли это, что консультантам нужно “добавлять в друзья” пациентов? Конечно, нет. Но это означает, что вопросы виртуального общения можно и нужно обсуждать на приеме у психолога. Если пациент проводит слишком много времени в социальных сетях, кризис неминуем.
Когда вы имеете дело с эмоциями, передаваемыми через экран – любой экран – вы имеете дело с людьми, которые без капли сожаления и боязни последствий могут сказать что угодно человеку на другом конце провода. Именно на психологов должна быть возложена ответственность за то, чтобы, чтобы исследовать такое онлайн общение и удостовериться, что оно помогает, а не вредит терапевтическому процессу.