Реферат по предмету "Журналистика"


Морфологические и синтаксические способы выражения авторского начала в текстах Т. Устиновой в журнале "STORY"

/>САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет журналистики
Морфологические и синтаксические способывыражения авторского начала в текстах Т. Устиновой в журнале «STORY»
Выполнила студентка 2-го курса
специальности
«Связи с общественностью»
Ляля Мангаева
Санкт-Петербург
2009 г.

 Введение
Даннаяработа представляет собой попытку выявить, каким образом в художественно — публицистических текстах современных средств массовой информации проявляетсяавторское начало. Понятие «авторское начало» давно известно филологическойнауке. В философии, психологии, лингвистике проблемы субъекта речи каксоздателя текста поднимались еще в XIX в. Особенномного внимания их раскрытию уделил профессор В.В. Виноградов еще в 30-е годы XXвека[1].Он считал, что образ автора следует искать «в принципах и законахсловесно-художественного построения»[2].
Исследуемаяв данной работе проблема актуальна, так как в средствах массовой информацииавторское начало рассматривается, как не просто «отражение» окружающей человекадействительности, а способ прямого или косвенного воздействия на потребителяинформации. Одна из важнейших функций масс — медиа, социально-ориентирующая,достигается при помощи средств выражения авторского начала.
Итак,объектом исследования в данной работе является выражение авторского начала вхудожественно- публицистических текстах современных средствах массовойинформации. Предмет исследования — выражение авторского начала в текстах Т.Устиновой в журнале «STORY».
«STORY»– это увлекательное и интересное чтение на каждый день об удивительных событияхиз жизни известных людей и загадочных историях о легендарных вещах. Это высоколитературное качество текстов, а также оригинальные и эксклюзивныефотоматериалы в каждом номере. Это информация из первых рук — интервью, очерки,размышления о своей биографии, о переломных моментах в ней самых известныхперсонажей современности. На страницах журнала появляются только события,оставившие след в истории[3]. Каждаястатья передает эмоции и настроения авторов, что стало главной причиной выбораименно этого периодического издания. Журнал публикуется с 2007 года. Дляисследования нами было выбрано шесть номеров (июнь/09 – январь/10).
ТекстыТатьяны Устиновой стали предметом данного исследования, так как они содержатмножество примеров явного выражения личностного начала. Будь то лексический илиграмматический уровень. Ее эссе в журнале «STORY»являются ярким материалом для исследования затронутой нами проблемы. Авторведет свою колонку в журнале уже более двух лет. Татьяна Устинова пишет в своейманере, манере бытовой беседы, которая неизменна. Употребление простыхоборотов, жаргонизмов и т. д. делает ее тексты понятными для любого читателя и,несомненно, весьма выразительными.
Цельюданного исследования является описание средств выражения авторского начала втестах Т. Устиновой в журнале «STORY». Для реализацииэтой цели нами была поставлена задача проанализировать самые яркие примерывыражения авторского Я на морфологическом и синтаксическом уровнях. Считается,что грамматика по сравнению с лексикой и фразеологией обладает меньшимиресурсами для выражения личностного начала, однако наличие во всехграмматических категориях на уровнях морфологии и синтаксиса вариантных формпозволяет говорить о довольно широких ресурсах грамматики для выражения личностногоначала[4]. Этисредства выражение авторского Я мы попытаемся исследовать в данной работе.

/> Глава1. Морфологические средства выражения личностного начала
В русском языкеимеется множество морфологических категорий, которые ориентированы на выражениеличностного начала в тексте. Наш язык отлично приспособлен к тому, чтобывыражать мысли и чувства автора.
Речевой акт являетсяединицей общений. Этот речевой акт организуется при помощи глагольных категорий(категорий вида, категорий времени, категорий лица), категорий залога, именсуществительных, имен прилагательных (в том числе сравнительных форм),наклонений, междометий и т. д.[5]. Использованиеэтих категорий помогает выразить автору свое мнение в тексте. В данной работенас больше всего интересует система личных местоимений и имена числительные. Нанаш взгляд эти части речи представляют наибольший интерес для исследования,потому что употребляются наиболее часто. Т. Устинова строит свой текст на разговорном,низком стиле для имитации бытовой беседы. Она пишет не с позиции известногописателя, добившегося незаурядных успехов. Она пишет с позиции обычнойдомохозяйки, у которой, так же как и у большинства женщин, очень много бытовыхпроблем, с которыми они сталкиваются в процессе жизни. Нами буду выбраны наиболееярки примеры выражения авторского Я./> § 1. Местоимения
Система личныхместоимений называет участников речевого акта. Следует отметить, что всясистема местоименных слов в тексте служит для выражения личностного начала.Употребление любого местоимения любого разряда зависит от субъекта речи[6].
Местоимение — частьречи (существительное, прилагательное, числительное или наречие), включающаяслова, которые указывают на предметы, признаки, количества или порядок посчету, но не называют их[7]. Помимозаменяющей функции местоимения и местоименные слова используются для приданияоценки какому- либо явлению, событию, предмету. В своих материалах Т. Устиноваочень часто использует личные местоимения первого и третьего лица единственногои множественного числа, неопределенные местоимения и местоименные наречия(которые образуются при помощи постфиксов -то, -либо, -нибудь и префикса -кое),которые выражают различные оттенки неизвестности, несущественности,отрицательные местоимения (которые образуются при помощи присоединения частицни и не) и т. д… Местоименные слова автор использует с целью упроститьвосприятие написанного материала, создать эффект разговорности в публицистическомтексте, создать атмосферу доверительного бытового разговора. Именно поэтому данныйраздел полностью посвящен анализу местоимений.
На представленныхниже примерах мы попытаемся проанализировать способы использования местоименийи местоименных слов, которые наиболее ярко выражают авторское начало в тексте.
Первый пример.
Пример: Куда намкота- то?! У нас от него непременно сделается аллергия, и еще он издереткогтями свежекупленный белый диван и станет оставлять на брюках клоки своейгадкой кошачьей шерсти (июнь/ 09)!
В данном примере личныеместоимения множественного числа нам, у нас, него употребляются не дляназывания конкретного круга лиц, к которому принадлежит автор. Местоименияиспользуются для указания на неопределенную группу лиц, которая размышляеттаким образом. В данном случае автор изображает мысли родителей, которыеотказываются покупать детям домашних животных, в частности кошек. Использованиемличного местоимения третьего лица он автор передает презрительное отношение кживотному. Далее в предложении использовано притяжательное местоимение свой,которое употреблено перед притяжательным прилагательным кошачий. Применениеданной конструкции в тексте выражает крайне негативное отношение к предмету(кошачьей шерсти).
Теперь рассмотримпример, где автор использовал местоименную конструкцию, которая включает в себяопределительное и указательное местоимения.
Пример: У нас же былнормальный туристический зеленый брезентовый рюкзак без всяких этих модныхнаворотов! … (июль-август/09)
Здесь местоименнаяконструкция всяких этих употребляется для передачи негативного отношения копределенной вещи, к рюкзаку. Эту местоименную конструкцию мы используем вразговорной речи. Автор применил ее в тексте, чтобы передать бытовой характербеседы.
А теперь рассмотримпример, в котором указательное местоимение выполняет контактоустанавливающуюфункцию.
Пример: И праволичности на … что там? … на самоопределение или на частную жизнь, это простоотлично (июль/09, август/09)!
В данном случае авториспользует указательное местоимение там в сочетании с вопросительным местоимениемчто для установления контакта с читательской аудиторией (вопрос подразумеваетответ). Автор общается с читателем на равных, на понятном для большинстваязыке.
Рассмотрим следующийпример, где ярко представлены переживания автора.
Пример: Но, чертвозьми, он ушел, и все пропало (июль/09, август/09)!
Предложениеопределенно носит экспрессивную окраску, здесь ярко представлено авторское Я субъектаповествования. Во – первых, предложение восклицательного характера. Во –вторых, вводная конструкция черт возьми определенно является выражениемавторских чувств и переживаний. Но в данном разделе нас больше интересуетопределительное местоимение все. Здесь оно используется для придания оттенкаглобальности произошедшему событию (отъезд мужа). Но это только авторскиепереживания. Заметно преувеличенные.
Рассмотрим примерыиспользования неопределенных местоимений в тексте.
Пример: Мы видимсяредко, на каких- нибудь уж совсем обязательных мероприятиях, где я бываю подолгу службы, а он забредает просто так, от скуки. В этот раз ему было как- тона редкость скучно, а моя обязательная часть закончилась очень быстро, и мысели в угол с бокалами (сентябрь/ 09).
Автор пишет публицистическийтекст с элементами разговорности, чтобы создать атмосферу доверительныхотношений с читателем. Для этого автор и использует те средства, которыепредставлены в примере выше. Употребление личных местоимений говорит о субъективностипредставленного мнения; на истинность, которого автор не претендует. Аиспользование неопределенных местоимений лишь подкрепляет стремление автораписать простым, понятным для любого читателя, языком.
Употребление определенныхсоюзов и союзных слов также говорит об определенной семантической связи,характер которой устанавливает автор в своем тексте (где, а, и). Союз а вданном примере носит особый характер выражения авторского Я. Используя союз,автор передает свое собственное представление о деятельности субъектовповествования ( где я бываю по долгу службы, а он забредает просто так,от скуки ).
Еще один случайиспользования неопределенного местоимения.
Пример: Бывало,полетишь в Лондон к своему стоматологу, а оттуда рукой подать до Лазурногоберега, где все свои – ну, ты знаешь, — и всегда есть, чем заняться. Выйдешь наПроменад дез Анге, а там опять все свои – ну, ты же знаешь! – и прямо попроменаду на какую- нибудь хорошую вечеринку, шампанское Crystal,бриллианты Chopard, и поет сама Алла, или этот, какего? … Дима, что ли? Ну, еще какой- то конкурс песни и пляски выиграл в прошломгоду, как же его? Ну, ты, наверное, знаешь (сентябрь/ 09).
Местоимение какой- тонамеренно использовано автором, (им она называет международный конкурсЕвровидение) чтобы в ироничной форме сообщить о малоизвестности конкурса посравнению с такими курортами, как Лазурный берег и Променад дез Анге. Для ещебольшего воздействующего эффекта автор использует категорию лица, котораявыражается посредством личных окончаний (Бывало, полетишь …. Выйдешь … .) и вставныеконструкции («ну, ты же знаешь», «ну, ты же знаешь!», «ну, ты, наверное,знаешь»). Каждая содержит собственную стилевую окраску. Первая («ну, ты жезнаешь») носит нейтральный характер, вторая («ну, ты же знаешь!») – подкрепленавосклицательным знаком, который привносит уверенность в высказывание, третья(«ну, ты, наверное, знаешь») – содержит вводное слово, функция котороговыражать сомнение.
Рассмотрим следующийпример.
Пример: Ей надорассказать мне или кому-нибудь, какой он подлец, а мне или кому-нибудь надо этовыслушать (октябрь/09).
Используянеопределенное местоимение кто-нибудь (кому-нибудь), автор говорит о том что,ее подруге (это становится нам известно из контекста) все равно кому рассказыватьо своей «катастрофе», главное рассказать. Личное местоимение ей такжеупотребляется с целью привнести авторское восприятие. Применение этогоместоимение говорит не о локальности события, которое произошло с автором, а о попыткепоказать его глобальность, что это может произойти с каждым. И ее подруга — этоне определенный человек, а абстрактный образ брошенной женщины.
Рассмотрим еще один примерупотребления местоимений используемых в разговорном стиле.
Пример: Ничегоособенного не случилось. Просто подлец вернулся домой, вот и все (октябрь/09).
Этими предложениямиавтор заканчивает материал. Использование в конце местоименной конструкции воти все не констатирует о завершении рассказа. В данном случае конструкцияиспользуется как элемент разговорного стиля. Своего рода выполняетконтактоустанавливающую функцию. В бытовом разговоре мы часто употребляем фразувот и все, для того, чтобы событию, рассказанному нами, слушатели не придавалислишком серьезного значения. Именно этим и руководствовался автор при написаниитекста.
Другой примерупотребления неопределенного местоимения.
Пример: Нектокрасноносый в фартуке и шарфе торчал в окошке, предлагая всем желающим горячуюсосиску в булке.
Обычно местоимениенекто употребляется в документах официально делового стиля (к примеру, протоколрасследования). В данном случае автор заменяет существительное продавец нанеопределенное местоимение некто, чтобы придать ироничный окрас данной ситуации(вкрапление официально- делового стиля). /> § 2. Частицы
Частицы – служебныеслова, которые придают дополнительные смысловые модальные, эмоциональныеоттенки предложениям, отдельным словам или служат для выражения различныхграмматических отношений[8]. Этислужебные части речи употребляются автором текста для выражения мнения,отношения к определенной ситуации, предмету и т. п…
В русском языке несуществует единого принципа квалификации частиц. В данной работе мыиспользовали типологию, которая показалась нам наиболее приемлемой. Типология,которую предлагает нам Д. Э. Розенталь в своей совместной работе с И. Б. Голуби М. А. Теленковой.
Все частицыподразделяются на четыре вида: словообразовательные, смысловые, модальные иэмоционально- экспрессивные. В свою очередь каждая из этих групп делиться наподгруппы.
Частицы, выражающиеграмматические отношения, близки к морфемам, так как служат средством формы илисловообразования. С помощью частиц пускай, пусть, да образуются формыповелительного наклонения. Формы сослагательного наклонения создаются с помощьючастицы бы; она может находиться как в препозиции, так и в постпозиции.
К частицам, придающимсмысловые оттенки предложениям или словам, относятся:
1) Указательные: вот, вот и, вон, то, это и т.д.
2) Уточнительные: (определенно-уточнительные) именно, как раз, подлинно,приблизительно, ровно, точь-в-точь и др.
3) Ограничительные: (выделительно-ограничительные) лишь, только,единственно, исключительно, только лишь и др.
4) Усилительные: даже, и, ведь, же, уж, всё и др.
Модальные частицывыражают:
1) Волю говорящего (это же значение имеют и формообразующие частицы бы,пускай, пусть, давай); это побудительные частицы: да, ну, а ну, ну-ка.
2) Отношение к действию; в их состав сходят частицы:
а)утвердительные: да, так, еще бы (разг.)
б)отрицательные: не, ни, нет, отнюдь не, вовсе не, далеко не и др.
3) Вопросительные: ли (ль), разве, неужели, да и др.
4) Сравнительные: будто, как будто, как бы, словно. А также частицы,указывающие на достоверность высказывания: вряд ли, едва ли, едва ли не, чутьли не, бывало.
Частицыэмоционально- экспрессивные весьма разнообразны. Среди них выделяются:
1) Восклицательно-оценочные: что за, как, просто, ну и др.
2) Частица –с, выражающая подобострастие, вежливость (устар.)[9]
Присутствие частицы втексте является выражением авторского Я. В художественно- публицистических(личностно окрашенных) текстах очень часто местоимения превращаются в частицы. Вданном исследовании нас наиболее интересуют смысловые и модальные частицы.
Рассмотри примериспользования указательной частицы вот.
Пример: То есть, насамом деле он приходит часто, а вот грустит редко, почти никогда (июнь/ 09).
В данном примереуказательная частица вот делает акцент на чувстве субъекта, описываемогоавтором (грустит редко), и повествует о незначительности действий, которые онсовершает (приходит часто). Отражает личные наблюдения автора, а не то, чтовидят все. И в понятной для читателя манере указывает на то, что его (автора)беспокоит в данной ситуации, в данном человеке.
А теперь рассмотрим пример,в котором указательная частица выполняет контактоустанавливающую функцию.
Пример: И праволичности на … что там? … на самоопределение или на частную жизнь, это простоотлично! (июль-август/09)
В данном случае авториспользует указательную частицу там в сочетании с вопросительным местоимениемчто для установления контакта с читательской аудиторией (вопрос подразумеваетответ). Автор общается с читателем на равных, на понятном для большинстваязыке.
Рассмотрим примериспользования выделительно-ограничительной частицы.
Пример: Что жить такможно и нужно, и единственное, что имеет смысл, так это Променад дез Англе,казино, яхта, сама Алла, которая поет только для него, и три ящика этого самогоCrystal, будь он неладен! … Кто- то убедил его, чтовесь мир существует для того, чтобы он жил именно так. И все эти убогиепридурки, которые ходят на работу, растят детей, гуляют с собаками мечтают оботпуске, нужны только для того, чтобы он мог на них делать деньги(сентябрь/09).
В данном примеречастицы использованы для усиления негативного отношения автора к жизненнымвзглядам ее собеседника. Частица единственное употреблена для выделенияресурсов, с помощью которых «можно и нужно жить». Казалось бы, частицаподразумевает что- то ограниченное, одно, но после нее автор использует целыйряд однородных членов. Данный ход автора понятен. Она пытается высмеятьжизненные взгляды собеседника. Они никак не соотносятся с частицей единственное,а использование частиц весь, именно, только усиливает негативную оценку автора,которая подкреплена жаргонизмом придурки в отношении работающих людей. Такимобразом, с использованием всего вышеперечисленного, автор выразил мысли имнения своего собеседника, которые являются прямо противоположными ее взглядам.
Еще один примериспользования модальной частицы.
Пример: Оникатегоричны в суждениях, чрезвычайно умны, знают о жизни все, редкосомневаются, презирают дураков и неучей, точно знают, что люди не должнысовершать ошибок, страшно гордятся тем, что почти разучились писать рукой — только на клавиатуре, исключительно на клавиатуре (июнь/09)!
Здесь следуетобратить внимание не только на частицы, но и на формы кратких прилагательных(категоричны, умны); использование кратких прилагательных в художественно-публицистических текстах придает высказыванию характер суждения[10].Употребление частиц точно и только, подразумевает то, что автор уверен в своемсуждении. Т. Устинова с помощью частиц выражает свое мнение по отношению ксубъектам повествования, и относится она к их взглядам на жизнь с некойиронией, которая подчеркивается категоричностью (частицу только онасинонимирует с наречием исключительно), выраженной при помощи частиц.
А теперь рассмотримпример употребления автором в тексте отрицательной частицы.
Пример: Почемумальчик вместо двух килограммов конфет съел всего один и ни разу не заржалдобрым радостным мальчишеским смехом (июнь/09)?
Во- первых,предложение само по себе содержит авторскую оценку, так как оно вопросительное.Выполняет контактоустанавливающую функцию. Во- вторых, автор использует частицуни разу, которая подразумевает резкое отрицание. При чтении данного предложенияна уровне подсознания читатель сделает акцент именно на этой частицы,соответственно, уловит важную мысль, которую автор пытается передать.
Рассмотрим пример сиспользованием уточняющей частицы как раз.
Пример: Эти самыедепутаты в телевизоре как раз в этот вечер рассуждали том, что нужно немедленноввести комендантский час для подростков (июнь/09).
В данном примереуточняющая частица как раз используется, для соотношения событий. Событий,которые произошли в жизни автора и в жизни государства. Этой частицей Т.Устинова выражает свое негодование по данному поводу. Частица выражаетодновременность двух совершенно противоположных событий (дети страдают отнедопонимания взрослых, а взрослые ужесточают существование детей). И, впринципе, если бы это обсуждение прошло в другой день и в другой вечер, то всебыло бы не так мрачно. Употребление частицы в данном предложении привноситнекую трагичность в происшедшее.
На следующем примеремы попытаемся узнать, с какой целью автор использует отрицательное местоимениеи отрицательную частицу не в одном предложении.
Пример: Помимокомендантского часа предлагалось ввести фильтры, чтобы из мировой Сетиподростки не могли скачать ничего такого, что могло бы их растлить (июнь/09).
Автор используетдвойное отрицание для того, чтобы усилить эффект своего недовольства по поводупрограммы, которую хочет проводить правительство. Заметим, что предложениесложноподчиненное с придаточным изъяснительным (является основным средствомвыражения личностного начала на уровне сложного предложения). Автор выражаетмнение другого субъекта речи (правительство), и привносит в него собственнуюоценку.
Рассмотрим несколькоподобный пример.
Пример: Заметьте, провелосипед и кота не было сказано ни слова, а ведь это так просто (июнь/09)!
В данном примереотрицательная частица не усиливается частицей ни, а первая часть предложенияусиливается частицей ведь во второй части предложении. Т. Устинова использоваладва усиления только в одном предложении. Мнение автора явное и на лицо. Следуетзаметить, еще в предложении использована категория лица, которая выражаетсяпосредствам личного окончания (заметьте) и обозначает отнесенность действия кчитателям данного материала (если в речевом акте присутствует объект, значит,присутствует и субъект).
Рассмотрим следующийпример.
Пример: Он будет житьу нас, но это будет как бы его кот, и он сможет к нему приходить (июнь/09).
В данном примереавтор имитирует бытовой разговор. Не зря употребление частицы как бы неприемлемо в деловом разговоре. Она является словом-паразитом. Мы употребляем еёв речи, когда не знаем как правильно сформулировать принадлежность того илииного предмета или признака к чему- либо. Автор не побоялась применить ее всвоем материале, не побоялась создать негативное впечатление о своем «скудномзапасе лексических единиц». Для каждого читателя она знакома, создаетсядоверительная обстановка, которая налаживает контакт автора с аудитории.
Хотелось бы заметить,что нами были выбраны самые яркие примеры выражения авторского начала наморфологическом уровне. В своих материалах Татьяна Устинова стараетсяустановить доверительное отношение с читателем, установить контакт, поэтому еетекстам соответствует разговорный стиль, с помощью которого автор пытаетсястереть границу между собой и читательской аудиторией. Местоимения и частицыявляются наиболее часто употребляемыми морфологическими категориями. Что и далонам повод анализировать именно их в исследуемом материале./> 

 Глава2. Синтаксические средства выражения личностного начала
Личностное началошироко отражается и единицами другого грамматического уровня – синтаксиса. Спомощью словосочетания и предложения – основных синтаксических единиц – авторпоказывает, какие элементы окружающего мира им познаны, определены и как онимежду собой связаны. С помощью предложения говорящий может раскрыть различныекачественные и процессуальные признаки интересующего его явления или признака[11].
Публицистическомустилю как одному из функциональных стилей современного русского литературногоязыка присущи свои синтаксические особенности. Рассмотрение синтаксическихконструкций, широко используется в публицистике, позволяет, с одной стороны,выявить своеобразие их функционирования в этом стиле, с другой – составить болееполное представление о потенциальных коммуникативных возможностях тех или иныхсинтаксических явлений[12].
В русском языкесуществует целый ряд синтаксических категорий, специально ориентированных навыражение личностного начала в тексте, его также называют экспрессивнымсинтаксисом. К таковым, прежде всего, относятся: сложноподчиненные предложенияс придаточными изъяснительными, вводные слова и конструкции, так называемые специальныесинтаксические конструкции, словопорядок и т. д.[13].
В этой главе мыпостараемся проанализировать самые яркие примеры выражения авторского Я насинтаксическом уровне. Рассмотрим сложные предложения, вопросительные ивосклицательные предложения.

/> § 1. Сложноепредложение
В публицистическихтекстах большое распространение имеют простые нераспространенные предложения.Упрощение сложных синтаксических конструкций и рост употребительности простыхпредложений О.Б Сиротинина связывает с влиянием разговорной речи, котораястремится к минимальной глубине высказывания. Короткие, особенно неосложненные,самостоятельные простые предложения с прерывистой интонацией действительнопорождают ассоциации с устной речью[14]. Но,наряду с простыми предложениями автор Т. Устинова также использует и сложныепредложения, в частности сложноподчиненные предложения с придаточнымизъяснительным. Эти длинные конструкции, которые иногда содержат и по пятьпридаточных частей, явно выделяются на фоне коротких и прерывистых простых предложений.
Сложноподчиненныепредложения с придаточным изъяснительным являются основным средством выраженияавторского начала на уровне сложного предложения и на синтаксическом уровне вобщем. Конструктивной чертой данного типа предложений является наличие всказуемом главного предложения слова, обозначающего речемыслительную,эмоциональную, оценочную деятельность человека[15].
Рассмотрим следующийпример.
Пример: В концеконцов разговоры про подлеца начинаю угрожать моей личной жизни тоже, иботелефон звонит, я встаю и ухожу с ним в другую комнату, провожаемаясаркастическими мужниными высказываниями в том смысле, что если я и дальше будучасами сидеть с телефоном в другой комнате, он, пожалуй, начнет посещать стрип-бары и попадет там в дурную компанию.
Но мне не до него(октябрь/09).
Данное сложноепредложение четко выделяется на фоне следующего простого неполного определенно-личного. Это говорит о смене ритма в тексте. Заметим, что сложное предложениеобозначено в целый абзац. Автор совсем не хотел прерывать свою мысль. Именнопоэтому она не расчленяет синтаксическую конструкцию.
Теперь попытаемся разобратьэту синтаксическую конструкцию.
В данном примере мырассматриваем сложноподчиненное предложение в придаточным причины. Придаточнаячасть, в свою очередь, состоит из двух простых предложений, в состав второговходит согласованное обособленное определение, выраженное причастным оборотом.Именно в этой длинной части (выделенная курсивом), автор передает речь второгосубъекта сознания (ее мужа). На самом деле ее муж может и не говорил именно это,но она поняла его слова именно так. Вводное слово пожалуй выделяется на общемфоне, но это слово является выражением не авторского Я, а Я другого субъектасознания (мужа). Словосочетание дурная компания также выбивается из контекста.Можно предположить, что вводное слово пожалуй и словосочетание дурная компания являютсявыдержками из высказываний другого субъекта сознания. И, в общем, частьпредложения принимает несколько странный вид, в котором переплетены мнениеавтора и слова ее мужа. При чтении этого абзаца складывается впечатлениединамично развивающихся последовательных событий. Автор дает возможностьчитателю самому окунуться в атмосферу происшедшего. Передает трагизмслучившегося высказыванием мужа, дает понять, что ситуация очень серьёзная. Ирезко обрывает все коротким предложением. Дабы читатель понял, что все этоневажно по сравнению с трагедией подруги (это понятно из контекста).
Следующий пример –сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.
Пример: Мне ужекажется, что я знаю проделки его сестры так, как будто это моя собственнаясестра (октябрь/09).
Данный пример – яркоевыражение авторского начала. Так называемое, основное средство выражениеавторского Я на синтаксическом уровне. В первой части предложения мы видимглагол-сказуемое, которое обозначает речемыслительную деятельность человека.Придаточное подробно изъясняет это авторское мнение.
Проанализируемнесколько подобный пример.
Пример: Получается,что все эти годы ты даже не подозревала, что он подлец (октябрь/09)?
Сложноподчиненноепредложение с придаточными изъяснительными. Связь в предложениипоследовательная. Первое придаточное изъяснительное поясняет мысли автора поповоду поведения ее подруги, оно относится к глаголу-сказуемому получается.Второе придаточное изъяснительное относится к глаголу-сказуемому подозревала (кдругому субъекту повествования) и выражает мнение автора о мнении другогосубъекта повествования (подруга) о третьем субъекте повествования (муж подруги).Следует заметить, что по типу предложение вопросительное. Это говорит о том,что автор подвергает сомнению свое суждение. Этот вопрос не подразумеваетответа и сам в себе содержит ответ, так называемый, риторический вопрос. Такогорода вопросы используются как контактоустанавливающее средство.
Рассмотри еще одинподобный пример.
Пример: Тимофейобъявил, что в полугодии у него по английскому «вырисовывается пятёрочка, иОльга Викторовна его хвалила» (декабрь/09 + январь/10).
Пример такого рода мыуже рассматривали. Этот пример интересен нам тем, что здесь автор не простопередает слова другого субъекта сознания, она его цитирует, чтобы создатьатмосферу правдоподобия и установить наиболее доверительные отношения считательское аудиторией.
Еще один пример спридаточным изъяснительным.
Пример: Мишкапозвонил и очень деловым тоном сообщил, что задерживается, ибо у него репетицияКВН, сценарий полностью одобрен, осталось теперь только отыграть(декабрь/09+январь/10).
Сложноподчиненноепредложение с придаточным изъяснительным. Придаточная часть изъясняет главную(что сообщил Мишка). Вторая придаточная часть (ибо … ) объясняет причину(почему задерживается). Мы заметили, что после слова КВН стоит запятая.Казалось бы, на слове КВН (после второй придаточной части) основная мысльзаканчивает и далее начинается уже другая мысль (сценарий полностью одобрен …). Но здесь принципиально важно поставить запятую, так как вся придаточнаячасть представлена как один поток сознания. Точка с запятой на месте запятойполностью поменяет смысл, который передает нам автор. Предложение интонационноподелиться на две части и уже не будет этого элемента разговорности.
А теперь рассмотримпример использования периода в авторском тексте.
Пример: Послемноголетней работы на телевидении, когда нужно было «уходить в монтаж» на ночь,сидеть перед монитором на продавленном стуле, из которого во все сторонывылезают поролоновые внутренности, накрывшись с головой шерстяным платком – отхолода, поедать булку с сосиской – от голода, курить одну сигарету от другой,есть растворимый кофе ложкой из банки и запивать теплой водой из под крана,чтобы не заснуть, — вот после всего этого встать в полшестого я не могу. Мнеплохо (декабрь/09 + январь/10).
Вообще, использованиепериода в текстах публицистики говорит о мастерстве писателя. Период – этомногочленное сложное предложение особым образом организованное; гармоничное посвоей синтаксической структуре, резко распадающееся на две части, споследовательным перечислением однородных синтаксических единиц в первой части[16].
В первой части периодаавтор использует несколько симметричные конструкции. Этими конструкциями онанагнетает обстановку, создает интонацию. Автор пытается воссоздать атмосферу, вкоторой она работа долгие годы. Донести все до читателя в мельчайшихподробностях (сигареты, растворимый кофе, продавленный стул, поролоновыевнутренности). Эту атмосферу лучше всего передает такая организация предложениякак период.
А последняя часть –резкий слом (вот после всего этого вставать в полшестого я не могу). Читательверит ей. И понимает, насколько сложно было работать. И почему сейчас для неевставать рано утром огромная проблема.
Хотелось бы заметить.Смена ритма в тексте. Очень сложный длинный период, в котором много деталей,сменяется простым малораспространенным определенно-личным предложением.
Продолжая разговор оритмике текста, рассмотри следующий пример.
Пример: (1) Он(издатель) начинает работать в восемь утра, он собранный, хорошоорганизованный, деловой человек и наплевать ему, что мне легче переночевать напороге его кабинета, чем с Рязанского шоссе переть к нему на Ленинградку кдесяти по всем декабрьским пробкам! … (2) На пороге- то Новый год.
(3) Я несобранная,плохо организованная и ни фига не деловая (декабрь/09 + январь/10)!
В данном примере яркопредставлена смена ритма. Длинное сложное предложение сменяется назывным.Первое предложение хоть и сложное, но каждая его часть малораспространенная инеосложненная, что говорит о присутствии элементов разговорности в тексте.Выражением авторского Я также служит использование слова низкого жанра переть иразговорная номинация Ленинградского шоссе — Ленинградка.
Стоит обратитьвнимание и на многоточие в конце первого сложного предложения. Так называемаяфигура умолчания. Этим знаком препинания автор хочет сказать, что в таком духе(перечисление фактов) можно продолжать очень долго. Следующее предложение,собственно причина, все проясняет и ставит точку. После чего вопросов невозникает.
Третье номинативноепредложение является примером использования приема антитезы. Качествам своегоиздателя (собранный, хорошо организованный, деловой) она прямопротивопоставляет свои качества (несобранная, плохо организованная и ни фига неделовая). Употребление слова из молодежного сленга ни фига и восклицательныйтип предложения говорит о возмущенности автора. Яркий пример передачи авторскихэмоций.
 />§2. Вопросительные предложения ивосклицательные предложения
Одним из средстввыражения авторского Я в тексте могут служить и типы предложения. Говорящийвсегда формулирует свое высказывание таким образом, чтобы по содержанию и формеоно представляло бы суждение, вопрос или побуждение. Таким образом в русскомязыке по цели высказывания выделяются три типа предложения: повествовательные(содержащие утверждение о наличии, существовании кого- или чего- либо),вопросительные (содержащие вопрос) и побудительные (выражающие побуждение – отмягкой просьбы до категоричного приказа к действию)[17].
Материалы такжепестрят восклицательными предложениями. Что говорит о невероятном эмоциональномнакале, возмущении автора по какому- то вопросу.
Восклицательныминазываются предложения, эмоционально окрашенные, что передается специальнойвосклицательной интонацией. Эмоциональную окраску могут иметь различные типыпредложений: и повествовательные, и вопросительные, и побудительные[18].
Этот тип предложенияне свойственен текстам научного и официально- делового стиля. Наличие такихпредложений говорит о непосредственном присутствии автора, присутствии егомнения.
В своих материалахТатьяна Устинова использует вопросительные предложения какконтактоустанавливающее средство. Пытается вывести читателя на диалог. Безвосклицательных предложений не обходиться ни один материал. В своей колонкеавтор пишет о проблемах, которые кажутся ей наиболее важными. Это не простосухой текст, это ее личное мнение как человека, а не как журналиста.
Далее рассмотримпримеры вопросительных и восклицательных предложений в текстах автора.
Проанализируемпример, с которого следует начать общий анализ.
Пример: Я поспорила сприятием. Чуть не до драки (сентябрь/09)!
Данный пример говорито том, что автор не боится использовать восклицание в своем текст. В принципе,восклицательной интонации в предложении можно было избежать. Но автор решиласделать акцент на конструкции чуть не до драки. Т. Устинова поставилавосклицательный знак в конце предложения и использовала парцелляцию. Тем самымсделала двойной акцент на втором предложении, для того чтобы читательскаяаудитория смогла определить настроение автора. Понять, что это был не банальныйспор, который имеет место в любой дружеской компании, а полемика, которая вхудшем случае могла бы закончиться рукоприкладством.
Рассмотрим следующийпример.
Пример: (1) Ну, гдевы собираетесь провести лето? (2) В Тоскане? (3) В Канне? (3)Может, на Кипре? (4)А как насчет финала «Формулы-1»? (5) Завтра на матч в Рим летите? (6)Может вместе?(7) Мой джет улетает завтра из Чкаловского в пять утра, там будут только свои. (8)А в сентябре вся компания собирается в Ниццу (сентябрь/09)!
Данный рядвопросительных предложений – так называемый пример многоголосья в тексте.Первоисточником является собеседник автора. Эти вопросы были заданы Т.Устиновой вполне серьезно. Но пройдя через авторское сознание, сказанноеприобретает совсем другое значение. При чтении создается впечатлениенаигранности. Именно этого и добивался автор. Ряд вопросительных предложений(подкрепленный номинациями ) придает ироничную окраску всему сказанному. Азавершается образ восклицательным предложением, в котором явно выраженоироничное отношение автора к образу жизни собеседника[19].
А следующий примерявляется ярким выражение авторского Я.
Пример: О, боги,боги! Я отсталая, совсем отсталая! Я понятия не имею, что такое «павэ»(ноябрь/09)!
Автор используетвосклицание для искреннего выражения своих эмоций. В первом предложениииспользована восклицательная частица междометного происхождения О, котораяявляется непосредственным выражением эмоций (в данном случае негодование). Вовтором предложении повышение интонации выражено с помощью повтора и прибавлениянаречия совсем, которое обозначает неизбежность случившегося. К тому же, двапоследних предложения начинаются с личного местоимения единственного числа, чтоявляется явным выражением авторских эмоций в данном примере.
Следующий примервопросительных предложений.
Пример: Впрочем, этоведь физическая, а не химическая формула, значит, из бриллиантов должно бытьсформировано бензольное кольцо и вывешено туда же. Правильно я понимаю? Или нет(ноябрь/09)?
Вопросительноепредложение также рассматривается как компонент диалогической речи. Ониориентированы на диалог. В данном примере автор пытается установить связь(диалог) с читателем. Вопросительные предложения выполняютконтактоустанавливающую функцию, притягивают внимание читателя к тексту, к еготеме. При чтении текста читатель автоматически отвечает на заданные ему вопросы,и автору дальше строить взаимосвязь намного легче.
Следующий пример.
Пример: Как бы ужечувствуя себя в тюрбане, дениме и полупрозрачном топе с кармашками на груди,как бы вовлеченная в тайную организацию, где есть свой особый язык, шифр,пароли и явки, я, продолжая штудировать тексты, всерьез озаботилась вопросом,почему девушки- дивы так любят мужчин-геев? В чем тут дело? Как разобраться вэтой острейшей проблеме (ноябрь/09)?!
Во- первых,предложение номер один — сложное. Является само по себе выражением авторскогомнения, представляет авторскую трактовку происходящего. Во- вторых, за нимследует простое короткое предложение. На лицо явная смена ритма в тексте. Исами вопросительные синтаксические конструкции подразумевают ответ, настраиваютна диалог с автором, на размышление. А последнее предложение восклицательно –вопросительное выражает негодование автор, возмущение.
Проанализируемследующий пример.
Пример: Это такая жеахинея, как и внезапная тяга моего мужа к стрип- барам! Я же его знаю! Или мнетолько, кажется, что знаю? … (октябрь/09)
В первом предложениивосклицание оправдано тем, что в первой части использовано слово с негативнымзначением ахинея (негодование автора выражено и на лексическом уровне и насинтаксическом). Во втором предложении, ставя восклицательный знак, авторпытается убедить саму себя в том, что она знает своего мужа (понятно изконтекста). А в третьем предложении вопросительный знак ставится передмноготочием для того, чтобы установить контакт с читательской аудиторией. Поинтонации, можно и отказаться от вопросительного знака, но здесь он выполняетконтактоустанавливающую функцию.
Подводя итог этойглаве, нужно сказать о том, что вопросительные и восклицательные предложения втекстах Татьяны Устиновой выполняют в основном контактоустанавливающую функцию.Сложные предложения используются крайне редко. Служат для того, чтобы передатьмысли, мнения другого субъекта сознания, изобразить динамику развития событий.Как и в разговорной речи, автор пишет короткими синтагмами для простотывосприятия материала, поэтому использование сложных предложений выбивается изобщего фона. Все это говорит о том, что выражение авторского начала насинтаксическом уровне представлено также ярко как и на морфологическом уровне.
/>Заключение
публицистический художественный авторский текст местоимение
В данной работе мыисследовали основные и наиболее яркие способы выражения авторского начала наморфологическом и синтаксическом уровнях в текстах Татьяны Устиновой в журнале«STORY». Как и в любом публицистическом тексте, вданной колонке основным способом выражения авторского Я являются местоимения,числительные и сложные предложения. Данное исследование является ярким примеромтого, что авторское начало проявляется не только на лексическом и фонетическом,но и на грамматическом уровне.
В своих текстахТатьяна Устинова постоянно пытается установить контакт с читательскойаудиторией. Она пишет короткими синтагмами с элементами разговорности (для упрощениявосприятия материала), старается персонифицировать свой текст, употребляетвопросительные предложения, подразумевая ответ читателя.
Материалы Устиновойв большей или меньшей степени характеризуется относительной замкнутостью,то есть изображают особый микромир, организованный по своим специфическимзакономерностям (и, в частности, характеризующийся особойпространственно-временной структурой)[20]. Интересното, что темой всех текстов Татьяны Устинова являются бытовые проблемы, скоторыми сталкивается каждый человек. Исходя из этого, она и пишет свойматериал, наиболее приближая его к читателю. Именно поэтому тексты Т. Устиновойнастолько пронизаны личным мнением и эмоциями.

 Списокиспользованной литературы
1.  Бахтин М.М. Проблемы поэтикиДостоевского. М., 1972
2.  Валгина Н. С. Теория текста.М., 2004
3.  Валгина Н. С. Синтаксиссовременного русского языка. М., 1975
4.  Кривоносов А. Д.Грамматические способы выражения личностного начала в тексте. СПб., 2000.
5.  Розенталь Д. Э. Современныйрусский язык. М., 1995.
6.  Рогова К. А. Синтаксическиеособенности публицистической речи. СПб., 1975.
7.  Успенский Б. А. Поэтика композиции/Структура художественного текста и типология композиционной формы. СПб., 2000
8. Media Guide. www.mediaguide.ru/?p=media_kit&id=9964,12. 12. 2009 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.