Курсовая работа
"Лист вопросов и ответов"
Введение
Темой даннойкурсовой работы является лист вопросов и ответов как жанр PR-текста и интервью.Для любого как рекламного, так и PR-текста важнейшими критериями являютсяполнота предоставляемой информации о данном конкретном новостном событии илирекламируемом товаре или услуге, а также возможность оперативного извлечениянеобходимой информации и всем требованиям отвечают эти жанры.
Главнымотличием листа вопросов и ответов и такого журналистского жанра как интервьюявляется возможность в форме ответов на наиболее часто задаваемые вопросысоздавать положительный облик и поддерживать паблицитный капитал организации(фирмы). Также невозможно не отметить, что в отличие от традиционногожурналистского интервью в этом жанре как вопросы, так и ответы составляютсясотрудниками PR-структуры.
Актуальностьданной темы заключается в том, что лист вопросов и ответов – наиболеединамичный способ представления информации. Вопросная форма вовлекает вобщение, привлекает внимание.
Грамотносоставленный лист вопросов-ответов обязательно соответствует «информационныможиданиям» аудитории или ее конкретному сегменту. Круг вопросов, представленныхв этом жанре, максимально полно освещает детали новостного события.
Целью даннойработы является познакомиться с таким жанром PR-текста, как листвопросов и ответов, определить характерные для него особенности, постаратьсявыявить «сильные» стороны. Также необходимо провести параллель между листомвопросов и ответов и интервью, выявляя их различия и сходства.
Чтобыдобиться поставленной цели необходимо определить задачи. Задачами даннойкурсовой являются:
· Собраниенеобходимой информации;
· Сравнениелиста вопросов и ответов с журналистским жанром интервью;
· Ознакомлениес примерами употребления листа вопросов и ответов;
Для написанияданной курсовой работы использовался в первую очередь учебник АлексейДмитриевича Кривоносова «Жанры PR-текста», лекции по дисциплине «Теория и практикасвязей с общественностью» преподавателя Фещенко Ларисы Георгиевны, информация ссайтов evartist.narod.ru и sovetnik.ru.
Предметомизучения данной курсовой работы является непосредственно лист вопросов иответов и журналистский жанр интервью. Объект – материалы различных учебных пособийи сайтов в сфере PR.
Методы,использованные в курсовой работе:
· сравнения;
· анализа;
· изучения
Основнаячасть данной курсовой работы состоит из подробного изучения листа вопросов иответов и интервью, а также сравнительно анализа этих двух жанров.
1. Иследовательско-новостныежанры
В связи стем, что лист вопросов и ответов принадлежит ко второй группе первичных простыхжанров, а именно иследовательско-новостным жанрам не рассказать про данный жанрне представляется возможным. Исследовательско-новостные жанры сообщаютнеоперативную, но тем не менее актуальную информацию референтного характера.Это фоновая информация, сопровождающая событие базисного субъекта PR и предполагает внекоторых случаях ее анализ.
В текстахиследовательско-новостных жанров событие и его анализ неразрывны и обеспечиваютширокое отражение объекта описания в его предметно-логических связях, основноевнимание общественности переносится с новизны на актуальность.
Предметом PR-текста,относящегося к исследовательско-но-востным жанрам, являются событие, процесс,персона; целями – формирование оптимальной коммуникационной среды иинформирование целевой общественности путем описания и выявленияпричинно-следственных отношений события (ситуации). Основными характернымистилеобразующими признаками этой группы жанров называются фактологичность,релевантность, полнота и аналитичность.
К этим жанрамотносятся бэкграундер и лист вопросов-ответов.
Такой жанр PR-текста, как бэкграундер,представляет фоновую расширенную информацию о базиcном субъекте PR, которая необходима дляподдержания паблицитного капитала базисного субъекта PR.
Еслирассматривать бэкграундер как компонент пресс-кита, то он может передаватьрасширенную неактуальную информацию сопровождающего характера по отношению кинформационному поводу, который представлен в оперативно-новостных жанрах.
Лист вопросови ответов, который будет более подробно рассмотрен в следующей главе, позволяетпри помощи ответов на наиболее задаваемые вопросы поддерживать паблицитныйкапитал базисного субъекта PR.
2. Листвопросов и ответов как жанр PR-текста
Лист вопросови ответов относится ко второй группе первичных простых PR-текстов, а именно кисследователъско-новостными жанрам. Это жанры, сообщающие неоперативную, ноактуальную информацию. Такая фоновая информация «сопровождает» событие(ситуацию), касающееся базисного субъекта PR, и предполагает в некоторыхслучаях анализ данного события (ситуации).
В текстахэтих жанров событие представляет собой не новую информацию, поэтому вниманиеобщественности переносится с новизны на актуальность.Исследовательско-новостные жанры всегда являются компонентом комбинированных PR-текстов.
Центральнойтемой в исследовательско-новостных жанрах являются событие, процесс, персона; ацелью – информирование целевой общественности. Основными характернымистилеобразующими признаками этой группы жанров называются фактологичность,релевантность, полнота и аналитичность.
Лист вопросови ответов – текст, в котором с помощью ответов на наиболее часто задаваемые вопросыпроисходит приращение паблицитного капитала субъекта PR и создание егоположительного образа.
Иногда листвопросов и ответов считают одной из разновидностей бэкграундера в связи с тем,что они используются в одних и тех ситуациях и часто освещает вопросы, находящиесяв фокусе общественного интереса. Также лист вопросов и ответов может быть однойиз составляющей пресс-кита.
Вообще листвопросов и ответов – это текст, который соответвует ожиданиям целевойаудитории. Текстовая структура листа вопросов-ответов открытая, то естьколичество мини-диалоговых единств не является строго ограниченным. Технологиясоставления данного типа PR-текста: сотрудник PR-структуры сам составляетвопросы и ответы на них, или это может быть информация, извлеченная методоминтервью у должностного лица организации и оформленная соответствующим образом.
Лист вопросови ответов служит интересам базисного субъекта PR, поэтому двусмысленностьили дискредитация базисного субъекта PR недопустима.
Заголовоктекста данного жанра должен отражать сущность новостного события, которое этимтекстом «поддерживается». Как и в других жанрах, указание «Листвопросов-ответов» нежелательно, однако подзаголовок, например «Наиболее частозадаваемые вопросы», вполне приемлем.
Заголовоклиста вопросов и ответов отражает новостное событие, о котором идет речь ниже,однако прямое его указание нежелательно.
Вопросы вэтом жанре формулируются достаточно кратко. Все они должны быть направлены наподдержание позитивного имиджа базисного субъекта PR, ответы на задаваемыевопросы должны максимально полно отражать оптимизированную информацию обазисном субъекте PR, максимально полно освещать детали новостного события. Текстответов дается от 1-го лица множественного числа, базисный субъект PR мыслитсякак обобщенный логический субъект. Ответы содержат различные средства выраженияличностного начала, поэтому наряду с основными функциями информирования икосвенного воздействия этот жанр обнаруживает и функциюэмоционально-экспрессивную.
Рамки данногожанра фокусируют внимание общественности на тех деталях новостного события,которые, по мнению составителя текста, могут представляться для даннойобщественности наиболее актуальными, интересными, востребованными.
Особенностямилиста вопросов и ответов являются несвязанность текста, то есть гибкостьструктуры диалога. Подобная структура позволяет менять вопросы местами, приэтом общий смысл диалога не меняется, а также диалоговое единство, то есть всезадаваемые вопросы и ответы на них должны быть на одну тематику.
Оптимальное количествовопросов в листе составляет примерно 6–7, не рекомендуется перегружать листвопросами – их должно быть не менее 4, но и не более 8. Вопросы должны бытьконкретными – кто? как? когда? что? Не допускаются вопросы категории «расскажите»,«покажите». Вопросы и ответы чаще всего отделяются отдельной строкой ивыделяются жирным шрифтом или другим цветом. Лист вопросов и ответов никогда неподписывается
Структуралиста вопросов и ответов чаща всего выглядит следующем образом:
· Заголовок;
· Названиекомпании;
· Частозадаваемые вопросы и ответы на них.
жанр текст лист вопросинтервью
3.Интервью
Термин«интервью» происходит от английского interview, то есть беседа. Чтобыоптимально построить межличностное общение, необходимо соблюдать определенныетехнологические приемы. Те или иные процедурные операции определяются какобщими родовыми особенностями интервью, так и видовыми различиями «внутри»него. По содержанию интервью делят на так называемые документальные интервью –изучение событий прошлого, уточнение фактов и интервью мнений, цель которых –выявление оценок, взглядов, суждений и тому подобное.
В однойбеседе можно охватить и факты, и мнения, и личность. Однако в том и заключаетсяусловность любой классификации, что она выявляет лишь преобладание одногопризнака (фактора) по отношению к другим. Таким образом, если в портретноминтервью преобладает интерес к личности собеседника, то это не значит, чтоинтервьюер должен игнорировать факты и мнения.
Интервьюмнений – самая распространенная форма интервью. Собеседник в нем может быть какполитик или ученый, так и никому неизвестный прохожий. Цель такого интервьюузнать мнение респондента по конкретному вопросу. Подобные интервью не стоитусложнять. Их цель в том, чтобы интервьюируемый получил возможность высказатьсвою точку зрения.
Интервью сочевидцем – разговор с человеком, который стал свидетелем какого-топроисшествия, несчастного случая или преступления. Задача репортера в данномслучае – дать собеседнику высказаться, не мешая ему и не перебивая его многочисленнымивопросами и репликами. Необходимо помнить, что в этом интервью молчаниерепортера в начале рассказа очевидца может быть эффективнее самого хорошеговопроса. В то же время, нельзя забывать, что в таких интервью на репортеравозлагается большая ответственность. Люди, пребывающие в состоянии шока,нередко ведут себя крайне нерационально, не отдавая отчет своему поведению илиэмоциям.
Интервью«конфронтация» – это совсем иной жанр. В таких интервью надо прижать к стенкевласть предержащих, поставить их перед необходимостью объяснить свои поступки.Сам порядок подготовки и проведения таких интервью значительно отличается отдругих. Здесь не место для дружелюбной беседы с объектом интервью до началазаписи, ему не предлагают ознакомиться с предстоящими вопросами, не делаютпробные съемки. Темп и тактика такого интервью носит наступательный характер.Однако следует помнить, что агрессивные вопросы далеко не всегда самыеэффективные. Напротив, часто более результативными являются вопросы, которыезадаются с пониманием в доброжелательном тоне, но с ледяным спокойствием иуверенностью.
Интервью«пресс-конференция» – в этих условиях сложно получить полноценное интервью.Обычно это выступление чиновников по определенной теме, где репортер можетполучит комментарий по какому-либо событию. Необходимо помнить одну особенностьданного интервью, необходимо задать свой вопрос как можно быстрее, пока его незадали другие журналисты. Материал пресс-конференции можно хранить ииспользовать для других сюжетов, программ.
Еслиприведенную выше типологию можно назвать предметно-функциональной, то впредлагаемой ниже классификации интервью подразделяют по формально – функциональнымпризнакам, то есть с точки зрения соответствия формы задачам интервью.
Классификацияинтервью по формально-функциональным признакам.
· Психологическоеинтервью: интервьюер задает только такие вопросы, которые позволяют человекувыговориться; сама формулировка вопросов значения не имеет. В журналистикеможет применяться для предварительной беседы с участником передачи с целью его«преднастройки», снятия психологических барьеров общения.
· Нестандартизированное,глубокое интервью: интервьюер предлагает тему беседы, возможно вопросы, нособеседнику дается возможность свободного высказывания.
· Фокусированное,или полустандартизированное интервью: интервьюер проводит с собеседникомпредварительный анализ проблемы, которую собирается вынести на интервью; приэтом он старается вызвать у собеседника воспоминание о своих личных ощущениях,мыслях, переживаниях по поводу обсуждаемой проблемы.
· Стандартизированноеинтервью: тема и формулировка вопросов заранее известны, но вопросы поставленыв открытой форме, предполагающей свободный ответ. Стандартизированное интервьюс закрытыми вопросами (интервью – анкета), отвечающий может выбирать ответтолько из предложенного ему набора ответов или только из альтернативы «да – нет».
Интервьюразличают и по степени интенсивности: короткие от 10 до 30 минут, средние,длящиеся иногда часами, иногда их называют «клиническими», и фокусированные,проводимые по определенной методике, так как они большей частью ориентированына изучение процессов восприятия. Например, журналисту необходимо выявитьопределенные социально-психологические аспекты восприятия аудиториейматериалов, посвященных предвыборной компании.
Журналистунужно знать основные требования, предъявляемые к интервьюеру. «То, чтоинтервьюеру приходится брать на себя роль субъекта общения, предъявляет к нему,по крайней мере, два специфических требования. Интервьюер должен обладатьумением «сходиться с людьми», располагающими информацией… – это первоетребование. Второе требование – тщательная подготовка к интервьюированию. Опытпоказывает, что эрудированный, в деталях знакомый с предметом изученияинтервьюер вызывает у респондента симпатию, а это уже гарантия того, чтоинтервью окажется продуктивным».
Знаниепсихологических особенностей общения так же важно, как и уровень компетентностии подготовленности к беседе. Ведь от того, насколько журналисту удалосьразговорить собеседника, заинтересовать его своими вопросами, вовлечь вдискуссию, во многом зависит объем и качество получаемой информации. Процесспрактического обучения интервьюированию – это, по существу, процесс фиксации иосознания ошибок. К ним относятся:
· ошибки,нарушающиеся психологический климат интервьюера и респондента, в результатекоторого респондент «замыкается в себе»; ошибки, влекущие за собой искажениесообщаемой респондентом информации, в результате которого респондент сообщаетне то, что думает, что-то скрывает и т.д.;
· ошибки,влекущие за собой представление нерелевантных (не имеющих отношения к целиинтервью) сообщений. Такие сообщения могут быть правдивы, развернуты, значимыдля респондента, но они не продвигают интервьюера к цели исследования.
Как отдельныйвид интервью, основная цель, которого узнать о жизни отдельного человека,выделяют биографическое интервью.
Существуетнесколько видов биографического интервью:
· лейтмотивноеинтервью – респонденту помогают сразу подойти к определенной теме и ее небросить, чтобы усердие рассказчика и склонность к повествованию былииспользованы с наименьшими потерями;
· нарративноеинтервью – собеседника просят подробно рассказать историю своей жизни всвободной форме, но в хронологической последовательности событий;
· открытоеинтервью- интервьюер выступает в качестве любопытного знакомого, который – потипу повседневного разговора – задает наводящие вопросы.
Нередко впублицистических передачах можно встретиться с ситуацией, когда журналистыстремятся оказать психологическое давление на участников передачи, применяяразличные психологические уловки. Психологическая уловка – это специальноприменяемый прием психологического воздействия на оппонента, снижающий силу егоаргументации и затрудняющий успешность полемического общения. Следует добавить,что психологические уловки к тому же провоцируют возникновение стресса уоппонента.
Весьмасильными психологическими уловками являются «вопросы-суждение» и«ответы-суждение».
Обычно такой«вопрос-суждение» задается по следующей схеме: сначала пространное рассуждение,а потом сам вопрос. Отвечающий реагирует сначала на суждение и сразу жепопадает в положение оправдывающегося. Он вынужден тратить драгоценное эфирноевремя на объяснения, а потом только кратко ответит на поставленный вопрос, чтов целом выглядит крайне не убедительно. При этом задавший такой вопрос занимаетпозицию судьи.
«Ответы-суждения».В этом случае сначала высказывается суждение о проблеме или о том, кто задалвопрос, или о характере самого вопроса, а потом уже коротко на него отвечают.Этот прием применяется тогда, когда задан неудобный вопрос и ответ на него явнобудет невыигрышным.
Еще однаотработанная психологическая уловка – применение «тяжелых слов», попросту – обвинений.Суть его такова: задавая вопрос, журналист высказывает суждение в видеобвинения в обидной форме. В результате создается очень сложная ситуация.
В случаеподобных уловок необходимо действовать очень решительно, разоблачая тех, ктотакие уловки применяет. Следует давать решительную отповедь, но при этом «нетерять своего лица».
Частоприменяется и такая уловка: сравнивание высказываний политика до выборов ипосле них. При этом задавший подобный вопрос журналист, в глазах телезрителейстремится выглядеть как минимум политкаторжанином или человеком, прошедшимссылки и невзгоды в политэмиграции.
4. Различиялиста вопросов и ответов и интервью
В PR жанре лист вопросов иответов поставленные вопросы формируются кратко и должны быть направлены насоздание позитивного облика базисного субъекта PR, в этом есть одно изотличий от журналистского интервью.
Также вопросыи ответы должны составлять текстовое единство и не возникать по ходу процессаинтервьюирования, как это происходит в интервью.
В листевопрос и ответов в отличии от интервью присутствует иллюзия диалога, ведь насамом деле как вопросы, так и ответы составляются сотрудниками PR-структуры.
Невозможнотакже не отметить, что в листе вопросов и ответов более примитивная формавопросов. Для него характерны закрытые вопросы, которые предполагают толькоответы «да» либо «нет». Ответ «не знаю» не уместен. Это достаточно нехарактернодля журналистского жанра интервью.
Если говоритьо размере, то лист вопросов и ответов, как правило, включает не более пятивопросов.
Заключение
В даннойкурсовой работе рассматривался лист вопросов и ответов как жанр PR-текст и интервью.
Целью работыбыло знакомство с таким жанром PR-текста, как лист вопросов и ответов, определениехарактерных для него особенности, выявление «сильных» сторон. Также былонеобходимо провести параллель между листом вопросов и ответов и интервью,выявляя их различия и сходства.
Задачами дано йкурсовой являлись:
· Собраниенеобходимой информации;
· Сравнениелиста вопросов и ответов с журналистским жанром интервью;
· Ознакомлениес примерами употребления листа вопросов и ответов;
Для решение поставленнойзадачи использовались различные источники. В первую очередь учебник АлексеяДмитриевича Кривоносова «Жанры PR-текста», учебное пособие для студентов отделенийсвязей с общественностью, лекции по дисциплине «Теория и практика связей собщественностью» преподавателя Фещенко Ларисы Георгиевны. А также материалы изинтернет источников, информация с сайтов evartist.narod.ru и sovetnik.ru.
Лист вопросови ответов, как и интервью доносят информацию до общественности при помощи формыответов на вопросы. Главное отличие этих жанров заключается в авторе написаниястатьи и поставленных целей. В листе вопросов и ответов как вопросы, так иответы составляет сам сотрудник PR – структуры и направлен он на поддержаниепаблицитного капитала базисного субъекта PR, а также создания егопозитивного облика. В то время как основной задачей интервью является написаниеинтересного, зачастую провокационного материала. Корреспондент при написанииинтервью не заботится об облике компании либо человека, которого онинтервьюирует.
Лист вопросови ответов является наиболее динамичным способом представления информации извсех жанров PR-текса. Умение составлять лист вопросов и ответов несомненносыграет одну из главных ролей в работе любого PR-специалиста.
Библиографическийсписок
1. Кривоносов А.Д. Жанры PR-текста-СПБ: СПБГУ. 2001,135 стр.
2. PR-текст как источникпублицистического текста // Невский наблюдатель. 2001. №1 (6).
3. Лекции по дисциплине «Теория и практикасвязей с общественностью» преподавателя Фещенко Ларисы Георгиевны.
4. Сущностные характеристики PR-текста // Средствамассовой информации в современном мире. 2001: Тез. научн.-практ. конф. / Отв.ред. В.И. Коньков. СПб, 2001