--PAGE_BREAK--1.3 Основные характеристики корпоративного сайта
Сайт должен иметь интуитивно понятный интерфейс, единую систему навигации и поиска, желательно – с дублирующими элементами, расположенными именно там, где пользователь ожидает их найти. Плохое впечатление производят небрежная верстка, использование разных стилевых и компоновочных решений. Именно дизайн на корпоративных веб-сайтах замечают в первую очередь. Он должен быть индивидуален и выверен. В зависимости от того, чем занимается компания дизайн может быть классическим, в стиле минимализма или наоборот сложным и ярким. Но во всех случаях это должен быть продуманный креативный образ компании.
Вторая составляющая эффективного сайта – актуальное наполнение. За этим тоже нужно внимательно следить. Корпоративный сайт, который для компании становится обузой – не только не приносит ожидаемый доход, но со временем становится косвенной причиной убыточности, так как отталкивает клиентов, которые ищут компанию через Интернет. Кроме того, не надо забывать, что сайт – это не рекламный буклет, не статья и не электронная версия годового отчета компании. Подготовка качественных текстов здесь требует несколько иных навыков, чем просто умение грамотно писать.
Очень важен и третий пункт развития корпоративного сайта – продвижение в Интернет, то есть, как быстро пользователь может выйти на ссылку сайта компании.
Также одинаково важны факторы, относящиеся к «железу» (характеристики сервиса, пропускная способность, канал связи и т.п.), так и особенности программного кода. Самый распространенный недостаток – избыточность последнего, в результате чего размер каждой из страниц существенно возрастает. А это, в свою очередь, сказывается на скорости загрузки и дает повод испытать терпение потенциального клиента[2].
Корпоративный сайт является визитной карточкой любой организации, одним из наиболее важных элементов маркетинговой коммуникации в среде on-line. Чем удачнее окажется Интернет-ресурс компании с точки зрения функциональности, структурированности, доступности и полноты информации, тем больше вероятность, что посетитель сайта примет решение в пользу данной организации. Контент (содержательная сторона) сайта должен содержать информацию не только полезную, но и понятную посетителю.
2. Формирование информационного пространства
Издающиеся организациями средства массовой информации – один из важнейших инструментов коммуникаций, многие из которых по своему уровню приближаются к профессиональным медиа. Их рынок стремительно развивается в России, также как и в Европе. Корпоративные журналы, газеты, сайты, радио- и телепередачи давно стали частью единого информационного пространства, и оно не может быть обособленным», – говорит ректор Академии коммуникации и информации Наталья Муравьева[3].
Если раньше для продвижения своего имиджа организация искала выход на целевые общественные группы, формируемые традиционными СМИ, то теперь появляется возможность выхода на внешние аудитории, контролируемые корпоративными средствами информации.
Одной из важнейших целей сайт является создание единого информационного пространства компании, ведение эффективного диалога между руководством, сотрудниками, внешней общественностью.
На страницах сайта размещаются новости компании, ее достижения, стратегические решения уровня высшего руководства, вехи развития, анонсируются корпоративные мероприятия и выкладываются отчеты о них после завершения. Для нематериального поощрения членов коллектива целесообразно ведение публичных рейтингов производственных показателей и награждение «передовиков производства». Через портал организовывается общение между сотрудниками, коммуникация. Причем, оно может носить как служебный, так и неформальный характер. Оба варианта в конечном итоге важны для организации: служебное общение способствует основной деятельности организации, неформальное укрепляет корпоративную культуру. Применительно к организационной структуре предприятия внутри сайта могут быть выстроены вертикальные коммуникативные связи любой глубины между руководством и подчиненными, а также горизонтальные цепочки между сотрудниками одной иерархической ступени. С точки зрения производственных целей небезынтересно общение в режиме чата ограниченного круга лиц, причастных к решению общих задач. Таким образом, основная практическая ценность коммуникативной функции корпоративного сайта состоит в создании некого информационного пространства, упорядочивающего и упрощающего организационную структуру компании во благо достижения общих целей.
Корпоративный сайт, вследствие всеобщего использования, является прекрасным инструментом для проведения всевозможных мероприятий по формированию общественного мнения. Он незаменимый помощник в процессе повышения лояльности сотрудников компании, поможет подготовить коллектив к тем или иным, порой непопулярным, изменениям в компании.
Помимо этого, корпоративный сайт помогает привлечь представителей целевой аудитории. Сайт в данном случае выступает как один из инструментов PR, направленный на создание определенного образа во внешней общественности. Для этой аудитории существуют специальные вкладки и рубрики, их названия зависят от специализации организации. Например, в университете это может быть вкладка «Абитуриенту», а на каком-либо предприятии – «Дистрибьюторам» или «Покупателям». Также на сайтах существует специальный раздел для жалоб, предложений или комментариев. Отражение мнения общественности может фиксироваться в такой рубрике, как «СМИ о нас».
Таким образом, сайт интегрирует информационные потоки как со стороны организации, так и ее целевой аудитории.
Последние годы ознаменовались ростом внимания к корпоративным СМИ в России, большинство из которых не уступает обычным средствам массовой информации. Можно с уверенностью сказать, что корпоративные медиа – это инструмент управления корпорацией, обладающий всеми признаками средства массовой информации. Это значит, что при их создании следует руководствоваться не только внутренними законами компании, но и законами публичной прессы. Корпоративные СМИ являются сильным оружием слова в руках PR-специалиста. Но этим оружием необходимо умело владеть. Так, не следует рассматривать корпоративный сайт исключительно как витрину достижений или как средство создания положительного образа генерального директора во внутренней и внешней среде.
3. Роль и значение
Размещение информации в Интернете на корпоративном сайте имеет ряд преимуществ по сравнению с корпоративными изданиями или листовками, рассказывающими об организации:
· доступность (отсутствие физических ограничений доступа, т. к. на сайт может попасть любой человек из любой точки мира, где есть доступ в сеть);
· возможность размещения больших объемов информации (объем помещаемой на сайте информации ограничивается только выделенным трафиком);
· вовлечение пользователя в эмоциональную среду. Веб-сайт является именно такой организационной формой, в рамках которой формируются веб-сообщества, где пользователь вовлекается в эмоциональную и информационную среду;
· возможность оперативного получения качественных и количественных данных о посетителях сайта (используя такие средства, как регистрационные формы, опросы, анкеты, счетчиков, можно получать данные о конкретных людях, выяснить потребности, пристрастия, интересы, составить «портрет» посетителя сайта, а также получить количественные сведения).
Корпоративный сайт становится основным средством внутрифирменной официальной коммуникации и неофициального общения сотрудников. Основной задачей корпоративной политики становится целенаправленное использование данного инструмента для формирования и развития организационной культуры, отвечающей параметру «эффективная для данной организации».
Корпоративный сайт является эффективным инструментом:
· продвижения организации на рынке;
· общения с партнерами и представителями целевой аудитории;
· формирования имиджа компании;
· хранения информации (баз данных и т.п.);
· интеграции всех структур и подразделений организации;
· взаимодействия сотрудников.
Успех любой фирмы, наряду с другими факторами, зависит от ее имиджа. Наличие корпоративного веб-сайта свидетельствует об устойчивости компании и расчете на дальние перспективы. Сегодня корпоративный сайт из предмета роскоши, престижной дорогой игрушки превратился в один из основных инструментов маркетинга и PR.
4. Информационное наполнение корпоративного сайта ОАО «Ульяновский автомобильный завод»
4.1 Обзор корпоративных медиа
ОАО «Ульяновский автомобильный завод». Корпоративный сайт
Руководство ульяновского автомобильного завода, входящего в автомобильный холдинг «Северсталь-Авто», не один год стремилось к формированию основополагающих корпоративных принципов. Обостряющаяся конкуренция, стратегия развития предприятия, необходимость создания сильного бренда требуют крепкой, основательной базы в виде корпоративной культуры.
Сейчас компания вышла на внешний рынок и привлекает иностранные инвестиции, постоянно происходят структурные и производственные изменения. В связи с этим резко возрастает роль коммуникаций как вовне, так и внутри компании. Один из путей взаимодействия – корпоративные медиа. Во-первых, они являются стержнем информационного поля. В-вторых, содействуют повышению лояльности и уровня продаж. В-третьих, корпоративные СМИ – это канал связи «офис-производство», интерфейс общения руководства с персоналом.
В число корпоративных медиа завода входят: газета «Панорама УАЗ», радио, информационная брошюра «Вестник», телепрограмма «УАЗ представляет», а также корпоративный сайт. Последний делится на внутренний – интранет – (рассчитан на сотрудников, нет доступа сторонних лиц) и внешний (рассчитан на покупателей, партнеров, поставщиков).
В данной работе проанализирован только внешний сайт www.uaz.ru, так как на внутренний у автора исследования нет доступа. Можно лишь сказать, что интранет появился в 2003 году. Он позволил сократить огромное количество бумажной документации, облегчить и ускорить доступ к большому объему данных о компании. Необходимые для сотрудников предприятия материалы систематизированы в разделы «Приказы», «Распоряжения», «Стандарты». В полной мере используется и такое преимущество интернета, как интерактивность. Есть рубрика «Форум», где любой может высказать то, или иное мнение, обсудить проблемы, даже поместить объявление. Некоторое время работники завода общались в «Форуме» с руководством.
Корпоративный внешний сайт существует с 1995 года. Это современный ресурс международного уровня, адресованный широкой аудитории пользователей, который содержит не только полезную информацию и является коммуникативным каналом, но и служит цели укрепления имиджа завода.
Таким образом, можно сделать вывод, что живой, динамичный, современный, многофункциональный дизайн сайта завода, созданный с использованием новейших веб-технологий и его структура подчинены общей идее – сформировать у пользователя соответствующее восприятие компаний как авторитетной, открытой.
Одним из средств формирования имиджа ресурса является его новостное наполнение. Компаниям, создающим свои веб-ресурсы, стоит помнить аксиому: сайт без новостей – плохой сайт[4]. Создавая интернет-страницу, необходимо думать о том, как привлечь максимальное количество пользователей, относящихся к целевой аудитории. Актуальные новости всегда интересны пользователям. Это вызывает доверие к сайту, располагает к его просмотру, концентрирует внимание. Как правило, страница «Новости компании» вторая по популярности после «Главной»[5].
Разделом «Новости компании» на корпоративном сайте автомобильного завода занимается Пресс-служба. За 2008 год на новостной ленте было размещено всего 4 статьи. Учитывая всю значимость информационных статей при формировании общественного мнения, влияния на целевую аудиторию – а для такого крупного предприятия, как УАЗ, это очень важно – встает вопрос о проблеме нерегулярного обновления интернет-страницы, и связанных с ним информационных поводах (темы статей).
Корпоративный сайт выполняет задачу укрепления позитивного имиджа компании через демонстрацию открытости, информирование о ее делах. На сайте ОАО «Ульяновский автомобильный завод» задачам регулярного и актуального информирования не отдается достаточного значения. А только соблюдение и удовлетворение этим требованиям формирует у посетителя мнение, что компания заботится об интересах своих клиентов, занимает активную и устойчивую позицию на рынке.
4.2 Анализ основных факторов, влияющих на привлечение и удержание целевой аудитории сайта
С целью оценки современного состояния корпоративной сайта «Ульяновского автомобильного завода» было проведено исследование, состоящее из двух частей. Первая включает в себя анализ периодичности обновления новостей на сайте УАЗа, второй – анализ тематики статей. Под периодичностью обновления в данной работе понимается количество материалов, размещенных за месяц.
Для анализа были изучены статьи в разделе «Новости компании» за последние три года – период с июня 2005 года по май 2008, в общей сложности – 59 статей.
В ходе исследования предстояло выяснить:
– количество статей размещенных за каждый год, месяц;
– определить основные темы, освещаемые в статьях;
– определить преобладающие темы за каждый год;
– определить вероятные закономерности между количеством публикаций и освещаемыми темами.
Исследование показало, что за период с июня 2005 по май 2008 года большая часть публикаций приходится на первый год 56% (33 публикации), то есть июнь 2005-май 2006. Причем наблюдается закономерность – снижение количества размещенных статей. Так, в последний год (июнь 2007-май 2008) количество освещаемых новостей сократилось почти в 3 раза и составляет всего 20% (12 публикаций) от всего числа. Всего за эти три года было размещено 59 статей.
Диаграмма 1
\s
Рассматривая количество публикаций за каждый год, можно заметить:
· за июнь 2005-май 2006 гг. самым «публикуемым» месяцем был июнь и октябрь – по 5 статей (15% от всего числа статей в этот год);
· за июнь 2006-май 2007 гг. – октябрь и декабрь – по 3 статьи (22% от всего числа статей за этот год);
· за июнь 2007-май 2008 гг. – август – 3 статьи (25% от всего числа статей за этот год).
Как и было сказано ранее, количество публикаций на сайте сокращается. Увеличивается число месяцев, во время которых какие-либо публикации отсутствуют. И если в первый период – в месяц в среднем приходится 2,75 статей, во второй – 1,2, то за последний год – 1 статья в месяц!
Таблица 1. Количество статей за месяц каждого года
продолжение
--PAGE_BREAK--