--PAGE_BREAK--Стимулирующая реклама - рекламная компания, направленная на «раскрутку» (продажу) определенных книг. Она необходима, чтобы:
- привлечь внимание больших групп читателей;
- представить автора;
— способствовать привлечению других известных авторов, литературных агентов;
— способствовать увеличению продаж.
Есть еще несколько способов продвижения книжного ассортимента:
1. Распространение бесплатных книжных каталогов книжной продукции путем вкладывания их в некоторые журналы, газеты или книги;
2. Презентация книги. Такие акции проводятся в крупном магазине, когда в определенном для презентации месте присутствует сам автор книги. Покупатель может получить книгу с автографом автора и, как правило, со скидкой.
3. Плакаты. Используются плакаты с названием книги, фамилией автора, изображением обложки, с цитатами из текста, зазывающие покупателей в магазин для покупки новой книги.
4. Премии - это товары, предлагаемые по довольно низкой цене или бесплатно в качестве поощрения за покупку книги.
5. Конкурсы и игры. Конкурсы и игры пользуются успехом у молодежи и среди представителей старшего поколения. Конкурсы и игры предполагают наличие определенных призов не только для победителей, но и для всех участников.
6. Лотерея используется для аналогичных целей. Можно предлагать купоны лотереи к каждой книге или только нескольким изданием.
7. Продажа в кредит.
Наряду с перечисленными стимулирующими методами, введение свободного доступа посетителей к книгам, который предоставляют большинство существующих на данный момент крупных магазинов, существенно повлияло на увеличение товарооборота магазина.
Задача руководства магазина — правильно расставить торговое оборудование в залах, спланировать расположение секций, удобно разметить витрины с книгами, обеспечить покупателю доступ к самым высоким поискам. Самообслуживание показало, что не каждый покупатель может взять на себя функции выбора, сравнения и оценки литературы. Продавец книжного магазина должен являться не только работником торговли, но и специалистом книжного дела, разбирающимся в ассортименте своего товара и психологии покупателя. Продавец книги может и должен быть источником информации для покупателей об ассортименте имеющихся в наличии книг и даже содержании наиболее заметных изданий. Без этой информации покупатель не всегда в состоянии найти нужную ему книгу на полке, может уйти без покупки неудовлетворенным. При отсутствии книги в продаже продавец может побудить покупателя сделать заказ, прийти еще раз. Сервис в книжном магазине проявляется именно через удовлетворенность покупателя работой продавцов.
1. 3. Розничные сети.
Росту книжного рынка препятствует неразвитость розничной сети. Конкуренция за торговые площади ведет к повышению арендных ставок, и книготорговля в этой борьбе проигрывает другим видам бизнеса, для которых характерна более высокая рентабельность. Открытие книжных магазинов сопряжено со значительными финансовыми рисками. По данным компании «Топ-книга», Россия значительно отстает от европейских стран по уровню обеспеченности книжными магазинами: если там магазин приходится на каждые 10–15 тыс. человек, то у нас — на 60 тыс. Существующие в стране 2 500 магазинов не в состоянии обеспечить продажу всей изданной литературы, поступающей на рынок. Ассортимент даже крупного магазина ограничен размером его торговых площадей (в среднем — 200кв.м)
В результате постоянного роста числа наименований издаваемых книг возникает кризис перепроизводства, срок продажи тиража увеличивается, тем более, что срок оборачиваемости у книг и так намного дольше, чем у продукции других предприятий розничной торговли. В связи с этим крупные книготорговые компании постоянно расширяют свои розничные сети. Но при этом следует учитывать, что средний книжный магазин способен вместить не более 30 тыс. наименований книг одновременно, что составляет 30% от издающейся продукции в год, из чего следует, что значительная часть книжной продукции залеживается на складах, и книготорговцам приходится изыскивать другие пути реализации книг.
В сложившейся ситуации сложнее всего будет мелким и средним издательствам. «Сейчас объемы продаж книг ниже, чем объемы их производства,– полагает генеральный директор издательства „Росмэн“ Михаил Маркоткин. – Идет затоваривание, и, следовательно, издатели теряют оборотные средства, которые лежат мертвым грузом на складах в виде непроданных книг. Мелкие издатели этого не выдерживают и разоряются. Поэтому в этих условиях постепенно будет происходить вытеснение мелких компаний и укрупнение лидеров рынка». По мнению аналитиков РБК, процесс слияний и поглощений на российском книжном рынке уже начался. На текущий момент существует более десяти крупных издательских групп: ИГ АСТ, «Инфра-М», «КноРус», «Росмэн», «Эксмо-пресс», холдинг «Олма Медиа Групп». Все они образовались путем поглощения более мелких участников рынка. Характерной чертой сегодняшнего российского книгоиздания является монополизация рынка. Несмотря на то что в России работает около 2 500 издательств, 40% рынка (по данным «Топ-книги») приходится на долю четырех крупнейших: ЭКСМО занимает 12 %, АСТ — 10 %, «Просвещение» — 9%, «Дрофа» — 8%. Лидерство первых двух объясняется хорошими позициями на рынке художественной литературы, в частности тех самых отечественных детективов, два другие специализируются на издании учебной литературы.
Еще около 20% рынка делят между собой издательства «Фламинго», «ОлмаПресс», «Росмэн», «ИНФРА-М», «Радуга», «Вентана-граф», «Баласс», «Панорама», «Рипол-Классик». Остальные 40% формирует множество мелких издательских фирм.
Для небольшого издательства единственным способом выжить становится узкая специализация. В настоящее время активно развивается ниша дорогих, подарочных изданий – это связано с ростом покупательской способности населения и его желанием покупать качественно изданную литературу, а не «одноразовые» книги. В этой нише работают, например, издательства «Белый город», «Ниола-пресс» и другие.
1. 4. Структура книжного рынка.
Рассмотрим структуру книжного рынка. Больше всего у нас выпускается художественной и детской литературы — соответственно 23,9 % и 9,6 %, т. е. около трети от общего объема изданного за год (в общей сложности примерно 263,5 млн экз.). Второй по величине сегмент книжного рынка — учебная литература (199 млн экз.). В основном это школьные учебники, на них приходится 29% суммарного годового тиража. Спрос на учебную литературу формируют внерыночные факторы: это единственная область, регулируемая государством — через Министерство образования и науки, которое дает рекомендации по поводу тех или иных учебных программ. Система распространения тоже достаточно своеобразна: закупки могут осуществляться библиотеками, учебными коллекторами, родителями школьников совместно или индивидуально, через оптовые компании, через магазины или через частных предпринимателей. Так что тенденции развития этого сегмента рынка весьма специфичны и сильно варьируются в зависимости от региона. Тем не менее здесь также наблюдается рост числа наименований, уже дезориентирующий продавцов и покупателей. Кроме того, по мнению экспертов, до сих пор недостаточно развит рынок учебной литературы для вузов, где число наименований больше, чем в сегменте для школьников, а оборот — ниже. Далее идет политическая и социально-экономическая литература (примерно 15% общего тиража). Она почти наполовину представлена книгами по экономике и юриспруденции — результат востребованности определенных знаний для профессионального успеха в новых условиях. Остальные виды литературы значительно менее заметны, хотя в сумме на них приходится около 15% от объема книгоиздания. Важно отметить, что относительные доли различных разделов выпуска книг по тематике и целевому назначению по разделам Универсальной Десятичной Классификации (УДК) существенно сблизилась с выпуском книг по этим же тематическим рядам с европейским и мировым книгоизданием, прежде всего в силу того, что в общем выпуске книг сократилось количество названий по техническим и естественнонаучным дисциплинам.
На всех рынках потребительских товаров классические стратегии рекламы и продвижения продукции в значительной степени формируют спрос. Книготорговля же, по понятным причинам, изначально была защищена от иностранных конкурентов. Поэтому лишь в последние три-пять лет российские издательства-лидеры стали относительно широко использовать на российском книжном рынке апробированные и хорошо зарекомендовавшие себя западные технологии продвижения товара. Институт бестселлеров (который, безусловно, существовал и раньше) стал планомерно подкрепляться рекламными акциями, поддержкой массмедиа, рекламой в местах продаж. Это обеспечило авторам бестселлеров весьма существенный отрыв от остальных. Так, по данным компании «Топ-книга», в 2004 году суммарный тираж книг наиболее популярного российского автора Дарьи Донцовой составил 18 млн. экземпляров, за ней следует Татьяна Устинова с 5 млн. экземпляров и Татьяна Полякова с 4 млн. Так же хорошо зарекомендовала себя политика издания книги по нашумевшему фильму, либо рекламные кампании для продвижения книги, по которой сняли кассовый фильм.
Ситуация осложняется еще и тем, что практически отсутствует система оповещения целевых групп об издательских планах — по данным экспертов «Топ-книги» менее 10% издателей поддерживают систему сигнальной информации о готовящихся к выходу изданиях, сообщают о них книготорговле хотя бы за месяц до появления книги на прилавке, в связи с чем невозможно провести грамотную рекламную кампанию.
Существует также проблема специфики продукции, распространяемой на рынке. Книжный рынок – единственный, который за деньги предоставляет то, что можно получить бесплатно. Помимо библиотек, большую часть книг, предлагаемых на рынке, можно найти в Интернете. Под данным Исследовательского холдинга Romir, с начала 2003г. до конца 2006г. число пользователей Интернета в России выросло с 10 до 21% населения. В Сети выкладывается все больше книг, в одной только знаменитой библиотеке Машкова (http://lib.ru) выложено более 20 тыс. текстовых файлов. Продажи книг через интернет-магазины также растут, но их доля остается ничтожной — менее 3% рынка.
У книг оттягивают потребителей и другие виды развлечений. Об этом говорит постепенное смещение спроса в сторону неразвлекательных книг.
По данным информационно-маркетингового центра «Альвис», сроки реализации большинства книг превышают 50 недель. При этом более бойко продается литература группы non-fiction, то есть не беллетристика. В лидерах по оборачиваемости — медицина, здоровье, экономика, финансы, бизнес-литература, государство и право, компьютерные книги. Близко к группе лидеров находится сентиментальная литература.
Пока по валовым показателям книжный рынок России превосходит многие другие рынки развлечений. Так, он в 5 раз превышает уровень кассовых сборов в кинотеатрах, в 2,5 раза выше оборота на рынке продаж DVD (с учетом пиратских копий), в разы превышает рынок боулинга и т.д. Но вот по динамике развитие книжного рынка отстает от всех указанных. Если в 2006г. в денежном выражении он вырос всего на 10% (по осторожным оценкам участников рынка), то кассовые сборы показали прирост на уровне 27%. Почти на 45% вырос объем продаж DVD, при том, что ряд киностудий снизил цены на свои лицензионные диски. Рынок боулинга вырос на 30%.
1. 5. Форматы магазинов.
Чтобы оживить спрос на книжном рынке, книгопродавцы создают разнообразные форматы магазинов. Новые магазины открыли все отечественные сетевые книготорговые компании: «Новый книжный» и «Буквоед» (принадлежат издательству «Эксмо»), «Буква» (принадлежит издательству АСТ), «Книгомир», «Литера», «Лас-Книгас», «Пиши-читай» (принадлежат оптовой компании «ТОП-КНИГА»), «Букбери» (принадлежит одноименной компании). Этот рост особенно ощутим, если вспомнить, что несколько лет назад розничная книготорговля в России почти никак не развивалась. Большинство новых розничных сетей принадлежит издательствам.
Если раньше книжные магазины в России отличались друг от друга только площадью, то сегодня они представлены самыми различными форматами — от дискаунтера до элитного книжного клуба с высоким уровнем сервиса. В результате на отечественном книжном рынке появилось несколько розничных форматов в разных ценовых сегментах. Этим наша книжная розница резко отличается от иностранной, где, как правило, используются всего два формата. Первый — книжный супермаркет, предлагающий покупателям максимально широкий ассортимент и сервис. Такой формат характерен для столиц, крупных городов. Второй формат — это мини-маркет, с тематически суженым ассортиментом, без всякого сервиса, распространенный, например, в студенческих кампусах. Если посмотреть на структуру российской книжной розницы, то оказывается, что лучше всего наши книжные торговцы освоили средний сегмент рынка. Здесь работают крупнейшие федеральные книжные сети: «Книгомир», «Буква», «Библиосфера» (принадлежит издательству «Инфра М»). В этом же сегменте присутствуют и локальные книжные сети, например «Московский Дом книги на Новом Арбате» (принадлежит ГУП «Московский Дом книги») из 38 магазинов, а также «Снарк» (принадлежит питерскому издательству «Азбука») из 28 магазинов. Насыщен средний сегмент еще и потому, что в нем исторически сильны позиции одиночных книжных магазинов-брендов, таких как московские «Библиоглобус» и «Москва». Чаще всего книжные сети в среднем сегменте создавались на базе крупных советских магазинов, и сегодня они представляют собой наиболее привычный для потребителя формат с достаточно широким ассортиментом, умеренным сервисом, активным продвижением новинок и бестселлеров.
Поскольку магазины среднего формата ориентированы преимущественно на обывателя, он подразумевает очень четкую навигацию внутри магазина, с ясными и понятными указателями отделов и подотделов, размещенных в логической последовательности (т.е. близкие по тематике отделы должны следовать друг за другом). Посетитель таких магазинов обычно не очень сведущ в новинках литературы, а потому ему требуется подсказки. Для этого в книжных супермаркетах размещают отзывы известных людей о недавно вышедших книгах, а также приглашают их авторов для презентации. Однако сегодня средний сегмент становится менее интересным для книжных торговцев — он уже близок к насыщению. Российские книгопродавцы хорошо научились управлять форматом «средних» магазинов, например, оперативно внедрять в ассортимент новинки.
Гораздо больше перспектив у российских книжных сетей в нижнем и дорогом сегментах, где конкуренция не настолько сильна. Именно в этих сегментах появились в последнее время новые для российского рынка форматы книжных магазинов — дискаунтеры и интеллектуальные магазины-клубы. Наибольший рост продаж сегодня демонстрируют книжные магазины-дискаунтеры — 80─100%. Правда, этот формат представлен на рынке еще слабо. Изначально создавать дешевое розничное предложение под силу было только «Топ-книге», потому что она контролирует до 80% российской оптовой книготорговли. Так получился формат cash & carry, который компания начала развивать под брендом «Литера». Ключевым требованием к этому формату оказалось наличие больших площадей (свыше 2 тыс. кв. м), чтобы вместить ассортимент, который удовлетворял бы и мелких оптовиков, и обычных покупателей. Как правило, ассортимент в таких магазинах более размытый, в нем много прикладной литературы, а также канцелярских товаров и периодики, занимающих не менее трети всего ассортимента. «Топ-книга» начала развивать этот формат в регионах, где у мелких розничных торговцев нет возможности получать книги напрямую от издательств. Однако этот формат пошел и в столице: например, в «спальных» районах Москвы оказалось достаточно много людей, желающих сэкономить на покупке книг. К тому же с приходом транснационального оператора cash & carry Metro у москвичей сложилась традиция посещать такие магазины. А вот свой второй формат магазинов-дискаунтеров — «Пиши-читай» — «Топ-книга» вывела, ориентируясь уже только на регионы. В России масса небольших городов, поселков, где вообще нет книжных магазинов. Для таких поселков компания разработала формат магазинов площадью менее 50 квадратных метров. Ассортимент таких магазинов должен быть строго просчитан: это только дешевые книги в мягкой обложке, зачастую на газетной бумаге. Тематическая подборка обязательно должна включать в себя прикладную литературу (например, книги по свиноводству), немного литературы по оздоровлению, эзотерике, а также книги, написанные по сценариям телесериалов. До половины ассортимента сети «Пиши-читай» составляет канцелярия, которая быстрее приносит доход, чем книги.
продолжение
--PAGE_BREAK--Хороший рост продаж сегодня и у книжных магазинов в дорогом сегменте — 20─30%. Как правило, это гипермаркеты или супермаркеты с чрезвычайно широким ассортиментом и повышенным уровнем сервиса. Они ориентированы, прежде всего, на жителей больших городов. Среди них — интеллектуалы, библиофилы и те, для кого книжный шопинг — просто приятное времяпрепровождение. Сегодня магазины с такой концепцией развивают сети «Буквоед», «Лас-Книгас», «Букбери».
1. 6. Закрытость книжного рынка.
Для современного книжного рынка России, кроме того, существенными являются такие отличительные признаки, как:
— моноцентричность (большинство крупных издательств расположено в центральной России, около 80% книжной продукции выпускается в Москве);
— большие различия между региональными книжными рынками, выражающиеся в уровне платежеспособного спроса и доступности регионов для поставки книг;
— многонациональный состав населения страны и его принадлежность к различным конфессиям и вероисповеданиям, что вызывает существование множества рынков небольшой емкости, ориентированных на читательские потребности малых языковых групп и религий;
— в издательствах просматривается несколько основных тематических или жанровых направлений, на которых формируется его имидж, и несколько вспомогательных (перспективных), которые при определенных условиях могут стать лидирующими;
— в книжном бизнесе России наибольшее распространение получила такая организационно-правовая форма, как общество с ограниченной ответственностью (ООО);
— происходит смена рынка предложения на рынок спроса, что ведёт к изменениям расстановки сил внутри издательств: ведущей фигурой здесь становится не литературный директор, а менеджер, отвечающий за маркетинг.
По мнению В.Д. Синявского, генерального директора логистического предприятия «Мастер-книга» и сети розничных магазинов «Библиосфера», российский книготорговец на собственном опыте ощутил специфику книжной торговли, специфику книги как товара особого рода:
1. Книжники вынуждены работать существенно большим ассортиментом единиц товара, жизненный цикл которых невероятно коробок.
2. Процесс закупки в книжной торговле слишком сложен и практически не формализуем.
3. Книга как товар обладает слишком низкой ценой, делить которую между издателем и распространителем весьма сложно.
4. Огромное количество поставщиков (для эффективной работы книжных магазинов необходимо несколько сотен, а то и тысяч поставщиков).
5. Только на книжном рынке существует конкуренция между поставщиками и розничной торговлей (издатель может выпустить товар в другой упаковке и подорвать маркетинговые усилия книготорговца, может изменить цену).
6. Книжники располагают меньшей информацией о динамике продаж (при огромном ассортименте очень трудно принимать решение на основании прогностических моделей, книги по-разному продаются и в небольшом объеме: очень хорошие штуками в день, не очень хорошие раз-два в месяц).
7. В книжном бизнесе высокие логистические затраты на единицу продукции.
8. Только книготорговцы пытаются продать товар, который можно получить бесплатно (в библиотеках)[4].
Обратимся к заявлению руководителя зарубежного департамента Франкфуртской книжной ярмарки доктора Хуберта Шенкеля, которое он сделал на открытии ярмарки в октябре 1999 года. Он отметил, что издательское дело в мире подвергается процессу радикальных изменений. К первому из них он отнес «широкий процесс агломерации (объединения) издательского и книготоргового дела». В Германии по его данным 10 крупнейших издательских групп имеют четверть от всего оборота. Во Франции рынок контролируется меньшим количеством групп. Особенно быстро эти процессы идут в книготорговле. В США и Великобритании независимые книготорговцы имеют очень малую долю рынка. Там в науке и образовании доминируют на рынке несколько больших групп. Каждая из этих групп сама печатает многие тысячи названий.[5]
Посмотрим, как на этом фоне выглядит книжный бизнес в России. Единственным публичным источником данных по этому вопросу является журнал «Книжный бизнес». По его данным на начало 2001 года десять крупнейших издательств России занимали долю в общем обороте книжной продукции, равную примерно трети. Крупнейшими в этой десятке среди издательских групп названы «ACT» — 8.7% и «Эксмо-Пресс» — 8.2% книжного рынка по товарообороту.[6]
Официальных данных явно не хватает, чтобы делать фактические, а не экспертные оценки. Так, 16 февраля 2000 г. на съезде СРПП представитель издательской группы «ACT» заявил, что в их корпоративную группу входит более 30 издательств, которые совокупно выпускают свыше 10 млн. экземпляров книг в месяц.[7]
Группа связана общим планированием и работает, в какой то мере, по общим экономическим принципам, хотя конкуренция внутри этой группы точно также имеет место, как и везде. Такой объем изданий позволяет «ACT» в ряде регионов продавать до 60 — 65% книг от общего оборота, в Москве до 15— 16%.[8]
И, наконец, обратимся к данным Российской книжной палаты, представляющей официальные данные государственной статистики печати. По этим данным рыночная доля «Эксмо-Пресс» окажется чуть выше и близко совпадающей с публикуемой журналом «Книжный бизнес». Доля же выпуска книг «ACT» зафиксирована ниже и существенно отличается от цифры, заявленной представителем издательства.
Из приведенных фактов можно сделать вывод о закрытости книжного рынка России, по крайней мере, в двух его аспектах: информационном и коммерческом. Закрытость книжного рынка в информационном плане не позволяет до сих пор создать эффективную систему информации о книгах в наличии и печати — аналог зарубежных систем «Books in Print». Российский вариант «Books in Print» содержит не более 20% информации о книгах, готовящихся или находящихся в печати, и далеко не все, находящиеся в продаже.[9] Кроме того, только единицы издательств перешли на систему постоянного информирования своих покупателей, включая книготорговую сеть, через постоянно выпускаемые каталоги. Таким образом, книжный рынок России не является информационно прозрачным, и по этой причине несет большие потери.
Коммерческая закрытость рынка носит еще большие размеры. С одной стороны, есть статистика выпуска книг, составленная по выходным данным. С другой, есть более точные ежеквартальные и ежегодные показатели финансово экономической деятельности издательств и книготорговых предприятий в региональных статистических органах. Но они не сводятся по России в целом и поэтому не могут служить делу государственного анализа и оценок. Напомним, что согласно закону о монополиях к ним можно отнести только тех субъектов книжного рынка, которые имеют долю оборота на всем или на местном рынке, превышающую 35%.
Ситуация на книжном рынке сегодня уже такова, что можно говорить о достаточно высокой концентрации капитала отдельных издательских групп и объединений и их влиянии на правила игры на книжном рынке. Точную картину может дать только объективная книготорговая статистика печати, которая сегодня отсутствует.
На другом полюсе от монополизма стоит корпоративность. О необходимости корпоративного разрешения рыночных проблем в России говорят уже давно. К этому направлены были и усилия при создании объединений издателей и книготорговцев. Однако общественные объединения не смогли реально решить вопрос об интеграции усилий субъектов книжного рынка в их же собственных коллективных интересах, хотя формальные действия в этом направлении ими и были предприняты. Существование в России неформальных объединений крупнейших издательских групп и в меньшей мере книготорговых объединений в какой-то мере снимает отдельные вопросы коллективного наблюдения за рынком, но не решает сегодня главных вопросов — создания единых правил поведения субъектов книжного дела на книжном рынке и построения единого информационного пространства.[10]
Таким образом, можно сделать вывод, что специфичность книжного рынка по сравнению с другими рынками ведет к необходимости изыскивать новые пути для продвижения и распространения товара. Из первого параграфа видно также, что ценовая политика предприятия как средство завоевания потребителя и победы в конкурентной борьбе будет в дальнейшем играть большую роль, как и различные способы привлечения потребителя, о которых говорится во втором параграфе. Недостаточная развитость розничных сетей, особенно в регионах, препятствует развитию книжного рынка, но, как говорилось в третьем параграфе, крупные книготорговые компании предпринимают шаги для решения этой проблемы. В четвертом параграфе рассматривается структура книжного рынка, и можно увидеть, что наибольшим спросом пользуется специальная и учебная литература, поскольку многие потребители предпочитают другие рынки развлечений чтению художественной литературы. Книгораспространители пытаются решить и эту проблему, как видно из пятого параграфа, разрабатывая новые форматы магазинов, в которых приобретать книги будет не только удобно, но и приятно. Однако закрытость книжного рынка России сегодня играет отрицательную роль, как видно из шестого параграфа, не давая возможности качественно анализировать коммерческие и информационные показатели рынка. Можно сделать вывод, что было бы более целесообразным с учетом мирового опыта и российских особенностей оставить за государством прямое влияние на книготорговые компании федерального и регионального значения, за общественными организациями — независимые предприятия и организации. При одном непосредственном условии, что государственная политика — функция государства, а более глубокое изучение интересов независимых субъектов книжного рынка и защита их интересов — функция общественных организаций.
Глава 2. Формы книгораспространения.
2. 1. Оптовая торговля.
Оптовая книжная торговля имеет свою особую историю в книгоиздании. В советский период система оптовой книжной торговли действовала в рамках ее централизованного управления: сверху — от типографии и центрального опта, донизу — в регион, областную книготорговую базу и книжный магазин. Примерно по такой же схеме ранжировались структуры книготорговых предприятий «Академкниги» и «Военкниги».
Взаимодействие издателя с типографиями и книжной торговлей было прописано досконально, система ценообразования была жесткой, по прейскуранту определялись фиксированные по стране цены, а по дополнительным постановлениям утверждались скидки от номинала для каждого географического региона. Механизм книжной торговли поддерживал сам себя, принося стране за счет исключительно высоких тиражей изданий высокую прибыль при относительно низких ценах на книги.
Естественно, что рыночный механизм не мог выдержать такую монопольную конструкцию. Оптовая книжная торговля, насчитывающая к 1990 г. 16 центральных оптовых книготорговых баз и 75 книготорговых оптовых баз в регионах страны, с первых же шагов рынка стала давать сбои.
Причины этих сбоев очевидны:
— первый удар по финансовой системе оптовой книжной торговли и традиционной ее организации нанесли издатели центра, установив прямые договорные отношения с книжными магазинами; быстро продаваемые и прибыльные книги стали поступать напрямую в книготорговые залы розничных предприятий;
— второй удар по финансовой системе оптовой книжной торговле нанесли развившиеся в первые годы рыночных экономических неурядиц неплатежи ее розничных партнеров, которые окончательно подорвали доверие издательств к оптовикам старой системы и она стала стремительно терять свои позиции на книжном рынке России.[11]
Рынок быстро прореагировал на нежизнеспособность старых схем оптового книгораспространения и стал выстраивать собственные мобильные рыночные системы. Оптовая книжная торговля с 1990 по 1995 г. в ее традиционном исполнении потеряла до 90% от общего товарооборота книжной продукции.
Отметим в развитии оптовой книжной торговли России особую роль «Центркниги» — главного оптового звена в системе бывшей ВГО «Союзкниги». Через эту книготорговую базу в 1990 г. проходило до 30% от товарооборота Мининформпечати РФ, то есть около 600 млн. экземпляров книг. Эта цифра превышает объем производства книг всеми издательствами России в 2000 г. Ныне товарооборот этой оптовой базы значительно ниже.
На рынке появились частные фирмы оптовой книжной торговли, рассчитанные на обслуживание отдельных издательств или распространение специализированных видов книжной продукции целого ряда издательств в основном в густонаселенных регионах страны. [12] Масштаб оптовой книжной торговли теперь таков, что крупнейшие розничные книжные магазины России имеют товарооборот больший, чем подавляющая часть оптовых фирм. Фактически функции оптовой торговли книгами оказались распределенными между собственно оптовыми фирмами, издательствами и самими розничными книготорговыми организациями.
Основные причины такого положения очевидны: во-первых, в книжной торговле нет достаточных капиталов, чтобы преодолеть имеющую место раздробленность; во-вторых, на данном этапе крупнейшие издательства считают, что выстроенные ими издательско-книготорговые структуры на рынке более конкурентоспособны и поэтому не стремятся оказать содействие развитию других конкурентных структур, даже на кооперативной основе; в-третьих, все более привлекательным для самих книготорговцев становится опыт западных книготорговых сетей, для развития которого они уже начинают выделять средства и искать партнеров.
Образование оптовой книжной торговли издательств явилось их вынужденным шагом в ответ на неспособность государственной оптовой системы справиться с задачами книжной торговли в становлении рыночных отношений в период 1990-1992 гг.
Первый шаг в этом направлении был сделан при выходе издательств на прямые договорные отношения с розничными книготорговыми предприятиями. В центре и регионах, когда речь шла о местных издательствах, это было сделать не трудно. Другое дело — отношения центральных издательств с региональной книжной торговлей. Причина была не только в том, чтобы просто убрать оптовика-посредника между издателем и розничной ' торговлей, но и в том, что на рынке появилась масса новых издателей, опыт посреднической торговли у которых просто не существовал.
Период 1990-1994 гг. можно отнести к периоду наиболее ответственному и рискованному в отношении между издателями и книготорговцами России. В это время вырабатывался опыт их взаимодействия и устанавливалось доверие или выявлялась необязательность сторон. Именно тогда появились книготорговые представительства центральных издательств в регионах и соответственно региональных книготорговых предприятий в центре.
На местах издательства образовывали специальные склады для хранения и обработки производимых ими книг. По мере расширения производства складская база ряда крупных издательств развивалась, постепенно фактически превращаясь в оптовые книготорговые предприятия, обслуживающие дилерские сети в регионах. К числу таких складов, а фактически издательско-книготорговых объединений можно отнести соответствующие образования издательств «ACT», «Просвещение», «Армада», «Терра», «Русич», «Росмэн», «Аванта+».[13]
Издательства, лидирующие по товарообороту на российском книжном рынке, стали образовывать юридические лица — клубы и книготорговые предприятия для обслуживания отдельной группы издательств. Например, «Книжный клуб 36*6» — для реализации литературы издательств «Вагриус» и ACT-Пресс, «РиС» — для реализации специальной литературы ряда научно-технических издательств, «Университетская книга» — для реализации литературы университетских издательств. Одновременно региональные книготорговые предприятия создают свои представительства в центре, например «Топ-книга» в Москве и С.-Петербурге для обслуживания крупной оптовой фирмы в Новосибирске и сети книжных магазинов.
продолжение
--PAGE_BREAK--Издательско-книготорговые фирмы в 2000 году занимали по величине товарооборота в оптовой книготорговле доминирующее положение. Однако признать такого рода структуры в качестве модели, определяющей российскую книжную торговлю и устойчивой на ближайшую перспективу, достаточных оснований нет. Созданные для решения частных задач конкретных издательств или отдельных издательских групп, они, для того чтобы выжить в рынке, вынуждены будут наращивать свой ассортимент или специализироваться на определенных группах ассортимента, вступая в острую конкуренцию с многочисленными фирмами-близнецами, предлагающими один и тот же ассортимент.
В свою очередь, наращивание ассортимента в издательско-книготорговых объединениях неизбежно будет толкать их к образованию книготорговых предприятий, обслуживающих по единым схемам всех своих партнеров. Есть и другой сценарий их развития: создание собственных книготорговых сетей и выход с ними за пределы центра, в регионы. Такого рода развитие событий уже происходит. Так, издательско-книготорговое объединение «Инфра-М» образовало и развивает свою собственную сеть книжных магазинов, обслуживаемую специализированной оптовой фирмой «Мастер-книга».[14]
Определяющую роль в организации оптовой книжной торговли, играют такие факторы, как предоставление издательствам дополнительных услуг в предпродажной подготовке книг, оперативности в обслуживании покупателей поступающими на рынок новыми книгами, стабильности, регулярной и прозрачной финансовой отчетности, согласованной политики в области ценообразования. Кроме того, имеются и другие условия, без которых оптовая книжная торговля не может получить должного уровня развития. К их числу следует отнести отсутствие в российском книжном рынке единого информационного пространства и, что очень важно, готовности самих издательств давать рынку опережающую информацию о своих изданиях.
Оптовая книжная торговля как посредник находится в середине звена «издатель —оптовик —розничный книготорговец». Поэтому для нее является недостаточным удовлетворение требований только одной стороны — издательств. Оптовая книжная торговля находится также и под прессом требований розничной книжной торговли, у которой тоже есть к оптовым предприятиям свои требования:
— широкого ассортимента;
— предпродажной подготовки книг;
— оперативности в поставках;
— приемлемости в наценках (скидках).
Кроме того, устойчивость оптового звена на рынке жестко зависит от широты ассортимента книг, предлагаемых оптовыми предприятиями рознице.
Во Владивостоке каждую субботу и воскресенье в ДКЖД собирается книжная ярмарка (так называемая «школьная»), на которой большинство из частных оптовиков Приморья представляет полученную из издательств литературу — и предлагает ее покупателям по договорным ценам.[15]
В апреле этого года в городе открылся новый магазин «Топ-книги» формата «Литера», предназначенный в основном для мелких оптовиков. Владивосток стал двадцатым городом в России, где «Топ-книга» открыла магазин подобного формата. В магазинах этого формата компания реализует политику низких цен, скидки могут достигать 45% при достаточно высокой общей стоимости покупки, что выгодно и оптовикам, и компании – так как повышается оборачиваемость продукции.[16]
2. 2. Книжные ярмарки.
Мировой календарь ежегодных книжных ярмарок таков, что трудно отыскать в нем неделю, когда бы не проводилась книжная выставка или ярмарка международного, национального, регионального или местного уровня. Стремление организаторов книжных форумов можно понять, так как ежегодно в мире выпускается более 1 млн. названий книг. Они требуют того, чтобы о них знало как можно большее число читателей и специалистов. За рубежом такой процесс называют «Publishing Promotion». Ничто не может сравниться с книжной ярмаркой по эффективности рекламы книг.
Из всех нам известных мировых исследований книжных ярмарок сошлемся на последнее, самое представительное. Его осуществила Российская книжная палата (руководитель темы В.Е Горбась). Специалисты Палаты собрали сведения примерно о 300 книжных выставках и ярмарках в 86 странах мира. Половина из них приходится на Европу, крупнейшие экспозиции представляют ФРГ, Франция и Италия. В списке ярмарок 120 отнесено ими к разряду международных и национальных универсальных.[17]
Книжные выставки и ярмарки развиваются как живой организм. Только некоторые из них прочно занимают место в календаре постоянных событий. Их в разное время может быть и больше и меньше. В этом отношении показательным является пример с ярмарками в России. В начале 90-х их было несколько десятков, а в 2001 г. календарь российских ярмарок насчитывает всего несколько. Россия в этом отношении не исключение. Количество проводимых в любой стране книжных ярмарок достаточно жестко связано со стабильностью ее развития и в какой-то мере с историей ярмарочного движения.
Российские издатели наиболее активно стали осваивать «ярмарочный континент» с начала 90-х гг. В 1994-1997 гг. ежегодно на книжные ярмарки выезжало от 50 до 100 специалистов из российских издательств и книготорговых организаций, представляя за рубежом примерно 20-30 индивидуальных стендов. Времена, когда наша страна организовывала ежегодно за рубежом по государственной линии около 100 коллективных экспозиций, ушли в прошлое.[18]
После кризиса 1998 г. количество посещений зарубежных ярмарок нашими специалистами существенно сократилось. Можно предположить, что Франкфуртская книжная ярмарка, ярмарка детской книги в Болонье, Лондонская, Парижский книжный салон. Иерусалимская книжная ярмарка и в какой то мере Лейпцигская книжная останутся в течение ближайших лет наиболее посещаемыми зарубежными ярмарками. Именно на них, на наш взгляд, и надо было бы сосредоточить все внимание и поддержку государства. Что касается других ярмарок, то настоятельно звучит вопрос о коллективных экспозициях, тем более что Правительство объявило о своей линии на поддержку соотечественников за рубежом.
Первый опыт проведения коллективных экспозиций издательств на Франкфуртской книжной ярмарке в октябре 2000 г. под эгидой МПТР России оказался в целом удачным. Особенно это важно, так как Биржевой союз Германии принял решение об объявлении России «главным гостем» Франкфуртской книжной ярмарки в 2003 г.
В России книжные ярмарки с приходом рынка сыграли исключительную роль. Фактически исчезнувшее с рынка государственное оптовое звено не было быстро заменено какими-то другими, выполняющими их функции книготорговыми фирмами, поэтому в первые же годы появилось два десятка всевозможных книжных ярмарок, проводимых в центре и регионах. Книжные ярмарки помогали издателям представить свой ассортимент, а книготорговцам установить с ними отношения на будущее и купить партии тиражей на коммерческие, с их точки зрения, издания. Собственно, это был период, когда фактически единственным источником информации о выходящей книжной продукции были ярмарки.
Конкуренция книжных ярмарок и постепенно налаживающееся на книжном рынке разделение труда привели к тому, что количество книжных ярмарок в 1995-1997 гг. стало сокращаться. Начиная с 1997 г. была предложена новая концепция ее проведения, а с 1998 г. в России проводится две крупные книжные ярмарки: весенняя — «Книги России» и осенняя — Московская международная книжная ярмарка (ММКЯ).
Они заняли прочное место в календарях российских и международных книжных ярмарок. Число фирм-участниц ММКЯ в сентябре 2000 года превысило 2000. Они представили книги 70 государств мира, расположив свои экспозиции на площади более 20000 кв. м. Однако если взять за основу метод подсчета участников Франкфуртской книжной ярмарки, то получится, что на XIII ММКЯ было представлено всего 354 стенда, из них 300 с индивидуальными и 54 с коллективными экспозициями. Для сопоставления приведем основные данные по 52-й Франкфуртской книжной ярмарке, прошедшей в октябре 2000 г.: число индивидуальных экспозиций—6887, национальных стендов — 79, число стран участниц — 107, общая площадь — 200000 кв. м. По данным исследования журнала «Книжный бизнес», Московская международная книжная ярмарка стала местом, где заключается до 80% соглашений о продаже тиражей на российском книжном рынке.
Во Владивостоке каждый год с 1997 года проходит Дальневосточная выставка-ярмарка «Печатный двор», организатором которой является Приморская государственная публичная библиотека им. A.M. Горького. В самую золотую пору приморской осени книгоиздатели региона имеют возможность представить свою продукцию, встретиться с коллегами, друзьями, потенциальными партнерами.[19] На эту ярмарку собираются представители издательств всего региона – от Сахалина до Якутии, представлены издания учебных центров и университетов, издательства ДВО РАН и весь спектр производимой в регионе продукции.
2. 3. Книгораспространение через Интернет.
Розничные продажи книжных товаров осуществляются не только в форме непосредственного контакта продавца с покупателем. Контакт может быть опосредован различными средствами связи, которые обеспечивают доведение до покупателей информации о предлагаемых книготорговым предприятием книгах. Основными средствами передачи подобной информации с предложением товаров являются печатные и электронные каталоги. С печатными каталогами работают книжные клубы и почтово-посылочные отделения издательств, оптовых предприятий и книжных магазинов. С помощью электронного каталога, размещенного в Интернете, осуществляют свою деятельность виртуальные книжные магазины (Интернет-магазины).
При опосредованном контакте покупатель и продавец разделены в пространстве и времени. Это дает возможность покупателю не тратить время на посещение торговой точки, а выбрать книгу и сделать заказ дома в удобное время. Важное значение имеют такие формы розничной продажи для тех покупателей, которые проживают в местах, где нет книжных магазинов или их ассортимент невелик.
Поскольку покупатель выбирает книги на основе каталога, то успех и результативность розничной продажи во многом зависят от качества его составления. Не менее важными факторами являются скорость и гарантированность выполнения заказов, цена приобретаемых товаров с учетом их доставки.
Существуют следующие уровни использования Интернета в предприятиях книжного бизнеса:
1. Применение Интернета в качестве средства поиска информации и заказа каких-либо товаров для нужд предприятия.
2. Создание web-сайта предприятия с информацией о фирме и предлагаемых ею товарах. На этом уровне покупателю не предоставляется возможность заказа и оплаты товаров.
3. Использование Интернета в качестве одного из логистических каналов продажи товара (услуги) в дополнение к основным каналам распределения. На этом уровне структура основного бизнеса предприятия сохраняется, а Интернет позволяет повысить его эффективность путем:
o повышения привлекательности предприятия для клиентов;
o повышения эффективности рекламы товаров за счет оперативного распространения информации о событиях и новостях фирмы;
o привлечения новых слоев покупателей.
4. Выделение Интернет-подразделения в самостоятельный бизнес. В качестве примера самостоятельных Интернет-магазинов можно привести «Все книги России» (books.ru), «Колибри» (www.kolibri.ru), «Болеро» (www.bolero.ru) и др.
Процесс развития Интернет-магазина можно проследить на примере ТД «Библио-Глобус». Первоначально сайт ТД «Библио-Глобус» создавался не как Интернет-магазин, а как сайт, который представлял товары, продающиеся в торговом зале магазина. Посетитель сайта мог узнать о том, есть ли необходимая ему книга в продаже, что еще может предложить ему Торговый Дом, посмотреть обложку, библиографическое описание книги и получить информацию о мероприятиях, которые проводятся в «Библио-Глобусе».
Затем «Библио-Глобус» осуществил проект обслуживания через Интернет зарубежных покупателей книжной продукции.
Таким образом, Интернет-торговля стала еще одним каналом распространения книжных товаров, используемым «Библио-Глобусом», который позволяет завоевать новую аудиторию. Позднее был открыт виртуальный книжный магазин (biblio-globus.ru), обслуживающий российских покупателей. Развитие Интернет-продаж, повышение их рентабельности могут привести к выделению Интернет-магазина в самостоятельный бизнес.
Развитие Интернет-продаж непосредственно связано с увеличением числа пользователей Интернета и снижением цен на товары. Российские виртуальные магазины продают по ценам на 20-30 % выше, чем в реальной торговле в центральной России. Это говорит или об их ориентации на состоятельных покупателей, или о том, что логистический процесс Интернет-продаж организован неэффективно. При таких ценах вряд ли можно рассчитывать на быстрое увеличение числа покупателей, однако в отдаленных регионах, например, таких, как Приморье, куда книги поступают с наценкой 100-130%, Интернет-продажи могут стать реальным конкурентом обычным книжным магазинам при дальнейшей компьютеризации страны.
Специалисты Интернет-торговли выделяют следующие направления ее совершенствования:
1. Рациональная ценовая политика.
2. Максимально подробная информация о книгах: полное библиографическое описание, фотографии обложки, отдельных иллюстраций и т.д.
3. Размещение выдержек из отзывов на книгу, опубликованных в прессе, полученных от известных людей, специалистов, издателей.
4. Интерактивность виртуальной книготорговли позволяет пользователю не только получить полную информацию, но и высказать свое мнение о книге, поэтому следует организовать свободную дискуссию посетителей сайта о любой продающейся книге. Оказывается, что издания, о которых были высказаны не только положительные, но и негативные мнения, продавались лучше остальных. Психологи объясняют это тем, что человеку хочется составить собственное мнение о предмете, о котором другие отзываются негативно.
5. Организация прямого общения автора и читателей, устройство Интернет-конференций.
6. Дополнительные услуги (как правило, бесплатные). Например, на сайте выделяется специальное место для тех, кто хотел бы продать или обменять ненужные книги; конкурсы и викторины с призами.
7. Для постоянных покупателей и активных участников обсуждений книг вводятся льготы при оплате покупок и при пользовании Интернетом. Таким образом, Интернет-магазин становится самым настоящим клубом с постоянными клиентами, которые рекомендуют его своим знакомым, что способствует росту продаж.
Как и в реальных магазинах, в виртуальных, несмотря на важность оптимизации информационных потоков, о чем говорилось выше, основным логистическим потоком по-прежнему остается товарный, а основными логистическими процессами являются прием и выполнение заказов покупателей, отвечающая их требованиям доставка товаров. При этом качество выполнения заказа (надежность, скорость и т.д.) становится основным конкурентным преимуществом Интернет-магазина. Это связано с тем, что многие фирмы могут позволить себе создание сайта и размещение на нем достаточно полного каталога изданий. Однако далеко не все из них могут гарантировать быстрое, качественное и дешевое выполнение заказов покупателей. При этом покупателю все равно, где находится поставщик, если его удовлетворяют цена и качество услуг, а поставщику тоже не важно, где заказчик. Интернет-магазин может вести бизнес без физического присутствия на рынке, если, привлекая партнеров, организует поставку и сервисное обслуживание товара.[20]
Особенностью Интернет-продаж и продаж по почте является то, что продажа и покупка разделены во времени. Продажа в Интернет-магазине происходит сразу же после выбора покупателем товара, а покупка осуществляется лишь тогда, когда покупатель получит товар. Именно это и сдерживает быстрое развитие Интернет-торговли. Большинство американских пользователей Интернета отдают предпочтение реальным магазинам — лишь от 2 до 10 % посетителей Интернет-магазинов решаются на покупки.
продолжение
--PAGE_BREAK--Покупателей привлекает возможность удобного и быстрого выбора и сравнения продуктов, предлагаемых торговыми предприятиями практически по всему миру с экрана компьютера. Они могут легко получить то, что они хотят, а не то, что есть в торговом зале магазина. Таким образом, торговая логистическая система функционирует в ответ на заказы покупателей.
Серьезным плюсом электронной торговли является возможность минимизации товарных запасов. Однако сокращения запасов можно достичь только в результате четкого взаимодействия всех звеньев логистической цепи: поставщиков, производителей, продавцов. Интернет-технологии обеспечивают взаимную информационную прозрачность логистической деятельности участников цепи: информацию о запасах, продажах, времени поставок, ценах, качестве и т.д.
Тесные взаимоотношения с партнерами, поставка точно в срок, минимизация запасов, кратчайшие сроки выполнения заказов покупателей при высоком качестве, оказание дополнительных логистических услуг — вот основные тенденции развития любой функциональной области логистики в книжном деле, независимо от способа поступления информации о товарах к покупателям.[21]
С помощью Интернета можно быстро и дешево по сравнению с традиционными способами выйти на международный рынок. Интернет работает круглосуточно без участия продавца, обеспечивает возможность продажи товаров без посредников, что дает возможность продавать товар по более низким ценам. Информация в Интернете может меняться быстро и столько раз, сколько фирма сочтет нужным. Интернет позволяет сократить издержки, связанные с реализацией продукции, ее рекламой, значительно расширить географию сбыта и в конечном итоге увеличить объем продаж и число покупателей.
По мере того, как Интернет завоевывает все большую популярность, самое широкое распространение получает концепция виртуальных магазинов для розничных покупателей. В западном мире этот способ электронной коммерции берет свое начало от обычной торговли по каталогам. Современный электронный магазин представляет собой web-сайт, на котором имеются каталог товаров и виртуальная «тележка» покупателя, куда он эти товары собирает. Оплата товаров и услуг может осуществляться с помощью наличных денег или кредитной карточки.
Учитывая вышесказанное, напрашивается вывод о том, что торговля через Интернет и в России займет свое место. Уже сейчас Интернет-продажи составляют значительную долю – 12% книжной розницы приходится именно на этот способ книгораспространения.[22]
2. 4. Розничная книжная торговля.
Помимо книжных магазинов, работающих напрямую с издательствами либо с очень крупными оптовиками, существует множество мелких розничных торговцев, работающих преимущественно с лотков или киосков.
В 80-е гг. в основном была развита торговля книгами только в киосках, к которым мы относим также «народные» книжные магазины и торговлю книгами с прилавков на всевозможных мероприятиях. Лоточная форма торговли, в ее современном понимании, была редким исключением, и ее распространение сдерживалось властями. По данным экономической отчетности Госкомиздата РСФСР за 1980-1989 гг., количество киосков, принадлежащих непосредственно отрасли печати, составляло около 1900, их количество несколько сократилось в 1989 г. и полностью исчерпало себя к 1991 г. В 1989 г. наибольшее количество киосков Госкомпечати РСФСР было в Москве — 280, Ленинградской области — 198, Краснодарском крае — 89, Хабаровском крае —60.[23]
Основная часть киосков принадлежала органам «Роспечати». Их в 1989 г. насчитывалось около 20 тыс. Развитые формы получили народные книжные магазины. Вообще доведению книг до каждого предприятия в 70-80-е гг. уделялось достаточно большое внимание, на ВДНХ страны лучшим книготорговцам предприятий вручались медали за пропаганду книги. Большие объединения киосков были образованы на предприятиях оборонного комплекса.
С начала 90-х гг. структура предприятий малой розничной торговли в стране претерпела изменения. Неупорядоченность правовой основы в книжной торговле, резкое сокращение ассортимента изданий, снижение эффективности розничной и оптовой книжной торговли и неплатежи в 1990-1993 гг. привели к тому, что на улицы городов России выплеснулась самая примитивная и сверхприбыльная в то время форма розничной торговли —лоточная. Лоточники, не имеющие патента на торговлю, отличались высокой мобильностью и могли оперативно предлагать покупателям книги только что отпечатанные и переданные в издательство, а нередко и книги, приобретенные ими как часть допечатки тиража прямо с полиграфических предприятий.
Розничная книжная торговля магазинов не могла в то время полностью противостоять торговле с лотков, но не теряла своего доминирующего значения. По оценкам экспертов, проведенным в то время, лоточная книжная торговля в Москве, С.-Петербурге и других крупных городах России никогда не превышала по обороту десятой части от всей розницы.
Лоточная книжная торговля начиная с 1995-1997 гг. была существенно потеснена розничной книжной торговлей магазинов, которые к этому времени стали значительно наращивать свой ассортимент и оперативно приобретать его у издателей. У лоточников также перехватывали инициативу частные сетевые предприятия малых форм.
В розничную книжную торговлю в середине 90-х гг. вернулись киоски. Вначале они возникли как расширение функций киосков, торгующих периодическими изданиями, а потом уже и на специализированной основе, создаваемые крупными издательствами и фирмами, распространяющими периодические издания. В 1997-1998 гг. количество киосков, торгующих книгами в Москве и С.-Петербурге, превысило показатели 1989 г. Во многих городах России местными органами власти было принято соответствующее законодательство, вводящее определенные правила в организацию предприятий малой розничной торговли. К этому времени киоски появились в высших учебных заведениях и стали возвращаться в организации и на предприятия. В качестве их владельцев уже выступали либо сами издатели, либо книготорговые организации.[24]
В настоящее время в России, по оценкам, действует около 18-20 тыс. киосков, что соответствует уровню их состояния на конец 80-х гг., их оборот не превышает 3-5% от общего оборота книг в розничной торговле.
Если обратиться к опыту зарубежной книжной торговли в развитых странах Америки и Европы, то следует заметить, что малые формы розничной торговли книгами не занимают там значительного места. Они в основном соседствуют с периодикой, тяготеют к транспортным узлам и отличаются стандартными параметрами, как по техническим характеристикам, так и продаваемым в них книгам. Как правило, это дешевые книги карманного формата чаще всего серийные издания, путеводители и карты, рассчитанные именно на публику, читающую в транспорте. Ассортимент таких изданий, хотя и ограничен по тематике, достаточно представителен и насчитывает 2-3 тыс. названий.[25]
Свое развитие такие формы получили также за счет представления книг определенной тематики в профильных магазинах, а также на начальном этапе и в универсальных продовольственных магазинах (средних и супермаркетах), пока не переросли в своеобразные книготорговые сети—отделы продовольственных магазинов, торгующих определенной тематикой по конкурирующим с книжными магазинами ценам.
В России начала XXI в. уже складываются все признаки организованной малой розничной торговли, подобные малым зарубежным формам. Можно предположить, что их общее количество в качестве самостоятельных предприятий будет сокращаться и что они будут находить свое место на других предприятиях розничной торговли и в транспортных узлах. Отчасти это уже имеет место.
В Москве около 700 киосков. Кроме того, мелкорозничная торговля книгами ведется в более чем 100 точках столицы — на улицах, в метро, в переходах и других общественных местах, а также в спортивном комплексе «Олимпийский».
Петербургская книжная розница развивается достаточно динамично: ежегодный рост этого рынка в денежном выражении составляет 10-15%.
Во Владивостоке розничную продажу книг можно увидеть на центральной площади, где также периодически проводятся тематические книжные ярмарки, в киосках «Роспечати», на продуктовых рынках, в основном — в местах скопления людей, ну и, конечно, в крупных магазинах компаний розничных сетей.
Таким образом, из первого параграфа видно, что оптовые книготорговцы являются посредниками между издательствами и розничным книжным рынком, и некоторые крупные издательства, чтобы сократить цепочку поставщиков, создают собственные оптовые сети и склады, и с ними успешно конкурируют крупные книготорговые фирмы за счет широты предлагаемого ассортимента. Книжные ярмарки, о которых говорится во втором параграфе, являются скорее рекламными акциями, во время проведения которых можно, помимо заключения сделок, можно также ознакомиться с новым предлагаемым ассортиментом продукции или заявить о себе, как о новой компании или издательстве на книжном рынке. В третьем параграфе говорится о продажах книг через Интернет, этот способ торговли сейчас стремительно развивается, и, несмотря на непривычность для российского потребителя, уже завоевал признание. Основным способом книгораспространения по-прежнему остается розничная торговля, как через розничные магазины, так и с лотков и киосков, что видно из четвертого параграфа. Формы книгораспространения во многом пересекаются и перетекают из одной в другую. Например, через Интернет вполне можно сделать оптовый заказ, так же как и через систему заказов во многих розничных магазинах, а в новых оптово-розничных магазинах «Топ-книги» формата «Литера» можно приобрести книги в розницу по почти оптовым ценам. Но если оптовые формы книгораспространения не составляют конкуренцию розничным, то остальные формы книгораспространения конкурируют между собой за внимание потребителя. Поэтому крупной книготорговой компании, стремящейся к дальнейшему развитию и росту следует использовать все формы книгораспространения, чтобы какой-нибудь сектор рынка не остался неохваченным.
Глава 3. Книжный рынок Приморья
На 01.09.2000 г. лицензии на издательскую деятельность в России получили 24000 организаций. Помимо издательств различных форм собственности это министерства, комитеты, ведомства и другие организации, выпускающие печатную продукцию, минуя издательства.
Каждый квартал в Госкомпечати Российской Федерации регистрируется 60 — 70 новых издательств. Но это не значит, что общее количество издательств значительно увеличивается. Многие организации, зарегистрировавшись как издательства и выпустив 1-2 книги, затем меняют профиль своей деятельности.[26]
Важным событием в книгоиздании последних лет стал рост провинциального книгоиздательства. Книги издаются в 300 городах России. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга это 78 субъектов Российской Федерации, где в общей сложности работают более полутора тысяч издательств. Если раньше в каждом регионе было 1-2 издательства, то теперь, например, в Свердловской области их 97, в Новосибирской — 93, в Самаре и Перми по 40 и т.д. В Приморском крае работает более 50 издательств.
Конечно, доля местного книгоиздания в общей издательской продукции весьма скромна: около 15%, — и лишь некоторые из них прорвались на общероссийский рынок. К таким относятся издательства Новосибирска, Екатеринбурга, Самары, Смоленска, Ростова. По крайней мере, эти города представлены на книжном рынке Приморья. Ближнее зарубежье представлено издательствами Минска, Харькова, Киева. Львиную долю продаваемых в Приморском крае книг, составляет литература московских и отчасти санкт-петербургских издательств.[27]
Основными поставщиками книг в Приморский край в советские времена являлись Примкниготорг (ныне ОАО Приморский Торговый «Дом книги») с сетью магазинов по всему краю, «Академкнига». В доперестроечные времена активно поставлял литературу в край магазин «Военная книга», но в настоящее время, когда «Воениздат» практически не выпускает литературу (хотя юридически существует), этот магазин работает с поставщиками внутри города.
Сложно перечислить всех поставщиков, появившихся в Приморье и, в частности, во Владивостоке в 90-е годы. Наиболее интересными из них являлись:
— КИП — Агентство «Дело». Поставляет литературу по нескольким направлениям: деловую, бизнес на рынке продовольствия и госстандарты по этой тематике, через московские фирмы английскую литературу Оксфорда и Кембриджа (региональные представители), работает с энциклопедическими изданиями издательства «Русский язык», подбирает литературу по таможне и др.
— ООО «Оферта-Дело плюс». Поставляет литературу по экономике, юридическим наукам, медицине, справочные, учебные издания, CD-ROM.
— ИЧП «Бестселлер» — крупный поставщик художественной, детской, познавательной, досуговой литературы.
— ТОО «Далькнига». Работает с литературой универсального характера, превалирует художественная.
— ООО «Интертех». Профиль универсальный, в том числе учебная, познавательная, художественная, литература по компьютерам, по музыке.
— ООО «Фрут» (Магазин «Глобус»). Поставляет учебники, методические пособия для учителей и школьников, литературу по детскому самообразованию.
— ООО«Фирма Илита». Поставляет литературу юридическую, книги по экономике, медицине, художественную, детскую, досуговую литературу.
— ЧП «Буриков» (бывшая «Лоза»). Работает с литературой универсального профиля для массового потребители (в том числе по нетрадиционной медицине), по компьютерной технике.
— ЧП «Мальцев» поставляет лучшую литературу по компьютерам, оказывает помощь в поиске ранее вышедшей литературы по этой тематике. Предлагает литературу по психологии, познавательную, досуговую.
— Культурный центр «Гармония» предлагает экзотерическую литературу, книги по всем направлениям самопознания; кассеты, компакт-диски и CD-ROM для отдыха и саморегуляции.
— ЧП «Сухачев» предлагает литературу по восточным языкам, восточной культуре, экзотерике, психологии личности.
В 2003 году во Владивостоке открылся первый книжный супермаркет ООО «Топ-книга», расположенный в центре города. На данный момент сеть компании в Приморье насчитывает шесть магазинов формата «Книгомир» и один – формата «Литера» во Владивостоке, магазин в Находке и магазин в Уссурийске. До этого ООО «Топ-книга» работала на партнерских условиях с магазином «Книжный Червь», но спустя небольшое время после открытия первого из магазинов «Топ-книги» в городе, их пути разошлись. На данный момент «Книжный Червь» имеет два больших магазина во Владивостоке и один в Находке. Елена Юдакова, директор сети книжных магазинов «Книжный червь», говорит, что открывать новые магазины во Владивостоке компания не намерена, потому что не имеет смысла состязаться с «Топ-книгой». Компания проводит стратегию выхода в край, есть планы открытия магазина в Уссурийске. «Книжный Червь» производит закупку книг непосредственно у издательств, поскольку выгоднее содержать сотрудника, в задачу которого входит мониторинг прайсов издательств, чем закупать товар у той же «Топ-книги», говорит Елена Юдина.[28]
Надо сказать, что среди издателей в последнее время растет интерес к выпуску серьезной некоммерческой художественной литературы. Они стали делать ставку на издательскую серию, предусматривающую не просто единство оформления, но и определенную заявленную издательскую политику. Например, серия «В помощь словеснику», где, наряду с текстом произведений классиков, даются методические разработки учителю.
Издательство «Вагриус» свой интеллектуальный уровень поддерживает серией мемуаров «Мой XX век», серией «Современная российская проза», только что появившимися сериями «Проза поэта», и «Записные книжки».
Учебная и образовательная литература занимает 2 место среди предлагаемой (и потребляемой) на книжном рынке Приморья продукции — около 20%.
Кроме издательств «Просвещение» и «Дрофа» — бесспорных лидеров на учебном рынке, литературу по этой тематике поставляют в Приморье следующие издательства: «Школа-Пресс», «Аст-Пресс», «Владос», «Учебная литература», «Высшая школа», «Корпорация Федоров» (г. Самара), «Лицей» (г. Саратов), «Новая школа», «Школа Открытый мир», «Рольф», «Титул (г.Обнинск) и др.
продолжение
--PAGE_BREAK--