Реферат по предмету "Журналистика"


Книгораспространение в Центральной части России и Приморском крае с

--PAGE_BREAK--Стимулирующая    реклама    -    рекламная    компания,    направленная    на «раскрутку» (продажу) определенных книг. Она необходима, чтобы:
-   привлечь внимание больших групп читателей;
-   представить автора;
— способствовать привлечению других известных авторов, литературных агентов;
— способствовать увеличению продаж.
Есть еще несколько способов продвижения книжного ассортимента:
1.                     Распространение  бесплатных книжных  каталогов  книжной  продукции путем вкладывания их в некоторые журналы, газеты или книги;
2.                     Презентация книги. Такие акции проводятся в крупном магазине, когда в определенном для презентации месте присутствует сам автор книги. Покупатель может получить книгу с автографом автора и, как правило, со скидкой.
3.                     Плакаты. Используются плакаты с названием книги, фамилией автора, изображением обложки, с цитатами из текста, зазывающие покупателей в магазин для покупки новой книги.
4.                     Премии  -  это  товары,  предлагаемые  по  довольно  низкой  цене  или бесплатно в качестве поощрения за покупку книги.
5.                     Конкурсы и игры. Конкурсы и игры пользуются успехом у молодежи и среди  представителей  старшего  поколения. Конкурсы  и  игры  предполагают наличие  определенных  призов  не  только  для  победителей, но  и  для всех  участников.
6.                     Лотерея используется для аналогичных целей. Можно предлагать купоны лотереи к каждой книге или только нескольким изданием.
7.                     Продажа в кредит.
Наряду с перечисленными стимулирующими методами, введение свободного доступа посетителей к книгам, который предоставляют большинство существующих на данный момент крупных магазинов, существенно повлияло на увеличение товарооборота магазина.
Задача руководства магазина — правильно расставить торговое оборудование в  залах,  спланировать  расположение  секций,  удобно  разметить  витрины  с книгами,    обеспечить    покупателю    доступ    к    самым    высоким    поискам. Самообслуживание показало, что не каждый покупатель может взять на себя функции выбора, сравнения и оценки литературы. Продавец   книжного   магазина   должен   являться   не   только   работником торговли, но и специалистом книжного дела, разбирающимся в ассортименте своего товара и психологии покупателя. Продавец   книги   может   и   должен   быть   источником   информации   для покупателей об ассортименте имеющихся в наличии книг и даже содержании наиболее  заметных изданий. Без  этой  информации покупатель  не всегда  в состоянии найти нужную ему книгу на полке, может уйти без покупки неудовлетворенным. При отсутствии книги в продаже продавец может побудить покупателя сделать заказ, прийти   еще   раз.   Сервис   в   книжном   магазине проявляется именно через удовлетворенность покупателя работой продавцов.
1. 3.  Розничные сети.
Росту книжного рынка препятствует неразвитость розничной сети. Конкуренция за торговые площади ведет к повышению арендных ставок, и книготорговля в этой борьбе проигрывает другим видам бизнеса, для которых характерна более высокая рентабельность. Открытие книжных магазинов сопряжено со значительными финансовыми рисками. По данным компании «Топ-книга», Россия значительно отстает от европейских стран по уровню обеспеченности книжными магазинами: если там магазин приходится на каждые 10–15 тыс. человек, то у нас — на 60 тыс. Существующие в стране 2 500 магазинов не в состоянии обеспечить продажу всей изданной литературы, поступающей на рынок. Ассортимент даже крупного магазина ограничен размером его торговых площадей (в среднем — 200кв.м)
В результате постоянного роста числа наименований издаваемых книг возникает кризис перепроизводства, срок продажи тиража увеличивается, тем более, что срок оборачиваемости у книг и так намного дольше, чем у продукции других предприятий розничной торговли. В связи с этим крупные книготорговые компании постоянно расширяют свои розничные сети. Но при этом следует учитывать, что средний книжный магазин способен вместить не более 30 тыс. наименований книг одновременно, что составляет 30% от издающейся продукции в год, из чего следует, что значительная часть книжной продукции залеживается на складах, и книготорговцам приходится изыскивать другие пути реализации книг.
В сложившейся ситуации сложнее всего будет мелким и средним издательствам. «Сейчас объемы продаж книг ниже, чем объемы их производства,– полагает генеральный директор издательства „Росмэн“ Михаил Маркоткин. – Идет затоваривание, и, следовательно, издатели теряют оборотные средства, которые лежат мертвым грузом на складах в виде непроданных книг. Мелкие издатели этого не выдерживают и разоряются. Поэтому в этих условиях постепенно будет происходить вытеснение мелких компаний и укрупнение лидеров рынка». По мнению аналитиков РБК, процесс слияний и поглощений на российском книжном рынке уже начался. На текущий момент существует более десяти крупных издательских групп: ИГ АСТ, «Инфра-М», «КноРус», «Росмэн», «Эксмо-пресс», холдинг «Олма Медиа Групп». Все они образовались путем поглощения более мелких участников рынка. Характерной чертой сегодняшнего российского книгоиздания является монополизация рынка. Несмотря на то что в России работает около 2 500 издательств, 40% рынка (по данным «Топ-книги») приходится на долю четырех крупнейших: ЭКСМО занимает 12 %, АСТ — 10 %, «Просвещение» — 9%, «Дрофа» — 8%. Лидерство первых двух объясняется хорошими позициями на рынке художественной литературы, в частности тех самых отечественных детективов, два другие специализируются на издании учебной литературы.
Еще около 20% рынка делят между собой издательства «Фламинго», «ОлмаПресс», «Росмэн», «ИНФРА-М», «Радуга», «Вентана-граф», «Баласс», «Панорама», «Рипол-Классик». Остальные 40% формирует множество мелких издательских фирм.
Для небольшого издательства единственным способом выжить становится узкая специализация. В настоящее время активно развивается ниша дорогих, подарочных изданий – это связано с ростом покупательской способности населения и его желанием покупать качественно изданную литературу, а не «одноразовые» книги. В этой нише работают, например, издательства «Белый город», «Ниола-пресс» и другие.
1. 4.  Структура книжного рынка.
Рассмотрим структуру книжного рынка. Больше всего у нас выпускается художественной и детской литературы — соответственно 23,9 % и 9,6 %, т. е. около трети от общего объема изданного за год (в общей сложности примерно 263,5 млн экз.). Второй по величине сегмент книжного рынка — учебная литература (199 млн экз.). В основном это школьные учебники, на них приходится 29% суммарного годового тиража.  Спрос на учебную литературу формируют внерыночные факторы: это единственная область, регулируемая государством — через Министерство образования и науки, которое дает рекомендации по поводу тех или иных учебных программ. Система распространения тоже достаточно своеобразна: закупки могут осуществляться библиотеками, учебными коллекторами, родителями школьников совместно или индивидуально, через оптовые компании, через магазины или через частных предпринимателей. Так что тенденции развития этого сегмента рынка весьма специфичны и сильно варьируются в зависимости от региона. Тем не менее здесь также наблюдается рост числа наименований, уже дезориентирующий продавцов и покупателей. Кроме того, по мнению экспертов, до сих пор недостаточно развит рынок учебной литературы для вузов, где число наименований больше, чем в сегменте для школьников, а оборот — ниже. Далее идет политическая и социально-экономическая литература (примерно 15% общего тиража). Она почти наполовину представлена книгами по экономике и юриспруденции — результат востребованности определенных знаний для профессионального успеха в новых условиях. Остальные виды литературы значительно менее заметны, хотя в сумме на них приходится около 15% от объема книгоиздания. Важно отметить, что относительные доли различных разде­лов выпуска книг по тематике и целевому назначению по разде­лам Универсальной Десятичной Классификации (УДК) суще­ственно сблизилась с выпуском книг по этим же тематическим рядам с европейским и мировым книгоизданием, прежде всего в силу того, что в общем выпуске книг сократилось количество названий по техническим и естественнонаучным дисциплинам.
На всех рынках потребительских товаров классические стратегии рекламы и продвижения продукции в значительной степени формируют спрос. Книготорговля же, по понятным причинам, изначально была защищена от иностранных конкурентов. Поэтому лишь в последние три-пять лет российские издательства-лидеры стали относительно широко использовать на российском книжном рынке апробированные и хорошо зарекомендовавшие себя западные технологии продвижения товара. Институт бестселлеров (который, безусловно, существовал и раньше) стал планомерно подкрепляться рекламными акциями, поддержкой массмедиа, рекламой в местах продаж. Это обеспечило авторам бестселлеров весьма существенный отрыв от остальных. Так, по данным компании «Топ-книга», в 2004 году суммарный тираж книг наиболее популярного российского автора Дарьи Донцовой составил 18 млн. экземпляров, за ней следует Татьяна Устинова с 5 млн. экземпляров и Татьяна Полякова с 4 млн. Так же хорошо зарекомендовала себя политика издания книги по нашумевшему фильму, либо рекламные кампании для продвижения книги, по которой сняли кассовый фильм.
Ситуация осложняется еще и тем, что практически отсутствует система оповещения целевых групп об издательских планах — по данным экспертов «Топ-книги» менее 10% издателей поддерживают систему сигнальной информации о готовящихся к выходу изданиях, сообщают о них книготорговле хотя бы за месяц до появления книги на прилавке, в связи с чем невозможно провести грамотную рекламную кампанию.
Существует также проблема специфики продукции, распространяемой на рынке. Книжный рынок – единственный, который за деньги предоставляет то, что можно получить бесплатно. Помимо библиотек, большую часть книг, предлагаемых на рынке, можно найти в Интернете. Под данным Исследовательского холдинга Romir, с начала 2003г. до конца 2006г. число пользователей Интернета в России выросло с 10 до 21% населения. В Сети выкладывается все больше книг, в одной только знаменитой библиотеке Машкова (http://lib.ru) выложено более 20 тыс. текстовых файлов. Продажи книг через интернет-магазины также растут, но их доля остается ничтожной — менее 3% рынка.
У книг оттягивают потребителей и другие виды развлечений. Об этом говорит постепенное смещение спроса в сторону неразвлекательных книг.
По данным информационно-маркетингового центра «Альвис», сроки реализации большинства книг превышают 50 недель. При этом более бойко продается литература группы non-fiction, то есть не беллетристика. В лидерах по оборачиваемости — медицина, здоровье, экономика, финансы, бизнес-литература, государство и право, компьютерные книги. Близко к группе лидеров находится сентиментальная литература.
Пока по валовым показателям книжный рынок России превосходит многие другие рынки развлечений. Так, он в 5 раз превышает уровень кассовых сборов в кинотеатрах, в 2,5 раза выше оборота на рынке продаж DVD (с учетом пиратских копий), в разы превышает рынок боулинга и т.д. Но вот по динамике развитие книжного рынка отстает от всех указанных. Если в 2006г. в денежном выражении он вырос всего на 10% (по осторожным оценкам участников рынка), то кассовые сборы показали прирост на уровне 27%. Почти на 45% вырос объем продаж DVD, при том, что ряд киностудий снизил цены на свои лицензионные диски. Рынок боулинга вырос на 30%.
1. 5.  Форматы магазинов.
Чтобы оживить спрос на книжном рынке, книгопродавцы создают разнообразные форматы магазинов. Новые магазины открыли все отечественные сетевые книготорговые компании: «Новый книжный» и «Буквоед» (принадлежат издательству «Эксмо»), «Буква» (принадлежит издательству АСТ), «Книгомир», «Литера», «Лас-Книгас», «Пиши-читай» (принадлежат оптовой компании «ТОП-КНИГА»), «Букбери» (принадлежит одноименной компании). Этот рост особенно ощутим, если вспомнить, что несколько лет назад розничная книготорговля в России почти никак не развивалась. Большинство новых розничных сетей принадлежит издательствам.
Если раньше книжные магазины в России отличались друг от друга только площадью, то сегодня они представлены самыми различными форматами — от дискаунтера до элитного книжного клуба с высоким уровнем сервиса. В результате на отечественном книжном рынке появилось несколько розничных форматов в разных ценовых сегментах. Этим наша книжная розница резко отличается от иностранной, где, как правило, используются всего два формата. Первый — книжный супермаркет, предлагающий покупателям максимально широкий ассортимент и сервис. Такой формат характерен для столиц, крупных городов. Второй формат — это мини-маркет, с тематически суженым ассортиментом, без всякого сервиса, распространенный, например, в студенческих кампусах. Если посмотреть на структуру российской книжной розницы, то оказывается, что лучше всего наши книжные торговцы освоили средний сегмент рынка. Здесь работают крупнейшие федеральные книжные сети: «Книгомир», «Буква», «Библиосфера» (принадлежит издательству «Инфра М»). В этом же сегменте присутствуют и локальные книжные сети, например «Московский Дом книги на Новом Арбате» (принадлежит ГУП «Московский Дом книги») из 38 магазинов, а также «Снарк» (принадлежит питерскому издательству «Азбука») из 28 магазинов. Насыщен средний сегмент еще и потому, что в нем исторически сильны позиции одиночных книжных магазинов-брендов, таких как московские «Библиоглобус» и «Москва». Чаще всего книжные сети в среднем сегменте создавались на базе крупных советских магазинов, и сегодня они представляют собой наиболее привычный для потребителя формат с достаточно широким ассортиментом, умеренным сервисом, активным продвижением новинок и бестселлеров.
Поскольку магазины среднего формата ориентированы преимущественно на обывателя, он подразумевает очень четкую навигацию внутри магазина, с ясными и понятными указателями отделов и подотделов, размещенных в логической последовательности (т.е. близкие по тематике отделы должны следовать друг за другом). Посетитель таких магазинов обычно не очень сведущ в новинках литературы, а потому ему требуется подсказки. Для этого в книжных супермаркетах размещают отзывы известных людей о недавно вышедших книгах, а также приглашают их авторов для презентации. Однако сегодня средний сегмент становится менее интересным для книжных торговцев — он уже близок к насыщению. Российские книгопродавцы хорошо научились управлять форматом «средних» магазинов, например, оперативно внедрять в ассортимент новинки.
Гораздо больше перспектив у российских книжных сетей в нижнем и дорогом сегментах, где конкуренция не настолько сильна. Именно в этих сегментах появились в последнее время новые для российского рынка форматы книжных магазинов — дискаунтеры и интеллектуальные магазины-клубы. Наибольший рост продаж сегодня демонстрируют книжные магазины-дискаунтеры — 80─100%. Правда, этот формат представлен на рынке еще слабо. Изначально создавать дешевое розничное предложение под силу было только «Топ-книге», потому что она контролирует до 80% российской оптовой книготорговли. Так получился формат cash & carry, который компания начала развивать под брендом «Литера». Ключевым требованием к этому формату оказалось наличие больших площадей (свыше 2 тыс. кв. м), чтобы вместить ассортимент, который удовлетворял бы и мелких оптовиков, и обычных покупателей. Как правило, ассортимент в таких магазинах более размытый, в нем много прикладной литературы, а также канцелярских товаров и периодики, занимающих не менее трети всего ассортимента. «Топ-книга» начала развивать этот формат в регионах, где у мелких розничных торговцев нет возможности получать книги напрямую от издательств. Однако этот формат пошел и в столице: например, в «спальных» районах Москвы оказалось достаточно много людей, желающих сэкономить на покупке книг. К тому же с приходом транснационального оператора cash & carry Metro у москвичей сложилась традиция посещать такие магазины. А вот свой второй формат магазинов-дискаунтеров — «Пиши-читай» — «Топ-книга» вывела, ориентируясь уже только на регионы. В России масса небольших городов, поселков, где вообще нет книжных магазинов. Для таких поселков компания разработала формат магазинов площадью менее 50 квадратных метров. Ассортимент таких магазинов должен быть строго просчитан: это только дешевые книги в мягкой обложке, зачастую на газетной бумаге. Тематическая подборка обязательно должна включать в себя прикладную литературу (например, книги по свиноводству), немного литературы по оздоровлению, эзотерике, а также книги, написанные по сценариям телесериалов. До половины ассортимента сети «Пиши-читай» составляет канцелярия, которая быстрее приносит доход, чем книги.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Хороший рост продаж сегодня и у книжных магазинов в дорогом сегменте — 20─30%. Как правило, это гипермаркеты или супермаркеты с чрезвычайно широким ассортиментом и повышенным уровнем сервиса. Они ориентированы, прежде всего, на жителей больших городов. Среди них — интеллектуалы, библиофилы и те, для кого книжный шопинг — просто приятное времяпрепровождение. Сегодня магазины с такой концепцией развивают сети «Буквоед», «Лас-Книгас», «Букбери».
1. 6.  Закрытость книжного рынка.
Для современного книжного рынка России, кроме того, существенными являются такие отличительные признаки, как:
— моноцентричность (большинство крупных издательств расположено в центральной России, около 80% книжной продукции выпускается в Москве);
— большие различия между региональными книжными рынками, выражающиеся в уровне платежеспособного спроса и доступности регионов для поставки книг;
— многонациональный состав населения страны и его принадлежность к различным конфессиям и вероисповеданиям, что вызывает существование множества рынков небольшой  емкости, ориентированных  на  читательские  потребности малых языковых групп и религий;
— в издательствах просматривается  несколько  основных тематических или жанровых направлений, на которых формируется его имидж, и несколько вспомогательных (перспективных), которые при определенных условиях могут стать лидирующими;
— в книжном бизнесе России наибольшее распространение получила такая организационно-правовая форма, как общество с ограниченной ответственностью (ООО);
— происходит смена рынка предложения на рынок спроса,  что  ведёт к изменениям расстановки сил внутри издательств:   ведущей   фигурой   здесь становится не литературный директор, а менеджер, отвечающий за маркетинг.
По мнению В.Д. Синявского, генерального директора логистического предприятия «Мастер-книга» и сети розничных магазинов «Библиосфера», российский книготорговец на собственном опыте ощутил специфику книжной торговли, специфику книги как товара особого рода:
1.                 Книжники вынуждены работать существенно большим ассортиментом единиц товара, жизненный цикл которых невероятно коробок.
2.                 Процесс закупки в книжной торговле слишком сложен и практически не формализуем.
3.                 Книга как товар обладает слишком низкой ценой, делить которую между издателем и распространителем весьма сложно.
4.                 Огромное количество поставщиков (для эффективной работы книжных магазинов необходимо несколько сотен, а то и тысяч поставщиков).
5.                 Только на книжном рынке существует конкуренция между поставщиками и розничной торговлей (издатель может выпустить товар в другой упаковке и подорвать маркетинговые усилия книготорговца, может изменить цену).
6.                 Книжники располагают меньшей информацией о динамике продаж (при огромном   ассортименте   очень   трудно   принимать   решение   на   основании прогностических моделей, книги по-разному продаются и в небольшом объеме: очень хорошие штуками в день, не очень хорошие раз-два в месяц).
7.                 В книжном бизнесе высокие логистические затраты на единицу продукции.
8.                 Только книготорговцы пытаются продать товар, который можно получить    бесплатно (в библиотеках)[4].
Обратимся к заявлению руководителя зарубежного департамен­та Франкфуртской книжной ярмарки доктора Хуберта Шенкеля, которое он сделал на открытии ярмарки в октябре 1999 года. Он от­метил, что издательское дело в мире подвергается процессу ради­кальных изменений. К первому из них он отнес «широкий процесс агломерации (объединения) издательского и книготоргового дела». В Германии по его данным 10 крупнейших издательских групп име­ют четверть от всего оборота. Во Франции рынок контролируется меньшим количеством групп. Особенно быстро эти процессы идут в книготорговле. В США и Великобритании независимые книготор­говцы имеют очень малую долю рынка. Там в науке и образовании доминируют на рынке несколько больших групп. Каждая из этих групп сама печатает многие тысячи названий.[5]
Посмотрим, как на этом фоне выглядит книжный бизнес в Рос­сии. Единственным публичным источником данных по этому воп­росу является журнал «Книжный бизнес». По его данным на нача­ло 2001 года десять крупнейших издательств России занимали долю в общем обороте книжной продукции, равную примерно трети. Крупнейшими в этой десятке среди издательских групп названы «ACT» — 8.7% и «Эксмо-Пресс» — 8.2% книжного рынка по товаро­обороту.[6]
Официальных данных явно не хватает, чтобы делать фактичес­кие, а не экспертные оценки. Так, 16 февраля 2000 г. на съезде СРПП представитель издательской группы «ACT» заявил, что в их корпо­ративную группу входит более 30 издательств, которые совокупно выпускают свыше 10 млн. экземпляров книг в месяц.[7]
 Группа связа­на общим планированием и работает, в какой то мере, по общим экономическим принципам, хотя конкуренция внутри этой группы точно также имеет место, как и везде. Такой объем изданий позво­ляет «ACT» в ряде регионов продавать до 60 — 65% книг от общего оборота, в Москве до 15— 16%.[8]
И, наконец, обратимся к данным Российской книжной палаты, представляющей официальные данные государственной статисти­ки печати. По этим данным рыночная доля «Эксмо-Пресс» окажет­ся чуть выше и близко совпадающей с публикуемой журналом «Книжный бизнес». Доля же выпуска книг «ACT» зафиксирована ниже и существенно отличается от цифры, заявленной представи­телем издательства.
Из приведенных фактов можно сделать вывод о закрытости книжного рынка России, по крайней мере, в двух его аспектах: ин­формационном и коммерческом. Закрытость книжного рынка в информационном плане не позволяет до сих пор создать эффектив­ную систему информации о книгах в наличии и печати — аналог зарубежных систем «Books in Print». Российский вариант «Books in Print» содержит не более 20% информации о книгах, готовящихся или находящихся в печати, и далеко не все, находящиеся в прода­же.[9] Кроме того, только единицы издательств перешли на систему постоянного информирования своих покупателей, включая книго­торговую сеть, через постоянно выпускаемые каталоги. Таким об­разом, книжный рынок России не является информационно про­зрачным, и по этой причине несет большие потери.
Коммерческая закрытость рынка носит еще большие размеры. С одной стороны, есть статистика выпуска книг, составленная по выходным данным. С другой, есть более точные ежеквартальные и ежегодные показатели финансово экономической деятельности издательств и книготорговых предприятий в региональных статис­тических органах. Но они не сводятся по России в целом и поэтому не могут служить делу государственного анализа и оценок. Напом­ним, что согласно закону о монополиях к ним можно отнести толь­ко тех субъектов книжного рынка, которые имеют долю оборота на всем или на местном рынке, превышающую 35%.
Ситуация на книжном рынке сегодня уже такова, что мож­но говорить о достаточно высокой концентрации капитала от­дельных издательских групп и объединений и их влиянии на правила игры на книжном рынке. Точную картину может дать только объективная книготорговая статистика печати, которая сегодня отсутствует.
На другом полюсе от монополизма стоит корпоративность. О необходимости корпоративного разрешения рыночных проблем в России говорят уже давно. К этому направлены были и усилия при создании объединений издателей и книготорговцев. Однако обще­ственные объединения не смогли реально решить вопрос об интег­рации усилий субъектов книжного рынка в их же собственных кол­лективных интересах, хотя формальные действия в этом направле­нии ими и были предприняты. Существование в России неформаль­ных объединений крупнейших издательских групп и в меньшей мере книготорговых объединений в какой-то мере снимает отдель­ные вопросы коллективного наблюдения за рынком, но не решает сегодня главных вопросов — создания единых правил поведения субъектов книжного дела на книжном рынке и построения единого информационного пространства.[10]
Таким образом, можно сделать вывод, что специфичность книжного рынка по сравнению с другими рынками ведет к необходимости изыскивать новые пути для продвижения и распространения товара. Из первого параграфа видно также, что ценовая  политика  предприятия  как  средство  завоевания  потребителя и победы в конкурентной борьбе будет в дальнейшем играть большую роль, как и различные способы привлечения потребителя, о которых говорится во втором параграфе. Недостаточная развитость розничных сетей, особенно в регионах, препятствует развитию книжного рынка, но, как говорилось в третьем параграфе, крупные книготорговые компании предпринимают шаги для решения этой проблемы. В четвертом параграфе рассматривается структура книжного рынка, и можно увидеть, что наибольшим спросом пользуется специальная и учебная литература, поскольку многие потребители предпочитают другие рынки развлечений чтению художественной литературы. Книгораспространители пытаются решить и эту проблему, как видно из пятого параграфа, разрабатывая новые форматы магазинов, в которых приобретать книги будет не только удобно, но и приятно. Однако закрытость книжного рынка России сегодня играет отрицательную роль, как видно из шестого параграфа, не давая возможности качественно анализировать коммерческие и информационные показатели рынка. Можно сделать вывод, что было бы более целесообразным с учетом мирового опыта и российских особенностей оставить за государством прямое влияние на книготорговые компании федераль­ного и регионального значения, за общественными организация­ми — независимые предприятия и организации. При одном непос­редственном условии, что государственная политика — функция государства, а более глубокое изучение интересов независимых субъектов книжного рынка и защита их интересов — функция об­щественных организаций.

Глава 2. Формы книгораспространения.
2. 1. Оптовая торговля.
Оптовая книжная торговля имеет свою особую историю в книгоиздании. В советский период система оптовой книжной торговли действовала в рамках ее централизованного управле­ния: сверху — от типографии и центрального опта, донизу — в регион, областную книготорговую базу и книжный магазин. Примерно по такой же схеме ранжировались структуры книго­торговых предприятий «Академкниги» и «Военкниги».
Взаимодействие издателя с типографиями и книжной торгов­лей было прописано досконально, система ценообразования была жесткой, по прейскуранту определялись фиксированные по стране цены, а по дополнительным постановлениям утверж­дались скидки от номинала для каждого географического реги­она. Механизм книжной торговли поддерживал сам себя, при­нося стране за счет исключительно высоких тиражей изданий высокую прибыль при относительно низких ценах на книги.
Естественно, что рыночный механизм не мог выдержать та­кую монопольную конструкцию. Оптовая книжная торговля, насчитывающая к 1990 г. 16 центральных оптовых книготорго­вых баз и 75 книготорговых оптовых баз в регионах страны, с первых же шагов рынка стала давать сбои.
Причины этих сбоев очевидны:
— первый удар по финансовой системе оптовой книж­ной торговли и традиционной ее организации нанесли издатели центра, установив прямые договорные отно­шения с книжными магазинами; быстро продаваемые и прибыльные книги стали поступать напрямую в кни­готорговые залы розничных предприятий;
— второй удар по финансовой системе оптовой книж­ной торговле нанесли развившиеся в первые годы ры­ночных экономических неурядиц неплатежи ее рознич­ных партнеров, которые окончательно подорвали дове­рие издательств к оптовикам старой системы и она ста­ла стремительно терять свои позиции на книжном рын­ке России.[11]
Рынок быстро прореагировал на нежизнеспособность старых схем оптового книгораспространения и стал выстраивать соб­ственные мобильные рыночные системы. Оптовая книжная тор­говля с 1990 по 1995 г. в ее традиционном исполнении потеряла до 90% от общего товарооборота книжной продукции.
Отметим в развитии оптовой книжной торговли России осо­бую роль «Центркниги» — главного оптового звена в системе быв­шей ВГО «Союзкниги». Через эту книготорговую базу в 1990 г. проходило до 30% от товарооборота Мининформпечати РФ, то есть около 600 млн. экземпляров книг. Эта цифра превышает объем производства книг всеми издательствами России в 2000 г. Ныне товарооборот этой оптовой базы значительно ниже.
На рынке появились частные фир­мы оптовой книжной торговли, рассчитанные на обслуживание отдельных издательств или распространение специализирован­ных видов книжной продукции целого ряда издательств в основ­ном в густонаселенных регионах страны. [12] Масштаб оптовой книжной торговли теперь таков, что круп­нейшие розничные книжные магазины России имеют товаро­оборот больший, чем подавляющая часть оптовых фирм. Фак­тически функции оптовой торговли книгами оказались распре­деленными между собственно оптовыми фирмами, издатель­ствами и самими розничными книготорговыми организациями.
Основные причины такого положения очевидны: во-первых, в книжной торговле нет достаточных капиталов, чтобы преодолеть имеющую место раздробленность; во-вторых, на данном этапе крупнейшие издательства считают, что выстроенные ими издательско-книготорговые структуры на рынке более конкурентоспо­собны и поэтому не стремятся оказать содействие развитию дру­гих конкурентных структур, даже на кооперативной основе; в-тре­тьих, все более привлекательным для самих книготорговцев ста­новится опыт западных книготорговых сетей, для развития кото­рого они уже начинают выделять средства и искать партнеров.
Образование оптовой книжной торговли издательств явилось их вынужденным шагом в ответ на неспособность государствен­ной оптовой системы справиться с задачами книжной торговли в становлении рыночных отношений в период 1990-1992 гг.
Первый шаг в этом направлении был сделан при выходе из­дательств на прямые договорные отношения с розничными кни­готорговыми предприятиями. В центре и регионах, когда речь шла о местных издательствах, это было сделать не трудно. Дру­гое дело — отношения центральных издательств с региональной книжной торговлей. Причина была не только в том, чтобы просто убрать оптовика-посредника между издателем и розничной ' торговлей, но и в том, что на рынке появилась масса новых из­дателей, опыт посреднической торговли у которых просто не существовал.
Период 1990-1994 гг. можно отнести к периоду наиболее от­ветственному и рискованному в отношении между издателями и книготорговцами России. В это время вырабатывался опыт их взаимодействия и устанавливалось доверие или выявлялась не­обязательность сторон. Именно тогда появились книготорговые представительства центральных издательств в регионах и соот­ветственно региональных книготорговых предприятий в центре.
На местах издательства образовывали специальные склады для хранения и обработки производимых ими книг. По мере рас­ширения производства складская база ряда крупных изда­тельств развивалась, постепенно фактически превращаясь в оптовые книготорговые предприятия, обслуживающие дилер­ские сети в регионах. К числу таких складов, а фактически издательско-книготорговых объединений можно отнести соответ­ствующие образования издательств «ACT», «Просвещение», «Ар­мада», «Терра», «Русич», «Росмэн», «Аванта+».[13]
Издательства, лидирующие по товарооборо­ту на российском книжном рынке, стали образовывать юриди­ческие лица — клубы и книготорговые предприятия для обслу­живания отдельной группы издательств. Например, «Книжный клуб 36*6» — для реализации литературы издательств «Вагриус» и ACT-Пресс, «РиС» — для реализации специальной литературы ряда научно-технических издательств, «Университетская книга» — для реализации литературы университетских издательств. Одновременно региональные книготорговые предприятия созда­ют свои представительства в центре, например «Топ-книга» в Мос­кве и С.-Петербурге для обслуживания крупной оптовой фирмы в Новосибирске и сети книжных магазинов.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Издательско-книготорговые фирмы в 2000 году занимали по величине товарооборота в оптовой книготорговле доминирую­щее положение. Однако признать такого рода структуры в каче­стве модели, определяющей российскую книжную торговлю и устойчивой на ближайшую перспективу, достаточных оснований нет. Созданные для решения част­ных задач конкретных издательств или отдельных издательских групп, они, для того чтобы выжить в рынке, вынуждены будут наращивать свой ассортимент или специализироваться на оп­ределенных группах ассортимента, вступая в острую конкурен­цию с многочисленными фирмами-близнецами, предлагающи­ми один и тот же ассортимент.
В свою очередь, наращивание ассортимента в издательско-книготорговых объединениях неизбежно будет толкать их к об­разованию книготорговых предприятий, обслуживающих по единым схемам всех своих партнеров. Есть и другой сценарий их развития: создание собственных книготорговых сетей и вы­ход с ними за пределы центра, в регионы. Такого рода развитие событий уже происходит. Так, издательско-книготорговое объе­динение «Инфра-М» образовало и развивает свою собственную сеть книжных магазинов, обслуживаемую специализированной оптовой фирмой «Мастер-книга».[14]
Определяющую роль в организации оптовой книжной торговли, играют такие факторы, как предоставление издательствам дополнительных услуг в предпродажной подготовке книг, оперативности в обслуживании покупателей поступа­ющими на рынок новыми книгами, стабильности, регулярной и прозрачной финансовой отчетности, согласованной политики в области ценообразования. Кроме того, имеются и другие условия, без которых оптовая книжная торговля не может получить должного уровня разви­тия. К их числу следует отнести отсутствие в российском книж­ном рынке единого информационного пространства и, что очень важно, готовности самих издательств давать рынку опережаю­щую информацию о своих изданиях.
Оптовая книжная торговля как посредник находится в сере­дине звена «издатель —оптовик —розничный книготорговец». Поэтому для нее является недостаточным удовлетворение тре­бований только одной стороны — издательств. Оптовая книж­ная торговля находится также и под прессом требований роз­ничной книжной торговли, у которой тоже есть к оптовым пред­приятиям свои требования:
— широкого ассортимента;
— предпродажной подготовки книг;
— оперативности в поставках;
— приемлемости в наценках (скидках).
Кроме того, устойчивость оптового зве­на на рынке жестко зависит от широты ассортимента книг, пред­лагаемых оптовыми предприятиями рознице.
Во Владивостоке  каждую субботу и воскресенье   в ДКЖД собирается книжная ярмарка (так называемая «школьная»), на которой большинство из частных оптови­ков Приморья представляет полученную из издательств литературу — и предлагает ее покупателям по договорным ценам.[15]
В апреле этого года в городе открылся новый магазин «Топ-книги» формата «Литера», предназначенный в основном для мелких оптовиков. Владивосток стал двадцатым городом в России, где «Топ-книга» открыла магазин подобного формата. В магазинах этого формата компания реализует политику низких цен, скидки могут достигать 45% при достаточно высокой общей стоимости покупки, что выгодно и оптовикам, и компании – так как повышается оборачиваемость продукции.[16]
2. 2.  Книжные ярмарки.
Мировой календарь ежегодных книжных ярмарок таков, что трудно отыскать в нем неделю, когда бы не проводилась книж­ная выставка или ярмарка международного, национального, ре­гионального или местного уровня. Стремление орга­низаторов книжных форумов можно понять, так как ежегодно в мире выпускается более 1 млн. названий книг. Они требуют того, чтобы о них знало как можно большее число читателей и специ­алистов. За рубежом такой процесс называют «Publishing Promotion». Ничто не может сравниться с книжной ярмаркой по эффективности рекламы книг.
Из всех нам известных мировых исследований книжных яр­марок сошлемся на последнее, самое представительное. Его осуществила Российская книжная палата (руководитель темы В.Е Горбась). Специалисты Палаты собрали сведения примерно о 300 книжных выставках и ярмарках в 86 странах мира. Поло­вина из них приходится на Европу, крупнейшие экспозиции представляют ФРГ, Франция и Италия. В списке ярмарок 120 отнесено ими к разряду международных и национальных уни­версальных.[17]
Книжные выставки и ярмарки развиваются как живой орга­низм. Только некоторые из них прочно занимают место в кален­даре постоянных событий. Их в разное время может быть и боль­ше и меньше. В этом отношении показательным является при­мер с ярмарками в России. В начале 90-х их было несколько де­сятков, а в 2001 г. календарь российских ярмарок насчитывает всего несколько. Россия в этом отношении не исключение. Ко­личество проводимых в любой стране книжных ярмарок доста­точно жестко связано со стабильностью ее развития и в какой-то мере с историей ярмарочного движения.
Российские издатели наиболее активно стали осваивать «яр­марочный континент» с начала 90-х гг. В 1994-1997 гг. ежегодно на книжные ярмарки выезжало от 50 до 100 специалистов из российских издательств и книготорговых организаций, пред­ставляя за рубежом примерно 20-30 индивидуальных стендов. Времена, когда наша страна организовывала ежегодно за рубе­жом по государственной линии около 100 коллективных экспо­зиций, ушли в прошлое.[18]
После кризиса 1998 г. количество посещений зарубежных ярмарок нашими специалистами существенно сократилось. Можно предположить, что Франкфуртская книжная ярмарка, ярмарка детской книги в Болонье, Лондонская, Парижский книжный салон. Иерусалимская книжная ярмарка и в какой то мере Лейпцигская книжная останутся в течение ближайших лет наиболее посещаемыми зарубежными ярмарками. Именно на них, на наш взгляд, и надо было бы сосредоточить все внима­ние и поддержку государства. Что касается других ярмарок, то настоятельно звучит вопрос о коллективных экспозициях, тем более что Правительство объявило о своей линии на поддержку соотечественников за рубежом.
Первый опыт проведения коллективных экспозиций изда­тельств на Франкфуртской книжной ярмарке в октябре 2000 г. под эгидой МПТР России оказался в целом удачным. Особенно это важно, так как Биржевой союз Германии принял решение об объявлении России «главным гостем» Франкфуртской книж­ной ярмарки в 2003 г.
В России книжные ярмарки с приходом рынка сыграли исклю­чительную роль. Фактически исчезнувшее с рынка государствен­ное оптовое звено не было быстро заменено какими-то другими, выполняющими их функции книготорговыми фирмами, поэтому в первые же годы появилось два десятка всевозможных книжных ярмарок, проводимых в центре и регионах. Книжные ярмарки по­могали издателям представить свой ассортимент, а книготоргов­цам установить с ними отношения на будущее и купить партии тиражей на коммерческие, с их точки зрения, издания. Собствен­но, это был период, когда фактически единственным источником информации о выходящей книжной продукции были ярмарки.
Конкуренция книжных ярмарок и постепенно налаживающе­еся на книжном рынке разделение труда привели к тому, что количество книжных ярмарок в 1995-1997 гг. стало сокращать­ся. Начиная с 1997 г. была предложена новая концепция ее про­ведения, а с 1998 г. в России проводится две крупные книжные ярмарки: весенняя — «Книги России» и осенняя — Московская международная книжная ярмарка (ММКЯ).
Они заняли прочное место в календарях российских и меж­дународных книжных ярмарок. Число фирм-участниц ММКЯ в сентябре 2000 года превысило 2000. Они представили книги 70 государств мира, расположив свои экспозиции на площади бо­лее 20000 кв. м. Однако если взять за основу метод подсчета участников Франкфуртской книжной ярмарки, то получится, что на XIII ММКЯ было представлено всего 354 стенда, из них 300 с индивидуальными и 54 с коллективными экспозициями. Для сопоставления приведем основные данные по 52-й Франкфурт­ской книжной ярмарке, прошедшей в октябре 2000 г.: число ин­дивидуальных экспозиций—6887, национальных стендов — 79, число стран участниц — 107, общая площадь — 200000 кв. м. По данным исследования журнала «Книжный бизнес», Мос­ковская международная книжная ярмарка стала местом, где заключается до 80% соглашений о продаже тиражей на россий­ском книжном рынке.
Во Вла­дивостоке каждый год с 1997 года проходит Дальнево­сточная выставка-ярмарка «Пе­чатный двор», организатором которой является Приморская государственная публичная библиотека им. A.M. Горького. В самую золотую пору примор­ской осени книгоиздатели ре­гиона имеют возможность пред­ставить свою продукцию, встре­титься с коллегами, друзьями, потенциальными партнерами.[19] На эту ярмарку собираются представители издательств всего региона – от  Сахалина до Якутии, представлены издания учебных центров и университетов, издательства ДВО РАН и весь спектр производимой в регионе продукции.
2. 3. Книгораспространение через Интернет.
Розничные продажи книжных товаров осуществляются не только в форме непосредственного контакта продавца с покупателем. Контакт может быть опосредован различными средствами связи, которые обеспечивают доведение до покупателей информации о предлагаемых книготорговым предприятием книгах. Основными средствами передачи подобной информации с предложением товаров являются печатные и электронные каталоги. С печатными каталогами работают книжные клубы и почтово-посылочные отделения издательств, оптовых предприятий и книжных магазинов. С помощью электронного каталога, размещенного в Интернете, осуществляют свою деятельность виртуальные книжные магазины (Интернет-магазины).
При опосредованном контакте покупатель и продавец разделены в пространстве и времени. Это дает возможность покупателю не тратить время на посещение торговой точки, а выбрать книгу и сделать заказ дома в удобное время. Важное значение имеют такие формы розничной продажи для тех покупателей, которые проживают в местах, где нет книжных магазинов или их ассортимент невелик.
Поскольку покупатель выбирает книги на основе каталога, то успех и результативность розничной продажи во многом зависят от качества его составления. Не менее важными факторами являются скорость и гарантированность выполнения заказов, цена приобретаемых товаров с учетом их доставки.
Существуют следующие уровни использования Интернета в предприятиях книжного бизнеса:
1.                Применение Интернета в качестве средства поиска информации и заказа каких-либо товаров для нужд предприятия.
2.                Создание web-сайта предприятия с информацией о фирме и предлагаемых ею товарах. На этом уровне покупателю не предоставляется возможность заказа и оплаты товаров.
3.                Использование Интернета в качестве одного из логистических каналов продажи товара (услуги) в дополнение к основным каналам распределения. На этом уровне структура основного бизнеса предприятия сохраняется, а Интернет позволяет повысить его эффективность путем:
o         повышения привлекательности предприятия для клиентов;
o         повышения эффективности рекламы товаров за счет оперативного распространения информации о событиях и новостях фирмы;
o         привлечения новых слоев покупателей.
4.                Выделение Интернет-подразделения в самостоятельный бизнес. В качестве примера самостоятельных Интернет-магазинов можно привести «Все книги России» (books.ru), «Колибри» (www.kolibri.ru), «Болеро» (www.bolero.ru) и др.
Процесс развития Интернет-магазина можно проследить на примере ТД «Библио-Глобус». Первоначально сайт ТД «Библио-Глобус» создавался не как Интернет-магазин, а как сайт, который представлял товары, продающиеся в торговом зале магазина. Посетитель сайта мог узнать о том, есть ли необходимая ему книга в продаже, что еще может предложить ему Торговый Дом, посмотреть обложку, библиографическое описание книги и получить информацию о мероприятиях, которые проводятся в «Библио-Глобусе».
Затем «Библио-Глобус» осуществил проект обслуживания через Интернет зарубежных покупателей книжной продукции.
Таким образом, Интернет-торговля стала еще одним каналом распространения книжных товаров, используемым «Библио-Глобусом», который позволяет завоевать новую аудиторию. Позднее был открыт виртуальный книжный магазин (biblio-globus.ru), обслуживающий российских покупателей. Развитие Интернет-продаж, повышение их рентабельности могут привести к выделению Интернет-магазина в самостоятельный бизнес.
Развитие Интернет-продаж непосредственно связано с увеличением числа пользователей Интернета и снижением цен на товары. Российские виртуальные магазины продают по ценам на 20-30 % выше, чем в реальной торговле в центральной России. Это говорит или об их ориентации на состоятельных покупателей, или о том, что логистический процесс Интернет-продаж организован неэффективно. При таких ценах вряд ли можно рассчитывать на быстрое увеличение числа покупателей, однако в отдаленных регионах, например, таких, как Приморье, куда книги поступают с наценкой 100-130%, Интернет-продажи могут стать реальным конкурентом обычным книжным магазинам при дальнейшей компьютеризации страны.
Специалисты Интернет-торговли выделяют следующие направления ее совершенствования:
1.                Рациональная ценовая политика.
2.                Максимально подробная информация о книгах: полное библиографическое описание, фотографии обложки, отдельных иллюстраций и т.д.
3.                Размещение выдержек из отзывов на книгу, опубликованных в прессе, полученных от известных людей, специалистов, издателей.
4.                Интерактивность виртуальной книготорговли позволяет пользователю не только получить полную информацию, но и высказать свое мнение о книге, поэтому следует организовать свободную дискуссию посетителей сайта о любой продающейся книге. Оказывается, что издания, о которых были высказаны не только положительные, но и негативные мнения, продавались лучше остальных. Психологи объясняют это тем, что человеку хочется составить собственное мнение о предмете, о котором другие отзываются негативно.
5.                Организация прямого общения автора и читателей, устройство Интернет-конференций.
6.                Дополнительные услуги (как правило, бесплатные). Например, на сайте выделяется специальное место для тех, кто хотел бы продать или обменять ненужные книги; конкурсы и викторины с призами.
7.                Для постоянных покупателей и активных участников обсуждений книг вводятся льготы при оплате покупок и при пользовании Интернетом. Таким образом, Интернет-магазин становится самым настоящим клубом с постоянными клиентами, которые рекомендуют его своим знакомым, что способствует росту продаж.
Как и в реальных магазинах, в виртуальных, несмотря на важность оптимизации информационных потоков, о чем говорилось выше, основным логистическим потоком по-прежнему остается товарный, а основными логистическими процессами являются прием и выполнение заказов покупателей, отвечающая их требованиям доставка товаров. При этом качество выполнения заказа (надежность, скорость и т.д.) становится основным конкурентным преимуществом Интернет-магазина. Это связано с тем, что многие фирмы могут позволить себе создание сайта и размещение на нем достаточно полного каталога изданий. Однако далеко не все из них могут гарантировать быстрое, качественное и дешевое выполнение заказов покупателей. При этом покупателю все равно, где находится поставщик, если его удовлетворяют цена и качество услуг, а поставщику тоже не важно, где заказчик. Интернет-магазин может вести бизнес без физического присутствия на рынке, если, привлекая партнеров, организует поставку и сервисное обслуживание товара.[20]
Особенностью Интернет-продаж и продаж по почте является то, что продажа и покупка разделены во времени. Продажа в Интернет-магазине происходит сразу же после выбора покупателем товара, а покупка осуществляется лишь тогда, когда покупатель получит товар. Именно это и сдерживает быстрое развитие Интернет-торговли. Большинство американских пользователей Интернета отдают предпочтение реальным магазинам — лишь от 2 до 10 % посетителей Интернет-магазинов решаются на покупки.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Покупателей привлекает возможность удобного и быстрого выбора и сравнения продуктов, предлагаемых торговыми предприятиями практически по всему миру с экрана компьютера. Они могут легко получить то, что они хотят, а не то, что есть в торговом зале магазина. Таким образом, торговая логистическая система функционирует в ответ на заказы покупателей.
Серьезным плюсом электронной торговли является возможность минимизации товарных запасов. Однако сокращения запасов можно достичь только в результате четкого взаимодействия всех звеньев логистической цепи: поставщиков, производителей, продавцов. Интернет-технологии обеспечивают взаимную информационную прозрачность логистической деятельности участников цепи: информацию о запасах, продажах, времени поставок, ценах, качестве и т.д.
Тесные взаимоотношения с партнерами, поставка точно в срок, минимизация запасов, кратчайшие сроки выполнения заказов покупателей при высоком качестве, оказание дополнительных логистических услуг — вот основные тенденции развития любой функциональной области логистики в книжном деле, независимо от способа поступления информации о товарах к покупателям.[21]
С помощью Интернета можно быстро и дешево по сравне­нию с традиционными способами выйти на международный рынок. Интернет работает круглосуточно без участия продав­ца, обеспечивает возможность продажи товаров без посредни­ков, что дает возможность продавать товар по более низким це­нам. Информация в Интернете может меняться быстро и столько раз, сколько фирма сочтет нужным. Интернет позволяет сокра­тить издержки, связанные с реализацией продукции, ее рекламой, значительно расширить географию сбыта и в конечном итоге увеличить объем продаж и число покупателей.
По мере того, как Интернет завоевывает все большую популяр­ность, самое широкое распространение получает концепция вир­туальных магазинов для розничных покупателей. В западном мире этот способ электронной коммерции берет свое начало от обычной торговли по каталогам. Современный электронный ма­газин представляет собой web-сайт, на котором имеются ката­лог товаров и виртуальная «тележка» покупателя, куда он эти товары собирает. Оплата товаров и услуг может осуществляться с помощью наличных денег или кредитной карточки.
Учитывая вышесказанное, напрашивается вывод о том, что торговля через Интернет и в России займет свое место. Уже сейчас Интернет-продажи составляют значительную долю – 12% книжной розницы приходится именно на этот способ книгораспространения.[22]

2. 4. Розничная книжная торговля.
Помимо книжных магазинов, работающих напрямую с издательствами либо с очень крупными оптовиками, существует множество мелких розничных торговцев, работающих преимущественно с лотков или киосков.
В 80-е гг. в основном была развита торговля книгами только в киосках, к которым мы относим также «народ­ные» книжные магазины и торговлю книгами с прилавков на все­возможных мероприятиях. Лоточная форма торговли, в ее со­временном понимании, была редким исключением, и ее распространение сдерживалось властями. По данным экономической отчетности Госкомиздата РСФСР за 1980-1989 гг., количество киосков, принадлежащих непосредственно отрасли печати, со­ставляло около 1900, их количество несколько сократилось в 1989 г. и полностью исчерпало себя к 1991 г. В 1989 г. наиболь­шее количество киосков Госкомпечати РСФСР было в Москве — 280, Ленинградской области — 198, Краснодарском крае — 89, Хабаровском крае —60.[23]
Основная часть киосков принадлежала органам «Роспечати». Их в 1989 г. насчитывалось около 20 тыс. Развитые формы полу­чили народные книжные магазины. Вообще доведению книг до каждого предприятия в 70-80-е гг. уделялось достаточно боль­шое внимание, на ВДНХ страны лучшим книготорговцам пред­приятий вручались медали за пропаганду книги. Большие объе­динения киосков были образованы на предприятиях оборонно­го комплекса.
С начала 90-х гг. структура предприятий малой розничной торговли в стране претерпела изменения. Неупорядоченность правовой основы в книжной торговле, резкое сокращение ас­сортимента изданий, снижение эффективности розничной и оптовой книжной торговли и неплатежи в 1990-1993 гг. приве­ли к тому, что на улицы городов России выплеснулась самая примитивная и сверхприбыльная в то время форма розничной торговли —лоточная. Лоточники, не имеющие патента на тор­говлю, отличались высокой мобильностью и могли оперативно предлагать покупателям книги только что отпечатанные и пе­реданные в издательство, а нередко и книги, приобретенные ими как часть допечатки тиража прямо с полиграфических предприятий.
Розничная книжная торговля магазинов не могла в то время полностью противостоять торговле с лотков, но не теряла свое­го доминирующего значения. По оценкам экспертов, проведен­ным в то время, лоточная книжная торговля в Москве, С.-Пе­тербурге и других крупных городах России никогда не превыша­ла по обороту десятой части от всей розницы.
Лоточная книжная торговля начиная с 1995-1997 гг. была существенно потеснена розничной книжной торговлей магази­нов, которые к этому времени стали значительно наращивать свой ассортимент и оперативно приобретать его у издателей. У лоточников также перехватывали инициативу частные сетевые предприятия малых форм.
В розничную книжную торговлю в середине 90-х гг. вернулись киоски. Вначале они возникли как расширение функций киосков, торгующих периодическими изданиями, а потом уже и на специа­лизированной основе, создаваемые крупными издательствами и фирмами, распространяющими периодические издания. В 1997-1998 гг. количество киосков, торгующих книгами в Москве и С.-Пе­тербурге, превысило показатели 1989 г. Во многих городах России местными органами власти было принято соответствующее зако­нодательство, вводящее определенные правила в организацию пред­приятий малой розничной торговли. К этому времени киоски по­явились в высших учебных заведениях и стали возвращаться в орга­низации и на предприятия. В качестве их владельцев уже выступа­ли либо сами издатели, либо книготорговые организации.[24]
В настоящее время в России, по оценкам, действует около 18-20 тыс. киосков, что соответствует уровню их состоя­ния на конец 80-х гг., их оборот не превышает 3-5% от общего оборота книг в розничной торговле.
Если обратиться к опыту зарубежной книжной торговли в раз­витых странах Америки и Европы, то следует заметить, что ма­лые формы розничной торговли книгами не занимают там зна­чительного места. Они в основном соседствуют с периодикой, тя­готеют к транспортным узлам и отличаются стандартными параметрами, как по техническим характеристикам, так и про­даваемым в них книгам. Как правило, это дешевые книги карман­ного формата чаще всего серийные издания, путеводители и кар­ты, рассчитанные именно на публику, читающую в транспорте. Ассортимент таких изданий, хотя и ограничен по тематике, дос­таточно представителен и насчитывает 2-3 тыс. названий.[25]
Свое развитие такие формы получили также за счет представ­ления книг определенной тематики в профильных магазинах, а также на начальном этапе и в универсальных продовольствен­ных магазинах (средних и супермаркетах), пока не переросли в своеобразные книготорговые сети—отделы продовольственных магазинов, торгующих определенной тематикой по конкуриру­ющим с книжными магазинами ценам.
В России начала XXI в. уже складываются все признаки орга­низованной малой розничной торговли, подобные малым зару­бежным формам. Можно предположить, что их общее количе­ство в качестве самостоятельных предприятий будет сокращать­ся и что они будут находить свое место на других предприятиях розничной торговли и в транспортных узлах. Отчасти это уже имеет место.
В Москве около 700 киосков. Кроме того, мелкорозничная торговля книгами ведется в более чем 100 точках столицы — на улицах, в метро, в переходах и других обще­ственных местах, а также в спортивном комплексе «Олимпийский».
Петербургская книжная розница развивается достаточно динамично: ежегодный рост этого рынка в денежном выражении составляет 10-15%.
Во Владивостоке розничную продажу книг можно увидеть на центральной площади, где также периодически проводятся тематические книжные ярмарки, в киосках «Роспечати», на продуктовых рынках, в основном — в местах скопления людей, ну и, конечно, в крупных магазинах компаний розничных сетей.
Таким образом, из первого параграфа видно, что оптовые книготорговцы являются посредниками между издательствами и розничным книжным рынком, и некоторые крупные издательства, чтобы сократить цепочку поставщиков, создают собственные оптовые сети и склады, и с ними успешно конкурируют крупные книготорговые фирмы за счет широты предлагаемого ассортимента. Книжные ярмарки, о которых говорится во втором параграфе, являются скорее рекламными акциями, во время проведения которых можно, помимо заключения сделок, можно также ознакомиться с новым предлагаемым ассортиментом продукции или заявить о себе, как о новой компании или издательстве на книжном рынке. В третьем параграфе говорится о продажах книг через Интернет, этот способ торговли сейчас стремительно развивается, и, несмотря на непривычность для российского потребителя, уже завоевал признание. Основным способом книгораспространения по-прежнему остается розничная торговля, как через розничные магазины, так и с лотков и киосков, что видно из четвертого параграфа. Формы книгораспространения во многом пересекаются и перетекают из одной в другую. Например, через Интернет вполне можно сделать оптовый заказ, так же как и через систему заказов во многих розничных магазинах, а в новых оптово-розничных магазинах «Топ-книги» формата «Литера» можно приобрести книги в розницу по почти оптовым ценам. Но если оптовые формы книгораспространения не составляют конкуренцию розничным, то остальные формы книгораспространения конкурируют между собой за внимание потребителя. Поэтому крупной книготорговой компании, стремящейся к дальнейшему развитию и росту следует использовать все формы книгораспространения, чтобы какой-нибудь сектор рынка не остался неохваченным.

Глава 3. Книжный рынок Приморья
На 01.09.2000 г. лицензии на издательскую дея­тельность в России получили 24000 организаций. Помимо издательств различных форм собственности это мини­стерства, комитеты, ведомства и другие организации, вы­пускающие печатную продукцию, минуя издательства.
Каждый квартал в Госкомпечати Российской Феде­рации регистрируется 60 — 70 новых издательств. Но это не значит, что общее количество издательств значитель­но увеличивается. Многие организации, зарегистриро­вавшись как издательства и выпустив 1-2 книги, затем меняют профиль своей деятельности.[26]
Важным событием в книгоиздании последних лет стал рост провинциального книгоиздательства. Книги из­даются в 300 городах России. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга это 78 субъектов Российской Федерации, где в общей сложности работают более полутора тысяч изда­тельств. Если раньше в каждом регионе было 1-2 изда­тельства, то теперь, например, в Свердловской области их 97, в Новосибирской — 93, в Самаре и Перми по 40 и т.д. В Приморском крае работает более 50 издательств.
Конечно, доля местного книгоиздания в общей из­дательской продукции весьма скромна: около 15%, — и лишь некоторые из них прорвались на общероссийский рынок. К таким относятся издательства Новосибирска, Екатеринбурга, Самары, Смоленска, Ростова. По крайней мере, эти города представлены на книжном рынке При­морья. Ближнее зарубежье представлено издательствами Минска, Харькова, Киева. Львиную долю продаваемых в Приморском крае книг, составляет литература московских и отчасти санкт-петербургских издательств.[27]
Основными поставщиками книг в Приморский край в советские времена являлись Примкниготорг (ныне ОАО Приморский Торговый «Дом книги») с сетью магазинов по всему краю, «Академкнига». В доперестроечные времена активно поставлял литературу в край магазин «Военная книга», но в настоящее время, когда «Воениздат» практиче­ски не выпускает литературу (хотя юридически существу­ет), этот магазин работает с поставщиками внутри города.
Сложно перечислить всех поставщиков, появив­шихся в Приморье и, в частности, во Владивостоке в 90-е годы. Наиболее интересными из них являлись:
— КИП — Агентство «Дело». Поставляет литературу по нескольким   направлениям:  деловую,   бизнес   на   рынке продовольствия и госстандарты   по этой тематике, через московские фирмы английскую литературу Оксфорда и Кембриджа   (региональные  представители),   работает  с энциклопедическими   изданиями   издательства   «Русский язык», подбирает литературу по таможне и др.
— ООО «Оферта-Дело плюс». Поставляет литературу по экономике, юридическим наукам, медицине, справоч­ные, учебные издания, CD-ROM.
— ИЧП «Бестселлер» — крупный поставщик художе­ственной, детской, познавательной, досуговой литерату­ры. 
— ТОО «Далькнига». Работает с литературой универ­сального характера, превалирует художественная.
— ООО «Интертех». Профиль универсальный, в том числе учебная, познавательная, художественная, литера­тура по компьютерам, по музыке.
— ООО «Фрут» (Магазин «Глобус»). Поставляет учеб­ники, методические пособия для учителей и школьников, литературу по детскому самообразованию.
— ООО«Фирма Илита». Поставляет литературу юри­дическую,  книги  по экономике,  медицине,  художествен­ную, детскую, досуговую литературу.
— ЧП «Буриков» (бывшая «Лоза»). Работает с литера­турой универсального профиля для массового потребите­ли (в том числе по нетрадиционной медицине), по ком­пьютерной технике.
— ЧП «Мальцев» поставляет лучшую литературу по компьютерам, оказывает помощь в поиске ранее вышед­шей литературы по этой тематике. Предлагает литературу по психологии, познавательную, досуговую. 
— Культурный центр «Гармония» предлагает экзоте­рическую литературу, книги по всем направлениям само­познания; кассеты, компакт-диски и CD-ROM для отдыха и саморегуляции.
— ЧП «Сухачев» предлагает литературу по восточ­ным языкам, восточной культуре, экзотерике, психологии личности. 
В 2003 году во Владивостоке открылся первый книжный супермаркет ООО «Топ-книга», расположенный в центре города. На данный момент сеть компании в Приморье насчитывает шесть магазинов формата «Книгомир» и один – формата «Литера» во Владивостоке, магазин в Находке и магазин в Уссурийске. До этого ООО «Топ-книга» работала на партнерских условиях с магазином «Книжный Червь», но спустя небольшое время после открытия первого из магазинов «Топ-книги» в городе, их пути разошлись. На данный момент «Книжный Червь» имеет два больших магазина во Владивостоке и один в Находке. Елена Юдакова, директор сети книжных магазинов «Книжный червь», говорит, что открывать новые магазины во Владивостоке компания не намерена, потому что не имеет смысла состязаться с «Топ-книгой». Компания проводит стратегию выхода в край, есть планы открытия магазина в Уссурийске. «Книжный Червь» производит закупку книг непосредственно у издательств, поскольку выгоднее содержать сотрудника, в задачу которого входит мониторинг прайсов издательств, чем закупать товар у той же «Топ-книги», говорит Елена Юдина.[28]
Надо сказать, что среди издателей в последнее время растет интерес к выпуску серьезной некоммер­ческой художественной литературы. Они стали делать ставку на издательскую серию, предусматривающую не просто единство оформления, но и определенную заяв­ленную издательскую политику. Например, серия «В по­мощь словеснику», где, наряду с текстом произведений классиков, даются методические разработки учителю.
Издательство «Вагриус» свой интеллектуальный уровень поддерживает серией мемуаров «Мой XX век», серией «Современная российская проза», только что по­явившимися сериями «Проза поэта», и «Записные книжки».
Учебная и образовательная литература занимает 2 место среди предлагаемой (и потребляемой) на книжном рынке Приморья продукции — около 20%.
Кроме издательств «Просвещение» и «Дрофа» — бес­спорных лидеров на учебном рынке, литературу по этой тематике поставляют в Приморье следующие издатель­ства: «Школа-Пресс», «Аст-Пресс», «Владос», «Учебная ли­тература», «Высшая школа», «Корпорация Федоров» (г. Са­мара), «Лицей» (г. Саратов), «Новая школа», «Школа От­крытый мир», «Рольф», «Титул (г.Обнинск) и др.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.