Реферат по предмету "Журналистика"


Изображение человека на страницах газеты "СМ Номер один"

Министерство образования и наукиРоссийской Федерации
ГОУ ВПО Иркутский Государственныйтехнический университет
Факультет права, социологии и СМИ
Кафедра рекламы и журналистики
 
Курсовая работа
По основам журналистики
ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА НА СТРАНИЦАХГАЗЕТЫ
"СМ НОМЕР ОДИН"
По специальности 021400
«Журналистика»
Выполнила студентка
гр. ЖУР-07-1: Аруева Т.О.
Научный руководитель,
доцент: Мирхалилова Л.М.
Иркутск 2008

Оглавление
 
Введение
Глава I.Характеристика газеты «СМ Номер один»
1.1 Типологические особенности выбранного печатного издания
1.2 Система текстовых публикаций номера
1.3 Тематические линии газеты «СМ Номер один»
Глава II.Изображение человека на страницах газеты «СМ Номер один»
2.1 Способ изображения личности на страницах печатногоиздания
2.2 Разбор и анализ статей повыбранной тематике
Заключение
Список литературы
Введение
 
"Портрет! Чтоможет быть проще и сложнее,
очевиднее и глубже?!".
ШарльБодлер
Так сложилось, что интерес кнаглядному изображению человека постоянен, на это не в силах влиять никакиеобщественные или социальные изменения. Каждая историческая эпоха оставила намсвои примеры, запечатлевающие образы разных людей.
В наши дни успех или неудачакакой-то личности по-прежнему вызывают неизменный интерес общественности. Людисовершенно разных занятий, со своими неповторимыми чертами внешности илихарактера, особым взглядом на жизнь становятся героями полотен художников,персонажами литературных произведений и журналистских материалов.
Чрезвычайно важный, знаковыйхарактер несут в себе фигуры политических деятелей. Какой личностью являетсятот или иной политик, какие чувства, символы и идеи ассоциируются с ним, имеетдля публики первостепенный интерес.
Интерес прессы к наглядномуизображению человека постоянен. По-прежнему самым интересным для читателя могутбыть поступок, характер, карьера, судьба отдельного человека. Суть публикацийданного типа заключается в том, чтобы дать аудитории определенное представлениео личности. Решая эту задачу, журналист, как правило, обращает внимание на темоменты в жизни своего героя, которые являются важными для каждого человека.
Знание целей, «смысловжизни», которым служат герои публикаций, необходимо читательской аудиториидля того, чтобы сверить их со своими жизненными установками. В известной мере,это помогает читателям ориентироваться в мире и, возможно, корректировать своидействия, образ жизни и прочее. К тому же ряд портретных материалов позволяетудовлетворить интерес многих читателей к технологии успеха в наши дни.
Темой моей курсовой работыявляется изображение человека на страницах газеты «СМ Номер один», таккак личность является интересующим предметом для читателей периодическихизданий. Таким образом, объектом изучения является непосредственно газета«СМ Номер один», а предметом изучения — сам человек на страницахпечатного издания.
Цель данной курсовой работы — получить представление о способах изображения личности на страницах печатногоиздания.
Для достижения поставленной мноюцели необходимо выполнить следующие задачи:
Провести исследовательскуюработу по периодическим изданиям в целом;
Ознакомиться с типологическимиособенностями газеты «СМ Номер один»;
Выявить тематические линииданного периодического издания;
Рассмотреть и проанализироватьстатьи с тематикой личности на страницах печатного издания за период с января2007 года по апрель 2008.
Данные задачи будут решены следующимиметодами:
Теоретический метод (работа слитературой по исследуемой теме);
Эмпирический метод (непосредственноработа со статьями и их анализ).
Данная курсовая работа состоитиз двух частей, где первая из них является теоретической (характер, типология,тематика выбранного печатного издания), а вторая исследовательской илипрактической (анализ и разбор статей по выбранной тематике)
Глава I. Характеристикагазеты «СМ Номер один»
 1.1 Типологические особенности выбранного печатногоиздания
В процессе взаимодействияжурналистики с социальной практикой создается определенная структура средствинформации. Она, в свою очередь, должна быть точно отражена в типологическиххарактеристиках, с помощью которых описываются определенное издание и всясистема СМИ. Типология, вообще говоря, это классификация предметов или явленийпо общности каких-либо признаков.
Рассмотрим типологизацию газеты«СМ Номер один».
Регион распространения. Принятоклассифицировать прессу по вертикального принципу, в соответствии садминистративно-территориальным устройством государства. Однако за основуберется не место издания, а обслуживаемая территория. [1] Поданному типологическому признаку газету «СМ Номер один» можно отнестик печатным изданиям внутрироссийских общностей, а именно к изданиям областныхтерриториальных общностей, так как данное печатное издание распространяется натерритории Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.
Местная газета (по международнойтерминологии — локальная) — универсальное издание с преобладанием местнойтематики. Областная пресса обычно занимает прочные позиции в информационнойструктуре области и в качестве главного поставщика местной информации,пользуясь неизменным читательским спросом. Именно близость к читателюопределяет «лицо» местной газеты. Не стоит спорить о главных функцияхместной газеты, они выступают в комплексе: информационная, форма местногосамоуправления, средство организации коммуникации внутри города или района,источник полезной информации для читателей. Как правило, между населением иредакциями складываются особенно доверительные отношения, журналисты близкознакомы со многими своими читателями-земляками, а те в свою очередь привыклиобращаться в редакцию за помощью или советом, охотно откликаются на предложенияв сотрудничестве. [2]
Аудитория. "СМ Номеродин" является общественно-политической газетой, образовавшейся в 1997году в результате слияния газет «Советская молодежь», откуда перешлитрадиции иркутской журналистики, и газеты «Номер один», давшей новомусовместному печатному изданию современный подход к освещению тем и разработкематериалов. Газета в основном ориентируется на многоплановую, разносоставнуюаудиторию. Её по праву можно отнести к газете для всей семьи. Начиная с самогораннего и заканчивая зрелым возрастом, читательская аудитория издания имеетпреимущественно широкий размах в возрастных отношениях, учитывая интересы каждогопоколения. Однако по большей части данное издание можно отнести к молодежнойпрессе. Газеты этого типа ценны не только тем, что удовлетворяли запросы «своей»возрастной группы, но и тем, что служили своего рода школой и экспериментальнойлабораторий для новых поколений журналистов.
Учредитель. Согласнороссийскому законодательству, учредителями (основателями) СМИ, почти безисключений, могут стать любой гражданин Российской Федерации, объединениеграждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган. Законодательноустановлен регистрационный (а не более жесткий разрешительный) порядокучреждения: фактически органы власти всего лишь подтверждают заявку учредителяи берут созданную им газету или канал на учет. Правда, для телевизионной ирадиокомпании надо получить еще и лицензию на вещание, на занятие определеннойчастоты в эфире. Регистрационный взнос выражается в доступным гражданам иорганизациям суммах: несколько минимальных размеров оплаты труда для обычныхизданий, агентств или аудиовизуальных программ, при заметном увеличении длярекламных и эротических СМИ. Все это — свидетельства весьма либеральногоотношения государства к рождению новых средств информации. В нынешней России напервые места среди учредителей, по количественному признаку, вышли самиредакции и издательства, частные лица, государственные органы различных уровне,производственные предприятия. На этом фоне как небольшая группа воспринимаютсяпартийные издания.
Не следует, однако, думать, чтосегодня подавляющее большинство редакций не ощущает давления каких-либосторонних сил. Острота противоречий в политической жизни порождает борьбу засферы влияния в журналистике. Чаще всего влияние оказывается со сторонывладельца СМИ. Надо отчетливо представлять себе, что учредитель и собственник,владелец — это в правовом смысле разные фигуры; нередко они и фактическипредставлены разными людьми или организациями. [3]
Так учредителями газеты «СМНомер один» являются физические лица, ООО БИСИ «Вектор» Генеральныйдиректор Александр Секерин и издатель: ООО «Газета „СМ Номер один“Генеральный директор Алексей Елизарьев.
Издательские характеристики. Илипо-другому — технологические типологические признаки. Имеется ввиду веськомплекс сведений о периодичности, тираже и распространенности, формате, объемеиздания или программы.
Газета „СМ Номер один“выходит один раз в неделю на 56 полосах формата А3 и имеет тираж 22000-29000экземпляров. Способы распространения печатного издания — продажа в розницу, атакже с помощи подписки на газету. Бумага — офсетная. Цвет издания — попреимуществу черно-белый, однако обложка и некоторые страницы имеют цветноеоформление.
Позиции печатного издания. Рассматриваяпозиции данной газеты, можно отнести её к „газете — хозяйке“. Самымивостребованными темами для этого типажа газеты являются темы благоустройства, порядка.Под девизом „Нам здесь жить!“ газета не только заглянет в самыенеблагополучные уголки своего городка или района, но и пожурит жителей — домочадцев:а что вы сами сделали, чтобы стало уютнее? Газета скрупулезно посчитает, во чтообойдутся местному жителю похороны, поднимет вопрос о нелегальных мигрантах,наводнивших город. Но не забудет и о праздниках, которые принято отмечать всеммиром. Если эта газета и допускает некоторую необъективность в отражениидействительности (возможно — сознательно), то лишь для того, чтобы сформироватьу читателя более позитивный взгляд на мир: да, есть недостатки в нашем городе,но и можно исправить, если, засучив рукава все вместе (с городской властью) возьмемсяза дело. Главный герой газеты — тот, кто рядом, добился успеха в своем деле, преодолевтрудности, а в сущности — обычный рядовой житель.
 1.2 Система текстовых публикаций номера
Публикации номера периодическогоиздания образуют систему, все элементы которой взаимосвязаны и дополняют другдруга. Они различаются по их основным признакам — основаниям. Одно из такихоснований — источник информации, место, где она подготовлена. В зависимости отэтого вся информация, включаемая в номер, делится на две части. Большая еёчасть создается в самой редакции, её журналистами. Это редакционнаяжурналистская информация. Другая часть — внередакционная информация — создаетсягосударственными и общественными органами и организациями, информационными агентствами,а также внередакционными авторами — нештатными журналистами, авторами писем вредакцию и др. она также подвергается в редакции обработке, превращаясь вжурналистскую информацию.
Публикации, входящие в номер,различаются и по другому основанию — средству отображения действительности. Вгазете, еженедельнике — это напечатанное слово — вербальная информация ииллюстрации — визуальная информация. В зависимости от этого все публикацииздесь разделяются на текстовые и иллюстрационные.
Третье основание деленияпубликаций — метод отображения действительности. В зависимости от назначенияего произведения журналист пользуется различными методами. Чаще всего — публицистическим методом, создавая заметку, репортаж, статью или тексты вдругих жанрах газетно-журнальной публицистики. Но если ему нужно написатьфельетон или сатирическую заметку, он обращается к сатирическому методуотображения действительности. При необходимости он может обратиться и кхудожественному методу, написав, если у него есть соответствующий талант,стихотворение в номер или рассказ.
Но, пожалуй, важнейшее — четвертое — основание деления публикаций в номере — их назначение, функция. Этопрежде всего место и роль публикации в номере периодического издания.
По их назначению все вербальные — текстовые публикации в номере печатного периодического издания четкоразделяются на восемь групп, или типов. Это публицистические материалы,документальные и официальные публикации, статистические данные, научные итехнические материалы, литературно-художественные публикации, справочные,развлекательные и, наконец, реклама и частные объявления. Выбор публикации тогоили иного типа доя конкретного номера и занимаемое ею место обусловленызадачами, которые ставит перед собой редакция.
В массовой общественно-политическойгазете важнейшую роль играют публицистические материалы. То есть публицистика вшироком смысле слова — все журналистские произведения — от заметок и репортажейдо статей, очерков и эссе, в которых освещаются факты и события, имеющиезначение для жизни людей, поднимаются актуальные вопросы и проблемы политики,экономики и других важнейший общественных сфер. Все эти материалы образуютподсистему жанров газетно-журнальной публицистики. Они представляют основноесодержание большинства газет — как их компонентов, так и каждого отдельногономера. Эти тексты дают читателю ту разнообразную и непрерывно меняющуюсяпанорам событий в мире или в определенном регионе, которую он ожидает увидеть вгазете.
Информация, содержащаяся впублицистических материалах, подкрепляется сообщениями, которые несутпубликации других типов. Важное место среди них занимают документальные иофициальные материалы.
Тексты законопроектов,представленных в Думу РФ, и новых законов, принятых ею и утвержденныхпрезидентом, его указов, межгосударственных договоров и соглашений, решенийместных — областных и муниципальных — властей, обращений руководстваполитических партий и движений к избирателям, сообщений центральных и местныхизбиркомов о результатах выборов депутатов в Государственную или региональныедумы или другие официальные документы иногда занимают в газетах или журналахзначительное место — в зависимости от типа и уровня издания, где они появляются.В местных — региональных, городских — они появляются редко, иногда лишь в сокращенном,в жатом виде под рубрикой „Официальный раздел“.
Иногда официальные илидокументальные публикации играют в газете роль источника информации дляостальных материалов номера. Нередко это зримо на его страницах: послеофициального текста помещают подборку корреспонденций или интервью,конкретизирующих на местном материале важнейшие положения официальногосообщения.
С убыстрением процессаглобализации в мире повышается и роль науки и техники. Наука превратилась вмощную производительную силу. Это объясняет повышение внимание читателей газети журналов к проблемам науки. Подготовка научных и технических публикацийстановится важным направлением деятельности многих редакций. В региональныхизданиях — городских и региональных газетах регулярно печатают советы садоводами огородникам, консультации местных медицинских работников. Еще чаще здесьпоявляются технические материалы, связанные со строительством новых домов,реконструкцией квартир, использованием новой бытовой и сельскохозяйственнойтехники.
Представители различныхтехнических специальностей — строители, инженеры, конструкторы и др. — находятпубликации, связанные с их работой, в различных специальных журналах ибюллетенях. Их подготовка и выпуск, понятно, требует соответствующейспециализации журналистов, выпускающих такие издания. Возможно, дажесоответствующего образования.
Роль научных и техническихматериалов в газете будет со временем возрастать — с ростом образовательного икультурного уровня читателей.
Литературно — художественныепубликации в последние годы стали редко выходить на газетные полосы. Этообъясняется многими причинами, главная из которых — ослабление интересазначительной части нашего общества к художественной литературе. Писатели ипоэты перестали быть „инженерами человеческих душ“. Все это приводитк ослаблению влияния периодических изданий на читательскую аудиторию. Ужепотому, что подобные материалы играют двойную роль: представляя собой отклик наактуальные события в специфической — художественной форме, они не только даютчитателям информацию, но и выполняют функцию эстетического воспитания. Расскази глава из романа, повесть с продолжением в нескольких номерах, стихотворение иотрывок из поэмы — все эти материалы, занимая ум читателей, одновременновоспитывают их художественный вкус, учат видеть жизнь в образах, поэтому к нимпредъявляют повышенные требования. Они должны быть актуальны, написаны на злобудня и в то же время привлекать читателей своей совершенной художественнойформой.
Отдельным элементом системыпубликаций разных типов в подавляющем большинстве являются справочные материалы.Обычно они печатаются в конце последней страницы номера, но нередко их помещаюти на других страницах. В каждом издании — в соответствии с особенностями егоцелевой аудитории — устанавливается свой набор справочных материалов: телевизионныеи радиопрограммы на очередную неделю или на каждый день, репертуар местныхтеатров и кинотеатров, сводки погоды, расписание авиарейсов, железнодорожных иавтобусных маршрутов и т.д. Значительную часть справочных публикаций составляеттак называемая превентивная информация — сообщения о собраниях, конференциях,встречах, спортивных соревнованиях, фестивалях и тому подобных мероприятиях,которые должны будут проведены в ближайшее или более отдаленное время. К справочнымматериалам относится и информация, связанная с частной жизнью граждан, — овступлении в брак, юбилея и даже некрологи — заключенные в траурные рамкикраткие сообщения о смерти.
Острая конкуренция на рынкепериодических изданий привела к возрастанию значения развлекательных (рекреационных)публикаций в газетах. Кроссворды и сканворды, шахматные и шашечные этюды,»загадочные картинки", подборки исторических анекдотов и остроумныхизречений и тому подобные материалы пользуются популярностью у читателей. Онизанимают подчас целые полосы и в региональных изданиях. Они также играютдвойную роль: с одной стороны, дают читателям возможность развлечься, отдохнутьпосле трудового дня, с другой — расширяет их кругозор, знакомя с новымипонятиями и терминами, развивая смекалку и тренируя память.
Количество развлекательныхматериалов в газете зависит не только от её типа, но и от периодичности выходаиздания: в номере рабочего дня их, понятно, меньше, чем в номере выходного дня.А в специальных рекреативных изданиях — газетах, еженедельниках и журналах — они занимают почти все страницы номера.
Отдельный и весьма важный типпубликаций в газете составляют рекламные материалы. Их значение для редакцииобусловлено не только тем, что они предоставляют читателям рекламнуюинформацию, но и тем, что публикация рекламных объявлений являются дляподающего большинства газетных редакций важнейшим источником доходов иобеспечения их экономической, финансовой базы.
Рекламные материалы газетыдополняются частными объявлениями. Часть из них представляет собой такназываемую строчную рекламу, имеющую экономический характер. Авторы такихобъявлений предлагают в одной-двух строках свои товары или услуги и сообщаютсвои адреса и телефоны. Однако значительную часть строчных публикацийсоставляют объявления, связанные с частной жизнью граждан — их интересами,занятиями, здоровьем и т.п. Если в крупных общефедеральных и региональныхизданиях обычно печатают немного таких объявлений, то в местных — районных игородских газетах частные объявления нередко занимают целые полосы.
Нам известно, что определяетсистему публикаций разных типов в газете, их удельный вес и значение. У каждогоиздания — своя система публикаций разных типов. В соответствии с этим строитсясистема его рубрик и формируется структура номера. [4]1.3 Тематические линии газеты «СМ Номер один»
Для того, чтобы рассмотретьсодержательно-тематическую модель выбранного мною издания, определить важнейшиетематические направления его публикаций, рассмотрим рубрики данной газеты, нодля начала ознакомимся с общей характеристикой системы рубрик в печатныхизданиях.
Рубрики облегчают разработкукомпозиционной модели газеты, определение её структуры и построения каждогономера. Поэтому для обеспечения процесса планомерной подготовки выпуска газетынеобходимо сформировать систему рубрик.
В эту систему входят рубрикидвух типов. Важнейший из них — тематические рубрики, определяющие тематикупубликаций. К ним примыкают служебные рубрики, которые облегчают систематизациюпубликаций в газете по другим их характеристикам. Тематическая рубрикаобозначает и объединяет как однотемную подборку публикаций на газетной полосе,так и целую тематическую полосу. В многополосных изданиях, большинство которыхвыходит в малом формате А3, для организации структуры номера часто используюттакие постоянные полосные тематические рубрики: Политика, Экономика, Культура,Спорт и др., стоящие над соответствующей полосой.
Столь же активно в газетахиспользуют и служебные рубрики. Они также помогают организации материаловномера, а читателям — в поиске интересующих их публикаций. Применяют нескольковидов служебных рубрик. Жанровые рубрики — Наше интервью, Репортаж, Обозрение,Факт и комментарий и др. — определяет жанр публикаций. Временные рубрики — Пульс недели, Сегодня и вчера и др. — обозначают время событий, о которыхсообщают публикации. Региональные рубрики — Вчера в нашем городе, В России,Заграница и др. — ограничивает регион, о котором сообщает газета. Аудиторныерубрики — Для вас, книголюбы, Советы садоводам и т.п. — нацелены наопределенную группу читателей газеты. Служебные рубрики могут подсказыватьисточник информации, публикуемой в газете: От наших собственныхкорреспондентов, Информационные агентства сообщают и д. р. Иногда служебнаярубрика дает развернутую характеристику публикации, над которой она стоит,указывая на её жанр, и источник информации: Письма наших читателей.
Газетные рубрики разделяются ина две другие части. Многие из них могут быть использованы в любой газете. Например,тематические рубрики, обозначающие различные области и отрасли жизни обществаили граждан, где бы они ни жили: Экономика, Культура, Человек и общество,Служба здоровья, Разговор с интересным собеседником. Или служебные рубрики — жанровые, определяющие источник информации или время событий. Но кроме таких — общих рубрик в газете используют и монопольные рубрики, которые встречаютсятолько в данном издании. От системы тематических рубрик, ориентированных наинтересы и информационные запросы читателей данного периодического издания, вомногом зависит его имидж. И монопольные рубрики играют в формировании этогоимиджа на меньшую, а подчас большую роль, чем общие рубрики.
В каждой редакции определяют составсистемы рубрик периодического издания и их количество — в соответствии с типом иуровнем газеты. В небольшой местной газете достаточно использовать два-тридесятка рубрик, в крупном ежедневном издании их количество увеличивается. Значениеэтой системы возрастает в процессе выпуска газеты на основе сетевого графика,определяющего место и роль каждой рубрики на разных полосах номера. [5]
Из всего выше перечисленногорассмотрим рубрики газеты «СМ Номер один». Так к тематическимотносятся такие рубрики как «Спорт», «Экономика» и др. Однакоони не являются преобладающими в данной газете. Значительное место все такизанимают служебные рубрики, из которых можно выделить жанровые («Специальныйрепортаж», «Расследование», «Интервью»), региональные(«Губернские ведомости») рубрики, а так же в данном периодическомиздании печатается приложение по названием «Полезная газета», котороепользуется популярностью среди читателей. Здесь собраны материалы напотребительскую тематику: как обустроить садовый участок? Как проще и безлишних затрат провести ремонт? Как выбрать автомобиль? Куда отправиться наотдых (рубрика «Фазенда»). Так же в этом приложении можно найти многополезного для здоровья, что отражено в рубриках «Здоровье», «Красота»;для рассмотрения проблем между поколениями («Отцы и дети»); а так жеспециально для читателей проводится народная экспертиза, позволяющая судить окачестве того или иного продукта («Народная экспертиза»). В газетыесть её специальный проект «Отдел происшествий», где рассказывается окриминальных событиях области. Кроме того, в каждом номере периодическогоиздания существует «Почтовый ящик», с помощью которого читатели могутзнакомиться, общаться друг с другом, а так же выражать своё мнение на ту илииную проблему. В данной газете так же имеются «Афиша», «Телепрограмма»на текущую неделю. Рубрика «Отдыхай» предоставляет для читателяразличные кроссворды, кроссворды, анекдоты, которые позволяют читателюотвлечься от повседневной суеты и расслабиться. А для самых маленьких читателейпубликуется «Моя первая газета» или «Детская энциклопедия»,где ребенок может найти и узнать для себя много интересного и развлекательного.
Глава II. Изображениечеловека на страницах газеты «СМ Номер один»
 2.1 Способ изображения личности на страницахпечатного издания
Материалы, в центре которыхчеловек, в газетно-журнальной практике представлены двумя жанровыми формами: портретныминтервью и очерком.
«Рисуя» портретчеловека с помощью портретного интервью, журналист должен представлять масштабличности, учитывать ракурс интереса читателя по отношению к персонажу, а такжезаранее определиться со своей ролью в материале. Подробная беседа с героем — необходимый этап в работе над любым портретным материалом. Поэтому интервьюможет быть как методом добывания фактов биографии, мнений, так и жанровойформой, которая представляет этот процесс наглядно.
Главный стимул оформленияматериала о человеке в виде портретного интервью — возможность для журналиставывести на авансцену неординарного человека, интересного всем. Задачаинтервьюера — постараться создать эмоционально — психологический портретсобеседника.
В этом случае читателюдемонстрируется как можно больше выявленных сведений о человеке, а вокончательном литературном варианте беседы подчеркиваются вопросы автора,нацеленные на личностные характеристики собеседника, и его особеннопоказательные ответы. Все приводимые журналистом реплики должны выглядетьзначимыми не только по смыслу, но и как наглядное свидетельство характера,личности собеседника. Большую законченность портретному интервью могут придатьсуждения собеседника, приоткрывающие его систему жизненных взглядов. Поддержатьинтерес читателей к материалу в некоторых случаях помогает информация, которойвладеет герой благодаря служебному рангу.
Другую роль отводит себежурналист, если обращается к одной из форм художественно — публицистических жанров- очерку. «Очерк — это художественно-публицистический жанр, в которомпутем сочетания логико-рациональных и эмоционально-образных способов отражениядействительности решается определенный аспект концепции человека илиобщественной жизни». В этом жанре сочетаются документальные материалы ихудожественные формы, образность характеристик и высокая степень типизации. Кнеобходимым составляющим очерка можно отнести фактичность, аналитичность, проблемностьи образность. Объектом исследования в любом очерке является или человек, илипроблемная конфликтная ситуация. Портретный очерк разрабатывает определенныйаспект концепции одного человека, создает образ. В каждом конкретном случаеочеркист должен разобраться в сложностях индивидуального характера, создать психологическийпортрет, раскрыть внутреннюю мотивацию поступков, нравственное кредо своегогероя, истоки движущей силы его духовности.
Как было замечено выше, весьобъем очерковых материалов представлен двумя видами: проблемным очерком иочерком — портретом. При этом взгляд очеркиста должен быть устремлен начеловека или проблемную ситуацию — с таким расчетом, чтобы в конечномрезультате получилась художественно — публицистическая разработка определенногоаспекта концепции человека (портретный очерк) или общественной жизни (проблемныйочерк).
В отличие от предыдущей формыпортретного материала, интервью, автор очерка не просто приводит из разговоранаиболее яркие реплики, характеризующие героя, но, опираясь на весьразносторонний материал о человеке, осмысливает своеобразие его личности. Появлениелюбой персоны на страницах нынешних газет и журналов сопровождается следующимподходом журналиста к работе над портретным материалом:
Самое важное передается черезнаблюдение за поведением героя;
Отмечаются парадоксы судьбы;
Привлекаются образные ассоциациии наглядные эпизоды.
Рассмотрим, в каких рубрикахгазеты публикуются материалы, рассказывающие о каком-либо человеке, и какиетемы они затрагивают.
Это, несомненно, криминальныеситуации, где «личность» является потерпевшим или преступником, чторассматривается в рубрике «Отдел происшествий». «Губернскиеведомости» рассказывают просто о человеке, который чем-то отличается отдругих. При чем к этому человеку журналисты газеты могут возвращаться не одинраз, а даже через несколько лет, сообщая читателям продолжение той или инойистории.
Более подробно о том, какимобразом журналист подходит к проблеме личности, мы рассмотрим на примерах вследующем разделе исследовательской части работы.
 2.2 Разбор и анализ статей по выбранной тематике
 
№ 5.2007 г. «Житель Шелеховастал добровольным отшельником», Берт Корк (см. Приложение)
На титульном листе газеты «СМНомер один» сразу бросается в глаза массивное название данной статьи. Здесьтак же расположена фотография самого героя, и непосредственно начало самогоматериала, чем часто пользуются журналисты печатного издания, начиная статью напервой полосе газеты и продолжая на последующих страницах.
Корреспондент рассматриваетданную тему со всех сторон, что получает с помощью деления материала на части,каждая из которых имеет своё название и освещает ту или иную сторону даннойтемы. Итак, обратимся непосредственно к содержанию самой статьи.
Лид материала вводит читателя вкурс дела, кратко сообщая о человеке, оставшемся без определенного местажительства — Александре Груздеве.
"400 Метров отцивилизации". Именно с обрисовки «места жительства» корреспонденти начинает сам материал. Предельная точность, подробность и детальностьрассказа позволяет перенести читателя на это место и увидеть все своими глазами.«Старику трудно за раз пройти всю дорогу: колени болят, и приходитьсятащить за собой короб на полозьях с утренней добычей с отвала. В этот раз тамбыли мандарины для себя и шкурка какого-то КРС для собак. И сверху бревно — надрова». Вместе с журналистом мы можем пообщаться и с самим АлександромГруздевым, «слыша» диалог автора и героя статьи.
"Биография: армия,завод, отшельник". Перед нами, читателями, представлена печальнаяистория жителя Шелехова, которая привела его к такому месту жительства и вкоторой сам герой объясняет сделанный свой выбор. Это и городская пьянь,наркоманы, шум от железной дороги, и просто «надоело»… Историясообщает и о том, что Александр живет на свалке с 1986 года, что было сообщенои в подзаголовке статьи.
"Редкие гости — дикиесобаки и грибники". Казалось, в тихой глуши никто не должен беспокоитьотшельника. Но и здесь приходиться принимать гостей, пусть и не таких, каких мыобычно привыкли видеть. Бывают здесь люди в нетрезвом состоянии, которыепросятся переночевать, либо милиция, спрашивающая о том — «не видел здесьпоблизости никого?». Однако ночными гостями является статья собак, которыебомжа не трогают, но устраивают галдеж с домашними собаками.
"Принципиальныйотшельник". Как бы печально это не звучало, но родной сын не приходитв гости к отцу и даже сам его не принимает. Да ему и одному хорошо, где хорошо,тихо, спокойно…
№8.2007г. «Иркутскийэкстрасенс предлагает создать спецподразделение ФСБ», Александра Шиханцева.(см. Приложение)
На страницах газеты имя СергеяИсламгулова мы видим не первый раз. В январском номере газеты уже сообщалось отом, что Сергея пригласили на 3-ий Международный съезд экстрасенсов. Газета незабывает о своих героях, возвращаясь к ним снова и снова, чтобы держатьчитателя в курсе событий. Об этом сообщается в лиде материала. Данная статьярассказывает уже о том, как прошла конференция. Материал написан в жанреинтервью. Читателя так же могут ознакомиться с досье Сергея Исламгулова, гдекратко представлена биография героя и сообщается о том, что о нем писали итакие газеты как «Жизнь», «Аргументы и факты», «Комсомольскаяправда».
№ 10.2007 г. «Одержимаямать оставила дочек в больнице». Ксения Рютина (см. Приложение)
Типичная история детей, брошенныхсвоими родителями, представлена в данной статье. Жанром материала являетсяочерк с элементами расследования, что можно увидеть, непосредственно прочитавпубликацию.
Корреспондент начинает даннуюисторию с конца, сообщая о том, что в милицию поступил звонок из городскойбольницы №6 о том, что в холле медицинского учреждения сидят две девочки…Историей сестер Люды и Гузели заинтересовались помимо милиции и журналистыгазеты «СМ Номер один». После расследования, изучения документов, расспросовдевочек, а так же привлечения к этому делу свидетелей, милиции все-таки удалосьнавести справки и составить историю семьи Литвиновых, которая озаглавлена встатье как «Жизнь семьи пошла под откос». Девочки остались совсемодни. Через постскриптум корреспондент сообщает о возможной судьбе материдевочек, однако высказывает только предположение, так как основательныхдоказательств по этому поводу нет. Нашли лишь закоченевший труп женщины,которая сходна по фотографии с Ириной, матерью сестер. Но пока опознатьпотерпевшую некому…
№ 23.2007 г. «Солдатстал жертвой „баловства“ своего сослуживца,. Анна Блажко. (см. Приложение)
Лид материала сообщает читателямгазеты о конце печальной истории, когда из воинской части в поселок Жигаловопришел „груз 200“. 20-летний солдат Роман Потоскуев был убит своимсослуживцем.
Журналист начинает свою статью,знакомя читателей с героем материала, с его короткой жизнью. Еще в школе он былответственным мальчиком и подавал для других пример. В институте, однако, онпроучился только год, поняв, что выбранная профессия не для него. На службе у неготоже все было замечательно.
»Погиб при исполнении долга".Так названа часть статьи. Именно такая телеграмма пришла, оповещая родителейРомы об ужасной вести. Что же случилось на самом деле, родители не знают. Однакоавтор статьи рассказывает о том, что произошло в день смерти Романа. Такимобразом, ценой шутки сослуживца стала жизнь человека. В свидетельстве о смертив графе «Причина» поставлен прочерк. И в заключение статьи журналистсообщает о том, что убийца романа будет наказан.
№ 27.2007г. «Матьпереломала кости ребенку-инвалиду», Ксения Рютина (см. Приложение)
В данной статье журналистрассказывает печальную историю мальчика-инвалида Лени Пивня. В описании событияавтор подходит со всех сторон, начиная с рождения самого ребенка. Дело в том,что родная мать отказалась от него и спустя 6 лет все-таки решила забрать егоиз дома ребенка. Затем корреспондент сразу приступает к главному событию — сообщение о том, что Леня доставлен в больницу с тяжелыми травмами. Чтопроизошло с бедным ребенком, рассказывается в следующей части статьи «Швабра,банка, массаж в качестве наказания».
Дело в том, что Леня не могходить, и для матери он являлся обузой. Различные наказания, побои…Что тольконе пришлось испытать мальчику от родной матери. Сама же мать отрицает все иговорит, что ребенок падал сам. На Светлану, мать Лени, заведено уголовное дело.В заключение материала мальчик предстает перед нами уже счастливым ребенком,который улыбается людям и просит не отдавать его маме, а согласен пойти в домребенка.
№ 32.2007 г. «Главапочетной семьи оказался убийцей», Ксения Рютина (см. Приложение)
В начале статьи произносятсяхвалебные слова семьи Судаковых, которая одержала победу в конкурсе «Почетнаясемья Иркутской области». Авторитет этой семьи держался на высоком уровне,и ничто не вызывало подозрений. Однако однажды оперативникам одна девушкарассказала о том, что её насилует собственный приемный отец. При чем не её одну.После того как Лидии, жене Судакова, стало известно о похождении мужа, он еёхладнокровно убил. После этого одна из воспитанниц и пришла в милицию. СамСудаков признался только в убийстве жены, остальные же обвинения он отрицает. Нанего заведено уголовное дело, а девушек отправили обратно в приют.
№ 40.2007 г. «Одинокаястарушка держит в страхе весь дом», Лидия Гергесова (см. Приложение)
В начале материала корреспондентсообщает читателям о самом последнем случае, произошедшим на улице Марата впятиэтажном доме. В этот раз жительница этого дома, сумасшедшая старушка,позвонила в милицию и сообщила о заминировании. Краткая история из жизниНадежды Брагины говорит о том, что она находится на учете в городскомпсихоневрологическом диспансере уже тридцать лет. Так же сообщается о многихпроделках старушки, которая то спиливает замки на дверях в подвал, то брызгалагазом в замочную скважину соседям, то рисует на дверях непонятные знаки… Мыможем познакомиться и с мнениями жителей, которые терпят больную старушкукаждый день. В конце статьи журналист сообщает о том, что Надежда Брагина неединственная неспокойная жиличка дома. Есть еще одна женщина, которая тожестоит на учете в психоневрологическом диспансере
№ 10.2008 г. «Иркутянкаболее полувека ждет переселения», Анна Блажко (см. Приложение)
Временное жилище. Здесьрассказывается краткая история жизни бабы Шуры, о том, как жизнь привела её вбарак. Когда она была молода, начальство обещало ей и еще нескольким девушкам,что скоро их переселят в благоустроенное жильё. С тех пор прошло 57 лет. Вживых из первых жильцов барака осталась только баба Щура.
Пенсионерка не привыклапросить. Баба Шура занимает активную жизненную позицию, всегда ходит навыборы. Она верила в предвыборные обещания и надеялась, что скоро всезакончиться. Однако жаловаться пенсионерка не умеет.
Квартира напоминаетхолодильник. Корреспондент в подробностях описывает состояние жилища, гдепостоянно холодно, где по полу бегают крысы, а стены покрылись плесенью. Втаких нечеловеческих условиях приходится жить обитателям барака.
Дом не ремонтировали более 30лет. — Застройщик хитрит с переселением? Ремонт в бараке не делался уже с1974, однако жилищные условия становятся все хуже и хуже, а обещанногопереселения так и нет. А недавно жильцам сообщили, чтобы те подыскивали себеквартиру, дав понять, что квартиры в строящихся домах им не дадут. Могут лишьвыделить немного денег на приобретении нового жилья. Однако их может хватитьтолько на домик в отдаленных районах города.
Таким образом, рассказываяисторию какого-либо человека, журналисты печатного издания обращают вниманиечитателя на различные социальные, экономические, политические проблемы,рассматривая их с помощью жизненных примеров.
Заключение
Принципиальная особенностьотображения человека на станицах периодической печати сводится к утверждению: характергероя в публицистике — всегда только версия. Ограниченная площадь газетноголиста, а также обычно сопровождающая подготовку журналистского материаланехватка времени накладывают свой отпечаток.
Независимо из выбранной формыповествования о человеке: интервью-портрета или портретного очерка, авторстремится отобрать для материала такие сведения, характер которых наиболее яркосвидетельствует о личности описываемого. Это объясняет интерес журналиста кнаиболее ярким репликам собеседника или «картинным» эпизодам из жизнигероя.
Сделаем выводы и всего мноюпроделанного:
Цель курсовой работы можно поправу считать достигнутой, так как я рассмотрела способы изображения личностина страницах печатного издания;
Я проанализировала материалывыбранной периодической газеты.
С помощью курсовой работы можнополучить представление о газете «СМ Номер один»:
«СМ Номер один» — одиниз самых популярных и читаемых еженедельников Иркутской области — был образованв 1997 году в результате слияния газет «Советская молодежь» и «Номеродин».
«СМ Номер один» — это27 тысяч постоянных читателей от Байкальска да Тайшета и Бодайбо. Газетаучитывает интересы всех слоев населения, поэтому на её страницах можно найтисамые разные материалы — от репортажей с посевной до собственных расследованийпо наиболее закрытым для журналистов темам.
«СМ Номер один» — этомножество постоянных рубрик и специальных полос: «Специальный репортаж»,«Тема», «Происшествия и криминал», «Губернскиеведомости», «Гиннес-клуб», «Человек номера»…
4. Таким образом журналистыпечатного издания с помощью материала про отдельного человека обращают вниманиечитателя на социальные, политические и экономические проблемы общества, регионаи в страны в целом.
Список литературы
1. Ворошилов В.В. Журналистика: учебник/В.В. Ворошилов. — СПб.: изд-во Михайлова В.А., 2000. — 336 с.
2. Гуревич С.М. Номер газеты: учебноепособие/С.М. Гуревич. — М.: Аспект Пресс, 2002.
3. Корконосенко С.Г. Основыжурналистики: учебник для студентов вузов/ С.Г. Корконосенко. — 2-е изд.,перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2006.
4. Кузнецов И.В. Историяотечественной журналистики (1997-2000): учеб. комплект (учеб. пособие,хрестоматия) / И. В, Кузнецов. — 3-е издание. — М.: Флинта: Наука, 2006. — 640с.
5. Мрочко Л.В. Теория и практикамассовой информации: учебное пособие /Л.В. Мрочко — М.: Флинта: МПСИ, 2006
6. Прохоров Е.П. Введение в теориюжурналистики: Учеб. Для студентов вузов, обучающихся по направлению испециальности «Журналистика»/Е.П. Прохоров. — 6-е изд. — М.: Изд-воМГУ, 2005.
7. Система СМИ России: учеб. пособиедля вузов/ Под ред. Я.Н. Засурского. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 259с.
8. Система средств массовойинформации России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Я.Н. Засурского. — М.: АспектПресс, 2001
9. Смелкова З.С. Риторические основыжурналистики. Работа над жанрами газеты: Учебное пособие / З.С. Смелкова, Л.В. Ассуирова,М.Р. Савова, О.А. Сальникова. — 3-е изд. — М.: Флинта, Наука, 2004.
10. Тертычный А.Л. Жанры периодическойпечати: учебное пособие для студентов вузов / А.Л. Тертычный — 3-е изд., испр. идоп. — Аспект Пресс, 2006
11. Типология периодической печати: Учеб.Пособие для студентов вузов/М.Е. Аникина, В.В. Баранов, О.А. Воронова и др.; Подредакцией М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. — М.: Аспект Пресс, 2007.
12. pressa. irk.ru.
13. Блажко Анна. Солдат стал жертвой«баловства» своего сослуживца / Анна Блажко // СМ Номер один. — 2007.- № 23. — С18.
14. Блажко Анна. Иркутянка болееполувека ждет переселения / Анна Блажко // СМ Номер один. — 2008. — №10. — С7.
15. Гергесова Лидия. Одинокаястарушка держит в страхе весь жилой дом/Лидия Гергесова // СМ Номер один. — 2007.- №40. — С15.
16. Корк Берт. Житель Шелехова сталдобровольным отшельником/Берт Корк // СМ Номер один. — 2007. — №5. — С1, С7.
17. Рютина Ксения. Глава почетнойсемьи оказался убийцей / Ксения Рютина // СМ Номер один. — 2007. — №32. — С15.
18. Рютина Ксения. Мать переломалакости ребёнку-инвалиду/ Ксения Рютина // СМ Номер один. — 2007. — №27. — С15.
19. Рютина Ксения. Одержимая матьоставила дочек в больнице/ Ксения Рютина // СМ Номер один. — 2007. — №10. — С17.
20. Шадренко Алексей. Иркутскийэкстрасенс предлагает создать спецподразделение ФСБ/Алексей Шадренко // СМНомер один. — 2007. — №8. — С6.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.