Информационное
телевизионное вещание
в г.Красноярске: основные принципы
ПЛАН ДИПЛОМНОГО ВИДЕОФИЛЬМА
Введение.
Глава 1.
Приемы информационного телевещания программы
"Новости Афонтово".
Глава 2.
Приемы информационного телевещания программы"ИКС".
Глава 3.
Приемы информационного телевещания программы"Новости ТВК".
Глава 4.
Специфика работы тележурналистов красноярскихпрограмм новостей:
а) ведущий,
б) репортер,
в) оператор,
г) режиссер.
Заключение.
Основные результаты исследования и выводы.
Библиография.
Приложения.
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в Красноярске регулярно выходят вэфир три местные телевизионные программы новостей. Что мыпонимаем под термином«программа новостей»?
Основными чертами выпуска новостей являются:
" — постоянное место в структуре недельной и дневной программы;
- высокая периодичность в сравнении с другими видами передач;
- многотемность основной части выпусков, сочетающихся соспециализированными по тематике выпусками(спортивные, экстренные и др.);
- мозаичный характер построения при наличии определенного постоянства(рубрики, указывающие на принадлежностьмножества событий к единому временномуинтервалу, постоянных ведущих);
- блоковый характер построения с закрепленной последовательностью(постоянство верстки);
- cочетание различных видов выпусков и передач, различающихся наличиемоперативности, характером и объемомкомментирования, регулярностью выхода вэфир" [11. — с.65].
Программа "ИКС"Красноярской государственной телерадиокомпании «Центр России»выходитв эфир ежедневно, кроме воскресенья, на 4 общероссийском телевизионномканале, вещая в 19.00 практически на всю территорию Красноярского края, а в17.30 — соспецвыпуском — на Север края. В программе четверо постоянных ведущих(А.Соколов, А.Бендина, В.Власов и Т.Паршинцева), ее верстка стабильна.В19-часовом выпуске, идущем в «прямом эфире», есть устоявшаясясистема подачи 12 — 15 видеосюжетов по тематическим блокам. "ИКС", вслучае необходимости, выходит в эфир со спортивными, политическими иэкономическими спецвыпусками. Программа "ИКС"полностьюсоответствует названию «программа новостей».
"Новости ТВК" выходятв эфир с оригинальными выпусками ежедневно, кроме воскресенья, на 6красноярскомтелевизионномканале, вещая в 15.00, 20.00 и 23.00 на Красноярск и на некоторыерегионы края. В программе пятеро постоянных ведущих (И.Долгушина, Д.Чечкин,В.Востров, О.Альберг и А.Клюкин), верстка "Новостей ТВК«стабильна,сюжеты во всех выпусках идут по тематическим блокам. „Новости ТВК“соответствуют понятию „программа новостей“.
„Новости Афонтово“выходят в эфир с оригинальными выпусками ежедневно, кроме воскресенья, на9красноярском телевизионном канале, в 20.30 и 23.30 на Красноярск и нанекоторые территории края. В „Новостях Афонтово“ троепостоянныхведущих (С.Ким, И.Третьякова и С.Видов), верстка всех выпусковпрограммы стабильна. Сюжеты идут по тематическим блокам. Можно с уверенностьюсказать, что „Новости Афонтово“ — »программановостей".
Американские теоретики журналистикинасчитывают «у средств массовой информации… 5 основныхфункций:1)информировать, 2)развлекать, 3)влиять на аудиторию, 4)размещать рекламу и5)распространять культуру» [25. — с.173]. Для телевизионнойпрограммыновостей определяющей является 1-я функция — информировать зрителя о событиях вокружающем его мире. Начав сознательную жизнь, человек все меньшийобъеминформации получает посредством прямого контакта и все больший — из вторичныхисточников, в том числе, из средств массовой информации. Здесь задачажурналиста- по возможности не исказить новость, чтобы донести ее до зрителя в наибольшейполноте. «Хорошие журналисты стараются не привноситьсобственное мнение всюжет и представляют все стороны проблемы честно, объективно и точно» [25.- с.174]. Однако не нужно забывать, что зрительтоже обладает собственныммнением, и, видя сюжет, в котором даются несколько точек зрения на проблему,зачастую зрители отрицательно реагируют на темоменты, которые расходятся с ихличным мнением. Исходя из этого, в тележурналистике применяются, в основном, 2подхода к новости — безоценочная передачатолько фактов и рассказ о событии,сопровождаемый комментарием автора или ведущего. В своей работе мы собираемсяпоказать, например, что "НовостиАфонтово" тяготеют кпервому способу подачи информации, а "НовостиТВК" ипрограмма "ИКС" — ко второму.
Кроме этого, существуют и другиеконцептуальные различия в подходах к осуществлению информационноготелевещаниятремя красноярскими программами новостей.
В связи с изложенным, представляетсядостаточно актуальным изучение различных подходов в телевизионнойподаченовостей в Красноярске.
Поэтому перед нами были поставлены задачи:
- выявить конкретные приемы информационного телевещания трехкрасноярских программ новостей: "ИКСа","НовостейАфонтово" и "Новостей ТВК";
- проследить специфику работы ведущих, репортеров, операторов ирежиссеров трех красноярских программновостей согласно принципам их вещания.
В ходе решения поставленных задачиспользовались следующие методы исследований:
- изучение литературы о проблемах информационного телевизионноговещания;
- интервьюирование профессиональных работников телевидения;
- анализ выпусков местных программ новостей.
Все съемки, интервью, режиссура и версткадипломного видеофильма "Принципы информационноготелевизионного вещанияв г.Красноярске" проводились авторами дипломной работы.
Думается, подобные исследования должныпериодически повторяться. Это может быть полезным дляизучения происходящих стечением времени изменений в принципах вещания информационных телепрограмм Красноярска.
С развитием общественных потребностей врасширении сети телеинформационных программ, улучшением качествавидеотехники, атакже повышением профессионализма журналистов, работающих в системетелевизионной информации, «новостийные» принципы вещанияместныхпрограмм новостей будут меняться.
Материал данного исследования, на наш взгляд,будет полезен студентам при изучении курса«Тележурналистика».Видеофильм может быть также использован в спецпрактикуме «Мастерствожурналиста» и представляет определенныйинтерес длятележурналистов-практиков, специализирующихся на информационных программах.
Глава 1.
ПРИЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ТЕЛЕВЕЩАНИЯ
программы "Новости Афонтово"
Практически по всем последним рейтингамкрасноярских социологов ВЦИОМа и «БМ-рекламы»"НовостиАфонтово" на сегодня занимают 1 место по популярности у зрителей.
"Новости Афонтово"впервые появились на красноярских экранах чуть больше двух с половинойлетназад. Их возглавили ушедшие из программы "ИКС"популярные ведущие Ирина Третьякова и Сергей Ким, которых пригласилнасоздаваемый 9 телеканал его директор Александр Карпов.
С первых дней существования "НовостейАфонтово" его создатели поставили перед собойсверхзадачу: сделатьна местном уровне «новое телевидение». "Новости Афонтово"сразу начали свою работу в условиях конкуренции спрограммой "ИКС",которую тогда возглавляла Ирина Долгушина, Чтобы привлечь вниманиетелезрителей, Сергей Ким и Ирина Третьяковасделали ставку на принципыамериканского телевидения. Для этого в редакцию приглашались американскиеспециалисты, изучались подходы американцев к способамосвещения событий.
И.Третьякова:
— С самого начала существования «Афонтово» мы работаемпо учебнымпрограммам с американцами, с Москвой, с коллегами в других городахРоссии, тоесть, мы очень много обмениваемся опытом. Мы вышли на уровень международный.Только что Сергей Видов вернулся из Вашингтона, Наташа Ивановавот-вот вернетсяиз Англии. Сергей Ким два раза был за границей — очередная поездка ожидается наWTN в сентябре. Поедут туда ведущие «Новостей» ирежиссеры.
Одним из главных принципов "НовостиАфонтово" избрали освещение максимальновозможного количествасобытий, происшедших в городе. Причем зачастую это новости, затрагивающие лишьнебольшую часть аудитории, например, одну школу илисемью. Таким событиям, какправило, другие новостийные телепрограммы уделяют мало внимания. Для«Афонтово», тем не менее, это являетсянеотъемлемой частью ихконцепции.
Во избежание неточной подачи информации, атакже возможной субъективной оценки, в "НовостяхАфонтово"принято предоставлять слово участникам, очевидцам события либо официальнымлицам. Во многих сюжетах дается интервью с местасобытия, что, кромедостоверности, положительно влияет на зрелищность репортажа.
Для восприятия информации большое значениеиграет также видеооформление программы. По оценкам многих,"НовостиАфонтово" на сегодняшний день — это единственная программа, вкоторой тщательно продуман стиль оформления. Начиная«перебивками» изаканчивая «выгородкой», "Новости Афонтово"выгодно отличаются по оформлению от конкурентов.
Первыми в Красноярске афонтовцы переняли измирового опыта идею оформления микрофонов и камерфирменными знаками программы.Уже позже фирменные знаки появились на микрофонах и камерах "НовостейТВК". Очень большое значение придаетсяна «Афонтово»графическому оформлению пространства экрана. Для этого активно применяетсякомпьютерная графика и спец.эффекты. Конкретный примериспользования компьютеров- это заставка, уровень исполнения которой гораздо выше, чем у конкурентов.Кроме того, компьютерной графикой оформлены и прогнозпогоды, и сообщения службы«005». В совокупности все это намного повышает профессионализм "НовостейАфонтово".
Нужно отметить, что если раньше "НовостиАфонтово" специально подчеркивалисобственную«американизированность», то в последнее время они все чаще отмечают,что несмотря на это, они принадлежат к российскому телевидению.По нашемумнению, это связано с изменением конъюнктуры телезрителя, который пресытилсяразличной американской кино- и видеопродукцией. Но, приспосабливаясодержаниеновостей к потребностям российского зрителя, "Новости Афонтово"оставляют за собой право использовать«американское» видеооформление.
Один из принципов своей работы "НовостиАфонтово" называют понятием "непристрастность".Этотпринцип отсутствует и в "Новостях ТВК" и в программе"ИКС". Его суть в том, чтобы очистить фактоткакого-либо субъективного подхода к нему. Отказ от оценки факта — стержень,на котором строится вся подача события в "НовостяхАфонтово".
Вопрос: -Что главное: новость или ее оценка?
С.Ким:
— Конечно, новость. Безусловно, факт. Потому что все остальное — для другихпередач. Мы считаем, и лично я считаю, что эта оценка интересна мне, вкрайнемслучае, трем-четырем моим приятелям. Все остальные люди должны получить факт,по возможности, без моей оценки.
Практика показывает, что полностью отказатьсяот оценки нельзя. У каждого человека есть собственныйвзгляд на ту или инуюпроблему. Здесь речь идет лишь о том, чтобы свести это отношение к минимуму. Пословам Ирины Третьяковой, репортер свободен в своихмнениях, и строгого контроляза ним нет. Но после эфира репортер будет отвечать за явно выраженную в сюжетеоценку.
Не оценивать событие и давать только егофактологический аспект — это обязанность каждого журналиста"НовостейАфонтово". Как следствие этого, еще один принцип работы — иметьвозможность беспрепятственно вернуться на местосъемок еще раз.
С.Ким:
— Даже если ты делаешь любой критический материал, даже если ты делаешьрепортаж из камеры смертника, ты все равно должен сделать такой материал,чтобытебе не было стыдно прийти туда во второй раз. Чтобы ты этого человека необидел, не извратил смысл его выражений, не говорил с ним об одном, а потомнаэкране сказал другое. Ты можешь в пух и прах развеять какую-то позицию, тыможешь вывести их на чистую воду, но ты должен прийти и сказать: «Вотуменя факты, о которых мы говорили, факты, которые я сам узнал. Если у тебяесть другие факты, я сейчас их запишу, завтра — расскажу». Но так, чтобы яв глазаговорил одно, а потом вывернул ситуацию на другое — это простоневозможно представить.
В сюжетах "Новостей Афонтово"отсутствует и политическая оценка события. Помнению руководствапрограммы, политические пристрастия репортеров не должны мешать зрителювоспринимать событие во всем его объеме. Помимо фактологическойточности, этоеще и хорошая возможность конструктивно работать с существующей властью.Естественно, если «у руля» окажутся люди, плохо относящиесяк частномутелевидению и независимости средств массовой информации, "НовостиАфонтово", скорее всего, будут закрыты.
С.Ким:
— По большому счету, мы действительно боимся всяких революционныхпотрясений. Была бы стабильная власть, были бы стабильныепредприятия, экономика, политика и так далее, — и тогда нам вообще ничего нестрашно. Потому что все остальное в условиях стабильности мы решим.
И.Третьякова:
— Мы боимся, во-первых, зависимости от определенных структур — властных,финансовых, прочих. Очень просто попасть в зависимость, и оченьнепросто потомот нее избавиться. На сегодняшний день я оцениваю позицию "НовостейАфонтово"как самую независимую. Мой корреспондент может делать любой сюжет, как онсчитает и как он его видит. Никакой цензуры у нас несуществует.
Слабое место любой частной телекомпании — то,что она зависит от спонсоров и рекламодателей. С другой стороны,этосвоеобразный «катализатор прогресса», при отсутствии которогоденьги потекут к конкурентам. Этим же обстоятельством определяется и обилиерекламы в"Новостях Афонтово". В каждой программе — по 2рекламных блока, и еще по одному — перед программой и сразу после ееокончания.Длина каждого блока — не более 4 минут.
Этим же, в какой-то мере, объясняетсяотношение руководства 9 канала к программе новостей как наиболеепопулярной,стабильной и интересной программе. Поэтому приоритетное финансирование каналаидет именно на новости. Кроме того, любая программа, которая помешала бы выходув эфир новостей, по мнению руководства канала, должна быть прервана внезависимости от возможных последствий. А время выходавыпусков "НовостейАфонтово" постоянно.
С.Ким:
— Когда мы создавали канал, не новостям мы окружение выбирали, а мы делалисовсем наоборот. В сетку вещания мы ставили сначала «Новости»какглавную и основную нашу программу. И уже вокруг «Новостей» строитсясетка. И уже не важно — куда, какой фильм поставить?«Новости»священны. Ни один раз из-за какой-нибудь передачи «Новости» непереносились. Это себе невозможно представить, это, какбы, табу.«Новости» — это главная программа нашей телекомпании. Да и любойдолжна быть.
Всего за сутки выходит 3 выпуска "НовостейАфонтово". Оригинальные выпуски -вечером, в 20:30 и 23:30, а наследующий день двадцатичасовой выпуск повторяется в 9 часов утра. Каждомувыпуску отводится по 27 минут. Это примерно15 — 17 сюжетов, 2 рекламных блока,сообщения службы «005», Центра стандартизации, курсы валют и устныеинформации. Хронометраж обычного сюжета в"Новостях Афонтово"ограничен 1 минутой. Если событие неординарное, хронометраж может бытьувеличен. Как, например, было в случае савиакатастрофой под Ванаварой.
И.Третьякова:
— Когда упал самолет под Ванаварой, этот сюжет шел самым первым в выпуске,потому что это очень серьезная информация, которая интересовала, скажем так,практически всю аудиторию «Новостей». Так, мы заявили, что нашкорреспондент вернулся из командировки, буквально, тремя словами (онвернулся занесколько минут до эфира), а в «ночных» мы поставили этот сюжет вверх,с него открывали выпуск, и он шел практически 2 минуты с «копейками».
Количество устных информаций в "НовостяхАфонтово" заметно отличается отаналогичного показателя в "НовостяхТВК" и программе "ИКС". Часто они являютсялишь связующим звеном междусюжетами. Устные информации в "НовостяхАфонтово", как правило, короче, чем в "ИКСе".С этим, кстати, связанои то, что ведущие "Новостей Афонтово"делают в эфире ошибки реже, чем ведущие "ИКСа".Руководители "НовостейАфонтово" считают, что в идеалеустных новостей должно быть как можно меньше.
И.Третьякова:
— Устные новости — это только то, что мы не смогли снять, не успели снять,или то, что еще только произойдет.
Версткавыпуска "Новостей Афонтово"заметно отличается от верстки новостей двух другихкрасноярских телекомпаний.
И.Третьякова:
— Наша верстка — верстка "Новостей Афонтово" — принципиально отличается от верстки новостей других телекомпаний вКрасноярске.Это уже многие заметили, потому что, во-первых, она очень сильнозависит от рекламных включений (и погода у настоже разбита, такимобразом, на 3 блока), и, в зависимости от этих рекламных включений, весь выпускновостей делится на 3 информационных блока.
В первый блок, как правило, попадаютофициальные события из разряда наиболее важных для города или простоважныеновости: экономические, деловые, визиты высоких гостей. Второй блок обычноначинается тоже с важной криминальной или экономической информации. Втретийблок попадают новости спорта, культуры, различные хобби — то есть, по словамИрины Третьяковой, «приятная» информация.
Внутри строение блоков подчинено определеннымзаконам. Каждый блок начинается с самой важной в блокеустной информации, закоторой следует самый важный в блоке сюжет. Есть и свои тонкости. Например,какой бы важной ни была спортивная информация, она в лучшемслучае может попастьлишь в начало третьего блока. В то же время, сюжеты к празднованию 50-летияПобеды шли обычно в самом начале программы.
Верстка выпуска начинается с утра, когдаответственный редактор делает так называемую «грубуюверстку». Далее кверстке подключаются продюсер новостей, а затем и ведущий выпуска.
Одна из уникальных особенностей "НовостейАфонтово" — использование такназываемых «дразнилок».Чтобы не потерять зрительский интерес во время рекламных вставок, продюсер(С.Видов) или один из репортеров (чаще всего, К.Арутюнян) делают короткий анонсодного из наиболее важных сюжетов из следующего за рекламой блока новостей. Вотпример такой «дразнилки».
Пример «дразнилки».
Для привлечения зрительского внимания служити нестандартное построение прогноза погоды. Делаетсясвоеобразная«отводка» от предыдущего сюжета или рассказывается о чем-то, совсемне связанном с новостями. Чаще всего этим занимается режиссер"НовостейАфонтово" А.Абрамович.
Пример прогноза погоды
Принципы отбора информации в "НовостяхАфонтово" тоже своеобразны. Наибольшеевнимание уделяется новостям,вызывающим у зрителя положительные эмоции. На фоне массыкритических материалов "ИКСа«и „Новостей ТВК“в „Новостей Афонтово“ подобное можно увидеть нечасто. Впринципах „Новостей Афонтово“ — давать больше, пословам С.Кима, хороших новостей.
И.Третьякова:
— Мы считаем, что зритель в Красноярске очень устал от „черноты“,от безысходности, от тех проблем, с которыми онсталкивается каждый день. Мыстараемся щадить зрителя, стараемся заражать его положительной энергией.
По нашему мнению, к одному из серьезныхнедостатков „Новостей Афонтово“ относится излишняяфактологичностьподачи информации, когда репортер лишь излагает само событие, причем, иногдаему даже приходится повторять в начитке видеорядсюжета. Между тем ЕвгенийПрохоров в учебнике по тележурналистике отмечает, что „в сюжете текст недолжен описывать изображаемое на экране“, и»в то же время, он недолжен быть абстрактным" [17. — с.209-210], отвлекаться от основной идеисюжета. Также авторы брошюры «Теле- ирадиоинформация» уточняют:«текст… должен дополнять, конкретизировать, расшифровыватьизображение, не повторяя того, что»прочитывается" на экране" [3.- c.18].
Не всегда продуманная верстка программы тоженарушает логику восприятия новостей.
С.Ким:
— В большой степени у нас информации устные идут сами по себе, а видеосюжеты- сами по себе. Мы пытаемся, чтобы они были взаимосвязаны, послеполитики шлаполитика или, там, экономика (но никак не политика — культура), то есть, чтобыне было совсем мешанины. Но, тем не менее, нарезкадостаточно«лапшой».
В "Новостях Афонтово"понимают, что после пика зрительского интереса, которыйдлится обычно 2-3 года,популярность программы начинает падать. Журналисты готовятся к этому ипостоянно ищут новые формы подачи информации. Например, кактолько на основеданных социологического исследования они понимают, что заставка и выгородка"Новостей" надоели зрителям, появляются новые вариантыоформления. Большие возможности открывает перед "Новостями Афонтово"новое здание в бывшем Дворцекультуры завода медпрепаратов.
Именно благодаря тому, что они не боятсяэкспериментов, "Новости Афонтово" исмогли стать ведущейинформационной программой местного уровня.
Глава 2.
ПРИЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ТЕЛЕВЕЩАНИЯ
программы "ИКС"
После выпуска "Новостей Афонтово"в 20.30, занимающего 1-е место по городу Красноярску врейтинге«БМ-рекламы», идет девятнадцатичасовой выпуск программы "ИКС",который транслируется на весь край. У программы"ИКС"самое большое количество телезрителей по краю. Это связано с тем, что назначительной части территории края у "ИКСа«просто нетконкурентов, за исключением местных программ новостей.
Из редакций всех новостийных программКрасноярска редакция „ИКСа“ — самая молодая.После уходакоманды Ирины Долгушиной на ТВК год назад главным редактором программы „ИКС“стал Мисак Нахшкарян, известныйтелезрителям как постоянный автор и ведущийпрограммы „Де-юре“. С 1 июня прошлого года и по сей день коллективеще создается, что, безусловно, отражается на творческом процессе. Но несмотряна это, программа ежедневно выходит в эфир и имеет своего зрителя. Уже втечение 5-ти лет практически водно и то же время зрители „ИнформацонногоКанала Событий“ могут увидеть программу на своих экранах и, какотмечают некоторые критики, часть аудитории смотрит ее по старой памяти,вспоминая программу, которую делала Ирина Долгушина, так называемый,»старый «ИКС».
Но это — меньшая часть аудитории. Например,жители одной из деревень Красноярского края вообще невидят разницы междупрограммами Российской телерадиокомпании и краевого телевидения и смотрят"ИКС" как московскую программу.
Однако основная, на наш взгляд, причина того,что "ИКС" стабильно популярен -его государственнаяпринадлежность. Аудитория считает, что у государственной программы новостейвсегда будет доступ к наиболее достоверной информации, и чтоэта программавыражает мнение властных структур. На самом же деле, это — заблуждение,поскольку слишком строгого контроля со стороны власти надредакцией нет.Зачастую в репортажах программы "ИКС" журналистыподвергают весьма острой критике городскую, краевую и федеральнуювласти. Этакритика, пожалуй, самая сильная из всех трех программ. Естественно, существуетцензура, но она внутренняя. Функции цензоров выполняют главныйредактор "ИКСа"и заместитель генерального директора КГТРК «Центр России», безподписи которых ни один выпуск не можетбыть выдан в эфир.
М.Нахшкарян:
— Есть запрет, что в "ИКСе" не появится ни одногосообщения о том, как судится та или иная компания с тем-то, или на когов судподали, или кто что купил, или куда поехал, или кого уволили, или когоназначили. Нет.
Государственное подчинение программы обуславливаетсвоеобразный стиль подачи информации как ведущими, так ирепортерами.
Солидность и сдержанностьведущих "ИКСа" — принцип их работы. Стиль иходеждыдолжен быть достаточно консервативным, таким же преимущественно долженбыть их языковой стиль.
М.Нахшкарян:
— Всегда «Новости» воспринимались как официальная программа. То,что там сказано, значит, это так есть, так будет, так случится. Что это-позиция государства. А в России львиная доля людей — это, все-таки,люди-государственники. И, конечно, с уважением они к этому относятся. Икведущему они отнесутся как к представителю государства.
В "ИКСе", наверное,самая жесткая из всех 3-х краевых программ новостей верстка сюжетов.Если неслучается ничего экстраординарного, в начале программы располагается блоксюжетов, связанных с политикой. Это, как правило, различные совещаниягородскогои краевого уровня. С недавних пор принципом "ИКСа"стало перекрывать видеоряд совещания видеорядом из архива, которыйкасаетсяконкретной темы сюжета.
За политикой следует блок экономическихсюжетов. Предпочтение отдается теме государственных предприятий икрупныхакционерных обществ.
После блока экономической информации идетблок, связанный с коммунальными услугами. Именно здесьпоявляются сюжеты обытовых проблемах жителей Красноярска и края.
Потом настает время блока сюжетов осоциальных проблемах населения. Здесь же идут материалы о медицине инауке.
Далее следует криминальная хроника "ИКСа".В последнее время программа "ИКС«отказывается от»голой" статистики: сколько преступлений зафиксировано и сколькозвонков о пожарах оказались ложными (как делают "НовостиАфонтово").Чаще всего дается несколько наиболее значимых фактов из краевых оперативныхсводок.
После криминальной хроники идет блок сюжетово культуре. Здесь наиболее часты сюжеты о театральныхпремьерах и выставкаххудожников. Неудачным является то, что после 19 часов очень редко происходятвыезды журналистов "ИКСа" насъемки. Это связано с несовсем продуманной организацией работы водителей. Но именно после 19 часовпроисходит очень много культурных событий.
После новостей культуры следует блокспортивной информации. С недавних пор одним из принципов "ИКСа«сталовыделение спортивной информации в отдельную рубрику со специальным ведущим(В.Власов). Как показали последние рейтинги, этот шаг редакции былдостаточнохорошо принят зрительской аудиторией. Выделение спорта в отдельный блок поднялообщий рейтинг программы. Это связано с тем, что определенная частьзрительскойаудитории интересуется спортом, и ежедневное его появление в эфире с постояннымведущим способствует оценке программы в целом как стабильной.
В каждом спортивном блоке присутствуют ифедеральные новости, если они касаются краевого спорта. Версткаспортивногоблока довольно проста: сначала идут федеральные спортивные новости с участиемкрасноярских спортсменов, затем результаты краевых и главныхгородскихсоревнований. Далее (через перебивки) идут спортивные сюжеты. Потом следуютанонсы соревнований на ближайшие 2-3 дня. Хронометраж спортивныхсюжетовограничен, как правило, 40 секундами, если масштаб события не требует большего.В спортивных блоках наиболее часто используются спец.эффекты примонтаже. Здесьесть поле для эксперимента.
Программе „ИКС“свойственен очень пристрастный отбор сюжетов, идущих в эфир. Главнымздесьслужит то, что программа идет на весь край. (У нее — единственной из всехтрех красноярских программ новостей есть свои штатные собкоры в городах ирайонахкрая. Это Иван Гисич в Назарово, Тамара Попова в Лесосибирске, ТатьянаГорейнова в Шушенском и Петр Капустин в Канске.) Главный критерий отборасюжета- это его актуальность для большинства телезрителей.
А.Соколов:
— События, как такового, сегодняшнего, может и не быть. Может быть освещенна данный момент какой-то процесс. Он имеет, соответственно, какую-тоцену,значимость для зрителя. Если этот процесс важный — независимо от того, толи он начался сегодня, то ли ондлится уже несколько лет и принял какой-то новыйвиток, его нужно осветить.
Не в традициях „нового“ „ИКСа“снимать небольшиемероприятия. О них, как правило, говорится в устныхинформациях. Это объясняется и относительной краткостью выпуска. Длина»среднего«сюжета обычно не превышает 1-1,5 минут. Чуть больше даетсяособо важной политической или экономической новости. Например, в ситуации,когда был снятмэр Норильска Василий Ткачев, этому событию было уделено впрограмме около 5 минут.
В программе „ИКС“ непринято просто пересказывать события. Наряду с самой новостью важнойсчитается иее оценка. Причем, естественно, без какой-либо подтасовки фактов из частногослучая желательно сделать обобщающий вывод.
А.Соколов:
— Если в каждой телевизионной новости будет просто перечисление фактов,будет оставлено поле для размышлений, эта новость ничего не даст. А еслибудеткакой-то комментаторский посыл, с ним можно согласиться или не согласиться(это не важно), но это, во-первых, будет каким-то стимулом подумать, а,во-вторых, человеку думать будет проще.
Впрочем, „Новости Афонтово“ с этим категорически несогласны.
О событиях, на которые нет видеоряда, среди»сегодняшних" съемок или в архиве, рассказывается вустныхинформациях. Так называемые «информушки» обычно длинней, чем в "НовостяхАфонтово" и, как правило, они должны служитьне просто дляпоявления ведущего в кадре между сюжетами, а нести в себе информацию. Удельныйвес устных информаций в программе "ИКС«больше, чем у ееконкурентов, что, в конечном итоге, по нашему мнению, снижает зрительскийинтерес. Не способствует расширению аудитории „ИКСа“ипрактически полное отсутствие оформления. Заставка, перебивка и отбивкапрограммы давно уже морально устарели, так же, как и выгородка, на фонекоторойсидит ведущий. Не используются широчайшие возможности компьютера.Единственное техническое средство, несколько оживляющее экран — аппарат длявыдачи титров»Альфа", тоже морально устаревший. Это, впрочем, незначит, что ни главный редактор, ни журналисты не понимают важности проблемыоформления и нестараются изменить ситуацию. Просто редакция лишь недавновстала на ноги и получила моральное право разговаривать сначальством студии наравных.
Еще один фактор, отрицательно влияющий на«смотрибельность» "ИКСа" — его не совсемудачное положение в программе. По некоторым оценкам, время эфира 19.00 — слишком раннее для местных зрителей. А что уж говорить оспециальном«норильском» выпуске, который выходит в 17.30, когда большая частьактивной аудитории еще не вернулась с работы.
Кстати, о «норильском» выпуске.Название «норильский» — условное.Фактически, его принимают во всемкрае, кроме Красноярска. Его хронометраж — 10 минут без учета минуты рекламы.Верстка норильского выпуска, в принципе, неотличается от верстки 19-часового"ИКСа". Кроме специальных материалов, подготовленныхдля Севера края, в него входят репортажиоб основных событиях краевого уровня,которые успели смонтировать до выхода выпуска в эфир.
Безусловно, всего один выпуск на Красноярск вусловиях, когда конкуренты выходят с 2-3-мя выпусками вдень, — серьезныйнедостаток "ИКСа". Рассматривается вариант с выпуском в22.30, и пробный эфир 9 мая показал, что редакции этовполне по силам. Ноопределенные проблемы с руководством телекомпании тормозят процесс развитияпрограммы. А пока нет третьего выпуска, на протяжении, примерно, 2-х недельапреля редакция без труда готовила 30-минутные эфиры в 19 часов. Это получилоназвание «перевещание», и руководствотелекомпании поручило секторувыпуска, ответственному за техническую выдачу программ КГТРК в эфир, отключатьстудию от передатчика «на логическойточке». В связи с этим 2 или 3раза блок рекламы даже не попал в эфир.
Особую критику специалистов вызываетнедостаточно профессиональная работа операторов. Претензиипредъявляются кустойчивости картинки и к неоправданно частому использованию«наездов» и «отъездов». Причем, иногда картинкатеряетфокус, потому что операторы пользуются автоматической фокусировкой (!),что недопустимо для профессионалов.
Нарекания связаны и с работой режиссеров.Длинные панорамы, панорамы разнонаправленные — все этомешает нормальномувосприятию видео в сюжете. Но обычно это все же связано с нехваткойкачественного видеоматериала (операторская проблема). Невозможностьвыбратьхорошие планы тоже играет свою отрицательную роль.
К числу других проблем "ИКСа"можно отнести жесткую сетку вещания телекомпаниив целом. Очень сложно прерватьпередачи как московские, так и красноярские, и выйти в эфир с экстреннымвыпуском. Кроме того, приоритеты компании лежат вобласти рекламы, а неновостей, что осложняет творческий процесс. Не способствует улучшению программыи очень сложная внутренняя структурателестудии в целом. Как транспорт, так имонтажное оборудование принадлежат не редакции программы новостей, ателекомпании «Центр России». Какправило, это нормально, но в данномслучае мешает творческой работе. И нужно также отметить, что руководство КГТРК«Центр России» не до концапонимает нужды программы новостей.
Тем не менее, редакция не собираетсяостанавливаться на достигнутом. У журналистов много идей поповоду«нового» "ИКСа", хотя от идей до ихматериального воплощения еще не один шаг.
Глава 3.
ПРИЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ТЕЛЕВЕЩАНИЯ
программы "Новости ТВК"
Программа "Новости ТВК"впервые вышла в эфир в мае прошлого года. Однако, несмотря наее молодость, вней работает слаженный, хорошо сработавшийся коллектив. Практически, "НовостиТВК" — это команда «старого»ИКСа", которая почти вполном составе ушла с государственного телевидения. Ирина Долгушина, как на"ИКСе", первоначально руководившая "НовостямиТВК", вскоре углубилась в финансовые проблемы, а должностьглавного редактора службыновостей передала Дмитрию Чечкину, по утверждению ТВК,самому молодому главному редактору информации в мире.
"Новостям ТВК" непришлось создавать новые связи, что часто является большой проблемой длямолодойкоманды, делающей новостную программу. Также и те зрители, которые смотрели«старый» «ИКС» из-за людей, делавших программу, вскореувидели любимую программу новостей на новом 6-м канале. Этому способствоваланеплохо проведенная рекламная кампания.
С переходом на 6-й канал концепция программыне претерпела существенных изменений. Некоторые ее принципылишь усилились.
Принцип постоянного информационного потокавоплотился в появление 3-го оригинального выпускановостей в 15.00, причем,самого раннего на красноярском телевидении, а также в возможность в любое времявыходить с экстренным выпуском, используя шансы, которые дает собственный канал.
Общеизвестен принцип "Новостей ТВК",получивший название «новости с продолжением». Этозначит, что в идеалепрограмма может в течение дня отслеживать событие в продолжении. К примеру, в15-часовом выпуске можно сообщить о начале некоегосовещания и о егопредполагаемой повестке, а в 20 часов рассказать о его результатах. В выпуске в23 часа можно прокомментировать это совещание, используя мнение экспертов.
Очень помогают в работе "НовостейТВК" старые и сильные связи с источникамиинформации. Особенно вовластных структурах. Примером тому может послужить случай с самолетом рейсомКрасноярск — Абакан, упавшим зимой этого года подКрасноярском. Съемочную группу"Новостей ТВК" пропустили прямо к месту крушения.Журналистов же "Новостей Афонтово«пропуститьотказались.
Хорошо знакомая с представителями органовправопорядка еще со времен работы на»Приме-ТВ" Марина Добровольскаярегулярно делает в программе "НовостейТВК" репортажи осенсационных преступлениях и происшествиях. В то же время журналисты другихкрасноярских телекомпаний часто не имеют доступа кподобной информации.
По мнению некоторых специалистов, одной изотличительных черт "Новостей ТВК«является желание найтикакую-либо сенсационную новость или скандал.
Отказываться от оценки „НовостиТВК“ считают неуместным. Оценка присутствуеткак в репортажах, таки в комментариях ведущих.
И.Долгушина:
— Любая наша информация, поданная даже интонацией. — ну, не роботы же людисидят в эфире — он все равно дает какую-то свою индивидуальную оценку.
Можно отметить достаточно агрессивный стильведения „Новостей ТВК“. Появляясь вкадре после сюжета,ведущий старается усилить определенный психологический настрой, вызванныйматериалом. Можно даже сказать, что на протяжении программызритель чувствуетнекий психологический прессинг. Много внимания уделяется в „НовостяхТВК“ саморекламе. Например, только у нихиспользуется следующийприем: репортер после интервью с известным в масштабе страны человекомпредлагает ему сказать в камеру, что „Новости ТВК“-лучшие новости. Затем это миниинтервью тоже идет в эфир. Кроме того, воперативных сюжетах репортеры „Новостей ТВК“всегдастараются подчеркнуть, что они приехали на событие первыми, повозможности упоминая, что милиция или пожарные появились уже после них.
Верстка выпуска „Новостей ТВК“,по словам Ирины Долгушиной, довольно традиционна. В то жевремя она отличаетсяот верстки „ИКСа“ и „Новостей Афонтово“тем,что в случае необходимости еще до анонса ставится сюжет, в которомрассказывается о главной новости дня.
И.Долгушина:
— Не обязательно это будет событие из области политической или экономическойжизни. Это может быть пожар какой-то серьезный, это может бытьчрезвычайнаяситуация, стихийное бедствие; это, в конце концов, может быть скандал какой-то,связанный с кадровыми передвижениями. Мы идем от того, насколько интересно иважно это событие для нашего зрителя.
Далее следует короткий анонс остальныхсюжетов выпуска.
Принципы верстки программы в целом, впрочем,не отличаются от верстки „ИКСа“. Хотяесть и свояспецифика из-за четырехразового выхода в эфир (3 оригинальных выпуска и в 7.00- повторение 23-часового выпуска прошедшего дня).
Первый оригинальный выпуск начинается в15.00. Он обычно короткий, 15-20 минут. В нем, в среднем, 8-9сюжетов. Болееполовины новостей в выпуске — репортажи, снятые в день эфира. Остальнаяинформация — повторение „вчерашней“, однако с новымидеталями.
В 20 часов начинается „главный“выпуск. Он идет полчаса, и, кроме сюжетов дня, в немобязательно присутствуюткурсы иностранных валют, информация КЭС и службы „005“.
Последний, 23-часовой выпуск отличается отпредыдущих более легким характером информации. Предпочтениеотдается новостям изобласти культуры. Кроме того, обязателен в этом выпуске коллаж.
И.Долгушина:
— Это коротко, где-то, секунд по 15, но где-то 7-8 сюжетов, которые прошли унас в 3-часовом и 8-часовом выпуске, но не вошли в 11-часовой. Мы вколлаже даемсуть, очень фрагментарно — самую суть события.
Если происходит какое-то особенно важноесобытие, то этот сюжет, как правило, ставится в выпуске первым.Обычный лимитвремени — 1-1,5 минуты — в этом случае может быть увеличен.
Устные информации в „Новостях ТВК“обычно несколько короче, чем в программе „ИКС“.Приверстке выпуска должно приблизительно соблюдаться следующее соответствие: 70% — видеорепортажей, 30% — »устных".
И.Долгушина:
— Изначально мы для себя определили, что у нас должно быть картинки гораздобольше, чем устной информации. Мы лучше сократим устные информации, если у насих нечем прикрыть.
Время от времени как полноценные сюжеты в"Новостях ТВК" появляютсякомментарии к каким-либособытиям. Как правило, их видеоряд берется из эфира центральных программ.
Иногда в сюжетах используются фрагменты измультфильмови кинофильмов. Однако нужно отметить, что в части графического оформленияэкрана "Новости ТВК" пока не придумали ничегорадикально отличающегося от "НовостейАфонтово". Так же,как и в «Афонтово», в "Новостях ТВК" естьотдельные рубрики для курса валют и сообщений службы«005».
В течение нескольких месяцев спорт в "НовостяхТВК" выходил как самостоятельный блокв выпуске, с отдельнымведущим. Однако с течением времени "Новости ТВК"отказались от такой подачи спортивной информации, и сейчас еечитает ведущийвыпуска.
Как любая негосударственная телекомпания, ТВКнапрямую зависит от денег спонсоров. Но здесь ситуациянесколько иная, чем в«Афонтово». Одним из принципов программы новостей ТВК является отказот бегущей строки и рекламных блоков в программе.Поэтому внимание зрителя неотвлекается от новостей, что, в конечном итоге, позволяет следить за внутреннейлогикой развития выпуска.
К числу недостатков "НовостейТВК" можно отнести некую излишнююсаморекламу, то есть,положение, при котором программа старается не замечать собственных недостаткови, наоборот, акцентирует внимание насобственных достоинствах.
Несомненно, что у программы "НовостиТВК" есть своя информационная ниша исобственный зритель. По словамведущего программы В.Вострова, это — «зритель, уставший от прозападноготелевидения»[10. — с.4].
Глава 4.
СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТОВ КРАСНОЯРСКИХ ПРОГРАММ НОВОСТЕЙ
«Если журналист газеты при подготовкематериала имеет дело только с героем репортажа, то журналисттелевидениястановится при подготовке передачи членом большой творческой группы, в которойон сотрудничает с режиссером, оператором, ведущим» [8. -с.48] итехническими работниками. Здесь встает вопрос команды. Ни для кого не секрет,что даже при наличии прекрасных ведущих, режиссеров и операторовпрограмма можетне получиться из-за их личной неприязни друг к другу. На красноярскомтелевидении достаточно явно виден процесс «миграции»телевизионщиковиз программы в программу. Из "Новостей Афонтово" впрограмму "ИКС" перешел режиссер Тимур Овчаренко, такимже образом поступила и репортер «Афонтово» Виктория Касатова,которая, кстати, уже ушла и из "ИКСа". Здесь жеможноотметить интересную ситуацию с «Примой-ТВ». Во всех красноярскихпрограммах новостей работают бывшие «примовцы» — это иМаринаДобровольская в "Новостях ТВК", и Ирина Андреевав "Новостях Афонтово", и Елена Андреева впрограмме"ИКС". Там же работает и Татьяна Паршинцева.Все телекомпании относятся к процессу «миграции» нормально, потомучтопонимают: становление коллектива — вещь непростая. У каждой новостийнойкоманды есть свой лидер. Во многом от него зависит, насколько удачно сложатсяотношенияв программе, а значит, насколько интересным будет эфир.
ВЕДУЩИЙ
На красноярском телевидении ни одна программановостей не обходится без ведущего. Это не значит, что ни укого не возникаломысли отказаться от ведущего. По словам С.Кима, простая вещь убедила внеправильности этого подхода. Длительность монтажного процесса непозволяетоперативно втиснуть в рамки новостийной программы, идущей в прямом эфире,новости, поступившие во время трансляции. Ведущий должен уметь читатьновости,что называется, "с листа". Хотя, иногда случаются казусы.Многие телезрители "ИКСа", наверное, помнятслучай,произошедший 30 декабря 1994 года, когда ведущий Владимир Пичугин не смогпрочитать в «прямом» эфире информацию на только чтосмонтированный, ноне «начитанный» сюжет Вадима Иогансона о новогодней елке. Объяснениеслучившемуся простое: текст был написаннеразборчиво, от руки. Этот единичныйпример показывает, конечно, не непрофессионализм ведущего, а недостатки впрограммной организации. В любомслучае, профессиональный ведущий должен уметьчитать любую новость, отпечатанную на бумаге.
Для восприятия программы в целом не менееважно психологическое лицо ведущего. Одно из названийведущего на американскомтелевидении — «anchorman», то есть, «человек-якорь». Какговорит московский специалист Г.Кузнецов,«ведущий новостей, как правило,не красавец, но непременно внушает симпатию. Он свободно держится, но неразвязен. Демократичен, но не вульгарен.Не принадлежит к высоколобыминтеллектуалам, однако излучает понимание и сочувствие. Все понимают, что несам ведущий добывал новости, но егообязанность — умело и тактично подать их. Он- сама уверенность, но не самоуверенность. У него четкая дикция и выразительныеинтонации. Неуловимымобразом он заботится о том, чтобы зрители почувствовалисебя единым сообществом. Однако ведущий не претендует на то, что он выше иумнее всех: просто он поставлен у источника новостей и старается приобщить кнему всех. Именно всех, что зачастую вызывает недовольство интеллектуалов»[17. -с.224].
Однако на красноярском телевидении трудновыделить сегодня какого-нибудь ведущего, который отвечал бывсем предъявляемымтребованиям.
Если говорить о популярности местных ведущих средизрительской аудитории, можно отметить «феноменКима» (термин наш),ведущего "Новостей Афонтово". Из года в год Сергей Кимзанимает в рейтингах популярности телеведущих первоеместо. На наш взгляд, это,в большей степени, объясняется, во-первых, его возрастом и, во-вторых,ежедневным появлением в эфире в одно и то же время(«прайм тайм»,20.30). Фактор возраста очень важен для зрительской аудитории. Одно времятелекомпании США пытались сделать ставку на молодых, энергичныхведущих, нопозже им пришлось вернуться к более зрелым мужчинам и женщинам. Как оказалось,зритель видит в ведущем средних лет более надежный, поамериканскойтерминологии, «якорь», человека, который притягивает кэкрану. Более того, информация, идущая от опытного, зрелого человека, психологическивоспринимаетсякак более достоверная. Кстати, этот прием активно использовался на советскомтелевидении. Например, в то время одним из любимых у зрителейтелеведущих былИгорь Кириллов, человек «в возрасте». Кроме того, «феномен Кима»может быть объяснен еще и его доброжелательнымотношением к аудитории. Однаконужно признать, что, по мнению некоторых, он иногда «переигрывает»,что не остается незамеченным телезрителями.Тем не менее, цифры показывают, чтодля красноярского телезрителя такой способ подачи новостей пока более приемлем,чем какой-либо другой.
Тем не менее, сейчас на красноярскомтелевидении явно виден процесс «омоложения» ведущихновостийныхпрограмм. Из 12 постоянных ведущих 7 моложе 30-ти лет. Это ведущий "НовостейАфонтово" Сергей Видов и ведущие "НовостейТВК"Дмитрий Чечкин, Вадим Востров и Ольга Альберг. Что касается программы "ИКС",трое из четырех постоянных ведущих -Алексей Соколов, Владислав Власов иАнжелика Бендина — моложе 30-ти.
Можно предположить, что, вопреки исследованиямамериканских специалистов, в среде российскихтелезрителей сформировалась другаяпсихологическая оценка молодых ведущих. Это связано, по нашему мнению, спопулярной в свое время программой«Взгляд», где молодые ведущиепоказали честный, смелый, нестандартный и в то же время профессиональный подходк освещению новостей.
Последние рейтинги показывают, что вКрасноярске популярность более опытных ведущих старше 30 летвыше, но пока ещерано делать окончательные выводы, поскольку наметилась тенденция к повышениюрейтингов молодых.
РЕПОРТЕР
Если определять ведущего как «лицопрограммы», то репортер в новостях — человек номер один. Сразуоговоримся,что понятие «репортер» на красноярском телевидении довольно новое, ипринято лишь в "Новостях Афонтово". Впрограмме "ИКС"и в "Новостях ТВК" есть должность «редактор»,но функции репортера и редактораодинаковы.
Репортаж является основным жанромновостийной телепрограммы: «телевидение репортажно посвоей природе…Репортаж — наиболее оперативный жанр, наглядный, достоверный… Репортаж — этоинформационно-публицистический жанр, рассказ очевидца с места события илиявления на актуальную общественно значимую тему, который сжато, образно,документально точно отображаетконкретную действительность» [3. — с.26].Принято разделять репортажи по содержанию на 1)событийный и 2) проблемный.Часто в репортажах присутствуют исобытийность, и проблемность.
Задача репортера — в сжатой форме в течениеот 40 секунд до 1,5 минут раскрыть событие с максимальнымприближением к немузрителя. Этому способствует видеоряд события, о котором рассказывается всюжете, и интершум, на который накладывается текст журналиста.На красноярскомтелевидении, особенно, в "Новостях Афонтово", частоиспользуются одна или две ключевые фразы, взятые прямо извыступленияответственного лица, что нисколько не умаляет роль«синхрона» в репортаже и называется в теории«микроинтервью». Кстати, в "НовостяхАфонтово"это определяется понятием «живой звук».
В любом новостийном репортаже журналистдолжен ответить на 6 вопросов, причем, независимо от темырепортажа, этивопросы, как правило, неизменны. Вопросы таковы:
«1) что произошло;
2) где;
3) когда;
4) как;
5) с кем;
6) почему» [3. — с.28].
А затем роль репортера — правильно скомпоновать части события в одно целое,подтвердив их при необходимости свидетельством участника этого событияилиочевидца.
Существуют 2 точки зрения на универсальностьрепортера. Первая: репортер должен специализироваться вопределенной сферечеловеческой деятельности, то есть, к примеру, в политике, экономике,криминалистике или культуре.
Вторая точка зрения: репортер должен уметьснять любую новость. Такой репортер называется«универсальным»репортером, а в теории — «генералистом». Все три красноярскиетелепрограммы новостей предпочитают генералистов, хотямотивируют этопо-разному. Чаще всего — отсутствием средств содержать большое количествоспециальных репортеров. Как говорит Ирина Долгушина, лучшепригласить экспертапо какой-либо проблеме. Сергей Ким, в свою очередь, считает, что уметь снятьлюбой репортаж — это главное профессиональное качестворепортера.
В программе "ИКС",однако, за каждым репортером закреплена собственная тема. АлексейСоколовотвечает за связи с источниками информации в администрациях города икрая, Валентина Фролова — за освещение темы экономики, а Татьяна Паршинцева — темыкультуры. Тем не менее, репортеры программы "ИКС"снимают любые сюжеты, а специализация означает лишь их ответственность заосвещениеданных тем в программе.
У каждого практикующего репортера естьопределенная сеть источников информации. В каждой программеновостей большевсего места занимают события, о которых журналисты знали заранее. Информацию оних они получают чаще всего из своих постоянныхисточников. Иногда — иззвонков телезрителей. К сожалению, на красноярском телевидении проблема в том,что у большинства репортеров одни и те же источникиинформации. Дело не в том,что репортеры не ищут новых источников, а в том, что властные и иные структурыстараются оградиться от средств массовой информацииразличными пресс-службами,которые, на самом деле, являются лишь преградой для журналистов к получениюсамой свежей и достоверной информации. В любом случае, прямая связь «журналист- официальное лицо» гораздо лучше для телезрителя, чем связь черезпосредника в лице пресс-службы.
Кроме видеосюжетов во всех местных программахновостей репортеры делают так называемые «устныеинформации».Критерием устной информации является ее оперативность и лаконичность.
Одна из основных диксуссий как в мировой, таки в местной тележурналистике — может ли новость бытьобъективной. Большинствоисследователей утверждают, что, так как журналист практически всегда обладаетсобственным мнением по рассматриваемой проблеме, даже в максимальнобеспристрастном с его точки зрения отборе фактов будет присутствовать элементсубъективизма. На красноярском информационномтелевидении программа "ИКС"и "Новости ТВК", как правило, оставляют за собой правокомментировать событие, а "Новости Афонтово", напротив,по возможности стараются исключить изрепортажа любую оценку.
Практика показала, что репортеру простонеобходимо уметь пользоваться видеокамерой. Сегодня в любойновостийнойпрограмме большинство репортеров — «снимающие». В "НовостяхАфонтово",например, всегда есть 2 видеокамеры для того, чтобы репортер мог сам вотсутствие оператора поехать и снять событие. Также репортердолжен уметьвладеть азами монтажа. Это необходимо, чтобы во время эфира успеть самомусмонтировать оперативный сюжет.
Одной из тем, о которых журналисты сегодняпредпочитают не говорить, является тема «заказных»репортажей. Всеочень просто: некая фирма за определенную плату предлагает журналисту сделатьсюжет о ней. Более или менее цивилизованно это выглядит, когда к сюжету об этойфирме добавляется какая-то событийная информация. Количество заказныхрепортажей зависит от личных качеств репортера, а также, отстепени финансовойнезависимости компании в целом. Если говорить откровенно, во всех трехкрасноярских программах новостей явно заказные сюжеты редки.
Репортер должен понимать всю ответственность,когда он берется за заказной сюжет. Ведь честность, все-таки, главное качестворепортера.
ОПЕРАТОР
На съемках сюжета репортер обязан работать втесном контакте с оператором и руководить им. Еще до съемокрепортер долженпосвятить оператора в свои планы относительно сюжета, а затем наступает очередьоператора творчески разработать тему. Любое событие можноснять по-разному. Естьнесколько очевидных планов, например, общий, который дает приблизительнуюкартину происходящего, или план докладчика, выступающего стрибуны. В то жевремя профессиональный оператор всегда сможет найти что-нибудь нестандартное,план, который при умелом его использовании может создать психологическийфонсюжета в целом.
Однако основная масса сюжетов на красноярскомтелевидении, в принципе, по видеоряду не отличаютсядруг от друга, и у постояннопрактикующего оператора вырабатывается шаблонный подход к съемкам. Этот шаблонможно выразить так: сначала — адресный план местасобытия, потом — общий пландействия, какие-то детали, лица людей и панорамные планы. При оперативныхсъемках оператору приходится работать быстрее, и этозаставляет его отказыватьсяот шаблона. Кроме того, появляются профессиональная и чисто человеческаязаинтересованность снять нестандартную ситуацию лучше, чемкто-нибудь другой.При этом вполне оправданна потеря качества «картинки» для повышения"репортажности" съемок, для того, чтобы показатьситуациюизнутри.
Время от времени оператор просто не успеваетснять какой-либо план или для упрощения монтажа хочет снятьего с несколькихракурсов. В этом случае именно оператор должен попросить объект съемокповторить заинтересовавшее его действие. Иногда при съемках интервью, особенно,если это обращение к аудитории или политическое заявление, оператору приходитсяостанавливать интервьюируемого и начинать съемку заново. Это связано сосложностью настройки камеры ичасто говорит о профессионализме оператора. Так,например, поздравление губернатором Валерием Зубовым женщин с 8-м Марта былоокончательно снято лишь спятой попытки.
Качество видеоряда напрямую зависит отаппаратуры, которую использует оператор. В Красноярске практическивсе операторыпрограмм новостей пользуются камерами полупрофессионального формата«супер-ВХС» (S-VHS). Иногда приходится производить съемки иналюбительских, «ВХС-ных» камерах. Переход на профессиональнуюаппаратуру системы BETACAM-SP в планах большинства редакций.
На Центральном телевидении обязательнойсчитается съемка всех сюжетов со штатива. Это обеспечивает устойчивостькадра и, соответственно, высокое качество картинки. В Красноярске этот приемпытались использовать "Новости Афонтово". Пока это уних получается не частоиз-за слишком быстрого ритма работы программы новостей.
Главные качества оператора: умениевзаимодействовать с репортером и, если потребуется, суметь пойматьвобъектив острую ситуацию, которая зачастую длится лишь мгновение.
РЕЖИССЕР
Оформление видеоряда, снятого оператором — задача режиссера. Именно он должен свести воедино текст, написанный репортером,и картинку в соответствии с правилами монтажа. «Телевизионный режиссердолжен выработать в себе умение усвоить авторскийзамысел и выявить средства, спомощью которых можно воплотить его на телеэкране… Непременное требование кпрофессии телережиссера — совершенноевладение телевизионной техникой, знание еескрытых возможностей» [8. — c.60]. Сразу оговоримся, что непосредственный техническиймонтаж видеосюжетов в "НовостяхАфонтово" и "НовостяхТВК" осуществляют сами режиссеры. В программе "ИКС"задача режиссера -управлять действиями видеоинженера, который работаетнепосредственно с оборудованием. Руководство КГТРК «Центр России» объясняетэтоматериальной ответственностью за монтажное оборудование техническогоперсонала студии, а режиссеры относятся к творческой группе программы "ИКС".Нанаш взгляд, подобное разделение не способствует быстроте монтажа, потому чтовидеоинженеру, которым руководит режиссер, не остается возможноститворческиработать над сюжетом, и к концу рабочего дня он просто устает, незаинтересованный в конечном продукте.
При монтаже программ новостей у режиссероввсех местных телекомпаний возникает несколькопрофессиональных проблем. Несогласованностьна съемках репортера и оператора вызывает нехватку видеоматериала,соответствующего сценарию. Как следствие, режиссерам приходится перекрыватьначитанный текст не соответствующим ему «видео». Из опыта программы"ИКС" можнопривести такой пример. Бывший собственныйкорреспондент программы в Шушенском А.Милонов прислал сюжет о военной части,где видеоряд состоял только из общегоплана ворот этой части и интервью сматерью одного из военнослужащих. От монтажа этого сюжета пришлось дажеотказаться.
Ни одна красноярская программа новостей непрактикует выезд режиссеров на съемки. В этом годупрограмма "ИКС"в порядке эксперимента отправляла режиссеров на съемки, и, по оценкам самихрежиссеров, качество сюжетовулучшилось. Из-за не до конца продуманнойорганизации подобной практики от нее пришлось отказаться.
Кроме монтажа сюжетов, задача режиссеров всехтрех красноярских программ новостей — выдать программу вэфир. На время эфирарежиссер становится главным действующим лицом в студии. Он управляет всемпроцессом выхода в эфир, работой ведущего, осветителя, оператораизвукорежиссера. В его власти снять с эфира любой сюжет по одному ему известнымпричинам. Правда, после эфира он должен будет отчитаться о своемрешении передглавным редактором.
Среди основных качеств режиссера можноотметить целостное психологическое видение сюжета примонтаже, хорошуюреакцию на нестандартные ситуации во время эфира и умение сплотитьвокруг себя эфирную группу.
Заключение.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ВЫВОДЫ
(1) Всетри новостийные телепрограммы Красноярска: "ИКС","НовостиАфонтово" и "Новости ТВК"имеют индивидуальные приемы вещания. При одинаковом стремлении каждойпрограммыподробно информировать телезрителя о происходящих событиях возможностии способы этого информирования различны. Индивидуальность каждойпрограммыобусловлена: спецификой ее организации, наличием собственныхполитических позиций и взглядов на различные стороны общественного развития.
(2) Ограниченность информационного пространства Красноярска обуславливает освещениево всех трехпрограммах одних и тех же тем и событий.
(3) Приподаче информации "Новости ТВК" и программа "ИКС«предпочитаютдавать собственную оценку событиям. А „Новости Афонтово“сознательноотказываются от этого.
(4) Журналисты всех трех программ новостей часто нарушают классические принципытележурналистики, например, пересказывая видеоряд или делая неправильныелогические выводы из использованной в сюжетах информации.
(5) Всеместные программы новостей используют, в принципе, одну и ту же сетьинформаторов. Этовызывает появление в эфире практически одинаковых посодержанию сюжетов.
(6) Еслирассматривать новостийные программы отдельно, то можно выделить несколькоглавных проблемкаждой.
У программы „ИКС“ — не до конца сложившийся коллектив, не совсем продуманная организацияпрограммы,отсутствие программного стиля (устаревшие перебивки, выгородка и др.) и слишкоммалое использование возможностей компьютера.
В „Новостях ТВК“основные проблемы — это определенная вторичность в использованиипрограммногооформления и стиля и некоторая агрессивность ведения программы.
Проблемами „Новостей Афонтово“являются: недостаточно профессиональная репортерская работа, вызывающаянарушение в подаче информации (повторение текстом видеоряда) и большоеколичество рекламы в выпуске.
(7) Несмотря на выше перечисленные проблемы, каждая программа новостей занялаопределенную нишу всистеме телевидения и имеет своего зрителя, а также желаниеи возможности для дальнейшего прогресса.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Багиров Э.Г. Основы телевизионной журналистики.: М., Изд-во МГУ,1987г. — 238с.
2. Борецкий Р.А., Кузнецов Г.Н. Журналист ТВ: за кадром и в кадре.: М.,»Прогресс", 1990. — 325с.
3. Васильева Т.В. Теле- и радиоинформация.: Л., Изд-во ЛГУ, 1987г. — 63с.
4. Вачнадзе Г.Н. Всемирное телевидение. Новые средства массовой информации- их аудитория, техника, бизнес, политика.: Тбилиси, «Ганатлеба»,1989г. — 627с.
5. Введение в журналистику.: М., «Высш. шк.», 1986. — 336с.
6. Вильчек В.Я. Под знаком ТВ.: М., «Знание», 1987. — 214с.
7. Глушков В.М. Основы безбумажной информатики.: М., «Знание», 1982г. — 184с.
8. Егоров В.В. Телевидение: теория и практика.: М., МНЭПУ, 1992г. — 312с.
9. Кузнецов Г.Н. Журналист на ТВ. // «Мастерство журналиста», М., 1977г.
10. Новогодний выпуск ТВК. // Красноярск, 7 мая 1995г. — 8с.
11. Попа Е.И. Информация в структуре республиканского вещания.: Кишинев,«Штиинца», 1989г. — 119с.
12. Саппак В.В. Телевидение и мы.: М., «Наука», 1988г. — 178с.
13. Сапунов Б.М. Телевидение и культура.: М., «Наука», 1989. — 436с.
14. Синицын Е.Г. Я веду репортаж.: М., «Знание», 1983г. — 216с.
15. ТВ-репортер. Сборник статей.: М., Изд-во МГУ, 1976г. — 86с.
16. Телевидение вчера, сегодня, завтра. Сборник статей.: М., «Знание», 1986г.-286с.
17. Телевизионная журналистика.: М., Изд-во МГУ, 1994г. — 237с.
18. Телеэкран — неограниченное господство?: М., «Прогресс», 1987г.- 228с.
19. Ученова В.В. Творческие горизонты журналистики.: М., «Знание», 1976г.-284с.
20. Чекалова Е.Л. До и после «Взгляда».: М., «Знание»,1990г. — 61с.
21. Юровский А.Т. Телевидение — поиски и решения.: М., «Наука», 1983г.-370с.
22. Юшкявичус Г.З. Программа на ХХI век. // «Новое время», 1988г.,
№ 11.
23. Brody E.W. Communication Tomorrow.: N.Y., Webster,1990. — 250p.
24. Orlik PeterB. The Electronic Media: An Introduction ToThe Profession.:Boston, Allyn &Bacon, 1992. — 491p.
25. Stan Le Roy Wilson. Mass Media / Mass Culture.: N.Y.,McGraw-Hill Inc., 1992.- 460p.
26. The Journalism Of Outrage.: N.Y., McGraw-Hill Inc.,437p.
Приложение 1
ВОПРОСЫ ИНТЕРВЬЮ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ
ПРИ СЪЕМКЕ ФИЛЬМА.
1. Что такое телевизионные новости?
2. В чем суть информационной программы?
3. Должна ли информационная программа освещать все события, о которыхузнает?
4. Что главное: новость или ее оценка?
5. Какова роль подачи новости в восприятии ее телезрителями?
6. Что меняет конкуренция?
7. Какова концепция вашей программы?
8. Оценка конкурентов.
9. Роль оператора в сюжете.
10.Есть ли смысл использовать в местной программе федеральные новости?
11.Какую роль в популярности программы играет сетка вещания?
12.Роль «видео» в восприятии новостей.
13.Можно ли манипулировать сознанием зрителя?
14. Как делается верстка выпуска?
15.На какого зрителя ориентируется ваша программа?
16.Каково соотношение «видео» и текста в вашей программе?*
17.Отношение к универсальности репортера.
18.Каким должен быть язык теленовостей и стиль репортера?
19.Какими должны быть качества репортера?
20.Какова роль ведущего в информационной программе?
21.Пожелания начинающим тележурналистам.
Приложение 2.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЖАРГОН
КРАСНОЯРСКИХ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТОВ:
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ
Как и у любой профессиональной группы, утележурналистов существует свой арго. Техническаянеразвитость отечественнойрадиоэлектроники, естественно, обуславливает привлечение иностраннойаппаратуры, а значит, и большого потока иностранныхслов (в основном,английских). Это же касается и обозначения работающих на телевидении людей ипрофессиональных понятий.
Словарь разбит на 3 части:
1) обозначения людей, работающих нателевидении;
2) обозначения аппаратуры;
3) понятия, используемые в процессепрофессиональной деятельноститележурналистов.
1. Люди, работающие на телевидении.
ВЕДУЩИЙ — человек, который во время эфира программы читает изстудии устные информациии представляет сюжеты. Отличается от дикторатем, что непосредственно принимаетучастие в создании программы.
ВЫПУСКАЮЩИЙ (дежурный редактор, ответственный редактор) — ответственный завыпуск, координирующий действия репортеров, операторов,режиссеров, водителей и др.
ВЫПУСКАЮЩИЙ РЕЖИССЕР — человек, который следит заправильностью выхода в эфир новостийных блоков, за ихочередностью.
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ — генеральный директор (телекомпании).
ДИКТОР — человек, зачитывающий в эфире какую-либо информацию.
ЗВУКАЧ — звукорежиссер, человек, который обеспечиваетправильность наложения звукорядана видеоряд.
МОНТАЖЕР, МОНТАЖНИК — человек, который монтирует и«склеивает»сюжеты.
ОПЕРАТОР — человек, который работает с кино- и видеокамерой.
РЕКЛАМЩИК — сотрудник отдела рекламы.
РЕПОРТЕР — человек, который собирает новости и работает вштате телекомпании.
СВЕТ — осветитель.
СТРИНГЕР — то же, что и репортер, но не работаетв штате телекомпании.
ШЕФ ИНФОРМАЦИИ — начальник отдела новостей.
ШЕФ-РЕДАКТОР — главный редактор.
2. Обозначения аппаратуры.
БЕТАКАМ (бетакамка) — профессиональная видеоаппаратурастандарта BETACAM(англ.).
ВОСЬМЕРКА(мартышка) — компакт-камера стандарта Video-8.
ВХС — любительская видеоаппаратура стандартаVHS (Video Home System).
МОНТАЖКА — монтажная линейка.
ПТС — передвижная телевизионная студия.
ПУШКА — встроенный в камеру микрофон.
СЕМЕРКА — любительская видеокамера стандарта VHS PanasonicM7000.
СУПЕР-ВХС — полупрофессиональная видеоаппаратура стандартаSuper-VHS. Наиболее частоиспользуется в красноярских программах новостей.
ТЖК — телевизионный журналистский комплект. Состоит извидеокамеры ивидеомагнитофона, совмещенных, либо по отдельности.
ТРОЙКА видеокамерастандарта VHS Panasonic M3000.
3. Понятия, используемые в процессе
профессиональной деятельности тележурналистов.
В/К — информация, которую читает в кадре дикторили ведущий.
ВЫЗВОНИТЬ НОВОСТЬ — получить информацию по телефону.
ЖИВОЙ ЭФИР, ПРЯМОЙ ЭФИР — немонтированный выход программы вэфир.
ЗАСТАВКА — фирменный знак программы, как правило, начинаетвыпуск.
З/К, ЗАКАДР — закадровый текст сюжета.
КАРТИНКА — видеоизображение.
КОДА — графически оформленное окончание программы.
НАКОЛКА — 1. непроверенная информация. 2. информация,полученная отинформированного источника.
ОБОИ — нейтральные планы, подходящие для любого сюжета (идущиелюди, проезжающиемашины и т.д.)
ОЗВУЧКА, НАЧИТКА — наложение на видеоряд текста журналиста.
ОТБИВКА — короткая заставка (см.), ставитсяпосле сюжета.
ОТМОНТИРОВАТЬ — смонтировать сюжет, вопределенном порядке «склеить» видеоряд.
ОТСМОТРЕТЬ — просмотреть снятый или смонтированный видеоматериал.
ОТСНЯТЬ — снять какой-либо сюжет.
ПЕРЕБИВКА — короткая отбивка (см.), ставитсямежду сюжетами.
ПОДВОДКА — устная информация, произносимая ведущим, котораялогически подводит к сюжету.
СНХ, СИНХРОН — синхронизация звука и видеоряда, эффект прямогоговорения; интервью.
СТУДИЯ — место, откуда происходит вещание.
ТИТРЫ — надпись на экране.
УСТНАЯ — устная информация.
ШАПКА — то же, что и заставка (см.).