Введение
В современноммире насчитывается огромное количество красочных периодических изданий – этогазеты, журналы, электронные версии средств массовой информации в сетиИнтернет. С каждым годом появляется множество новых изданий, но вместе с этимстарые уходят в прошлое. В XIX веке во время декабристских восстаний особуюпопулярность имели альманахи. Одним из самых известных можно назвать альманах«Полярная звезда», который издавали К.Ф. Рылеев и А.А. Бестужев. Но всвязи с ужесточением цензурного устава во время советской власти в XX веке развитие этого типаиздания практически остановилось. В современной периодике таких изданий, какальманахи, нет совсем. Последним известным альманахом был так называемый«Полдень XXI века», выходивший в качестве приложения к журналу «GEO».
Короткоевремя существования альманахов не случайна. В современном мире они не смогли быпринести прибыль издателям из-за своих типологических характеристик. Они имелиузко тематическую направленность, редкие выпуски, строго консервативноестроение, определенный набор авторов. Сегодняшнему читателю больше нравятсяяркие, красочные издания, разно специализированные и т.д., именно поэтомуальманахи перестают быть интересны обществу, стали не нужными издателям и, вконце концов, перестали существовать как отдельный вид периодики.
Несмотря нато, что альманахи стали редким явлением, теоретики журналистики всё же изучаютэтот тип периодики, выделяя его шлавные характеристики и признаки.
Цель работы:исследовать альманах «Полярная звезда» с точки зрения типологии периодики.
Задачи работы:
– изучениекритериев выделения альманаха как типа издания;
– изучениеистории развития альманахов в России;
– анализальманаха «Полярная звезда».
Объектисследования – тип периодического издания альманах.
Предметисследования– «Полярная звезда» как тип издания.
Методыисследования– анализ литературных источников, метод сравнения.
Методологическойбазой исследованияпослужили работы таких авторов, как В.П. Афанасьева,выпустившего сборник избранных произведений «Полярной звезды»; В.В. Ворошилова,С.Г. Корконосенко, писавших о типологии периодических изданий. Есин Б.Идаёт характеристику альманахам декабристов. И.В. Кузнецов в работе «ИсторияОтечественной журналистики» подробно анализирует издание «Полярная звезда» ит.д.
1. Теоретическоеобоснование темы
1.1 Типпериодического издания «альманах»
Альманах (отараб, al mana – время, мера) – так в XIV–XV вв. назывались сборникикалендарных таблиц с астрономическими вычислениями; позже, с XVI в., ихиздавали ежегодно, дополняя различными справочными сведениями, маленькимирассказами, стихами, шутками и т.п. Впоследствии альманахом стали называтьсборник литературно-художественных произведений различного содержания.
В БольшойСоветской энциклопедии альманах определяется как:
1)непериодический сборник, содержащий сведения из различных областей общественнойдеятельности, обычно с указанием литературных новинок, научных достижений,законодательных изменений и т.д. (эти альманахи по типу близки к так называемымкалендарям-справочникам).
2)Литературный альманах – сборник литературных произведений, часто объединённыхпо какому-либо признаку (тематическому, жанровому, идейно-художественному идр.). Первые литературные альманахи появились в Западной Европе (во Франции) всередине 18 в., в России в конце 18 в.
В отличие отжурнала, альманахи выходят обычно раз в год, не всегда с одной и той жепериодичностью или вовсе представляют собой непериодические сборники,содержащие сведения из различных областей общественной деятельности, обычно суказанием литературных новинок, научных достижений, законодательных изменений ит.д., приближаясь к типу календарей-справочников.
Основнымичертами альманаха являются:
1. Попериодичности: связь с ежегодным циклом жизни (как правило, альманахи издаютсяк Новому году);
2. Посодержанию: собрание разнообразных материалов разных авторов при отсутствиичеткой архитектоники (обычно альманахи представляют ранее неопубликованныепроизведения целиком или в отрывках);
3. Поназначению: выставка произведений, относящихся к одной или нескольким сферамдуховной деятельности (литература, искусство, критика, публицистика, наука ипроч.), как с задачами удовлетворения интересов и потребностей читателей,самореализации автора как творческой личности, так и коммерческими целями(получение дохода издателем и, – с началом профессионализациилитературного труда, – авторами).
В большойэнциклопедии основные черты альманаха обозначаются двумя пунктами:
– альманахвключает несколько авторов и произведений небольшого объёма различных видов ижанров либо относительно самостоятельных фрагментов крупных произведений;
– абсолютнаяили относительная новизна публичных материалов.
Классификацияальманахов:
1. Посодержанию: литературные, литературно-критические, театральные, музыкальные, публицистическиеи прочие.
2. Попринципам взаимоотношений издателя и авторов: «аристократы», то есть качественные альманахиавторитетных издателей, привлекавших известных авторов; «мещане», то естьиздания литераторов «средней руки», лишь изредка украшавшиеся именамизнаменитостей и «черный народ» – сборники третьеразрядных авторов.
3. Поаудиторной направленности: универсальные, женские, детские и прочие.
4. По местуиздания:федеральные, местные.
5. По формеиздания: формат, объем, оформление.
1.2 Историявозникновения и становления альманахов
Альманахи получаютбольшое развитие в начале XIX века. Их основные специфические чертысохраняются в моделях периодических изданий до наших дней.
Формированиеальманахов определяли условия книгоиздания того времени, а также определенныетрадиции.
Уже в XVIIIвеке было подготовлено несколько изданий, которые называли альманахами(например, две книжки альманаха «Аглая» – 1794–1795 годы, три книжки альманаха«Аониды» – 1796–1799 годы), характерными особенностями которых являлись отборпроизведений и состав изданий: издатель включал в них в основномлитературно-художественные произведения разных авторов.
В XIX векеразвитие альманахов продолжилось. Но это уже были не просто сборники. Они сталикак бы отдельными номерами журналов, издававшимися не периодически, а от случаяк случаю. К чисто литературному значению, которое имели альманахи XVIII века, вXIX веке постепенно прибавляется и идейно-политическое.
Изданные в1796–1799 годах три книги альманаха Н.М. Карамзина «Аониды» сопровождалисьпредисловием, в котором был изложен принцип отношения издателя к авторскомутексту: «Я не позволил себе, – пишет он, – переменить ни одного слова всообщенных мне письмах».
Этот подходлег в основу подготовки альманахов и в ХIХ веке. Издатель не вмешивался вавторский слог. В его задачи входили поиск материала, его расположение,составление заголовков, предисловия, корректура набора, подбор иллюстраций.
Поскольку наиздание альманахов не требовалось, как на периодическое издание, цензурногоразрешения, такие издания были особенно привлекательны для издателей, так какпозволяли расширить отбор произведений и знакомить читателей с новыми литературнымиработами малых форм. Можно предположить, что именно поэтому к альманахамобратились декабристы, и этот же вид издания использовал в своей издательскойпрактике А.С. Пушкин.
Альманахиотличала особая внешняя форма. Они имели карманный формат (12-я доля листа), ихоформляли виньетками и рамками.
Был принятопределенный тип структуры альманаха. Кроме литературных илитературно-критических произведений сюда включали издательские предисловия, эпиграфы,примечания, иллюстрации.
Предисловиезаключало в себе признательность издателя авторам, приславшим своипроизведения. Кроме того, оно раскрывало принцип, лежащий в основекомплектования альманаха. Таким образом, альманахи формировали и определенныйтип справочного аппарата, обращенного к читателю.
Материалыальманаха, как правило, подписывали только инициалами. Подбор произведенийподразумевал разнообразие жанров и тем. Произведения внутри альманахарасполагались по-разному, без какой-либо системы. Но роль управляющего,поискового элемента выполняло оглавление. Здесь произведения группировали пожанрам. В некоторых альманахах (например, в «Сборнике отечественных муз на 1827год») произведения внутри жанровых групп даны в алфавитном порядке.
Иллюстративныйматериал помещали самостоятельным разделом, причем рисунки не были связаны стекстом, а имели собственные пояснения. Например, к альманаху «Невский листокна 1826 год» (издатель Егор Аладьин) приложены две гравюры: «Вольный стрелок» и«Часовня Вильгельма Теля» с текстом «Изъяснение картинок».
Подготовкаальманахов характеризует уровень развития редактирования в первой трети XIXвека. Так, соотношение справочного аппарата и состава альманаха еще не нашлоотражения в связях определенного рода: как говорилось, структура оглавления несоответствует структуре самого издания, иллюстративный материал не являетсяорганической частью содержания. В сущности, альманах не был еще целостнойсистемой, издатель рассматривал его исключительно как средство доведенияпроизведений литературы и графики до читающей публики. Не случайно заглавияальманахов не отражали их содержания. Как правило, это были условно-поэтическиеили романтические названия: «Утренняя заря», «Свиток муз», «Цветы граций», «Минерваили Дамская карманная книжечка», «Мнемозина», «Календарь муз на 1826 год» и пр.
Лучшиеальманахи ХIХ века отражали развитие русской общественной мысли, событияобщественного движения. Это достигалось за счет отбора произведений. Альманахи,выпущенные в 1820-е годы, интересны прежде всего тем, что их формировали какиздания с определенным политическим направлением. Издатель, помещая материалыобщественного, мировоззренческого характера, обозначал тем самым свою идейнуюпозицию. Критерий идейной ценности становится главенствующим при отборепроизведений в альманахи декабристов. Поэтому в историю отечественной культуры онивошли как издания, отличавшиеся своей непосредственной связью с развитиемрусской общественной мысли и отражавшие социальные движения в обществе.
1.3 История«Полярной звезды»
Петербургскийальманах «Полярная звезда» – одно из самых интересных периодических изданийпервой четверти XIX в. Его выпускали Александр Александрович Бестужев иКондратий Федорович Рылеев. За всё время существования альманаха вышло трикнижки – на 1823, 1824 и 1825 гг. Ни один современный орган печати не имелтакого успеха у читателей.
Неизвестно,кому из издателей первому пришла идея издавать альманах, но уже в апреле – мае1822 года оба они направили ряд писем лучшим русским литераторам, в том числеДенису Давыдову, Пушкину, Жуковскому и Вяземскому.
«Предпринимаяс А.А. Бестужевым издать русский альманах на 1823 год, – писал РылеевВяземскому, – мы решились составить оный из произведений первоклассных нашихпоэтов и литераторов». Вяземский прислал три стихотворения, несколько эпиграмми «Надписей к портретам».
«Присоставлении нашего издания, – писал Бестужев, – г-н Рылеев и я имели в видуболее чем одну забаву публики. Мы надеялись, что по своей новости, поразнообразию предметов и достоинству пьес, коими лучшие писатели удостоилиукрасить «Полярную Звезду», она понравится многим… Подобными случаями должнопользоваться, чтобы по возможности более ознакомить публику с русской стариной,с родной словесностью, со своими писателями».
Составителисумели в одной небольшой книжке карманного формата отразить современноесостояние русской литературы. Практически все лучшие русские писатели приняли участиев «Полярной Звезде», причем рядом с крупными, выдающимися литераторами здесьпоместили свои произведения поэты и прозаики второго ряда – Ободовский,Плетнев, Лобанов, Туманский, Панаев, Остолопов. Они не фон для великих, а частьобщелитературного процесса, у них есть свои достоинства, и картина без них небыла бы полна.
«Ознакомитьпублику… с родной словесностью» (Бестужев) – вот цель издания. Была и еще цель,важная, но разумеется, не главная, – решить проблему литературного гонорара,дать пример, впервые в альманашно журнальном деле вознаградив авторов за ихтруды. Однако полностью этой цели Бестужев и Рылеев достигли только в 1825году, на третьем выпуске «Полярной Звезды», избавившись от издателя Оленина,который, платя составителям за право издания альманаха, ничем – по традиции – невознаграждал авторов. Когда Рылеев писал Вяземскому о «Полярной Звезде», что«издание сие у нас – первое явление в этом роде», он имел в виду, конечно, некоммерческую сторону дела.
Первая книжкаальманаха на 1823 г. открывалась литературным обозрением А. Бестужева«Взгляд на старую и новую словесность в России». В нем давалась панорамалитературной жизни России, выявлялись основные тенденции развития отечественнойсловесности. Отмечая замечательные достижения на пути российской литературы:«Слово о полку Игореве», творчество Ломоносова, Фонвизина, Крылова, Карамзина,Пушкина, Рылеева, – автор находил в разбираемых произведениях «дух народа»,«знание языка и нравов русских», подчеркивал их просветительский характер. Первуюкнижку «Полярной звезды» украсили стихотворения А.С. Пушкина «Овидию»,«Гречанке», «Мечта воина»; отрывок из «Орлеанской девы» Шиллера в переводе В.А. Жуковского;думы К.Ф. Рылеева («Мстислав Удалой», «Иван Сусанин»); стихотворение Е.А. Баратынского«К Дельвигу» и др.
Во второйкнижке альманаха на 1824 г. было напечатано годовое литературное обозрениеА. Бестужева «Взгляд на русскую словесность в течение 1823 года». В неманализировались творения Булгарина, Олина, и автор делал вывод, что «ни одинеще год не был беднее оригинальными произведениями прошедшего 1823 года».Бестужев противопоставлял современному «бездейственному покою» успехисловесности в Отечественную войну. Его замечание о том, что «гром отдаленныхсражений одушевляет слог авторов», предвещало будущие великие достиженияотечественной литературы, посвященные патриотическому подвигу россиян в 1812 г.Во второй книжке «Полярной звезды» появились стихотворения Пушкина,Баратынского, Батюшкова, Вяземского, Кюхельбекера, отрывок из поэмы Рылеева«Войнаровский», басня Крылова, художественная проза Жуковского, А. Бестужева.
Третья ипоследняя книга «Полярной звезды» открывалась обозрением А. Бестужева«Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825 годов», в которомавтор обосновывал свой тезис «у нас нет литературы» и называл причины,замедлявшие ход словесности, в том числе «безнародность» и «подражательность».В третьей книжке альманаха были напечатаны отрывки из поэм Пушкина «Цыганы» и«Братья-разбойники», отрывок из поэмы Рылеева «Наливайко», произведенияГрибоедова, Крылова, Н. Бестужева, Ф. Глинки и др.
2. Анализальманаха «Полярная звезда»
2.1«Полярная звезда» – альманах по типу издания
XIX век охарактеризованпоявлением и развитием альманахов в России. В настоящее время критериивыделения альманаха как типа издания неустойчивы, и у исследователей русскойлитературы и журналистики нет чётких заключений по этому поводу. Поэтому сложновыделить точные характеристики «Полярной звезды», как типа издания. Исходя изистории, необходимо заметить, что в начале XIX столетия альманахаминазывали собрания сочинений различных авторов с чётко литературным содержанием«для любителей, а больше для любительниц изящной словесности». «Полярнаязвезда» же существенно отличалась от привычных на то время альманаховКарамзина. В ней ярко выражалась политическая направленность, публицистическаяокрашенность литературной критики, приближенность к журналу разнообразиемматериалов. Но журналом «Полярная звезда» быть не могла, поскольку не проходилацензурные рамки, поэтому стала называться альманахом, вполне удовлетворяя этомутипу издания. Ведь на то время альманах – собрание сочинений разнообразныхавторов разнообразной тематики.
Рассмотрим, какие признаки альманаха,известные в современном обществе, присущи «Полярной звезде». Первый признак –это формат издания. В целях цензурной маскировки издатели придали «Полярнойзвезде» форму, характерную для альманахов того времени: она печаталась форматомв двенадцатую долю бумажного листа, и на титуле значилось, что эта «карманнаякнижка для любительниц и любителей русской словесности». Тем самым Рылеев иБестужев хотели показать, что они будут выпускать литературный альманах, неотступая от традиций Карамзина. Но «Полярная звезда» никогда не былаисключительно литературным изданием. Альманах был носителем идей декабристов.Деятельность редакции этого альманаха показывает, что издатель-редакторопределяет «лицо» издания за счет отбора произведений литературы и объединениявокруг редакции определенных авторов. Каждая книжка начиналась с обозрениялитературы, написанного Бестужевым, а затем шли произведения в прозе и стихах.
Следующийкритерий выделения альманаха как типа издания – это его периодичность. Вотличие от журналов и газет, альманахи выходят обычно раз в год, не всегда содной и той же периодичностью или вовсе представляют собой непериодическийсборники. Также в теории говорится, что альманахи обычно выходили к новомугоду. «Полярная звезда» выходила в 1823, 1824 и 1825 годах и не имела четкойдатировки своих выпусков. Вторая книжка альманаха была выпущена 20 декабря 1824года, а третья – летом 1825 года. Такие колебания в датах выпуска были связаныс цензурным уставом.
Еще одинкритерий выделения альманаха как типа издания – это его содержание. Все трикнижки «Полярной звезды» начинались с годового литературного обозрения А. Бестужева«Взгляд настарую и новую словесность в России». Эти статьи служили своеобразныморганизующим началом книжек, определяли его направленность. В нихпредставлялась панорама литературной жизни России, выявлялись основныетенденции развития отечественной словесности. По словам Белинского, автор«заговорил о литературе языком светского человека, умного, образованного италантливого, заговорил языком новым, небывалым, умным, блестящим». Были опубликованыобзоры литературы «Взгляд на старую и новую словесность в России» за 1823, 1824годы. Содержание этих обзоров в какой-то мере характеризовало отношениеБестужева к художественной литературе как к основе издательской деятельности,демонстрировало критерии оценки литературных произведений. Под пером А. Бестужеважанр литературного обозрения обрел свою специфику: концептуальность,аналитичность, сюжетную стройность, четкие хронологические рамки. Эти качества,как и сам термин «взгляд» применительно к жанру обозрения, были подхвачены В.Г. Белинским,который считал А. Бестужева создателем жанра ежегодных обозренийлитературы. Также в «Полярной звезде» просматривается характерное для данноготипа издания деление на разделы: каждая книга альманаха состояла из двухотделов – проза и поэзия. Отдел поэзии возглавлял К. Рылеев, отборомматериала, составлением выпусков альманаха занимался А. Бестужев. Он жеобеспечивал и организационные вопросы, вел переговоры с цензором. В то времяспециального корректора в редакции не было, и Бестужев сам вычитывал номера.Таким образом, как и раньше, редактором альманаха является сам издатель, он жеорганизует издание, формирует его состав, готовит материалы к печати.
Критерииоценки произведений для публикации в «Полярной звезде» включают такиетребования к содержанию, как гражданский пафос, идеи свободолюбия,просветительство, критика несправедливости существующего строя, отражениенародной жизни. Благодаря своим позициям, альманах «Полярная звезда» стал нестолько литературно-художественным, сколько общественно-политическимальманахом. Авторский состав альманаха был, можно сказать, блестящим. Здесьбыли напечатаны произведения Пушкина, Баратынского, Вяземского, Гнедича,Дельвига, Крылова, Дмитриева, Плетнева, Жуковского, Грибоедова, Ф. Глинки,Кюхельбекера, Д. Давыдова, Сомова.
Интересноотметить, что по мере развития декабристского движения изменяется политическоелицо альманаха, что отражается прежде всего в статьях Бестужева. Так, в первойкниге альманаха обзор «Взгляд на старую и новую словесность в России» не имеетеще достаточно четкой политической позиции, и в этом плане оценка литературныхпроизведений расплывчата. Во второй книжке автор ставит оценку развитиялитературы в непосредственную зависимость от общественно-политической ситуации.Расцвет литературы, живущей современностью, возможен только при подъемеобщественной жизни, утверждает автор. Отбор произведений во вторую книжкуальманаха более тесно связан с общей политической линией издания. Здесь помещеныстихотворения Пушкина, отрывки из поэмы Рылеева «Войнаровский», переводыЖуковского. Третья книжка альманаха по идейной насыщенности превосходит двепервые. В ней обзор литературы Бестужева можно рассматривать как политическоевыступление, которое содержит призыв к политической борьбе. Таким образом,альманах получает определенное политическое звучание за счет отборапроизведений, при помощи которого редактор управляет общим звучанием издания,придает изданию целостность и обеспечивает ему необходимое направление.
Кроме всеговыше сказанного, кроме литературных и литературно-критических произведений внего включали издательские предисловия (литературные обозрения Бестужева),эпиграфы, примечания и иллюстрации. В предисловии к каждому вышедшему альманахуиздатель выражал свою благодарность авторам, которые присылали свои материалы вредакцию. Также в предисловии определялась общая идеологическая направленностьвыпуска.
Итак, по всемвыше перечисленным признакам можно отметить, что «Полярная звезда» действительноотносится к такому типу издания, как альманах. Она представляла собой собраниеразнородных сочинений различных авторов, делилась на два раздела – поэзии ипрозы. Содержание издания имеет пёструю жанровую окраску, несет в себесмысловую, эмоциональную, а также определенную идеологическую нагрузку.
Теперьобратимся к другой классификации альманахов. В зависимости от содержания«Полярная звезда» является литературно-идеологическим альманахом. Это изданиедекабристов, борцов за свободу, их идеология прослеживается в каждомпроизведении. Как известно, разбойничья тема, как символ свободолюбия инезависимости, часто разрабатывалась в поэтической практике декабристов.Показательно, что в третьей книжке «Полярной звезды» этой теме посвящены двапроизведения: «Братья-разбойники» Пушкина и «Разбойники» Н. Языкова. Вотделе прозы идеи свободолюбия ярче всего были выражены повестью самогоБестужева «Изменник» и очерком его брата Николая Бестужева «Гибралтар». В«Изменнике» лицемерному, коварному Владимиру Ситцкому, перебежавшему к полякам,противопоставляется его брат Михаил, храбро сражающийся за свободу родины ипогибающий в этой борьбе. Очерк Н. Бестужева «Гибралтар» посвящен революционнымсобытиям в Испании; в нем звучат нескрываемое сочувствие героической борьбевосставших и глубокая грусть, вызванная поражением революции.
Еслирассматривать взаимодействие издателей и авторов, то можно отметить, что«Полярная звезда» относится к «аристократическому» типу альманахов. Этокачественное издание авторитетных издателей, которые привлекали к работе вальманахе известных авторов. Александр Александрович Бестужев и КондратФёдорович Рылеев в то время были известны в кругах декабристов, в частностипринадлежали к организации «Северное общество». К началу издания своего альманахаРылеев и Бестужев также не были новичками в литературе и журналистике. Рылеевуже приобрел известность как автор острой сатиры «К временщику» и гражданских«Дум», Бестужев – как поэт и талантливый критик; оба сотрудничали впетербургских журналах, участвовали в Вольном обществе любителей российскойсловесности. Сомневаться в известности авторов материалов тоже не приходится.Среди них такие известные поэты, как А.С. Пушкин, Ф.Н. Глинка, В.А. Жуковскийи другие.
Что касаетсявыделения альманаха относительно аудитории, то сам А.А. Бестужев говорил,что издание было предназначено «для всех». В этом опять же заложенаидеологическая направленность альманаха. «Полярная звезда» не могла иметьограниченный круг читателей, ей необходима была массовая аудитория дляраспространения идей декабристов. Только так декабристы могли донести свои идеидо читателя.
«Полярнаязвезда» была по месту издания местным альманахом. Издавалась вСанкт-Петербурге. Представляла собой книжку карманного размера в 391 страницу.Первая книжка альманаха вышла тиражом в 600 экземпляров и сразу же былараскуплена. Вторую книжку отпечатали тиражом в 1500 экземпляров, она разошласьв течение трех недель и принесла издателям неожиданный доход. Поэтомуучастникам третьей книжки Бестужев и Рылеев уже смогли дать денежноевознаграждение. В истории русской журналистики это был первый случай оплатыавторского труда.
Как показаланализ, «Полярная звезда» А.А. Бестужева и К.Ф. Рылеева по типуиздания является альманахом. Она представляла собой книжку карманного формата,выходила раз в год, содержала в себе произведения различных авторов,характеризовалась абсолютной или относительной новизной публикуемых материалов,а также являлась местным изданием для широкой аудитории читателей. «Полярнаязвезда» – идеологически направленный альманах, что во многом определяет типпериодического издания.
2.2Сравнительный анализ «Полярной звезды» с другими альманахами декабристов
«Полярнаязвезда» Бестужева и Рылеева явилась родоначальницей большого числа альманахов1820–1830-х годов. По справедливому замечанию Белинского, «успех «Полярнойзвезды» произвел в нашей литературе альманашный период, продолжавшийся с лишкомдесять лет».
Еще одноиздание декабристов альманах «Мнемозина» был создан в 1824 г. кактрехмесячный сборник, но последняя книжка ее запоздала и вышла уже в следующемгоду. Инициатива издания «Мнемозины» принадлежала К.В. Кюхельбекеру,который вначале намеревался выпускать ее самостоятельно, но потом, по советудрузей, привлек в качестве соиздателя В.Ф. Одоевского, имевшего большиелитературные связи.
Кюхельбекервступил в Северное общество незадолго до восстания, однако современники зналиего свободомыслие по выступлениям в журналах. Было известно также, что,путешествуя по Европе в качестве секретаря вельможи А.Л. Нарышкина,Кюхельбекер читал в Париже лекции о русской литературе, знакомил слушателей свольнолюбивыми произведениями современных авторов. Политическая заостренностьэтих лекций встревожила русского посла в Париже, и он выслал Кюхельбекера в Россию.Вернувшись в Петербург как опальный поэт, Кюхельбекер вскоре был отправлен наслужбу в канцелярию генерала Ермолова в Тифлис, где подружился с Грибоедовым.Осенью 1823 г. Грибоедов и Кюхельбекер приехали в Москву и вскоре началивместе сотрудничать в «Мнемозине».
Одоевский втайные общества не входил, но знал об их существовании и дружил со многимидекабристами. Проявлявший большие симпатии к отвлеченному «любомудрию» имистическому идеализму, писатель-романтик («русский Гофман», как его называли),Одоевский в своих философских и фантастических повестях иногда критическиизображал светское общество, что положительно оценивал Белинский.
«Мнемозина»только названием и периодичностью напоминала альманах. В действительности жеэто был настоящий журнал и по составу и по характеру материалов. В «Мнемозине»имелись отделы: «Философия», «Военная история», «Изящная проза»,«Стихотворения», «Путешествия», «Критика и антикритика», «Смесь». Не толькосовременники ощущали это своеобразие «Мнемозины»: Белинский, например, называлее «журналом-альманахом» или просто «журналом».
Научнымотделом заведовал Одоевский. Он писал статьи и очерки по вопросам философии – вдухе философского идеализма Шеллинга, и по вопросам эстетики – в духе немецкогоромантизма, а также сатирические статьи-фельетоны. Кюхельбекер стоял во главехудожественного и критического отделов и был самым деятельным сотрудником«Мнемозины»: в четырех книжках альманаха он напечатал более двадцати своихпроизведений в самых различных жанрах – стихотворения, письма о путешествии поГермании и Франции, повесть «Адо», поэмы «Святополк Окаянный» и «СмертьБайрона», отрывки из трагедии «Аргивяне», критические и полемические статьи ит.д.
Первая книжка«Мнемозины» открывалась программным стихотворением Грибоедова «Давид»; в немзащищалась идея героического подвига, оправдывалась борьба с тираном. Пушкинпослал в альманах три своих стихотворения: «Вечер», «Мой демон», «К морю». В«Вечере» он называет свободу своим кумиром, а в стихотворении «К морю» рисуетобраз свободолюбивого поэта Байрона. Печатались также стихи Вяземского,Баратынского, Раича и др., но ведущая роль в отделе поэзии, бесспорно,принадлежала Кюхельбекеру, Грибоедову и Пушкину.
В отделе«Философия» выделялись статьи Одоевского («Афоризмы из различных писателей почасти современного германского любомудрия», отрывок из «Словаря историифилософии») и рассуждение профессора Московского университета М.Г. Павлова«О способах исследования природы», в котором доказывалось преимущество«умозрительного» метода перед «эмпирическим». Работа Павлова произвела сильноевпечатление на современников; к ней обращались и в последующие десятилетия, еехорошо знал Белинский.
Ноцентральное место в «Мнемозине» занимала статья Кюхельбекера «О направлениинашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие», опубликованная вовторой книжке альманаха. Это было боевое выступление, в котором защищалисьосновные положения литературно-эстетической программы декабристов: борьба сподражанием, требование самобытной литературы, насыщенной высоким гражданскимпафосом, острая критика элегического романтизма карамзинского толка, творчестваЖуковского и поэтов его школы.
Определяясовременное состояние литературы, Кюхельбекер решительно заявляет: «У нас все мечтаи призрак, все мнится и кажется и чудится, все только будто бы, как бы, нечто,что-то…чувств у нас уже давно нет: чувство уныния поглотило все прочие.Все мы взапуски тоскуем о своей погибшей молодости; до бесконечности жуем ипережевываем эту тоску и наперерыв щеголяем своим малодушием в периодическихизданиях… Из слова же русского, богатого и мощного, силятся извлечь небольшой,благопристойный, приторный, искусственно тощий, приспособленный для немногих, язык,un petit jargon de coterie». Явно намекая на баллады и элегии Жуковского,Кюхельбекер писал: «Картины везде одни и те же: луна, которая, разумеется, унылаи бледна, скалы и дубравы, где их никогда не бывало, лес, за которым сто разпредставляют заходящее солнце, вечерняя заря; изредка длинные тени ипривидения, что-то невидимое, что-то неведомое:… в особенности же туман: туманынад водами, туманы над бором, туманы над полями, туман в голове сочинителя».
Довольнострого отзываясь и об элегиях Пушкина, Кюхельбекер противопоставляет им егоромантические поэмы. Он боролся за Пушкина как критик декабристского лагеря ихотел направить творчество поэта в русло гражданского романтизма. По мнениюКюхельбекера, высокие общественные идеи могут быть выражены только в такихжанрах, как гражданская ода, героическая поэма, трагедия, народно-патриотическаядума, сатира и комедия.
Среди многих,кто напал «на Кюхельбекера за его смелую статью», был Булгарин. Свой ответБулгарину («Разговор с Ф.В. Булгариным») Кюхельбекер напечатал в третьейкнижке «Мнемозины»; здесь он дополнительно аргументировал и развил положениясвоей статьи. Одоевский сразу же выступил на стороне Кюхельбекера и вслед заего «Разговором» поместил «Прибавление к предыдущему Разговору», такженаправленное против Булгарина; кроме того, в третью книжку «Мнемозины» Одоевскийвключил фельетон «Следствия сатирической статьи» и высмеял тех поэтов («парнасников»),которые «глаз не сводят с туманной дали».
В «Мнемозине»появился один из первых положительных отзывов о комедии Грибоедова, полемическинаправленный против реакционной критики. В статье «Несколько слов о Мнемозинесамих издателей» утверждалось, что «Горе от ума» делает «честь нашему времени»и заслуживает «уважения всех своих читателей, кроме некоторых привязчивыхговорунов».
Подобно«Полярной звезде» «Мнемозина» имела большой успех у читателей: первая книжкавышла тиражом 600 экземпляров, вторая – 1200 экземпляров. Это был второй, после«Полярной звезды», случай, когда альманах печатался таким большим тиражом.
Белинскийрассматривал «Мнемозину» как «журнал, предметом которого было искусство изнание». Великий критик указывал на большую роль «Мнемозины» в распространениисерьезных теоретических знаний и новейших научных идей, в обогащении русскогоязыка научной терминологией.
Еще одинальманах декабристов – исторический и одновременно литературный – «Русскаястарина». Карманная книжка для любителей и любительниц отечественного»издавалась декабристом А.О. Корниловичем; вышла всего одна книжка – на1825 г. Корнилович – историк и исторический беллетрист, серьезно изучалэпоху Петра I, был участником Вольного общества любителей российскойсловесности, также был сотрудником «Полярной звезды» и других изданий.
Книжка«Русской старины» состояла из пяти статей Корниловича, объединенных общимназванием «Нравы русских при Петре Великом», и четырех статей историка иэтнографа В.Д. Сухорукова, имевших заглавие «Общежитие донских казаков вXVII и XVIII столетии». В произведениях Корниловича очень высоко оцениваласьдеятельность Петра I как просвещенного монарха-реформатора, делалось характерноедля декабристов скрытое противопоставление Петра I Александру I. Пушкин,работая над «Арапом Петра Великого», обращался к статьям Корниловича, вчастности к статье «О первых балах в России».
Сухоруковсобирал материалы по истории Войска Донского. В своих работах он подчеркивалгероизм, мужество, природное свободолюбие донского казачества, т.е. тегражданские добродетели, которые прославлял Рылеев в «думах» и поэмах. СтатьиКорниловича и Сухорукова, отличаясь исторической точностью, были в полном смыслеслова художественными произведениями.
«Русскаястарина» была сочувственно встречена читателями и вскоре вышла вторым изданием.
Ещё однимизданием декабристов был альманах «Северные цветы». После «Полярной звезды» – этолучший и наиболее поэтичный русский альманах. Появление «Северных цветов» былосвязано с отказом Бестужева и Рылеева от услуг книгопродавца И.В. Сленина,который ранее заведовал коммерческой и технической стороной дела. Сленин в своюочередь уговорил Дельвига издавать свой альманах, выпуск и распространениекоторого находились бы в руках книгопродавца. Дельвиг согласился, итогом ихсделки стал альманах «Северные цветы».
Оба альманахабыли приближены к Вольному обществу любителей российской словесности, нопредставляли два разных крыла: левое – «Полярная звезда» и правое – «Северныецветы», что, несомненно, вызвало противостояние издателей. Но, несмотря на этонельзя сказать, что у альманахов были различные литературно-общественныепозиции. Подобно «Полярной звезде» «Северные цветы» печатали не толькопроизведения оппозиционного содержания, но и революционного. К этимпроизведениям относятся: «Партизаны» Рылеева, «Пощада певца», «Ночь», «Смерть»Кюхельбекера, «Тризна» Одоевского. Не смотря на скрытое соперничество, побольшому счёту эти два альманаха были очень похожи, их даже сравнивали критикипо многим критериям: содержание, общественно-политическая направленность,авторы и т.п. Альманах «Северные цветы» после событий в декабре 1825 годавыходил ежегодно в течение восемь лет, сначала под редакцией Дельвига, а потом А.С. Пушкина.Известно, что на то время «Полярная звезда» сошла с арены периодики, и поэтому«Северные цветы» стали своеобразным сплочением литературных сил.
Художественныйуровень произведений, печатавшихся в альманахах периода декабристскоговосстания, даже в лучших из них, был очень не равноценен. «Гениальные творенияклассиков перемежались на страницах этих изданий с посредственными стихами ипрозой малоодарённых и заслуженно забытых авторов». Но ведь это и делаетальманахи, скажем так, своего рода зеркалом, в котором отразилась реальностьлитературного развития. Это подтверждает, что литература – не толькобессмертные имена. «Великие писатели творят рядом с писателями второй и третьейвеличины». Также необходимо отметить, что очень многие великие произведенияизвестных авторов печатались впервые отрывками в альманахах декабристов. Это, кпримеру, «Евгений Онегин», «Цыганы» А.С. Пушкина и многие другие.
Проанализированныеальманахи объединяли писателей, которые своими произведениями доносили дочитателей идеологии изданий, позиции литературных лагерей, позициидекабристского движения. Каждый поэт и писатель внёс свой неоценимый вклад вальманахи. Фризман называл альманахи соединяющим звеном читателей и писателей.С чем сложно поспорить.
Каждый изсравниваемых с «Полярной звездой» альманахов занимает своё место в литературе иобщественной жизни того времени. Так «Полярная звезда» стала своеобразнымлитературным спутником декабристов. «Мнемозина», в отличие от других изданийбыла вообще завуалированным изданием, похожим больше на журнал, так каквыходила один год с журнальной периодичностью. «Он собирается издавать журнал, –писал Вяземский Жуковскому о планах Кюхельбекера относительно «Мнемозины», – нои тут беда: имя его, вероятно под запрещением у цензуры». Схожая ситуация былау Рылеева с Бестужевым, которые изначально также планировали журнал. В итоге ите и другие прикрылись от цензуры альманахами.
Мысли обиздании многих альманахов того времени зародилась у их издателей под влияниемуспеха «Полярной звезды». К ним относятся «Невский альманах», «Московскийальманах для прекрасного пола», «Майский листок», «Весёлый рассказчик и т.д.».
Необходимоотметить, что в ходе сравнительного анализа альманахов декабристов быливыявлены общие черты характерные для этого типа периодики: содержание,структура, авторы, литературно-общественное назначение, идеологические позиции ит.д. Это еще раз позволяет подтвердить вывод, сделанный в параграфе 2.1. о том,что «Полярная звезда» – альманах по типу издания.
Заключение
Рождениеальманаха в России обычно связывают с именем Н.М. Карамзина – зачинателяновой русской журналистики, создаваемой с учетом европейского опыта. Следом заним обратили своё внимание к этому типу издания декабристы. Упорно продвигаясвои идеи к читателям, они издавали именно альманахи, укрываясь тем самым отцензуры. По словам А.С. Пушкина, в это время «альманахи сделались представителяминашей словесности».
Альманахи всвоей динамике отражали изменения в общественно-культурной жизни страны. Но всовременном мире они утратили свое значение, свою популярность, так как интересчитателей к данному типу издания потерялся. В современной теории журналистикиальманахами называются исторически сложившиеся разновидности коллективного сборника.Критерии выделения альманаха как типа издания неустойчивы, и до сих пор уисследователей русской литературы и журналистики нет единого мнения по этомуповоду. Тем не менее, они классифицируются по отдельным признакам:
· формат– «Полярная звезда» печаталась форматом в двенадцатую долю бумажного листа;
· периодичность– «Полярная звезда» имела три выпуска в 1823, 1824 и 1825 годах;
· содержание– направленность книжек «Полярной звезды» определяли статьи Бестужева «Взглядна старую и новую словесность в России»;
· делениеальманаха на разделы – каждая книга состояла из двух отделов – проза и поэзия;
· принадлежностьаудитории – «Полярная звезда» являлась альманахом «для всех»;
· поместу издания – была местным альманахом, так как издавалась в Санкт-Петербурге.
XIX век можно называть векомрасцвета альманахов. Данный тип издания начал активно использоватьсядекабристами, которые пытались таким образом изложить и передать свою идеологиюобществу. Наиболее известным на то время изданием была именно «Полярная звезда»К.Ф. Рылеева и А.А. Бестужева. Популярность это издание приобрелоблагодаря своему жанровому своеобразию (обозрения Бестужева), известнымавторам, печатавшим свои произведения в альманахе и др.
Изучивтеоретическую основу данной темы, проведя необходимый сравнительный анализдругих изданий декабристского движения («Мнемозина, «Русская старина»,«Северные цветы»), можно точно определить, что «Полярная звезда» на самом делеявляется альманахом по всем существующим критериям выделения данного типаиздания.
Списокиспользуемой литературы
1. Афанасьев В.П.«Полярная звезда». Избранные страницы / В.П. Афанасьев. – М.: СоветскаяРоссия, 1982. – 224 с.
2. Фризман, Л.Г. Полярнаязвезда / Л.Г. Фризман. – М.: Наука, 1982. – 380 с.
3. Есин Б.И. Историярусской журналистики / Б.И. Есин. – М.: Прогресс, 1991. – 546 с.
4. Есин Б.И. Тривека московской журналистики / Б.И. Есин. – М.: Финпресс, 2005. – 356 с.
5. Мемуары декабристов. М.,1981.
6. История русскойжурналистики XVIII–XIX веков / Под ред. Западова А.В.М.: Высшая школа,1973.
7. История отечественныхсредств массовой информации. Учебное пособие / Козлова М.М. Ульяновск,2000.
8. Большая советскаяэнциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: Сов.энцикл., 1969–1978.
9. Соболев В. Периодическаяпечать в России в начале XIX века и журналистика декабристов. М., 1952.
10. Эйдельман Н.Я.,Тайные корреспонденты «Полярной звезды», М., 1966.
11. Смирнов– Сокольский, Н.П. Русские литературные альманахи и сборники XVIII–XIX вв. / Н.П. Смирнов– Сокольский. – М.: Книга, 1965. – 592 с.
12. Засурский Я.Н. Основныепонятия теории журналистики / Я.Н. Засурский. – М.: Вершина, 1993. – 378 с.
13. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%
14. www.elibrary.ru/
15. media.utmn.ru/library.php? book=1396
16. www.edudic.ru/bes/2041/
17. www.webknow.ru/zhurnalistika_00011_6.html
18. slovari.yandex.ru/
19. www.patiks.ru/txt/3dekab07.shtml
20. www.lit100.ru/text.php? t=0111
21. www.hi-edu.ru/e-books/RedaktirObchiyKurs/red_027.htm
22. writerstob.narod.ru/magazins/journals/19/polyarn_zvezda.htm