Содержание
Введение
1. Теоретическиеосновы понятия «желтая пресса»
1.1 «Желтый малыш», причиныпопулярности
1.2 Типологические черты «желтойпрессы»
1.3 «Качественная» и «желтая пресса».Некоторые характеристики и особенности
1.4 Желтая пресса и Рунет
2. Рейтинг СМИ –Пресса
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Вводные слова – желтая пресса, желтая журналистика,рейтинг СМИ, качественная пресса.
Средствамассовой информации давно стали одним из главных инструментов в конкурентнойборьбе — как политической, так и экономической. И немалую роль в ней играет такназываемая желтая пресса. Именно она вовсю публикует рекламные материалы илиантирекламу под видом статей, заметок, авторских и редакционных колонок, именноона без смущения копается в грязном белье, если в этом есть выгода.
Желтаяжурналистика не отражает действительность, а играет в нее, допуская даже грубуюинсценировку. В желтой прессе наблюдается перекос в сторону сенсационнойинформации в ущерб серьезной. А отсюда следствие: недостаточность информации, содной стороны, и ее избыточность – с другой. Информации много, она подавляет,оглушает, но вся эта информация, как правило, не стоит выеденного яйца. Затодовольно широкий спектр экономических, политических, социальных и иных проблемпрактически остается «за кадром», игнорируется. Из-за этого человекне получает полной, завершенной информации. Благодаря приписываемой сенсациямвысокой важности и уникальности, на них концентрируется практически всевнимание публики, которого не остается на действительно важные события. Другимисловами, журналистика перестает быть той самой «четвертой властью»,голосом общества, первым поднимающим перед властью серьезные проблемы. Вэтом заключается актуальность данной темы и проводимых исследований.
Научно–практическоезначение темызаключается в выявлении востребованности изданий желтой прессы, а также ввыявлении наиболее интересующих читателей тем.
Цельюданной работыявляется рассмотрение роли желтой прессы в обществе, оценка состояния рынка«желтой прессы».
Для достиженияпоставленной цели в работе будут решены следующие задачи:
· рассмотреть историювозникновения желтой прессы;
· проанализировать рольжелтой прессы в обществе;
· Выявить характерныепризнаки желтой прессы;
· Датьсравнительную характеристику «качественной» и «желтой прессе»;
· Выявить причиныпопулярности желтой прессы;
· Оценить рейтингСМИ;
· Оценить дальнейшее развитие рынка СМИ
В работе использованыматериалы научно-исследовательскихжурналов, статьи, опубликованные на интернет-сайтах, а также аналитическиеобзоры, представленные «National Readership Survey» и Компанией «Медиалогия».
Работа состоит из двух частей — теоретической части,которая включает в себя разъяснение понятия «желтая пресса», типологическиечерты прессы, сравнительную характеристику качественной и желтой прессы ипрактической части — анализ востребованности изданий на основе рейтингапечатных СМИ.
Издания, подходящие подопределение «желтых» обладают некоторой сенсационностью. С чем это связано?Какое влияние оказывает пресса на своих непосредственных читателей? Какиеприемы используются для продвижения данной продукции? Эти и другие вопросыбудут рассмотрены в работе.
1.Теоретические основы понятия «желтаяпресса»
1.1 «Желтыймалыш», причины популярности
Распространение«желтизны» в масс-медиа — результат эволюции массового общества в XXв. Но само понятие «желтой» журналистики, как отдельной ветвимасс-медиа, зародилось в конце XIX века в ходе жесткой конкурентнойборьбы между двумя магнатами прессы У.Р.Херстом и Дж.Пулитцером (центоваяпресса — «penny press») с появлением т.н. «желтого малыша»,героя коммиксов под названием «Переулок Хогана».
Как и все газетныерисунки того времени, комиксы были черно-белыми, но одеяние главного героя былораскрашено в желтый цвет.
Появляясь в газете изномера в номер, персонаж забавлял читателей своим смешным видом, эксцентричнымипоступками и комическими рассуждениями на различные темы. Таким образом, термин«желтая пресса» первоначально обозначал периодику, печатающуюопределенный вид комиксов с конкретным героем. После того как в 1896 году ЭрвинУордмэн, редактор третьего издания — New York Press, напечатал в своем журналестатью, в которой презрительно называл обе конкурировавшие газеты «желтойпрессой», выражение стало крылатым. По другой версии, желтая прессаполучила свое название из-за цвета бумаги, на которой печатались первыебульварные газеты. Поскольку эти издания предназначались для массового читателя,издатели в целях экономии печатали их на плохой бумаге, которая быстро желтела.Но, несомненно, термин «желтая пресса» не прижился бы, если бы неневольная ассоциация с «желтым билетом» — специальной карточкой,которую полиция выдавала представительницам другой профессии, не менее древней,чем журналистика.
Желтая пресса появиласьодновременно с массовой культурой, когда чтение газет перестало бытьпривилегией интеллектуальной элиты. Но массового читателя отпугивали заумныестатьи респектабельных изданий, их излишняя назидательность.
Публика желаларазвлечений. А ничто не вызывает такого жгучего интереса, как слухи, сплетни,скандалы, интимные подробности из жизни знаменитостей. И, конечно, в такихизданиях должно быть больше секса, насилия и жареных фактов, а лучше все сразу.
Качественное изменение встратегии и тактике продвижения информационного товара на рынке послетехнократической, сексуальной и прочих революций создало социально-культурныепредпосылки для возникновения откровенной «желтизны». Вообще, в российскойи зарубежной прессе, исходя из особенностей их функционирования, можно условновыделить 3 основных типа изданий: качественные, массовые(«популярные») и «желтые». Говоря о практике газетногодела, между ними нет жестких разграничений. Например, «желтизну»можно встретить в рубрике «Светская жизнь» на страницах даже столькачественного издания, как «Известия». Понятно, что«желтая» пресса, используя темы и приемы качественных и массовыхгазет, в то же время банализирует суть социальных проблем, ориентируясь преждевсего на коммерческий успех, имеет другие цели и поэтому на современном этаперазвития является вполне самостоятельным типом издания.
Сергей Викторов,начальник отдела международных связей ИТАР-ТАСС: Причины популярности «ЖП»кроются, на мой взгляд, в востребованности подобного рода чтива средиаудитории. По большому счету, степень заинтересованности народом«желтухи» отражает общий уровень культуры в обществе. Менееинтеллектуально развитые индивидуумы предпочитают читать прессу,«бьющую» в примитивные инстинкты. Люди же более«продвинутые» любят, что называется, «пищу для ума и души»,то есть информацию, стимулирующую к размышлениям. Соответственно, чем больший вобществе процент населения, смакующего дешевые, непроверенные сенсации и имеющегоглавным приоритетом интерес к, скажем, нижнему белью или интимной жизни звезд,тем популярнее и востребованнее «желтая пресса». (Коммерсантъ-Деньги «Под прессом желтой прессы». Максим Черниговский)
КириллВасиленко, обозреватель газеты «Время новостей»: работает на основных инстинктахчеловека — страх, секс, эксплуатация чувства гордости, зависти, гнева. Можетохватить более широкую аудиторию, поскольку привлекает серую массу(большинство), не желающую напрягать мозги, анализировать, искать суть. Крометого привлекает и часть думающей аудитории, благодаря возможности«отключить мозги», получить информационное удовлетворение тех жесамых основных инстинктов. Желтая пресса работает по принципу «правда»искусства" важнее правды жизни". Целевая аудитория желтойпрессы — люди, которые не способны самостоятельно принимать решения, пользуясьмозгами, но с радостью пойдут улюлюкать по указанному журналистами маршруту.Толпа поддержит любой выплеск негативных эмоций, независимо от того, поотношению к кому это направлено.
Сергей Викторов,начальник отдела международных связей ИТАР-ТАСС: В любом государстве есть такназываемые слои населения — низший, высший и средний. Их принадлежность ксоответствующей категории определяется относительным, а не абсолютнымзначением.
Грубо говоря, что в однойстране принято считать средним классом, то в другой — высший, а в третьей — низший. И если вы ликвидируете «низ», то сам по себе он не исчезнет.Им станет определенная часть «середины». Такая же ситуация и с«желтой прессой». Уберите «Спид -ИНФО» — моментально«пожелтеет» кто-то еще. Навсегда искоренить желтую прессу невозможно- она была, есть и будет. И в этом есть свой положительный момент. Она не даетопуститься более достойным и серьезным изданиям (свято место пусто не бывает,всегда определенная часть читателей будет тянуться к «желтухе»).Кроме того, это своеобразный «антиориентир» — как не надо делать.Поэтому «желтую прессу» как таковую искоренять не только не нужно, нои бессмысленно.
На сегодняшний день нетчетких границ между желтыми и респектабельными изданиями. Известная желтизнаможет присутствовать и в издании, рассчитанном на серьезную публику, а самоенизкопробное массовое издание порой поднимает серьезные общественные проблемы.Желтизна издания определяется, во-первых, затрагиваемой тематикой (скандалы,секс, насилие), во-вторых, способом подачи материала, а главное — тщательностью проверки распространяемых сведений. Как правило, желтые изданиявесьма вольно обходятся с фактами и не утруждают себя проверкой публикуемойинформации.
Компромат и замочнаяскважина Деятельность желтого издания сопряжена с двумя видами нарушенийзакона: незаконным вмешательством в частную жизнь и диффамацией — распространениемкомпромата, порочащих сведений.
1.2 Типологическиечерты «желтой прессы»
Характерным признаком«желтой» прессы является специфика ее взаимодействия с аудиторией. «Желтая»пресса ориентируется, прежде всего, на читателя, которому нужно дать развлекательнуюинформацию, не приглашая к соразмышлению. Взаимоотношения между адресатом иадресантом в «желтой» прессе непаритетные: автор не идентифицирует себя считателем, он предлагает ему игру, исходя из собственных представлений о том,что нужно этому читателю. При этом уровень авторского представления обаудитории невысок. Опора здесь не на интеллектуальное доверие к аудитории, а наее готовность усвоить любой предложенный текст.
Экскурс в историюформирования «желтой» прессы как типа издания и изучение текстов этого видапечати позволил выделить наиболее характерные типологические черты«желтой» прессы. ((Научно-культурологический журнал №7 [109] 23.05.2005Евгений Сазонов, Феномен «желтой прессы»)
1. Одной из характеристикрассматриваемого феномена является эпатирующее освещение табуированнойтематики. Оно заключается в отказе от неприкосновенности любых, даже самыхскрытых от публичного обсуждения сфер человеческого бытия. Особенно большойинтерес «желтая» пресса проявляет к трем видам табуированной информации.
— Во-первых, это интереск интимным отношениям.
— Во-вторых, «желтая»пресса проявляет чрезмерный интерес к личной жизни людей, оказавшихся в центреобщественного внимания
— В-третьих, в «желтой»прессе наблюдается нездоровый интерес к теме смерти, в особенности когда онасопряжена с аномальными или чрезвычайными обстоятельствами.
2. Сенсационностьявляется не менее важной чертой «желтой» прессы. Она проявляется впредварительной установке на существование из ряда вон выходящего события,нарушающего эмоциональное равновесие читателя в сторону как положительных, таки отрицательных эмоций.
«Желтые» издания почтиникогда не призывают читателя к размышлению, но всегда – к сопереживанию.Особенность обращения данного вида печати к сенсационной информации заключаетсяв том, что «желтые» издания в основном освещают реальные сенсации, вызывающие(или стремящиеся вызвать) у аудитории в значительной степени тревожные игневные эмоции и в гораздо меньшей степени – позитивные.
Сенсационность «желтой»прессы часто представляется ложной. В процессе поиска решения данной проблемы«желтая» пресса пришла к практике обращения не только и не столько к реальным,сколько к ложным), которые обладают дезинформационной основой, неправомерновысокой степенью субъективности, «мономерностью». Характерно и обращение кквазисенсациям (сообщениям о сенсациях, полученных в ходе определеннойобработки фактов реальной действительности), характерными чертами которыхявляются субъективность, «мономерность», смещение смыслового акцента навторостепенную деталь (детали), неадекватность значимости события и егоэмоциональной подачи. На основании этого можно сделать вывод, что «желтая»журналистика не отражает действительность, а реагирует на нее, и даже допускаетинсценировку.
Искусственные сенсации –своеобразный журналистский аналог массовой литературы. В «желтой» прессеотсутствует баланс информационных интересов, наблюдается перекос в сторонусенсационной информации в ущерб серьезной. А отсюда парадоксальное следствие –недостаточность информации, с одной стороны, и ее избыточность – с другой.Недостаточность заключается в обращении к однотипным материалам и игнорированиидовольно широкого спектра экономических, политических и иных проблем. Из-заэтого человек не получает полного, завершенного знания. Благодаря приписываемойсенсациям высокой важности и уникальности, на них концентрируется практическивсе внимание публики, которого не остается на действительно важные события.Избыточность – усиленное обращение к подобным темам, чем журналист простозасоряет информационное пространство, создает дополнительные потокиинформационного шума.
3. Следующая типологическаячерта «желтой» прессы – тематический эклектизм. В «желтой» же прессетемы распределяются в зависимости от возможности привлечения читательскоговнимания. Из-за этого в подобных изданиях либо процветает журналистика«нулевой» информации (направленная только на привлечение и развлечение), либомозаичная смесь самых разнообразных тем из различных сфер человеческогосуществования (смешение действительно важного и явно избыточного). Одной изпричин эклектизма, по нашему мнению, является чрезмерное стремление «желтых»СМИ к эксклюзивности материалов.
Содержание массовойпечати также затронула тенденция к специализации. Но даннаяспециализация приняла особый вид. Ее можно обозначить как «специализацию нанестандартном». Не существует какой-либо конкретной сферы, к освещению которойпостоянно обращается «желтая» пресса. Ее интересует самый широкий спектрсобытий разных уровней при одном условии – нестандартности информации.
Выделено два способапроявления эклектизма в «желтых» СМИ:
а) Нивелирование. Его смысл заключается в достиженииравнозначности между важными и незначительными событиями. Рассеяние потокасообщений носит в действительности лишь видимый характер, отбор событий, окоторых решают дать информацию, производится определенной социальной структурой.Фактически средства массовой коммуникации сами и определяют «значительность»фактов.
б) Превышение. В этом способе проявлениятематической эклектичности наблюдается более жесткое столкновение серьезных иразвлекательных материалов. Это приводит к возникновению особой ситуации, когдаматериалы с низким уровнем общественной значимости вытесняют информационноважные материалы на второй и даже третий план.
4. Одним из ядерныхэлементов системы «желтой» прессы является превалирование визуальнойсоставляющей над текстовой. Визуализация является общей тенденцией всехмировых СМИ, однако в качественных изданиях иллюстративный ряд органичнодополняет текстовые материалы.
В «желтой» прессенаблюдается экспансия «ярких» оформительских элементов: цвета, иллюстраций, заголовков.Именно «желтые» издания первыми в истории журналистики стали экспериментироватьс этими аспектами и прежде всего с цветом, который призван выполнять двефункции: во-первых, сигнализировать о значимости конкретных материалов газеты,призванных продать номер, а, во-вторых, визуально выделять саму газету средисебе подобных. Это очень важный момент, поскольку «желтые» изданияраспространяются главным образом через сеть розничной торговли. Кроместандартных черных и белых (на выворотке) заголовков в основном встречаютсяжелтые, оранжевые, красные и голубые. Среди цветов окраски полос – оранжевые,желтые и голубые подложки. Эта цветовая гамма характерна практически для всехрассмотренных нами изданий. Использование именно этих красок не случайно, поскольку,как считают психологи, данные тона являются наиболее привлекательными из всегоцветового спектра.
Что касается иллюстраций,то в «желтых» изданиях они занимают главенствующее положение, поскольку без нихтакже невозможно выполнение основной задачи – привлечение внимания аудитории.Нередко иллюстрации в изучаемых газетах занимают объем до половины полосы иболее. Эта особенность демонстрирует воплощение важнейших психологическихэффектов любой массовой коммуникации – эмоционального и эстетического. Но особенность«желтой» прессы заключается в том, что эмоциональная составляющая выходит напервый план, нередко в ущерб эстетической. То есть эксклюзивные илисенсационные снимки занимают значительные площади даже при условии низкогокачества.
Во главу угла массовойпрессы поставлена «пресс-фотография», иными словами репортажная иллюстрация,тесно связанная с конкретным фактом, не превышающая уровня частного события, апотому исключающая вариативное истолкование.
«Желтая» фотография имеетприкладное значение, так же как и вторая по популярности визуальнаясоставляющая – информационная графика. Основная причина активного использованиядиаграмм, таблиц, карт кроется в стремлении «желтой» прессы к максимальномуупрощению материала. «Желтые» газеты стараются заменить текст информационнойграфикой, чтобы сделать газету максимально простой и комфортной дляпотребления. И здесь массовая пресса эволюционирует в сторону идеально простогои наглядного газетного материала – комикса.
Именно «желтая» прессасделала заголовочные комплексы еще в конце XIX века особым оформительскимэлементом. Также она первой обратилась к эксплуатации такой особенностизаголовочных комплексов, как функция сигнала значимости материала.Информативные заголовки с одинаковым успехом используются и в «желтой», и вкачественной прессе. Однако в связи со спецификой массовых газет ихинформативные заголовки имеют определенные отличия. Самое заметное –оформительское. В «желтой» прессе заголовки уже давно используются какполноценная разновидность иллюстраций. Заголовки «желтой» прессы постояннобалансируют на грани правды и лжи. Стремление к привлекательности для читателядостигается за счет игнорирования адекватности заголовка текстовойсоставляющей.
В практику вошлидезинформационные заголовки следующих подвидов:
а) Внетекстуальныезаголовки. Они связаны не с конкретным текстом материала, а скорее свнетекстовой ситуацией, которая является более интересной, по сравнению ссодержанием текста.
б) Заголовки,представляющие собой один из тезисов публикации. В отличие отсодержательных заголовков качественной прессы, бульварные заголовки стараютсяне выдавать всю суть истории, а лишь привлекают внимание какой-нибудь деталью.
в) Заголовок,представляющий собой прямое искажение, подтасовку содержащихся в тексте фактов.
Вся история XIX веканеразрывно связана с развитием капиталистических (рыночных) отношений. Наопределенном этапе эти отношения проникли в сферу СМИ. В «желтом» тексте всеярче видны черты товара. В «желтой» прессе проявляется тенденция составлятьтексты, ориентированные на удовлетворение непритязательных запросов как можноболее обширной аудитории, а, как известно, производитель всегда ориентируеттовар на массовый сбыт для получения максимальной прибыли. Следствием этогостановится стремление продать текст (или газету как совокупность текстов) замаксимальную цену, вне зависимости от реальной ценности. Качество содержаниятекста отходит на второй план. На первый выходит «упаковка» товара – еговизуальное оформление, привлекающее читательское внимание. «Желтые» газетыпервыми начинают использовать цвет, иллюстрационное сопровождение, крупныезаголовочные комплексы.
Одной из причинпоявления «желтой» прессы можно назвать дальнейшее расширение функций журналистики.Наравне с гносеологической функцией все большую роль начинают игратьаксиологическая, творческо-созидательная, эстетическая, рекреативная игедонистическая функции. С появлением последних двух в значительной мересвязано начало функционирования «желтой» печати. Рекреативная функция реализуетсячерез предоставление аудитории развлекательных и банализированных материалов,позволяющих читателю расслабиться, отвлечься от личных проблем и работы.Гедонистическая функция реализуется путем выполнения «заказа» читателя,осознания индивидуумом включенности в коммуникационный процесс. Эти функциивыполняет любой вид прессы, однако в сфере «желтой» журналистики удовлетворениерекреативных и гедонистических запросов является конституирующей приметойданного типа. Таким образом, третья – основная – причина появления «желтой»прессы объясняется особенностями эволюции массового сознания в индустриальном ипостиндустриальном обществе.
В зависимости от наличиятипоформирующих признаков и черт, обуславливающих структуру издания, в массиве«желтой» прессы можно выделить определенные разновидности изданий по мереубывания качества анализа действительности.
Это:
1. «Промежуточные»издания, которые тяготеют к качественным газетам, но имеют в наличии некоторыеосновные черты «желтых».
2. Бульварные издания,которые содержат в основном все черты «желтых» изданий. Они более банальны посодержанию, если сравнивать их с качественными, и более «меркантильны», чем«промежуточные».
3. Собственно «желтые».Газеты, которые имеют в наличии все основные типоформирующие особенности,отмеченные выше. Отличаются ярко выраженным пафосом сенсационности иоткровенной вульгарности.
4. Полупорнографические ипорнографические издания (для них характерно сохранение всех наличествующихчерт предыдущих модификаций, но с уклоном в сторону освещения девиантныхполовых отношений).
Таким образом,становление и развитие «желтой» прессы на Западе и в России свидетельствует оглубоких социокультурных переменах, о смене парадигмы массового общества в ХХвеке.
1.3 «Качественная»и «желтая» пресса. Некоторые характеристики и особенности
На сегодняшний деньпроблема качественной и желтой прессы очень актуальна. Постоянно «идет борьба»между этими двумя разновидностями прессы. Качественные издания имеют четкоепредставление о собственной аудитории, а желтая пресса стремится стать прессойдля всех. Именно поэтому популярность желтой прессы растет с каждым днем.
Желтая пресса «всеядна»,и, прежде всего, потому что она опирается на особенности читателя, не связанныес его специфическими (профессиональными, политическими и др.) характеристиками.Качественная пресса выступает не просто продавцом информации, но и инструментомвлияния. Она стремится формировать информационное поле, оказывая воздействие наструктуры, принимающие решения в самых разных общественно-политических сферах.В то время как желтая пресса делает бизнес на прямой продаже информации.
В связи с этим разнятся иподходы к медиа-бизнесу. Для увеличения числа продаж необходимасоответствующая «упаковка» — отсюда обостренное внимание к криминальной теме,происшествиям и массовой культуре, отсюда и соответствующий дизайн газет ижурналов, в том числе, иллюстративный ряд (избыток фото и карикатур) (Папушин9). Отсюда и самые популярные рубрики: «ляпы» звезд (огромное количествофотографий звезд без текста), самые популярные женщины/мужчины ХХ века, самыегромкие скандалы/свадьбы/вечеринки месяца/года/недели и т.д. Суть этих рубрик –огромный разворот с фотографиями и подписями к ним без текста, т.к. в желтойпрессе есть стремление обратить внимание на фотоизображение, а не на сам текст.Подписи к фотографиям становятся искусством в данном случае, и в прессеработают люди, которые именно этим и занимаются, т.е. составляют подписи кфотоизображениям. Мало просто прокомментировать фотографию, надо сделать этоинтересно, вызвать у человека какие-то эмоции. Часто используются каламбуры, играслов, вымышленные цитаты
Характер работы с читательской аудиторией является существенным признакомдля подразделения прессы на качественную и т.н. желтую. Так, есликачественные издания, как правило, имеют четкое представление о собственнойаудитории, то желтые стремятся стать прессой «для всех». Желтые «всеядны» и,прежде всего, потому, что эксплуатируют особенности читателя, не связанные сего специфическими (профессиональными, политическими и иными) характеристиками.Акцентируется заземленный «общечеловеческий» интерес, а также массовыеинстинкты, – что позволяет подобным изданиям безболезненно расширять аудиторию.(www.school-izvestia.ru/press-mk.php?id=2&redir_url=press-mk1.htmПринципиальные основы системы средств массовой информации Папушин. Лекция1)
Самым ярким примером желтой российской газеты является «Московскийкомсомолец». Показательно, что журналисты, с именами которых ассоциируетсянынешний «МК», – это прежде всего криминальные репортеры и авторы скандальныхжурналистских расследований. Любопытно и то, что тираж «МК» составляет сегоднясвыше 1 млн. экз.; и высокие тиражи – общая черта всей желтой прессы, которая вэтом смысле дает фору качественным изданиям.
Качественная пресса берет свое, выступая не просто продавцом информации,но инструментом влияния. Она стремится формировать информационное поле кактаковое, оказывая воздействие на структуры, принимающие решения в самых разныхобщественно-политических сферах.
«Качественными из качественных» на рынке сегодняшних российских газетможно считать «Известия», «КоммерсантЪ», «Ведомости», еженедельник «Московскиеновости». Причем, особого внимания в этом ряду заслуживают «Известия». – Если«КоммерсантЪ» и «Ведомости» имеют выраженный деловой уклон, изначальноориентируясь на круг подготовленных читателей, то «Известия» декларируются как«общенациональная газета». Другими словами, как газета «для всех», и при этом –качественная.
Обратим внимание, что понятия качественности или желтизны не являютсяоценочными, т.е., например, в последнем названии нет оттенка пренебрежения илинамека на второсортность. Ясно, что можно качественно делать и желтую газету, –все зависит от того, какая цель стоит перед редакцией и журналистами. Оттенкиже и намеки начинаются тогда, когда мы говорим о газетах «бульварных». В общемследует понять: многообразие общества требует многообразия прессы, и этаситуация – нормальна. Однако не следует забывать и о том, что пресса –будь она качественной или желтой – в любом случае влияет на формированиеобщественного сознания. То есть выполняет воспитательную функцию.
«Желтые»издания– те, которые в большей степени апеллируют к эмоциям читателя, к егодуше, а «белые» – к разуму. Хотя в настоящий момент многие «белые» издания, –это просто плохие газеты, которые пыжатся, надувают щеки, только делают вид,что они качественные. Существуют и такие псевдокачественные газеты, которыебудто задержались в советских временах: убогие заголовки, убогий язык,протухшие новости. Там нет ничего качественного. Многие «желтые» издания дадутсто очков вперед таким «белым».
Хорошие«желтые» газеты, в принципе, делать сложнее, потому что, помимо обязательнойпостоянной заточенности на поиск сенсаций, эксклюзива, неожиданных поворотов враскрытии тем, в их текстах должны быть драматургия, стиль, необходимость дажесамые сложные вещи объяснять читателю максимально популярно, на пальцах.Журналисты «белых» газет могут позволить себе этого и не делать. Там достаточновыложить фактуру и более или менее связно ее изложить.
Аотсутствие стиля, некоторую сухость изложения можно как раз выдать закачественность.(http://www.commcenter.ru/analitics/articles/2009_05_08.html.Интервью В.Чертинов Многие журналисты работают из-под палки)
1.4 Желтаяпресса и Рунет
Рунет не читает желтойпрессы. Так думают около 1000 пользователей Рунета прошедшие интерактивныйопрос. Причем их друзья и родственники желтую прессу читают.Каковы предпочтения аудитории Рунетаотносительно печатных средств массовой информации? Какое место занимает вструктуре ее интереса так называемая «желтая пресса»? Выяснить этонам помогли почти 1000 участников опроса, посвященного изучению читательскойаудитории. (Опрос VirtualExS (http://www.virtualexs.ru ).
В числе газет и журналов,которые пользователи Рунета читают более или менее регулярно, были названы те,которые удовлетворяют практически всем информационным запросам той или инойчасти аудитории Рунета. Прежде всего, это издания рассчитанные на массовогочитателя («Комсомольская правда», «Аргументы и Факты»,«Московский комсомолец», «Спид-Инфо», «Телесемь»,«7 дней», «Антенна», «Из рук в руки») иобщественно-политические издания («Российская газета»,«Известия», «Ведомости»). Сегмент деловой прессыпредставлен в первую очередь такими изданиями как «Коммерсантъ»,«Эксперт», «Экономика и жизнь». В группе изданий,фокусированных на определенный интерес, выделяются «Лиза»,«Вокруг света», «Караван историй»,«Космополитен», «Русский репортер»,«Спорт-Экспресс», «За Рулем», «Мой Ребенок»,«Игромания», «Популярная механика», «Наука ижизнь», «Химия и жизнь», «Компьютерра».
Большинство пользователейРунета ориентированы на чтение «качественной», по их собственнымпредставлениям, прессы. Во всяком случае, на вопрос: «Читаете ли Выиздания жёлтой прессы?» — утвердительно ответил лишь каждый пятый (20 изчисла опрошенных). При том, что около 40% приписывают чтение «желтой»прессы своим близким друзьям, родственникам, знакомым, приятелям, коллегам поработе. В то же время, примерно каждый второй респондент (52 из числа нечитающих «желтую» пресу, признался, что читал ее ранее).
Основными мотивами тех,кто отказался от чтения «желтой» прессы или никогда ранее ее нечитал, выступают отсутствие/пропажа интереса и времени, отсутствие полезнойинформации и откровенное вранье в такого рода изданиях.
При чтении печатныхизданий, включая «желтые», 31% пользователей уделяет первоочередноевнимание тексту, 25% — изображениям, а 44% — и тексту, и графике в равной мере.
Из основных тем, которыеподнимаются в «желтой» прессе, наибольший интерес вызывают такиерубрики как жизнь звезд и знаменитостей, анекдоты и юмор, скандалы икриминальные новости, сплетни и кроссворды. Эти же рубрики вызывают, в конечномсчете, неприятие, если имеет место «чернушная» подача материала,копание в «грязном белье», чрезмерная эксплуатация эротическихмотивов, уход в астрологию и экстрасенсорику.
Стремлениедистанцироваться от чтения «желтой» прессы у пользователей Рунетаразвивается по мере углубления противоречия между тем, о чем и как обычно пишет«желтая» пресса, и тем, что более всего интересует пользователяРунета как читателя печатных изданий.
В частности, каждыйвторой респондент отметил, что его интересуют в большей степени интервью сизвестными деятелями политики, крупного бизнеса, культуры, шоу-бизнеса, а неотдельные нашумевшие события, скандалы, интимные подробности из их жизни.Аналогичный интерес вызовут рекомендательные сообщения (отзывы) о путешествияхи сообщения, репортажи о спортивных событиях.
Востребованными окажутсясообщения о способах поддержания здоровья и кулинарные рецепты, сообщенияинформационно-рекомендательного характера о косметической продукции, одежды,обуви.
Почти каждый третийреспондент не против того, чтобы почерпнуть из «желтой» прессысведения о криминальном мире, если это будет полезно для его личнойбезопасности. Аналогичный интерес вызовут сообщения о прошедших и предстоящихсветских мероприятиях и о событиях мира моды.
Что касаетсяаналитических материалов, комментариев в области политики и экономики,информации о новинках аудио- и видеопродукции, востребованных абсолютнымбольшинством (70-80%) пользователей Рунета, то здесь наши респонденты не питаютникаких иллюзий в отношении «желтой» прессы.
(subscribe.ru/blog/media.vox/post/20090128192236
проект «Глас Рунета»)
2. Рейтинги СМИ — Прессa
Представленныетаблицы содержат данные по объемам аудитории изданий. Информация получена порезультатам исследования «National Readership Survey»[http://www.tns-global.ru/rus/data/ratings/press/index.wbp]
Регион – Россия–Москва – Санкт- Петербург
Период – март –Июль2009-10-29
Группа изданий:
· ежедневныегазеты (Рис.2.1 Рейтинг ежедневных газет) Более детальное рассмотрение представлено вПриложении 1;
· еженедельныегазеты (Рис.2.2 Рейтинг еженедельных газет)Более детальное рассмотрение представлено в Приложении2;
· Еженедельныежурналы (Рис.2.3 Рейтинг еженедельных журналов) Более детальное рассмотрение представленов Приложении 3;
· Ежемесячные ивыходящие раз в два месяца журналы (Рис.2.4 Рейтинг ежемесячных журналов ). Более детальное рассмотрение представленов Приложении 4;
· Аудиторииизданий в группе 12-19 лет в Москве (Таб.2.1)
Average IssueReadership (AIR) — усредненное количество читателей одного номера издания.
Все таблицы,в случаях если не указаны другие возрастные границы, содержат сведения огородском населении в возрасте 16 лет и старше.
Для техизданий, по которым приведена информация по России, следует помнить, что данныепо России включают данные по Москве и Санкт-Петербургу.
/>Рис.2.1. Рейтинг ежедневных газет*При рассмотрении результатов по объемам аудитории газеты«The Moscow Times» следует помнить, что в опросах TNS Gallup Mediaпринимает участие только русскоязычное население, вследствие чего частьаудитории данного издания не попадает в измерение и не учитывается в данных по полугодовойаудитории и по AIR.
/>Рис. 2.2 Еженедельные газеты />Рис.2.3 Еженедельные журналы/>Рис.2.4 Ежемесячные и выходящие раз в два месяца журналыАудитории изданий в группе 12-19 лет в Москве Таб.2.1
Группа изданий
Издание
AIR, тыс. чел.
AIR, % Еженедельные издания 7 Дней 161.0 21.4 Bravo 33.4 4.4 Upgrade 17.3 2.3 Автомир 47.5 6.3 Антенна 112.3 15.0 Ваш досуг 15.2 2.0 Компьютерра 12.2 1.6 Лиза 44.2 5.9 МК-Бульвар 28.0 3.7 Отдохни! 34.6 4.6 Разгадай! 24.4 3.3 ТВ-Парк 71.5 9.5 Выходят 1 раз в 2 недели Афиша 65.3 8.7 Страна игр 65.7 8.8 Ежемесячные издания Cosmopolitan 156.4 20.8 Elle Girl 82.4 11.0 Geo 38.6 5.1 I love you 21.2 2.8 Oops! 82.7 11.0 PC игры 54.4 7.2 Rolling Stone 28.1 3.7 Yes! 91.7 12.2 Yes! — Звезды 50.3 6.7 Вокруг света 123.9 16.5 Дом-2 28.3 3.8 Игромания 138.3 18.4 Караван историй 76.0 10.1 Лиза.Girl 47.7 6.3 Мир фантастики 24.6 3.3 Ридерз Дайджест 13.9 1.8 Хакер 30.8 4.1 Хулиган 15.9 2.1 Компания «Медиалогия» составила рейтинги цитируемостироссийских федеральных СМИ за август 2009 года (www.advertology.ru/article73547.htm)
Основой для построениярейтинга самых цитируемых российских СМИ стал Индекс Цитируемости (ИЦ)«Медиалогии».* Рейтинг построен на основе базы СМИ системы «Медиалогия»,которая включает на данный момент 3 903 наиболее влиятельных источниковРФ: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства, Интернет-СМИ и блоги.В данный рейтинг вошли российские СМИ федерального уровня, специализированныеСМИ при подсчете не учитывались.
Период исследования — с 1августа по 31 августа 2009 года
Таблица 2.2/>Таблица 2.3/>
При оценке представленныхисследований автор работы делает следующие выводы:
· Наиболеевостребованными являются издания развлекательного характера;
· Данные изданияимеют свою собственную аудиторию;
· Повостребованности тех или иных изданий можно определить потребности рынка втематике необходимой информации.
Заключение
Мнение журналистов,аналитиков, издателей по отношению к развитию рынка желтой прессы расходится.
Рыночный сегмент в России- это глянцевые журналы и вообще журнальная продукция. В газетах рыночныйсегмент — это таблоиды и нишевые газеты. В таблоидах можно делать серьезныйбизнес. Сегмент же «качественных» газет общего интереса вкраткосрочной перспективе не имеет шансов превратиться в реальный бизнес.
· На медиарынкепроизошло оздоровление рынка журнальной продукции, «поджались»дорогие глянцевые журналы, закрылся ряд изданий, не пользующихся спросом, сталоменьше «издательского мусора», одновременно наметилась тенденцияслияния и укрупнения активов. (Александр Оськин, председатель правления Ассоциации распространителей печатнойпродукции. Конференции ОН-Лайн)
· Резко сократилисьзатраты на продвижение. Резко. Сложно вспомнить за год какие-то массированныерекламные кампании СМИ. Из ожиданий — думаю, в сегменте радио следует ожидать все-такисмены владельцев ряда игроков рынка. (Олег Медведев, генеральный директор, главный редактор «Финам FM»Конференции он-лайн)
· Растет, растетинтерес к деловым изданиям. Другой вопрос — в каких пределах. Каков потолокэтого интереса, а именно, какова глубина прослойки той аудитории, котораяспособна читать-слушать-смотреть деловые издания, а не только картинки в«желтой» прессе рассматривать… (Олег Медведев, генеральный директор, главный редактор «Финам FM».Конференции он-лайн)
Исходя из приведенныхвысказываний, напрашивается вывод о спаде в развитии рынка «желтой» прессы. Ноэто не совсем так. Существует такая ниша, как интернет. И в настоящий момент онсодержит достаточное количество «желтой» информации.
Переход в эту нишу можетбыть обусловлен несколькими причинами:
· Снижениеиздержек, связанных с издательством;
· Снижениерасходов, связанных с реализацией продукции (персонал, торговые точки и т.д.);
· Увеличение рынкапотребителей (как фактических, так и потенциальных читателей);
· Возможностьизучения спроса на информацию определенного характера (интернет-опросы);
· Востребованностьинформации (так как читатель не расходует значительных средств).
Рынок печатных СМИ, вчастности «желтой» прессы, имеет свою целевую аудиторию, а значит, обречен насуществование. Есть еще положительный момент – данный рынок составляет здоровуюконкуренцию другим СМИ, что способствует их развитию и повышению качествапредоставляемой информации, качества печатной продукции.
Списоклитературы
1. Папушин А. Прессаи общество: «Скованные одной цепью»//Принципиальные основы системы средствмассовой информации. – 2001
2. Эксперт,25.04.2005 Привет отжелтой прессы
3. Научно-культурологическийжурнал №7 [109] 23.05.2005 Евгений СазоновФеномен «желтойпрессы»
4. http://subscribe.ru/blog/media.vox/post/20090128192236 «проект Глас Рунета»
5. Опрос VirtualExS(http://www.virtualexs.ru ).
6. http://www.advertology.ru/article73416.htm — О положении на рынке распространения прессы (данные за июль-август 2009г.)
7. http://www.commcenter.ru/analitics/articles/2009_05_08.html. Интервью В.Чертинов Многие журналисты работают из-подпалки
8. http://www.tns-global.ru/rus/data/ratings/press/index.wbp
9. http://www.advertology.ru/article73547.htm
10. http://www.school-izvestia.ru/press-mk.php?id=2&redir_url=press-mk1.htm Папушин А. Принципиальные основысистемы средств массовой информации. Лекция 1
11. Коммерсантъ-Деньги.Максим Черниговский. Под прессом желтой прессы. Насколько серьезен вред,причиняемый желтой прессой?