Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Схема построения бухучета и учетная политика предприятия



7

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

Реферат

На тему:

"Схема построения бухучета и учетная политика предприятия"

МИНСК, 2009

Содержание

1. Общая схема построения бухгалтерского учета
  • 2. Учетная политика предприятия
  • Литература

1. Общая схема построения бухгалтерского учета

Центральным звеном функционирования предприятия является процесс производства продукции, выполненных работ или оказанных услуг. На счетах бухгалтерского учета процесс производства должен быть отражен как процесс производственного обеспечения, потребления и создания продуктов труда.

В результате функционирования производства происходит кругооборот средств предприятия. Здесь средства проходят три стадии: снабжение - > производство - " реализация.

При этом поступление в эксплуатацию основных средств отражается записями:

Д-т сч.01 "Основные средства"

К-т сч.08 "Капитальные вложения" (75, 78, 79, 80, 88) Поступление в эксплуатацию нематериальных активов отражается проводками:

Д-т сч.04 "Нематериальные активы"

К-т сч.08 "Капитальные вложения" (50, 51, 52, 55, 60, 76 и др.) Материальные ценности, поступающие на предприятие в процессе снабжения, учитываются записями:

Д-т сч.10 "Материалы" (12, 15)

К-т сч.60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (15, 20, 23, 28, 47, 70, 75, 80 и др.).

В процессе функционирования производства эксплуатируются основные средства, нематериальные активы, используются материальные, трудовые, финансовые и другие ресурсы и создаются новые продукты труда. Учет производства должен обеспечить выявление величины затрат и себестоимости продукции (работ, услуг). Для этого используются два активных калькуляционных счета: 20 "Основное производство"; 23 "Вспомогательные производства". В развитие этих синтетических счетов учета производства ведется следующий аналитический учет по:

местам возникновения затрат (цехам, участкам, производствам, переделам и т.д.);

видам вырабатываемой продукции (изделиям, полуфабрикатам, деталям, узлам и т.д.);

статьям калькуляции (сырье и материалы; покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера; возвратные отходы (вычитаются); топливо и энергия на технологические цели; основная заработная плата производственных рабочих; дополнительная заработная плата производственных рабочих; налоги, отчисления в бюджет и внебюджетные фонды; расходы на подготовку и освоение производства; общепроизводственные расходы; общехозяйственные расходы и др.).

Организация аналитического учета производства в значительной степени определяется особенностями организации и технологии производства.

По дебету счетов 20 "Основное производство" и 23 "Вспомогательные производства" собирают основные и накладные расходы. При этом непосредственно в дебет этих счетов, как правило, прямым путем относят стоимость отпущенных в цехи сырья и основных материалов, начисленную заработную плату производственных рабочих и др.

В ряде отраслей машиностроения в дебет этих счетов относят также и расход топлива и энергии на технологические цели.

При этом составляются следующие бухгалтерские записи:

Д-т сч.20 "Основное производство" (23)

К-т сч.10 "Материалы" (12)

К-т сч.70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" (69, 68 и др.).

Остальные же затраты (накладные) в течение месяца предварительно учитываются на собирательно-распределительных счетах 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы". Аналитический учет по счету 25 ведется в разряде цехов и номенклатуры статей, а по счету 26 - только по статьям затрат в целом по предприятию.

Затраты, собранные в течение месяца на счетах 25 и 26, списываются по его окончании на счета производства (20, 23). Общехозяйственные расходы относят только на те производства, которые выпускают товарную продукцию, т.е. продукцию, предназначенную к реализации. Поэтому в себестоимость продукции вспомогательных производств общехозяйственные расходы включаются только в случаях ее реализации на сторону или для своего капитального строительства и непромышленных производств и хозяйств.

Кроме того, потери, связанные с браком, предварительно учитываются на счете 28 "Брак в производстве", а затем списываются на затраты производства. В балансе предварительно на счете 31 "Расходы будущих периодов" отражаются расходы, связанные с горноподготовительными работами; подготовительными к производству работами в сезонных отраслях промышленности; освоением новых предприятий, производств, установок и агрегатов; рекультивацией земель; неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств; взносом арендной платы за последующие периоды и др. Затем указанные расходы частями списываются на издержки производства.

Таким образом, по истечении месяца (или другого отчетного периода) на дебете калькуляционных счетов (20, 23) собираются все фактически производственные затраты.

По окончании отчетного периода с кредита счетов производства (20, 23) списывается фактическая производственная себестоимость выпущенной продукции (работ, услуг). В массовых производствах такое списание производится ежемесячно, а в единичных - по окончании изготовления заказа. С кредита этих счетов (20, 23) списывают также стоимость неисправимого брака, возвращенных на склад материалов и полученных отходов. Причем в первую очередь производится распределение и списание работ и услуг вспомогательных производств (сч.23).

На списание выпущенной из производства продукции по фактической себестоимости составляется следующая бухгалтерская проводка:

Д-т сч.40 "Готовая продукция"

К-т сч.20 "Основное производство" (23, 29).

В течение месяца такие записи делаются по учетным ценам, поскольку фактическая себестоимость определяется только по истечении месяца или окончания заказа. В конце месяца на сумму разницы между фактической себестоимостью выпущенной продукции (полученной на основании калькуляционных расчетов) и ее условной оценкой (по учетным ценам) делают дополнительную запись (+, -):

Д-т сч.40 "Готовая продукция" К-т сч.20 "Основное производство".

Причем экономия (снижение) списывается отрицательными числами по сравнению с условной оценкой, а перерасход (увеличение) - положительными.

При использовании счета 37 выпущенная из производства продукция (работы, услуги) по фактической производственной себестоимости отражается проводкой:

Д-т сч.37 "Выпуск продукции (работ, услуг)" К-т сч.20 "Основное производство" (23 и др.).

Оприходование готовой продукции на склад по нормативной (плановой) себестоимости (учетным ценам) отражается записью:

Д-т сч.40 "Готовая продукция" (46)

К-т сч.37 "Выпуск продукции (работ, услуг)".

Выявленные в конце месяца отклонения фактической производственной себестоимости выпущенной продукции (работ, услуг) от нормативной (плановой) в учете списываются со счета 37 проводками:

а) сумма превышения нормативных (плановых) затрат над фактически ми красным сторно:

Д-т сч.46 "Реализация продукции (работ, услуг)" К-т сч.37 "Выпуск продукции (работ, услуг)";

б) сумма превышения фактических затрат над нормативными (плановыми) дополнительной записью:

Д-т сч.46 "Реализация продукции (работ, услуг)" К-т сч.37 "Выпуск продукции (работ, услуг)".

Таким образом, счет 37 ежемесячно закрывается и сальдо на конец месяца не имеет.

Остаток на калькуляционных счетах (20, 23) показывает затраты, относящиеся к незавершенному производству, то есть к остаткам незаконченных обработкой материалов, деталей, полуфабрикатов и др. В машиностроении и некоторых других отраслях обрабатывающей промышленности в составе незавершенного производства учитывают также детали и узлы в промежуточных кладовых.

Определение фактической себестоимости продукции на счетах производственных затрат можно подразделить на 4 этапа:

1. Накапливание в течение месяца (или другого срока) всех производственных затрат на калькуляционных (20, 23), собирательно-распределительных (25, 26) и счетах 28, 31.

2. Списание в конце отчетного периода всех затрат, собранных на собирательно-распределительных счетах, на счета производства и распределения этих затрат по аналитическим счетам.

3. Разграничение затрат, собранных на калькуляционных счетах производства, между готовой продукцией и незавершенным производством;

4. Распределение затрат между отдельными видами продукции (изделий). От правильности выполнения всех этих этапов зависит и точность исчисления себестоимости выпущенной продукции (работ, услуг).

Завершающей стадией кругооборота средств является отгрузка и реализация продукции. При этом могут применяться два варианта учета реализации продукции (товаров, работ, услуг): по моменту оплаты ее покупателями (используется счет 45); по моменту отгрузки и предъявления расчетно-платежных документов покупателям.

В первом случае на фактическую производственную себестоимость отгруженной (отпущенной) продукции (товаров, работ, услуг) в учете делается проводка:

Д-т сч.45 "Товары отгруженные"

К-т сч.40 "Готовая продукция" (41, 20, 21, 23, и др.).

По мере поступления денежных средств за ранее отгруженную продукцию по ценам реализации записи:

Д-т сч.51 "Расчетный счет" (50, 52, 55)

К-т сч.46 "Реализация продукции (работ, услуг)"

Одновременно фактическая производственная себестоимость реализованной продукции списывается со счета 45 проводкой:

Д-т сч.46 "Реализация продукции (работ, услуг)" К-т сч.45 "Товары отгруженные", ж/о 11.

При втором варианте на фактическую производственную себестоимость отгруженной продукции (товаров, работ, услуг) в учете делается проводка:

Д-т сч.46 "Реализация продукции (работ, услуг)"

К-т сч.40 "Готовая продукция" (20, 21, 23, 29 и др.), ж/о 11.

Одновременно на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" создается дебиторская задолженность:

Д-т сч.62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" К-т сч.46 "Реализация продукции (работ, услуг)".

Кроме того, в дебет счета 46 относятся коммерческие расходы и налоги, включаемые в себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг).

Таким образом, по дебету счета 46 отражаются полная фактическая себестоимость реализованной продукции, налоги и отчисления, а по кредиту - поступившие или предъявленные покупателю для оплаты суммы по ценам реализации.

В конце месяца, сопоставляя обороты кредита и дебета счета 46, выявляют финансовый результат от реализации продукции (товаров, работ, услуг). Если сумма по кредиту счета 46 окажется выше, чем по его дебету, то предприятием получена прибыль, которая списывается на счет 80 следующей записью:

Д-т сч.46 "Реализация продукции (работ, услуг)" К-т сч.80 "Прибыли и убытки".

А если сумма по дебету счета 46 окажется выше, чем по его кредиту, то предприятием получен убыток, который списывается на счет 80 проводкой:

Д-т сч.80 "Прибыли и убытки"

К-т сч.46 "Реализация продукции (работ, услуг)".

На этом кругооборот средств предприятия заканчивается, а полученные средства вовлекаются в дальнейшую финансово-хозяйственную деятельность.

Перспективы развития и совершенствования бухгалтерского учета и отчетности

При помощи учетной информации отражается фактическое наличие и движение хозяйственного объекта. Действенность управления обусловливается полнотой, достоверностью и своевременностью учетной информации. Это позволяет предотвращать принятие неоправданных решений, наносящих ущерб экономике предприятия (организации). Поэтому при переходе к рыночной экономике возникает необходимость пересмотра многих экономических концепций, в том числе и учетных. Отсюда вытекает, что с развитием экономики требуется постоянное совершенствование методологии учета и отчетности применительно к современным требованиям управления.

Действующая до перехода к рыночным отношениям система бухгалтерского учета была, главным образом, предназначена для предоставления необходимой информации центральным планирующим органам для осуществления централизованного контроля и управления экономикой, т.е. она в основном являлась инструментом внешнего административного контроля за государственными предприятиями. При этом учет в нашей стране не согласовывался с международными стандартами.

При переходе на новые условия хозяйствования и выхода на международный рынок необходимо изменить существующую систему бухгалтерского учета и отчетности, максимально приблизив ее к мировым стандартам.

Учет должен занять одно из главных мест в системе управления экономикой, поскольку в нем находят отражение реальные процессы производства, обращения, распределения и потребления.

В последнее время в нашей республике проводится значительная работа по улучшению методологии и организации бухгалтерского учета. Разработаны и изданы новые нормативные акты, регламентирующие постановку бухгалтерского учета в различных отраслях, ведомствах и предприятиях независимо от форм собственности и максимально приближенные к международным стандартам. В частности, изданы:

План счетов бухгалтерского учета (1992 г); закон РБ "О бухгалтерском учете и отчетности", 2001 г.; Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), 1998г.;

Правила ведения кассовых операций в РБ, 2001г.;

Положение о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, 2001г.;

Положения и инструкции по бухгалтерскому учету основных средств и нематериальных активов и др.

Основные направления совершенствования организации бухгалтерского учета обусловлены переходом к рыночной экономике.

Выход предприятий на внешнеэкономические связи, широкое привлечение иностранного капитала в народное хозяйство, создание свободных экономических зон требуют приведения отечественной практики бухгалтерского учета в сопоставимость с практикой международных стандартов. При этом, создавая национальную систему учета и отчетности, необходимо учесть, что бухгалтерский учет должен обеспечить более экономное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращение производственных запасов и высокие доходы.

При совершенствовании бухгалтерского учета важным является широкое внедрение передовых форм и методов учета (АРМ бухгалтера, нормативный метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции и др.).

Условия развивающейся экономики требуют повышения аналитичности учета затрат на производство, их большей локализации по отдельным видам продукции (заказам, центрам ответственности, видам деятельности и т.п.). При этом для определения итога хозяйственной деятельности подразделений необходима соответствующая информация. Точно учитываемые результаты работы цехов, производств, участков (бригад) повышают действенность управления. На основании учитываемых показателей определяется вклад трудовых коллективов в получение доходов (потерь) предприятия (организации). Анализируя результаты работы подразделений и предприятия в целом, намечаются соответствующие мероприятия, направленные на их улучшение.

Для обоснования экономической эффективности мероприятий по внедрению новой техники, повышению качества продукции, выбору оптимального технологического процесса ее изготовления, разработке новых конструкций и изделий, проверке проектов строительства и реконструкции предприятий важную роль играет точное калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг).

Важным в совершенствовании организации бухгалтерского учета является использование современных технологий автоматизированной обработки учетно-аналитической информации. Для этого необходимо унифицировать и стандартизировать процесс документирования применительно к условиям механизированной обработки. Это позволит осуществлять сбор исходных данных минуя стадию выписки бумажного первичного документа. Причем автоматизация учета требует дальнейшего развития его методологии, применения более совершенных форм бухгалтерских регистров, разработки технологического процесса ввода и обработки экономических данных, сокрушения документооборота, создания массивов постоянной информации.

Большую роль в условиях рынка играют оперативный учет и контроль за выполнением договоров поставки и плановых заданий по реализации продукции (работ, услуг) и получением прибыли.

Значительной перестройки требует стандартизированная система. При этом желательно, чтобы сочетались показатели планирования (прогнозирования), учета и отчетности.

2. Учетная политика предприятия

В соответствии с действующим Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утвержденным постановлением Минфина РБ от 17.04.2002 г. № 62 и законодательством Республики Беларусь главным бухгалтером (бухгалтером) предприятия формируется учетная политика и утверждается руководителем предприятия.

Учетная политика представляет собой выбор предприятием определенных способов ведения и организации бухгалтерского учета исходя из установленных правил и особенностей деятельности в конкретных условиях хозяйствования.

На основе действующих общих правил организации бухгалтерского учета предприятия имеют право самостоятельно:

устанавливать метод оценки потребленных производственных запасов, готовой продукции, незавершенного производства;

устанавливать порядок начисления износа по основным средствам и нематериальным активам;

определять порядок списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции (работ, услуг);

выбирать способ начисления износа по малоценным и быстроизнашивающимся предметам;

выбирать вариант синтетического учета производственных ресурсов;

выбирать методику группировки и списания затрат на производство;

устанавливать способ учета выпуска продукции (работ, услуг);

выбирать способ распределения косвенных расходов между отдельными объектами учета и калькулирования;

выбирать методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг);

устанавливать варианты сводного учета затрат на производство;

в ряде случаев определять сроки погашения расходов будущих периодов;

выбирать метод определения выручки от реализации продукции;

создавать резервы и фонды специального назначения и др.

При этом определяются формы ведения и организации бухгалтерского учета. В частности, на основе утвержденного может разрабатываться рабочий план счетов, определяться форма бухгалтерского учета (полная журнально-ордерная, сокращенная журнально-ордерная, упрощенная, автоматизированная и др.), перечень применяемых учетных регистров, их построение, последовательность и способы записи в них при соблюдении общих методологических принципов ведения бухгалтерского учета, установленных в централизованном порядке, а также выбираться организационные формы построения аппарата бухгалтерии и система внутрипроизводственного учета, отчетности, анализа и контроля. Важной составной частью учетной политики предприятия, оказывающей существенное влияние на обеспечение достоверности бухгалтерского учета, является инвентаризация активов и пассивов баланса. В соответствии со статьей 12 Закона Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности" порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризации в отчетном году, сроки их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, т.д.) определяется руководителем организации.

Выбранные предприятием способы ведения бухгалтерского учета применяются всеми его структурными подразделениями независимо от места их расположения и от того, находятся ли они на общем балансе или выделены на самостоятельный баланс.

Способы ведения учета устанавливаются соответствующими нормативными актами. При отсутствии нормативных актов по конкретному вопросу учетная политика формируется на основе самостоятельной разработки предприятием соответствующего способа исходя из требований действующего законодательства и нормативных положений по бухгалтерскому учету.

Вновь создаваемые предприятия оформляют избранную учетную политику в соответствии с действующим Положением (17.04.2002 г. № 62) до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации.

В соответствии с Законом Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности" 2001 г. и Положением об учетной политике (17.04.2002 г. № 62) принятая предприятием методика (учетная политика) должна соблюдаться в течение отчетного года. Изменения в учетной политике организации могут иметь место в случаях: реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) организации; изменения законодательства РБ; изменения условий деятельности.

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории РБ, могут формировать свою учетную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения этих организаций, если эти правила не противоречат международным стандартам бухгалтерского учета и отчетности, а также законодательству РБ.

Учетная политика оформляется приказом (распоряжением, решением и другим документом) по предприятию, в котором оговариваются методические, организационные и технические аспекты бухгалтерского учета.

Если же ранее объявленная учетная политика не изменяется, то ежегодного издания приказа (распоряжения, решения и другого документа) не требуется.

В приказе об учетной политике должны оговариваться правила документирования операций, ведения учетных регистров, организация документооборота. Также в обязательном порядке на предприятии должен определяться и утверждаться перечень должностных лиц, имеющих право подписи документов на отпуск материалов, прием и выдачу денежных средств и др.

Следует иметь в виду, что устанавливаемый порядок учетной политики не должен противоречить требованиям Закона Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности" и других законодательных и нормативных актов в области бухгалтерского учета.

В соответствии с указаниями Минфина и Государственного налогового комитета Республики Беларусь порядок исчисления и уплаты налогов, метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) являются составной частью учетной политики юридического лица и могут быть изменены только с начала нового отчетного года. Об изменении учетной политики юридическое лицо обязано письменно уведомить налоговые органы по месту нахождения юридического лица и его структурных подразделений, являющихся плательщиками налогов, до наступления нового года.

При этом следует отметить, что изменение по инициативе предприятия ранее принятого варианта учета не может распространяться в отношении операций, уже отраженных в учете и повлиявших на формирование конечных результатов работы субъекта хозяйствования в прошедшем учетном периоде.

Изменения и дополнения в учетную политику предприятия оформляются приказами (распоряжениями, решением либо другим документом) и т.п. Если принятые законодательные и другие нормативные акты привели к изменению порядка учета и предприятие это не отразило в своей учетной политике, то следует руководствоваться действующим законодательством (нормативными актами).

Изменение учетной политики должно оговариваться в пояснительной записке к годовому отчету с указанием полученных (вследствие внесения изменений в учетную политику) результатов в денежном выражении.

Оценку последствий внесения изменений в учетную политику следует производить на основании данных учета на дату (первое число месяца), с которой эти изменения применяются.

Учетная политика предприятия должна соответствовать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

Существующие способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности.

Представляемая в течение отчетного года бухгалтерская отчетность может не содержать информации об учетной политике предприятия, если в последнем не произошли изменения со времени составления предыдущей годовой бухгалтерской отчетности, раскрывшей учетную политику.

Литература

1. Скориков А.П. Бухгалтерский учет на производственном предприятии, Мн.: Высшая школа 2004г., 430 с.

2. Сащеко П.М. Теория бухучета, Мн: БГЭУ, 2004 г., 150с.

3. Саленко М.П. Бухгалтерский учет и статистическая отчетность, Мн.: Новое знание, 20057г.290 с.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :