33
Прежде всего необходимо отметить, что инвестор в течение всего срока строительства будет оплачивать затраты по строительству. При этом его затраты будут учитываться на счете 76 и формировать дебиторскую задолженность заказчика по капитальному строительству. Дебиторская задолженность заказчика закрывается после передачи построенного объекта.
В бухгалтерском учете указанные операции отражаются следующим образом:
Д-т 76, субсчет "Заказчик" К-т 51 - отражено перечисление денежных средств заказчику;
Д-т 08 К-т 76, субсчет "Заказчик" - отражено принятие к учету объекта завершенного строительства.
Пунктом 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, которые вступили в силу с 1 января 2004 г., установлено, что по объектам недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию и которые фактически эксплуатируются, амортизация начисляется в общем порядке с 1-го числа месяца, следующего за месяцем введения объекта в эксплуатацию. При принятии таких объектов к бухгалтерскому учету в качестве основных средств после государственной регистрации производится уточнение ранее начисленной суммы амортизационных отчислений. Кроме того, указанные объекты недвижимости допускается принимать к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете счета учета основных средств.
Таким образом, порядок начисления амортизации по эксплуатируемым объектам завершенного строительства, право собственности по которым еще не зарегистрировано, в бухгалтерском учете не отличается от порядка начисления амортизации по правилам, установленным гл. 25 НК РФ.
Если в счет финансирования строительства инвестор передает материалы, то они учитываются на его балансе на соответствующих субсчетах, открываемых к счету 10 либо к счету 08. При этом инвестор должен проследить, чтобы заказчик-застройщик не включил их стоимость в стоимость строительно-монтажных работ. В противном случае произойдет удвоение стоимости материалов в инвентарной стоимости строительства.
Проблему необоснованного завышения стоимости завершенного строительства, которое может произойти при использовании указанного варианта, можно решить следующим образом. Материалы списываются с баланса инвестора, который отражает при этом дебиторскую задолженность заказчика-застройщика:
Д-т 76 К-т 10 - на стоимость переданных материалов.
В бухгалтерском учете заказчика полученные суммы отражаются в соответствии с одной из двух схем:
Д-т 76 К-т 86 - на сумму средств, причитающихся к получению от инвестора;
Д-т 10 К-т 76 - на сумму стоимости материально-производственных запасов, переданных в качестве целевых источников.
Суммовые разницы, возникающие в процессе строительства основного средства, в силу п. 8 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (ПБУ 6/01), для целей бухгалтерского учета должны корректировать фактическую стоимость основного средства.
Порядок учета суммовых разниц в налоговом учете регулируется п. 1 ст. 257 НК РФ, в котором установлен порядок определения первоначальной стоимости основного средства.
Первоначальная стоимость основного средства для целей налогового учета образуется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе текущих расходов.
Таким образом, учет суммовых разниц, возникших в результате приобретения, сооружения, изготовления основного средства, представляет собой исключение из общего правила (то есть включения их в состав внереализационных расходов (доходов)), и их по аналогии с бухгалтерским учетом следует относить к расходам, формирующим первоначальную стоимость основного средства.
В случае же строительства основного средства инвестором, не исполняющим функции заказчика, возможность своевременного учета суммовых разниц в период их фактического образования отсутствует. Это происходит из-за того, что функции инвестора в данном случае ограничены и сводятся лишь к финансированию строительства и приемке готового объекта после завершения его строительства. Поскольку всю ответственность за качество строительно-монтажных работ несет заказчик, именно он и ведет учет расходов, понесенных в процессе строительства; заказчик также осуществляет передачу построенного объекта инвестору по фактическим затратам.
Следовательно, инвестор может получить после окончания строительства выделенные суммовые разницы, которые участвовали в его расходах на строительство основного средства. При этом он должен признать их в налоговом учете в соответствии со ст. ст. 271 и 272 НК РФ. Других правил признания доходов и расходов НК РФ не установлено.
Классическую схему организации расчетов между участниками инвестиционных отношений можно представить следующим образом:
1) инвестор строительства перечисляет заказчику установленную инвестиционным договором сумму (как правило, по схеме авансовых платежей). Стоимость строительства выражается в основном в валюте либо в условных единицах. При каждом перечислении авансовых и иных платежей (например, вознаграждение заказчику) на счете 76 отражаются рублевая сумма платежа и ее эквивалент в иностранной валюте (условных денежных единицах);
2) заказчик при получении авансовых платежей ведет их учет в рублях и в иностранной валюте (условных денежных единицах) на счете 86;
3) заказчик при расчетах с подрядчиками (поставщиками) в иностранной валюте (условных денежных единицах) формирует счет 08 с учетом возникших суммовых разниц по правилам бухгалтерского учета. При этом он должен обеспечить учет суммовых разниц, возникающих в процессе строительства;
4) заказчик при каждом списании целевых средств по расчетам с подрядчиками (поставщиками) пересчитывает уплаченные им денежные средства по курсу рубля к валюте расчетов (условным денежным единицам), установленному Банком России на дату перечисления денежных средств.
Если расчеты заказчика с подрядчиком (поставщиком) предусматривают 100%-ную предоплату, то суммовые разницы не возникают. Стоимость, указанная в Справке о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), должна полностью соответствовать внесенной предоплате.
При расчетах с использованием частичного аванса, оплаты после выполнения строительно-монтажных работ и т.д. появляются суммовые разницы. Заказчик должен обеспечить пересчет в валюту расчетов по курсу на каждую дату перечисления денежных средств подрядчику (поставщику). Это объясняется тем, что при перечислении заказчиком определенной денежной суммы погашается соответствующая часть задолженности перед подрядчиком (поставщиком) и с течением времени погашенная сумма обязательства изменена быть не может.
Инвестор также может контролировать расход внесенного заказчиком аванса. Никакие записи на счете 76 при этом не оформляются - расчеты ведутся во внутреннем учете. При этом заказчик должен предоставлять инвестору ксерокопии платежных поручений на перечисление денежных средств за счет средств целевого финансирования.
5) по окончании строительства заказчик "передает" инвестору счет 08 и счет 19. Итоговая стоимость строительства, указанная в Акте приемки законченного строительством объекта (форма N КС-11) и в Акте приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма N КС-14), должна соответствовать сумме, отраженной на счете 08 и увеличенной на сумму НДС в сводном счете-фактуре. Величина счета 08 должна быть равна сумме стоимостей всех справок, составленных по форме N КС-3, за минусом НДС. Величина переданного НДС подтверждается ксерокопиями счетов-фактур, полученных заказчиком в ходе строительства от поставщиков и подрядчиков. Если какие-либо счета-фактуры составлены в иностранной валюте или в условных денежных единицах, в сводном счете-фактуре они должны быть приведены в рублях. Целесообразно затребовать от заказчика справку с подтверждением пересчета сумм НДС в рубли по всем счетам-фактурам, выставленным в ходе строительства в иностранной валюте или в условных денежных единицах;
6) инвестор после принятия готового объекта закрывает счет 76 по расчетам с заказчиком и оформляет в учете следующие записи:
Д-т 08 К-т 76 - на сумму строительства без учета НДС, указанного в формах N КС-11 и N КС-14;
Д-т 19 К-т 76 - на итоговую сумму сводного счета-фактуры.
Завершение расчетов по стоимости строительства в иностранной валюте целесообразно оформить двусторонним актом сверки расчетов.
Суммовые разницы, возникающие по расчетам с заказчиком в части его вознаграждения после приемки завершенного строительства, относятся инвестором на счет 08 с корректировкой сумм НДС, учтенных на счете 19, относящихся к вознаграждению заказчика.
Оставшаяся у инвестора на счете 76 рублевая сумма после завершения всех расчетов является суммовой разницей по итогам строительства. Закрытие счета 76 корректирует счет 08. Счет 19 корректировке не подлежит, так как он соответствует сводному счету-фактуре, составленному в рублях с учетом курсовых колебаний.
Начальные остатки по счетам (в рублях)
Код счета |
Наименование счета |
Сумма |
||
ДТ |
КТ |
|||
01 |
Основные средства |
102 000 |
0 |
|
02 |
Износ основных средств |
0 |
24 700 |
|
10-9 |
Хозяйственный инвентарь |
6 900 |
0 |
|
41-2 |
Товары в розничной торговле |
885 900 |
0 |
|
41-3 |
Тара |
3 000 |
0 |
|
42 |
Торговая наценка |
0 |
65 800 |
|
44 |
Расходы на продажу (транспортные расходы) |
5 700 |
0 |
|
50-1 |
Касса организации |
10 600 |
0 |
|
51 |
Расчетный счет |
1 024 400 |
0 |
|
57 |
Переводы в пути |
18 200 |
0 |
|
60 |
Расчеты с поставщиками и подрядчиками |
0 |
37 600 |
|
76 |
Расчеты по претензиям |
7 200 |
0 |
|
68 |
Расчеты по налогам и сборам - дебетовое сальдо |
400 |
0 |
|
69 |
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению- дебетовое сальдо |
260 |
0 |
|
70 |
Расчеты с персоналом по оплате труда |
0 |
4600 |
|
76 |
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами - кредитовое сальдо |
0 |
1600 |
|
99 |
Прибыли и убытки |
0 |
106 680 |
|
80 |
Уставный капитал |
0 |
1 012 660 |
|
83 |
Добавочный капитал |
0 |
2300 |
|
66 |
Расчеты по краткосрочным кредитам и займам |
0 |
808 620 |
|
Итого |
2064560 |
2064560 |
||
Хозяйственные операции, руб.
Содержание операции |
Сумма, руб. |
Корреспонденция счета |
|||
ДТ |
КТ |
||||
1 |
Приняты товары и тара, поступившие от поставщика. Согласно счетам склада: а) стоимость товаров по покупным ценам; б) НДС 18%; в) стоимость тары г) расходы по доставке товаров - |
30760 5536,8 190 2294 |
44 |
60 |
|
2 |
Начислена наценка на поступившие товары - 30%. |
10889 |
41/2 |
42 |
|
3 |
Оплачены счета поставщиков с расчетного счета |
76380,8 |
60 |
51 |
|
4 |
Приняты товары и тара, поступившие от поставщиков. Согласно их счетам: а) стоимость товаров по покупным ценам - б) НДС - 18%; в) стоимость тары -. г) наценка 30 % При приемке выявлена недостача товаров (недовложение поставщиком) на сумму по покупным ценам - |
7980 1436,4 40 2824,9 900 |
41/2 41/2 41/3 41/2 76 |
60 60 60 42 60 |
|
5 |
На основании актов о порче списаны товары, продажная цена которых -1200. Торговая скидка на эти товары - 210 |
1200 210 |
94 42 |
41/2 94 |
|
6 |
Принято решение списать потери от порчи товаров в пределах нормы естественной убыли. |
990 |
44 |
94 |
|
7 |
В кассу поступила торговая выручка - |
16 840 |
50 |
90 |
|
8 |
С материально ответственного лица списаны проданные товары - |
16 840 |
90 |
41/2 |
|
9 |
Из кассы выдана по ведомостям заработная плата за прошлый месяц - |
4600 |
70 |
50 |
|
10 |
Сдана торговая выручка инкассаторам банка - |
16 400 |
57 |
50 |
|
11 |
Начислена амортизация основных фондов - |
1080 |
44 |
02 |
|
12 |
Начислено в пользу разных организаций по их счетам за различные работы и услуги - |
355 |
44 |
60 |
|
13 |
В кассу поступила торговая выручка - |
21650 |
50 |
90 |
|
14 |
Списаны с материально ответственных лиц проданные товары - |
21650 |
90 |
41/2 |
|
15 |
Сдана торговая выручка инкассаторам банка - |
21150 |
57 |
50 |
|
16 |
Из кассы выдан по ведомостям аванс в счет заработной платы за текущий месяц |
4900 |
70 |
50 |
|
17 |
Зачислена на расчетный счет торговая выручка |
37 550 |
51 |
57 |
|
18 |
Зачислены на расчетный счет платежи, поступившие от дебиторов по претензиям |
1100 |
51 |
76 |
|
19 |
Банком списаны с расчетного счета денежные средства в уплату: а ) разным организациям за работы и услуги; б) взносов на социальное страхование; в) отчислений из дохода и налоговых удержаний из заработной платы, перечисляемых в государственный бюджет - |
3380 200 4590 |
60 69 68 |
51 51 51 |
|
20 |
Начислена заработная плата |
97600 |
44 |
70 |
|
21 |
Начислены премии по основным системам премирования |
9800 |
44 |
70 |
|
22 |
Начислены пособия по временной нетрудоспособности болевшим работникам |
1200 |
69 |
70 |
|
23 |
Удержаны из заработной платы налоги |
12300 |
70 |
68 |
|
24 |
Начислены взносы на социальное страхование в размере 26% суммы заработной платы и премии. |
27924 |
44 |
69 |
|
25 |
В дополнение к проводкам по операциям 8 и 14 списана реализованная торговая скидка. |
3330 |
42 |
90 |
|
26 |
Для определения величины дохода предприятия списываются учтенные издержки обращения (кроме относящихся к остатку товаров на конец месяца). |
138136 |
90 |
44 |
|
27 |
Для обобщения данных о доходах, полученных в истекшем месяце, доход от продажи товаров, выявленный на счете «Реализация», списывается на счет «Доход». |
134806 |
99 |
90 |
|
Шахматная ведомость учета хозяйственных операций за текущий месяц
дт |
2 |
41-2 |
42 |
44 |
50 |
51 |
57 |
60 |
68 |
69 |
70 |
76 |
94 |
90 |
|
|
41-2 |
|
|
13713,9 |
|
|
|
|
45713 |
|
|
|
|
|
|
59427,1 |
|
41-3 |
|
|
|
|
|
|
|
230 |
|
|
|
|
|
|
230 |
|
42 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
210 |
3330 |
3540 |
|
44 |
1080 |
|
|
|
|
|
|
2649 |
|
27924 |
107400 |
|
990 |
|
140043 |
|
50 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
38490 |
38490 |
|
51 |
|
|
|
|
|
|
37550 |
|
|
|
|
1100 |
|
|
38650 |
|
57 |
|
|
|
|
37550 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
37550 |
|
60 |
|
|
|
|
|
79760,8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
79760,8 |
|
68 |
|
|
|
|
|
4590 |
|
|
|
|
|
|
|
|
4590 |
|
69 |
|
|
|
|
|
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |