--PAGE_BREAK--
2.2 Концепция устойчивого развития
Масштабность экологических проблем сделала в наше время необходимой консолидацию сил и подходов для их решения. На протяжении всего 20 века создаются международные организации и комиссии по охране окружающей среды, появляются политические партии «зеленых», проводятся международные конференции. Одним из результатов их деятельности стала разработка общих путей решения экологических проблем. В последнее десятилетие была сформулирована концепция устойчивого развития[XIII,22]как альтернатива экономическому росту.
Устойчивое развитие — социо-экономическая модель, направленная на
сохранение мира на всей планете, разумное удовлетворение потребностей людей при одновременном улучшении качества жизни поколений, бережном использовании ресурсов Планеты и сохранении природных богатств.
Эта концепция подразумевает следующие принципы экологического развития:
· Экологизация экономики
· Признание единства и многообразия вариантов социально-экономического и экологического развития разных стран и народов.
· Утверждение примата гармонии в отношении системы «общество — природа»
· Политика оптимально эффективного использования природных ресурсов, бережного отношения к биосфере, сочетающаяся с заботой о будущих поколениях.
· Утверждение в качестве основы социально-экономического развития
свободы, а не насилия, гуманизма, а не вражды.
Экологическое развитие – многофакторный процесс, определяющий эволюцию общества, его духовную и материальную культуру, уровень и качество жизни людей. Факторами экологического развития должны стать экологическая безопасность, преобладание экологических потребности в интересах людей.
· Принцип экологической безопасности: обеспечение безопасной среды
обитания, где соблюдается защищенность интересов общества, сохранение
ресурсов и устойчивого функционирования экологических систем.
К экономическим аспектам устойчивого развития относятся:
· Переход к экотехнологиям и экотехнике.
· Поиск такого пути развития, который бы минимизировал затраты на
экологическое развитие
· Замена системы «затраты-выгоды» (основанной на анализе прибылей и
убытков от загрязнения окружающей среды) принципом «затраты –эффективность»
(необходимость расходов для обеспечения эффективности экологического
производства и воспроизводства)
· Экологическое прогнозирование и мониторинг: наблюдение за состоянием природных ресурсов и предсказание возможного поведения природных систем, определяемого естественными процессами и воздействием на них человека.[XIV,32]
В конечном итоге, для решения экологических проблем необходим синтез
социально-экономических возможностей, изменение социальной политики и
сознания людей. Глобальное экологическое будущее зависит от того, насколько все принимаемые меры будут осуществляться на практике, как будут сочетаться общие экономические решения со спецификой экологической ситуации в отдельной стране.
2.3 Техногенный тип экономического развития
В основе любого экономического развития лежат три фактора экономического роста: трудовые ресурсы, искусственно созданные средства производства, природные ресурсы. В последнее время экологический фактор стал все более лимитировать экономическое развитие.
Современные экологические проблемы в определенной степени порождены отставанием экономической мысли. Ни классики экономической науки А.Смит и Д.Рикардо, ни последующие экономические школы и ученые, включая К.Маркса, А.Маршалла, не придавали значения экологическим ограничениям в экономическом развитии. И лишь не так давно резко обострив экологические проблемы, поставили перед экономической наукой задачу осмысления сложившихся тенденций эколого — экономического развития и разработки принципиально новых концепций развития.
Современный тип эколого — экономического развития экономики можно определить как техногенный тип экономического развития. Это природоемкий (природоразрушающий) тип развития, базирующийся на использовании искусственных средств производства, созданных без учета экологических ограничений. Характерными чертами техногенного типа развития является быстрое и истощающие использование невозобновимых видов природных ресурсов(прежде всего полезных ископаемых) и сверхэксплуатация возобновимых ресурсов ( почвы, лесов) со скоростью превышающей возможности их воспроизводства и восстановления. При этом наносится значительный экономический ущерб, являющийся стоимостной оценкой деградации природных ресурсов и загрязнения окружающей Среды в результате человеческой деятельности.
Экономическая эффективность от мероприятий, предупреждающих локальное загрязнение воздушной Среды “Э1”[XVI,25], может быть определена по следующему выражению:
Э1 = У+Д-З,
где У — размеры предотвращаемого годового ущерба от загрязнения воздушной Среды, руб., Д — годовой дополнительный доход от улучшения производственных результатов деятельности предприятия при реализации противозагрязняющих воздух мероприятий, включая рентабельную утилизацию загрязняющих веществ (для горных предприятий, в частности метана), руб., З — приведенные затраты на предотвращение или снижение загрязнения воздушной среды, руб. При “З” больше или равно У+Д противозагрязняющие мероприятия становятся экономически неэффективными, однако, они могут быть социально оправданными.
Для техногенного типа экономического развития свойственны значительные экстерналии[XI,29], или внешние эффекты (последствия) экономической деятельности которые положительно или отрицательно воздействуют на субъекты этой деятельности.
К сожелению в охране природы подавляющее большинство воздействий на среду связано с отрицательными внешними эффектами: различного рода загрязнения, отходы, разрушение природных объектов. И здесь экстерналии характеризуются как негативные эколого — экономические последствия экономической деятельности человека не принимаемые зачастую им во внимание.
2.4 Экология городов
Экологические проблемы городов, главным образом наиболее крупных из них, связаны с чрезмерной концентрацией на сравнительно небольших территориях населения, транспорта и промышленных предприятий, с образованием антропогенных ландшафтов, очень далеких от состояния экологического равновесия.
Темпы роста населения мира в 1.5-2.0 раза ниже роста городского населения, к которому сегодня относится 40% людей планеты. За период 1939 – 1979 гг. население крупных городов выросло в 4, в средних – в 3 и малых – в 2 раза.
Социально-экономическая обстановка привела к неуправляемости процесса урбанизации во многих странах. Процент городского населения в отдельных странах равен: Аргентина – 83, Уругвай – 82, Австралия – 75, США – 80, Япония – 76, Германия – 90, Швеция – 83. Помимо крупных городов-миллионеров быстро растут городские агломерации или слившиеся города. Таковы Вашингтон-Бостон и Лос-Анджелес, Сан-Франциско в США; города Рура в Германии; Москва, Донбасс и Кузбасс в СНГ. Круговорот вещества и энергии в городах значительно превосходит таковой в сельской местности. Средняя плотность естественного потока энергии Земли – 180 Вт/м2, доля антропогенной энергии[V,10]в нем – 0.1 Вт/м2. В городах она возрастает до 30-40 и даже до 150 Вт/м2 (Манхэттен).
Над крупными городами атмосфера содержит в 10 раз больше аэрозолей и в 25 раз больше газов. При этом 60-70% газового загрязнения дает автомобильный транспорт. Более активная конденсация влаги приводит к увеличению осадков на 5-10%. Самоочищению атмосферы препятствует снижение на 10-20% солнечной радиации и скорости ветра.
При малой подвижности воздуха тепловые аномалии над городом охватывают слои атмосферы в 250-400 м, а контрасты температуры могут достигать 5-6°С. С ними связаны температурные инверсии, приводящие к повышенному загрязнению, туманам и смогу.
Города потребляют в 10 и более раз больше воды в расчете на 1 человека, чем сельские районы, а загрязнение водоемов достигает катастрофических размеров. Объемы сточных вод достигают 1м2 в сутки на одного человека. Поэтому практически все крупные города испытывают дефицит водных ресурсов и многие из них получают воду из удаленных источников. Водоносные горизонты под городами сильно истощены в результате непрерывных откачек скважинами и колодцами, а кроме того загрязнены на значительную глубину.
Коренному преобразованию подвергается и почвенный покров городских территорий. На больших площадях, под магистралями и кварталами, он физически уничтожается, а в зонах рекреаций – парки, скверы, дворы – сильно уничтожается, загрязняется бытовыми отходами, вредными веществами из атмосферы, обогащается тяжелыми металлами, обнаженность почв способствует водной и ветровой эрозии.
Растительный покров городов обычно практически полностью представлен “культурными насаждениями” – парками, скверами, газонами, цветниками, аллеями. Структура антропогенных фитоценозов не соответствует зональным и региональным типам естественной растительности. Поэтому развитие зеленых насаждений городов протекает в искусственных условиях, постоянно поддерживается человеком. Многолетние растения в городах развиваются в условиях сильного угнетения.
Важно рассмотреть экологические проблемы крупных городов более детально и конкретно на примере Москвы. Исчерпывающую оценку экологического состояния столь крупного и сложного объекта, как Москва, дать затруднительно по следующим основным причинам:
· оценка должна учитывать множество самых разных показателей по всем районам и предприятиям, производственным зонам, магистралям, системам связи, рекреационным площадям и т. д.;
· полученные сведения должны быть систематизированы, сведены в единую легко интерпретируемую систему;
· система сбора и обобщения имеющихся данных пока что не имеет единой научной концепции, разрознена и даже не всеми поддерживается. Социально-экологическая модель Москвы – задача предстоящих исследований.
Обобщенные данные свидетельствуют о сложном экологическом состоянии Москвы. Город стремительно растет, переходит за кольцевую дорогу, сливается с городами-спутниками. Средняя плотность населения 8.9 тыс. чел. на 1 кв. км. Сотни тысяч источников выбрасывают в воздух огромное количество вредных веществ, т. к. частичная очистка внедрена только на 60% предприятий. Особый вред наносится автомобилями, технические параметры которых не соответствуют требованиям и качеству воздуха. Выхлопные газы автомашин дают основную массу свинца, износ шин – цинк, дизельные моторы – кадмий. Эти тяжелые металлы относятся к сильным токсикантам[VI,36]. Промышленные предприятия дают очень много пыли, окислов азота, железа, кальция, магния, кремния. Эти соединения не столь токсичны, однако снижают прозрачность атмосферы, дают на 50% больше туманов, на 10% больше осадков, на 30% сокращают солнечную радиацию. В целом на 1 москвича приходится 46 кг вредных веществ в год.
Тепловое воздействие увеличивает температуру в городе на 3-5°С, безморозный период на 10-12 дней и бесснежный – на 5-10 дней. Нагрев и подъем воздуха в центре вызывает подток его с окраины – как из лесопаркового пояса, так и из промышленных зон.
Расход воды в Москве на 1 жителя – около 700 л/сутки. При огромных расходах на очистку даже водопроводная вода содержит некоторое количество вредных соединений, главным образом удобрений и ядохимикатов. Водные ресурсы используются нерационально – более 20% воды уходит неиспользованной. Например, только для бритья москвич за один раз использует до 100 литров. В районах со счетчиками (г. Зеленоград) водопотребление в 2-3 раза меньше.
Сточные воды города на 98,6% подвергаются биологической очистке, однако в водоемы все же попадает очень много песка, соли, подкисленной и теплой воды. Дефицит воды – один из факторов сдерживания жилищного строительства. Из 1650 главных промышленных предприятий систему оборотного водоснабжения имеют лишь 160.
В пределах города почвы значительно отличаются от своих аналогов в данной природной зоне – кислых дерново-подзолистых. В первую очередь надо отметить повышение pH до 8-9, что связано с поступлением из атмосферы карбонатов кальция и магния. Почвы обогащены также органическими веществами, главным образом сажей – до 5% вместо 2-3%. Содержание тяжелых металлов в 4-6 раз превышает фоновое.
Зеленые насаждения занимают 30% площади города, что дает 25-30 кв. м на человека (Париж – 6, Лондон – 7.5, Нью-Йорк – 8.6). Вместе с тем насаждения внутри города мало связаны с лесопарковым поясом, да и последний слишком узкий – 15-20 км. Только с севера Москва относительно защищена зеленым поясом. До 30-40% насаждений затронуто болезнями, угнетено и потеряло способность к самовозобновлению[XV,59]. Лесопарковый пояс в дни отдыха ежедневно принимает до 4 млн. человек. Эти нагрузки выше допустимых.
3.5 млн. человек в Москве живут в условиях экологического дискомфорта, а около 1 млн. – в районах предельного дискомфорта. Загрязнение отдельных частей города различно. Две трети всех вредных выбросов приходится на 6 районов. Сложная обстановка в кварталах вдоль Садового кольца.
Заболеваемость москвичей в среднем выше, чем по другим районам страны: распространены болезни органов дыхания, астма, различные виды аллергии, сердечно-сосудистые заболевания, болезни печени, желчного пузыря, органов чувств. Из 94 крупнейших городов мира Москва по рождаемости находится на 62-м, по смертности – на 70-м, по естественному приросту – на 71-м месте. Выживаемость детей во многих столицах мира в 2-3 раза выше, чем в Москве.
Экология Москвы тесно связана с фоном, природными условиями Подмосковья и климатом европейской территории России. Важнейшее значение имеет так называемый “западный перенос” – преобладание в течение года ветров западных румбов. При этом западные и северо-западные районы города получают более свежий воздух, который дополнительно очищен над лесными массивами западной части Московской области. В восточные районы Москвы поступает воздух, загрязненный над городской территорией.
В периоды преобладания восточных и юго-восточных ветров Москва получает менее чистый воздух, поскольку юго-восток области заселен на 25-30%, значительно распахан и более индустриальный. Северо-запад столицы имеет более чистые водоемы, поскольку основные водотоки Подмосковья текут с северо-запада на юго-восток. Общие особенности почв и рельефа также обуславливают дифференциацию экологических условий. Северо-запад Москвы более возвышенный, холмистый, имеет более тяжелые, глинистые и суглинистые почвы.
Это способствует активному поверхностному смыву, горизонтальной миграции загрязнения, его концентрации в водоемах и малому проникновению в грунты. На юго-востоке большее распространение имеют песчаные равнинные поверхности с малыми уклонами. Здесь лучшие условия для вертикальной миграции загрязнения, заражения грунтовых вод.
Москва заметно влияет на прилегающую местность: атмосферное загрязнение распространяется на восток на 70-100 км, депрессионные воронки от забора артезианских вод имеют радиусы 100-120 км, тепловое загрязнение и нарушение режима осадков наблюдается на расстоянии 90-100 км, а угнетение лесных массивов – на 30-40 км.
2.5 Актуальные проблемы в России
Всемирный фонд дикой природы (WWF) России выделил пять самых актуальных экологических вызовов[X,6], которые стояли перед страной в 2009 году, поставив на первое место изменение климата, а на второе — проблемы природоохранного законодательства.
Кроме того, экологов по-прежнему беспокоит подготовка к Олимпийским играм в Сочи, которая, по их мнению, может поставить под угрозу сохранение хрупкой природы Кавказа, в то время как власти заверяют, что с экологией региона все будет в порядке.
Также WWF России считает, что Россия пока упускает возможность модернизации экономики в период экономического кризиса и что в российском обществе сохранение природы еще не прижилось как нравственная ценность.
Что касается изменения климата, то число и сила негативных последствий климатических изменений намного превосходит небольшие положительные эффекты. Изменение климата приводит к росту практически всех опасных гидрометеорологических явлений: наводнений, засух, штормовых ветров, «волн» жары и просто резких перепадов погоды. Ежегодный ущерб от этих явлений на территории России составляет более 60 миллиардов рублей. К 2020 году урожайность зерновых из-за климатических изменений снизится на Северном Кавказе более чем на 20%, в центрально-черноземных областях России, Поволжье, на Урале и в Восточной Сибири — примерно на 15%. Значительно и влияние изменения климата на здоровье населения: растет заболеваемость опасными «южными» болезнями и паразитарными инфекциями.
«Как подчеркнуто в Климатической доктрине России, принятой в апреле 2009 года, проблема — глобальная, и решить ее можно только глобально. Важнейший шаг к этому — подписание нового эффективного соглашения по климату в декабре 2009 года в Копенгагене. Наша страна по праву может стать лидером нового соглашения, которое, конечно, должно содействовать и технологическому перевооружению России, прежде всего — энергетики», — говорится в сообщении.
До настоящего времени законодательство РФ не содержит мер, которые бы стимулировали использование более экологически чистых технологий — предпринимателям выгоднее заплатить штрафы или взятки за загрязнение окружающей среды, отмечают экологи. «Постоянное реформирование природоохранных органов не позволяет создать эффективно действующую систему государственного экологического контроля и предотвращения негативного воздействия на окружающую среду. Реформы законодательства привели к тому, что даже по многим, в том числе — и самым опасным проектам не проводится экологическая экспертиза и оценка их воздействия на окружающую среду, что ведет к непредсказуемым последствиям для безопасности человека и природы», — говорится в сообщении.
Подготовка к Олимпиаде:
В 2008-2009 годах произошли позитивные изменения в подготовке к проведению Олимпийских игр в Сочи: организаторы стали уделять внимание общественному мнению при принятии решений. В то же время, несмотря на правильные решения, их неудовлетворительное исполнение, в том числе с нарушением закона, при проектировании и строительстве олимпийских объектов ставит под угрозу сохранение уникального биологического и ландшафтного разнообразия региона, считают в фонде. «До настоящего времени отсутствует комплексная природоохранная программа, направленная на компенсацию ущерба флоре, фауне и ландшафтам, учитывающая интересы местного населения и направленная на устойчивое развитие Сочи. При отсутствии общей природоохранной программы серьезнейшей проблемой является низкое качество проектов отдельных олимпийских объектов и отсутствие в них надлежащих решений для снижения воздействия на окружающую среду», — считает WWF России.
В конце мая министр природных ресурсов и экологии РФ Юрий Трутнев подписал приказ о создании рабочей группы по применению лучших из доступных технологий охраны окружающей среды при строительстве объектов зимней Олимпиады в Сочи. Рабочая группа создана в целях обеспечения заявленных принципов минимизации антропогенной нагрузки и улучшения экологической обстановки в районе проведения Олимпийских игр.
Модернизация экономики:
Кризис дает хорошую возможность России для модернизации и повышения энергоэффективности экономики: при падении производства некоторые производственные линии в любом случае приходится останавливать, что позволяет переоборудовать их без потерь в прибыли. «Отсутствие экологических приоритетов в мерах по поддержке национальной экономики приводит к снижению ее конкурентоспособности и финансированию за счет бюджета агонии неконкурентоспособных производств. Об этом свидетельствуют попытки перенести на более поздние сроки введение более высоких экологических требований, например, стандартов Евро-4 и Евро5
[X,8]при производстве отечественных двигателей», — считают экологи.
«Упуская эти возможности, мы фиксируем свой статус в лучшем случае энергетического, а в худшем случае сырьевого придатка как развитых, так и развивающихся стран», — отмечается в документе.
3 Пути решения экологических проблем
3.1
Инструменты государственного регулирования природопользования
В условиях рыночной экономики формирование эффективной системы государственного регулирования природопользования связано с возможностями и провалами системы рыночного саморегулирования. Возможности использования рыночного саморегулирования в обеспечении устойчивости природной среды зависят от его четкой реакции на повышение дефицитности природных ресурсов.
Деградация окружающей среды, истощение ресурсов, повышение уровня загрязнения дают сигнал хозяйствующим субъектам посредством повышения цен на ресурсы. Но цены, складывающиеся на природные ресурсы (в широком смысле, включая чистоту окружающей среды) могут давать искаженную картину ценности благ и услуг, не всегда отражают реальные общественные издержки на их воспроизводство. В результате складывается заниженная цена потребляемых природных ресурсов, формируется повышенный спрос, снижаются стимулы для их эффективного использования.
В соответствии с воззрениями ряда экономистов, рыночные регуляторы в принципе достаточны для обеспечения эффективного природопользования. Для их эффективного функционирования важно четкое определение прав собственности.
В соответствии с теоремой Р. Коуза[IV,35]рыночная экономика добивается эффективного использования природных ресурсов благодаря четкой системе прав собственности, закрепленной законодательно. В процессе переговоров между собственником и лицом, осуществляющим природопользование, определяется объем выплаты компенсаций собственнику за нанесение ущерба его собственности. Этот приведет к уменьшению производства и загрязнения до уровня, при котором чистая прибыль производителя не превышает компенсируемых им предельных экстернальных издержек. В противном случае соответствующие расходы вынужден нести собственник, компенсируя производителю сокращение объемов его производства до уровня социального оптимума.
Положения теоремы Коуза построены в рамках общих представлений классической школы. Поэтому они в значительной степени абстрактны. В частности, теорема не учитывает особенностей институциональной структуры общества; различий в уровнях жизни и затрат в различных странах, регионах, социальных группах (это особенно важно в связи с невозможностью транспортировать многие природные ресурсы); сложности идентификации природопользователя; высокий уровень трансакционных издержек при реализации прав собственности как собственником, так и пользователем ресурсов; различный уровень монополизации производства и реализации продукции.
В результате рынок не регулирует эффективно процессы природопользования. В то же время надо отметить, что теорема Коуза показывает одну из важнейших причин неэффективности современной системы регулирования природопользования.
К основным причинам провалов рынка в сфере природопользования следует отнести:
наличие экстерналий (внешних эффектов);[I,16]
локализация рынков природных ресурсов, препятствующая установлению мировых и даже национальных цен;
урегулированность прав собственности на многие природные ресурсы;
долгосрочность воспроизводственных процессов, существенно превышающая период воспроизводства индивидуальных капиталов.
Провалы рынка в рационализации природопользования требуют активной государственной политики, направленной на их корректировку. Государственное регулирование природной среды имеет относительно короткую историю. Поиск эффективных государственных регуляторов в области природопользования начался фактически в 60-х годах ХХ столетия, когда многие страны столкнулись с обострением экологической ситуации. В странах с рыночной экономикой были созданы централизованные административные системы управления охраной окружающей среды. Стал реализовываться принцип, введенный Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1972 г. — «загрязнитель платит». Одновременно государства начали субсидирование природоохранной деятельности.
В 80-х годах инструментарий государственного регулирования природопользования расширился. В то же время в его применении до сих пор отсутствует системность. Эффективно функционирующей модели государственного регулирования природопользования в мире нет.
В этом механизме можно выделить две группы инструментов: макроэкономические регуляторы и мероприятия, прямо направленные на регулирование природопользования. Макроэкономические регуляторы могут не иметь в явном виде природоохранных целей. Они направлены на структурную перестройку, изменение курса национальной валюты, сокращение бюджетного дефицита, регулирование внешнеэкономических отношений и др.
К мероприятиям с четко выраженной экологической ориентацией относятся:
введение «экологических» налогов;[II,42]
установление штрафов за загрязнение окружающей среды;
введение платности природопользования; принятие природоохранных стандартов и нормативов;
разработка и реализация отраслевых и региональных экологических программ.
Следует отметить существенное, хотя и косвенное воздействие макроэкономической политики на характер природопользования. Например, сокращение бюджетного дефицита, как правило, приводит к уменьшению планируемых природоохранных мероприятий. Понижение курса национальной валюты приводит к стимулированию экспорта, но в то же время поощряет дополнительную эксплуатацию природных ресурсов. Стимулирование иностранных инвестиций приводит к расширению, как правило, природоемких, экологически опасных производств.
Своеобразную проблему представляет собой антимонопольное регулирование в отраслях, связанных с эксплуатацией природных ресурсов. Монополистические структуры, располагающие большими возможностями лоббирования своих интересов, уделяют проблеме восстановления природной среды минимальное внимание, уменьшая издержки и присваивая монопольную ренту. В то же время государство не может осуществлять в сфере природоемких производств стандартные антимонопольные инструменты[II,61]: принудительное расчленение, ограничение слияний и поглощений, ограничение капитала предприятий некоторой максимальной величиной, поскольку данные производства требуют больших капитальных затрат, высокой степени концентрации капитала.
В современной системе государственного регулирования природопользования можно выделить:
введение и расширение практики платного природопользования;
систему экономического стимулирования природоохранной деятельности;
установление платы за загрязнение окружающей среды;
развитие рынка природных ресурсов;
совершенствование ценообразования с учетом экологической целесообразности продукции и ее природоемкости;
создание экологических фондов;
реализацию экологических программ;
продажу прав на загрязнение;
внедрение системы экологического страхования;
введение «зеленых» налогов;
совершенствование системы субсидий.
Введение платного природопользования направлено на обеспечение учета экологического фактора в экономике, рациональное использование природных ресурсов.
Среди платежей за природные ресурсы можно выделить плату за право пользования природными ресурсами и за воспроизводство и охрану природных ресурсов. Плата за право пользования природными ресурсами направлена на реализацию прав собственника (государства или частного лица, организации). Она представляет собой способ изъятия ренты.
Другим способом реализации платности природопользования является введение штрафов, иных санкций за нерациональной использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. Штрафы и другие санкции налагаются за несанкционированное складирование отходов, почворазрушающую обработку земель, загрязнение почвы, воздушной и водной среды токсичными материалами сверх допустимых нормативов.
К системе экономического стимулирования рационального природопользования относят: налогообложение, субсидирование, льготное кредитование природоохранной деятельности, ускоренную амортизацию основных фондов, используемых в целях охраны природы.
Создание рынка природных ресурсов целесообразно в условиях их дефицитности и возможности получения средств от их продажи на мировом или национальном рынках. Купля-продажа природных ресурсов может происходить в виде конкурсов, аукционов на право их разработки или аренды при соответствующем экологическом контроле со стороны государства.[V,54]Рынок природных ресурсов должен предусматривать создание ипотечной системы, позволяющей владельцам ресурсов закладывать их получения инвестиций или иных целей.
В развитии системы ценообразования в сфере природопользования следует учитывать два важных аспекта.
Во-первых, цена продукции должна возможно более полно учитывать степень ее экологической безопасности. Экологически чистая продукция должна быть привлекательна для потребителя в ценовом отношении по сравнению с продукцией, производство которой связано с загрязнением окружающей среды. Но производство такой продукции не всегда обходится дешевле, поэтому целесообразно, при наличии заменителей, применять механизм косвенных налогов на экологически опасную продукцию.
Во-вторых, развитие прогрессивных в перспективе, безотходных технологий оказывается первоначально более дорогостоящим, чем традиционное природоемкое производство. Особенно, если цены на природные ресурсы низкие. Поэтому определенное повышение цен на природные ресурсы, более полный учет в цене экологической составляющей стимулирует ресурсосберегающие технологии.
Экологические фонды играют значительную роль в финансировании природоохранных мероприятий. Основной целью экологических фондов является формирование источников финансирования, альтернативных государственному бюджету. Обычно они создаются в дополнению к бюджетным государственным источникам финансирования природоохранных программ. Источниками формирования экологических фондов являются платежи и штрафы за загрязнение окружающей среды.
Экологические программы представляют собой систему мероприятий, связанных общей целью, источниками финансирования, материальными ресурсами. В реализации программ основную роль играет государство, так как сложность проблем, неопределенность экономической эффективности в обозримый промежуток времени, высокая капиталоемкость делают их непривлекательными для частного капитала. В то же время можно эффективно использовать в реализации программ частные предприятия в качестве конкурсантов для реализации тех или иных мероприятий.
Государственные программы направлены на выполнение международных обязательств; охрану и рациональное использование конкретных видов природных ресурсов; охрану особо ценных природных объектов (например, Великие Озера); реабилитацию зон экологических бедствий; реализацию экологических научнотехнических мероприятий.[I,51]
Продажа прав на загрязнение направлена на оптимизацию затрат предприятий с учетом наносимого им экологического ущерба. На определенной территории вводится лимит выбросов загрязняющих веществ. Если предприятие расширяет производство, то ему приходится делать выбор между повышением надежности своей системы очистки и покупкой права на дополнительное загрязнение у другого предприятия. При данной системе можно оптимизировать затраты на экологические мероприятия сразу в двух плоскостях региональной и производственной. В частности, можно уменьшить совокупные затраты производителей, осуществляя модернизацию технологии на тех предприятиях, где это обходится дешевле.
Экологическое страхование представляет собой страхование ответственности предприятий источников повышенного риска за причинение убытков в связи с аварией, технологическими нарушениями, стихийными бедствиями, приведшими к загрязнению окружающей среды. Страхование позволяет распределить риски во времени и пространстве, компенсировать убытки застрахованного предприятия и третьих лиц, стимулировать четкое соблюдение технологии, повысить эффективность использования денежных фондов.
Экологические («зеленые») налоги[II,30]призваны способствовать решению следующих задач: сделать стоимость продукции более соответствующей затратам природных ресурсов: минимизировать для общества ущерб, наносимый производством природной среде; способствовать компенсации экологического ущерба предприятием, эксплуатирующим природную среду, т.е. перенести экономическую ответственность со всего общества на конкретное лицо.
Экологические налоги могут выполнять стимулирующую роль для развития природоохранных технологий и производств, а также подавлять природоемкие виды деятельности. Государство в данном случае воздействует на поведение производителей и потребителей посредством влияния налогов на цену продукции, формируя желательные для общества спрос и предложение.
Государство может устанавливать систему налогового льготирования с учетом уровня экологичности производства или выпускаемой продукции. Могут освобождаться от прибыли инвестиции на цели охраны природы.
Пониженные налоги часто применяются для развития ресурсосберегающих и малоотходных технологий.
В региональном плане могут осуществляться налоговые мероприятия, направленные на решение экологических проблем конкретных регионов. В частности, налоговые льготы могут предоставляться предприятиям, производящим природоохранное оборудование, экологически чистые материалы. Напротив, повышенные налоговые ставки должны применяться при производстве экологически опасной продукции: энергоемкой техники, химических веществ, минеральных удобрений, пестицидов и др. В США еще в 1989 г. введен налог на продажу фреонов. продолжение
--PAGE_BREAK--