Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Хозяйственное право 4

--PAGE_BREAK--20. Право собств-ти – право индивида/коллектива исп-зовать средства и продукты производство своей властью и в своем интересе. Суть права собств-ти – закрепление принадлежности матер-го блага какому-либо субъекту. Содержание права собств-ти – право владения, пользования и распоряжения имущ-вом. Владение – фактическое обладание вещью. Правомочие пользования – возможность извлекать полезные свойства вещи, получение от нее пользы, плодов, доходов, прибыли. Распоряжение – возможность определения судьбы вещи: 1. изменить принадлежность; 2. изменить состояние вещи или изменить ее название. В полном объеме данные полномочия принадлежат только собств-ку. Формы собственности: гос-ная и частная форм. Гос-ная делится на: собственность физ. лиц и собственность юр. лиц. Юр. лица, кроме ЧП и учреждений, явл. собств-ми имущества, на базе кот. осущ-ют предприним-ую деят-ть. Имущ-во, находящееся в гос. собственности, делится на: закрепленное и незакрепленное за гос-вом. Закрепленное – имущество, которым оно может свободно распоряжаться. Незакрепленное – казна, включая средства бюджетов, золотовалютный запас и алмазный фонд; объекты находящиеся в собственности гос-ва. Классификация юр. лиц в зависимости от прав на имущ-во участников (3 группы): 1. юридические лица, в которых учредители теряют право на вещное имущество, а взамен приобретают обязательное (ООО, ОДО, ОАО); 2. учредители сохраняют право собств-ти на имущ-во, юр. лицо приобретает вещное право на это имущ-во (УП и учреждения). 3. юр. лица, учредители кот-х теряют право собств-ти на имущ-во, но не приобретают взамен обязательного права. Не имеют УФ. При ликвидации такой орг-ции никаких прав ее учредители не имеют. Имущество, как и прибыль, направляются на достижение установленных целей.
21. Право хоз. ведения – это право УП на закрепленное за ним имущество. Признаки: 1. только собственник принимает решение о создании, реор-ции, ликвидации УП; 2. собственник назначает руководители УП; 3. собственник принимает решение о наделении УП имущ-вом; 4. собственник определяет предмет и цели деят-ти; 5. собств-к имеет право на часть прибыли; 6. владение реализуется путем закрепления имущ-ва на самост-ный баланс; 7. пользование реализуется в соответствии с целями деят-ти и назначением имущ-ва; 8. распоряжение – движимым имущ-вом УП распоряжается самост-но, если иное не установлено собств-ком. Право оперативного управления. Субъекты: только казенные предприятия или учреждения. Признаки казенного предприятия: 1. создается правительством на балансе республиканской собст-ти; 2. правит-тво утверждает устав, принимает решение о ликвидации и реорг-ции; 3. прави-тво несет субсидиарную ответств-ть по долгам казенного предприятия; 4. собств-к в праве изъять: лишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущ-во; 5. все правомочия в отношении имущества казенное предприятие осуществляет в пределах: закона, заданий собств-ка, цели деят-ти и назначения имущества…
22. Согласно ст. 35 закона «о предприятиях»: Источниками форм-ния имущества предприятия являются: 1.денежные и материальные взносы учредителей;2.доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг, а также от других видов хозяйственной деятельности;3.доходы от ценных бумаг;4кредиты банков и других кредиторов;5.капитальные вложения и дотации из бюджетов;6.безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования организаций, предприятий и физических лиц;7.иные источники, не запрещенные закон-ми актами РБ. предприятие может привлекать в свое распоряжение средства других юр. и физ. лиц через выпуск ЦБ. В отличие от собственных, привлеченные средства именуют заемными (инвестиционный банк — у него нет ничего своего). Собственные средства в основном отражаются в уставном фонде. В соответствии с действующим закон-вом и учред-ными док-ми предприятие может создавать специализиров. фонды и резервы. Резерв обычно предназначен на непредвиденные нужды. Источниками образования фондов и резервов является прибыль, издержки производства, а также целевые поступления. После уставного фонда 2 место занимает амортизац. фонд. Цель = обновление, восстановление основного капитала. Он формируется за счет того, что на стоимость готовой продукции переносится стоимость основных фондов, и из полученной выручки в размерах, установленных Правительством, — амортиз-ые отчисления.
23. Виды гос. рег-ния (по стадиям): 1. при планировании хоз. деят-ти (план соц. развития на 2001-2004гг., бизнес-план); 2. на стадии создания субъектов хозяйствования (вся государственная; 3. при осущ-нии деят-ти; 4. при получении результата деят-ти; 5. при прекращении субъекта. Формы гос. рег-ния только в виде акта гос. рег-ния. Любой акт должен соотв-ть реквизитам. Способы гос. регулирования отражают колич-ные показатели предприн-кой деят-ти. Способы: 1. нормы и нормативы (нормы амортизационных отчислений); 2. размеры капиталов и фондов (все мин. уставные фонды установлены в законе); 3. лимиты (в сфере охраны окружающей среды); 4. размеры обяз-ных платежей; 5. резервы (мин. резерв отчислений банков в Нацбанк).
24. Хоз. договор – соглашение между субъектами хоз-ния, направленные на установление, изменение/прекращение прав и обязанностей. Принципы хоз. договора: 1. добровольность, 2. законность договора; 3. защита сторон договора (последствия его неисполнения). Хоз. договор – разновидность сделки. Отличия: договор – соглашение двух сторон, а сделка – одностороннее действие. Не каждая сделка договор. Особ-ти хоз. договора: 1. субъектный состав, т.е. как минимум одна сторона всегда предприн-тель или лицо, осущ-щее предприн-скую деят-ть; 2. цель – всегда получение прибыли; 3. возмездность; 4. предметом является имущество в виде вещей, ценных бумаг, валюты; 5. повышенная ответст-ть за неисполнение условий договора; 6. споры по поводу исполнения хоз. договоров рассм-ся хоз. судами. 3 значения хоз. договора: 1. договор как док-т, в котором отражены права/обяз-ти ответст-ти граждан; 2. юрид-кий факт; 3. хоз. договор как правоотношение. За рубежом сделка является предприн-ской исходя из двух критериев: 1.ее совершает предприн-ль; 2. ее содержание является предпринимательским.
25. Форма договора: а) устные сделки (не присутствуют в хоз. праве); б) письменная форма. Устные сделки: 1. сделки, для кот. не установлена письменная форма (сделка между гражданами на сумму менее 10 базовых величин); 2. сделки, исполняемые при совершении (розничная купли-продажи); 3. в исполнении договора, заключенного в письменной форме, если это не противоречит закону или договору. Письменная форма: 1. простая письменная: между гражданами не сумму свыше 10 базовых величин; 2. если хотя бы одной из сторон является юридическое лицо или ИП. 3. в кот. законом предусм-на прямая письменная форма (страхование); 4. если об этом прямо указано в соглашении сторон; в) нотариальная форма, нужна для доп-ной гарантии. Обязательна если: предусмотрено законом; предусмотрено соглашением сторон; г) сделки с обяз-ной гос. регистрацией – это все сделки с недвижимостью. Имущ-ные договоры: 1. договоры по передаче имущ-ва: поставка, аренда, лизинг; 2. договоры на выполнение работ: договоры порядка; 3. договоры на оказание услуг (получение комиссии, страхование). Орг-ционные договоры – учред-ные: 1. публичный договор; 2. договор присоединения; 3. предварительный договор; 4. договор в пользу третьего лица
26. Договор считается закл-ным, если достигнуто соглашение по всем его сущ-нным условиям. Сущ-нные условия вкл: 1. предмет договора; 2. условия, названные сущ-нными для договора данного вида; 3. условия, отн-но кот. по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Обычные условия – нормы, содерж-ся в главе ГК. Регул-щий заключение данного вида договора. Случайные условия: не хар-ны для данного вида договора, но, будучи вкл-ными в него, приобретают хар-тер сущ-нных. Процесс закл-ния договора: 1. направление оферты (предложение заключить договор; оферент – лицо, направленное оферту. От англ. – to оffer). 2. рассмотрение оферты и ее акцент (принятие). Изменение и расторжение договора. Основания: 1. по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законом или договором; 2. в связи с сущ-нным изменением обст-тв (в судебном порядке): а) если бы при наличии таких условий договор вообще не был бы заключен; б) если бы был заключен на значительно измененных условиях. 3. по требованию одной из сторон по решению суда: а) при сущ-нном нарушении договора другой стороной; б)в случаях, предусм-ных законом или соглашением. Соглашение об изменении/расторжении договора совершается в той же форме, что и сам договор. Требования об изменении/расторжении договора предъявляются в суд только после получения отказа другой стороны.
27. Ответственность – неблагоприятное последствие для нарушителя, обеспеченное гос-ным принуждением и сопровожд-ся осуждением нарушителя (нарушителя закона или нарушителя договора). Неблагопр-ные последствия выражаются в: 1. лишении имущ-ва: взыскивается ущерб в денежной сумме с расчетного счета, конфискация имущ-ва; 2. прекращении/приостановлении какого-либо права; 3. принудительной реорг-ции/ликвидации. Осуждение – публичное порицание. Любая ответств-ть выражается в санкциях, однако, не все санкции являются ответств-тью. Принципы ответств-ти: 1. ее неотвратимость (в отношении нарушителя санкция неизбежна); 2. индивидуализация; 3. полное возмещение вреда (реальный ущерб + упущенная выгода). Функции ответств-ти: 1. восстановительная; 2. предупредительная; 3. общая и частная превенция (смертная казнь); 4. сигнализационная; 5. штрафная (наказание).
28. В соотв-вии со ст.27 хоз-нно-процессуального кодекса РБ к хоз. спорам, рассм-мым хоз. судами, относятся спорно: 1. разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено закон-вом или о разногласиях, передача кот. на разрешение хоз. суда согласована сторонами договора; 2. изменений условий или распоряжений договора; 3. неисполнение или ненадлежащее исполнение обяз-ств; 4. признание права собств-ти; 5. истребовании собств-ком или другим законным владельцем имущ-ва из чужого незаконного владения; 6. нарушение прав собств-ка или иного законного владельца, не связанных с решением владения; 7. возмещение убытков; 8. признание недействительным (полностью или частично) ненормативного акта гос-го или другого органа, не соотв-го закон-ву РБ и нарушающего его права и законные интересы юр. лиц и ИП; 9. признание не подлежащим исполнению исполн-го или другого факта, по кот. взыскание производится в бесспорном порядке; 10. защите деловой репутации и др. Стадии хоз процесса: 1. рассмотрение дела в суде 1-й инстанции (возбуждение дела, подготовка, судебное разбирательство – рассмотрение и разрешение дела по существу,; вынесение решения по делу); 2. проверка законности и обоснованности судебных актов в конституц-ом порядке (в течение 10 дней) это срок вступления решения в законную силу, если пропустить срок, то стадия 3; 3. проверка законности судебных актов, вступивших в законную силу в порядке надзора; 4. производство в возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам; 5. исполнительное производство.
29. Виды ответств-ти: 1. по характеру обязательство с участием нескольких лиц: а) долевая ответств-ть; б) солидарная ответств-ть (общая); в) субсидиарная (дополнительная); г) регрессная/в порядке регресса. 2. по объему: а) полная (реальный ущерб + упущенная выгода), применяется если иное не установлено законом/договором; б) ограниченная (например, взыскивается только реальный ущерб или взыскание неустойки); в) повышенная (убытки + неустойка), применяется только если предусмотрена законом/договором. Основания (условия) привлечения ответственности: 1. противоправное поведение: действие и бездействие; 2. вред; 3. причинно-следственная связь (поведение всегда предшествует вредоносному результату; именно данное поведение вызывает причинение конкретного вреда); 4. вина (в форме умысла либо неосторожности).
30. Приватизация – приобретение права собственности на объект, принадлежащий гос-ву. Разгос-ние – передача полномочий по управлению объектом, принадлежащим гос-ву. Разгос-ние может осущ-ся разл-ми способами, в том числе с помощью приватизации. У нас принята гос. программа разгос-ния и приватизации: приватизируется 2/3 гос-ых основных фондов, при этом часть безвозмездно путем чековой приватизации. При чековой приватизации до 50% акций гос-ых ОАО обменивается на чека. В гос. программе не регул-ся приватизация жилищного фонда и земли. Департамент по управлению гос. имуществом при мин. экономики. На местах – местные администрации или исполком. Объекты приватизации: 1. гос-ные юр. лица; 2. доли гос. собств-ти в юр. лицах; 3. гос. имущ-во, сданное в аренду. Объекты первоочередной приватизации: розничная торговля, общепиты, бытовое обслуживание, предприятия легкой и пищевой промышленности. Не подлежат приватизации: организации имущества, кот. находятся только в собств-ти гос-ва; приватизация объединений не допускается. Порядок приватизации: инициатива приватизации, т.е. подается предложение в соответствующий орган по приватизации; оно рассм-ся в месячный срок. При положительном решении создается комиссия по приватизации, она может отменять любые решения органов управления приватиз-го объекта. Комиссия дает свое заключение по приватизации, на основании которого орган по приватизации принимает решение Между органом приватизации и новым собственником заключается договор. Право распоряжения переходит только после оплаты объекта.
31. Формы приватизации государственной собственности.
 Приватизация может осуществляется путем безвозмездной передачи либо продажи гос. собств-ти. Целью безв-дной приватизации является, передача гос. собств-ти на основе соц-го равенства в процессе ее осуществления на этапе перехода к рын. эк-ке, только гражданам РБ. Порядок распред-ния безв-дно передаваемого гос. имущ-ва определяется Президентом РБ. Безв-дно передаваемая каждому гражданину часть гос.собств-ти опред-ся двумя квотами:- жилищной квотой;- квотой на имущество. Для реализации права использ-ния квот гражданами РБ им выдаются именные приватизационные чеки» Жилье» и» Имущество. Возмездная приват--ция осущ-ся на основе внесения денежных платежей в белор. рублях. Орган приват-ции свободен в выборе способа приват-ции и условий продажи объекта. Способы разгос-ния и приват-ции объектов гос. собств-ти: продажа объектов гос. собств-ти на аукционе, по конкурсу; продажа акций, принад-щих гос-ву, в том числе на льготных условиях в соответствии с закон-вом РБ; выкуп арендованного имущества арендным предприятием.
32. Доминирующее положение на товарном рынке. Оно устанавл-ся при: а) при принятии решения о включении/исключении из гос-го реестра субъектов, занимающих домин. положения на рынке; б) устанавл-ся при выдаче заключений по сделкам с акциями, паями, долями. Департамент антимонопольной и ценой политики мин. эк-ки. Монополист-ая деят-ть – это деят-ть, направленная на недопущение, ограничение, устранение конкуренции. Конк-ция – это состязательность субъектов, кот. лишает их права возд-ть односторонне на товарный рынок. Виды моноп-ской деят-ти: индивидуальная и коллективная, моноп-скую деят-ть комм-ских орг-ций и гос. органов. Основные меры гос. антим-го регул-ния: 1. гос. контроль за субъектами, занимающими доминир-щее положение; 2. принятие мер по реорг-ции и ликвидации домин-щих субъектов; 3. контроль за созданием, реорг-цией и ликвидацией субъектов. Меры: 1. выдача предписания о прекращении антим-ной деят-ти; 2. администр-ные штрафы; 3. меры уголовной ответств-ти (штрафы или лишение права заниматься деят-тью).
33. Как юр-ская категория цена выступает условием ряда договоров, базой для формир-ния налогов, а также критерием на определение победителя аукциона. Виды цен: 1. свободные; 2. регулируемые. Применяются: а) в отношении субъектов, занимающих домин-щее положение; б) в отношении социально-значимых товаров и отдельных лекарственных средств; в) товары, кот. предусмотрены указом №285 от 19.05.99г. Повышение отпуска цен на производимые товары осущ-тся при соблюдении предельного индекса. Товары, на кот. не установлен предельный индекс – все то, что производится ИП и предприятиями с иностранными инвестициями. При несоблюдении предельного индекса субъект должен провести регистрацию отпускной цены, иначе на него налагается штраф в 2-кратном взыскании дохода и взыскании всего дохода. Цены на новые товары подлежат обязательной регистрации.
34. Стандарты всегда устанавливаются нормативными актами. Группы стандартов: 1. ГОСТы, гос-ные строительные нормы и классификаторы технико-экономической информации. ГОСТы и строительные нормы устанавливаются на виды деятельности, требующие повышенного контроля; 2. ТУ, стандарты отраслей и субъектов хозяйствования. Они не должны нарушать ГОСТов. ТУ разрабатывается, если нет ГОСТа или при необходимости уточнения ГОСТа; 3. Международные и иностранные стандарты (ИСО-9000).
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.