--PAGE_BREAK--2.3 Договор нормативного содержания
Договор нормативного содержания (нормативный договор) является относительно новой формой права, однако имеет место во многих странах (в особенности, федеративных государствах). Нормативный договор широко распространен в конституционном, гражданском, трудовом и экологическом праве. Еще большее значение он стал приобретать с развитие международных отношений, т.к. в данном случае нормативный договор выступает как один из основных источников международного права.
Договор нормативного содержания – это «двухстороннее или многостороннее соглашение между субъектами права, содержащее нормы права». Договор является результатом волеизъявления участвующих сторон, на основе которого происходит взаимный учет и согласование интересов субъектов. Следует подчеркнуть главную отличительную черту данного договора — наличие в нем юридических норм права. На основе нормативных договоров принимаются новые нормативно-правовые акты. Если рассматривать данную форму права со стороны содержания, то следует ее определять как «юридический акт, содержащий волеизъявления сторон по поводу взаимных прав и обязанностей».
Среди договоров нормативного содержания можно выделить два основных вида: внутринациональный договор и международный договор.
Внутринациональный договор заключается на государственном уровне и становится частью внутринационального законодательства. Это могут быть договоры между субъектами федерации, между министерствами, ведомствами, исполнительными органами субъектов федерации и т.д. Предметом таких договоров являются сотрудничество, делегирование полномочий, программы совместной деятельности.
Для субъектов внутригосударственного договора их соглашение является источником права, поэтому в силу своей компетенции могут в соответствии с данным договором издавать нормативно-правовые акты и совершать юридически значимые действия.
В статье 11 Конституции РФ установлено, что разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Примерами таких внутригосударственных договоров нормативного содержания являются система договоров между Российской Федерацией и отдельными субъектами – республиками Татарстан, Башкортостан, рядом областей и краев.
Нормативные договоры получают распространение не только в конституционном праве, но и в других отраслях права.
Так, в области трудового права значительную роль играет коллективный договор. Согласно статье 40 Трудового кодекса РФ, он представляет собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Правовые нормы такого договора обязательны для всех представителей администрации и служащих как нынешних, так и принятых на работу впоследствии.
Широко нормативные договоры распространены в гражданском и предпринимательском праве. Например, в статье 11 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», говориться об учредительном договоре, который носит по сути своей нормативный характер.
Основным регулятором международных отношений является международный договор – это международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом. Содержание его представляет собой указание правил, прав и обязанностей для сторон договора, соглашения. Более того, согласно пункту 4 статье 15 Конституции РФ, все нормы ратифицированных международных договоров имеют юридическую силу, превышающую силу федеральных законов Российской Федерации.
В отличие от договоров–сделок, установленных Гражданским кодексом РФ, нормативный договор не носит персонифицированного, индивидуально–разового характера, его содержание составляют правила поведения общего характера – нормы.
Характеризуя данную форму права, важно отметить, что она формируется добровольно-согласительным методом. Именно это и является, на мой взгляд, ее главным достоинством, так как отражаются интересы обоих сторон, улучшаются процессы взаимодействия, а, следовательно, и возможность более эффективного и качественного налаживания регулирования определенных отношений. Поэтому можно с уверенностью сказать, что у нормативно-договорной формы права перспективное будущее.
2.4 Нормативный правовой акт
Среди многочисленных форм права важное место занимают нормативные правовые акты — изданные в особом порядке официальные акты – документы компетентного правотворческого органа по установлению или признанию норм права, входящие, изменяющие или отменяющие правила общего характера.
К сожалению, некоторые авторы считают, что нормативные правовые акты создаются «только государственными органами». На мой взгляд, это грубейшая ошибка, так как НПА могут приниматься не только государственными органами, но и органами местного самоуправления, институтами прямой демократии (референдумом), предприятиями, организациями, т.е. уполномоченными на то субъектами. В зависимости от того, какой субъект издал нормативный правовой акт, определяется его юридическая сила, место в иерархичной системе нормативных актов и круг лиц, на которых он распространяется. Наиболее подробно соподчиненность НПА будет рассмотрена в главе 3 данной работы.
Нормативные правовые акты являются наиболее распространенной формой права во всем мире. Их большой удельный вес по сравнению с другими формами права связан прежде всего с повышением роли государства в регулировании общественно значимых отношений. В большей степени они характерны для стран континентальной правовой системы (Германия, Испания, Италия, Франция и других в частности России). Но, следует отметить, рост роли нормативных правовых актов в англосаксонской системе, который особенно очевиден в Великобритании после Второй мировой войны, когда происходит интенсивное развитие законодательства, появление законов, модифицирующих старое право.
Широкому использованию нормативных правовых актов способствуют такие их качества, как способность централизовано регулировать различные общественные отношения, быстро реагировать на изменения потребностей общественного развития, четкость и доступность изложения выраженных в нем испытаний. Документально–письменная форма нормативных правовых актов позволяет непосредственно и оперативно знакомить с их содержанием население.
Нормативные правовые акты принимаются в рамках специальной процедуры, для большинства из них в законодательном порядке установлено наименование.
Следует также помнить, что есть и ненормативные правовые акты, которые принимаются теми же субъектами права. Они в отличие от нормативных актов не являются источниками права. Акты ненормативного характера адресуются индивидуально-определенному лицу, издаются на основе действующих норм права и не устанавливают новых норм (акт о регистрации брака, договор купли–продажи, постановление о наложении штрафа). Среди ненормативных правовых актов выделяют так называемые правоприменительные акты. Они представляют собой властные решения по конкретному юридическому делу, имеют однократное применение, адресуются конкретным лицам и обязательны для исполнения только ими (приговор или решение суда, указ о назначении на должность и т.д.).
Таким образом, можно выделить основные признаки НПА как формы права:
1) НПА есть результат правотворческой деятельности компетентных органов и должностных лиц государства, а также уполномоченных на то общественных объединений и организаций;
2) содержат в себе общеобязательные правила поведения (нормы);
3) содержащиеся в них предписания являются выражением государственной воли;
4) принимаются и реализуются в особом процессуальном порядке;
5) имеют строго определенную документальную форму и реквизиты, порядок вступления в силу и сферу действия;
6) направлены на регулирование наиболее типичных, массовых отношений, в то время как акты применения норм права касаются в основном лишь конкретных жизненных случаев, ситуаций, обстоятельств;
7) рассчитаны на постоянное либо длительное действие, тогда как правоприменительные акты – на однократную реализацию;
8) нормативные акты не персонифицированы, адресуются либо ко всем, либо к неопределенно большому числу субъектов, а акт применения правовой нормы имеет конкретного адресата;
9) может быть быстро изменен или отменен в зависимости от социальных потребностей, ибо позволяет адекватно отражать юридически значимые реалии.
В юридической доктрине нормативные правовые акты принято классифицировать по трем основаниям: по юридической силе — на законы и подзаконные акты; по субъектам правотворчества — на акты законодательных органов власти, исполнительных органов власти, органов местного самоуправления, администрации учреждений, предприятий и акты принятые на референдуме; по территории действия — на федеральные нормативные акты, акты субъектов, муниципальные акты и локальные акты.
Чаще всего рассматривается деление нормативных правовых актов на законы и подзаконные акты. Закон — это нормативный правовой акт, который обладает высшей юридической силой и принимается представительными (законодательными) органами государственной власти или всенародным голосованием. Для него характерно регулирование особенно важных, типичных общественных отношений. Принимается он по особой процедуре, носящей название законодательного процесса. Содержание закона образуют первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах. К ним относятся все нормативные правовые акты, принятые иными, кроме законодательных, уполномоченными на то органами государственной власти. Примерами таких нормативных правовых актов могут служить указы Президента Российской Федерации.
Нормативный правовой акт является одной из самых удачных форм права. У него достаточно много преимуществ. К примеру, он издается оперативно, может быть в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы, происходящие в обществе Нормативные правовые акты, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения, реализации или ознакомления. Более того, они позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм. Нормативные правовые акты поддерживаются государством, им охраняются. В случае несоблюдения положений НПА нарушители преследуются и наказываются на основании закона.
Но есть, конечно, и отрицательные аспекты, о которые нельзя не упомянуть. Во-первых, нормативные правовые акты могут отставать от развития общественных отношений, следствием чего являются большие пробелы в законодательстве, а могут и наоборот уж «слишком мчаться вперед», насильно насаждая обществу чуждые ему правила. Во-вторых, всегда существует вероятность захламленности правовой системы нормативными правовыми актами, которые уже давно устарели и уже по тем же вопросам действуют новые акт, тогда происходят столкновения, коллизии.
В целом же я считаю, что если существует строго иерархическая система нормативно-правовых актов, четко определена компетенции нормотворческих органов, постоянно проводятся систематизация действующих нормативных правовых актов, разработка новых правовых проектов базируется на истинных и современных потребностях общества, то данная форма права очень эффективна для регулирования общественных отношений.
2.5 Правовая доктрина
Правовая доктрина – одна из древнейших форм права, получившая распространение уже в Древнем Риме, где суды при вынесении решения обязательно ссылались на работы известных юристов (Ульпиана, Павла, Гая, Паппиниана)
Несмотря на то, что термин «правовая доктрина» широко используется в юридической науке, в правотворческом и правоприменительном процессах, в теории государства и права отсутствует общепризнанное определение данного понятия. А.И. Бобылев называет правовой доктриной «теоретические положения, научные теории юридического характера, в которых формулируются важнейшие принципы, юридические категории, понятия, воззрения юристов-ученых».
В формировании модели правового регулирования значение научных работ в области права всегда было довольно велико. Законодатель часто учитывал те тенденции, которые фиксировались в доктрине.
В романо-германской правовой системе в юридической доктрине вплоть до XIX века доминировали концепции, связанные с изучением, трактовкой и комментированием римского права, реципированного в европейских странах в XII–XVI веках – здесь правовая доктрина сформировалась именно в университетских стенах. Римское право считалось идеальным по своей структуре, понятийному аппарату и терминологии. Хотя рабство, правовой регламентации которого посвящены многие нормы, уже исчезло, а каноническое право распространило свою юрисдикцию на такую традиционную сферу классического римского права, как наследственные и брачно–семейные отношения, тем не менее, университеты приспосабливали римское право к новым отношениям
Роль доктрины в современных условиях чрезвычайно важна, истории развития права известны случаи, когда юридическая доктрина воспринимается как непосредственный источник права.
В англосаксонской правовой системе суды при разрешении конкретных дел ссылаются на труды известных юристов в обоснование принятого судебного решения.
В мусульманской правовой семье в случае умолчания Корана или Сунны по данному казусу судьи руководствуются научными работами той школы, на которую ориентировался халиф. Так, «семейное законодательство Египта, Сирии, Судана, Ливана предусматривает, что в случае молчания закона судья применяет наиболее предпочтительные выводы Абу Ханифы».
В России правовая доктрина как источник права официально не признается, в тоже время в юридической практике широко используются научные комментарии к различным кодексам, которые применяются как справочный, консультационный материал, ссылаться же на комментарий при разрешении судебных споров и при обосновании принятых решений нельзя.
На мой взгляд, доктринальное основание, должны иметь и законодательство, и судебная практика, и другие источники права, потому что именно наука дает толчок развития права. Она создает основные понятия и конструкции, которыми пользуется правотворческий орган. Именно правовая доктрина вырабатывает приемы и методы установления, толкования и реализации права. Более того, законодателям все равно приходится основываться на какой-то юридической концепции, рассматривать ее рекомендации, то есть так или иначе доктрина в любом государстве стабильно играет роль «косвенного» источника права. Как форма права, или прямой источник права, она возможно лишь в обществах с высоко развитой правовой культурой, пронизанной всеобщим уважением к ценностям, выработанным цивилизацией.
2.6 Религиозные тексты
Религиозные тексты представляют собой предписания, положения, определяющие ведения праведной жизни, порядок проведения обрядов, ритуалов, выработанных в той или иной религии и зафиксированных в священном писании (Библии, Коране, Сунне, Иджме, Киясе и т.д.).
Как форма права религиозные нормы выступали в определенный период развития человечества, когда религия занимала особое место в общественном и индивидуальном сознании. В связи с этим государственная власть вынуждена была идти на «соприкосновение» с религиозной властью, чтобы обосновать свое существование и получить хорошую опору для функционирования. Таким образом, государство придавало религиозным нормам обязательный характер, как и правовым обычаям.
В настоящее время распространенной формой права в арабских и некоторых других странах остаются мусульманские религиозные воззрения. Мусульманское право значительно отличается от всех других правовых систем. Оно представляет одну из сторон религии ислама. Например, в современном Иране для принятия решения о признании человека умершим гражданским законодательством установлен семилетний срок. Однако он может быть сокращен, если религиозные власти вынесут иное заключение («фатва»).
Безусловно, религиозные нормы как форма права является историческим пережитком, который сохраняется лишь в странах религиозно-традиционной правовой семьи, на мой взгляд, это обусловлено их отставанием в развитие. Естественно, в странах, которые себя провозгласили светскими государствами, в частности в России, подобной формы права нет. Она избавилась от канонического права, которое является негибкой, статичной формой, уже давно не соответствующей постоянно развивающимся общественным отношениям.
2.7Правовое сознание
Правовое сознание является отражением «правовой действительности в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение людей в юридически значимых ситуациях».
В отношении права и правосознания просматривается диалектический смысл: право нуждается в правосознание, чтобы действовать, воплощаться в жизнь, а правосознанию необходимо право, чтобы существовать, приобрести предметную оценку и социальную справедливость. Но правосознание существует не только вместе с правом, оно предшествует ему, поэтому его выделяют как один из источников права. Исходя из представления о правосознании, следует подчеркнуть, что оно отражает общественную практику, потребности людей в праве.
Для характеристики правосознания как источника права наиболее важны два его компонента: правовая наука и профессиональное правосознание.
Правовая наука включает в себя понятие «правовая доктрина» и в целом влияет на формирование и развитие права. Юристы используют свои правовые знания для решения проблем в ходе правотворческой, правоприменительной либо правоохранительной деятельности. Поэтому результатом применения профессионального правосознания являются документы, в частности нормативные правовые акты. Также примером может быть влияние правосознания депутатов на выработку законопроектов в Российской Федерации.
Таким образом, определять правосознание как источник права в идеальном смысле сегодня просто необходимо. Оно присуще каждому государству, на всех этапах его исторического развития.
3. СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РФ
Наиболее характерной для Российской Федерации формой права является нормативный правовой акт. В зависимости от нормотворческого субъекта выделяют его определенные виды, имеющие свою степень юридической силы. Все нормативно-правовые акты обладают согласно их виду конкретным местом в иерархической системе, от которой зависит функционирование правовой системы в целом. В Российской Федерации она осложнена федеративным устройством государства, поэтому в рассмотрении данного вопроса следует показать систему НПА на федеральном уровне и на уровне субъекта РФ. Однако для подзаконных нормативных правовых актов необходимо выделить еще два уровня: акты местных органов самоуправления и акты общественных объединений, учреждений, предприятий.
Высшей юридической силой среди нормативных правовых актов обладает Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. Она определяет организацию государственной власти, закрепляет основы конституционного строя, федеративных отношений, основные права и обязанности граждан.
Конституция Российской Федерации представляет собой юридическую базу для всего действующего законодательства. Основополагающие установления Конституции развиваются и детализируются в других нормативных актах. Причем все они, от какого бы органа ни исходили, должны соответствовать Конституции. В противном случае любой акт (или его часть) признается недействующим.
Ниже по юридической силе стоит особая группа федеральных законов — конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. В Конституции РФ названо четырнадцать таких конституционных законов. Примером последних могут быть законы о Правительстве Российской Федерации (ст. 114), о Конституционном Суде Российской Федерации (ст. 128), об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (ст. 137). Для конституционных законов установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура их прохождения и принятия в Федеральном Собрании — требуется 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа членов Думы На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст. 108 Конституции РФ).
Согласно Конституции, а именно пункту 4 статьи 15, следующую ступень в системе по юридической силе занимают нормы ратифицированных международных актов.
Ниже в иерархической системе находятся федеральные законы РФ, принимаемые по разным вопросам. Среди них выделяют законы, определяемые непосредственно Конституцией РФ. Например, ими устанавливается порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов в Государственную думу (ст. 96); состав и порядок деятельности Счётной палаты (ст. 101) и др. Федеральные законы регулируют наиболее важные общественные отношения какой-то отрасли права, они составляют ее основу. Среди них выделяют кодексы (гражданский, уголовный, семейный) и основы законодательства. Кодексы содержат систематизированные нормы, регулирующие однородные общественные отношения, отдельные отрасли права. Основы законодательства отражают федеративное устройство России. Они устанавливают главные нормативно-сущностные характеристики институтов и закладывают нормативную базу для принятия субъектами РФ конкретных законов по предметам совместного ведения Федерации и субъектов.
Выделяют также модельные законы, принимаемые СНГ. Они направлены на обеспечение единства правового регулирования общественных отношений в странах, входящих в состав СНГ. Они носят рекомендательный характер и требуют ратификации. Их можно вполне отнести к уровню ратифицированных международных актов.
Ниже законов по юридической силе выступают подзаконные акты федерального уровня. Они подразделяются на определенные виды в зависимости от органа, его издавшего. Высшее положение среди них занимают указы и распоряжения Президента РФ. Согласно статье 90 Конституции РФ данные нормативно-правовые акты являются обязательными для исполнения на всей территории РФ. Отменить, признать неконституционными указы и распоряжения Президента РФ может исключительно Конституционный суд РФ.
Далее за нормативными актами Президента РФ по юридической силе идут нормативные правовые акты Правительства, высшего исполнительного органа РФ- постановления и распоряжения. Оно издаёт их на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ (ст. 115). Сфера нормотворческой деятельности Правительства РФ многообразна и определяется статьей 114 Конституции РФ и Федеральным Конституционным законом «О правительстве РФ». Постановлениями утверждается большинство положений о деятельности министерств, государственных комитетов. Например, Постановлением Правительства от 24 марта 2000г. № 258 утверждено Положение о Министерстве образования РФ; Постановлением Правительства от 18 июля 2000г. №536 утверждено положение о Министерстве имущественных отношений. Распоряжениями Правительство утверждает, как правило, какие-либо концепции, программы развития в той или иной сфере или особые положения и указания в конкретной области. Например, Распоряжение Правительства от 29 марта 2007г. №376-р об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств; Распоряжение от 14 декабря 2005 г. N 2225-р о концепции развития таможенных органов РФ. Согласно статье 155 Конституции постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.
На федеральном уровне низшую ступень нормативных правовых актов занимают ведомственные подзаконные акты. Они включают в себя приказы, распоряжения, указания, инструкции, инструктивные письма, положения министерств, государственных комитетов, федеральных служб, российских агентств, федеральных органов надзора и иных федеральных органов исполнительной власти. На данной ступени различают ведомственные акты, которые подлежат исполнению только органами, учреждениями и организациями данного ведомства, и межведомственные акты, которые могут издавать министерства юстиции, финансов, внутренних дел, образования, природопользования и др. Межведомственные акты имеют более широкую сферу регулирования. Важно отметить, что нормативно-правовые акты министерства и ведомств могут быть отменены Правительством РФ.
Более низким по юридической силе является уровень нормативных актов субъектов РФ. Согласно Конституции РФ данные акты не должны противоречить федеральной нормативной базе. На уровне субъектов принимаются как законы, так и подзаконные акты.
Прежде всего высшее место в иерархии нормативных актов субъектов занимают Конституции и Уставы субъектов. Правом принятия Конституции обладают Республики, а уставов все остальные в субъекты – края, области, города федерального значении и т.д.
Далее на данном уровне по юридической силе идут законы, принимаемые представительным органом субъекта по разным вопросам, отнесенным к их компетенции.
Еще ниже в иерархии находятся подзаконные нормативные акты субъектов РФ. К ним относят распоряжения глав администраций и губернаторов субъектов, приказы, распоряжения, инструкции, рекомендации и т.п. органов исполнительной власти субъектов. Все нормативные акты субъекта издаются в пределах полномочий, предоставленных им конституциями и уставами субъектов РФ.
Для поддержания строгой иерархии и единства в праве существует специальный механизм, по которому в случае противоречия нормативно-правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина Президент РФ в соответствии со статьей 85 Конституции РФ вправе приостановить их действие до решения этого вопроса судом.
На предпоследней ступени иерархической лестницы нормативных актов находятся акты органов местного самоуправления, принимающие их только в узкой сфере, по вопросам своего ведения. Это право им предоставлено статьей 19 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Порядок осуществления этого права детально регламентируется законодательством соответствующего субъекта РФ. В случае несоответствия данных актов нормативным актам, находящимся выше их по иерархической системе, они отменяются судебным решением.
Самый низкий уровень в системе нормативных актов занимают локальные нормативные акты, принимаемые общественными объединениями, организациями, предприятиями. Они представляют собой учредительные документы: правила внутреннего распорядка, уставы, распоряжения, приказы, распоряжения руководителей обществ, объединений, предприятий, учреждений. Данные акты действуют только в пределах данных образований, отсюда их название «локальные». Естественно, что они должны соответствовать всей нормативной базе вышестоящих ступеней иерархической лестницы нормативных правовых актов.
Таким образом, очевидно, что иерархическая система нормативно-правовых актов в России достаточно сложна, включает в себя несколько уровней. При описании данной системы я старался подчеркнуть подчиненность актов разного уровня, разной юридической силы, а так же выделять механизм, обеспечивающий единство правовой системы Российской Федерации. При распространенности данного вида формы права без подобной системы с соответствующим механизмом в правовом пространстве творился бы хаос, противоречия, коллизии так, что правоприменительный процесс был бы невозможен. Строгая, четко очерченная система с отлаженным «механизмом единства права» является гарантией эффективного регулирования общественных отношений. Другое дело, что в нашей стране этот механизм пока что полностью не активизирован, и противоречия, несоответствие нормативно-правовых актов имеют место быть.
продолжение
--PAGE_BREAK--