Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Функции государства и их виды

--PAGE_BREAK--
1.3. Формы и методы осуществления функций государства
Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы.

Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства.

В правовых формахотражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства — правотворческую, правоисполнительскую и правоохранительную.

Правотворческая деятельность —это подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна. Например, как осуществлять социальную функцию без кодифицированного социального законодательства, социального права.

От правоисполнительской деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.

Правоохранительная деятельность,т.е. властная оперативная и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т. д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др.

В наше время возрастает роль договорной формы в осуществлении функций государства. Это обусловлено развитием рыночной экономики и децентрализацией государственного управления. Сейчас государственно-властные решения органов государства все больше сочетаются с договорной формой, структурами гражданского общества и гражданами.

Неправовые формыохватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т. п.

Методыосуществления функций государства достаточно многообразны. Так, выполняя охранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов — прогнозирование, планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей и др.[16]

Глава 2. Экономическая функция государства: природа, содержание и формы реализации

2.1. Понятие и сущность экономической функции государства
Функции государства традиционно определяют как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью, содержанием и стоящими перед ним целями и задачами.

Следует заметить, что в настоящее время в юридической литературе предлагается трактовка функций государства не только как направлений его деятельности, но и как механизма государственного воздействия на общественные процессы. Вопрос о том: имеет ли данная точка зрения под собой веские основания —  является дискуссионным.

Реализация дел, которые обеспечивают объективные предпосылки человеческого существования, входит в генеральную функцию государства. Содержание каждой функции складывается из множества однородных и однопорядковых аспектов деятельности государства. За этими аспектами всегда стоит осознанная, целенаправленная деятельность различных государственных органов и всего государственного аппарата. При том, что основные задачи (цели), а следовательно, и функции государства остаются неизменными на всем протяжении его развития, в любой конкретный момент каждая функция может осуществляться различными методами и средствами.[17]

Необходимо обратить внимание, что функции государства историчны. Они меняются в зависимости от развития общества, этапа, на котором они находятся, подчиняясь изменениям социально-политического строя. В различные исторические периоды наиболее важное, приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, что соответственно предопределяет и функции государства. Невыполнение той или иной функции порождает негативные последствия как для общества, так и для государства.

Итак, функции государства – это основные направления его деятельности по управлению обществом, включая механизмы общественного воздействия на развитие общественных процессов.

В данном контексте экономическую функцию государства, нам представляется, необходимо определить как деятельность компетентных органов государственной власти по обеспечению надлежащих условий для возможности реализации всеми субъектами экономической деятельности своих прав и законных интересов.[18]

Реформируемой России вместо социально ориентированной модели рыночной экономики со значительным влиянием государства на хозяйственные процессы была предложена либеральная модель с максимально широкой свободой поведения участников рыночных отношений и минимальным вмешательством государства в экономику и социальную сферу. Эта модель рыночной экономики для России оказалась неприемлемой и нанесла значительный ущерб стране.

Результатом устранения государства от влияния на экономические процессы явились: преступная приватизация основных наиболее прибыльных отраслей и объектов народного хозяйства, которые передавались в частные руки по неоправданно заниженной стоимости; криминализация экономики; неконтролируемый вывоз сырья за рубеж; «отток» российского капитала в зарубежные банки и т.д.

Таким образом, суть экономической функции современного российского государства состоит в законодательном регулировании экономических процессов, хозяйственной жизни общества; обеспечении условий для развития всех форм собственности (частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности); управлении государственным сектором экономики, к которому относятся предприятия, базирующиеся на государственной собственности, последняя может быть полностью государственной или составлять ту или  иную часть собственности хозяйствующего субъекта; осуществлении проектов и программ, требующих больших капиталовложений и исключительно важных для общества (освоение космоса, оборонная промышленность, рекультивация земель и др.); во внешнеэкономической деятельности государства.

Современное государство играет значительную роль в регулировании рынка, но его регулирующая роль, пределы вмешательства в частноправовую сферу в правовых системах различных государств неодинаковы. Эта роль во многом зависит от экономического потенциала государства, экономической политики и защиты собственных интересов, конечно, при условии соблюдения конституционных основ.[19]

Вмешательство государства сегодня стало атрибутом любой развитой экономической системы. Таковы, например, англосаксонская, романская, скандинавская, восточно-азиатская и, возможно, российская модели рынка. Масштабы государственного регулирования предпринимательства, его конкретные формы и методы в разных странах, безусловно, неодинаковы. Они отражают историю, традиции, тип национальной культуры, масштабы страны, ее геополитическое положение и многие другие факторы.[20]

Но, учитывая, что экономические законы, по которым развивается рынок, носят во многом универсальный характер, следует признать, что сферы имущественного оборота, в которые обычно вмешивается государство, достаточно традиционны, хотя оправданность, пределы и эффективность подобного вмешательства элементов в частноправовую сферу различны.

Содержательно роль права в регулировании экономики в современных обществах с рыночной экономикой можно определить следующим образом: право, учитывая объективные законы экономики, стремится с помощью нормативных установок восстановить социальную и экономическую справедливость в обществе.

Экономическая функция государства представляет собой деятельность органов государственной власти по обеспечению надлежащих условий для возможности реализации всеми субъектами экономической деятельности своих прав и законных интересов.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через систему структурных элементов экономической функции[21]:

а) создание правовой основы для принятия экономических решений — государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие экономическую деятельность, определяет права и обязанности граждан;

б) стабилизация экономики — органы государственной власти направляют бюджетно-налоговую и кредитно-денежную деятельность для преодоления спада производства, снижения темпов инфляции, уменьшения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;

в) социально-ориентированное распределение ресурсов — государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор, создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону,  науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т. д.;

г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии — государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т. д.

Основой экономической реформы в современной России должны стать постепенные преобразования действующих институтов: государственного управления, финансовой системы, прав собственности, социальной инфраструктуры.

Системные (институциональные) преобразования — это единственная возможность создать опорные точки будущего экономического роста. Вся политика государственной власти в этой сфере должна быть ориентирована на создание условий для выхода из кризиса с сохранением потенциала будущего роста. Это особенно важно, если учесть, что системные изменения носят, как правило, необратимый характер.

Трансформация экономической политики (или ее составляющих -денежно-кредитной и финансовой) должна осуществляться только при условии проведения реальных преобразований в институциональной сфере, ориентированных на сокращение государственного вмешательства в экономику.[22]

Поэтому экономическая политика государства должна быть подчинена решению главной задачи — созданию конкурентной рыночной экономики, базирующейся на ресурсном и научно-техническом потенциале России.

В эффективной системе государственного финансового контроля заинтересованы все субъекты бюджетной политики и бюджетного процесса Российской Федерации, поскольку соблюдение бюджетной дисциплины позволит обеспечить интересы российского государства, общества, отдельного гражданина, будет способствовать экономической безопасности государства и, в конечном счете, усилению власти, т.к. соблюдение принципов законности в финансовой сфере не самоцель, а основание для создания мощного процветающего государства во благо его граждан. [23]

Для этого необходимо дальнейшее развитие демократии, строительство гражданского общества и правового государство. Только в развитом гражданском обществе и правовом государстве возможен эффективный социальный контроль и действенный государственный финансовый контроль.

Современный этап развития российского государства характеризуется как переходный, государство  решает  следующие важные задачи в  сфере  экономики: создание  системы  регулирования  рыночной  экономики, демонополизация различных сфер и формирование здоровой конкурентной среды, эффективное преобразование наиболее важных  государственных систем — налоговой, кредитной, бюджетной, денежно-кредитной  и  т.д.[24]

Направления, формы и методы, механизм  деятельности государства  не  остаются  неизменными, вместе  с  развитием общества, изменениями  в  структуре  общественного производства, сдвигами  в  его  технической  базе, актуализацией тех или  иных сфер  общественной  жизни  происходят  развитие, обогащение и уточнение функций  государства.[25]



Рисунок 2 – Экономические функции государства
2.2. Государственно-правовое воздействие на экономику в
XXI
веке
Резкий переход от экономической системы всеобъемлющего планирования и централизованного распределения продукции к свободному рынку проявился в нашей стране, с одной стороны, в создании исходных условий для новых экономических отношений, стимулирующих возможности перехода к постиндустриальной экономике, при осуществлении которых не удалось, однако, предотвратить системный социально-экономический кризис, а с другой — в осознании теоретической и практической сложности реформирования.[26]

Одна из причин, отрицательно повлиявшая на промежуточные результаты реформ, состоит в том, что в процессе их реализации вопросы экономической безопасности не были сформулированы и представлены в качестве одного из основных критериев, то есть не был проведен анализ влияния основных факторов, воздействующих на содержательную часть экономических решений сквозь призму конечных результатов.

Роль  государства  меняется  и  имеет свои  особенности в  связи со  своеобразием  методов, способов  правового регулирования. Комплекс средств и способов  воздействия  на  общественные отношения  в  сфере  экономики  не безграничен  и  может  быть достаточно  полно  выявлен. Прежде  всего,  следует обратиться  к самому  понятию  метода правового регулирования, под  которым необходимо  понимать совокупность взаимосвязанных  и  взаимообусловленных  приемов, способов  юридического  воздействия  на  определенную область общественных  отношений.[27]

Выбор форм и методов регулирования экономических процессов — всегда творческая, требующая тщательного подхода задача, решение которой возложено на государство.

Регулирующая роль государства в данной сфере отношений сокращается не по сути, а лишь по объему, при этом качественно изменяется и набор правовых средств воздействия на экономическую деятельность обозначенных корпораций.

Вопрос о деятельности государства в социально-экономической жизни общества притягивал внимание ученых на различных этапах развития российского общества. Одним из них являлся вопрос о методах  воздействия государства и права на экономику.

Изначально некоторые ученые предлагали рассматривать его через призму отраслей права, полагая, что деятельность  государства осуществляется, в основном, в правовой форме. Отсюда следует, что  ряд отраслей права оказывает непосредственное воздействие на экономику. Данное утверждение в современных условиях является спорным. Каждая отрасль права, посредством которой государство  воздействует на экономические процессы, имеет свои специфические методы,  которые могут быть объединены в определенные группы по характеру воздействия.

В связи с этим предлагаются существенно различающиеся виды средств воздействия государства: воздействие путем непосредственного властного предписания, обозначенного для исполнения тому, кому оно адресовано; правовое регулирование отношений автономных субъектов, которые в  установленных пределах сами принимают решения; специфические меры борьбы с правонарушениями в сфере экономики.[28]

Подводя итог, следует отметить, что обозначенные группы  средств несут в себе признаки методов правого регулирования. Поэтому провести достаточно четкую грань между гражданско-правовым, административно-правовым и иным регулированием современной экономики не всегда  возможно и вряд ли целесообразно, так как главная цель заключается не в обеспечении правоотраслевой «стерилизации», а в достижении положительного  результата.

Целью правового регулирования является достойное существование всех членов общества, а право — это средство достижения социального компромисса. Динамичное же развитие экономических отношений влияет на изменения правовой базы, корректируя и изменяя ее. [29]

По сути, принимая во внимание указанную роль права по регулированию экономических процессов и учитывая относительную самостоятельность правовых институтов и средств от сиюминутных особенностей переходного периода, можно говорить о том, что право институционально оформляет (облачает в правовую форму) существующие экономические отношения в обществе, придает рыночным механизмам статус правовых отношений, а это позволяет праву влиять на развитие таких отношений, осуществлять их охрану присущими ему специфическими средствами.

Усложнение в ходе исторического развития экономических связей, зарождение и становление рыночных механизмов предопределяют необходимость государственно-правового воздействия на экономические процессы, а также трансформацию российской государственности.

Государственно-правовое регулирование экономической системы имеет пределы. Государство вмешивается в рыночную экономику посредством правовой регламентации с учетом как собственных интересов, так и интересов субъектов хозяйственной деятельности. Основная функция государства при этом – обеспечение баланса интересов.[30]

Анализ основных форм и методов воздействия государственно-правовых предписаний, содействующих возникновению и формированию рыночных отношений в России, обосновывает тезис о необходимости сохранения ведущей роли государства в регулировании экономических процессов в переходном состоянии общества, что диктуется четырьмя обстоятельствами[31]:

— во-первых, только государство, как официальный представитель общества, способно проводить в жизнь определенную экономическую политику в масштабе всей страны;

— во-вторых, только государство обладает таким универсальным средством управления делами общества как законодательство и, в силу этого, устанавливать правовой режим экономических отношений, закреплять правовые основы функционирования рынка;

— в-третьих, государство располагает специальным аппаратом охраны и защиты института собственности, обладает монополией на осуществление принуждения в этих целях;

— в-четвертых, государство аккумулирует в своих руках (через государственный бюджет) средства для обеспечения национальной экономической безопасности.
Глава 3. Социальная функция современного российского государства

3.1. Сущность социальной функции государства
В последние годы на смену терминам «социалистическое государство», «советское государство» пришел термин «социальное государство», а понятия «благосостояние советского народа», «рост жизненного уровня советских людей», «все во имя человека — все для блага человека» заменены понятием «социальная защита населения». И это не формальная замена терминов: за ней стоит смена общественного и государственного строя и как следствие — коренное изменение социального положения людей.[32]

В СССР проблема социально-правовой защиты населения как самостоятельная не рассматривалась, поскольку внутренними характеристиками социалистической системы были полная занятость, бесплатные здравоохранение и образование, гарантированность государственных пенсий и т.д.

Общепризнанно, что советский человек был социально защищен сильнее всех в мире, поэтому социальная защита в тот период сводилась к узким вопросам социального обеспечения граждан (пенсионное обеспечение, государственное страхование трудящихся, отдельные виды обеспечения по государственному социальному страхованию).

Коренным образом изменилось положение большинства населения в постсоветской России. Сегодня термины «социальная защита», «право социальной защиты» прочно вошли в законодательство, лексикон политических и государственных деятелей, ими пестрят страницы периодических изданий.

В русском языке для перевода широко распространенного во многих странах термина «social security», обозначающего систему социальной защиты, в советский период применялся термин «социальное обеспечение», хотя на русский язык его можно перевести как «социальная безопасность», «социальная защищенность», «социальные гарантии», «социальная защита». Понятие «социальное обеспечение» не является адекватным понятию «social security», поскольку социальное обеспечение отражает в себе одну из форм развития института социальной защиты, где преобладали принципы непосредственно государственной организации социальной защиты с очень ограниченным использованием.

Достаточно сказать, что социальное обеспечение в СССР осуществлялось в своем роде впервые в мире. Это было объединяющее понятие различных регулируемых законом форм распределения и перераспределения государством части национального дохода, а также предоставления услуг в основном для обеспечения старости и нетрудоспособности.

Другое положение в современной России, где подавляющее большинство населения нуждается в социальной защите: к пенсионерам и нетрудоспособным добавились миллионы безработных, вынужденных переселенцев, беженцев, демобилизованных военнослужащих, безнадзорных и других лиц. Это следствия, прежде всего, развала СССР, разрушения экономики, межнациональных конфликтов, катастрофического падения нравственности в обществе и т.п.

Сегодня для российской действительности чрезвычайно важной представляется выработка конструктивной социально-экономической политики, вытекающей их нее концепции реформ и как следствие и одновременно основа успешности этих реформ — концепции взаимоотношений государства и человека.[33]

Проблема состоит в том, что народам России власти внятно не объяснили, какие общество и государство строятся в постсоветской России, т.е. ради чего народовластие было насильственно заменено «демократией».

Конституция РФ провозгласила Россию демократическим федеративным правовым государством (ст. 1). Однако создатели Основного закона понимали, что такая характеристика государства не отвечает в полной мере представлениям и стереотипам большинства населения страны: СССР удалось реализовать главнейшую обязанность государства — гарантировать право каждого «на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни» (ст. 11 Международного пакта о социальных, экономических и культурных правах).

Конституция РФ построена по принципу «государство для человека», но этот принцип для большинства населения пока не осуществляется. Коренные вопросы, определяющие формы и механизмы реализации идеи социального государства, место и роль структур гражданского общества в организации социальной защиты населения не нашли своего концептуального и законодательного решения, то есть в нашей теории образовался вакуум: нет концепций взаимоотношений государства и гражданина в посттоталитарном обществе.  Иными словами, провозглашение России социальным государством — пока декларация, в отличие от СССР, ставшего, по общему признанию, в реальности социальным государством.

Предпосылкой возникновения социального правового государства в Российской Федерации является трансформация российского общества из социалистического в демократическое, правовое общество. Идея социального государства в своей основе содержит концепцию становления прав человека и гражданина, которые носят универсальный, неотъемлемый, международный характер.[34]

Государственная социальная политика в Российской Федерации – это единственный эффективный инструмент сглаживания социальных разногласий и конфликтов, инструмент обеспечения равных возможностей граждан для реализации личных желаний граждан, их потребностей и интересов.

В основе социального правового государства лежит основной принцип – принцип социальной справедливости, декларируемый или недекларируемый в Основном законе государства. Отсюда социальное государство непосредственно в Российской Федерации должно строится на основе принципов справедливости, законодательного закрепления социальности государства, принципа социального уравнивания, принципа предоставления гражданину возможности самообеспечения путем оказания ему социальной помощи.

Построение социального государства в Российской Федерации невозможно без учета правовых, социальных, демократических, организационных достижений зарубежных стран, в которых воспроизводятся те или иные модели социального государства и соответственно те или иные модели социальной политики.[35]

Социальная функция социального правового государства в Российской Федерации реализуется посредством использования инструментов социальной политики и реформирования неэффективно действующих социальных систем: пенсионной системы, системы обеспечения занятости населения и системы обеспечения достойных условий труда, формирования рынка труда, системы обеспечения прав несовершеннолетних в Российской Федерации.
3.2. Российская модель социального государства на современном этапе
Переход нашей страны к социально ориентированной рыночной эко­номике потребовал выработки новой социальной политики, которая бы обеспе­чила реализацию основных прав и свобод человека. В советский период под социальной политикой понималась деятель­ность государства, направленная на преодоление различий между городом и деревней, между умственным и физическим трудом в целях построения бес­классового коммунистического общества. Такое понимание социальной по­литики не оставляло достойного места для прав, свобод и интересов отдельной человеческой личности.[36]

Для становления, развития и укрепления социального государства в Российской Федерации требуется как  практическое, так и теоретическое обоснование концептуальных основ формирования эффективной социальной рыночной экономики и политики, обеспечивающей занятость, достойную заработную плату, развитое социальное страхование, поддержку семьи, материнства и детства, престарелых, молодежи и т.д., и разработка комплексной программы мер и механизмов их реализации всеми ветвями и уровнями государственной власти и местного самоуправления.

Социальным государство становится при достижении баланса во взаимодействии основных соци­альных и политических сил в обществе. Оно выделяет приоритетные сферы и определяет меры, спо­собствующие достижению поставленных целей[37]:

  — поддержание занятости (проведение эффективной кадровой политики, обеспечение гражданам свободы выбора места жительства и возможности продуктивно трудиться, стимулирование организа­ции современных производств и рабочих мест, защита трудовых прав и интересов работников в рам­ках социального партнерства; содействие общественно полезному и эффективному предпринима­тельству);

— проведение политики доходов (формирование эффективной системы налогообложения; уста­новление государственных гарантий в сфере оплаты труда, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы; контроль за инфляцией);

— улучшение жизнеобеспечения населения (поддержание и развитие коммунальной инфраструктуры, транспорта и связи);

— совершенствование системы социальной защиты граждан (разработка и реализация государ­ственных программ борьбы с бедностью, комплексной защиты населения, в первую очередь слабозащищенных категорий, от социальных рисков; реформирование системы социального страхования, в том числе пенсионного и медицинского);

— охрана окружающей среды (обеспечение экологической безопасности страны и достойного качества жизни и здоровья населения при условии сохранения природных систем, поддержания их це­лостности и жизнеобеспечивающих функций);

— формирование социокультурной среды (повышение роли и качества общего и профессиональ­ного образования; сохранение национальных языков и культуры народов, населяющих Российскую Федерацию).

Среди  нормативных правовых актов отправной точкой для того, что бы считать государство социальным, служат федеральные законы: «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24 октября 1997 года, «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» от 20 ноября 1999 года, «О государственной социальной помощи» от 17 ноября 1999 года  и др.

Важным правовым актом стало принятие действующего с 1 февраля 2002 года Трудового кодекса Российской Федерации, второй раздел которого именуется «Социальное партнерство в сфере труда».

Можно сформулировать приоритеты формирования социального государства в Российской Федерации[38]:

В сфере демографического развития: разработка и реализация государственной демографической политики, направленной на ликвидацию тенденций депопуляции (сокращения) населения страны, снижения смертности (особенно детской и в трудоспособном возрасте) и увеличения продолжительности жизни населения.

В сфере обеспечения достойного уровня жизни: создание социально-справедливой и эффективной системы распределения вновь созданной стоимости между государством, трудом и капиталом, обеспечение роста реальной заработной платы и доходов населения и на их основе – рост качества и уровня жизни; установление государственных гарантий в сфере оплаты труда, обеспечивающих в полной мере воспроизводство рабочей силы. Обеспечить решение этих задач призвано трудовое законодательство, а также тарифная автономия, позволяющая работникам и их профсоюзам на основе социального партнерства добиваться справедливого решения вопросов оплаты труда.

В сфере систем жизнеобеспечения населения: сохранение и приумножение жилого фонда, повышение его комфортабельности; развитие коммунального хозяйства, транспорта и связи за счет бюджетного финансирования и средств населения по мере роста доходов; создание нормальных условий жизни в населенных пунктах.

В сфере социальной защиты населения: разработка и осуществление государственной программы преодоления бедности; создание эффективной системы защиты населения от социальных рисков; реформирование системы социального страхования (пенсионного, социального и медицинского), социального обеспечения, социального вспомоществования и благотворительности; осуществление социальной защиты малообеспеченных семей, а также инвалидов, пожилых и других слабо защищенных категорий граждан.

В сферезанятости: обеспечение гражданам России возможности трудиться на условиях свободно избранной, полной и продуктивной занятости; защита трудовых прав и интересов работников через систему социального партнерства.

В сфере охраны окружающей среды: обеспечение достойного качества жизни и здоровья населения при условии сохранения природных систем, поддерживание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, обеспечение экологической безопасности страны.

В сфере формирования социокультурной среды: повышение роли и качества общего и профессионального образования; государственная поддержка системы образования и учреждений культуры; сохранение национальной самобытности языка и культуры народов, населяющих Российскую Федерацию.

Большую важность имеют приоритетные национальные проекты для становления социального правого государства в Российской Федерации.

Всего на реализацию приоритетных национальных проектов из средств федерального бюджета на 2010 году выделено 134,5 млрд. рублей. Кроме того, предусмотрены государственные гарантии на предоставление ипотечных жилищных кредитов гражданам в объеме 26,5 млрд. рублей.

Приоритетный национальный проект «Здоровье» включает в себя два направления: «Развитие первичной медико-санитарной помощи» и «Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью».

Приоритетный национальный проект«Образование» включает направления: «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования», «Внедрение современных образовательных технологий», «Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня»,«Повышение уровня воспитательной работы в школах» и «Развитие системы профессиональной подготовки в армии».

На решение проблем в сфере жилищной политики направлен приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», целью которого является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания граждан России.

Приоритетный национальный проект  «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» включает четыре направления[39]: «Повышение доступности жилья», «Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования», «Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», «Выполнение государственных обязательств по предоставлению жилья категориям граждан, установленных федеральным законодательством».

 Приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса» включает в себя три направления: «Ускоренное развитие животноводства», «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе», «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе».

В настоящее время государство – гарант соблюдения прав человека, в том числе и социальных, – предприняло попытку осуществления анализа всех недочетов и пробелов в череде прошлых социальных, экономических и правовых  реформ. Результат этой деятельности виден уже сейчас – вполне ощутима работа законодательных органов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.[40]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прямая обязанность государства — создать условия для развития личных и экономических свобод, задавать стратегические ориентиры, предоставлять населению качественные публичные услуги и эффективно управлять государственной собственностью.

Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

Функции государства в России в период перехода к рыночной экономике подверглись существенному изменению.

Развитие цивилизации и демократии открывает большой простор для общесоциальной деятельности государства. В наше время общесоциальные функции государства (экономическая, социальная, поддержания демократического правопорядка) становятся приоритетными. Расширяется и активизируется деятельность государства в духовной сфере (образование, культура, наука).

Реформируемой России вместо социально ориентированной модели рыночной экономики со значительным влиянием государства на хозяйственные процессы была предложена либеральная модель с максимально широкой свободой поведения участников рыночных отношений и минимальным вмешательством государства в экономику и социальную сферу. Эта модель рыночной экономики для России оказалась неприемлемой и нанесла значительный ущерб стране.

Трансформация экономической политики (или ее составляющих -денежно-кредитной и финансовой) должна осуществляться только при условии проведения реальных преобразований в институциональной сфере, ориентированных на сокращение государственного вмешательства в экономику.

Современный этап развития российского государства характеризуется как переходный, государство  решает  следующие важные задачи в  сфере  экономики: создание  системы  регулирования  рыночной  экономики, демонополизация различных сфер и формирование здоровой конкурентной среды, эффективное преобразование наиболее важных  государственных систем — налоговой, кредитной, бюджетной, денежно-кредитной  и  т.д.

Поэтому экономическая политика государства должна быть подчинена решению главной задачи — созданию конкурентной рыночной экономики, базирующейся на ресурсном и научно-техническом потенциале России.

Усложнение в ходе исторического развития экономических связей, зарождение и становление рыночных механизмов предопределяют необходимость государственно-правового воздействия на экономические процессы, а также трансформацию российской государственности.

Государственная социальная политика в Российской Федерации – это единственный эффективный инструмент сглаживания социальных разногласий и конфликтов, инструмент обеспечения равных возможностей граждан для реализации личных желаний граждан, их потребностей и интересов.

Построение социального государства в Российской Федерации невозможно без учета правовых, социальных, демократических, организационных достижений зарубежных стран, в которых воспроизводятся те или иные модели социального государства и соответственно те или иные модели социальной политики.

В настоящее время государство – гарант соблюдения прав человека, в том числе и социальных, – предприняло попытку осуществления анализа всех недочетов и пробелов в череде прошлых социальных, экономических и правовых  реформ. Результат этой деятельности виден уже сейчас – вполне ощутима работа законодательных органов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.                 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года).

2.                 Алексеев, С.С. Теория государства и права. – М.: Экспо, 2006. – 526 с.

3.                 Афанасьева, И.В. Природа и содержание экономической функции государства, формы ее реализации: научный  доклад. – Ростов-на-Дону: Центр инновационных технологий, 2008. – 44 с.      

4.                 Барсуков, Н.А. Правовое регулирование экономических процессов в федеративном государстве // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. – М.: АЭБ МВД России, 2008. — № 3. — С.69-71.

5.                 Венегеров, А. Б. Теория государства и права. Ч. 1.- М.: Ника, 2005. – 705 с.

6.                 Верещагина, Н.П. Экономическая функция государства: основные подходы к определению понятия и сущности // Правоохранительная деятельность в России: теория и практика: сб. тр. докторантов, адъюнктов и соискателей / под общ. ред. В.П. Сальникова. — Вып. 11 — СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2008. – С.18-22.

7.                 Гайдук, И.Н. Государство и право в переходный период: роль в становлении новой экономики // Сборник статей по итогам межвузовской всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Основные направления развития экономики России и новые задачи обеспечения экономической безопасности и противодействия экономической преступности» (16 апреля 2008 г.). — М.: Изд-во Академии экономической безопасности МВД России, 2008. — С. 45-49.

8.                 Герасимова, Т.Г. Социальные реформы в российской государственности // Юридическая мысль, 2008. — № 3 (22). – С. 55.

9.                 Дерешева, Н.А. Экономическая функция российской государственности: социально-правовые и политические аспекты. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2008. – 296 с.

10.            Иванова, Н.М. Социальная политика государства в условиях российской трансформации // Философия. История. Культура. Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. Б.В. Чернышова. Саратов, 2008. — Вып.7. — С.189-196.

11.            Комаров, С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций / Издание 2-е, исправленное и дополненное. — М.: Манускрипт, 2008. – 312 с.

12.            Корельский, В. М., Перевалов В.Д. Теория государства и права. – М.: Проспект, 2007. – 480 с.

13.            Лазарев, В.В. Общая теория государства и права. — М.: Прогресс, 2006. – 540 с.

14.            Лазарев, В.В. Учебник для юридических вузов. — М.: Дальстар, 2007. – 490 с.

15.            Манов, Г. Н. Государство и политическая организация общества. -  М.: Наука, 2008. – 275 с.

16.            Матузов, Н.И., Малько А.В. Теория государства и права – М.: Экспо,  2007. – 485 с.

17.            Мурсалова, В.Н. Государственно-правовое регулирование социально-экономического развития: постановка проблемы // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. – М.: АЭБ МВД России, 2008. — № 4. — С.82-84.

18.            Политология. Курс лекций: Учеб. Пособие / Под ред. М. Н. Марченко. – М.: Изд-во МГУ, 2007. – 282 с.

19.            Прудников, А.Н. Национальная экономика – основа экономической системы общества и государства // Актуальные проблемы юридической науки: сб. науч. тр. — Вып.5. – Тольятти: ТГУ, 2008. — С.184-194.

20.            Самойленко, В.А. Социальная политика российского государства в области пенсионного обеспечения. Статья //Представительная власть – XXI век, 2008. — № 3. – С. 17-21.

21.            Самойленко В.А. Аналитический обзор социальной политики в области пенсионного обеспечения. Статья // В сб.: Проблемы совершенствования аналитического обеспечения законодательного процесса. М.: ГД ФС РФ, 2007. — Вып. 3. – С. 48-52.

22.            Спиридонов, Л.И. Теория государства и права. Учебник. – М.: Лига, 2008. – 370 с.

23.            Тушков, С.А. Механизм обеспечения экономической безопасности общества и государства в процессе создания основ рыночной экономики в России // Ученые Записки Казанского государственного университета. Том 150. Кн.5. Серия «Гуманитарные науки». – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2008. – С.85-99.

24.            Фартуков, Д.Н. Социальная политика государства в регионе // Некоторые проблемы социально-политического развития современного российского общества. Сб. науч. тр. / Под ред. Г.В. Дыльнова. Саратов, 2007. — Вып.12. — С.201-206.

25.            Фуенсун, И.А. Социальные функции российского государства в условиях трансформации // Философия. История. Культура. Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. Б.В. Чернышова. Саратов, 2008. — Вып.5. — С.48-52.

26.            Хусаинов, З.Ф. Политико-правовая сущность, содержание и характеристика государственной экономической политики / З.Ф. Хусаинов // «Чёрные дыры» в российском законодательстве. Юридический журнал (“BlackHoles” inRussianLegislation). — 2008. — № 2 – С. 94-95.

27.            Хусаинов, З.Ф. Экономическая политика: проблема понимания / З.Ф. Хусаинов // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. – М.: АЭБ МВД России, 2008. — № 2. — С.49-51.  

28.            Черепанов, К.Н. Методы государственного регулирования экономических отношений: проблемы теории и практики // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. – М.: АЭБ МВД России, 2008. — № 5. — С.72-74

29.             Чудинова, И. М. Основы политологии. Учебное пособие. Красноярск: КГПУ, 2008. – 385 с.

30.            Щербаков, А.И. Функциональная характеристика экономической деятельности государства (вопросы теории и практики). — Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2007. – С. 77-80.

31.            Юрченко, Г.М. Экономическая функция Российской государственности: вопросы теории, истории и политико-правовой практики. – М.: Изд-во «Nota Bene», 2007. – С. 48-52.

32.            Яблоков, И.Р. Экономико-правовая политика Российской Федерации на современном этапе // Проблемы права и экономики / под ред. З.М. Фаткудинова, Р.Н. Салиевой. — Казань: Познание, 2008. — С.5-50.      

33.            Ященко, С.Г. Экономическая система современной России: политико-правовые и социально-экономические проблемы // Проблемы развития современного общества и правоохранительные органы: сб. тр. докторантов, адъюнктов и соискателей. — Вып. 12. — СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2008. – С.27-29.      
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Расчет себестоимости эксплуатации асинхронного двигателя МАП521-416
Реферат Анализ опыта создания и деятельности акционерного общества ЗАО ТРК "Фотон"
Реферат Проблемы развития социально-экономической сферы России в 90-е годы
Реферат Инновации и инвестиции в кинопроизводстве
Реферат Вашингтонский обком
Реферат 1. 1 Ідентифікаційний код за єдрпоу
Реферат Человек, биосфера и космические циклы
Реферат Existentialist View Of Human Condition Essay Research
Реферат Двигательная раскрепощенность
Реферат Начертательная геометрия и инженерная графика
Реферат Исполнение уголовных наказаний и исправление осужденных как функция государства
Реферат Малые предприятия организация, функционирование, эффективность
Реферат Учет и анализ выпуска и реализации готовой продукции на примере ООО Птицефабрика Глазовская
Реферат Owen An Anotated Bibliography Essay Research Paper
Реферат Політична боротьба й обєднання німецьких земель під зверхністю Прусії