--PAGE_BREAK--Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии норм права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она воплощена, например, в институтах гражданского, административного, трудового права, опосредующих процессы в экономике и других сферах общественной жизни.
Характеристика регулятивной функции норм права предполагает выяснение важнейших путей ее осуществления, поскольку любой из них играет существенную роль во всем процессе, осуществляемом правовой системой.
Наиболее характерными путями (элементами) осуществления регулятивной функции права являются:
определение посредством норм права праводееспособности правосубъектности) граждан;
- закрепление и изменение правового статуса граждан;
- определение компетенции государственных органов, в том числе и компетенции (полномочий) должностных лиц;
- установление правового статуса юридических лиц;
- определение (предусмотрение) юридических фактов, направлено на возникновение, изменение и прекращение правоотношений;
- установление конкретной правовой связи между субъектами права (регулятивные правоотношения);
определение оптимального типа правового регулирования общедозволительного, разрешительного) применительно к конкретным общественным отношениям.
С учетом сказанного регулятивную функцию норм права можно определить как обусловленное его социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права.
Следует подчеркнуть и важность другой собственно-юридической функции норм права — охранительной.
Необходимость в охране общественных отношений существовала, и всегда будет существовать. Право, как известно, существовало не всегда, но с того момента, как оно появляется, оно становится одним из важнейших средств охраны общественных отношений. Данное проявление правового воздействия представляет собой охранительную функцию.
Охранительная функция норм права — это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, вытеснение явлений, чуждых данному обществу.
Из предложенного определения вытекает, что право охраняет как общепризнанные, фундаментальные общественные отношения, так и нацелено на вытеснение чуждых конкретному обществу отношений. Почему на это следует обратить внимание? Дело в том, что ряд ученых полагает, что главная цель охранительной функции норм права — это вытеснение явлений, чуждых обществу.[6]
Искоренение нежелательных явлений из жизни общества это уже вторичный результат действия норм права, которое первоначально выступает как средство охраны тех отношений, которые в такой охране нуждаются. А охраняя эти отношения, право пресекает, запрещает, карает действия, нарушающие условия нормального развития, противоречащие интересам общества, государства и граждан и тем самым вытесняет их.
Не следует понимать охранительную функцию и так, будто она проявляется лишь тогда, когда совершается правонарушение.
Основное назначение данной функции заключается, прежде всего, в превентивной охране общественных отношений, предотвращении нарушений норм права. Эффективность охранительной функции тем выше, чем больше субъектов права подчинились предписанию норм права, выполнили требование запрета. Сам факт установления запрета или санкции оказывает серьезное влияние на некоторых лиц, побуждает их воздерживаться от совершения наказуемого поступка. А это означает, что достигается одна из целей воздействия права — охраняется определенное общественное отношение.
Охранительную функцию не следует противопоставлять регулятивной в том смысле, что одна из них — это негативная (поскольку включает в себя запреты, санкции, ответственность), а вторая позитивная, так как направлена на координацию положительной деятельности субъектов права. Обе эти функции, но каждая по своему, выполняют важную задачу закрепления и охраны прав личности, содействия развитию и укреплению общественных отношений, Специфика охранительной функции состоит в следующем:
Во-первых, она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкции, установлением запретов и реализацией юридической ответственности.
Во-вторых, она служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний.
В-третьих, она является показателем политического и культурного уровня общества, гуманных начал, содержащихся в праве.
Способ охраны очень часто зависит от гражданской развитости общества, от его политической сущности.
Характерные черты охранительной функции норм права прослеживаются более четко, если ее сравнить с правоохранительной деятельностью государства. Общее назначение правоохранительной деятельности государства сводится к тому, чтобы обеспечить неуклонное выполнение субъектами права требований закона, то есть обеспечить соблюдение режима законности. Достигается это выявлением правонарушений, их расследованием, привлечением к ответственности виновных, защитой прав граждан.
Таким образом, если охранительная функция норм права — это действие самого права, то правоохранительная деятельность государства, во-первых, является материальной гарантией соблюдения требований права, поскольку это действия специальных органов и учреждений (МВД, прокуратуры, суда) по охране права; во-вторых, это действие не самого права, а внешнего по отношению к нему фактора — государства.
Рассмотрим формы реализации функций норм права.[7]
Хотя право и обладает определенной степенью саморегуляции, оно в то же время не достигает и не может достичь такого обособления, чтобы регулировать все свои процессы самостоятельно. Отсюда, наряду с собственным (внутренним), оно имеет внешний механизм реализации, состоящий из всех субъектов права (граждан, должностных лиц, общественных объединений, государственных органов и т. п.).
В каких же формах реализуются функции норм права? Выше отмечалось, что функция норм права — это правовое воздействие, которое состоит из трех форм: информационного, ориентационного и правового регулирования. В соответствии с этими формами выделяют три формы реализации функций норм права: информационную, ориентационную и правовое регулирование.
Информационная форма реализации функций норм права состоит в том, чтобы сообщить адресатам требования государства, относящиеся к поведению людей, иначе говоря, довести до их сведения, какие имеются в обществе, одобряются или допускаются государством возможности, объекты, средства и методы достижения общественно полезных целей и, напротив, какие противоречат интересам общества, государства и граждан.
Источники, из которых граждане получают информацию о содержании норм права, могут быть самыми различными: официальные источники, средства массовой информации, юрисконсульты, адвокаты, другие лица юридической профессии, это могут быть руководители различных уровней, друзья, знакомые, родственники, популярная юридическая литература и ряд других.
Правовая информированность имеет огромное значение, однако на сегодняшний день ее уровень значительно отстает от потребностей общественного развития и нуждается в существенном повышении. Особое значение это обстоятельство имеет в периоды интенсивного обновления законодательства. Поэтому граждане объективно нуждаются в получении правовой информации о действующем законодательстве, об изменениях, дополнениях, исключениях, вносимых в него, о новых законах и т.д. Не случайно на повестку дня была поставлена задача, организовать юридический всеобуч как единую общегосударственную программу, охватывающую все слои населения, все кадры в центре и на местах.
Следующей, не менее значимой, формой реализации функций норм права является ориентационное воздействие. Дело в том, что важны не только знания норм права, но и выработка у граждан позитивных правовых установок, которые образуют правовую ориентацию, являющуюся следствием ориентационного правового воздействия.
Сущность правовой установки в правовой сфере можно определить как предрасположенность личности к восприятию норм права, его оценки, готовностью к совершению действия, имеющего юридическое значение, или же как вероятность того или иного варианта поведения (деятельности) в сфере правового регулирования.
Ориентационное правовое воздействие складывается из совокупности правовых установок и представляет собой двуединый процесс: формирование установок — с одной стороны, и их влияние на правовое поведение граждан — с другой.
Центральное место в системе правового воздействия занимает правовое регулирование[8]. Оно осуществляется при помощи особой системы правовых средств, которые образуют в совокупности механизм правового регулирования.
Эффективность реализации функций норм права в рамках этой формы зависит от выяснения следующих принципиальных положений:
— условий эффективности регулирования;
- процесса правового регулирования;
- социальных результатов регулирования.
Условия эффективности правового регулирования подразделяются на объективные и субъективные. Объективными условиями являются: социально-экономическое состояние, система хозяйства, формы собственности и т. п. К субъективным — относятся: научная обоснованность необходимости регулирования, выбор оптимального варианта регулирования, своевременность правотворчества, совершенствование действующего законодательства, обеспечение стабильности правового регулирования, ясность, четкость правовых предписаний, активность правоприменительных органов в деле воплощения в жизнь правовых предписаний и ряд других.
Процесс правового регулирования состоит из трех взаимосвязанных стадий.
Первая стадия — это регламентация общественных отношений (их урегулирование), то есть разработка и принятие юридических норм.
Вторая стадия — возникновение субъективных прав и юридических обязанностей (возникновение правоотношений). Смысл данной стадии — переход от общих предписаний норм к конкретной модели поведения конкретных лиц.
Третьей — завершающей стадией процесса правового регулирования является реализация норм права (юридический результат регулирования). Она заключается в фактическом использовании лицами своих субъективных прав, исполнении обязанностей, соблюдении запретов.
Социальный результат регулирования — это, главным образом, эффект в экономической, политической и духовной сферах. Он может выражаться в закреплении определенных отношений, их развитии, искоренении нежелательных явлений.
4. Проблемы функций норм права Проблемы функций норм права нельзя назвать новыми для современной отечественной теории государства и права, поскольку определенную разработку они получили еще в дореволюционный и особенно советский периоды. Вместе с тем не все вопросы, относящиеся к данной проблеме, можно считать достаточно глубоко изученными. В их числе следует назвать вопросы понимания и классификации функций норм права.
Остановимся вначале на проблеме понятия функций норм права. Как отмечает Т. Н. Радько, «почти вековой опыт активного исследования понятия «функция норм права» на сегодняшний день не позволяет констатировать наличие единого взгляда на эту проблему». Какие же мнения высказываются на сей счет? Пожалуй, наиболее распространенными, по крайней мере, в современной литературе, можно назвать три. Одни исследователи под функциями позитивного права понимают определенные (чаще всего основные) направления воздействия права на общественные отношения или поведение людей Другие считают, что функции позитивного права — это основные направления регулирующего воздействия права на общественные отношения. Наконец, третьи исходят из того, что под функциями позитивного права следует понимать взятые в единстве социальное назначение и вытекающие из этого назначения направления воздействия права на общественные отношения.[9]
Если сопоставить изложенные позиции, то можно заметить, что одни под функциями позитивного права понимают направления различного воздействия норм права на общественные отношения, другие же — только регулирующего, т.е. первые трактуют функции позитивного права широко, вторые — узко. К узкой трактовке функций позитивного права тяготеет и позиция Т. Н. Радько, которая отмечена выше в качестве третьей точки зрения. Рассматривая функции норм права как взятые в единстве социальное назначение и вытекающие из этого назначения направления воздействия права на общественные отношения, он вольно или невольно функции позитивного права сводит к регулирующему воздействию права, поскольку назначение права состоит в регулировании общественных отношений. В то же время, рассматривая классификацию функций норм права, Т. Н. Радько исходит по сути дела из более широкого понимания функций норм права.
Для того чтобы определиться в вопросе о понятии функций позитивного права, хочу обратить внимание на те моменты, которые являются, на мой взгляд, более предпочтительными. Во-первых, под функциями норм права многие исследователи понимают определенные направления воздействия норм права на общественные отношения или поведение людей, что представляется вполне обоснованным. Функции норм права нельзя отождествлять с самим воздействием норм права на общественные отношения или поведение людей, поскольку такое воздействие может быть самым разнообразным. Оно может быть непосредственным или опосредствованным,
эффективным или неэффективным и т.д. Когда говорят о функциях норм права, то имеют в виду только непосредственное воздействие норм права на общественные отношения или поведение людей и каждую функцию норм права рассматривают как определенное направление, линию такого воздействия.
Далее. Определяя функции норм права как направления воздействия норм права на общественные отношения или поведение людей, многие исследователи предпочитают к функциям норм права относить только основные направления воздействия норм права, полагая, что не всякое направление воздействия норм права на общественные отношения можно считать функцией норм права. Думается, однако, что такое ограничение едва ли оправданно. Если под функциями норм права понимать только основные направления его воздействия, то чем являются неосновные направления? Или таковых у норм права не существует? Тогда на каком основании функции норм права довольно часто подразделяют на основные и неосновные? Более правильно к функциям норм права следует относить как основные, так и неосновные направления его воздействия на общественные отношения и под функциями позитивного права понимать определенные направления его воздействия на общественные отношения или поведение людей.
В-третьих, совершенно оправданным следует признать увязывание функций норм права с его социальным назначением и ролью в общественной жизни. В одном из смысловых значений слово «функция» — это назначение, роль чего-нибудь. Однако в юриспруденции функции норм права, как правило, не отождествляют с назначением и ролью норм права. Большинство исследователей рассматривают функции норм права как направления его воздействия на общественные отношения, выражающие назначение норм права, его роль в обществе. То есть функции норм права — это не само назначение или роль норм права, а определенные выразители, показатели назначения и роли норм права.[10]
Отмечая этот момент, хотелось бы обратить внимание на то, что иногда социальное назначение норм права и его роль отождествляют. Вместе с тем этого не следует делать. Назначение норм права говорит о том, для чего создается и существует право, в чем его предназначение. В назначении выражается главная роль, которую играет в общественной жизни право. Эта главная роль состоит в том, что норма права есть регулятор общественных отношений. Оно создается для этой цели, в этом его предназначение. В то же время право, будучи регулятором общественных отношений, способно выполнять и выполняет некоторые другие ролевые функции. Оно способно быть источником информации — информации о правовом регулировании тех или иных общественных отношений, — способно оценивать поведение людей в данной системе отношений, способно быть средством воспитательного воздействия и т.д. Иначе говоря, у норм права помимо регулирующего воздействия, безусловно, являющегося доминирующим, существуют и так называемые «побочные эффекты». Поэтому сводить функции позитивного права только к его регулирующему воздействию представляется не совсем верным.
продолжение
--PAGE_BREAK--