Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Форма государственного правления

--PAGE_BREAK--В буржуазных государствах монарх как глава государства имеет неодинаковые полномочия.
В XX веке действует тенденция совращения числа монархий, хотя конкретные причины различны.
То обстоятельство, что монарх формально венчает систему государственных органов, оказалось фактором, сделавшим эту форму правления все же довольно устойчивой в сравнении с республиками, в которых сильны политические схватки в борьбе за высшие государственные органы.
      Монархия в современном мире Схема 3.

                 
 
В настоящее время монарх является главой государства приблизительно в 50 странах мира, то есть в 1/4 части современных государств. Только в Европе десять[5] стран имеют монархическую форму правления. Кроме того, семнадцать (в том числе Канада, Австралия, Новая Зеландия) признают британскую королеву в качестве своего главы государства. Семь стран Ближнего Востока и зоны Персидского залива — Иордания, Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ и Оман — сохранили или восстановили различные виды монархий. В Южной и Юго-Восточной Азии монарх является главой государства в Непале, Бутане, Камбодже, Таиланде, федерации Малайзии, Брунее. В Японии императорская власть существует более полутора тысяч лет. В Африке институт монарха сохранился в трех странах — Марокко, Лесото и Свазиленде. Своеобразными (так называемыми патриархальными) монархиями являются в Океании королевства Тонга и Западное Самоа.
Историческим предшественником современной монархии является монархия абсолютная, сформировавшаяся как политическое учреждение в поздний период развития средневековья. Для абсолютной монархии (самодержавия) характерно отсутствие каких-либо представительных учреждений, сосредоточение всей государственной власти в руках монарха.
Конституционная монархия подразделяется на два вида — дуалистическую и парламентарную монархию.
Дуалистическая монархия характеризуется определенными признаками. Прежде всего, при этой форме правления существует одновременно два политических учреждения — монархия и парламент, которые делят между собой государственную власть. Эта двойственность (дуализм) выражается в том, что монарх юридически и фактически независим от парламента в сфере исполнительной власти. Дуалистическая монархия не знает института парламентской ответственности правительства. Законодательные полномочия парламента сильно урезаны монархом, которому предоставляется право вето, право назначения в верхнюю палату, право роспуска парламента.
Парламентарная монархия в настоящее время существует в целом ряде развитых стран, в экономике которых не сохранилось сколько-нибудь существенных пережитков феодализма[6].
Власть монарха ограничена не только в области законодательства, но и в сфере государственного управления и контроля над правительством. В случае выражения парламентом правительству вотума недоверия последнее уходит в отставку или распускает парламент и назначает внеочередные выборы.
Правовое положение монарха как главы государства отличается следующими тремя особенностями. Во-первых, власть монарха юридически считается непроизводной ни от какой иной власти, государственного органа или избирательного корпуса. Во-вторых, пост главы государства в условиях монархии передается в порядке престолонаследия. Иными словами, должность главы государства принадлежит монарху по праву рождения. Власть переходит от монарха к преемнику на основе биологических кровнородственных связей. В-третьих, власть монарха носит, как правило, не фиксированный по времени характер. Монарх занимает свой пост пожизненно и юридически не может быть отстранен, смещен с поста главы государства до конца своих дней.
Власть монарха, как уже отмечалось, наследственна. Порядок престолонаследия устанавливается конституциями и специальными законами, но может регулироваться религиозными нормами и нормами обычного права.
В Европе в настоящее время существуют четыре системы престолонаследия: салическая, австрийская, кастильская и шведская.
Салическая система[7] предполагает, что наследование престола осуществляется исключительно по мужской линии.
Австрийская система[8] предполагает, что женщина может взойти на трон только лишь в случае пресечения всех линий и степеней мужского родства.
Кастильская система[9] отдает предпочтение мужскому полу, хотя не исключает восхождение женщины на престол.
Шведская система предусматривает, что мужчины и женщины наследуют престол на равных основаниях.
Наследник престола, будущий монарх должен отвечать еще целому ряду требований, среди которых требование определенной религиозной принадлежности является одним из наиболее распространенных. Так, согласно закону о престолонаследии 1701 года монархом Великобритании может быть только лицо, принадлежащее к англиканской епископальной церкви. В Дании монарх должен исповедовать евангелическо-лютеранскую религию. Общим для всех арабских монархий правилом является непременное исповедание монархом и наследным принцем ислама.
Одним из немаловажных условий наследования престола является условие вступление наследного принца или монарха в равнородный брак, то есть в брак с лицом, принадлежащим к царствующему или властительному дому. Лицо, вступившее или вступающее в морганатический, то есть неравнородный брак, теряет, как правило, право на престол. Прецеденты подобного рода в политической истории XX века имелись.
Власть монарха, как уже отмечалось, носит пожизненный характер. Правление многих монархов отличалось завидной длительностью. Так, король Швеции Густав V находился у власти 43 года (с 1907 по 1950 год). Отец нынешнего главы японского государства император Хирохито правил страной с 1926 по 1990 год, т.е. 64 года. Королева Великобритании Елизавета II пребывает на троне с 1952 года. Отстранение монарха от власти юридическим путем невозможно. Однако физическое его устранение, свержение в результате революции, дворцовых переворотов — явление достаточно частое. За период после Второй мировой войны монархии были ликвидированы более чем в 30 странах мира[10], И это несмотря на то, что личность монарха конституциями или религиозными нормами признается священной и неприкосновенной.
В случае несовершеннолетия, болезни или длительного отсутствия монарха, а также если наследник престола в момент смерти правившего главы государства не достиг определенного конституцией необходимого для восхождения на трон возраста устанавливается регентство, или правление за монарха. Регентство может осуществляться в двух формах: индивидуальной   — регентом или коллегиальной — регентским советом. В некоторых монархических странах Арабского Востока институт регентства отсутствует. Так, в Кувейте Закон о престолонаследии предусматривает, что в случае вакантности престола функции главы государства будут осуществляться советом министров.
Монарх как глава государства обладает внешними атрибутами или символами власти — короной, мантией, скипетром, державой. Он является носителем титула (короля, императора, шаха, эмира, султана), в котором обычно перечисляются владения монарха, указывается сакральный характер его власти или подчеркивается ее божественное происхождение и т. п.
Монарх имеет право на резиденцию, при нем состоит штат чиновников королевского двора. На содержание монарха, членов его семьи и королевского двора выделяются ассигнования из государственного бюджета, получаемые им по цивильному листу, принимаемому парламентом в конституционных монархиях или утверждаемому самим монархом в абсолютных и дуалистических монархиях. Помимо ассигнований по цивильному листу денежное содержание включает доходы от его личного имущества.
Конституционный статус монарха отличается от монаршего титула меньшей пышностью и большей юридической конкретностью. Обычно в конституциях закрепляется место монарха в системе государственных органов, его принадлежность той или иной ветви власти (если конституционный механизм предусматривает принцип разделения властей), его полномочия и прерогативы.
Формальное и реальное положения монарха в механизме осуществления власти, его роль в государственном управлении обществом, круг конституционных и внеконституционных полномочий во многом зависят от формы правления, государственного устройства, политического режима, исторических особенностей развития, этнокультурных и религиозных традиций и обычаев той или другой страны и иных социально-политических и идеологических факторов.
Наибольшим удельным весом в системе власти обладают монархи в условиях абсолютных монархий, особенно в мусульманских странах или в странах с традиционным общественным укладом. Так, в соответствии с конституцией Катара 1970 года вся полнота законодательной и исполнительной власти сосредоточена в руках главы государства — эмира. В Саудовской Аравии король является главой государства, правительства, основным источником законодательства, верховным главнокомандующим вооруженными силами, а также провозглашается обладателем верховной религиозной власти и духовным главой своих подданных. В Свазиленде король сочетает статус главы государства, главы исполнительной власти, верховного законодателя, верховного судьи, жреца, верховного хранителя традиций и обычаев.
Однако, к некоторым формам монархии применима давно уже ставшая реальностью формула: «Монарх царствует, но не правит».
«В дуалистической и особенно в абсолютной монархии он (глава государства) имеет реальную власть, в парламентарной — царствует, но не правит»[11].
В монархиях же парламентарных роль монарха может быть сведена к выполнению чисто символических, церемониальных и представительских функций. Конституция Японии, например, не наделяет императора ни одним самостоятельным полномочием. Император назначает премьер-министра, но после предварительного решения парламента. Он назначает главного судью верховного суда, но после предварительного решения правительства. Причем изменить эти предварительные решения он не может.
Независимо от формы правления и иных факторов, определяющих статус главы государства в монархических странах, монархи обладают рядом аналогичных полномочий.
Конституции или государственно-правовые обычаи всех монархических стран наделяют главу государства правом участвовать в формировании правительства. Степень этого участия варьируется в отдельных странах весьма значительно.
Наряду с формированием правительства монарх, как правило, активно участвует и в формировании государственного аппарата. Конституции закрепляют право монарха назначать гражданских и военных служащих. В Великобритании в соответствии с конституционными соглашениями король (королева) назначает на высшие государственные должности, включая должности губернаторов, дипломатов, судей.
В подавляющем большинстве монархических государств монархи являются верховными главнокомандующими вооруженными силами. Это положение так же, как правило, фиксируется в основных законах. Реальные полномочия монарха в сфере руководства армией могут серьезно варьироваться в зависимости от конкретной социально-политической ситуации в той или иной стране, от исторических традиций, формы правления и множества других факторов.
Например, в Великобритании английская финансовая олигархия в свое время ограничила контроль короля над вооруженными силами. Ему было запрещено содержать в мирное время  сухопутную армию. В пределах королевской прерогативы осталось, однако, регулирование внутренней организации армии. В ведении короля находится также право распоряжаться военно-морскими и военно-воздушными силами и право определять их численность. Военно-морской флот и военная авиация именуются «королевскими».
В подавляющем большинстве монархий короли, как правило, являются военными специалистами и с детства воспитываются в привилегированных военных школах.
В большинстве парламентарных монархий конституции предоставляют главе государства право объявления войны и заключения мира. Решение монарха ставится, как правило, в зависимость от волеизъявления законодательного органа.
В абсолютных и дуалистических монархиях глава государства принимает решения о войне и мире самостоятельно.
Монархи в большинстве рассматриваемых стран обладают определенными нормотворческими полномочиями. Обычно они наделяются правом законодательной инициативы[12] и правом вето. В отдельных государствах эти полномочия принадлежат монарху лишь номинально. Например, в Великобритании с 1707 года не было ни одного случая, когда король отказался бы подписать законопроект, одобренный обеими палатами парламента, то есть воспользовался правом вето.  В Марокко же или Иордании право вето короля носит абсолютный характер и не может быть преодолено законодательным органом страны.
Монархи могут издавать юридические нормативные акты различных видов. В парламентарных и некоторых дуалистических монархиях эти документы должны быть скреплены подписью главы правительства или министра, ответственного за выполнение данного акта монарха (так называемая контрассигнатура). В абсолютных монархиях, где глава государства является единоличным носителем законодательной власти, монарх, как правило, издает нормативные акты самостоятельно.
В парламентарных и дуалистических монархиях глава государства обладает правом роспуска парламента или его нижней палаты. Реализация этого права существенно различается в отдельных монархических странах. В Великобритании инициатива роспуска нижней палаты законодательного органа исходит от правительства, а монарх фактически санкционирует уже принятое кабинетом решение. В Бельгии король имеет право распускать палаты парламента одновременно или по отдельности. При этом глава бельгийского государства может просить правительство дать свое согласие на этот акт, не дожидаясь того, чтобы инициатива роспуска исходила от кабинета министров. В Непале, Брунее, большинстве стран Арабского Востока право роспуска парламента или какой-либо из его палат находится в исключительном ведении монарха.
В сфере судебной власти монарх имеет право освобождать от наказаний, назначенных судьями, или смягчать эти наказания, за исключением тех, которые назначены министрам. Монарх может осуществлять право помилования в соответствии с законом, который не предусматривает общих амнистий.
В отдельных странах монарх, являясь главой государственной или официальной конфессии, назначает высших церковных иерархов. Так, в Великобритании высшие сановники англиканской епископальной церкви назначаются королевой. За монархом в большинстве рассматриваемых стран сохраняется право жаловать дворянские титулы и возводить в дворянское достоинство.
В качестве главы государства в ряде стран[13] может награждать орденами и иными наградами.
Во всех монархических странах глава государства осуществляет представительские и церемониальные функции.
Заключение В современных развитых странах монархией является большей частью слабым политическим учреждением, неиграющим существенной роли в осуществлении государственного руководства обществом, хотя формально-юридически глава государства занимает в системе государственных органов существенное положение. Также необходимо отметить, что все же фактическая роль монарха в различных странах различна и мы не можем  определить конкретно степень влияния монарха в осуществлении государственного руководства для всех стран.
Однако мне кажется, что монархическая форма государственного правления не исчезнет и даже не будет упразднена до «формальной» монархии. Монархий стало намного меньше, в сравнении, например, с XVII веком, но также нельзя забывать, что монарх является главой государства в 1/4 части современных государств. Только в одной маленькой Европе их насчитывается 10, на Американском континенте — 11, в Австралии и Океании 6 монархий, в Азии их насчитывают 12, в Африке — 4 монархии. Эти цифры опровергают мнения некоторых ученых о том, что монархическая форма правления постепенно вымирает. Количество монархий не становится меньше уже несколько десятков лет, кроме того, 17 стран признают британскую королеву в качестве своего главы государства.
    продолжение
--PAGE_BREAK--2. Республика Республика представляет собой такую форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением.
Республика (от греческого res — дело, publica — общество; res publica — общественное дело, государство) — это форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборным на определенный срок органам власти.
История республики В рабовладельческом обществе известна республиканская форма правления, но уже тогда республика складывалась в разных вариантах. Либо она устанавливалась привилегированной группой рабовладельцев, либо в образовании государственных органов и даже в их деятельности принимали участие и другие свободные граждане.
В феодальном обществе преобладала монархическая форма правления, но были и республики. С развитием торговли, экономической и политической роли гильдий и цехов в некоторых крупных средневековых городах складывалась республиканская форма правления. Города-республики иногда за большие деньги (выкупы) приобретали независимость, право на самоуправление. Во главе обычно стоял городской совет, руководящую роль в котором, как правило, играли представители наиболее богатых слоев населения. Экономическое могущество основывалось на торговле, ростовщичестве, собственности на землю, дома. Опираясь на свое богатство, они захватывали политическую власть в городе после приобретения им самоуправления (в XII — XIII вв.).
В XII — XV веках могущественной городской республикой стало Новгородское государство, которым фактически управлял совет бояр, возглавляемый архиепископом. Крупные землевладельцы составляли господствующий класс. Городское вече, в котором участвовали горожане и свободное сельское население, считалось высшим органом государственной власти. Из бояр выбирались посадники и тысяцкие. Князь с очень ограниченными функциями приглашался из других государств.
Эта разновидность формы правления утратила значение с развитием централизованного государства.
Завоевание буржуазией государственной власти привело к новой модификации республиканской формы правления. Буржуазное государство имеет преимущественно республиканскую форму правления.
Парламент[14] как высший обязательный представительный орган государства, являющийся законодательным учреждением, возникает в большинстве стран в эпоху буржуазных революций. Его появление в этом качестве связано с провозглашенной буржуазией идеей народного суверенитета.
Буржуазный парламент — выборный орган, который действует во всех республиках. Особенности республиканской формы правления зависят от разных факторов, в том числе от избирательной системы, которая существенно влияет на механизм формирования высшего представительного органа.
Иногда необходимость существенных поправок в избирательном законе или смены избирательной системы становится объектом сложной политической борьбы.
Буржуазные республики возникают в разных политических условиях. Первой в 1692 году была создана буржуазная республика в Голландии.
Все разновидности республиканской формы правления в буржуазных странах выстроены на основе парламентаризма.
 Идеи парламентаризма связаны с теорией разделения властей, используя которую буржуазия вела борьбу за обладание государственной машиной, ее реорганизацию и преодоление недостатков феодальной государственной системы.
После захвата власти буржуазия уделяет теории разделения властей меньше внимания, а в XIX веке отказывается от нее, опираясь на концепцию о народном суверенитете, конструируемую как парламентаризм. Но необходимость разграничения компетенции между высшими государственными органами приводит к сохранению концепции разделения властей. Любое их разграничение, решение организационных и иных вопросов осуществления власти не должно означать отказа от возможных компромиссов между ветвями власти.
На необходимость разделения властей в смысле разграничения функций государственной власти между разными государственными органами  указывали отдельные мыслители еще в древние века и в средневековье.
Парламентаризм — общее название такой организации государства, в которой осуществляется система народного представительства. Эта система возникает с утверждением власти промышленной буржуазии в XVIII веке, получает высшее развитие в XIX веке, проходит через ступени упадка и восстановления в XX веке.
До XX века парламентская форма правления характеризуется значительной ролью парламента в государственной жизни. Он венчает структуру государственных органов власти, осуществляя законодательную деятельность. Однако изменения в экономике, связанные с утверждением монополистического капитала, ростом конкуренции в мировом масштабе, ломкой ограниченности национального рынка, приводят к тому, что падает значение прежних экономических предпосылок парламентаризма как формы организации государственной власти. Для монополистической буржуазии все значительней становятся преимущества другой разновидности республики — президентской.
Президентская республика все активней используется буржуазией во второй половине XX века. Она характерна для стран Американского континента и становится все более распространенной  в Европе и других регионах мира.
 Главное отличие президентской республики от парламентарной в том, что президент является главой государства с достаточно широкими полномочиями. Он имеет право на формирование правительства, не несущего ответственности перед парламентом, на руководство этим правительством, на руководство вооруженными силами, представительство государства в международных отношениях. В перечень полномочий президента могут также входить: созыв внешнего органа законодательной власти, его роспуск, назначение новых выборов органов власти, самостоятельное нормотворчество, подписание нормативных актов парламента с использованием права вето, прямое обращение к народу за поддержкой и др.
Даже избрание президента населением и наделение его правом формировать правительство еще не дает основания отнести государство к президентской республике, если существует подотчетность правительства парламенту и возможность его роспуска парламентом, объявления вотума недоверия.
В наиболее развитой форме президентская республика сложилась в США. Конституция 1787 года закрепила разделение властей, установив, что законодательство относится к полномочиям парламента — Конгресса, предоставив высшую исполнительную власть Президенту, а судебную — Верховному суду. В настоящее время нет очень четкого разделения компетенции, так как Конгресс постепенно утратил исключительное право законодательствовать. Президент имеет право на принятие нормативных актов, которое либо делегировано парламентом, либо вытекает из его полномочий. Законодательная деятельность осуществляется и судебной властью (принятие прецедентов), которая еще наделена правом давать обязательное толкование конституции и других законов и имеет возможность судебными приказами обязать административные органы к определенным действиям. Конгресс же осуществляет и некоторые функции управления. Такое переплетение законодательной, исполнительной и судебной властей отражает приспособление системы государственных органов к новым потребностям, использование сдержек и противовесов для обеспечения разделения властей.
Конституция Франции 1958 года закрепила концентрацию политической власти в руках исполнительных органов. Президент — глава государства, вершина иерархии исполнительных органов государственной власти. Эта Конституция изменила прежний статус парламента. Прямые, всеобщие выборы президента уравнивают источник приобретения власти президентом и парламентом. Однако парламент юридически и реально имеет значительные позиции: законодательную власть, бюджет, средства контроля за деятельностью правительства. Парламент может отправить правительство в отставку либо резолюцией переизбрания, либо отказом в доверии, которое запрашивает правительство.
Различия между буржуазной парламентарной и президентской республиками, между их конкретными структурами, характеризующими разновидности в рамках каждой из них, не столь существенны, чтобы обязательно проводить их замену при смене социальных сил у руля государственной машины. Корректировка формы правления может быть и при сохранении власти в распоряжении стабильных политических сил. Она может быть связана и с новой политической реальностью — сменой социальных сил, распоряжающихся государственной машиной.
Эффективность управления при определенной политичес5кой гибкости возможна в рамках каждой из форм правления. В отдельных случаях важнее не изменение формы правления, а приспособление существующей. Иногда это достигается существенными поправками в избирательной системе, полномочиях Президента, парламента, правительства, но в рамках той же ФП.
Республиканская ФП в начале строилась на демократическом принципе формирования и деятельности ГО, в первую очередь, органов ГВ. В построении и деятельности ГО соц. стран стало руководство коммунистической партии (при ее различном наименовании, при однопартийной или многопартийной политической системе). Провозглашался демократический централизм, предполагаемый скорее подчиненность вышестоящем государственным, а реально — партийным органам.
В настоящее время в некоторых регионах[15] продолжается использование ФП социалистических Г., но при этом проводится новый (либо частично обновляемый) экономический и политический курс. Для преобразования экономики допускается частная собственность, признается необходимость многообразие форм собственности, рыночных отношений.
В России продолжается противоборство разных социальных сил за реформирование экономики, которая непосредственно затрагивает ФП. Разброс мнений, предложений и поступков очень велик. Одни выступают приверженцами сохранения коммунизма (Советов), его использование как оправдывающей себя ФП. Другие исходят из того, что эта власть показала свою несостоятельность.
Президентская республика как форма правления определена в Узбекистане, Казахстане, после образования там самостоятельных государств.
Республика в современном мире Схема 4.

 




В настоящее время президент возглавляет государство более чем в 130 странах мира. Исторически первой страной, в которой была введена республика, являются США на основе конституции 1787 года. После Второй мировой войны республика была установлена примерно в 40 странах Европы и Азии. В молодых независимых государствах Африки, образовавшихся после распада колониальной системы, республика получила широчайшее распространение.
Таким образом, нельзя не отметить очевидное обстоятельство: стран, в которых главой государства является президент, значительно больше, чем стран с монархической формой правления.
Президентская республика представляет собой такую форму правления, которая, прежде всего, характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальной отличительной особенностью президентской республики является отсутствие должности премьер-министра.
Президентская республика теоретически строится по принципу жесткого разделения властей.
Парламентарная республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью парламентарной республики является наличие должности премьер-министра.
В парламентарной республике правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, располагающей большинством в нижней палате.
Республика характеризуется рядом черт, и прежде всего тем, что в отличие от монарха президент получает свою власть в результате избрания и осуществляет ее в течение определенного срока, установленного в конституционном порядке.
Сроки президентских полномочий варьируются: от двух лет в Югославии до семи лет во Франции и Италии. Президент избирается на четыре года в США, Колумбии и ряде других стран, на шесть лет в Австрии, Финляндии, Аргентине, Мексике. Наиболее распространенный срок пребывания президента у власти — пять лет. Пятилетняя президентура установлена в 25 республиках, в том числе в ФРГ, Венесуэле, Израиле, ЮАР.
К кандидату на пост президента предъявляется ряд требований. Одним из главных условий является принадлежность к гражданству данного государства. В конституциях некоторых стран предусматривается возможность регистрации в качестве кандидата на пост президента для лиц, получивших гражданство в порядке натурализации. В ряде государств на пост президента может претендовать только лишь гражданин по рождению (США, Аргентина, Иран, Коста-Рика). В законодательстве ряда стран для кандидата устанавливается определенный срок проживания в данном государстве (5 лет — в Болгарии и Греции, 14 лет — в США).
Для кандидатов на пост президента существует возрастной ценз, то есть необходимость достижения определенного возраста: 30 лет — в Венесуэле, 35 лет — в США, Франции; 40 лет — в ФРГ, Греции; 50 — в Италии.
В ряде стран на пост президента может быть избрано лишь лицо, исповедующее государственную религию (Алжир, Судан, Тунис, Пакистан).
На Филиппинах кандидат на пост президента должен уметь писать и читать на государственном языке, в Нигерии — обладать средним, а в Турции — высшим образованием. Существует и ряд других условий. Например, в Иране кандидат на пост президента  должен обладать честностью, правдивостью и необходимыми для руководства организаторскими способностями.
В зависимости от вида республики, формы государственного устройства, особенностей конституционного строя и национальных традиций различают три основные системы избрания президента.
1. Прямые выборы президента. Избиратели голосуют непосредственно за того иного кандидата на пост главы государства.
2. Косвенные выборы президента. Население избирает особый орган — коллегию выборщиков, которая затем избирает главу государства.
3. Многостепенные выборы президента. Воля избирателя опосредствуется парламентом
Голосование происходит, как правило, в несколько туров. Во многих странах вместе с президентом избирается вице-президент, который замещает его в случае необходимости.[16]
Во многих странах с республиканской формой правления пост вице-президента отсутствует. В таких государствах предусмотрены иные варианты замещения президента.
В республиканской форме правления президент может занимать различное положение в системе государственных органов. Уже конституционно-правовой статус президентов различных государств отличается большим разнообразием.
Президент в отличие от монарха несет политическую ответственность за свои действия. Он может быть отстранен от власти в порядке импичмента. Основаниями для импичмента могут служить: государственная измена, взяточничество, сознательное нарушение конституции, совершение президентом других тяжких преступлений. Возбуждает дело и формулирует статьи обвинения нижняя палата законодательного органа. Верхняя палата — сенат проводит расследование и выносит обвинительный или оправдательный приговор.
Отстранение президента в порядке импичмента — явление крайне редкое. В результате импичмента президенты были лишены своих полномочий в Бразилии в 1945 году и в 1992 году, а также в Венесуэле в 1993 году.
Гораздо чаще отстранение президентов происходило в результате убийства, государственных и военных переворотов. Так, 35-й президент США Д. Кеннеди был убит в 1963 году, президент Чили С. Альенде был застрелен в 1973 году. В результате военных переворотов были смещены со своих постов: в 1976 году — М.Э. Перон, первая женщина-президент Аргентины; в 1984 году — Ж.К. Дювалье, пожизненный президент Гаити; в 1997 году — Мобуту Сесе Секо, пожизненный президент Заира. Существуют целые регионы, где государственный переворот — основная форма досрочного отстранения президентов от власти. Так, в Латинской Америке с 1930 по 1970 год из 170 президентов 124 были лишены своих полномочий в результате государственных переворотов.
Заключение Республиканская форма правления относительно молодая, по сравнению с монархией. Однако она сумела закрепиться в современно мире. Мне кажется, что будущее именно за республиканской формой правления, хотя скорее не за «чистой», а за нетрадиционной ее формой, но об этом чуть дальше.
 Нельзя не отметить очевидное обстоятельство: стран, в которых главой государства является президент, значительно больше, чем стран с монархической формой правления.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Союзная Республика Югославия: время перемен
Реферат Стиль модерн в русском искусстве рубежа XIX ХХ веков
Реферат Автоматизация производства и информационные системы на предприятии (на материалах предприятия ООО "Уралресурсы")
Реферат Соціальність і культура. Життєвий простір
Реферат Silas Marner Essay Research Paper In the
Реферат Контрольная работа по Финансам 3
Реферат Billie Holiday Essay Research Paper Hi I
Реферат Особенности приобретения земельных участков на торгах конкурсах и аукционах
Реферат Развитие математики в России. Петербург в XVIII-XIX столетиях
Реферат «Черного квадрата»
Реферат Коллективные методы принятия управленческих решений
Реферат Влияние на организм курения, алкоголя и наркотиков
Реферат Роль Минина и Пожарского в освобождении России от поляков
Реферат Роль монологов Чацкого в комедии А.С.Грибоедова Горе от ума
Реферат Теневая экономика в России современное состояние, проблемы и пути решения