Содержание
Введение
Понятие, создание и прекращение деятельности ТОС
Управление ТОС
Взаимоотношения с органами Архангельской области и города Архангельска
Заключение
Список используемых источников
Введение
Несмотря на точное определение понятия «территориальное общественное самоуправление» (далее — ТОС) в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», до настоящего времени многие муниципальные деятели и ученые спорят о сущности ТОС, относя его то к институтам власти, в частности, к одной из форм организации местного самоуправления, то к общественным объединениям. На самом деле, ответ на этот вопрос однозначен и может быть дан только на основе анализа норм действующего законодательства.
ТОС не может быть отнесено к общественным объединениям граждан, так как в этом случае на него распространялись бы нормы законодательства об общественных объединениях, и его организация и деятельность не могли бы регулироваться указанным выше Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации и местными нормативными актами. Не может быть признан этот институт и властным, в том числе и как одна из форм организации местного самоуправления, так как Конституцией Российской Федерации он в этом качестве не назван. Наличие ТОС не является обязательным, как наличие органов власти. Органы ТОС не обладают властными функциями по отношению к населению.
Вместе с тем, ТОС позволяет участвовать всем заинтересованным гражданам в решении отдельных вопросов местного значения. То есть это тот пограничный институт между общественным и властным, который в любом государстве необходим и без которого ни одна власть существовать не может. Потому что это, с одной стороны, воздействие снизу на власть, ее поддержка и передача своих интересов этой власти, с другой стороны, — это привлечение всех граждан к тому, что делается: создание для населения тех условий, при которых оно может повлиять на принятие решений.
В условиях, когда провозглашен курс на строительство в России гражданского общества, ТОС может стать механизмом участия граждан в делах государства.
Понятие, создание и прекращение деятельности ТОС
Территориальное общественное самоуправление является одним из видов общественного самоуправления, формой участия населения в осуществлении местного самоуправления, субъективным правом граждан на участие в осуществлении муниципальной власти.
ФЗ 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дал определении ТОС и закрепил основные его положения.
Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Сходные определения содержится в Уставе города Архангельск и Положении о территориальном общественном самоуправлении в муниципальном образовании «Город Архангельск» (далее – Положение).
Территориальное общественное самоуправление — это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования «Город Архангельск» для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления в мэрии города Архангельска. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом города Архангельска и решением Архангельского областного Собрания депутатов.
Территориальное общественное самоуправление в соответствии с уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
Границы территорий, на которых осуществляется ТОС, устанавливаются и изменяются городским Советом по предложению населения, проживающего на данной территории.
ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан:
подъезд многоквартирного жилого дома;
многоквартирный жилой дом;
группа рядом стоящих жилых домов и домов, граничащих друг с другом придомовыми территориями;
жилой микрорайон;
поселок, входящий в территорию города Архангельска;
иные территории проживания граждан.
Положением также установлены обязательные условия для образования ТОС:
в пределах одних и тех же границ не может быть более одного ТОС;
границы территорий ТОС не могут пересекаться;
граница территории ТОС не может выходить за границу территории города Архангельска;
территория, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление (если в его состав входит более одного жилого дома), неразрывна.
В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:
— территория, на которой оно осуществляется;
-цели, задачи, формы, основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
— порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;
— порядок принятия решений;
-порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
— порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.
Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления устанавливаться не могут.
Прекращение деятельности ТОС осуществляется:
— по решению общего собрания, конференции жителей соответствующей территории;
— в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Деятельность ТОС, являющегося юридическим лицом, прекращается в соответствии с действующим федеральным законодательством.
Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств и местного бюджета определяются п. 6 Положения.
ТОС, являющееся юридическим лицом, в соответствии с уставом ТОС может иметь в собственности здания, сооружения, оборудование, инвентарь, финансовые средства и иное имущество. По решению городского Совета ТОС могут выделяться средства из городского бюджета.
Мэрия города Архангельска вправе предоставлять органу ТОС для осуществления его деятельности отдельное помещение и инвентарь в порядке, предусмотренном муниципальными правовыми актами.
Управление ТОС
Управление ТОС осуществляется непосредственно гражданами, проживающими на территории данного ТОС, или органами ТОС. Граждане осуществляют непосредственно управление ТОС в форме собраний и конференций.
Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориальным общественным самоуправлением считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигнувших шестнадцатилетнего возраста
Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующих территорий, достигших шестнадцатилетнего возраста.
К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:
— установление структуры органов ТОС;
— принятие устава ТОС, внесение в него изменений и дополнений;--PAGE_BREAK--
— избрание органов ТОС;
— определение основных направлений деятельности ТОС;
— утверждение сметы доходов и расходов ТОС и отчета о ее исполнении;
— рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов ТОС.
Для организации непосредственного исполнения решений собраний, конференций, функций ТОС, определенных уставом, собрание или конференция граждан избирают органы территориального общественного самоуправления.
В зависимости от того, на какой территории ТОС осуществляет свою деятельность, могут быть избраны следующие органы:
староста (управляющий) подъезда многоквартирного жилого дома;
домовый комитет или управляющий многоквартирного жилого дома;
уличный, домовый комитет группы жилых домов;
совет (комитет) территориального общественного самоуправления.
Из состава коллегиальных органов ТОС открытым голосованием избирается председатель (совета, уличного, домового комитета), при необходимости — его заместитель.
Если ТОС является юридическим лицом, могут быть избраны органы, определенные уставными документами. Срок полномочий органа ТОС определяется уставом ТОС и не может быть более 4 лет.
Основные права и обязанности, порядок создания, прекращения деятельности и организации работы, а также ответственность органов ТОС определяются решением Архангельского городского Совета депутатов.
Основными полномочиями органа ТОС являются:
1) представление интересов населения, проживающего на соответствующей территории;
2) обеспечение исполнения решений, принятых на собраниях (конференциях) граждан;
3) осуществление хозяйственной деятельности по благоустройству территории, иной хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления;
4) внесение в органы местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов, подлежащих обязательному рассмотрению органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
Орган ТОС обязан:
1) учитывать мнение населения при принятии решений;
2) не реже одного раза в год отчитываться о своей работе перед населением соответствующей территории на собрании (конференции) с участием представителей органов местного самоуправления;
3) ежегодно представлять в мэрию города Архангельска отчет о деятельности органа ТОС;
4) ежеквартально представлять в мэрию города Архангельска отчет о целевом использовании муниципального имущества;
5) организовывать прием населения, а также рассмотрение жалоб, заявлений и предложений граждан, принимать по ним необходимые меры в пределах своей компетенции.
Основной формой работы коллегиального органа ТОС является заседание. Заседание коллегиального органа ТОС проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца, и правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей его членов.
Полномочия органа ТОС прекращаются в связи с истечением их срока с момента избрания органа ТОС в новом составе. Полномочия органа ТОС могут быть прекращены досрочно в случаях и в порядке, предусмотренных уставом ТОС. В случае досрочного прекращения полномочий органа ТОС или его члена собрание (конференция) граждан избирает орган ТОС в новом составе или нового члена органа ТОС.
Взаимоотношения с органами Архангельской области и города Архангельска
Взаимоотношения ТОС и органов местного самоуправления города Архангельска определяется Положением и «Положением о порядке привлечения территориального общественного самоуправления к реализации социально значимых проектов и их целевом финансировании из городского бюджета».
Органы местного самоуправления города Архангельска вправе передавать органам ТОС на договорной основе муниципальный социальный заказ с предоставлением необходимых финансовых средств и материальных ресурсов. В договоре указываются объемы и сроки выполнения работ и оказания услуг, порядок финансирования, условия выделения имущества, обязательства сторон.
Мэрия города Архангельска:
1) оказывает содействие органам ТОС в работе, координирует их деятельность, регистрирует ТОС при учреждении и ликвидирует регистрацию при прекращении деятельности ТОС;
2) организует методическую поддержку органов ТОС, включая совместную разработку планов мероприятий по жизнеобеспечению самоуправляемой территории;
3) разрабатывает и вносит на утверждение в установленном порядке целевую городскую программу поддержки территориального общественного самоуправления.
Органы государственной власти Архангельской области способствуют развитию территориального общественного самоуправления в Архангельской области и реализации права граждан на участие в осуществлении территориального общественного самоуправления.
В целях повышения эффективности взаимодействия органов государственной власти Архангельской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, органов территориального общественного самоуправления по вопросам развития территориального общественного самоуправления в Архангельской области создается Совет по территориальному общественному самоуправлению при главе администрации Архангельской области. Совет по территориальному общественному самоуправлению является постоянно действующим совещательным органом.
К полномочиям Совета по территориальному общественному самоуправлению относятся:
1) рассмотрение вопросов развития территориального общественного самоуправления в Архангельской области, проектов нормативных правовых актов Архангельской области по вопросам территориального общественного самоуправления;
2) совершенствование взаимодействия между органами государственной власти Архангельской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, органами территориального общественного самоуправления и населением Архангельской области;
3) разработка предложений по совершенствованию федерального законодательства и законодательства Архангельской области в сфере территориального общественного самоуправления;
4) обобщение и распространение опыта работы органов территориального общественного самоуправления.
Заключение
Важность такого института, как территориальное общественное самоуправление обусловлена тем, что ТОС способствует воспитанию гражданского самосознания, организации активного сотрудничества власти и народа, преодолению пассивности и иждивенческих настроений населения. Исходя из этого, органы государственной власти и местного самоуправления должны способствовать созданию ТОС, проводить разъяснительную работу среди населения, создавать условия для формирования и деятельности органов территориального общественного самоуправления. Существенную помощь здесь могут оказать депутаты от соответствующих избирательных округов.
Однако при организации ТОС необходимо учитывать, что органы ТОС могут создаваться только по инициативе населения, а их компетенция определяется самими гражданами при формировании этих органов, так как именно граждане сами решают, какие собственные инициативы они будут осуществлять в вопросах местного значения.
Список используемых источников
Федеральный Закон № 131- ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// «Российская газета», № 202, 08.10.2003.
Устав муниципального образования «Город Архангельск»// «Архангельск», № 187, 01.10.1998.
Закон Архангельской области от 23.09.2004 N 259-внеоч.-ОЗ «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления»// «Волна», № 38, 08.10.2004.
Решение Архангельского городского Совета депутатов от 16.05.2007 № 396 «Об организации и осуществлении территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования „Город Архангельск“// „Архангельск“, № 177, 26.09.2007.
Решение Архангельского городского Совета депутатов от 20.06.2007 № 423 „Об утверждении порядка регистрации уставов территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании “Город Архангельск»// «Архангельск», № 233, 15.12.2007.
Решение Архангельского городского Совета от 20.06.2007 № 431 «Об утверждении типовых Уставов территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании „Город Архангельск“// „Архангельск“, № 233, 15.12.2007.
Решение Архангельского городского Совета депутатов от 20.06.2007 № 432 „Об утверждении положения об органе территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании “Город Архангельск»// «Архангельск», № 233, 15.12.2007.
Решение Архангельского городского Совета депутатов от 12.09.2007 № 475 «Об утверждении положения о порядке привлечения территориального общественного самоуправления к реализации социально значимых проектов и их целевом финансировании из городского бюджета»// «Архангельск», № 233, 15.12.2007.
Постановление главы Администрации Архангельской области от 17.05.2007 № 34 «О совете по территориальному общественному самоуправлению при главе Администрации Архангельской области»// «Волна», № 39, 25.05.2007.
Васильев В.И. Муниципальное право России: учебник. – М.: ЗАО Юстициформ, 2008. – 848 с.
Игнатюк Н.А. Муниципальное право Российской Федерации: учебное пособие. – м.: Юстициформ, 2007. 312 с.
Муниципальное право России: учебник/ под ред. А.Н. Кокотова. –М.: Высшее образование, 2008 (Архангельск: ИПП «Правда Севера»). – 504 с.
Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования. – М.: Проспект: Велби, 2006. – 432 с.
Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации: учебник. – М.: Проспект, 2007. – 664 с.