--PAGE_BREAK--Не вызывает сомнений, что перечисленные основания являются «общими», т.е. обычными основаниями выполнения управленческих функций. Но для объяснения управленческих функций по специальному полномочию, следует привести разъяснение, данное Пленумом Верховного Суда РФ. В абз.2 п.1 постановлена Пленума Верховного Суда РФ № 6 от 10.02. 2000 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» записано: «Выполнение перечисленных функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом (стажеры органов милиции, прокуратуры и др.), нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица, либо правомочным на то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой (народные и присяжные заседатели и др.)»[15]
Одним из самых сложных вопросов по рассматриваемой категории преступлений является вопрос о понятии должностного лица. В этой связи Пленум Верховного Суда РФ еще раз обращает внимание на критерии определения должностного лица, закрепленные в примечании к ст.285 УК.
В связи с этим толкуя это разъяснение, говорится о том, что выполнение функций должностного лица по специальному полномочию соотнесено с возложением на лицо таких функций нормативно-правовым актом или управомоченным органом или должностным лицом. Эти полномочия могут быть временными, одноразовыми, совмещаемыми с основной рабой. Отсутствие таких полномочий, представление их неправомочным субъектом и т.д. исключают наличие должностного лица. [16]
В правовой литературе содержится определение понятия специального полномочия, в соответствии с которым оно представляет собой «официально предоставленные (путем издания нормативного или индивидуального акта) представителю общественности права на осуществление административно-хозяйственных или организационно-распорядительных функций, а также функций представителя власти»[17]. Содержание данного понятия у нас вызывает возражения. Во-первых, наделение специальным полномочием на основании нормативного акта общего действия. Во-вторых, ограничение круга лиц, выполняющих управленческие функции по специальному полномочию, только представителями общественности.
Уголовный кодекс РФ содержит две группы преступлений, связанных с выполнением управленческих функций: преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. ст.285-287, 290, ч.2 ст.237 УК РФ) и преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (ст. ст. 201, 204 УК РФ). Критерием их разграничения является организационно-правовая форма организации, в которой лицо выполняет управленческие функции[18].
Толкование организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей приводится в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30.03. 1990 № 4 “О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности или должностном подлоге”. Кроме этих разъяснений большую роль играет правоприменительная практика судебных органов. [19]
Обязательным признаком злоупотребления должностными полномочиями является, согласно закону, существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых интересов общества и государства. При этом слово «нарушение» по уточнению Виктора Боркова, определяет те неблагоприятные изменения, которые происходят в объекте преступления. Оно более правильно отражает природу общественной опасности должностного злоупотребления, вытекающую из злонамеренного использования виновным предоставленных ему полномочий. [20]
Далее указывается на неразрывную связь деяния с последствиями данного состава преступления. Последствия выражаются в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемым законом государственных или общественных интересов. [21]Сущность деяния заключается в противоречии интересам службы использования должностных полномочий или невыполнения обязанностей. При этом злоупотребление не «влечет за собой», а выражается в нарушении интересов, которые перечислены в диспозиции соответствующей нормы.
Использование полномочий при злоупотреблении выступает формой нарушения интересов личности, общества и государства. При этом ключевым, по-мнению, В. Боркова, является такое свойство субъекта, как способность изменять правоотношения для третьих лиц. То есть нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемы интересов общества или государства происходит во время принятия должностным лицом вредоносного властного, организационно-распорядительного, административно-хозяйственного решения, что указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30.03. 1990 № 4 “О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности или должностном подлоге”. В свою очередь термин «существенное» характеризует именно злоупотребление, потому что «неблагоприятные последствия» неминуемы, жестко привязаны к употреблению полномочий. Использование конкретных полномочий всегда влечет такие же конкретные последствия. Так показательны виды «существенных нарушений», которые приводятся в приведенном выше постановлении. Все они описываются посредством указания на действия или бездействие виновного. Так существенный вред может выражаться: в нарушении конституционных прав и свобод граждан, подрыве авторитета органов власти, государственных и муниципальных учреждений, создание помех и сбоев в их работе, нарушении общественного порядка, сокрытии крупных хищений, других тяжких преступлений и т.п. [22]
Одной из разновидности преступлений совершенных должностным лицом, является преступление совершенное «представителем власти». Само понятие «представитель власти» как разновидность должностного лица определено законодателем в примечании к ст.318 УК РФ в гл.32, предусматривающей уголовную ответственность за посягательства на порядок управления. Согласно закону представителем власти признается должностное лицо как правоохранительного, так и контролирующего органа, либо другое должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, которые не находятся от него в служебной зависимости. [23] Следовательно, специальными субъектами указанных составов могут быть только представители власти, т.е. круг должностных лиц органов суда, прокуратуры, МВД, ФСБ и других лиц, которые наделены властными полномочиями по отношению к другим гражданам.
Прежде всего, следует отметить, что представитель власти должен обладать властными полномочиями, которые реализуются в праве должностного лица отдавать в пределах своей компетенции указания или распоряжения, обязательные к исполнению, как должностными лицами, так и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями и другими юридическими лицами независимо от их правового статуса и ведомственной принадлежности и подчиненности. Причем представитель власти осуществляет свои полномочия в установленном законом порядке постоянно, временно или по специальному поручению. Поэтому для признания лица представителем власти необходимо установить, на каком основании он занимает должность (назначение, выборы, иное) в органах законодательной, исполнительной, а также судебной власти либо в органах местного самоуправления.
Таким образом, по отношению к другим должностным лицам представители власти как субъекты должностного преступления, как справедливо отмечает Б.В. Здравомыслов, обладают рядом специфических признаков, правильное определение которых имеет большое значение для применения соответствующих норм, предусматривающих ответственность за самые различные должностные преступления[24].
В свою очередь, правильное установление признаков специального субъекта — представителя власти — дает возможность отграничивать специальные составы, предусмотренные ст. ст.299, 300-303 и 305 УК от общих должностных преступлений гл.30 УК РФ. Особенно это важно, когда имеют место общая и специальная нормы (конкуренция норм) и согласно закону (ч.3 ст.17 УК), совокупность преступлений отсутствует, а уголовная ответственность наступает по специальной норме.
К преступлениям совершенным со специальным субъектом, где признак специального субъекта входит в основной состав преступления, также относятся преступления совершенные лица, на которых распространяется Положение о прохождении воинской службы.
Важной особенностью Уголовного кодекса РФ и нового военного законодательства является относительно чёткая регламентация составов воинских преступлений, и, в частности, их субъектов.
Если ранее ст.1 Закона об уголовной ответственности за воинские преступления 1958 года предусматривал расширительное толкование субъекта воинских преступлений, поскольку содержал отсылку к иным нормативным актам (как правило, подзаконным, иногда имевшим гриф «ДСП» либо «Секретно»), то теперь определение понятия «военнослужащего» закреплено на уровне федерального закона[25].
В ст.331 УК РФ содержится исчерпывающий перечень лиц, на которых распространяется сфера действия раздела XI УК РФ:
1) военнослужащие, проходящие военную службу по призыву;
2) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту;
3) граждане, проходящие военные сборы;
4) военные строители военно-строительных отрядов.
Только эти лица могут отвечать за преступления против установленного порядка несения воинской службы по нормам главы 33 УК РФ.
Исчерпывающий перечень лиц, относимых законодателем к военнослужащим, а также точное определение, что является военной службой, содержатся в Федеральном законе “О статусе военнослужащих” и Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе». Законы дополняют друг друга. Определение статуса военнослужащих возможно лишь путём их совместного толкования.
Военнослужащими являются граждане, проходящие военную службу (п.3 ст.2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Военная служба – это особый вид государственной службы граждан в Вооружённых Силах
Российской Федерации, других войсках, органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности (п.1 ст.2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Помимо Вооружённых Сил, военная служба предусмотрена ещё в 12 государственных органах. [26]
Граждане приобретают статус военнослужащего с началом военной службы и утрачивают его с окончанием таковой (ст.2 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). Точные моменты начала и окончания военной службы определяются указанными законами. Они различны для разных категорий военнослужащих.
Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные главой 33 УК РФ преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов и военными строителями военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны Российской Федерации, других министерств и ведомств Российской Федерации.
Как указано в работе академика В.Н. Кудрявцева определение воинских преступлений не вносит каких-либо изменений и дополнений в общее понятие преступления, а указывает лишь на специальный объект и на специальный субъект рассматриваемых деяний[27].
Так, в данном случае объектом преступлений против военной службы является порядок ее прохождения, который устанавливается Конституцией Российской Федерации и другими законами (Закон «Об обороне» 1996г., Закон «О воинской обязанности и военной службе» 1993г. с изменениями и дополнениями 1995г., Закон «О статусе военнослужащих» 1993г. с изменениями и дополнениями 1995г), а также Общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ 1993г. и другими нормативными актами.
Установленный ими порядок является родовым объектом всех воинских преступлений и одним из основополагающих их отличительных признаков.
Совершение военнослужащими любого другого общественно опасного и противоправного действия (бездействия), не связанного с посягательством на порядок прохождения военной службы, не образует преступления против военной службы и квалифицируется как общеуголовное деяние.
Порядок прохождения военной службы в широком смысле слова включает в себя всю совокупность воинских правоотношений, охраняемых уголовным законом: порядок подчиненности и уставных взаимоотношений (ст.332-336), порядок прохождения военной службы в узком смысле слова, т.е. тот, который нарушается уклонениями от военной службы (ст.337-339), порядок несения специальных служб (ст.340-344), порядок сбережения военного имущества (ст.345-348), порядок обращения с оружием, управления и эксплуатации военной техники (ст.349-352).
Новый УК, кроме того, исключил из порядка прохождения военной службы порядок хранения военной тайны и порядок деятельности органов военного управления, как это было в УК РСФСР. Уголовная ответственность военнослужащих за совершение этих посягательств наступает по общим нормам, предусматриваемым ст.283-286, 292 — 293 о преступлениях против безопасности государства и государственной власти.
Так, по определению Кудрявцева вторым признаком преступлений против военной службы является специальный субъект преступления. Им может быть военнослужащий, проходящий военную службу по призыву либо, но контракту в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, о котором не раз указывалось выше. [28]
В этом случае начальным моментом военной службы по Закону «О воинской обязанности и военной службе» (ст.37) считается день зачисления гражданина в список личного состава воинской части. Окончанием военной службы считается день истечения срока военной службы. Аналогичным образом эти моменты начала и конца службы определяются и для военнообязанных, проходящих военные сборы, т.е. первым и последним днем их прохождения[29].
При этом гражданские лица, в том числе и работающие в воинских частях и учреждениях, а также учащиеся суворовских и нахимовских училищ не могут быть привлечены к уголовной ответственности за совершение преступлений против военной службы.
В то же время лица, достигшие 16-летнего возраста и не являющиеся субъектами преступлений против военной службы, но участвующие в их совершении, могут нести уголовную ответственность по статьям главы 33 УК в качестве организаторов, подстрекателей и пособников, но не исполнителей.
3. Признаки специального субъекта, включенные в состав с отягчающими обстоятельствами Существуют также такие составы преступлений со специальным субъектом, где признаки специального субъекта включены в конструкцию не основного состава, а в состав с отягчающими обстоятельствами. В данном случае признаки специального субъекта преступления являются обязательными для квалификации преступления. При этом эти признаки тоже входят в основание уголовной ответственности, но не по основному составу, а по квалифицированному. Так в статье 290 УК (получение взятки должностным лицом) предполагает в качестве субъекта основного состава только должностное лицо (первое значение дополнительного признака субъекта). Часть 3 данной стать указывает специальную характеристику должностного лица в виде его ответственного положения: лицо, занимающее государственные должности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации или являющееся главой органа местного самоуправления, эти признаки, как уже говорилось в предыдущей главе, более конкретизируются в статьях постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» от 10.02.00.
В данном постановлении также указанно, что субъектом преступления предусмотренного статьей 290 УК РФ, надлежит признавать, при наличии к тому оснований, и такое должностное лицо, которое хотя и не обладало полномочиями для совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, но в силу своего должностного положения могло способствовать исполнению такого действия (бездействия) другим должностным лицом либо получило взятку за общее покровительство или попустительство по службе[30].
продолжение
--PAGE_BREAK--