Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Создание нормативно правовой базы для Интернет класса в образовател

--PAGE_BREAK--8) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ в применении одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.
На основании анализа положений Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» можно выделить следующие три основные категории информации:
1) общедоступная информация, в том числе информация, доступ к которой не может подвергаться ограничениям;
2) информация, содержание и (или) распространение которой противоречит законодательству Российской Федерации;
3) информация с ограниченным доступом.
Две последние категории могут быть объединены общим понятием информации, запрещенной законодательством Российской Федерации к распространению.
1.4 Информация, содержание и (или) распространение которой противоречит законодательству Российской Федерации
Согласно пункту 6 статьи 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статья 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» предусматривает, что:
1) не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости;
2) запрещается использование в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье;
3) запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами;
4) порядок сбора информации журналистами на территории (объекте) проведения контртеррористической операции определяется руководителем контртеррористической операции. При освещении контртеррористической операции запрещается распространение в средствах массовой информации сведений о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения такой операции, если их распространение может препятствовать проведению контртеррористической операции или поставить под угрозу жизнь и здоровье людей. Сведения о сотрудниках специальных подразделений, лицах, оказывающих содействие в проведении такой операции, выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористического акта, и о членах семей указанных лиц могут быть преданы огласке в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о государственной тайне и персональных данных.
Определение понятия «злоупотребление свободой массовой информации» непосредственно в Законе Российской Федерации «О средствах массовой информации» отсутствует, однако исходя из смысла указанного Закона злоупотребление свободой массовой информации обычно характеризуют как «использование предоставленных средствам массовой информации гарантий прав и свобод во вред обществу или государству».
В приведенной выше первой части статьи 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» закреплены следующие виды злоупотреблений:
1) использование средств массовой информации для совершения уголовно наказуемых деяний;
2) для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну;
3) для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов;
4) для распространения материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.
Определение понятия «террористическая деятельность» содержится в Федеральном законе от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (с изменениями от 27 июля 2006 г.), согласно подпункту 2 статьи 3 которого она определяется как деятельность, включающая в себя:
а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;
б) подстрекательство к террористическому акту;
в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;
г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;
е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.
Согласно подпунктам 1 и 5 той же статьи «терроризм» определяется как идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий, а контртеррористическая операция – как «комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта».
Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» запрещает распространение материалов, пропагандирующих порнографию, не определяя сущность данного термина. Обычно порнографические передачи определяют как «произведения, основным содержанием которых является грубое натуралистическое изображение половых органов и полового акта и акцентирующих внимание именно на анатомических, физиологических подробностях этого… Пропаганда же порнографии, культа насилия и жестокости имеет целью формирование позитивного отношения к данным негативным явлениям или восприятия их аудиторией как эталонного образа жизни. Хартия телерадиовещателей требует отказа не только от пропаганды, но даже и от простой демонстрации или описания в телерадиопрограммах чрезмерной жестокости и насилия. Передачами, пропагандирующими порнографию, культ насилия и жестокости принято считать также распространение достоверной информации, но сконцентрированной именно на сценах насилия, определенным образом расставленные акценты в передаче.
Часть третья статьи 4 Закона Российской Федерации „О средствах массовой информации“ призвана препятствовать распространению в средствах массовой информации и компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганды каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров.
Закон Российской Федерации „О средствах массовой информации“ не ограничивает перечень запрещенной к распространению информации, иными федеральными законами так же может быть запрещено распространение отдельных видов информации в соответствии с принципами, заложенными Конституцией Российской Федерации.
Согласно ст. 59 Закона Российской Федерации „О средствах массовой информации“ злоупотребление свободой массовой информации, выразившееся в нарушении требований статьи 4, влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Непосредственно сам Закон за злоупотребление свободой массовой информации предусматривает только административную ответственность в виде предупреждения и прекращения деятельности СМИ.
В доктрине высказано мнение, что в силу прямого указания статьи 24 Закона Российской Федерации „О средствах массовой информации“ к числу средств массовой информации отнесены „системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети“ (Интернет, Fidonet и др. сети передачи информации, с помощью которых к сообщениям и материалам может быть предоставлен доступ неограниченному кругу лиц), в связи с чем на них распространяются правила, установленные Законом для радио- и телепрограмм. Вместе с тем, согласно буквальному смыслу закона, законодатель говорит только о возможности отнесения к средствам массовой информации не самих технических систем и сетей, а соответствующих форм периодического распространения массовой информации через данные сети.
Для проводимого анализа важным представляется также рассмотрение положений Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г.), статьей 14 которого предусматривается защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию (указанная статья включена в Главу II Федерального закона «Основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации»).
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации обязаны принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе:
— от национальной, классовой, социальной нетерпимости;
— от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий;
— от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства;
— от распространения аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
Международная Конвенция о киберпреступности исходит из необходимости проведения в приоритетном порядке общей политики государств – членов Совета Европы в сфере уголовного права, нацеленной на защиту общества от киберпреступности, в том числе путем принятия соответствующих законодательных актов и укрепления международного сотрудничества. Это становится особенно актуальным в условиях глубоких перемен, вызванных внедрением цифровых технологий, объединением и продолжающейся глобализацией компьютерных сетей, которые могут также использоваться для совершения уголовных преступлений. В преамбуле Конвенции о киберпреступности также отмечается необходимость обеспечения должного баланса между интересами поддержания правопорядка и уважением основополагающих прав человека, в которых подтверждается право каждого беспрепятственно придерживаться своих мнений, а также право на свободное выражение своего мнения, включая свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ и права, касающегося невмешательства в личную жизнь.
Для целей Конвенции о киберпреступности в ней содержатся следующие определения (статья 1 Конвенции):
— «компьютерная система» означает любое устройство или группу взаимосвязанных или смежных устройств, одно или более из которых, действуя в соответствии с программой, осуществляет автоматизированную обработку данных;
— «компьютерные данные» означают любое представление фактов, информации или понятий в форме, подходящей для обработки в компьютерной системе, включая программы, способные заставить компьютерную систему выполнять ту или иную функцию;
— «поставщик услуг» означает любую государственную или частную структуру, которая обеспечивает пользователям ее услуг возможность обмена информацией посредством компьютерной системы, а также любую другую структуру, которая осуществляет обработку или хранение компьютерных данных от имени такой службы связи или пользователей такой службы;
— «данные о потоках» означают любые компьютерные данные, относящиеся к передаче информации через посредство компьютерной системы, которые генерируются компьютерной системой, являющейся составной частью соответствующей коммуникационной цепочки, и указывают на источник, назначение, маршрут, время, дату, размер, продолжительность или тип соответствующего сетевого сервиса.
Конвенция обязывает все присоединившиеся к ней государства обеспечить достаточные меры в отношении преступлений против конфиденциальности, целостности и доступности компьютерных данных и систем, в частности, следующих случаев:
— преднамеренного противозаконного доступа к компьютерной системе в целом или любой ее части без права на это (статья 2 Конвенции о киберпреступности), если такое деяние совершено с нарушением мер безопасности и с намерением завладеть компьютерными данными или иным злым умыслом, или в отношении компьютерной системы, соединенной с другой компьютерной системой.
— противозаконного перехвата (статья 3 Конвенции о киберпреступности), под которым понимается преднамеренно осуществленный с использованием технических средств перехват;
— воздействия на данные (статья 4 Конвенции о киберпреступности), которое включает преднамеренное повреждение, удаление, ухудшение качества, изменение или блокирование компьютерных данных без права на это;
— воздействия на функционирование системы (статья 5 Конвенции о киберпреступности), то есть преднамеренное создание, без права на это, серьезных помех функционированию компьютерной системы путем ввода, передачи, повреждения, удаления, ухудшения качества, изменения или блокирования компьютерных данных;
— противозаконного использования устройств (статья 6 Конвенции о киберпреступности), включающего следующие деяния, совершаемые преднамеренно и без права на это: производство, продажа, приобретение для использования, импорт, оптовая продажа или иные формы предоставления в пользование устройств, включая компьютерные программы, разработанных или адаптированных прежде всего для целей совершения какого-либо из правонарушений, предусмотренных Конвенцией, компьютерных паролей, кодов доступа или иных аналогичных данных, с помощью которых может быть получен доступ к компьютерной системе в целом или любой ее части с намерением использовать их с целью совершения какого-либо из правонарушений, а также владение одним из предметов, упомянутых выше, с намерением использовать его для совершения каких-либо правонарушений, предусмотренных в Конвенции.
Конвенция о киберпреступности предусматривает также необходимость принятия мер против правонарушений, связанных с использованием компьютерных средств:
— подлога с использованием компьютерных технологий (статья 7 Конвенции о киберпреступности), то есть случаев совершения преднамеренно и без права на это таких действий, как ввод, изменение, стирание или блокирование компьютерных данных, влекущих за собой нарушение аутентичности данных с намерением, чтобы они рассматривались или использовались в юридических целях в качестве подлинных данных;
— мошенничества с использованием компьютерных технологий (статья 7 Конвенции о киберпреступности), охватывающего случаи совершения преднамеренно и без права на это действий, направленных на лишение другого лица его собственности путем: любого ввода, изменения, удаления или блокирования компьютерных данных, а также любого вмешательства в функционирование компьютерной системы, с мошенническим или бесчестным намерением неправомерного извлечения экономической выгоды для себя или для иного лица.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Подраздел 3 Конвенции о киберпреступности содержит специальные положения о борьбе с правонарушениями, связанными с содержанием данных – детской порнографией (статья 9 Конвенции о киберпреступности). Каждое государство признается обязанным принимать такие законодательные и иные меры, которые могут быть необходимы для того, чтобы преследовать в качестве уголовных преступлений случаи совершения преднамеренно и без права на это следующих деяний:
— производство детской порнографической продукции с целью распространения через компьютерную систему;
— предложение или предоставление в пользование детской порнографии через компьютерную систему;
— распространение или передача детской порнографии через компьютерную систему;
— приобретение детской порнографии через компьютерную систему для себя или для другого лица;
— владение детской порнографией, находящейся в компьютерной системе или на носителях компьютерных данных.
В Конвенции о киберпреступности устанавливается, что понятие «детской порнографии» включаются порнографические материалы, изображающие:
— участие несовершеннолетнего лица в откровенных сексуальных действиях;
— участие лица, кажущегося несовершеннолетним, в откровенных сексуальных действиях;
— реалистические изображения несовершеннолетнего лица, участвующего в откровенных сексуальных действиях.
При этом термин «несовершеннолетние» означает любое лицо, не достигшее 18-летнего возраста, однако каждое государство вправе установить более низкие возрастные пределы, но не ниже 16 лет.
Статья 33 Конвенции ООН о правах ребенка предусматривает необходимость принятия всех мер, включая законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем чтобы защитить детей от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, как они определены в соответствующих международных договорах, и не допустить использования детей в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими. Согласно статье 33 Конвенции ООН о правах ребенка государства-участники обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.
1.5 Информация с ограниченным доступом
В соответствии с принципами, заложенными Конституцией Российской Федерации, Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (статья 9) предусматривает, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, при этом:
— обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами;
— защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне;
— условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение устанавливаются Федеральными законами.
К иной, охраняемой законом тайне, законодательство относит служебную или коммерческую тайну, медицинскую и адвокатскую тайну, нотариальную, банковскую, право на тайну переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и др.
К числу информации, доступ к которой может подвергаться значительным ограничениям, несмотря на то, что ее содержание не противоречит законодательству Российской Федерации, могут относиться произведения и объекты смежных прав, размещенные в сети Интернет.
Порядок использования объектов авторских и смежных прав устанавливаются Законом Российской Федерации от 9 июля 1993 г. № 5351-I «Об авторском праве и смежных правах» (с изм. и доп. от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г.). Закон определяет принципы правовой охраны произведений, фонограмм и иных объектов смежных прав, а также ответственность за нарушения прав на них.
Следует учитывать, что статья 18 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» устанавливает возможность свободного, то есть осуществляемого без согласия правообладателей и без выплаты им вознаграждения, воспроизведения произведений в личных целях. Такое воспроизведение допускается только в отношении правомерно обнародованных произведений.
Поскольку «личные цели» могут существовать только у личности — физического лица, следует признать, что предусмотренное данной статьей ограничение авторских прав действует только в отношении случаев, когда воспроизведение осуществляется физическим лицом в своих собственных интересах. Никакие случаи воспроизведения в рамках исполнения служебных обязанностей или для других физических лиц и тем более за плату, разумеется, не подпадают под действие закрепляемого данной статьей ограничения авторских прав.
Кроме того, в статье 18 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» с учетом ранее отмеченных требований международных договоров Российской Федерации специально закреплено несколько случаев, в которых свободное воспроизведение в личных целях не допускается:
1) при воспроизведении в личных целях аудиовизуальных произведений и фонограмм («домашнего копирования») Закон предусматривает необходимость выплаты особого вознаграждения в соответствии с положениями статьи 26 Закона;
2) не допускается без согласия правообладателей воспроизведение произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений, то есть не допускается строительство архитектурных сооружений без согласия авторов таких сооружений, даже если такое строительство осуществляется в «личных целях»;
3) не допускается воспроизведение без согласия правообладателей даже в личных целях баз данных и программ для ЭВМ, что объясняется особой спецификой таких охраняемых авторским правом объектов (исключения из права на воспроизведение баз данных и программ для ЭВМ предусмотрены статьей 25 Закона);
4) не допускается репродуцирование (репрографическое воспроизведение) без согласия правообладателей даже в личных целях книг (полностью) и нотных текстов (даже частично); разумеется, если такое воспроизведение (например, ксерокопирование) осуществляется в домашних условиях, у правообладателей отсутствуют реальные возможности для контроля за такими действиями, однако получаемые при этом экземпляры произведений в любом случае будут признаваться изготовленными с нарушением прав правообладателей.
В отношении трех последних из перечисленных выше случаев использования произведений принцип свободного воспроизведения произведений в личных целях, устанавливаемый пунктом 1 статьи 18 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», не применяется, а действуют общие положения об исключительном праве на воспроизведение произведений.
Аналогичное исключение сделано также в отношении объектов смежных прав.
Таким образом, учащиеся, получающие информацию из цифровых сетей, в том числе сети Интернет, могут быть признаны нарушителями авторских и (или) смежных прав и привлечены к ответственности в следующих случаях:
1) если они загружают на компьютеры произведения или объекты смежных прав, размещенные в сети с нарушениями авторских или смежных прав, в частности, произведения, в отношении которых не были соблюдены требования об их правомерном обнародовании;
2) если они осуществляют последующее использование произведений и (или) объектов смежных прав, полученных из цифровой сети, за пределами исключений из авторских и смежных прав, предусмотренных действующим законодательством, в частности, воспроизводят их не для личных целей, перерабатывают и осуществляют иные действия, в отношении которых Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» предусматривает необходимость получения согласия правообладателей.
Соответственно, исключительные права исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций предусмотрены статьями 37, 38, 40 и 42 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах».
Следует отметить, что с 1 января 2008 года правовое регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности будет осуществляться четвертой частью Гражданского кодекса Российской Федерации, проект которой принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в третьем чтении 24 октября 2006 года. Принятый проект предусматривает в основном сходное правовое регулирование.
За нарушения авторских и смежных прав может наступать гражданско-правовая ответственность, в том числе в виде взыскания специальной компенсации за нарушение исключительных прав, предусмотренной статьей 49 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», а также административная и уголовная ответственность. Кроме того, особые положения устанавливаются в ряде случаев в отношении охраны компьютерных программ («программ для электронных вычислительных машин»).
В Уголовном кодексе Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм. и доп. от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 11 марта, 8 апреля, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21, 26 июля, 28 декабря 2004 г., 21 июля, 19 декабря 2005 г., 5 января, 27 июля 2006 г.) содержится специальная Глава 28 «Преступления в сфере компьютерной информации», включенная в Раздел IX Кодекса «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка». Статьей 146 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за нарушения авторских и смежных прав.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в действующей редакции) также предусматривает ряд статей, связанных с нарушениями в сфере предоставления информации и ее незаконного распространения, в частности, статьи 5.39 «Отказ в предоставлении гражданину информации» и 13.14 «Разглашение информации с ограниченным доступом». Кроме того, ответственность за случаи нарушений авторских и смежных прав предусмотрена статьей 7.12 «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, учащиеся, как представляется, до начала работы с компьютерными устройствами и предоставления им доступа к цифровой сети должны быть предупреждены о наличии ответственности за возможные нарушения авторских прав и (или) преступления в сфере компьютерной информации.

Глава 2. Рекомендации по изучению законодательных и правовых актов в образовательном учреждении
2.1 Организация и политика использования сети Интернет в общеобразовательных учреждениях
1. Использование сети Интернет в образовательном учреждении возможно исключительно при условии ознакомления и согласия лица, пользующегося сетью Интернет в образовательном учреждении, с настоящими Правилами.
Ознакомление и согласие удостоверяется подписью лица в Листе ознакомления и согласия с Правилами. Ознакомление и согласие несовершеннолетнего удостоверяется, помимо его подписи, также подписью его родителя или иного законного представителя.
2. Руководитель образовательного учреждения (директор образовательного учреждения) является ответственным за обеспечение эффективного и безопасного доступа к сети Интернет в образовательном учреждении, а также за внедрение соответствующих технических, правовых и др. механизмов в образовательном учреждении.
3. Непосредственное определение политики доступа в Интернет осуществляет Общественный Совет образовательного учреждения, состоящий из представителей педагогического коллектива, сотрудников образовательного учреждения, профсоюзной организации, родительского комитета и ученического самоуправления.
Очередные собрания Общественного Совета образовательного учреждения проходят с периодичностью, установленной Общественным Советом образовательного учреждения.
Общественный Совет образовательного учреждения:
— принимает решение о разрешении/блокировании доступа к определенным ресурсам и (или) категориям ресурсов сети Интернет, содержащим информацию, запрещенную законодательством Российской Федерации и/или несовместимую с задачами образовательного процесса с учетом социокультурных особенностей конкретного региона;
— определяет характер и объем информации, публикуемой на Интернет-ресурсах образовательного учреждения;
— дает директору образовательного учреждения рекомендации о назначении и освобождении от исполнения своих функций лиц, ответственных за непосредственный контроль безопасности работы в сети Интернет и соответствия ее целям и задачам образовательного процесса.
4. Во время занятий контроль за использованием учащимися сети Интернет в соответствии с настоящим Правилами осуществляет преподаватель, ведущий занятие.
Преподаватель:
— наблюдает за использованием компьютера и сети Интернет учащимися;
— запрещает дальнейшую работу учащегося в сети Интернет в случае нарушения учащимся настоящих Правил и иных нормативных документов, регламентирующих использование сети Интернет в образовательном учреждении;
— принимает предусмотренные настоящими Правилами и иными нормативными документами меры для пресечения дальнейших попыток доступа к ресурсу/группе ресурсов, несовместимых с задачами образования.
Во время использования сети Интернет для свободной работы контроль за использованием сети Интернет осуществляет лицо, уполномоченное на то Общественным Советом образовательного учреждения (далее – Уполномоченное лицо).
Уполномоченное лицо:
— определяет время и место для свободной работы в сети Интернет учащихся, преподавателей и сотрудников образовательного учреждения с учетом использования соответствующих технических мощностей образовательного учреждения в образовательном процессе, а также длительность сеанса работы одного человека;
— контролирует объем трафика образовательного учреждения в сети Интернет;
— наблюдает за использованием учащимися компьютера в сети Интернет;
— запрещает дальнейшую работу учащегося в сети Интернет в случае нарушения учащимся настоящих Правил и иных нормативных документов, регламентирующих использование сети Интернет в образовательном учреждении;
— не допускает учащегося к работе в Интернете в предусмотренных настоящими Правилами случаях;
— принимает предусмотренные настоящими Правилами и иными нормативными документами меры для пресечения дальнейших попыток доступа к ресурсу/группе ресурсов, несовместимых с задачами образования.
5. При использовании сети Интернет в образовательном учреждении осуществляется доступ только на ресурсы, содержание которых не противоречит законодательству Российской Федерации и не является несовместимым с целями и задачами образования и воспитания учащихся.
Проверка такого соответствия осуществляется с помощью специальных технических средств и программного обеспечения контекстного ограничения доступа, установленного в образовательном учреждении или предоставленного оператором услуг связи.
Использование сети Интернет в образовательном учреждении без применения данных технических средств и программного обеспечения (например, в случае технического отказа) допускается только для лиц, достигших 18 лет, с индивидуального разрешения директора образовательного учреждения.
Пользователи сети Интернет в образовательном учреждении понимают, что технические средства и программное обеспечение не могут осуществлять полную фильтрацию ресурсов сети Интернет в связи с частотой обновления ресурсов сети Интернет и в связи с этим осознают возможную опасность столкновения с ресурсом, содержание которого противоречит законодательству Российской Федерации и является несовместимым с целями и задачами образовательного процесса. Участники процесса использования сети Интернет в образовательном учреждении осознают, что образовательное учреждение не несет ответственности за случайный доступ к подобной информации, размещенной не на Интернет-ресурсах образовательного учреждения.
6. Принятие решения о политике доступа к ресурсам/группам ресурсов сети Интернет принимается Общественным Советом образовательного учреждения самостоятельно либо с привлечением внешних экспертов, в качестве которых могут привлекаться:
— преподаватели образовательного учреждения и других образовательных учреждений;
— лица, имеющие специальные знания либо опыт работы в рассматриваемой области;
    продолжение
--PAGE_BREAK-- — представители органов управления образованием.
При принятии решения Общественный Совет образовательного учреждения, эксперты руководствуются:
— законодательством Российской Федерации;
— специальными познаниями, в том числе полученными в результате профессиональной деятельности по рассматриваемой тематике;
— интересами учащихся, целями образовательного процесса;
— рекомендациями профильных органов и организаций в сфере классификации ресурсов сети Интернет.
7. Отнесение определенных категорий и/или ресурсов в соответствующие группы, доступ к которым регулируется техническим средствами и программным обеспечением контекстного технического ограничения доступа к информации, осуществляется лицом, уполномоченным директором образовательного учреждения по представлению Общественного совета образовательного учреждения.
Категории ресурсов, в соответствии с которыми определяется политика использования сети Интернет в Образовательном учреждении и доступ к которым регулируется техническими средствами и программным обеспечением контекстного технического ограничения доступа к информации, определяются в установленном порядке.
8. Принципами размещения информации на Интернет-ресурсах образовательного учреждения являются:
— соблюдение действующего законодательства Российской Федерации, интересов и прав граждан;
— защита персональных данных учащихся, преподавателей и сотрудников;
— достоверность и корректность информации.
Персональные данные об учащихся (фамилия и имя, класс, возраст, фотография, место жительства, телефоны и иные контакты, иные сведения личного характера) могут размещаться на Интернет-ресурсах образовательного учреждения (сайт образовательного учреждения и ее подразделений) только с письменного согласия родителей или иных законных представителей учащихся. Персональные данные преподавателей и сотрудников образовательного учреждения размещаются на Интернет-ресурсах образовательного учреждения только с письменного согласия преподавателя или сотрудника, чьи персональные данные размещаются.
В информационных сообщениях о мероприятиях на сайте образовательного учреждения и его подразделений без согласия лица или его законного представителя могут быть упомянуты только фамилия и имя учащегося либо фамилия, имя и отчество преподавателя\сотрудника\родителя.
При истребовании такого согласия представитель образовательного учреждения и (или) представитель Общественного Совета образовательного учреждения) разъясняет лицу возможные риски и последствия опубликования персональных данных. Образовательное учреждение не несет ответственности в случае наступления таких последствий, если имелось письменное согласие лица (его представителя) на опубликование персональных данных.
2.2 Процедура использования сети Интернет
1. Использование сети Интернет в образовательном учреждении осуществляется, как правило, в целях образовательного процесса. В рамках развития личности, ее социализации и получения знаний в области сети Интернет и компьютерной грамотности лицо может осуществлять доступ к ресурсам необразовательной направленности.
2. По разрешению Уполномоченного лица учащиеся (с согласия родителей, законных представителей), преподаватели и сотрудники вправе:
— размещать собственную информацию в сети Интернет на Интернет-ресурсах образовательного учреждения;
— иметь учетную запись электронной почты на Интернет-ресурсах образовательного учреждения.
3. Учащемуся запрещается:
— находиться на ресурсах, содержание и тематика которых является недопустимой для несовершеннолетних и/или нарушающей законодательство Российской Федерации (эротика, порнография, пропаганда насилия, терроризма, политического или религиозного экстремизма, национальной, расовой и т.п. розни, иные ресурсы схожей направленности);
— осуществлять любые сделки через Интернет;
— осуществлять загрузки файлов на компьютер образовательного учреждения без разрешения уполномоченного лица;
— распространять оскорбительную, не соответствующую действительности, порочащую других лиц информацию, угрозы.
4. Уполномоченное лицо проверяет, является ли данный учащийся допущенным до самостоятельной работы в сети Интернет.
5. При случайном обнаружении лицом, работающим в сети Интернет, ресурса, содержимое которого несовместимо с целями образовательного процесса, он обязан незамедлительно сообщить о таком ресурсе Уполномоченному лицу с указанием его Интернет-адреса (URL) и покинуть данный ресурс.
Уполномоченное лицо обязано:
— принять сообщение лица, работающего в сети Интернет;
— довести информацию до сведения Общественного Совета образовательного учреждения для оценки ресурса и принятия решения по политике доступа к нему в соответствии с п.2.3 настоящих Правил;
— направить информацию о некатегоризированном ресурсе оператору технических средств и программного обеспечения технического ограничения доступа к информации (в течение суток);
— если обнаруженный ресурс явно нарушает законодательство Российской Федерации – сообщить об обнаруженном ресурсе по специальной «горячей линии» для принятия мер в соответствии с законодательством Российской Федерации (в течение суток).
Передаваемая информация должна содержать:
— Интернет-адрес (URL) ресурса;
-Тематику ресурса, предположения о нарушении ресурсом законодательства Российской Федерации либо несовместимости с задачами образовательного процесса;
— Дату и время обнаружения;
— Информацию об установленных в Образовательном учреждении технических средствах технического ограничения доступа к информации.

2.3 Типовая инструкция для сотрудников образовательных учреждений о порядке действий при осуществлении контроля по использованию учащимися сети Интернет
1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок действий при обнаружении сотрудниками образовательных учреждений и экспертно-консультативных органов (советов):
1) возможности доступа учащихся к потенциально опасному контенту;
2) вызванного техническими причинами отказа доступа к контенту, не представляющему опасности для учащихся, доступ к которому не противоречит принятым нормативным актам на федеральном уровне, уровне субъекта Российской Федерации, муниципальном уровне, а такжена уровне образовательного учреждения.
2. Контроль за использованием учащимися сети Интернет осуществляют:
1) во время проведения занятий – преподаватель, проводящий занятие и (или) специально уполномоченное руководством образовательного учреждения на осуществление такого контроля лицо;
2) во время использования сети Интернет для свободной работы учащихся — лицо, уполномоченное Советом образовательного учреждения по вопросам регламентации доступа к информации в Интернете (далее – «Совет») или руководителем образовательного учреждения в установленном Советом порядке.
3. Лицо, осуществляющее контроль за использованием учащимися сети Интернет:
— определяет время и место работы учащихся в сети Интернет с учетом использования соответствующих технических возможностей в образовательном процессе, а также длительность сеанса работы одного учащегося;
— способствует осуществлению контроля за объемом трафика образовательного учреждения в сети Интернет;
— наблюдает за использованием компьютеров и сети Интернет учащимися;
— запрещает дальнейшую работу учащегося в сети Интернет в случае нарушения учащимся порядка использования сети Интернет и предъявляемых к учащимся требований при работе в сети Интернет;
— не допускает учащегося к работе в Интернете в предусмотренных Правилами использования сети Интернет случаях;
— принимает необходимые меры для пресечения дальнейших попыток доступа к ресурсу/группе ресурсов, несовместимых с задачами образования.
4. Если лицо, осуществляющее контроль за использованием учащимися сети Интернет, обнаружит информацию, запрещенную для распространения в соответствии с законодательством Российской Федерации, то оно направляет соответствующую информацию руководителю образовательного учреждения и в Совет, которые принимают необходимые решения.
5. При обнаружении вызванного техническими причинами отказа доступа к контенту, не представляющему опасности для учащихся, доступ к которому не противоречит принятым нормативным актам на федеральном уровне, уровне субъекта Российской Федерации, муниципальном уровне, а также на уровне образовательного учреждения, ответственное лицо направляет соответствующую информацию руководителю образовательного учреждения и в Совет, которые принимают необходимые решения.
2.4 Процедура изучения законодательных актов и контроль
Задача современной школы – обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы.
Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества.
Структура школьного курса информатики и информационных технологий такова, что первый урок в любом классе начинается с техники безопасности, т.к. кабинет информатики является кабинетом повышенного уровня опасности. На изучение техники безопасности и организации рабочего места отводиться примерно 10-15 минут. После чего учащиеся заполняют журнал по охране труда в кабинете информационных технологий. [Приложение 1]
На этом же уроке целесообразно изучить с учащимися нормативно-правовую базу по использованию сети Интернет в образовательном учреждении, а именно, познакомить с действующим законодательством на предмет определения допустимых механизмов защиты учащихся от содержимого сети Интернет, несовместимого с задачами образования и воспитания. Затем следует рассказать про права и обязанности пользователей сети Интернет в образовательном учреждении, которые зафиксированы в типовом регламенте по работе учащихся в сети Интернет. [Приложение 2]

Заключение
На основании материалов, рассмотренных в данной дипломной работе и, проанализировав действующее законодательство на предмет определения допустимых механизмов защиты учащихся от содержимого сети Интернет, несовместимого с задачами образования и воспитания, считаю, что все образовательные учреждения должны принять правила использования сети Интернет, имеющих статус локальных правовых актов и являющихся основой для внедрения соответствующих программно-технических средств.
Кроме того, в каждом образовательном учреждении, где работает Интернет-класс, в свободном доступе каждому пользователю должны находиться законодательные и иные нормативные акты. Только после ознакомления с данными документами начинающий пользователь может работать в сети Интернет.
Инструкции и типовой регламент по работе учителей и учащихся в сети Интернет позволит ответственному за «точку доступа» правильно и профессионально организовать свою работу. Например, в Интернет-классе можно создать «Уголок пользователя сети Интернет», в котором будет находиться вся нормативно-правовая база по использованию сети Интернет в образовательном учреждении, типовые правила использования сети Интернет в общеобразовательном учреждении [Приложение 3], каталог образовательных ресурсов сети Интернет, журнал регистрации пользователей сети, где будут учитываться данные пользователя, название сайта или ресурса, в котором он будет работать, время начала и окончания работы [Приложение 4]. Также здесь должен присутствовать журнал для ознакомления с правовыми и нормативными актами, где каждый пользователь обязательно должен расписаться в ознакомлении с ними [Приложение 5]. Помимо этого уголок может содержать интересующую его информацию о проведении каких-либо конкурсов, олимпиад и т.д. Вот таким образом, я считаю можно использовать ту документацию, которая представлена в данной дипломной работе.
Считаю, что полученные выводы и рекомендации по использованию полученных результатов соответствуют тем целям и задачам, которые были поставлены.

Список литературы
1. Азарова, Р. И. Досуг современной молодежи [Текст]: учебное пособие/ Р.И.Азарова// Внешкольник. – 2003. — № 10-128с.
2. Акимов, Г.П. Исследование компьютерных преступлений [Электронный ресурс]/ Г.П.Акимов// www.crime-research.ru – 2008
3. Вологдина, Т.Я. Как уберечь ребенка от компьютерных преступлений [Электронный ресурс]/ Т.Я.Вологдина// www.cyber-crimes.ru — 2005
4. Леонтьева, А. Н. Россия молодая [Текст]: А.Н. Леонтьева //Воспитание школьников. – 2003. — № 3 – 13-18с.
5. Моторин, В. Н. Об использовании компьютера в педагогическом процессе [Текст]: В.Н. Моторин //Дошкольное воспитание. – 2001. – № 12- 26-29с.
6. Монахова, В.Н. Комментарий к Закону РФ «О средствах массовой информации» [Текст]: учебное пособие/ В.Н.Монахова. – М.: Галерея, 2001. — 223с.
7. Нохрина, В.В. Проблемы безопасности в Интернете [Электронный ресурс]/ В.В. Нохрина// www.womencw.ru/internet_safety — 2008
8. Погуляева, В.В. Комментарий к Закону РФ «О средствах массовой информации» [Текст]: учебное пособие/ В.В.Погуляева. – М.: Юстицинформ, 2005. — 304с.
9. Прибылова, Ю. О. Психологические проблемы современных школьников в области информационных технологий [Текст]: Естествознание в школе. – 2005.-№ 4 — 35-39с.
10. Прищиц, Г.Н. Интернет в законодательстве РФ [Электронный ресурс]/ Г.Н.Прищиц// www.cyber-crimes.ru — 2006
11. Собкин, В., Евстигнеева. Ю. Виртуальная атака [Текст]: В.Собкин, Ю.Евстигнеева //Первое сентября. – 2001.-№ 8- 34-35с.
12. Сотниченко, В.О. Что нового на Федеральном правовом портале «Компьютерные преступления» [Электронный ресурс]: В.О.Сотниченко// www.cyber-crimes.ru – 2008
13. Тихонов, А.Н. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» [Текст]: информационно-методическое пособие/ А.Н. Тихонов. – М.: ФГУ ГНИИ ИТТ «Информатика», 2007. – 29-31с.
14. Угринович, Н.Д. Информатика и информационные технологии [Текст]: учебник для 10-11 классов/ Н.Д.Угринович, — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 511с.
15. Чудинова, В. П. Социализация ребенка и медиа [Текст]: Школьная библиотека. – 2004. — № 4- 14-18 с.
16. Шилова, М.В. Безопасный Интернет [Электронный ресурс]: М.В. Шилова//www.womencw.ru/internet_safety/ — 2008
17. Якимова, О.А. Ваш ребенок в сети [Электронный ресурс]: О.А. Якимова // www.detionline.ru — 2008
18. Якушина, Е. В. Подростки в Интернете [Текст]://Педагогика. – 2001. — № 4 — 21-25 с.
19. Яманова, Т. Новый вид наркомании [Текст]: Аргументы и факты. Семейный совет. – 2004. — № 17 (234) 17 сентября.- 22-24 с.
20. Яшина, Т.Ф. Ваш личный Интернет [Электронный ресурс]: Т.Ф.Яшина// www.content-filtering.ru — 2004

Приложение 1
Журнал по охране труда в кабинете информационных технологий
Класс _____________ Классный руководитель ____________________
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Международная охрана авторских прав
Реферат 1 июля 2007 г. Иисус – ответ сегодня!
Реферат ЕГЭ русский язык 2012 Спецификация
Реферат Анализ и оценка типовых топологий вычислительных сетей
Реферат Российские войска в Дагестане в контексте Кавказской политики России (1722-1735 гг.)
Реферат Функции, операции и услуги коммерческих банков, их баланс и прибыль
Реферат Фондовые биржи. История их возникновения и развития
Реферат Информационная система для автоматизации операций в отношениях между поставщиком и заказчиком
Реферат Значение отраслевой состав и взаимосвязи предприятий картофельного подкомплекса
Реферат George Washington Essay Research Paper George Washington
Реферат Гражданская оборона НАТО
Реферат Активизация участия малых и средних предприятий в глобальных производственных цепочках (Приложение «B»)
Реферат Болезни сердечно-сосудистой системы и внутренних органов у птиц
Реферат Развитие периодического закона. Зависимость свойства элементов от ядра его атома
Реферат Деятельность социального педагога по разрешению споров о воспитании детей