--PAGE_BREAK--Ответственность за административное правонарушение Совершение административного правонарушения служит основанием для применения особых мер ответственности: административного наказания. Основной формой такого наказания является штраф, но могут предусматриваться и иные меры: предупреждение, лишение специальных прав (например, права управления транспортным средством), приостановление деятельности организации, административный арест и другие.
Тема 4. Административное наказание. Понятие, виды и порядок
Административная ответственность. Ее признаки.
Административное наказание. Виды административного наказания.
Круг должностных лиц, уполномоченных налагать административные наказания.
Административная ответственность представляет собой один из двух видов административного принуждения и в то же время один из видов юридической ответственности наряду с дисциплинарной, уголовной, гражданской т.д. В этом своем качестве административная ответственность сохраняет все основные признаки общего понятия юридической ответственности: государственное осуждение поведения правонарушителя, выражающее в наступлении для него отрицательных последствий в виде санкций, штрафов, конфискаций.
За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
· 1) предупреждение;
· 2) административный штраф;
· 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
· 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
· 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
· 6) административный арест;
· 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
· 8) дисквалификация;
· 9) административное приостановление деятельности.
Должностные лица, уполномоченных налагать административные наказания: органов внутренних дел (милиции), органов и учреждений уголовно-исполнительной системы; органов ведомственной охраны; органов, осуществляющих государственную регистрацию общественных и религиозных объединений и контроль за их деятельностью; налоговых органов; органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих; органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере; таможенных органов; должностные лица органов экспортного контроля; пограничных органов; органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции; федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда; органов социальной защиты; органов, уполномоченных в области здравоохранения; должностные лица органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор; должностные лица органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия на объектах специального назначения; должностные лица органов, осуществляющих государственный ветеринарный надзор; должностные лица органов, осуществляющих государственный карантинный фитосанитарный контроль; должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в области защиты растений; должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за химизацией и использованием химических веществ в сельском хозяйстве; должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки; должностные лица государственных семенных инспекции; органов, осуществляющих государственный экологический контроль, должностные лица органов, уполномоченных в области телевидения, радиовещания и государственного контроля за техническим качеством вещания; органов, уполномоченных в области финансовых рынков; федерального антимонопольного органа и его территориальных органов; органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей; органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; органов, осуществляющих государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования; органов государственного статистического учета; органов и учреждений, осуществляющих федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней; органов государственной жилищной инспекции; полномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; органов, уполномоченных в области приватизации и управления государственным имуществом; органов, осуществляющих государственный контроль за соблюдением правил охраны и использования объектов культурного наследия; органов, осуществляющих государственный геодезический надзор, а также государственный контроль в области наименований географических объектов; органов, уполномоченных в области правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения; полномоченных в области регулирования и защиты патентных прав; органов управления дорожным хозяйством; судебные приставы; подразделения воинской части, органа управления внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации; осуществляющие контртеррористическую операцию; органов и агентов валютного контроля; Банка России; органов, осуществляющих контроль за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; органов, регулирующих отношения в области организации и проведения лотерей; органов, осуществляющих государственный контроль за безопасностью взрывоопасных производств; федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения; органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения; федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации; органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора и др.
Тема 5. Преступление. Понятие, признаки, состав
Преступление: определение, признаки, их характеристика. Категории преступлений.
Состав преступления. Его элементы, объект, объективная сторона, субъективная сторона. Виды, состав, их характеристика.
Отличие преступления от административного правонарушения.
Преступле́ние в самом общем понимании — это правонарушение, совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности. Преступления могут выделяться из общей массы правонарушений по формальному признаку (установление за них уголовного наказания, запрещённость уголовным законом), а также по материальному признаку (высокая степень опасности их для общества, существенность причиняемых ими нарушений правопорядка).
Признаки преступления
Преступное деяние
Преступление есть деяние. Деяние в уголовном праве понимается как акт поведения человека, который может быть выражен как в активной (действие), так и в пассивной форме (бездействие), способный причинить различного рода вредные, опасные для общества последствия: физический, моральный и материальный ущерб личности, нарушение нормального функционирования экономических институтов, вред окружающей среде и т.д.
Следует отметить, что невозможность признания преступными мыслей и убеждений человека не означает невозможности признания преступным акта их внешнего выражения (устного или письменного), адресованного другим лицам: законодательством многих государств признаются преступными, например, оскорбительные и клеветнические высказывания, призывы к насилию, в том числе направленному на ниспровержение существующих институтов государственной власти. Криминализация таких деяний в целом не противоречит принципу свободы слова ввиду их объективной вредоносности.
Также не может признаваться преступлением физическое или психическое состояние человека, социальный статус и иные свойства личности как внутреннего (характер, привычки), так и внешнего (раса, национальность) характера; применение мер уголовной репрессии на основе представлений об «опасном состоянии» личности в современном уголовном праве считается недопустимым.
Кроме того, поскольку деяние представляет собой акт поведения, преступными могут быть признаны лишь такие действия или бездействие, которые образуют поведение в том смысле, который вкладывается в это понятие психологией. Поведение характеризуется признаками мотивированности (наличием побуждений, вызвавших деяние) и целенаправленностью, которая выражается в осознании человеком возможных результатов его поступков; если хотя бы один из данных признаков отсутствует, то нет поведения, а значит, не может быть и преступления.
Например, не являются преступными рефлекторные действия: если один человек пытается схватиться за другого, чтобы избежать падения, и в результате причиняет последнему вред здоровью, эти действия не могут быть признаны преступными. Аналогично дело обстоит в случаях, когда деяние совершается в бессознательном состоянии или вследствие действия непреодолимой силы (стихийного бедствия или созданной другими людьми нештатной ситуации). Во всех этих случаях нельзя говорить о свободе воли человека: у него отсутствует выбор между правомерным и неправомерным, преступным и непреступным поведением. Законодательство многих стран содержит специальные положения, устанавливающие непреступность таких деяний.
Отсутствие у лица свободы выбора также может быть вызвано применением в отношении его физического принуждения. В этом случае деяние также не может быть признано преступным.
Преступное деяние может быть совершено как в форме действия, так и в форме бездействия; эти формы являются полностью равнозначными, хотя основной (наиболее часто встречающейся) является всё же активная форма.
Общественная опасность как признак преступления
Материальным (содержательным) признаком преступления является его общественная опасность. Уголовное право запрещает и объявляет преступными лишь те деяния, которые причиняют вред интересам личности, общества и государства или создают угрозу причинения такого вреда; если формально запрещённое деяние вследствие малозначительности не может причинить такого вреда, оно не может быть признано преступным. Общественная опасность есть объективное свойство деяния, присущее ему независимо от законодательной оценки, которое служит основанием его криминализации.
Вред, причиняемый преступлением, не всегда конкретизируется в уголовном законе. Более того, в некоторых случаях совершения преступления практически невозможно назвать, кому именно, каким индивидуально определённым интересам и благам причинён ущерб. Однако это не означает, что такие деяния являются безвредными: общественная опасность может заключаться в дезорганизации существующего порядка общественных отношений, нарушении стабильности общества в целом.
Признак общественной опасности может находить различное выражение в законодательстве. Одни законодательные акты прямо устанавливают, что преступным является лишь общественно опасное деяние. Другие законодательные акты могут достигать той же цели перечислением возможных объектов посягательства, обязательным требованием вредоносности деяния, либо сочетанием этих способов.
Именно общественная опасность выступает в роли признака, позволяющего отграничить преступления от иных правонарушений: административные правонарушения, гражданско-правовые деликты являются вредными для общества или конкретного лица, асоциальными, но не общественно опасными
Общественная опасность включает в себя как объективные признаки причинённого вреда (его размер, характер и т.д.), так и субъективные признаки: форму и вид вины, мотивы совершения преступного деяния, цели, которых хотел достичь виновный и т.д. Общественная опасность причинения смерти по неосторожности ниже, чем умышленного причинения смерти (убийства) из ревности; в свою очередь, общественная опасность убийства из ревности меньше, чем убийства из хулиганских побуждений и т.д.
Хотя мотивы и цели лица играют важную роль при оценке общественной опасности совершённого деяния, этого нельзя сказать о личности преступника: одинаково опасными, вредными для общества являются деяния, совершённые злостным хулиганом и лицом, которое прежде вело себя законопослушно, несовершеннолетним и пожилым субъектом; характеристики личности преступника влияют на назначенное ему наказание, но не на оценку общественной опасности содеянного им. Однако следует отметить, что существуют деяния, которые признаются общественно опасными, только если они совершены лицом, обладающим определёнными признаками.
Для того чтобы дифференцировать, разграничить общественную опасность различных преступлений, используются такие показатели, как характер и степень общественной опасности деяния. Характер общественной опасности определяется сочетанием признаков объекта посягательства (категории нарушенных преступлением общественных отношений), преступных последствий (физических, экономических, организационных и др.), формой вины (умышленной или неосторожной) и способа совершения преступления (насильственного или ненасильственного, «гуманного» или особо жестокого и т.д.).
Степень общественной опасности — это количественная характеристика общественной опасности. Она зависит от размера причинённого или потенциального ущерба, степени выраженности вины лица, моральной оценки его мотивов и целей, более высокой или более низкой опасности конкретного способа посягательства. Степень общественной опасности определяет суровость назначаемого наказания, находит отражение в санкции уголовно-правовой нормы. Соответствующие мысли можно увидеть ещё в работах средневековых правоведов.
В санкции статьи уголовного закона закрепляется лишь типовая (характерная для всех преступных деяний определённого вида) оценка общественной опасности; эта оценка подлежит конкретизации судом применительно к обстоятельствам единичного реально совершённого деяния.
Виновность как признак преступления
В соответствии с принципом субъективного вменения, преступным признаётся деяние, совершённое умышленно (т. е. осознанно, при наличии понимания вредного характера причиняемых деянием последствий), либо вследствие преступной неосторожности, то есть виновно. Если вред причинён без вины, содеянное представляет собой уголовно-правовой казус, за который уголовная ответственность не наступает.
Вина представляет собой определённое внутреннее психическое отношение лица к тому деянию, которое оно совершило, и к его реальным или возможным последствиям. В уголовном праве также используется равнозначное термину «вина» понятие «виновность». В других отраслях права этот термин может иметь иное значение: в частности, в уголовно-процессуальном праве под виновностью понимается «преступность» лица, наличие в его деянии всех необходимых для наступления уголовной ответственности признаков. Соответственно, вердикт присяжных «виновен» имеет более широкий смысл: он означает, что обвиняемый действительно совершил то преступление, в котором он обвиняется, а не просто действовал умышленно либо неосторожно.
продолжение
--PAGE_BREAK--