Курсовая работа
по «Конституционному праву»
студентки 2-го курса 6 группы
заочного отделения
ОИ МГЮА
Тема: «Право граждан на обращение в государственные
органы и органы местного самоуправления».
ДОМАШНИЙ АДРЕС:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…3
1.Понятие и содержание права граждан РФ на обращение в государственные органы и органы самоуправления…………………………………………….……5
2. Порядок рассмотрения обращений граждан РФ в государственные органы и органы самоуправления…………………………………………………....………10
3. Гарантии реализации права граждан РФ на обращение в государственные органы и органы самоуправления…………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………………….28
Список литературы…………………………………………………………………30
ВВЕДЕНИЕ
По ст. 32 Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; в ней предусматриваются различные формы этого участия. В то же время следует отметить, что существуют определенные пробелы в механизме реализации этого права.
Эта тема является актуальной и значимой на данный момент, так как существует проблема доступа граждан к государственным органам. Социальные и экономические преобразования немыслимы без участия граждан в управлении делами государства, без учета их интересов при принятии решений различными органами власти, без обратной связи гражданин – государство.
Множество вопросов нашли свое отражение в действующем российском законодательстве, в соответствии с которым граждане имеют право соотноситься с любыми органами государственной власти, и не только в случаях ущемления их законных прав и интересов.
Одной из наиболее распространенных форм и гарантий участия граждан в управлении делами государства – это их обращения в государственные органы. Так, например, в 1999 г. в Правительство Российской Федерации поступило 69 489 письменных обращений граждан (а за три месяца 200 г. – 23 931); значительная их часть (около 25 тыс.) касалась вопросов социального обеспечения и социальной защиты граждан. Более 2 тыс. обращений относилось к вопросам деятельности органов государственной власти, вопросам денежного обращения и ценным бумагам было посвящено приблизительно 3 тыс. обращений.
Обращения – это важное средство реализации и охраны прав личности, укрепления связи органов государственной власти и местного самоуправления с населением. Одной из проблем для граждан остается обеспеченность жильем. Так в 1999 г. в Правительство РФ по вопросам жилищного фонда и его использования обратилось более 5,5 тыс. граждан.
Объект исследования – конституционные права граждан РФ.
Предмет исследования – право граждан РФ на обращение в государственные органы и органы самоуправления.
Цель исследования – дать характеристику права граждан РФ на обращение в государственные органы и органы самоуправления как одного их основных прав гражданина РФ.
Задачи:
— раскрыть понятие и содержание права граждан РФ на обращение в государственные органы и органы самоуправления;
— изучить порядок рассмотрения обращений граждан РФ в государственные органы самоуправления;
— охарактеризовать гарантии реализации права граждан РФ на обращение в государственные органы и органы самоуправления.
1.ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА ГРАЖДАН РФ НА ОБРАЩЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ И ОРГАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ
В международно-правовых актах и конституциях конкретных государств закрепляются основные права и свободы человека и гражданина. Одним из общепринятых критериев их классификации являются сферы жизнедеятельности общества, в которых реализуются те или иные интересы и потребности личности. В соответствии с данным критерием различают гражданские (личные), политические, экономические, культурные, информационные, социальные и экологические права.
Гражданские (личные) права представляют собой совокупность правомочий, отражающие естественно-правовые начала, обеспечивающих индивидуальность оригинальность личности во взаимоотношениях с государством и обществом. К ним относят право на жизнь, достоинство личности, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на защиту своей чести и доброго имени, право на свободу и личную неприкосновенность, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, право на свободное передвижение, выбора места пребывания и жительства и др.
Политические права определяют возможность участия граждан в управлении государством и обществом. Сюда относятся право человека на гражданство, право определять и указывать свою национальную принадлежность, право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, право на проведение собраний, митингов и демонстраций, право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранным, право обращения в государственные органы и др.
Экономические права – это правомочия, отражающие экономические аспекты естественных прав человека и обеспечивающие одновременно хозяйственную автономность индивидов и их взаимосвязи друг с другом и
обществом. Это право частной собственности, право на владение, пользование и распоряжение своим имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами, право на участие в кооперативной, муниципальной, акционерной, государственной собственности, право на предпринимательскую деятельность, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и т.д.
Культурные права влияют на духовно-культурные отношения, обусловливают независимость и самобытность формирования духовного мира личности. В данную группу входят право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, свободу совести и вероисповедания, право на образование, свободу литературного художественного, научного, технического и других видов творчества, право на доступ к культурным ценностям1.
Социальные права отражают уровень материального развития конкретного государства и общества и их способность обеспечивать достойный уровень жизни и социальную защищенность индивида. Среди них наиболее важное значение имеют право на труд, социальное обеспечение, право на жилище, право на отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Статьей 33 Конституции РФ закреплено одно из фундаментальных начал права, право граждан на обращение. Обратимся к формулировке ст. 33 Конституции РФ: №Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Данное право является важнейшим элементом правового статуса граждан в целом и административно-правового статуса в особенности, а также представляет собой одну из основных гарантий защиты прав и свобод, декларируемых Конституцией России и иными нормативными правовыми актами.
Конституционное положение находит конкретизацию в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон об обращениях), которым регулируются правоотношения,
связанные с реализацией гражданином РФ закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Статья 2 Закона об обращениях подтверждает и конкретизирует принципиальные положения Конституции РФ, усиливая конституционное право на обращение следующими положениями:
— граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам;
— граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц;
— рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
Обращение может затрагивать как личные вопросы, так и общественные интересы. Обращение в соответствующие органы помогает разрешению многих ситуаций, связанных с нарушением прав граждан, социальными конфликтами, предупреждает массовые акции протеста. Право на обращение (право петиций) обеспечивает двустороннюю связь государства с человеком.
Право на обращение подразумевает и обязанность адресата рассмотреть и соответствующим образом отреагировать на него. Как верно отметил Ю.А.Тихомиров: «Для деятельности гражданина в публично-правовой сфере характерно осуществление прав и свобод путем самореализации через публичные институты. В отличие от норм частного права, предоставляющих гражданину возможность самому реализовать свое право в допускаемых легальных формах, здесь всегда возникают двусторонние отношения. Одной стороной всегда выступает субъект властных отношений, на которого законом возложена обязанность содействовать осуществлению прав, свобод граждан и
быть гарантом»2. Закон Саратовской области «О порядке рассмотрения обращений граждан в Саратовской области» вообще вменяет в обязанность всем органам государственной власти и органам местного самоуправления создавать гражданам необходимые условия для осуществления провозглашенных и гарантируемых Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина (ч. 3 ст. 3Закона).
Адресатом обращения может выступать государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо.
Допустимо обращение в государственный орган любой ветви власти (судебной, законодательной, исполнительной), а так же к любым государственным и межгосударственным институтам (Уполномоченный по правам человека, Прокуратура, Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека ит.д.). Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции).
В соответствии с принципом федерализма, государственную власть в Российской Федерации осуществляют федеральные органы государственной власти и органы государственной власти Субъекта Федерации.
Органы местного самоуправления призваны решать вопросы местного значения. Специфика органом местного самоуправления заключается в большей информации о ситуации «на местах». В пределах своих полномочий органы местного самоуправления действую самостоятельно. В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Обращения граждан являются существенным источником информации, необходимой для принятия решений по вопросам государственного, хозяйственного и социально-0культурного строительства. Так, например, при проектировании и
строительстве «третьего кольца» в Москве остро встала проблема сохранения исторических и культурных памятников в центральной части города. Граждане своими коллективными обращениями привлекали внимание правительства Москвы к этим проблемам, и органами власти были приняты соответствующие решения, позволившие сохранить историко-культурное наследие, в частности архитектурные памятники XIV – XVIII вв. 3
К основным нормативным правовым актам, регулирующим порядок реализации гражданами права на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления, относятся: Конституция РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закон г.Москвы «Об обращениях граждан», аналогичные законы, принятые в большинстве субъектов Российской Федерации, а также ведомственные нормативные правовые акты, регулирующие порядок рассмотрения обращений граждан в конкретных отраслевых системах. 3 декабря 1999 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон «Об обращениях граждан»., но в связи с несоответствием ряда норм Конституции РФ, федеральным законам и наличием внутренних противоречий Президент РФ 21 декабря 1999 г. отклонил этот Федеральный закон.
2. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РФ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ И ОРГАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ.
Органы и должностные лица, в компетенцию которых входит рассмотрение вопросов, поставленных в предложениях, обязаны рассмотреть их в установленные сроки, объективно оценить, принять мотивированное решение и ответить автору обращения по существу. В случае отказа в принятии или рассмотрении предложения гражданин имеет право обжаловать такие действия в вышестоящую инстанцию.
Рассмотрение обращений граждан должно осуществляться на безвозмездной основе. Недопустимо прямое или косвенное взимание платы за реализацию гражданином своего права. Так, статься 16 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» указывает, что жалоба, направляемая Уполномоченному, не облагается государственной пошлиной.
В этом плане в полной мере проявляется специфика исковых заявлений и иных жалоб вы порядке гражданского и арбитражного судопроизводства, а так же некоторых других заявлений. По общему правилу при подаче искового заявления уплачивается государственная пошлина в предусмотренном законом размере. Регистрация сделок и многих иных юридических фактов так же сопровождается уплатой госпошлины. Любое, не предусмотренное законом, взимание платы за рассмотрение обращений граждан будет считаться нарушением их прав, а, в случаях предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, взяткой.
К источникам регулирования правоотношений в сфере рассмотрения обращений граждан относятся: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, комментируемый Федеральный закон и иные федеральные законы.
Действующее законодательство под обращениями граждан понимают изложенные в письменной или устной форме предложения, заявления, жалобы, ходатайства, в том числе и коллективные обращения и петиции граждан. Все перечисленные виды обращений имеют свое определение.
Предложение – обращение конкретного характера, направленное на совершенствование организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, общественных объединений. Предложения направлены также на совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни, на решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер жизни государства и общества. Следует отметить, что предложения граждан не связаны с нарушением их прав и законных интересов.
Граждане могут обращаться к любому субъекту права законодательной инициативы, которые определены ч. 1 ст. 104 Конституции РФ и соответствующими статьями конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, с предложениями по совершенствованию законодательства Российской Федерации и ее субъектов. Эти предложения изучаются, обобщаются, рассматриваются соответствующими органами государственной власти и могут учитываться при разработке законопроектов или при составлении планов и программ законопроектных работ.
Заявление – вид обращения гражданина по поводу реализации принадлежащих ему прав, свобод, закрепленных Конституцией РФ и российским законодательством.
К письменному обращению предъявляются следующие требования:
В первую очередь в вводной части обращения указывается адресат (государственный орган, орган местного самоуправления или фамилия, имя, отчество должностного лица, которому попадается обращение и его должность). Далее гражданин указывает свои фамилию, имя, отчество. Относительно последнего, закон содержит своеобразный подход, указывая обязательность его указания лишь при наличии. Как правило, гражданин России имеет отчество. Думается, данный подход реализован для случаев подачи обращения гражданами стран, в которых отчество не используется. В
вводной части указывается так же адрес гражданина. Это необходимо для последующего направления гражданину ответа или уведомления о переадресации. Кроме того, в обращении могут быть указаны контактные телефоны гражданина.4
В основной части обращения излагается суть проблемы, с которой обращается гражданин, доводы на которых основываются просьбы и предложения, а так же сами просьбы и предложения.
Завершая обращение, гражданин ставит свою подпись (как правило, в скобках указывается расшифровка подписи), а так же указывается дата подачи обращения.
В подтверждение изложенных в обращении обстоятельств и требований, гражданин может приложить к обращению копии любых документов и материалов или оригиналы документов. В обращении о наличии таких документов или их копий свидетельствует список приложений.
Письменные обращения желательно подготовить в двух экземплярах – на втором экземпляре ставиться подпись принявшего обращение лица (как правило, работника секретариата или канцелярии государственного органа, органа местного самоуправления), а так же дата принятия. Впоследствии, данный экземпляр обращения может служить письменным доказательством при обращении в суд. Положение о порядке рассмотрения обращений граждан (утв. Решением Саратовской городской Дума от 21 декабря 2005 г. № 68-655) прямо требует подготовки двух экземпляров обращения. Согласно ч 4.6 данного нормативного акта, письменные обращения граждан направляются в двух экземплярах. На одном экземпляре поступившего обращения в нижнем свободном углу на первой странице ставится штамп с указанием даты, номера служебного телефона и полной фамилии принявшего обращения сотрудника: данный экземпляр обращения возвращается заявителю. На втором экземпляре поступившего обращения в правом нижнем углу ставится штамп с указанием даты и регистрационного номера. Обязательные реквизиты регистрации
вносятся в учетную карточку: фамилия, имя, отчество заявителя, дата поступления, подробный адрес заявителя, регистрационный номер обращения, состоящий из индекса структурных подразделений органов местного самоуправления города и порядкового номера, краткое содержание вопроса, фамилия руководителя органа местного самоуправления в соответствии с распределением обязанностей между руководителями органов местного самоуправления города.
Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» определяет информационные системы общего пользования как информационные систем, которые открыты для использования всеми физическими и юридическими лицами и в услугах которых этим лицам не может быть отказано.
К числу таких информационных систем, в первую очередь относятся телекоммуникационные сети (Internet, Fidonet и другие сети, обеспечивающие доступ неограниченному кругу лиц) в настоящий момент многие государственные органы и органы местного самоуправления имеют сайты в сети Internet, а так же «почтовые ящики» электронной почты, на которые гражданами могут подаваться по сетям обращения. Создание государственными органами своих сайтов связано с принятием Постановления Правительства РФ от 12 февраля 2003 года № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти».
Федеральной целевой программы «Электронная Россия» 2002 – 2010 годы)» (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65) отмечалось, что развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий является глобальной тенденцией мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий. Важным результатом распространения информационных и коммуникативных технологий и проникновения их во все сферы общественной жизни является создание правовых, организационных и технологических условий для развития
демократии за счет реального обеспечения прав граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации. Процессы информатизации уже активно идут на всех уровнях, многие мероприятия, направленные на развитие информационных и коммуникативных технологий, реализуются или планируются к реализации в рамках федеральных, региональных и ведомственных программ.5
Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 – 2010 годы)» должна обеспечить формирование нормативной правовой базы в сфере информационных и коммуникативных технологий, развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, сформировать условия для подключения к открытым информационным системам (в том числе посредством сети Интернет), а также обеспечить эффективное взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе широкого внедрения информационных и коммуникативных технологий. В процессе выполнения Программы будут определяться общие направления развития информационных и коммуникативных технологий (основные принципы, стандарты и типовые решения по реализации различных проектов) как одного из основных направлений социально-экономического развития страны. В качестве одной из важных задач, решение которых необходимо для достижения целей Программы, указана необходимость повысить эффективность взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, как между собой, так и с хозяйствующими субъектами и гражданами на основе использования современных информационных и коммуникативных технологий.
Обращения, поданные по информационным системам общего пользования, должны рассматриваться в общем, предусмотренным комментируемым законом порядке. Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти закрепляет основы
рассмотрения подобных обращений: Для приема обращений граждан в форме электронных сообщений (Интернет-обращения), как правило, применяется специализированное программное обеспечение, предусматривающее заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с обращениями и для письменного ответа, и, в случае незаполнения указанных реквизитов, информирующее заявителя о невозможности принять его обращение. Адрес электронной почты автора и электронная цифровая подпись являются дополнительной информацией.
В случае если в Интернет-обращении заявителем указан адрес электронной почты, по этому адресу направляется уведомление о приеме обращения или об отказе в рассмотрении, после чего обращение распечатывается, и дальнейшая работа с ним ведется как с письменным обращением.
Ответ на Интернет-обращение может направляться как в письменной форме, так и в форме электронного сообщения.
В Правительство Российской Федерации была проделана большая работа по разработке правил приема обращений граждан через официальный сайт Правительства. Предлагаемый «Порядок рассмотрения обращений граждан, направленных через официальный сайт Правительства Российской Федерации» расположен на самом Интернет-ресурсе Правительства. Согласно ему Официальный сайт Правительства Российской Федерации является дополнительным средством для обеспечения возможности обращений граждан в Правительство Российской Федерации.
Обращения граждан, направленные в электронном виде через официальный сайт Правительства Российской Федерации, обрабатываются Отделом по работе с обращениями граждан Аппарата Правительства Российской Федерации.
Обращения граждан, поступившие в электронном виде, в соответствии с действующим законодательством не позднее чем в пятидневный срок направляются в зависимости от обозначенных в них проблем в те федеральные
органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или иные организации, к непосредственному ведения которых относится разрешение поставленных в обращения вопросов, о чем автору направляется по электронной почте официальное уведомление.
Обращения (запросы) в электронном виде, поступившие с неполной или неточной информацией об отправителе не рассматриваются.
Отдел по работе с обращениями граждан Аппарата Правительства Российской Федерации оставляет за собой право в установленном порядке уточнить достоверность информации об отправителе запроса, а также, по необходимости, содержание запроса.
Ответ на обращение (запрос) направляется заявителю, как правило, в электронном виде.
Информация о персональных данных граждан, направивших запрос в электронном виде, хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.
Обращения и переписка в электронном виде, направляемые в Отдел по работе с обращениями граждан Аппарата Правительства Российской Федерации миную предлагаемую форму ввода, к рассмотрению не принимаются. Размер текста запроса не должен превышать 10000 символов.
Прием обращения – этап, предшествующий его рассмотрению. Этот этап состоит из нескольких обязательных и факультативных (необязательных) стадий: направление обращения; его регистрация (обязательные стадии); перенаправление обращения государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных вопросов: рассылка копий обращения иным органам и должностным лицам (факультативные стадии).
Органы и должностные лица, принявшие заявление от гражданина, обязаны: рассмотреть заявление по существу безотлагательно, но не позднее 15-дневного срока с момента его регистрации. В случае необходимости проведения специальной проверки и истребования дополнительных материалов
срок рассмотрения может быть продлен до двух месяцев: принять обоснованное решение и обеспечить его исполнение; сообщить гражданину, подавшему заявления, о результатах рассмотрения его заявления и принятом по нему решении в течение десяти дней; в случае неудовлетворения требований, изложенных в заявлении, довести до сведения заявителя мотивы отказа, а также указать возможный порядок обжалования принятого по заявлению решения.
Отказ в принятии заявления, а также решение, принятое по заявлению гражданина, не удовлетворяющее его, может быть обжаловано в вышестоящие в порядке подчиненности органы или должностным лицам либо в суд. 6
Жалоба – обращение гражданина по поводу восстановления прав и законных интересов, нарушенных действиями (бездействиями), решениями органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностными лицами и выборными лицами, руководителями предприятий, организаций, учреждений и общественных объединений. Причиной подачи жалобы может быть также предоставление официальной информации, послужившей основанием для принятия решения и совершения действий вышеперечисленными органами, должностными лицами и руководителями.
Жалоба подается в те вышестоящие в подчиненности органы и на имя тех должностных лиц, в непосредственном подчинении которых находятся органы и должностные лица, решения, а также неправомерные действия (бездействие) которых обжалуются. Следует отметить, что законодательство четко определяет возможности гражданина, обратившегося с жалобой.
Гражданин имеет право: лично довести до сведения должностного лица, рассматривающего жалобу, обстоятельства и изложить свои доводы по существу жалобы и нарушенных его прав;
— присутствовать при рассмотрении жалобы и знакомиться с итоговыми материалами по ее проверке;
— представлять дополнительные материалы и сведения или ходатайствовать об их истребовании органом или должностным лицом, рассматривающим жалобу;
— получить в установленные сроки официальный ответ в письменной форме о результатах рассмотрения жалобы;
— при несогласии с принятым решением обжаловать его;
— требовать возмещения морального и материального ущерба в установленном законом порядке;
— пользоваться услугами законного представителя, доверенного лица и адвоката.
Не менее важным является и установление в законодательстве обязанностей органов и должностных лиц по рассмотрению жалоб. К такого рода обязанностям относятся: прием и регистрация жалоб: рассмотрение жалоб по существу, объективная оценка изложенных в них фактов и обстоятельств и проверка их достоверности. Рассмотрение жалобы может быть прекращено, если в ходе проверки было установлено, что автор указал ложные фамилию, адрес и другие недостоверные сведения.
Органы и должностные лица, рассматривающие жалобы, обязаны:
— незамедлительно принять меры к пресечению неправомерных решений, действий (бездействия), посягающих на права и законные интересы граждан;
— в случае необходимости выехать на место для обследования обстоятельств, породивших жалобы, истребовать необходимые материалы и объяснения у лиц, на которые поступили жалобы, пригласить свидетелей и специалистов;
— после совершения всех необходимых действий принять мотивированное и обоснованное решение по жалобе, обеспечить его исполнение и сообщить гражданину в письменной форме и в установленные сроки о результатах рассмотрения жалобы.
Орган или должностное лицо по результатам рассмотрения жалобы принимает одно из следующих решений: о полном или частичном
удовлетворении жалобы, восстановлении нарушенного права гражданина: об отказе в полном или частичном удовлетворении жалобы. Решение оп жалобе должно содержать изложение мотивов и фактов, которые положены в его основу: ссылки на конкретные статьи закона или иного нормативного правового акта; указание об отмене или изменении и обжалуемого решения: срок исполнения принятого решения и другие положения.
В случае принятия решения о полном или частичном удовлетворении жалобы орган или должностное лицо обязаны принять необходимые меры по восстановлению нарушенного права гражданина, принести ему извинения в письменной форме, а также по просьбе гражданина проинформировать о принятом решении заинтересованных лиц. Если недостоверные или порочащие гражданина сведения были опубликованы в средствах массовой информации, орган или должностное лицо, предоставившие эти сведения, обязаны принять меры по опубликованию опровержения.
Ходатайство – письменное обращение гражданина с просьбой о признании определенного статуса, прав и свобод, гарантий и льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В то же время следует иметь в виду, что к ходатайству должны быть приложены подтверждающие документы, оформленные по специально установленной форме. При подаче ходатайства может взиматься государственная пошлина, но только в случаях и размерах, предусмотренных федеральным законом о государственной пошлине.
Коллективное обращение – письменное обращение двух или более граждан, содержащее частный интерес, или же обращение, принятое на собрании, митинге, которое подписано организаторами этого собрания или митинга.
Решение о коллективном обращении на собрании или митинге может быть принято путем голосования или сбора подписей. Как правило, коллективное обращение носит общественный характер и подлежит
рассмотрению так же, как и индивидуальные обращения, поданные в письменной форме.7
Петиция – разновидность коллективного обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления о необходимости проведения общественных реформ или изменения действующего законодательства. Они подаются в органы власти от имени участников собрания (схода), конференции, митинга выборными лицами, обладающими представительскими полномочиями.
Обращения граждан могут быть выражены как в письменной, так и в устной форме. Устные обращения поступают во время личного приема руководителями государственных органов или органов местного самоуправления, а также через «телефонные доверия», «горячие линии», «прямые эфиры» на радио и телевидении. Так, например, в 1999 г. в приемную Правительства РФ обратилось 6980 человек, из них 693 – для получения разъяснений и передачи письменных обращений. Следует отметить, что активность граждан в 2000 г. значительно возросла: уже за первые три месяца этого года в приемную Правительства РФ обратилось более 2 тыс. человек.
Устные обращения рассматриваются только в тех случаях, когда содержащиеся в них факты и обстоятельства вполне очевидны и не требуют дополнительной проверки, а личности обратившихся известны или установлены. Ответы на такого рода обращения даются, как правило в устной форме. Если обстоятельства или факты, изложенные в устном обращении, требуют дополнительной проверки, то оно регистрируется и ставится на контроль, а результаты его рассмотрения сообщаются заинтересованным лицам в установленном порядке и в определенные сроки.
Для письменных обращений граждан законодательство Российской Федерации устанавливает определенны требования: оно должны содержать наименование и адрес органа или должностного лица, которым они адресованы, изложение существа предложения, заявления, жалобы или ходатайства.
Существенным требованием является указание фамилии, имени, отчества, места жительства, даты и наличие личной подписи обратившегося гражданина. Отсутствие этих необходимых реквизитов влечет за собой признание обращения анонимным и рассмотрению не подлежит. Не рассматриваются также обращения, содержание выражения, оскорбляющие часть и достоинство других лиц.
В то же время в отношении анонимных обращений есть определенные изъятия: если анонимное обращение гражданина содержит сведения о совершении преступления или о готовящемся преступлении, то оно направляется в правоохранительные органы и проверяется в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.
Органы и должностные лица рассматривают обращения граждан в соответствии со своей компетенцией. В случае, когда обращение не относится к их ведению, органы и должностные лица направляют их по подведомственности, при этом в обязательном порядке извещают граждан, кому направлены на их обращения.
Сроки направления обращений граждан по подведомственности в законодательстве установлены разные: так, например, на федеральном уровне это семь дней, на уровне Московской области – пять дней, а на уровне г. Москвы – три дня.
Для рассмотрения всех видов обращений граждан, поданных в письменной форме, установлены единые предельные сроки – до одного месяца. Обращения, не требующие дополнительного, специального изучения или проверки, рассматриваются безотлагательно, в срок не более 15 рабочих дней. Срок исчисляется с момента регистрации поступившего обращения. Заявления и жалобы военнослужащих и членов их семей рассматриваются в сокращенные сроки, т.е. до 15 дней, а в органах местного самоуправления, на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от организационно-правовой формы и формы собственности – безотлагательно, но не позднее 7 дней.8
В случаях, когда для решения вопросов, затронутых в обращении, требуется проведение специальных проверок, истребование дополнительных материалов и т.п., сроки рассмотрения обращения могут быть проделаны, но не более чем на один месяц. При этом общий срок рассмотрения обращения не может превышать двух месяцев.
В отдельных, предусмотренных законом случаях обращения могут оставаться без рассмотрения, если:
— обращение того же лица уже было рассмотрено и по нему было вынесено решение, а новых обстоятельств обращение не содержит; по вопросам, содержащимся в обращении, имеется вступившее в законную силу судебное решение;
— обращение направлено лицом, которое решением суда, вступившим в законную силу, признано недееспособным;
— обращение подано в интересах третьих лиц, которые возражают против его рассмотрения.
Законодательством запрещается направлять на рассмотрение жалобы тем органам и должностным лицам, решения и действия (бездействие) которых обжалуются.
3. ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ГРАЖДАН РФ НА ОБРАЩЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ И ОРГАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ.
Закон об обращениях граждан предназначен для установления гарантий нормальной реализации права граждан на обращение. К правовым гарантиям он отнес установление определенного места и времени, нормативное закрепление обязанностей должностных лиц органов государственной власти и
представителей органов местного самоуправления при осуществлении приема обращений граждан, закрепление в нормативно-правовом плане таких форм обращений, как передача по электронной почте, по телеграфу, телефону и т.д. К сожалению, не все предложенные автором формы обращений нашли свое отражение в комментируемом Федеральном законе.
К системным качествам гарантий данный автор относит:
— Общественная значимость таких гарантий, соответствие их режиму политической власти, уровню демократии, степени культуры членов общества;
— Общественная необходимость гарантий в силу того, что целью всего общественного развития является человек, его свобода и неприкосновенность, инициатива и развитие. Поэтому деятельность государства по обеспечению гарантий конституционного права на обращение можно рассматривать важнейшей гарантии прав и свобод человека и гражданина вообще;
— Зависимость каждого вида гарантий от общего и целого, от всей системы гарантий, их взаимосвязи между собой.
Анализ положений Закона об обращениях позволяет выделить следующие не менее важные гарантии реализации конституционного права на обращение:
— гарантия безопасности гражданина в связи с его обращением (ст.6) Закона и как частный случай реализации данного положения в самом Законе об обращения закрепление недопустимости направления жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется (ч.6 ст.8);
— обязательность принятия обращения к рассмотрению (ст.9) и вытекающий из этого правила принцип срочности рассмотрения обращений (ст. 12).9
Нарушение установленного порядка рассмотрения обращений граждан, неправомерный отказ в их приме, затягивание сроков рассмотрения, необъективное разбирательство, принятие необоснованного решения,
предоставление недостоверной информации, разглашение сведений о частной жизни гражданина, а также другие нарушения законодательства об обращениях граждан влекут ответственность виновных должностных лиц государственных и муниципальных служащих. Ответственность наступает в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также законодательством ее субъектов. За перечисленные выше правонарушения виновные должностные лица могут быть отстранены от занимаемой должности и уволены.
Запрещается любое преследование гражданина, связанное с подачей им обращения: уголовное, административное, гражданско-правовое, дисциплинарное, умаление его трудовых, социальных, жилищных, пенсионных и иных прав и т.д. На практике же должностное лицо, не подвергаясь риску быть обвиненным в преследовании гражданина в связи с подачей им обращения с критикой деятельности государственных или муниципальных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц, может обеспечить гражданину множество неблагоприятных последствий и создать такую ситуацию, что гражданин будет вынужден отозвать свое обращение. Еще в 1986 году Пленум Верховного Суда СССР отметил, что нарушение установленного порядка рассмотрения предложений, заявлений и жалоб, бюрократическое отношение к ним, волокита, а также преследование граждан за критику влекут ответственность виновных должностных лиц в соответствии с законодательством вплоть до предания суду (Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 18 апреля 1986 г. № 9 «О применении судами законодательства об ответственности должностных лиц за нарушение порядка рассмотрения предложений, заявлений, жалоб граждан и преследование за критику»). Данным нормативным актом было также постановлено обратить внимание судов на необходимость повышения их роли в борьбе с нарушениями установленного законом порядка рассмотрения писем и обращений граждан. При выявлении таких нарушений, бюрократического отношения к разрешению жалоб и заявлений, волокиты или преследования
граждан за критику частными определениями доводить об этом до сведения вышестоящего в порядке подчиненности органа или должностного лица, трудового коллектива, общественной организации для решения вопроса о применении к виновным мер дисциплинарного или общественного воздействия; при наличии к тому оснований возбуждать уголовные дела по соответствующим статьям уголовного кодекса. Учитывая большое общественное значение дел об ответственности должностных лиц за нарушения, связанные с рассмотрением предложений, заявлений, жалоб граждан и преследованием за критику, рекомендовать судам рассматривать такие дела в выездных заседаниях с привлечением представителей общественных организаций и трудовых коллективов: шире использовать печать, радио и другие средства массовой информации для освещения судебных процессов по этим делам.
Если же имеют место факты преследования гражданина за содержащуюся в его обращении критику, то должностные лица, виновные в совершении таких действий, могут быть привлечены и к уголовной ответственности.
В случае причинения гражданину материального ущерба и морального вреда, наступивших в результате нарушения органом или должностным лицом законодательство об обращениях граждан, он вправе обратиться в суд с заявлением о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда.
В случае причинения гражданину материального ущерба и морального вреда, наступивших в результате нарушения органом или должностным лицом законодательства об обращениях граждан, он вправе обратиться в суд с заявлением о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда.
— Наряду с ответственностью органов и должностных лиц в законодательстве об обращениях граждан предусмотрена ответственность самих граждан. Она наступает в тех случаях, когда в обращении гражданина содержатся материалы клеветнического характера, выражения, оскорбляющие
честь и достоинство и порочащие деловую репутацию других лиц. Граждане в таких случаях привлекаются в установленном законодательством порядке к административной или уголовной ответственности. Граждане, которые систематически предъявляют заведомо необоснованные требования, которые влекут значительные материальные затраты на рассмотрение и проверку их обращений, могут быть привлечены к ответственности в судебном порядке, с компенсацией понесенных затрат за их счет.10
В обязанность органов и должностных лиц в порядке подчиненности входят учет, анализ и обобщение вопросов, содержащихся в обращениях граждан, проверка состояния дел по рассмотрению обращений и устранению причин и условий, порождающих нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.
Предусмотрены систематические отчеты о работе по рассмотрению обращений граждан перед соответствующими органами законодательной или исполнительной власти или перед вышестоящими органами и должностными лицами в порядке подчиненности. Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законодательства об обращениях граждан и принимают необходимые меры по восстановлению нарушенных прав и защите законных интересов граждан, привлекают нарушителей к ответственности.
Рассмотренные вопросы правового регулирования отношений граждан и органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц в процессе реализации конституционной нормы об участии граждан в управлении делами государства, в форме обращений, позволяют сделать вывод, что обращения граждан являются юридически значимыми действиями, порождающими обязанности органов и должностных лиц. Вместе с тем они являются юридическими гарантиями (условиями и средствами), обеспечивающими фактическую реализацию и охрану прав граждан в отношениях с государственными и муниципальными структурами и их должностными лицами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все изложенное позволило сделать следующие выводы
Действующее законодательство под обращениями граждан понимает изложенные в письменной или устной форме предложения, заявления, жалобы, ходатайства, в том числе и коллективные обращения и петиции граждан.
Обращения граждан являются существенным источником информации, необходимой для принятия решений по вопросам государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства.
Статья 2 Закона об обращениях подтверждает и конкретизирует принципиальные положения Конституции РФ, усиливая конституционное право на обращение следующими положениями:
— граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам:
— граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц;
— рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
Обращение может затрагивать как личные вопросы, так и общественные интересы. Обращение в соответствующие органы помогает разрешению многих ситуаций, связанных с нарушением прав граждан, социальными конфликтами, предупреждает массовые акции протеста. Право на обращение (право петиций) обеспечивает двустороннюю связь государства с человеком.
Адресатом обращения может выступать государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо.
Органы и должностные лица, в компетенцию которых входит рассмотрение вопросов, поставленных в предложениях, обязаны рассмотреть их в установленные сроки, объективно оценить, принять мотивированное решение и ответить автору обращения по существу. В случае отказа в принятии или рассмотрении предложения гражданин имеет право обжаловать такие действия в вышестоящую инстанцию.
К системным качествам гарантий данный автор относит:
— Общественная значимость таких гарантий, соответствие их режиму политической власти, уровню демократии, степени культуры членов общества;
— Общественная необходимость гарантий в силу того, что целью всего общественного развития является человек, его свобода и неприкосновенность, инициатива и развитие. Поэтому деятельность государства по обеспечению
гарантий конституционного права на обращение можно рассматривать важнейшей гарантии прав и свобод человека и гражданина вообще;
— Зависимость каждого вида гарантий от общего и целого, от всей системы гарантий, их взаимосвязи между собой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.
Федеральный закон от 2 мая 2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. — № 19. – Ст.2060
Авакьян С.А. Конституционно-правовые проблемы централизма, демократии и децентрализации в современном государстве. Конституционное и муниципальное право. – 2005. — № 8. – С.23-25.
Арановский К.В. Конституционная традиция в российской среде. М.: Юрист, 2002. – 224 с.
Бабурин С.Н. Этапы и черты российского конституционного строительства: Сб.материалов Междунар. научно-практ. конференции. – М.: БЭК, 2003. – 322 с.
Баглай М.В. Конституционализм и политическая система в современной России//Журнал российского права. – 2003. — № 11. – С. 11- 14
Баглай М.В. Конституционное право России. – М.: Юрист, 2008 – 350 с.
Баглай М.В. Конституционная безопасность личности, общества, государства: постановка проблемы в свете обеспечения социальной справедливости и прав человека. // Законодательство и экономика. – 2004. — № 4. – С. 6- 12.
Борисов Г.А. Освоение потенциала Конституции РФ: проблемы и перспективы // Научные труды. Российская академия юр. Наук. – М.: Норма, 2006. – 344с.
Бубон К.В. О частной инициативе и общественных интересах // Адвокат. – 2006. — № 12. – С. 6 – 10.
Габричидзе Б.Н. и др. Конституционное право современной России. – М.: Проспект, 2006. – 684с.
Ген Н.Л. Специфика конституционных норм и особенности их реализации. // Журнал российского права. – 2001. – N 11.
Головистикова А.Н. Конституционное право России. – М.: Юрист, 2007 – 480с.
Григонис Э., Григонис В. Конституционное право России. Курс лекций. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 656с.
Енгибарян Р.В. Конституционное право. – М.: ИНФРА – М, 2007. – 326с.
Права и свободы человека и гражданина. / Под ред. К.А.Экшатайна. – М.: Статут, 2006. – 544с.
Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации. – М.: Кронус, 2005. – С. 412с.
Кравец И.А. Формирование российского конституционализма (проблемы теории и практики). – М.: Статут, 2006. – 544с.
Лазарев В.В. Поиск права // Журнал российского права. – 20047. — № 7. – С. 11.
Мау В. Конституция 1993 года и экономические реформы в России // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. – 2003. — № 3.
Ноздрачев А.Ф. Гражданин и государство: взаимоотношения в XXI веке // Журнал российского права. – 2005. — № 9. – С. 12-14.
Страшун Б.А. конституция установила общеобязательные правила политической игры, провозгласила нерушимость и приоритет прав человека // Законодательство и экономика. – 2003. — № 12. – С.34 – 38.
Тихомиров Ю.А. Публично-правовое регулирование: динамика сфер и методов // Журнал российского права. – 2001- № 5. – С. 12 – 16.
Фирулева Л.Д. Гражданское общество. // Социально-политическое развитие России: проблемы, поиски, решения. – М.: Норма, 2007. – 308с.