Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Президент Республики Беларусь и судебная власть

--PAGE_BREAK--ГПК Республики Беларусь (ст.17) устанавливает, что в целях охраны сведений, содержащих государственную, коммерческую тайну или тайну усыновления, либо других сведений, разглашение которых запрещено законом, проводится закрытое судебное заседание. Для предотвращения разглашения информации, которая касается интимных сторон жизни граждан или порочит их честь, достоинство или деловую репутацию, суд может слушать дело в целом или совершать отдельные процессуальные действия в закрытом судебной заседании. Кроме того, гражданский процессуальный закон устанавливает, что любое дело может быть рассмотрено судом в закрытом судебном заседании по просьбе сторон или одной из них при отсутствии возражений юридически заинтересованных в деле лиц.
Статьей 23 УПК также установлено, что разбирательство уголовного дела в закрытом судебном заседании допускается лишь в интересах обеспечения охраны государственных секретов и иной охраняемой законом тайны, а также по делам о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими 16 лет, по делам о половых преступлениях и другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц либо сведений, унижающих их достоинство, и в случае, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля или иных участников уголовного процесса, а также членов их семей или близких родственников и других лиц, которых они обоснованно считают близкими.
По делам, слушание по которым осуществляется в закрытом судебном заседании, публично провозглашается только резолютивная часть решения или приговора суда.
Конституция также закрепляет принцип осуществления правосудия на основе состязательности и равенства сторон (ст.115). Ст.24 УПК Республики Беларусь определяет, что функции обвинения, защиты и осуществления правосудия отделены друг от друга, и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо.
Обязанность доказывания в судебном разбирательстве предъявленного лицу обвинения возлагается на сторону обвинения. Стороны судебного разбирательства пользуются равными правами по представлению и исследованию доказательств, заявлению ходатайств, высказыванию мнения по любому вопросу, имеющему значение по уголовному делу, участию в судебных прениях. Суд создает необходимые условия для осуществления предоставленных сторонам прав и выполнения ими процессуальных обязанностей.
ГПК в ст.19 закрепил правило, согласно которому в споре между собой стороны обязаны добросовестно пользоваться принадлежащими им материальными и процессуальным и правами и исполнять процессуальные обязанности.
Проведение судебного разбирательства на основе состязательности обеспечивает всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела, вынесение законных и обоснованных судебных постановлений.
Принцип общеобязательности судебных постановлений (ч.2 ст.115 Конституции) означает, что вступившие в законную силу судебные постановления обязательны для всех граждан, в том числе должностных лиц, а также юридических лиц и подлежат исполнению на всей территории Республики Беларусь. Обязательность судебных постановлений не лишает заинтересованных лиц возможности обратиться в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов, спор о которых судом не был рассмотрен и разрешен.
Ст.423 УК устанавливает ответственность должностного лица за неисполнение приговора, решения или иного судебного акта, вступившего в законную силу, либо воспрепятствование их исполнению.
Право сторон на обжалование судебных постановлений предусмотрено ч.3 ст.115 Конституции. Международный пакт о гражданских и политических правах закрепляет, что каждый, кто осужден за какое-либо преступление, имеет право на то, чтобы его осуждение и приговор были пересмотрены вышестоящей судебной инстанцией согласно закону. Это неотъемлемое право гражданина, который подвергается мерам уголовного наказания. Если он не согласен с судебным решением, то вправе настоять на пересмотре дела и лично участвовать в судебном заседании. Право обжаловать приговор суда имеют и другие участники процесса, которых он лично касается или которые представляют по делу интересы других лиц.
Ст.399 ГПК устанавливает возможность обжалования не вступившего в законную силу решения суда в суде кассационной инстанции сторонами и другими юридически заинтересованными в исходе дела лицами, если суд вынес решение об их правах и обязанностях.
Решение Верховного Суда Республики Беларусь обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит. Эта норма, закрепленная в ГПК, дает основание некоторым специалистам в области права сомневаться в ее конституционности, поскольку ст.60 Конституции гарантирует каждому защиту его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки. Подобно этому, ст.343 ГПК устанавливает, что решение суда по жалобе на действия избирательных комиссий вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит. Ст.360 закрепляет, что решение по результатам рассмотрения жалобы на решения Апелляционного совета патентной экспертизы при патентном органе не подлежат обжалованию в кассационном порядке.
Вступившие в законную силу судебные постановления, кроме постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, могут быть пересмотрены в порядке судебного надзора (ст. 436 ГПК).
Ст.370 УПК устанавливает право кассационного обжалования и опротестования приговора. УПК определяет порядок пересмотра вступивших в законную силу приговора, определения, определения, постановления суда в порядке надзора.
Часть 5 статьи 365 УПК закрепляет, что если обвиняемый осужден к исключительной мере наказания – смертной казни, председательствующий разъясняет ему право ходатайствовать о помиловании после вступления приговора в законную силу. Помилование осужденных в Республике Беларусь осуществляет Президент (п.19 ст.84 Конституции).
Действующее законодательство предусматривает также возможность проверки законности и обоснованности судебных постановлений, вступивших в законную силу (производство по вновь открывшимся обстоятельствам).

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
В соответствии с принципами разделения властей и независимости судей Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Однако Конституция Республики Беларусь закрепляет некоторые основные формы взаимодействия Главы государства и судебной власти.
1. Рекомендация №R(34)12 Комитета министров Совета Европы от 13 октября 1994 года, закрепляет, что кроме решений об амнистии, помиловании или по аналогичным вопросам, правительство или администрация не могут принимать решений, которые ретроактивно отменяют судебные постановления.
В соответствии со ст.97 Конституции рассмотрение проектов законов об амнистии входит в компетенцию Палаты Представителей Национального Собрания. П.19 ст.84 Конституции закрепляет право Президента осуществлять помилование осужденных. Помилование отличается от амнистии тем, что оно осуществляется в отношении конкретных лиц по их ходатайству либо иных уполномоченных лиц и органов.
Согласно мерам, гарантирующим защиту прав лиц, приговоренных к смертной казни, одобренным Экономическим и Социальным Советом ООН 25 мая 1984 года, каждый приговоренный к смертной казни имеет право на подачу прошения о помиловании или замене приговора; помилование или замена приговора может быть предоставлено во всех случаях вынесения смертного приговора. Смертный приговор не может быть приведен в исполнение до рассмотрения прошения о помиловании.1
Положением, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь 03.12.1994г. №250 определяется порядок осуществление помилования граждан, осужденных судами Республики Беларусь. В соответствии  с Положением, Президент Республики Беларусь кроме ходатайств о помиловании рассматривает:
— материалы в отношении лиц,  приговоренных к смертной казни, не ходатайствующих о помиловании;
— представления Председателя Верховного Суда либо Генерального прокурора о применении помилования к лицам, осужденным судами республики  к смертной казни;
— заявления лиц, отбывших наказания, об освобождении от возмещения материального ущерба, подлежащего взысканию по приговорам судов Республики Беларусь в пользу государства или государственных организаций, находящихся в республиканском и местном подчинении.
Согласно п.2 указанного Положения помилование осужденных осуществляется в виде:
1) замены смертной казни лишением свободы; 2) полного или частичного освобождения от отбывания как основного, так и дополнительного наказания; 3) замены наказания или его не  отбытой части более мягким наказанием; 4) снятия судимости.
Помилование применяется, как правило, по личным ходатайствам осужденных. Ходатайства о помиловании рассматриваются только после вступления приговоров в законную силу. Ходатайства о помиловании подаются осужденными через администрацию исправительно-трудового учреждения либо иного органа, исполняющего приговор, и направляется на рассмотрение Президенту  Республики Беларусь  с приложением копий всех приговоров, определений и постановлений судов, подробных характеристик о работе и поведении осужденных с указанием мнения администрации и мнения наблюдательных комиссий или комиссии по делам несовершеннолетних  по существу ходатайства, а также других документов и данных, имеющих значение для рассмотрения вопросов о применении помилования.
В соответствии с п.5 Положения, при рассмотрении ходатайств о помиловании принимается во внимание:
— характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность осужденного, его поведение, отношение к труду, участие в работе самодеятельных организаций в местах лишения свободы, срок отбытого наказания и другие заслуживающие внимания обстоятельства;
— мнение администрации ИТУ или другого органа, исполняющего приговор, наблюдательных комиссий, комиссии по делам несовершеннолетних, общественных объединений и трудовых коллективов, а по заявлениям об освобождении от возмещения материального ущерба по приговорам судов и в иных необходимых случаях также мнение исполнительного комитета районного, городского Советов депутатов, местной администрации.
К особо опасным рецидивистам, а также лицам, к которым ранее были применены амнистия, помилование, условно-досрочное освобождение от наказания или замена не отбытой части наказания более мягким,  условное освобождение из МЛС с обязательным привлечением к труду, если они до погашения или снятия судимости вновь совершили умышленное преступление, помилование применяется только в исключительных случаях.
П.7 Положения определяет сроки обращения с ходатайством о помиловании.
Ходатайство о помиловании осужденных, а также иные материалы до внесения их на рассмотрения Президента предварительно рассматриваются Комиссией по вопросам помилования при Президенте Республики Беларусь. Комиссия образуется Президентом на срок его полномочий и действует в составе председателя, двух заместителей председателя и членов Комиссии. Количество членов Комиссии устанавливается Президентом. Комиссия может приглашать на свои заседания представителей органов государственной власти и управления, общественных объединений, трудовых коллективов, средств массовой информации. Ходатайства, представления и иные материалы с предложениями Комиссии вносятся на рассмотрение Президента. Ходатайства о помиловании лиц, осужденных к лишению свободы и более мягкому наказанию, а также заявления об освобождении  от возмещения материального ущерба вносятся  на рассмотрение Президента при наличии предложений Комиссии о применении помилования. Если Комиссия не нашла оснований для вынесения предложений о применении помилования, об этом доводится до сведения Президента, заявителям сообщается об отклонении ходатайств.
Помилование и отклонение ходатайств о помиловании осужденных к смертной казни, а также помилование осужденных к лишению свободы или другим более мягким мерам наказания производится указами Президента Республики Беларусь.
Указы Президента о помиловании и об отклонении ходатайств о помиловании направляются к исполнению в Верховный Суд либо в МВД РБ.
Сообщения об исполнении указов Президента в отношении лиц, осужденных к смертной казни, направляются Президенту  Верховным Судом и Прокуратурой Республики Беларусь, а в отношении лиц, осужденных к другим мерам наказания, — органами, на которые возложено исполнение этих указов.
В случаях отмены или изменения приговоров по вновь открывшимся обстоятельствам либо в порядке надзора в отношении осужденных, к которым Президентом Республики Беларусь ранее было применено помилование, судьи информируют о принятых решениях Президента Республики Беларусь.
Контроль за своевременным исполнением указов Президента возлагается на отдел по вопросам гражданства и помилования Администрации Президента Республики Беларусь.
2.Декретом Президента от 21 октября 1997 года №20 было установлено, что высшим органом самоуправления судей Республики Беларусь является съезд судей. Съезд осуществляет свои полномочия в составе судей Конституционного Суда, общих и хозяйственных судов Республики Беларусь. Этим же Декретом закреплялась компетенция съезда судей, определялся порядок его созыва, а также иные вопросы деятельности съезда судей, в том числе материально-технического обеспечения его деятельности Советом Министров. В последующем в Закон “О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь” в соответствии с названным декретом были внесены изменения. Декрет постановил провести первый съезд судей Республики Беларусь 5 декабря 1997 года.
Президент принимает участие в формировании органов судебной власти. Конституция Республики Беларусь 1994 года предусматривала избрание судейского корпуса Конституционного Суда, Высшего Хозяйственного Суда и Верховного Суда Верховным Советом, а кандидатуры на должности Председателей высших судов представлялись Президентом (п.7 ст.83 и п.5 ст.100 Конституции 1994 года). Назначение судей Республики Беларусь кроме тех, избрание которых было отнесено к компетенции Верховного Совета (п.10 ст.100 Конституции).
В Конституции Республики Беларусь с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме в 1996 году, компетенция Президента в области формирования судейского корпуса несколько изменилась. Так, в настоящее время Президент назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда с согласия Совета Республики. Указанные лица избираются из числа судей этих судов (п.8 ст.84 Конституции). Регламент Совета Республики определяет порядок дачи согласия на назначение Председателей высших судов. Кандидатуры на указанные должности представляются Президентом или уполномоченным им должностным лицом. После представления этих кандидатур Совет Республики не позднее 10 дней с момента представления Президентом в период проведения сессии Совета Республики и не позднее 10 дней с момента начала ближайшей сессии Совета Республики, если соответствующее представление получено в период перерыва между сессиями.
При отклонении Советом Республики кандидатуры, представленной Президентом для назначения на вышеуказанные должности, Совет Республики принимает постановление, которое направляется Президенту. В случае, если и повторная кандидатура на вышеуказанные должности будет отклонена, Совет Республики может обратиться к Президенту с предложением о проведении консультаций с целью преодоления возникших разногласий.
По вопросам дачи согласия на назначение Председателей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда проводится открытое или тайное голосование Совета Республики. Постановление принимается большинством голосов.
Аналогичная процедура проводится и при назначении на должность судей Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда.
В соответствии с законом “О судоустройстве и статусе судей” Верховный Суд Республики Беларусь состоит из Председателя, первого заместителя, заместителей Председателя, судей Верховного Суда и действует в составе: судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии и судебной коллегии по патентным делам, Пленума Верховного Суда, Президиума Верховного Суда. Декретом от 21 января 1999 года №1 “О численном составе судей Верховного Суда” устанавливается, что численный состав судей Верховного Суда определяется Президентом. Указ от 25 января 1999 года №54 “О некоторых вопросах деятельности Верховного Суда” (в редакции Указа №6 от 4.01.2000г.) в целях повышения деятельности Верховного Суда установил количество судей и работников аппарата этого суда 51 и 79 единиц соответственно. Председателю Верховного Суда было предоставлено право утверждать штатное расписание и структуру аппарата Верховного Суда в пределах установленной численности работников этого суда.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Высший Хозяйственный Суд возглавляет систему хозяйственных судов, несёт ответственность за выполнение задач, возложенных на хозяйственные суды, также организацию, состояние и совершенствование их деятельности. Высший Хозяйственный Суд состоит из судей Высшего Хозяйственного Суда, в том числе Председателя, первого заместителя и заместителей Председателя Численность заместителей Председателя Высшего Хозяйственного Суда определяется Президентом. Количественный состав Высшего Хозяйственного Суда устанавливается Президентом по представлению Председателя этого Суда. Высший Хозяйственный Суд действует в составе Пленума, Президиума (образован Декретом Президента от 29 сентября 1998 года №17 в составе Председателя, первого заместителя, заместителей Председателя и пяти судей Высшего Хозяйственного Суда. Декрет также определял полномочия Президиума), коллегии по проверке законности решений хозяйственных судов и судебных коллегий по разрешению отдельных категорий споров. В Высшем Хозяйственном Суде также действует квалификационная коллегия судей. Указ Президента Республики Беларусь от 24 июня 1997 года №337, вступивший в силу с 1.07.1998г. постановил увеличить численность судей и специалистов Высшего Хозяйственного Суда соответственно на 4 и 7 единиц. Кроме того, ст.11 Закона о хозяйственных судах в Республике Беларусь закрепляет, что не реже одного раза в год Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь информирует о деятельности хозяйственных судов Президента Республики Беларусь, а также Палату Представителей и Совет Республики Национального Собрания.
Если Конституция 1994 года в ст.126 ранее предусматривала формирование Конституционного Суда Верховным Советом, то действующая редакция Конституции закрепляет назначение судей Конституционного Суда Президентом и Советом Республики на паритетной основе. Шесть судей назначаются Президентом (п.10 ст.84), шесть судей избираются Советом Республики (п.4 ст.98). При этом необходимо учитывать требования к судьям Конституционного Суда, закрепленные в ст.116 Конституции: “Конституционный Суд формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень”.
 В соответствии с п.11 ст.84 Президенту также предоставлено право освобождать от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики (основания прекращения полномочий судьи предусмотрены ст.72 и ст.75 закона “О судоустройстве и статусе судей”, а также ст.15 закона “О Конституционном Суде Республики Беларусь”.
Президент назначает и иных судей Республики Беларусь (п.10 ст.84 Конституции).
Ст.7 закона “О судоустройстве и статусе судей” регламентирует порядок образования судов Республики Беларусь. Суды образуются на основах выборности или назначаемости судей. Судьи областных, Минского городского, районных (городских), военных судов, хозяйственных судов областей, а также специализированных судов назначаются Президентом и исполняют свои обязанности бессрочно, кроме назначаемых на должность судьи впервые. Судьи, назначаемые на должность впервые, назначаются бессрочно после 5 лет работы судьей. Судьи по административным делам и исполнительным производствам назначаются Президентом сроком на 5 лет. При назначении лица на должность судьи учитывается время работы судьей по административным делам и исполнительным производствам.
Районный (городской) суд образуется в районе, городе областного подчинения, не имеющем районного деления, районе в городе. Президентом по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда может быть образован один районный (городской) суд на район или город. Так, Указом Президента от 4 мая 1999 года №250 “О преобразовании судов районов и городов областного подчинения, имеющих общий административный центр” в целях приведения судебной системы в соответствие с административно-территориальным делением Республики Беларусь некоторые районные и городские суды были преобразованы в районные суды.
Состав районного (городского) суда определяется ст.19 закона “О судоустройстве и статусе судей”. Районные (городские) суды состоят из председателя суда, судей и судей по административным делам и исполнительным производствам. Председатель районного (городского) суда, а также его заместитель назначаются сроком на 7 лет. Количество судей для каждого районного (городского) суда устанавливается Президентом по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда.
Указом Президента от 3 мая 1997 года №269 “Об установлении количества судей по административным делам и исполнительным производствам в районных (городских) судах” в составе районных (городских) судов Брестской области было установлено 10 судей по административным делам и исполнительным производствам, в Витебской -  14 судей; в Гомельской -  11 судей; Гродненской – 12 судей; Минской области – 16; Могилевской области – 11, и в районных судах г.Минска – 16 судей. Указ от 21 апреля 1999 года №227 “Об увеличении численности судей по административным делам и исполнительным производствам в районных (городских) судах” постановил увеличить численность судей на 95 единиц.
В соответствии со ст.24 закона “О судоустройстве и статусе судей” областной, Минский городской суд состоят из Председателя суда, судей и действуют в составе судебных коллегий и президиумов судов. Количество, состав этих судов также устанавливается Президентом по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда. Своим указом от 6 августа 1997 года №424 Президент постановил увеличить количество судей областных и Минского городского судов на 12 единиц. Количество судей некоторых районных (городских) судов в соответствии с этим указом также увеличилось на 9 единиц.
Ст.33 закона “О судоустройстве и статусе судей” закрепляет порядок образования межгарнизонных военных судов. Межгарнизовнные военные суды образуются Президентом Республики Беларусь с учетом численности и дислокации вооруженных сил Республики Беларусь и других воинских формирований по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда. Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 1999 года №41 “О военных судах Республики Беларусь и Военной коллегии Верховного Суда” в целях упорядочения деятельности военных судов и Военной коллегии установил, что судьи военных судов Республики Беларусь и Военной коллегии Верховного Суда назначаются на должности из числа военнослужащих, имеющих офицерские звания и на них распространяется действие актов законодательства, регламентирующих статус судей и военнослужащих. Финансирование деятельности этих судов, обеспечение их транспортными средствами, связью, оружием, охраной, служебными и жилыми помещениями осуществляет Министерство обороны за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете на содержание органов судебной власти и выделенных на эти цели данному министерству.
Белорусский военный суд состоит из председателя суда, заместителей председателя, судей и действует в составе судебных коллегий. Должность заместителя председателя была введена в штатное расписание Указом Президента от 19 февраля 1996 года №81 “О реорганизации военных судов Республики Беларусь”, который одновременно упразднил должность помощника председателя.
Закон о хозяйственных судах в ст.27 установил, что в областях Республики Беларусь действуют хозяйственные суды областей, к которым приравнивается также суд города Минска, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, — также специализированные хозяйственные суды областей и г.Минска. Хозяйственные суды состоят из судей, в том числе Председателя и заместителей Председателя. Хозяйственный суд г.Минска был создан с 1 января 1999 года Указом Президента от 10.11.1998г. №540 путем выделения его из хозяйственного суда Минской области. Численность судей хозяйственного суда г.Минска была установлена в количестве 18 единиц, а численность хозяйственного суда Минской области – в количестве 10 единиц.
Таким образом, Президент Республики Беларусь имеет широкие полномочия в области формирования судейского корпуса, несмотря на то, что назначение судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда производится Президентом совместно с верхней палатой Парламента. Следует отметить, что в демократических странах в процедуре наделения кандидатов судейскими полномочиями участвуют различные ветви власти, что позволяет обеспечить независимость судей и суда. По нашему мнению, наиболее приемлемым следует считать смешанный способ наделения судей судейскими полномочиями, который состоит в сочетании избрания и назначения судей, поскольку назначение судей может производить с учетом их лояльности к власти, по их убеждениям. Кроме того, назначение отстраняет население от участия в формировании судейского корпуса. Так, еще в июле 1996 года в беседе с журналистами, отвечая на вопрос о взаимоотношениях с судебной властью, нынешний президент Беларуси А.Лукашенко сказал: “…по Конституции она [судебная власть] является фактически президентской. Да, декларирована самостоятельность судов, но назначает и смещает судей с занимаемых должностей, кроме членов Верховного Суда, президент. В силу этого президенту проще проводить свою политику через судебную власть.”1
На наш взгляд, кроме того, следует отдать предпочтение избранию судей высших судов Парламентом, как это производится на Украине, где судьи избираются Радой по представлению Президента; и в Российской Федерации, где по представлению Президента судьи избираются Советом Федерации. Обеспечивается, таким образом, более демократичный порядок в большей степени легитимность судебной власти, ее авторитет, независимость.
По нашему мнению, более демократичным следовало бы считать назначение Председателей судов не Президентом, а избрание их самими судьями из состава суда (например, в Российской Федерации Председатель Верховного Суда избирается из числа судей. Такой же порядок установлен и на Украине). В связи с развитием судейского самоуправления следует вовлекать в этот процесс также органы судейского самоуправления.
Рекомендация №R(34)12 Комитета министров Совета Европы от 13 октября 1994 года закрепляя общие принципы независимости судей, устанавливает, что все решения, касающиеся профессионального роста судей, должны основываться на объективных критериях и принципе конкурсного отбора, а служебный рост судей должен зависеть от их личных заслуг с должным учетом квалификации, моральных качеств и работоспособности. Орган, принимающий решение об отборе и продвижении судей, должен быть независим от правительства и администрации… Однако, когда положения конституции, законодательных актов или традиции допускают назначение судей правительством, должны существовать гарантии транспарентности и практической независимости процедур назначения судей, а также защиты решений от влияния различных факторов, не связанных с упомянутыми выше объективными критериями. В качестве таких гарантий, может, например, выступать одна из следующих мер:
1)                        создание специального независимого компетентного органа, который выносил бы правительству рекомендации для выполнения в практической деятельности; или
2)                        предоставление права обжалования решений в индивидуальном порядке в независимый орган; или
3)                        создание органа, который обеспечил бы защиту решений от необоснованного или постороннего влияния.
3. В соответствии с Законом о судоустройстве и статусе судей, условия оплаты труда судей Республики Беларусь устанавливаются Президентом. При этом необходимо учитывать квалификационный класс и стаж работы на должности судьи. Указом Президента от 4 декабря 1997 года №625 “Об упорядочении оплаты труда судей, материально-техническом и кадровом обеспечении судов Республики Беларусь” было установлено, что заработная плата судей состоит из должностного оклада, надбавок за квалификационный класс и выслугу лет, премий и иных выплат в соответствии с законодательством. Порядок и условия присвоения судьям квалификационных классов, а также размеры надбавок за квалификационные классы и выслугу лет определяются Президентом Республики Беларусь. Выплата заработной платы судьям производится за счет средств республиканского бюджета. Указ устанавливает, что размеры должностных окладов Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда и других судей судов Республики Беларусь устанавливается Президентом. Размеры должностных окладов судей устанавливаются в процентном отношении к должностным окладам Председателей высших судов. Указом от 28 декабря 1999 года №772 были утверждены размеры надбавок к должностным окладам за квалификационные классы судей Республики Беларусь.
Судьи Республики Беларусь обеспечиваются бесплатной форменной одеждой в порядке и на условиях, определяемых Президентом.
В целях обеспечения единых принципов и условий материального и социального обеспечения служащих государственного аппарата и приравненных к ним лиц Декрет Президента №16 от 9 сентября 1997 года установил, что вознаграждения государственных служащих за публикацию и за выступление в качестве государственного служащего, а также за публикации и выступления, в которых использованы материалы (сведения), полученные в связи с исполнением служебных обязанностей, могут выплачиваться в порядке, определяемым Правительством, по согласованию с Президентом. Декретом урегулировано время выхода в отставку служащих госаппарата. Так, Председатели Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда имеют право на отставку в определенном законодательством порядке независимо от времени нахождения в должности. Судьи Конституционного Суда, общих, хозяйственных и иных предусмотренных законами судов -  при наличии общего трудового стажа для мужчин не менее 30 лет, для женщин – не менее 25 лет  и стажа работы в качестве госслужащего не менее 20 лет. Право на отставку по указанному основанию может быть реализовано только один раз.
Декрет также определяет порядок предоставления служебных помещений судьям и прокурорским работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Лицам, проработавшим на должностях, дающих право на получение служебных жилых помещений, от 10 до 20 лет (судьям Конституционного Суда – от 8 до 11 лет), жилое помещение предоставляется (предоставляемое служебное помещение передается) в пользование по договору найма, а проработавшим на указанных должностях свыше 20 лет (из них не менее 10 лет после вступления в силу указанного Декрета) передается в собственность бесплатно с учетом жилищной квоты (суммы квот), установленной законодательством. В случае освобождения от исполнения обязанностей (увольнения) судьи или прокурорского работника в связи с невозможностью исполнения своих обязанностей по состоянию здоровья или признания его недееспособным в определенном законом порядке, ликвидации госоргана, сокращения численности или штатов, а также в случае гибели (смерти) судьи или прокурорского работника в связи с исполнением служебных обязанностей предоставленные служебные помещения передаются в пользование по договору найма независимо от стажа его работы на соответствующей должности. В случае гибели (смерти) судьи или прокурорского работника в связи с исполнением служебных обязанностей членам семьи погибшего (умершего), состоящим вместе с ним на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и сохранившим право состоять на таком учете, в течение 6 месяцев со дня гибели (смерти) судьи или прокурорского работника предоставляется благоустроенное жилое помещение на условиях договора найма.
Судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда обеспечиваются жилыми помещениями Управлением делами Президента Республики Беларусь, а судьи иных судов и прокурорские работники – соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами. Госслужащим, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются льготные кредиты для строительства (приобретения) индивидуального жилого дома или квартиры в порядке, определяемом законодательством. Декретом установлено, что акты законодательства по вопросам материального и социального обеспечения государственных служащих, следствием принятия (издания) которых может быть создание или увеличение расходов государственных средств, принимаются (издаются) лишь с согласия Президента либо по его поручению -  Правительства.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 1 Хід проведення олімпіади
Реферат The Masque Of The Red Death 2
Реферат My last day off
Реферат Святой Мученик Петр Алеут
Реферат Международные стандарты финансовой отчетности в системе бухгалтерского учета. Составление отчета о прибылях и убытках
Реферат Крешителли, Альберико
Реферат Помарес Ордоньес, Херман
Реферат Канцэпт "шчасце" у мове сучаснай беларускай паэзіі
Реферат Дослідження логічних елементів емітерно-зв’язаної логіки
Реферат Расчет кардиографа
Реферат Основные направления совершенствования эффективности организации сбытовой деятельности на предприятии
Реферат Малабарский ток
Реферат «Комплексный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы». В течении месяца заведующая детским садом, медсестра, старший воспитатель проводили наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием детей в доу. Воспитатели поделились о
Реферат 1. Сущность маркетинга и его современные концпеции
Реферат Сорбционные методы экстракорпоральной интоксикации