Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Преступления против собственности 2

--PAGE_BREAK--
    продолжение
--PAGE_BREAK--
    продолжение
--PAGE_BREAK--
    продолжение
--PAGE_BREAK--Неразвитость навыков полноценного культурного межличностного общения влечет преувеличение со стороны таких лиц значения алкоголя. На самом же деле происходит нравственное и физическое разрушение человека, что способствует усилению его социальной и психологической деградации, конфликтности, развивает предрасположенность к попаданию в криминогенные ситуации, решению конфликтов с помощью насилия.
Как алкогольные напитки, так и наркотические средства, потребление которых все чаще отмечается у преступников, становится не просто средством, облегчающим контакты, дающим состояние эйфории, но вызывает коренное всей ранее сложившейся системы мотивов и потребностей, а со временем превращается в один из главных стимулов поведения. Неудивительно, что для преступников характерна ненадежность моральных ориентацией, а современная преступность становится все более дерзкой и жестокой.
Дефекты воспитания, антиобщественная направленность личности преступника не способствует наличию у нее всех общественно полезных взаимодействий, характерных для законопослушной личности, соответствующей по возрасту, полу, уровню образования, профессии и т.п. Не получив полноценного воспитания, многие преступники испытывают затруднения в построение собственной семьи, взаимоотношениях с супругом, детьми. Личность лишенная нормальных взаимоотношений, ориентируется на группу  единомышленников, для которых так же характерна антиобщественная ориентация.[14]
К четвертой группе признаков структуры личности преступника можно отнести психические процессы, свойства и состояния личности.
Исследования показывают, что неблагоприятные условия формирования личности преступника обуславливают наличие таких характерных для современного преступника черт его личности, как эмоциональная неустойчивость и недисциплинированность, конфликтность, неадекватное реагирование на внешние раздражители, несовпадение субъективного восприятия и оценки опасностей, исходящих от внешнего окружения, с реальным состоянием;  легкая внушаемость, подверженность негативному воздействию как со стороны сверстников, так и старших по возрасту, особенно обладающих близкими по системе ценностей.
В этой связи для таких личностей очень важно самоутверждение как в собственных глазах, так и на социально психологическом уровне (одобрение со стороны членов референт ной группы).[15]
При анализе признаков личности преступника большое значение имеет состояние психики личности. Как показывает исследование, часть преступников страдают психическими аномалиями, тем не менее, не исключающими вменяемости. По данным разных авторов, доля лиц с психическими нарушениями и прошедших судебно-психиатрическую экспертизу, колеблется от 30 до 68,8%. [16]
В этой связи в числе лиц, имеющих психические аномалии, учитываются так же лица, страдающие алкоголизмом; без последних удельный вес преступников с психической патологией составляет около 30%.[17] Развитие этих черт обуславливает закрепление в личности преступника такого качества, как невосприимчивость к любым формам социального контроля.
Лица, совершающие корыстные преступления имеют множество общих черт. Это относится к мотивации и целям корыстных преступных действий, образу жизни таких лиц, значительная часть которых совершает хищения чужого имущества
Подавляющее большинство изученных расхитителей ранее к уголовной от­ветственности не привлекалось. Доля ранее судимых лиц наиболее велика сре­ди расхитителей,  представляющих третью группу, причем в прошлом они под­вергались уголовному наказанию как за совершение корыстных, так и насильственных преступлений и хулиганства. Однако доля многократно судимых лиц среди них весьма невелика. Меньше всего ранее судимых лиц было среди расхитителей, относящихся к первой группе.
Преступная деятельность расхитителей обычно продолжается длительное время — от нескольких месяцев до нескольких лет, причем основная масса преступ­лений совершается в группе /около 70%/. Длительный характер большинства хищений приводит к тому, что в орбиту преступной деятельности втягивают­ся новые лица, в трудовых коллективах создается неблагополучная нравственно-психологическая атмосфера, и конечно, возрастают размеры наносимого этими преступниками материального и морального ущерба.
Немалое число хищений включает в себя 1-2 эпизода, после чего винные были изобличены. Лидерами преступных групп чаще были бывшие руководители и рядовые инженерно-технические работники,. Реже — лица, занятые физическим трудом, как правило, похищали то, к чему имели непосредственный доступ, и то, что производилось с их участием.
Следует остановиться на одной важной особенности, присущей многим рас­хитителям и имеющей непосредственное отношение к объяснению их преступ­ного поведения. Эта особенность заключается в том, что, как показали
беседа с ними, у большинства из них почти полностью отсутствует какой либо самоупрек нравственного характера по поводу совершенного хищения. Боль­шинство опрошенных ни в коей мере не признает, что они совершили аморальные действия и считают себя неспособным   к совершению корыстных преступле­ний. Создается впечатление, что чужое имущество воспринимается ими как некая природная среда, никому в целом не принадлежащая и не имеющая хозяина, из которого поэтому можно брать что и сколько угодно, а единственный ограничителем или препятствием является наказание или страх подвергнуться ему. Особенно это характерно для тех, кто совершал хищения в сельском хозяйстве, на рыбных промыслах и т.д.
Размыванию контуров субъекта собственности в представлении расхитителей способствует и то, что данный предмет, похищаемый данным лицом, был создан его же руками и тем самым субъективно воспринимается как частично принадлежащий ему как производителю. Это их примитивизированное отношение к по­хищаемому имуществу существенно отличается от отношения к чужому имуществу, лиц, совершающих кражи. В глазах последних такое имущество имеет «хозяина», поскольку, в частности, не создается с приложением их труда. Мы полагаем, что подобное отношение расхитителей к социалистическому имуществу являет­ся следствием серьезных упущений и недостатков в нравственном и правовом воспитании трудящихся, в работе по преодолению чуждой психологии. Именно поэтому многие виновные в хищениях не попинают, в чем их вина и за что их наказали.
Эдвин М.Шур приводит интересные результаты одного исследования, в котором был затронут вопрос о том, что отношение публики к хищению зависит от представления о гипотической организации, против которой направлено прес­тупление. Опрашиваемые говорили, что они меньше всего колебались бы, если бы речь шла о хищении в крупной частной фирме, несколько больше — если  бы перед ними оказалось правительственное ведомство и еще  больше — если бы это  было мелкое частное заведение.[18] Как мы видим, здесь отношение к преступлению меняется и чисто психологически в зависимости от того, насколько «отчетлив» и «ясен» тот или те, кому принадлежит организация. Больше всего колебаний  было в отношении мелкого частного заведения, имеющего вполне определенного хозяина.
В целом верно мнение, что расхитителям свойственны частноспособственнические устремления, корыстно-потребительские взгляды на жизнь, отношение к государственной  собственности как к «ничейному», к «казенно-отчужденному» имуществу, что порождает иждивенческие настроения, приводит к игнорированию основополагающего социалистического принципа распределения материальных благ по труду. Эти черты и свойства у разных расхитителей выражены по разному. По степени стойкости среди них можно выделить до 100% лиц, которые наряду с паразитическими отношением к государственной собственности обнаруживают отрицательное отношение к некоторым другим сторонам общественной жизни, весьма циничны, аполитичны, легко приспосабливаются к условиям, способствующим хищениям, и сами создают таковые; в достижении цели весьма активны, инициативны, предприимчивы, изобретательны, используют подкуп, взяточничество, связи, протекционизм.[19]
По многим объективным и субъективным признакам лица, совершающие кражи, составляют весьма социальную запущенную категорию правонарушителей. Они представляют собой одну из наиболее рецидивоопасных, устойчивых в антиобщественных взглядах, привычках и поведении часть преступников, весьма значительную по численности и активную по силе негативного влияния на других, в том числе тех, кто отбывает наказание  в местах лишения свободы.
Преступная деятельность воров начинается раньше, чем у многих других правонарушителей. Следовательно, они уже в более молодом возрасте включаются в соответствующие отношения как с обществом в лице его правоохранительных органов, так и теми, кто также нарушает уголовно-правовые запреты. У них рано накапливается значительный антиобщественный опыт. формируются соответствующие взгляды и представления, склонности и привычки к антисоциальному образу жизни, разрешению возникающих жизненных трудностей противоправным путем. Раннее включение в противоправную деятельность приводит к тому, что воры по сравнению с расхитителями и даже многими насильственными преступниками и хулиганами более дезадаптированы, находятся в большей социально-психологической изоляции: от микросреды, ее ценностей, позитивного общения.
При всей важности всестороннего учета криминогенных качеств личности с их помощью невозможно полностью раскрыть причины совершения, в частности, корыстных преступлений хотя бы по тому, что большинство лиц с низким уровнем образования и культуры вообще не совершает никаких преступлений. Следовательно, надо искать иные возможности объ­яснения, в психологическом анализе, дополняемом сведениями уголовно правового и социологического характера.
Одной из существенных характеристик правонарушителей является наличие или отсутствие у них постоянного места жительства, Этот  фак­тор, как известно, существенно характеризует личность, ее отношения. содержание и направленность потребностей и интересов, уровень культу­ры и социальные притязания. Он непосредственно связан со способом по­лучения средств к существованию. Лица, не имеющие постоянного песта жительства, как правило, дезадаптированы, выключены из сферы нормаль­ных социальных связей и общения, отчуждены от ценностей общества.
Среди лиц, виновных в совершении краж, особенно личного имущества, значительно больше  чем среди всех других групп преступников    /кроме бродяг/ доля лиц, не имеющих такого жительства, что опять-таки  связано с наличием среди них большого чис­ла рецидивистов и их общей дезаптацией. Это обстоятельство нужно всемерно учитывать как при профилактике краж со стороны таких лиц, так и при подготовке к их освобождению из мест лишения свободы, поскольку их возможности к успешной адаптации в силу указанного фактора серьезно ограничены. С ним связана и другая особенность жизнедеятельности многих воров: среди них весьма велик по сравнению с другими процент тех, кто  не имел определенных занятий, а также специальности. Поэтому совершение имущественных преступлений для большинства. таких преступников как бы компенсировало отсутствие законных источников по­лучения средств к существованию.
Проявлением антиобщественного образа жизни воров частое  употребление ими спиртных налитков, более того, как хорошо извес­тно, многие кражи совершаются для получения средств на их приобретение. Лиц, совершивших кражи личного имущества в  нетрезвом состоянии почти столько же, сколько и тех, кто в подобном состоянии совершил кражи государственного и  общественного имущества, но меньше по сравнению с теми кто признан виновным в убийствах, нанесении, тяжких телесных повре­ждений, изнасилованиях, грабежах и разбоях. Однако среди воров немало лиц, которые нуждаются в принудительном лечении от алкоголизма, что является существенным препятствием их успешной ресоциализации в будущем.
Авторы монографии «Личность преступника» считают, что коры­стным преступникам свойственны гипертрофированные, извращенные, пороч­ные потребности. Расхититель, например: претендует на материальные блага в размерах, не соответствующих его общественно-полезному тру­ду. На данной основе и возникает конфликт между ними и обществом.[20]
Изучение личности корыстного преступника, как и личности преступника, вообще, беспредельно и не беспредметно и всегда должно преследо­вать строго определенные цели. Самой важной целью нам представляется объяснение преступного поведения, в данном случае корыстного. Поэтому, на мой взгляд, проблема преступного поведения, при всей ее значимости не является самостоятельной, а составляет часть более глобальной проб­лемы личности преступника. Это мнение тем более верно, что причины так­ого поведения коренятся в личности. Поэтому мы считаем не только возмож­ным, но и необходимым в данной работе рассмотреть вопросы мотивации ко­рыстных преступлений как их источника.
Проблема личности корыстного преступника должна  включать в себя и изу­чение их образа жизни, поскольку именно с большей полнотой, необходимостью и объективностью, чем в поведении, выражаются их существенные особенности. Познание образа жизни таких преступников дает возможность охватить все многообразие их жизнедеятельности, их активность, обеспе­чить системный анализ этой личности, ее формирования, поведения, связей. Образ жизни — одно из самых многогранные социальных явлений, в котором, как в фокусе, преломляются экономические и общественные, психологические и идеологические, нравственные и иные отношения людей. Подобный подход осо­бенно важен в отношении той весьма значимой части расхитителей и  воров, которые длительное время совершают корыстные преступления. Их преступное поведение не просто оказывает влияние, обычно определяющее, на образ жи­зни, но и, как правило, составляет его неотъемлемую часть.
Изучение преступного поведения и образа жизни корыстных преступников необходимо не только потому, что они являются частью проблемы личнос­ти преступника, но и как источника, участвующего в формировании этой личности. Совершение кражи или хищения, особенно ряда таких преступлений, связанное с этим активное включение в преступную среду, жизнь от одного преступления к другому, постоянная боязнь разоблачения, наконец, нахож­дение под судом и следствием, отбывание наказания в местах лишения сво­боды также влияют на личность корыстного преступника, на ее психологию, часто изменяя личность в нежелательном направлении. Влияние собственного поведения на личность тем сильнее, чем продолжительнее преступая деятельность.
Изучение личности корыстного преступника на эмпирическом уровне должно включать в себя анализ его индивидуальной жизни, условий социализации и воспитания, особенно на ранних этапах развития. Результаты по­добного изучения дают возможность прийти к теоретическим выводам, значимым в плане раскрытия причин дальнейшего преступного поведения. Это, по существу, социолого-психологическое исследование происхождения мотивов и иных субъективных детерминантов корыстных преступлений. Его полезность и целесообразность для науки убедительно продемонстрированы, например Е.Г. Самовичевым при объяснении причин насильственного поведения. Так, он особое внимание уделяет условиям семейного воспитания, отмечая, что формирование личности ребенка, совершившего в будущем на­сильственное преступление, начинается с ситуации неприятия его своими ро­дителями. Это приводит к  тому, что его потребности остаются хронически неудовлетворенными, что и влечет за собой постоянную зависимость ребенка от ситуации, в которой он находится.[21]
Непосредственную связь между семенным и школьным воспитанием и преступлением провести трудно. Верно и то, что жизнь вносит  коррективы представления и понятия личности, которые были сформированы в юношеском возрасте. Однако все внешние влияния попадают не на  пустое место, а на те особенности, которые возникли л развились в детстве. Учитывая же сенситивность, повышенную восприимчивость этого периода в жизни человека,  преуменьшать его значение не следует, тем более, что результаты многих воздействие в детстве носят непреодолимый характер.
Советский психолог П.М. Якобсон, рассматривая мотивы совершения преступлений, обоснованно указывает на то, что для их понимания необхо­димо изучить, например, то, каким было детство человека, его отрочество, юность, какие он получил жизненные впечатления, в чем они были благопри­ятными и неблагоприятными, как они влияли на формирование характера, сдержанности, на представление своем месте среди людей, на представление о своих правах и обязанностях и т.д. «Анализ направлен на то, что происхо­дил процесс формирования личности, мира, чувств, устремлений, помыслов, побуждений, чтобы понять. как он мог по определенным мотивам совершить подобный поступок. В истории его предшествующей жизни заложены причины такого поведения, в ходе его прошлой жизни заключена мотивация теперешнего поступка.[22] Думается, что эти соображения должны учиты­ваться при объяснении  любых видов преступного поведения, в том числе корыстного.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Изучение личности корыстного преступника позволяет понять те внешние социальные факторы, которые приводят к формированию ее негативных черт /антиобщественной направленности, соответствующих взглядов, представлений, ориентации и т.д./, которые, в свою очередь, становятся непосредственной причиной преступного поведения, взаимодействуя с конк­ретными жизненными ситуациями. Следовательно, поскольку человек не рож­дается, а становится преступником, можно сказать, что уголовно наказуе­мые действия обусловлены прошлыми нежелательными  влияниями и им могут способствовать актуальные условия. Однако все воздействия среды «проходят» через психику индивида, а поэтому недопустимо рассматривать его поведение лишь как результат такого воздействия ситуативного характера. Вое это дает крайне необходимым изучение как собственно личности, так и социаль­ных условий ее формирования, развития и деятельности. Не менее важен во­прос, почему данные условие породили именно такие ее нравственные и пси­хологические особенности.
Все способствующие корыстным преступлениям благоприятные ситуации действия конкретных лип, различного рода материальные соблазны и т.д. выступают лишь в качестве условий. Основная же причина преступления «находится » в самом субъекте, порождается присущими ему чертами. Даже если он поддается антиобщественным влияниям или ситуации, то де­лает это потому, что такова специфика его личности. Если было бы иначе, корыстные преступления мог бы совершить практически любой человек.
Личность корыстного преступника представляет собой чрезвычайно сложное социальное явление и в качестве такового должно выступать объектом комплексного научного  познания. При всем том, что это явление теснейшим образом  связано с корыстной преступностью и иными видами преступного поведения, иными социальными факторами, в том числе негативными, оно представляет собой самостоятельную научную проблему. Столь же закономерно  выделение проблемы насильственного преступника и некоторых других типов правонарушителей.
То, что в данной работе основное внимание уделяется психологичес­ким проблемам личности корыстного преступника отнюдь не означает отказа от системного ее познания или преувеличения роли психологических факто­ров. Дело в том, что никакие уголовно-правовые, социально-демографические, биологические, нравственные и иные особенности личности не действу­ют напрямую, минуя психологию личности. Именно психология является той ареной, тем уровнем, на котором происходит взаимодействие всех назван­ных особенностей.
Мотивы корыстных преступлений важно знать потоку, что они дают необ­ходимую информацию о том, насколько восприняты и приняты личностью нравственные и правовые нормы, охраняющие государственное, обществен­ное и личное имущество, как оценивается ею соответствующая социальная практика. Следовательно, мотивы в этом смысле представляют собой одну из форм бытия нравственных и правовых норм, способ реализации их как регуляторов человеческого поведения, а также метод самоуправляемости личности через систему устойчивых побуждений, т.е. через мотивы[23]. Моти­вы свою устойчивость проявляют именно в корыстном преступном поведении, которое очень часто продолжается длительное время, невзирая на наказа­ние или угрозу его применения. Иначе говоря, устойчивость мотивов порож­дает повторные имущественные посягательства, их рецидив.
Для современной психологии уже давно стало аксиоматичным положение о том, что «не всегда реальные мотивы осознается субъектом актуаль­но, т.е. при подготовке и выполнении действий; нередко они обнаруживают себя лишь после того, как соответствующее действие уже совершено»[24]. Очень часто мотивы не сознаются и после окончания действий. Особенно часто ускользает от человека личностный смысл планируемых, совершаемых, или уже совершенных действий. «Дело в том, что для самого субъекта осознание и достижение им конкретных целей, ов­ладение средствами и операциями действия есть способ утверждения его жизни, удовлетворения и развития его материальных и духовных, потребнос­тей, опредмеченных и трансформированных в мотивах его деятельности. Безразлично, осознаются или не осознаются субъектов мотивы, сигнализиру­ют ли о себе в форме переживаний интереса, желания или страсти; их функ­ция, взятая со стороны сознания, состоит в той, что они как бы «оцени­вают»   жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств, прида­ют им личностный смысл, который прямо не совпадает с понимаемым объективным их значением"[25].
В этом плане не составляют исключения и мотивы многих преступлений, они часто тоже функционируют на бессознательном уровне, что находит сейчас все больнее признание среди криминологов.[26]
Личностный смысл корыстных преступлений часто не осознается, например при  совершении карманных краж, иногда хищений чужого имущества, когда субъект уже завладел значительными материальными благами, но про­должает преступную деятельность. Однако бессознательный характер мотивов отнюдь не освобождает его от уголовной ответственности, поскольку он осознает противоправность и наказуемость в уголовном порядке своих прес­тупных действий.
Необходимо отметить, что далеко не каждое корыстное преступление порождается только корыстными побуждениями, если под такими побуждения­ми понимать лишь материальную выгоду. Так авторы «Курса советской криминологи» справедливо считают, что хищения могут совершаться и из ложно понятых интересов производственной, служебной необходимости либо хозяйственной
 целесообразности.[27]
Личностный смысл как мотив некоторых хищений может заключаться не только в приобретении материальных благ, но и в удовлетворении какой-либо другой жизненно важной потребности. Чаще всего здесь корыстный мотив тоже имеется, однако он, как показывают проведенные психологические ис­следования, действует наряду, параллельно с другими, например, с такими, как завоевание или удержание признания и авторитета в эталонной для дан­ного лица группе.
При совершении корыстных преступлений субъект во всех случаях стремится к удовлетворению личных, хотя и не всегда корыстных потребнос­тей. Я исхожу также из того, что любое преступное поведение внутренне, субъективно детерминировано и закономерно для данного лица, хотя и имеется и другая точка зрения. Так, по мнению А.И. Долговой, существует и иной социальный тип личности – случайный преступник, чье преступное по­ведение определяется решающим воздействием крайне неблагоприятной соци­альной ситуации и которая не имеет существенный стойких личностных от­личий от тех, кто ведет себя правомерно. Отличия, таким образом, в основном касаются ситуаций, в которых оказываются лица, преступившие закон.[28]
Обсудив проблему закономерности для данного человека преступного поведения, в которой он решает свои субъективные задачи, следует отметить, что положение о случайном преступнике, а следовательно, случай­ном совершении преступления порождено тем, что оно оказалось неожидан­ным для окружающих, поскольку до этого не было информации о том, что субъект совершал какие-либо предосудительные действия. Однако личност­ные черты, приведшие к нарушению уголовно-правового запрета, могут быть глубоко скрыты, не осознаваться самим субъектом и не находить поведен­ческого выражения.
Мнение о решающем воздействии крайне неблагоприятной социальной ситуации недостаточно учитывает полученные в последние годы психологические данные о том, что имеется определенный тип личности, характер­ной особенностью которой является попадание в жесткую зависимость от актуальной ситуации. Это поведение избирательно, т. е. субъект попадает в указанную зависимость не от любой ситуации, а только от такой, которая актуализирует его глубинные и наиболее значимые, часто аффективно окрашенные переживания. Криминологией давно установлено, что из любой ситуации не может быть единственный выход в виде преступных действий, но если субъект избрал, пусть даже бессознательно, именно его, то, зна­чит, в его личности имеются черты, детерминирующие именно данное предпочтение. Противоположная точка зрения, хотя и отдаленно, но напоминает известную схему «стимул-реакция», при которой недостаточно учитывается или даже игнорируется личность.
Кроме того, следует отличать случайное совершение, например, краж от эпизодического. Действительно, человек может совершить только одну кражу, и это будет лишь  эпизодом в его жизни, в целом нетипичным для него. Однако это отнюдь не свидетельствует о той, что такой посту­пок случаен, даже если он не повторится, т.е. кража представляет собой не случайный эпизод для данного субъекта, поскольку он порожден его лич­ностными особенностями. Но взгляд на преступное поведение как закономер­ное для данного лица отнюдь не означает фатальности и неизбежности та­кого поведения. Речь идет лишь о внутренней готовности к нему, но она может и не стать реальностью.
Вывод о внутренней закономерности совершения преступления конк­ретным лицом может быть сделан лишь на основе его глубокого и всестороннего психологического изучения, знания всего жизненного пути, особенно семейного воспитания на ранних этапах формирования личности. В ходе изучения преступника должны выявляться криминогенные, в том числе латентные черты, которые в действительности привели к преступлению, а не те, которые лежат на поверхности, создавая обманчивую видимость веду­щей криминогенной роли, например ситуации.
Установление мотивов имущественных преступлений на первый взгляд не представляет особой сложности, если ограничиваться суждением, что все они совершаются из корысти, ради удовлетворения материальных потребностей, для приобретения одежды, продуктов питания, спиртных напитков, ведения образа жизни, связанного со свободной тратой денег и т.д. Однако при таком подходе остаются неясными субъективные причины выбора именно корыстных преступлений как способа решения жизненно важных проблем. К точу же, очень существенно, далеко не каждый корыстные человек, пос­тоянно стремящиеся к накоплению материальных благ, способен совершить корыстное преступление и избирает иные пути удовлетворения своих потребностей в этих благах.
Чтобы вскрыть подлинные мотивы совершения рассматриваемых преступлений, необходимо, во-первых, обратиться к анализу жизненного пути преступников, условий их социализации, особенно в детстве, т.е. попытать­ся вскрыть происхождение мотивов корыстного преступного поведения. Во-вторых, нужно вскрыть иные личностные особенности, которые также способ­ны порождать посягательства на государственное, общественное и личное имущество.
Для решения первой задачи может быть предложена мысль о том, что поведение, в том числе преступное, взрослого человека во многое детерминируется неблагоприятными влияниями, которые оказывались на него в детс­тве. Эта гипотеза основывается на доказанном наукой положении, что влияния, оказываемые на личность в детстве, и в первую очередь психологичес­кое приятие родителями или, наоборот, отвергание ее, имеют для нее опре­деляющее значение, а последствия семейных  воздействий по большей части необратимы. Эмоциональное отвергание ребенка матерью или отцом, а тем более обоими родителями, может самым отрицательным образом сказаться на всей его жизни, если не будут приняты специальные воспитательные меры компенсирующего характера.
Исходя из этого, можно полагать, что преступное доведение как бы воспроизводит содержание раннесемейных отношений, является как бы ответом на них, их продолжением или следствием. Но, по видимому, неблагоприятные условия формирования личности в детстве оказывают весьма существенное влияние на ее дальнейшую жизнедеятельность. Мож­но в связи с этим предположить, что и корыстные мотивы связаны с такими условиями как: дефицит эмоционального общения в детстве, не включение в стойкие эмоциональные контакты, эмоциональная матрица семьи в целом формируют общую неуверенность индивида в жизни, неопределенность его социальных статусов, тревожные ожидания негативного воздействия среды. Эти особенности закрепляются в нем и оказывают существенное влияние на его поведение.
Можно предположить, что совершение многих имущественных прес­туплений, в частности краж, является своеобразной компенсацией эмо­ционального дефицита, порожденного психологическим отчуждением в дет­стве. По-видимому происходит это по тому, что такие преступления предоставляют субъекту материальные средства для того чтобы проч­нее и увереннее ощутить свое место в жизни, тем самым преодолеть состояние неуверенности и тревожных ожиданий, генетически связанных с указанными неблагоприятными условиями раннего развития. Подтвержда­ют это и случаи совершения краж или хищений для приобретения спирт­ных напитков. Давно известно, что их употребление снижает, но лишь временно сказанные состояния. Затем они наступают вновь, опять поро­ждая потребность в алкоголе, и т.д.
Однако эти предположения еще не полностью, раскрывают причины того, почему общая неуверенность преодолевается именно с помощью совершения краж или других имущественных преступлений. Видимо, здесь необходимо иметь в виду следующие обстоятельства. Многие криминологические  исследования показывают, что в очень редких случаях родители непосредственно втягивают детей в преступную деятельность, советуют им совершать преступления и т.д. Их негативное влияние обычно проявляется в том, что они подают  личный пример отрицательного отноше­ния к законам и моральным запретам, ведут антиобщественное существова­ние, совершая правонарушения, что обычно не остается секретом для ребен­ка, юноши и девушки. Однако это не означает, что подросток обязательно воспримет соответствующие нормы и стандарты поведения. Этого не произой­дет, если у него нет необходимых эмоциональных контактов с родителями. Именно поэтому он не воспринимает их как тех, чьим взглядам и поведе­нию нужно следовать.
Чаще же всего родители будущего правонарушителя вообще не совер­шают никаких противозаконных действий. Напротив, они обычно предпринимают необходимые, по их мнению, усилия для нравственного воспитания сво­их детей, или как минимум, пытаются добиться внешне нравственно послуш­ного поведения. Но их усилия в большинстве своем не достигают цели, ес­ли исходят от лиц, с которыми у ребенка /подростка/ нет эмоциональных связей или они существенно ослаблении. Он, если и слушает их, то не слы­шит, так как не воспринимает именно от них нравственные нормы и представ­ления. Социально-психологическая изоляция от семьи, препятствуя развитию адаптационных возможностей и формируя общее отчуждение личности, затруд­няет обучение и воспитание в школе, установление и поддержание там позитивных отношений в формальных и неформальных группах.
Отсутствие необходимых психологических взаимосвязей в семье и школе, как правило, компенсируются их установлением в неформальных малых груп­пах, также обычно состоящих из лиц, не имеющих прочных связей в семье и школе. Если последние придерживаются антиобщественных ориентации в плане способов приобретения материальных благ, то при стремлении к идентификации с ними, обретению членства в них, постоянному общению с участника­ми таких групп, нормы и ценности которых сравнительно быстро и легко аккумулируются личностью, что и объясняет выбор именно корыстных действий как способа получения таких благ.
Если не лишено оснований предположение что обладание материальны­ми благами придает человеку уверенность, снижает беспокойство по поводу своей социальной определенности, то можно думать, что оно устраняет, час­то лишь временно, и чувство зависти. Он способен испытывать удовлетворение и удовольствие, особенно если с помощью похищенного может приоб­рести какие-либо вещи, в том числе престижные, в лучшую для него сто­рону изменить образ жизни или поддерживать существующий, который представляется ему наиболее предпочтительным, войти в состав эталонной для него группы, завоевать внимание интересующих его лип и т.д., а в целом для утверждения своей личности.
Необходимо иметь в виду и следующее. Многие дети и подростки, как показывают криминологические исследования, в силу невнимания роди­телей, пренебрежения к своим обязанностям, не имеют возможности удовлетворить свои потребности в игрушках, одежде, услугах и т.д. Другие не могут сделать это из-за экономической необеспеченности родителей, причем, что важно подчеркнуть, отсутствие материальных средств не ком­пенсируется ими эмоциональной близостью к ребенку, создание ему необ­ходимого психологического комфорта, переключением его интересов на дру­гое. Но во всех этих случаях неудовлетворенная потребность рождает психологическую потребность, порой жесткую, юношей и девушек от тех вещей или услуг, которые для них оказались не досягаемыми. При этом такая зависимость прочно фиксируется в психике на бессознательном уровне, приобретает характер личностной особенности и не исчезает даже тогда, когда соответствующие потребности начинают удовлетворяться. При неблагоприятном нравственном влиянии на индивида, такие особенности могут иметь криминальные последствия.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
    продолжение
--PAGE_BREAK--
    продолжение
--PAGE_BREAK--В деятельности органов внутренних дел индивидуальная профилактика приобретает особую значимость в настоящее вре­мя. В связи с известными процессами в обществе, изменением уголовной политики резко увеличивается количество лиц, осуж­даемых к мерам наказания, не связанным с лишением свобо­ды, а также освобождаемых от уголовной ответственности с применением мер административного воздействия.
В то же время нормативные предписания ориентируют орга­ны внутренних дел на более целенаправленный профессиональ­ный подход к индивидуальной профилактике. Так, в соответ­ствии с Наставлением о деятельности служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений про­филактика в отношении конкретных лиц и их окружения долж­на носить более конкретный «милицейский» характер. Это зна­чит, что объектами такой профилактики должны быть лица и социальная микросреда с наиболее выраженными кримино­генными свойствами. Содержанием же индивидуально-профи­лактической деятельности органов внутренних дел являются не абстрактно «первоочередные» в прошлом меры ранней про­филактики, а активное непосредственное воздействие на ука­занные объекты с использованием всех прав и возможностей, предоставленных законом.
В этой связи необходимо помнить, что отбор лиц, требующих профилактического воздействия, при отсутствии конкретных оснований может повлечь за собой произвольные решения, а тем самым—ущемление прав и законных интересов граждан. При­менительно к индивидуальной профилактической работе орга­нов внутренних дел такие основания—это прежде всего факты противоправного поведения. Именно они дают право постанов­ки лица на профилактический учет. А поскольку постановка лица на профилактический учет органов внутренних дел (на­пример, при установлении административного надзора) влечет за собой определенное ущемление прав и свобод граждан, то категории лиц и виды их антиобщественного поведения специ­ально указываются в законодательных и нормативных актах, чем определяются и пределы индивидуальной профилактиче­ской работы органов внутренних дел.
В отношении лиц меры индивидуальной профилактики вы­полняют роль социального инструмента, призванного нейтра­лизовать или устранить внутренние негативные черты личности и ее поведения. Когда же речь идет о профилактическом воз­действии на конкретную социальную среду, то подразумевают нейтрализацию либо устранение внешних негативных элемен­тов материального и духовного порядка, которые деформируют личность в социальном плане. Сюда входят неблагоприятные материальные и бытовые условия жизни индивида, нравственно неблагополучная микросреда, отрицательные межличностные отношения и др.
К предмету рассматриваемой профилактики следует отнести:
— антиобщественное поведение и образ жизни лица, совер­шение преступлений которым достаточно вероятно;
— социальные элементы структуры этой личности, отра­жающие и одновременно определяющие искаженное ее содер­жание (антиобщественную направленность);
— социально значимые психофизические особенности (в меру их подверженности исправлению, изменению, лечению)
— условия неблагоприятного формирования личности и кри­миногенного влияния на нее в семье, ином бытовом окружении, в сферах труда, учебы, досуга, в иных микросоциальных груп­пах, в первую очередь антиобщественного содержания, а также неблагополучные условия индивидуального бытия;
— Элементы неблагоприятной жизненной ситуации, которые в данный момент проявляют себя, объективно имеют кримино­генный характер и существуют достаточно продолжительное время, чем определяется возможность выявления и воздействия на них.
Личность—главное звено в причинной цепочке преступного поведения. Она взаимодействует с криминогенной микросредой, через нее преломляется влияние последней. На личность поэто­му в первую очередь и должно направляться профилактическое воздействие.
Целью индивидуальной профилактики является позитивная коррекция личности, влекущая изменение ее поведения от антиобщественного к законопослушному.
Достижение этой цели требует решения ряда конкретных задач. Применительно к деятельности органов внутренних дел к ним относятся:
а) выявление лиц, чье поведение свидетельствует о реаль­ной возможности совершения преступлений;
б) изучение этих лиц и источников отрицательного воздей­ствия на них;
в) прогнозирование индивидуального поведения;
г)          постановка на учет. в органе -внутренних дел;
д)          планирование, мер. индивидуальной профилактики;
е)          непосредственное профилактическое воздействие;
ж) контроль за поведением и образом жизни этих лиц;
з) систематическая проверка результатов проведенных про­филактических мероприятий.
В целях обеспечения эффективности индивидуальной профи­лактической работы важно соблюдать следующие основные тре­бования.
1.Своевременность. Несвоевременное выявление и принятие профилактических мер к правонарушителям и их окружению приводит к их сильной нравственной запущенности, а порой и деградации, укоренению привычки к антиобщественному пове­дению, глубокому втягиванию, в отрицательную среду. Все это резко снижает эффективность применения профилактических мер и увеличивает вероятность совершения лицом преступления. (Исследования показывают, что 2/3 семей, которые были явно неблагополучными и из которых вышли несовершеннолетние правонарушители, до момента совершения преступления оста­вались вне поля зрения правоохранительных органов.)
2.Соответствие применяемых мер состоянию объекта профи­лактического воздействия. Чем выше криминогенная пораженность объекта профилактического воздействия, тем интенсивнее должны быть принимаемые к нему меры. Криминогенная пораженность проявляется как в поведении лица, на которое на­правлено индивидуально-профилактическое воздействие, так и в степени влияния на него криминальной среды.
3. Последовательность. Индивидуальное профилактическое воздействие должно быть последовательным (или ступенчатым). Острота и интенсивность воздействия должны или последова­тельно нарастать (если недостаточно применяемых мер), или убывать (если есть позитивные изменения). Как правило, при индивидуальной профилактической работе вначале используют­ся такие меры, как профилактические беседы, оказание помощи в бытовом и трудовом устройстве, организация досуга, нейтрализация влияния отрицательной микросреды. Если это не помо­гает, то используют влияние трудового коллектива, родственни­ков, других лиц, чаще посещают лицо по месту жительства, учебы, работы, организуют встречи с руководством ГРОВД, обсуждение поведения несовершеннолетнего на комиссии по де-, лам несовершеннолетних, представляют материалы для огра­ничения дееспособности, направляют на лечение в наркологи­ческие кабинеты. В случае же совершения правонарушений при­меняют в соответствии с законом меры принуждения.
4. Комплексность. Деятельность субъектов профилактики должна быть скоординированной, а меры—взаимодополнять, не дублируя, друг друга. Например, роль координатора в дея­тельности субъектов профилактики преступлений несовершенно­летних призваны играть комиссии но делам несовершеннолетних, и это их главная роль, а вести учет несовершеннолетних право­нарушителей им нет необходимости, поскольку этим должны заниматься органы внутренних дел.
5. Реальность: соответствие профилактических мер объектив­ным возможностям их реализации. Так, в настоящее время до­статочно сложно реализовать такие меры, как трудовое и бы­товое устройство лиц, освобожденных из мест лишения свободы ввиду развала старой административной системы, способной решать эти проблемы, а также отсутствия необходимых стиму­лов у руководителей предприятий брать на работу ранее суди­мых. В этих условиях вопросы трудоустройства в некоторых регионах решаются путем экономического стимулирования та­ких предприятий (например, снижают процент отчисления от прибыли предприятия в местный бюджет).
6. Законность. Индивидуальная профилактика связана с ограничением прав, например, при установлении администра­тивного надзора, поэтому важно иметь правообеспеченность ее, т. е. законодательно должно быть регламентировано, какие лица и за что могут быть взяты на профилактический учет и какие меры принуждения могут быть к ним применены.
Задачи индивидуальной профилактики преступлений реша­ются органами внутренних дел различными мерами, содержа­ние которых имеет свои особенности.
Индивидуальная профилактика начинается с выявления лиц, могущих быть объектами профилактического воздействия. Обеспечение полного выявления этих лиц требует системати­ческого и своевременного поступления информации из всех воз­можных источников. К основным таким источникам могут быть отнесены следующие:
— оперативно-профилактические учеты;
— книги и журналы учета происшествий, задержанных и доставленных в дежурные части;
— уголовные дела, материалы об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении;
— материалы об административных или других правонару­шениях;
— приговоры суда;
— сообщения, извещения, другие материалы, поступающие из ИТУ, специальных учебно-воспитательных учреждений, дру­гих служб и подразделений органов внутренних дел, суда, про­куратуры;
— заявления и письма граждан;
— сообщения государственных, негосударственных органов и организаций;
— сообщения в печати, по радио, телевидению и т. д.
Кроме того, необходимую информацию можно получить при сверке данных учетов различных служб органов внутренних дел, при оперативном наблюдении за местами возможного появле­ния и концентрации антиобщественного элемента, при проведе­нии профилактической отработки административных участков, различных рейдов, операции и т.д.
Выявление неразрывно связано с изучением тех лиц, ко­торые могут быть объектами индивидуальной профилактики. Прежде всего оно необходимо для прогнозирования дальней­шего поведения этих лиц, решения вопроса о взятии их на учет и выборе необходимых мер воздействия.
При этом необходимо в первую очередь изучить следующие данные о. личности профилактируемого:
1. Преступное и иное противоправное поведение (когда, где и за что привлекался к уголовной или административной ответ­ственности, какая мера наказания или взыскания была назначена, где отбывал наказание и как характеризовался в этот период).
2. Факторы, детерминирующие преступное и иное противо­правное поведение (что было причиной каждого правонаруше­ния, в отношении кого они были совершены и по каким моти­вам, были ли связаны эти правонарушения с пьянством или употреблением наркотиков, конфликтом в семейно-бытовой сфе­ре, какие условия способствовали либо облегчали совершение правонарушений и т. п.).
3. Социально-демографические свойства: сведения об обра­зовании, возрасте, семейном положении, составе семьи, месте жительства (общежитие, дом, бомж, мигрант); культурный уро­вень, социальное положение, специальность, должностное поло­жение, трудовой стаж, отношение к труду, к собственности, к исполнению общегражданских обязанностей, семье, детям и т. д.
4. Индивидуально-психологические особенности: развитие ин­теллекта (уровень умственного развития, запас знаний, жизнен­ный опыт, широта и уровень взглядов и т. п.); черты характера (замкнутый или общительный, эгоистичный, легкомысленный, безответственный, деятельный или ленивый, правдивый или лживый, мстительный, жестокий, наглый, хитрый, завистливый и т. д.): волевые качества (настойчивость, решительность, не­организованность, способность подчинять себе других или под­даваться чужому влиянию и др.); интересы (к чтению, спор­тивным играм, охоте, рыбной ловле, техническому творчеству и др.).
5. Особые склонности антиобщественного характера (к упо­треблению спиртных напитков или наркотиков, азартным иг­рам, развратному паразитическому образу жизни, агрессивно-конфликтному поведению и т. п.).
6. Признаки преступного опыта (особые навыки подготовки, совершения и сокрытия преступлений, осведомленность о мето­дах оперативной работы, участие в преступных группировках и т. п.).
7. Физиологические особенности и заболевания (алкоголизм, психопатия, отклонения в половой сфере и др.).
8. Условия жизни и ближайшее окружение (характеристика членов семьи, семейно-бытовых отношений, жилищные условия, месторасположение работы и морально-психологический климат в трудовом коллективе, взаимоотношения с сослуживцами, условия работы, материальная обеспеченность, круг общения,
кто из ближайшего окружения может оказать положительное влияние, пользуется авторитетом и т. п.).
В целях всестороннего изучения личности могут применять­ся следующие основные методы: ознакомление с различными документами (в том числе и обобщение независимых характе­ристик); анализ поступков профилактируемого, беседы с граж­данами, хорошо знающими его, изучение окружающей его сре­ды и т. д.
В процессе изучения личности осуществляется индивидуаль­ное прогнозирование преступного поведения. Индивидуальное прогнозирование — задача большой сложности, и решена она может быть на основании оценки всей совокупности внутренних и внешних факторов. Индивидуальный прогноз может быть только вероятным: это прогнозирование лишь возможного преступного поведения. Чем точнее и полнее прогностическая информация о лице, тем эффективнее меры профилактики пре­ступления. Возможность предсказать поведение человека зави­сит от того, насколько мы знаем определяющие его факторы, а также «программу», по которой оно развертывается вовне. Трудности, возникающие при этом, связаны с тем, что нет еще точных методов измерения всех внешних и внутренних факто­ров, влияющих на преступное поведение.
Задача состоит в том, чтобы на основе эмпирически сложившейся системы признаков, используемых в прогнозе, раз­работать научно обоснованные программы его осуществления. Информация о прошлом и настоящем личности, ее действиях, социальных связях и ближайшем окружении является основой для прогноза будущего поведения. Причем необходимо учиты­вать динамику этих характеристик. Факторы, могущие поло­жительно повлиять на человека в будущем, должны быть под­держаны, а возможно, и активизированы; факторы, могущие оказать отрицательное влияние на человека, станут объектом предупредительного воздействия, т. е. индивидуальная профи­лактика должна быть направлена на то, чтобы прогноз, ука­зывающий на возможное совершение преступления данным лицом, не оправдался.
Прогнозирование преступного поведения и индивидуальная профилактика — во многом единый процесс. Индивидуальная профилактика преступлений сама по себе предполагает постоянное, всестороннее и глубокое изучение личности, ее поведе­ния, связей и намерений. Полученные в результате этого све­дения и осуществляемый по ним прогноз влияют на коррекцию плана индивидуальной профилактической работы.
Следующая задача — постановка лица на профилактический учет—должна решаться в строгом соответствии с нормативны­ми предписаниями. При этом важно всесторонне оценить всю имеющуюся информацию и убедиться в достаточности факти­ческих оснований для постановки того или иного лица на учет, поскольку это порой очень влияет на судьбу человека, может накладывать на него определенные ограничения, а также иметь достаточно серьезные последствия для дальнейшей его жизни.
Планирование призвано упорядочить сложный и многогран­ный процесс индивидуально-профилактического воздействия, сделать его целеустремленным, определить наиболее рацио­нальные пути индивидуально-профилактической работы с дан­ными лицами, выбрать такие тактические методы и приемы, которые обеспечили бы эффективное достижение целей инди­видуальной профилактики в сложившейся конкретной ситуации.  Конкретность планирования индивидуально-профилактиче­ской работы, его обусловленность свойствами каждой данной ситуации не исключают возможности программирования по не­которым параметрам соответствующих действий сотрудников милиции. Конечно, трудно рассчитывать на возможность разра­ботки типового плана индивидуальной профилактики, пригод­ного для всех без исключения случаев, различных категорий лиц и отвечающего всем требованиям, предъявляемым к такого рода планам. Вместе с тем нельзя отрицать определенного прак­тического значения примерных планов индивидуальной профи­лактики, разработанных с учетом некоторых типичных ситуа­ций, складывающихся в этой сложной деятельности. Применение методов индивидуальной профилактики пред­полагает достаточно длительное и систематическое воздействие. Но при этом должен комплексно применяться весь арсенал ме­тодов, все силы и средства воздействия на личность, соответ­ствующие демократическим принципам отношения к личности.
    продолжение
--PAGE_BREAK--При этом можно выделить следующие методы индивидуаль­но-профилактического воздействия: убеждение, помощь, при­нуждение. Убеждение как метод профилактики—это комплекс вос­питательных, разъяснительных мероприятий, осуществляемых в целях изменения антиобщественной направленности профилактируемых и закрепления положительной социальной ориентации. Убеждение как метод профилактики применяется в пе­риод нахождения лиц на профилактическом учете для преодо­ления или нейтрализации основных антиобщественных ориен­тации, могущих привести к совершению преступлений.
Перевоспитание же субъектов, предполагающее сформированность убеждений, взглядов, т. е. когда он не из страха, а по убеждению не нарушает законов и норм морали, достигается в процессе дальнейшего воспитания граждан всеми методами, имеющимися в распоряжении общества.
Основными формами реализации метода убеждения явля­ются индивидуальные и коллективные беседы, обсуждение по­ведения лица, установление над ним индивидуального и кол­лективного шефства, совместное участие (воспитателя и воспитуемого) в общественно полезной деятельности и т. д.
В процессе применения методов убеждения, т. е. оказания воспитательного воздействия на профилактируемых лиц, необ­ходимо применять разнообразные психологические и педагоги­ческие приемы воздействия на его разум, чувства и волю.
Основной организационно-тактической формой применения различных приемов воспитательного воздействия на профилактируемых лиц является беседа.
В индивидуальной профилактике используются беседы трех видов: предварительная (или ознакомительная), предупреди­тельная и воспитательная. Предварительная беседа проводится в индивидуальном порядке работником милиции. От ее содер­жания и результатов во многом зависит ход дальнейшей воспи­тательной работы с профилактируемым. Психологическая атмо­сфера предварительной беседы, ее тон должны отражать общую линию индивидуально-профилактической работы — сочетание доброжелательности, заинтересованности в судьбе профилактируемого с требовательностью к нему, его поведению. Предвари­тельная беседа проводится при постановке лица на учет. По­этому, чтобы эта беседа была эффективной и предметной, не­обходимо собрать как можно больше информации о самом лице, его поведении, окружении, связях и т. д.
Предупредительная беседа проводится либо при наличии фактов антиобщественного поведения лица, взятого на профи­лактический учет, либо без каких-либо внешних поводов, т. е. в порядке повседневной работы. Предупредительная беседа на­ряду с главной ее задачей—оказанием непосредственного вос­питательного воздействия на профилактируемого — преследует цель контроля за его поведением, а также используется для информационного обеспечения индивидуальной профилактики и иных мер борьбы с преступностью.
Воспитательная беседа по цели, основному содержанию, способам воздействия близка предупредительной беседе. Пути воздействия на сознание, чувства и волю профилактируемого, используемые в ходе предупредительных и воспитательных бе­сед, во многом сходны. Однако воспитательные беседы прово­дятся, как правило, в неофициальной обстановке, чаще пред­ставителями общественности, по месту жительства, учебы или работы профилактируемого.
Наряду с беседой к числу основных организационно-такти­ческих форм непосредственного воспитательного воздействия на профилактируемых относятся вовлечение их в интересные соци­ально полезные занятия трудового, общественного, спортивно­го, самодеятельного и иного характера, используя при этом воз­можности благотворительных фондов, помощь спонсоров и т. и. Специфической формой воспитательного воздействия явля­ется шефство представителей общественности (для несовершен­нолетних — закрепление общественных воспитателей). Важно правильно использовать положительную помощь тех лиц, которые могут положительно влиять на профилактируе­мого в неформальном окружении и нейтрализовать или устра­нить отрицательное влияние.  Меры помощи, как правило, являются одними из самых эффективных в профилактической деятельности органов внут­ренних дел. Они касаются трудового устройства, улучшения бытовых условий, поступления на учебу, организации досуга, установления социально полезных контактов, планирования денежных расходов, выбора жизненных целей и т. д.
Наибольшую значимость для профилактической деятельно­сти представляют первые два вида оказания помощи, особенно для лиц, освобожденных после отбытия наказания. Регламен­тация этой работы осуществляется в специальных нормативных актах МВД. Однако на сегодняшний день применение этих мер является самым проблематичным вопросом для органов внут­ренних дел, так как порой своевременность и эффективность применяемых мер помощи не обеспечиваются объективными возможностями органов внутренних дел. Вместе с тем необхо­димо использовать возможности церкви, меценатов, различных фондов, службы социальной защиты населения, центров соци­альной реабилитации и других подобных структур для оказа­ния помощи профилактируемым.
Меры помощи реализуются также путем оказания воздей­ствия на окружающую профилактируемого микросреду. Отри­цательные источники могут быть во всех сферах микросреды:
в семье, в школе, трудовом коллективе, в ближайшем окру­жении.
Для исключения отрицательного влияния:
а) с носителями такого влияния проводится индивидуально-профилактическая работа (беседы, предупреждение, принуждение);
б) профилактируемый изолируется от носителей (переводит­ся в другой класс, школу, трудовой коллектив, организуется досуг, носители привлекаются к ответственности за правона­рушения, направляются на лечение от алкоголизма, нарко­мании);
в) отрицательное влияние нейтрализуется более сильным воздействием, развенчанием носителя вредного, разлагающего влияния и т. д.
Особую специфику имеет и работа по прекращению отри­цательного влияния со стороны антиобщественных групп. Здесь наряду с профилактическими применяются и оперативно-ро­зыскные меры.
Метод принуждения является одним из основных в индивидуально-профилактической деятельности органов внут­ренних дел. Основанный на законе, этот метод дает возмож­ность своевременно предотвратить противоправную преступную деятельность лиц, находящихся под профилактическим контро­лем органов внутренних дел; защитить граждан от их противо­правных посягательств. Ранее этому методу уделялось недоста­точно внимания, поскольку декларировалась обязанность орга­нов внутренних дел в основном использовать методы убежде­ния и помощи. Однако при этом профилактическая функция вы­ходила за пределы функциональных обязанностей органов внутренних дел, подменяя и дублируя профилактическую рабо­ту других субъектов профилактики. Кроме того, органы внут­ренних дел не обладали необходимыми правами и возможно­стями для реализации в полной мере убеждения, а особенно помощи. Наиболее наглядно это проявлялось при реализации возло­женных на органы внутренних дел обязанностей по трудовому, бытовому устройству подучетных лиц, разрешению семейных конфликтов, в работе с несовершеннолетними, систематически уходящими из дома, пропускающими занятия в школе, и их родителями.
Метод принуждения реализуется в индивидуальной профи­лактике путем применения различных по своей юридической природе, содержанию и направленности мер воздействия. Однако они, как правило, должны регламентироваться соответ­ствующими правовыми нормами различных отраслей права, на­пример, гражданско-правовые, семейно-правовые, администра­тивно-правовые, процессуальные меры. В частности, к основным таким мерам, имеющим профилактическое значение и наиболее часто применяемым органами внутренних дел, относятся сле­дующие:
— административный арест и административное задержа­ние для предотвращения антиобщественного поведения лица и защиты граждан, членов семьи от противоправных посяга­тельств;
— административный надзор, преследующий цель осуще­ствлять жесткий профилактический контроль за лицами, осво­бодившимися из мест лишения свободы и не вставшими на путь исправления;
— штраф—это мера, реализующая материальную ответ­ственность лица за сноп антиобщественные проступки и при­званная предупредить более серьезные правонарушения;
— принудительное направление лиц без определенного ме­ста жительства, ведущих бродяжнический образ жизни, в цент­ры социальной реабилитации;
— принудительное лечение пьяниц и наркоманов, которое наряду с медицинскими целями преследует цель уберечь лицо от дальнейшей деградации, от совершения преступления на почве этих пагубных пристрастий и защитить семью и окру­жающих граждан от его пагубного влияния и хулиганских по­сягательств;
— наложение и ужесточение ограничений в отношении ра­нее судимых позволяет установить барьеры на пути противо­правной деятельности, способствует социализации личности. Возложение на лицо обязанности прибывать периодически в орган внутренних дел для регистрации и другие подобные меры дают возможность более четко контролировать его поведение и показать ему бесперспективность дальнейшего антиобщест­венного поведения.
К мерам принуждения, применяемым в отношении несовер­шеннолетних правонарушителей, наряду с вышеперечисленны­ми относятся также и такие, как направление подростков в спе­циальные учебно-воспитательные учреждения и приемники-рас­пределители для несовершеннолетних (центры временной изо­ляции). Эта мера применяется уже в том случае, когда другие не принесли результатов и подросток совершил преступление, однако ввиду недостижения возраста уголовной ответственно­сти или но другим каким-либо причинам в возбуждении уго­ловного дела было отказано, а также при систематическом со­вершении лицом административных правонарушений. Так же, как крайняя мера, применяется возбуждение ходатайства перед судом о лишении родительских прав и дееспособности в отно­шении родителей, которые явно отрицательно влияют на своих детей.
Анализ индивидуальной профилактики позволяет сделать вывод о больших возможностях индивидуальной профилактики. Поэтому необходим поиск новых форм, тактических приемов реализации мер индивидуально-профилактического воздей­ствия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, под хищением понимается совершенное с корыстной целью противоправное безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившее ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества.
Хищения – это всегда имущественное преступление, следовательно имущество представляет собой предмет хищения. Имущество является частью материального мира. Имущество является одним из основных признаков в законодательном определении хищения.
Второй признак предмета хищения – экономический. Этот признак уточняет, что предметом хищения может быть только вещь, имеющая определенную экономическую ценность. Обычное выражение ценности вещи – ее стоимость и денежная оценка.
Третий признак предмета хищения – юридический. Таким предметом может выступать лишь чужое имущество.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что имущество как предмет хищения – это вещи, деньги, ценные бумаги и другие предметы материального мира, обладающие стоимостью, по поводу которых существуют отношения собственности, нарушаемые преступлением.
Для определения хищения не имеет значения признак подвижности имущества, т.е. предметом хищения может быть как движимое, так и недвижимое имущество.
При совершении хищения имущество изымается из обладания собственника или лица под охраной которого оно находится. Изъятие имущества при хищении сопровождается обращением его виновным в свою пользу или в пользу других лиц.
В определении хищения назван и такой признак объективной стороны, как причинение преступлением ущерба собственнику или иному владельцу похищенного имущества. Ущерб состоит в уменьшении объема наличного имущества потерпевшего.
Признак противоправности означает, что хищение осуществляется не только способом, запрещенным законом, но и при отсутствии у виновного прав на это имущество. Отсюда следует, что завладение имуществом, на которое субъект имеет право, не является хищением, даже если оно совершено одним из способов, названных в статьях 158-163. Такие действия могут быть расценены как самоуправство.
Безвозмездным считается изъятие имущества без представления взамен эквивалентного возмещения деньгами, другим имуществом, своим трудом и т.д.
С субъективной стороны любое хищение характеризуется прямым умыслом и корыстной целью. В содержание умысла входит и сознание виновным формы хищения.
Среди признаков хищения прямо названа корыстная цель, которая при хищении предполагает стремление обратить похищенное чужое имущество в свою пользу или пользу третьего лица. Корыстная цель в хищении реализуется как получение фактической возможности владеть, пользоваться и распоряжаться похищенным имуществом как своим собственным.
Преступления против собственности имеют больший удельный вес по отношению ко всем остальным преступлениям в сумме (около 60%).
Наиболее распространенным хищением является кража, удельный вес которых составляет около 74%. В период с 1993 года по 1998 год количество краж сократилось на 5,7%.
По степени распространенности кражи можно разделить на:
1)       квартирные
2)       уличные
3)       автотранспорта
4)       карманные
5)       на транспорте
6)       скота в сельской местности
7)       у совместно проживающих лиц в общежитиях, гостиницах и т.д.
Следующим по степени распространенности среди хищений является грабеж, удельный вес которого составляет около 7,9%. В отличии от кражи грабеж является открытым хищением. Закон считает, что открытое хищение чужого имущества более опасным, чем тайное.
В законе выделяют 3 вида грабежа:
1) совершенный без насилия и без иных отягчающих обстоятельств
2) соединенный с насилием, не опасным для жизни и здоровья, либо совершенный по предварительному сговору группой лиц
3) совершенный в крупных размерах или организованной группой.
При грабеже посягательство направлено не только против чужой собственности, но и против физической неприкосновенности или свободы лиц, в ведении или под охраной которых находится имущество.
Второй вид грабежа – это грабеж, соединенный с насилием, не опасным для жизни и здоровья. Этот признак очень важен для разделения грабежа и разбоя. Ведь при разбое преступник также совершает чаще всего открытое хищение имущества с применением насилия, но опасного для жизни и здоровья потерпевшего.
Физическое насилие в данном случае не только не создает опасности для жизни, но и не должно причинять никакого реального вреда здоровью потерпевшего.
Иное дело, когда посягательство на имущество сопровождается применением насилия, опасного для жизни и здоровья. Здесь уже речь идет не о грабеже, а о разбое – одном из наиболее тяжких преступлений
Разбой – преступление не только имущественное, оно посягает на жизнь либо здоровье граждан. Разбой составляет 2,4% от общего числа преступлений против собственности.
Разбой считается оконченным преступлением уже в момент совершения нападения, даже если преступнику не удалось по какой-то причине фактически завладеть чужим имуществом. Этим разбой существенно отличается, например, от грабежа и кражи, которые считаются оконченными с момента завладения имуществом и получил возможность им распорядиться.
Для признания действий преступника разбоем не обязательно, чтобы здоровью потерпевшего был причинен реальный ущерб. Достаточно такого насилия, которое в момент совершения преступления создавало опасность для жизни или здоровья, если даже оно фактически и не повлекло никаких вредных последствий для состояния здоровья потерпевшего.
Психическое насилие при разбое выражается в угрозе не воображаемой а реальной, то есть создать у потерпевшего убеждение, что при противодействии преступнику или невыполнении его требований она будет реализована.
Следующим по распространенности является мошенничество, удельный вес которого составляет около 5,5% от общего количества преступлений против собственности.
Главным предметом посягательства при мошенничестве являются деньги (≈75,9%). Виновный завладевает имуществом не только путем обмана: активного или пассивного; но и при злоупотреблении доверием. При злоупотреблении доверием материальные ценности попадают в руки преступника либо в силу заключения договора, либо благодаря вполне естественным отношениям доверия, возникающим между людьми.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.