Оглавление
Введение
Глава 1. Занятость и трудоустройство
1.1 Понятие занятости в сфере труда
1. 2 Правовой статус безработного
1.3 Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан
1.4 Гарантии государства в области занятости
Глава 2. Система регулирования занятости населения
2.1 Специфические особенности деятельности Федеральной службы занятости населения
2.2 Актуальные проблемы организации профессиональной подготовки, повышение квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения
Выводы
Литература
Введение
Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной обусловливает возникновение деформации в сфере социально-трудовых отношений и обострение проблем занятости. Только государственное регулирование социально-экономических процессов, в том числе и занятости населения, может приблизить общество к реализации стратегических целей реформ.
Структурная перестройка экономики России привела к высвобождению работников из материальной и нематериальной сфер экономики, и тем самым, появлению явной безработицы. Увеличивается и скрытая безработица ( за счет лиц, самостоятельно ищущих работу, находящихся в частично оплачиваемых или полностью неоплачиваемых отпусках, работающих не по своему желанию неполный рабочий день или неделю и т. д.), в настоящее время потенциальный уровень безработицы с учетом ее скрытой формы составляет от 17 до 20% экономически активного населения.
Несмотря на рост масштабов безработицы вследствие как действия объективных факторов, так и недостаточной гибкости формирующегося рынка труда потребности в рабочей силе отдельных предприятий не удовлетворяются полностью за счет местных трудовых ресурсов.
В настоящее время существует спрос главным образом на кадры рабочих специальностей. В конце декабря 2003 года около 80% заявленной предприятиями и организациями в службы занятости потребности в работниках составляли рабочие. При этом они требовались предприятиям как производственной так и непроизводственной сферы.
Таким образом, можно констатировать несоответствие между потребностью населения в трудоустройстве и потребностью в кадрах по России в целом и по регионам. Оно касается профессионального состава, запросов и притязаний работников и характера предлагаемой работы. Такая диспропорция, в большей или меньшей степени проявляющаяся во всех регионах, отраслях хозяйства, в любых условиях существует давно. Это свидетельствует о том, что проблема свободных рабочих мест реальна и весьма болезненно сказывается на конкретных предприятиях. Однако даже нарисованная картина не может скрыть факты, отталкивающие работников от свободных рабочих мест: низкий уровень заработной платы и несвоевременная ее выплата, неудовлетворительные (практически на всех крупнейших предприятиях страны) условия труда, а также отсутствие льгот и поощрений. Поэтому тема курсовой работы на нынешнем этапе является актуальной.
В связи со сложившейся проблемой ситуация на рынке труда становится критической. Чтобы как можно глубже разобраться в этой важной проблеме, необходимо раскрыть ее сущность в данной работе. Это и стало целью работы.
Задачи:
— дать определение понятию «занятость населения» с точки зрения правоведения; -
— охарактеризовать статус безработного и особенности трудоустройства граждан;
— рассмотреть государственную политику в области занятости и трудоустройства граждан.
Глава 1. Занятость и трудоустройство
1.1 Понятие занятости в сфере труда
Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, приносящая заработок. Вопросы занятости регулируются Конституцией, КЗоТ и «Законом о занятости». Обеспечение занятости – это комплекс мер, по сокращению безработицы. Сама политика государства в области занятости является гарантией реализации права граждан на труд.
Состояние занятости и трудоустройства в обществе определяется уровнем развития рынка труда, являющегося сегментом экономического механизма общественных преобразований и приобретающего характер экономико-правовой категории.
На состояние трудозанятости нередко оказывают воздействие местные условия регионального хозяйствования. В пики курортного сезона во многих здравницах исчезает безработица и ощущается дефицит рабочей силы. В одном из курортных сезонов в Сочи появилось более пяти тысяч вакансий, поскольку многим санаториям и пансионатам потребовалось большое число обслуживающего персонала. Более того, на состоянии занятости позитивно отразилась активизация строительных работ в частном секторе, вызвавшая необходимость открытия двух тысяч рабочих мест[7,34]. Товарный характер рабочей силы трактуется как один из важнейших факторов становления рыночной экономики.
Если спрос на рабочую силу падает и ее предложение испытывает избыток, то это соотношение вызывает серьезные социально-трудовые диспропорции, влекущие обострение проблем занятости и трудоустройства. Поэтому для решения проблем такого рода, связывающих как потенциальных работников, ищущих работу, так и работодателей, предлагающих преимущественно такие виды работ, которые приносят им существенную прибыль, в этот процесс включается государство. Оно выполняет координационно-посредническую роль, способствуя возникновению трудовых отношений между работниками и работодателями.
Наиболее часто встречаются ситуации, когда число не имеющих работы граждан пополняют увольняемые из предприятий, организаций, учреждений работники. Наиболее остро эта проблема проявилась в условиях разгосударствления, приватизации предприятий, появления рынка труда. Согласно ст. 81 Трудового кодекса РФ работники могут быть высвобождены в связи с ликвидацией предприятий, сокращением штатной численности работающих.
Под высвобождением работников понимают освобождение работников от участия в трудовом процессе и увольнения, порожденные нестабильностью производственной деятельности, неблагоприятной конъюнктурой рынка товаров, работ.[7,63]
Термин «высвобождение», не являющийся юридическим, в трудовом праве применяется в отношении работников, освобождаемых от основной работы по ранее заключенным с ними трудовым договорам. Причинами этого являются структурные изменения на предприятиях, в организациях и учреждениях, внедрение новых, более передовых методов управления производством и трудовым коллективом, применение прогрессивных технологических решений и проведение иных организационных, технических, экономических, правовых мер, способствующих выполнению производственных, хозяйственных и иных задач и повышению производительности труда с наименьшей численностью рабочих и служащих. В этой связи часть работников оказываются лишними и высвобождаются[7,62].
Допуская этот процесс законодатель устанавливает определенные правовые гарантии, минимизирующие негативные последствия высвобождения работников. Так, работодатель должен заблаговременно (не менее чем за 2 месяца) письменно предупредить работника о предстоящем увольнении, а при массовом высвобождении кроме самих работников информируется профсоюзный орган не менее чем за три месяца до даты увольнения. Данные нормы нацеливают работников на поиск работы и трудоустройство.
Если нет возможности сохранить работника на прежнем рабочем месте, работодатель предлагает работнику другую работу в пределах того же предприятия, организации или учреждения.
При этом работнику предоставлено право выбора возможных вариантов трудоустройства. Он вправе обратиться по поводу трудоустройства к другим работодателям или в службу занятости для бесплатного подбора новой работы. А для того чтобы максимально облегчить и сократить поиск новых рабочих мест, работодатель обязан сообщить органу службы занятости не позднее чем за два месяца о предстоящем высвобождении работника. Данное уведомление должно содержать сведения о профессии, квалификации, специальности лица и размере оплаты его труда.
Однако перечисленными мерами не ограничиваются реабилитационные мероприятия в условиях потери работы не по вине работника. Законом установлены льготы и компенсации высвобождаемым работникам. Согласно ст. 178 Трудового кодекса РФ таким работникам при сокращении численности штата выплачивается выходное пособие в объеме средней месячной оплаты труда; сохраняется тот же размер зарплаты на период трудоустройства, но не более чем за два месяца со дня увольнения работника.
Если работник в двухнедельный после увольнения период обратился в орган но трудоустройству и не был им трудоустроен, то по решению этого органа в порядке исключения уволенному лицу может быть выплачена зарплата и за третий месяц незанятости. Все указанные выплаты осуществляются за счет средств работодателя, уволившего работника. При этом за уволенным работником сохраняется непрерывный трудовой стаж, если период со дня увольнения и нового трудоустройства не превышает трех месяцев.
Если работник высвобождается не в связи с сокращением численности или штата, а по причинам реорганизации или ликвидации предприятий, учреждений, организаций, то за ним на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев, сохраняется среднемесячная зарплата с учетом выходного пособия. Сохраняется и непрерывный трудовой стаж, а также предоставляются и иные предусмотренные законодательством льготы и компенсации.
1. 2 Правовой статус безработного
Трудовое право уделяет большое значение решению проблем занятости и трудоустройства граждан. Однако в современном обществе наряду с занятыми лицами, имеющими постоянную и временную работу, которых большинство, существует немало граждан, не имеющих работу, но являющихся трудоспособными. Их называют безработными.
Безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в органах содействия занятости в качестве таковых для поиска им подходящей работы, которые готовы приложить свои трудоусилия на рынке труда, ищут работу и не трудоустроены в течение 10 дней со дня обращения в указанные органы.[5,38]
Однако не считаются безработными лица, не достигшие шестнадцатилетнего возраста; пенсионеры по возрасту, получающие пенсию за выслугу лет; отказавшиеся дважды в течение 10 дней со дня регистрации в службе занятости от предложенной подходящей работы, а впервые ищущие работу — единожды отказавшиеся от профессионального обучения или предложенной оплачиваемой работы; не явившиеся в службу занятости в течение 10 дней по неуважительным причинам со дня их регистрации для поиска подходящей работы; осужденные по приговору суда, вступившего в законную силу к исправительным работам без лишения свободы, и наказанные в виде лишения свободы.
Регистрация безработных осуществляется органами занятости по месту их жительства и включает в себя следующие процедуры:
1) первичная регистрация;
2) регистрация в целях поиска подходящей работы;
3) регистрация в качестве безработных;
4) перерегистрация.
Первичная регистрация служит средством общего учета граждан, относящихся к категории безработных, обратившихся в орган занятости без предъявления документов. В процессе регистрации испрашиваются установочные данные на граждан, включающие фамилию, имя, отчество, адрес проживания, образование, возраст и некоторые иные сведения. Сам обратившийся гражданин в свою очередь получает информацию, характеризующую рынок труда и потребности работодателей в рабочей силе, о возможности переподготовки и переквалификации, правах и обязанностях безработных.
Регистрация в целях поиска подходящей работы носит более конкретный и целенаправленный характер. Граждане для регистрации представляют справки о зарплате за последние три месяца по предыдущей работе, документ, удостоверяющий личность, трудовую книжку, иные документы, подтверждающие профессиональную квалификацию, трудовой стаж, образование и т.п. От отдельных категорий граждан (впервые ищущих работу, инвалидов) могут потребоваться дополнительные документы.
Предоставление перечисленных документов органу содействия занятости влечет у обратившегося в него гражданина право постановки их на учет для подыскания подходящей работы. В течение 10 дней со дня регистрации гражданину должна быть предложена работа, включая временную. Предложение включает два варианта подходящей работы. А впервые ищущим работу гражданам, ранее нигде не работавшим, не имеющим специальности, предлагается два варианта профессиональной подготовки или оплачиваемой работы.
В целях установления гарантий реального трудоустройства не допускается направление гражданина на работу в транспортно удаленные места'; в организации, не подтвердившие наличие должностных вакансий; приглашение граждан чаще одного раза в две недели за исключением наличия реальных предложений подходящей работы.
Если подходящей работы не находится, то безработным с их согласия может быть предложена оплачиваемая общественная работа.
Регистрация в качестве безработных является следующим этапом оказания социально-правовой помощи безработным гражданам. Она осуществляется после регистрации для поиска подходящей работы. Она, как и в предыдущей регистрации, сопровождается представлением аналогичных документов.
Перерегистрация устанавливается органом по вопросам занятости, но не реже двух раз в месяц. И в этом случае перерегистрация сопровождается предъявлением обозначенных ранее документов.
Законодательство устанавливает основания для снятия безработных с регистрационного учета. В частности, к ним относятся: признание граждан занятыми; прохождение профессиональной переподготовки; неявка без уважительных причин в течение 10 дней со дня регистрации в органы занятости и некоторые иные. В каждом таком случае данный орган выносит соответствующее решение.
Анализируя проблемы занятости, О. В. Смирнов обращает внимание на некоторые несогласованности законодательства. Так, под статус безработного подпадают граждане, достигшие 16-летнего возраста, в связи с Законом о занятости. А ст. 63 Трудового кодекса РФ устанавливает 15-летний возраст, с которого предусмотрена возможность приема на работу, в связи с чем данные лица в течение года лишаются права на трудоустройство и не получают пособия по безработице.[6,170]
Ответственность безработного проявляется в приостановлении выплаты пособия по безработице (до трех месяцев) и сокращения размера пособия на четверть (до одного месяца).
Первый вид ответственности применяется в случаях отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы; увольнения с последнего места работы за нарушения трудовой дисциплины или отчисления с места учебы, организованной служебной занятости, за виновные действия; нарушения сроков перерегистрации в качестве безработного в органах занятости; самовольное прекращение обучения по направлению органа занятости.
Второй вид ответственности применим за неявку без уважительных причин на переговоры с работодателем о трудоустройстве в течение трех дней со дня направления безработного службой занятости; отказа от явки без уважительных причин в службу занятости для получения направления на работу или профессиональное обучение.
Гарантии материальной и социальной поддержки безработного заключаются в том, что безработным гражданам, утратившим право на получение пособия по безработице по истечении срока, лицам, находящимся на их содержании, службой занятости может быть оказана материальная и иная помощь.
Основной вид социальной поддержки безработных — выплата пособий по безработице. Кроме этого социальной поддержкой является выплата стипендии в период профессиональной подготовки; участие в оплачиваемых общественных работ, возмещение затрат на переезд к новому месту работы в другую местность и некоторые иные.
Размер пособия по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, начисляемому за последние три месяца по последнему месту работы. В других случаях пособие устанавливается в размере минимальной оплаты труда.
В первые три месяца безработицы размер пособия составляет 75 % среднемесячного заработка за последние три месяца по прежнему месту работы, в следующие четыре месяца — 60%, в последующем — 45 %, но не ниже минимального размера оплаты труда и не выше среднего уровня средней заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Для отдельных категорий безработных граждан законодательством предусмотрены доплаты к пособию (дополнительное пособие).
Пособие начинает начисляться со дня признания гражданина безработным. Пособие выплачивается в период безработицы в течение 12 месяцев, а с учетом неоднократности этих периодов — в течение 18 месяцев. А при непредоставлении оплачиваемой подходящей работы безработный имеет право и по истечении 18 месяцев на повторное получение пособия в размере минимальной оплаты труда.
1.3 Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан
Законодатель установил дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения (ст. 13 Закона РФ о занятости). В частности, государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в получении работы, путем разработки и реализации рассмотренных выше целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов) и др.
К гражданам, особо нуждающимся в трудоустройстве, относятся:
— молодежь, в том числе выпускники учебных заведений;
— одинокие и многодетные матери, воспитывающие несовершеннолетних детей;
— инвалиды труда и войны;
— женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста, детей-инвалидов;
— лица предпенсионного возраста;
— лица, освобожденные из мест лишения свободы;
— беженцы;
— вынужденные переселенцы и некоторые другие категории незанятого населения.[1,32]
Рассмотрим в качестве примера правовые основания трудоустройства некоторых лиц из указанных категорий рассматриваемых групп населения. Так, конституционное право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду относится и к тем гражданам, которые по каким-либо причинам частично утратили трудоспособность и признаны компетентными органами ограниченно трудоспособными, то есть инвалидами. Как уже отмечалось, трудовое устройство инвалидов возложено на органы службы занятости. Специфика их трудоустройства состоит в следующем:
а) предоставляемая инвалидам работа и условия труда должны соответствовать рекомендациям службы медико-социальной экспертизы — ранее ВТЭК';
б) предприятия обязаны создавать им облегченные условия труда;
в) предприятия обязаны предоставлять им дополнительные льготы и др.
Правовым основанием для трудоустройства инвалидов является рассмотренный выше Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», а также Федеральный закон РФ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В статье 20 последнего предоставляются гарантии занятости инвалидов путем проведения различных специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Среди них:
1) осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов;
2) установление в организациях, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, квоты[7,59] для приема на работу инвалидов и соответствующего количества рабочих мест;
3) резервирование специальных рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
4) создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
5) организация обучения инвалидов новым профессиям и др.[7,59]
Рассмотрим некоторые вышеперечисленные законоположения более подробно.
Так, указанным выше организациям, численность работников в которых составляет более 30 человек, может быть установлена квота приема на работу инвалидов в процентах к среднемесячной численности работников, но не менее трех процентов. Общественные объединения инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов. Органы исполнительной власти субъектов России вправе устанавливать более высокую квоту для приема на работу инвалидов. Эти же органы утверждают порядок определения квоты.
В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для инвалидов работодатели вносят обязательную плату в установленном размере за каждого нетрудоспособного инвалида в пределах установленной квоты в Государственный фонд занятости населения РФ. Полученные средства предназначены для расходования целевым назначением на создание рабочих мест для инвалидов.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — это такие рабочие места, которые требуют дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого предприятия в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета субъектов РФ, за исключением рабочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание[9,72]. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении обязанностей воинской службы, в результате стихийных бедствий или межнациональных конфликтов, создаются за счет средств федерального бюджета.
Инвалидам должны быть созданы необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидам (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность отпусков и др.), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками. Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.
Права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов определяются главой V Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», статьёй 24 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Указом Президента РФ «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов », а также названным выше «Примерным положением об учреждениях государственной
службы медико-социальной экспертизы» и соответствующими Положениями субъектов Российской Федерации.[9,81]
Свои особенности имеются и в трудоустройстве лиц, освобожденных от уголовного наказания или из мест лишения свободы. Такая обязанность по действующему законодательству возлагается на местную администрацию городов и районов, а по существу, на местные органы службы занятости. Данной категории граждан должно быть оказано содействие в трудоустройстве с учетом их профессионального опыта и личных пожеланий. В частности, это правило относится к лицам, освобожденным от уголовного наказания по амнистии1. Законодательством предусмотрено, чтобы трудовое и социально-бытовое устройство было завершено не позднее 15-дневного срока со дня прибытия к месту жительства[3,28]. Такой же порядок распространяется и на подростков, условно осужденных или досрочно освобожденных, а также отбывающих наказание в воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних.
Следует отметить, что органы по вопросам занятости в ряде случаев занимаются также трудоустройством лиц, мера уголовного наказания которых не связана с лишением свободы. Так, статья 49 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовное наказание в виде обязательных работ. Они заключаются в выполнении в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественных полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. Как это усматривается из уголовного кодекса, такие работы устанавливаются от шестидесяти до двухсот сорока часов и не свыше четырех часов в день[3,36]. Кстати, обязательные работы не должны назначаться лицам, признанным инвалидами I или II групп; беременным женщинам; женщинам, имеющим детей до восьми лет; женщинам, достигшим пятидесятилетнего возраста, а мужчинам — шестидесятилетнего возраста (п. 4 ст. 49 У К РФ).
Статья 50 УК РФ предусматривает уголовное наказание в виде исправительных работ, которые устанавливаются на срок
от двух месяцев до двух лет и отбываются по месту работы осужденного. Разумеется, на практике получается, что далеко не все осужденные к указанным видам наказания имели к моменту вынесения приговора место работы. Тогда возникает несколько другая ситуация.
Уголовное наказание в отношении рассматриваемого контингента граждан осуществляют уголовно-исполнительные инспекции. Их статус определен Положением об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 года1. В частности, в соответствии с пунктами «в» и «г» статьи 7 этого Положения к основным обязанностям уголовно-исполнительных инспекций, кроме иных, относятся следующие:
— направление при необходимости осужденных к исправительным работам в распоряжение органов по вопросам занятости населения для трудоустройства.
В то же время, если лицо, осужденное к обязательным или исправительным работам, обращается в органы службы занятости по направлению органов внутренних дел или по своей инициативе, оно не может быть признано безработным и не регистрируется в качестве ищущего работу. Основанием для такого решения служит статья 6 Федерального закона РФ «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которой исполнение этого вида наказания за совершенное преступление возложено на службы МВД РФ.
В условиях перехода к новым экономическим отношениям, нестабильности экономики и конъюнктуры рынка и реорганизации предприятий определенное число работников становится лишним и «высвобождается» с этих предприятий[9,63]. Согласно статье 40.1 КЗоТ РФ, этим работникам гарантируется: предоставление другой работы на том же предприятии (в организации, учреждении); предоставление работы на другом предприятии (в учреждении, организации) по прежней профессии, квалификации, специальности, а при ее отсутствии — другой работы с учетом индивидуальных пожеланий и общественных потребностей; предоставление возможности обучения новым профессиям (специальностям) с предоставлением соответствующей работы. Одной из существенных особенностей при «высвобождении» является то, что функции органа по трудоустройству возлагаются в первую очередь на самого работодателя.
Определенные гарантии трудоустройства предусмотрены для граждан, уволенных из рядов Вооруженных Сил РФ. Администрация предприятий (организаций, учреждений), с которых они были призваны на военную службу, а также местные органы власти обязаны в течение месяца предложить им работу с учетом профессии (специальности) и приобретенного в армии опыта. Кроме того, за гражданами, уволенными из рядов Вооруженных сил РФ по состоянию здоровья и возвращающимся на «свои» предприятия (организации, учреждения), в течение трех месяцев сохраняется место работы (должность).
В соответствии со статьёй 13 п.4 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с воинской службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия.
За последние годы по-новому решен вопрос о приеме на работу лиц, окончивших образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования. Чтобы помочь будущим специалистам получить работу, учебные заведения высшего (среднего) профессионального образования стали заключать на основании постановления Правительства РФ от 19 сентября 1995 г. «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием» договоры со студентами. Заключаются также контракты со студентами и работодателями.
В соответствии с изменениями, внесенными в статью 182 КЗоТ Законом РФ от 24 ноября 1995г.[4,79], указанные лица обеспечиваются работой в соответствии с полученной специальностью и квалификацией на основании договоров (контрактов), заключаемых ими с работодателями, или на основании договоров о подготовке специалистов, заключаемых образовательными учреждениями и работодателями.
Образцы таких контрактов утверждены постановлением Министерства труда РФ и Госкомитета РФ по высшему образованию[5,21]. В типовом контракте предусматриваются взаимные обязательства сторон — в частности, между студентом и учебным заведением. Согласно ему, учебное заведение обязуется: обеспечить условия для освоения студентом основной образовательной программы по избранной специальности или направлению в соответствии с государственными образовательными стандартами; создать условия для изучения дополнительных дисциплин сверх государственного образовательного стандарта (с оплатой за счет средств учебного заведения или работодателя с согласия последнего); выплачивать студенту, обучающемуся в рамках целевой контрактной подготовки специалистов, государственную стипендию в размерах, определяемых законодательством России. Кроме того, учебное заведение обязуется на основе изучения потребностей рынка труда в квалифицированных специалистах осуществлять работу по подбору организаций (работодателей) для реализации целевой контрактной подготовки и последующего трудоустройства студента и др.
В свою очередь, студент обязан освоить образовательную профессиональную программу и заключить по предложению ректора (директора) учебного заведения контракт с конкретным работодателем на срок до трёх лет после окончания учебного заведения при условии предоставления работы, соответствующей уровню и профилю профессиональной подготовки, а также материального и, при необходимости, жилищного обеспечения.
При невыполнении или ненадлежащем выполнении своих обязательств молодой специалист — бывший студент возмещает учебному заведению затраты, связанные с его обучением: выплаченную государственную стипендию, другие социальные пособия (доплаты) с момента заключения контракта до получения диплома. Однако в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения учебным заведением условий контракта специалист (бывший студент) освобождается от выполнения своих обязательств по нему.
В типовом контракте между учебным заведением и студентом, утвержденном указанным выше постановлением Министерства труда РФ, указаны следующие случаи освобождения от заключения и исполнения контракта с работодателем:
— при наличии медицинских противопоказаний к работе в конкретных организациях (на конкретных должностях) или территориях;
— при наличии одного из родителей или супруга (супруги) инвалида I или II группы, если работа предоставляется не по месту постоянного жительства родителей или супруга (супруги);
— жена (муж) военнослужащего офицерского или начальствующего состава, прапорщика, мичмана и других военнослужащих, работающих по контракту в Вооруженных Силах России, органах Министерства внутренних дел РФ и других федеральных служб, если работа предоставляется не по месту службы мужа (жены);
— беременная женщина или имеющая(ий) ребенка в возрасте до 1,5 лет на момент окончания учебного заведения, если работа предоставляется вне места постоянного жительства мужа (жены) или родителей.
Типовой контракт между студентом и работодателем, заключаемый в рамках целевой контрактной подготовки специалистов предусматривает, что работодатель обязан выплачивать студенту надбавку к стипендии в размере, определяемом соглашением сторон, оплачивать по договору с учебным заведением проживание в общежитии, коммунальные и бытовые услуги, а на период прохождения производственной практики по месту будущей работы — выплачивать заработную плату по фактически отработанному на рабочем месте времени. Работодатель обязан по контракту принять на работу выпускника после завершения его обучения на должность, соответствующую уровню и профилю его профессионального образования и заключить с ним трудовой договор.
Студент обязан по заключенному контракту: освоить основную образовательную программу по избранной специальности или направлению в соответствии с государственным стандартом, дополнительные дисциплины сверх государственного образовательного стандарта по согласованным предложениям студента и работодателя, а также прибыть в организацию для выполнения должностных обязанностей.
Часть 2 статьи 182 КЗоТ РФ гласит, что органы исполнительной власти, в ведении которых находятся учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и органы государственной службы занятости должны оказывать содействие в трудоустройстве выпускников указанных учебных заведений с учетом их профессиональной подготовки и квалификации. При наличии желания выпускников содействие в трудоустройстве им может оказываться негосударственными службами занятости. В случае отказа работодателя в приеме на работу рассматриваемой категории выпускников учебных заведений последние могут такой отказ обжаловать в судебном порядке (ч.З ст.182 КЗоТ).
Имеется определенная специфика трудоустройства российских граждан за границей, что обусловлено особенностями их правового положения за пределами России. Надо сказать, что регулирование, в частности, трудовых отношений лиц, оказавшихся за границей, во многом зависит от их гражданства.
Находясь за границей, граждане Российской Федерации обязаны подчиняться законам государства, на территории которого они находятся. В то же время не прерывается их правовая связь со своим Отечеством: они должны учитывать действие и российских законов.
Таким образом, получается, что граждане России за границей находятся как бы под «двойной юрисдикцией». Профессиональной деятельностью заниматься в период пребывания за границей граждане России имеют право, как правило, в соответствии с международными соглашениями.
Однако право иностранцев, в том числе российских граждан за рубежом, на трудоустройство, разумеется, определяется законодательством каждой страны. Только трудоустройство в рамках международно-правовых договоренностей дает соответствующие гарантии правовой защиты в трудовых отношениях работника-иностранца с работодателем страны пребывания. При этом надо иметь в виду, что в большинстве экономически развитых странах мира законодательство предусматривает меры защиты своего рынка труда от мигрантов.
Основной целью государственной миграционной политики России является регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся миграционных процессов, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, а также обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища на территории российского государства.
Один из разделов Программы касается внешней трудовой миграции[5,72]. Это находит свое объяснение в том, что новые формы привлечения в Россию иностранной рабочей силы и открывшаяся возможность трудоустройства российских граждан за рубежом вызывают необходимость целенаправленного государственного регулирования этих процессов.
Из содержания Программы усматривается, что государственная политика в области привлечения и использования в России иностранной рабочей силы должна быть направлена на:
— удовлетворение потребностей российского рынка труда в необходимой рабочей силе, формирование рациональной и сбалансирование структуры этого рынка;
— обеспечение на национальном рынке труда приоритетного права граждан Российского государства на трудоустройство;
— предотвращение нелегальной трудовой миграции.
Что же касается государственной политики в области трудовой миграции граждан России за границу, то по смыслу Программы, она должна быть направлена, в частности, на обеспечение и защиту их прав и законных интересов на всех стадиях трудовой миграции (пребывание и трудовая деятельность на территории принимающего государства, возвращение в Россию).
В Программе речь идет также, к примеру, о внутренних миграционных потоках, подлежащих приоритетному государственному регулированию. К ним, в первую очередь, относятся переселенцы из районов природного и экологического неблагополучия, бывшие военнослужащие и члены их семей, переселяющиеся в связи с проведением военной реформы, представители репрессированных народов, возвращающихся к местам прежнего проживания.
Существенное значение в решении проблемы вынужденной миграции имеет содействие занятости (трудоустройства) вынужденных мигрантов, которое в соответствии с Программой включает в себя:
— содействие в профессиональной подготовке и переквалификации;
— содействие в организации самозанятости и создании рабочих мест;
— содействие в получении документов, необходимых для сохранения и восстановления трудового стажа;
— содействие в решении других вопросов обеспечения занятости в соответствии с российским законодательством.
Для обеспечения занятости вынужденных мигрантов государство взяло на себя, в частности, обязательство по выделению субсидий для создания новых рабочих мест и организации производств (использование средств федерального бюджета, выделенных на Программу, кредитов Центробанка РФ; средств, выделяемых Международной организацией по миграции. Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев и другими международными организациями).
Новые социально-экономические отношения требуют кардинальных изменений законодательства, регулирующего проблемы миграции населения.
Законы РФ «О беженцах», «О вынужденных переселенцах» не охватывают все существующие виды миграционных потоков.
Дальнейшее развитие законодательства, касающегося правового обеспечения Программы, должно быть направлено прежде всего на оптимизацию величины и направленности миграционных потоков и защиту прав и законных интересов граждан Российской Федерации вне зависимости от места (государства) проживания либо пребывания.
1.4 Гарантии государства в области занятости
Государство гарантирует гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, свободу выбора вида занятости, содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве, обучение новой профессии, повышение квалификации, компенсацию в связи с направлением на работу в другую местность, участие в общественной работе на платной основе. Обозначенные гарантии детализируются в Законе РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 20 апреля 1996 г. «О занятости населения в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями).
Законодательство определяет занятость населения как деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащих законодательству, и приносящую трудовой доход в виде заработка.[2,35]
Перечень занятых граждан дает Закон о занятости. К ним, в частности, относятся: работающие по трудовому договору действующие в качестве предпринимателей, самостоятельно обеспечивающие себя работой; занятые в подобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; выполняющие подрядные работы; члены производственных кооперативов; избранные, назначенные и утвержденные на оплачиваемые должности: проходящие военную службу, службу в органах внутренних дел, обучающиеся очно в образовательных учреждениях; временно отсутствующие на рабочих местах.
В Законе о занятости находит свое проявление принцип свободы трудового договора. В соответствии со ст. 9 этого нормативного акта граждане вправе реализовать право на выбор места работы и характер трудовой деятельности в соответствии с профессией, квалификацией путем непосредственного заключения трудового договора с работодателем либо с помощью службы занятости. В последнем случае заключению трудового договора предшествуют отношения организационно-управленческого характера по подбору подходящей работы, переквалификации.[1,28]
Государство содействует трудоустройству граждан. С 2001 г. эта политика изменилась. Ликвидирован Фонд занятости, в который предприятия отчисляли взносы, и из которого выплачивалось пособие по безработице. Теперь установлено единое пособие по безработице, равное прожиточному минимуму, а ищущим работу минимальная оплата труда, и эти средства будут выделяться из федерального бюджета. Ужесточаются и требования к безработным. Однако основные принципы государственной политики пока остаются, это:
1. Обеспечение всем гражданам равных возможностей на свободный труд.
2. поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей.
3. обеспечение социальной защиты в области занятости, создание мер для особо нуждающихся в социальной защите, т.е. помогать в трудоустройстве.
4. создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека.
5. поощрение работодателей, сохраняющих рабочие места и создающих новые.
6. координация мер по занятости населения с другими: социальным обеспечением, предупреждение инфляции, роста цен и т.д.
7. развитие трудовых ресурсов.
8. сокращение безработицы.
9.обеспечение занятости малочисленных народов.
10. международное сотрудничество в области занятости.
Глава 2. Система регулирования занятости населения
2.1 Специфические особенности деятельности Федеральной службы занятости населения
В основе государственной системы занятости лежит сеть служб и фондов занятости различных уровней. На федеральном уровне — это Федеральная служба занятости населения, в каждом из субъектов Федерации существуют региональные или республиканские службы занятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существую местные службы занятости. Структурные подразделения федеральной службы занятости подчиняются соответствующим вышестоящим органам и органам исполнительной власти. Функции, права, обязанности службы занятости нацелены на проведение мероприятий по ее увеличению.
Органы службы занятости на безвозмездной основе предоставляют органам государственной статистики, налоговым органам и получают от них сведения, необходимые для выполнения своих функций. Службы занятости имеют право запрашивать на безвозмездной основе у органов исполнительной власти, у предприятий, организаций, учреждений все сведения, необходимые для разработки программ занятости.
Органы служб занятости на основе прогнозов экономического развития с участием работодателей и представителей трудящихся разрабатывают программы занятости, которые после согласования утверждаются представителями соответствующих органов власти. Органы исполнительной и представительной власти вместе со службами занятости контролируют реализацию принятых программ.
Взаимодействие служб занятости с предприятиями — работодателями, работниками или их представителями — строится на принципах социального партнерства. Служба занятости наделена широким кругом прав и обязанностей:
анализировать и прогнозировать состояние рынка труда;
вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
информировать обращающихся работников и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силы;
оказывать гражданам помощь в подборе подходящей работы, а работодателям — в подборе необходимых работников;
организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных заведениях службы занятости и других учебных заведениях;
оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве, высвобождаемым работником и другим категориям населения;
регистрировать безработных и оказывать им помощь в пределах своей компетенции;
разрабатывать республиканские и региональные программы занятости;
подготавливать предложения об использовании труда иностранных работников, привлекаемых на основе межправительственных соглашений;
оплачивать стоимость профессиональной подготовки и переподготовки, если трудоустройство требует получение новой профессии, также выплачивается стипендия за период учебы;
выдавать, в соответствии с законом, пособие по безработице, устанавливать к ним надбавки с учетом иждивенцев и других обстоятельств;
публиковать статистические данные о состоянии рынка труда.
Все услуги федеральной государственной службы, связанные с обеспечением занятости граждан, предоставляются бесплатно. Финансирование мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости, происходит за счет средств местного бюджета.
Особенности занятости и функционирования рынка труда в промышленном регионе обусловлены спецификой формирования экономически активного населения, сложившимся уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории, характером поддержки предприятий федеральными и региональными органами власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях, обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии, особенно если оно является градообразующим.
Федеральная и региональные службы занятости населения, аккумулируя в фондах занятости большую часть страховых платежей, должны с учетом сложившихся и прогнозируемых показателей занятости и безработицы определять кризисные территории — республики, края, области и автономии, а в каждом из них — города и районы. Для этого применяется специальная методика, в основу которой положен метод группировок в отличие от зарубежных аналогов, базирующихся на арифметическом подходе.
Федеральная служба занятости России использует арифметический подход и группирует регионы по уровню безработицы в соответствии со следующими критериями: 1) ниже среднего уровня по стране; 2) в пределах двукратного превышения среднего уровня; 3) более двукратного превышения. Сегодня становятся актуальными вопросы эффективности всей системы государственной службы занятости и необходимости оценки деятельности ФСЗ и ее территориальных органов.
Всесторонняя оценка эффективности функционирования государственной службы занятости может быть дана на основе использования системы взаимосвязанных показателей, характеризующих конечные результаты ее работы. Соответствующая методика должна основываться на следующих принципиальных положениях:
охват всех направлений службы занятости, по которым достигнутые результаты отражаются в конкретных показателях;
ограниченность количества принятых для оценки показателей, исключающих их дублирование;
“сквозной” характер оценочных показателей, обеспечивающих возможность сравнительного анализа и оценки деятельности местных (городских, районных), региональных (на уровне субъекта РФ) центров занятости и Федеральной службы занятости России в целом;
единый подход к расчету показателей, однозначность их толкования;
полная объективность оценочных показателей;
использование действующих форм учета и отчетности.
По мнению экспертов, критериями эффективности работы органов службы занятости следует считать повышение их роли в организации рынков труда — общероссийского, регионального, местного — и степень удовлетворения спроса со стороны как не занятых трудовой деятельностью граждан, так и работодателей.
В Институте экономики РАН разработана такая методика, предусматривающая не только анализ и оценку деятельности органов службы занятости населения, но и механизм состязательности между ними на основе принципов материального стимулирования.
Система показателей оценки службы занятости, предложенная в упомянутой методике, включает следующие относительные показатели:
удельный вес численности незанятых граждан, трудоустроенных по направлению центра занятости: в общей численности принятых на работу в городе или районе; в общей численности не занятых трудовой деятельностью граждан, обратившихся в центр по вопросу трудоустройства;
удельный вес безработных, трудоустроенных по направлению центра занятости и оформленных на досрочную пенсию, в общей численности снятых с учета безработных;
удельный вес безработных, не работающих в течение более чем восьми месяцев;
уровень предотвращенной безработицы, рассчитываемый как отношение количества сохраненных и созданных рабочих мест к экономически активному населению.
Кроме основных показателей, предлагаются и дополнительные: полнота сборов страховых взносов, своевременность представления в вышестоящий орган отчетов и других материалов информационного характера, отсутствие обоснованных жалоб.
Оценка деятельности региональных служб занятости по показателю «уровень безработицы» и ряду других применяемых на практике частных показателей (содействие в трудоустройстве граждан, в том числе временном трудоустройстве, помощь в организации самозанятости и др. ) может создать ложное представление об эффективности механизмов регулирование рынка труда.
Наименование показателей:
Удельный вес трудоустроенных службой занятости (из числа незанятого населения) в общей численности принятых на работу.
Удельный вес трудоустроенных службой занятости (из числа незанятого населения ) в общей численности снятых с учета граждан, ищущих работу.
Уровень безработицы.
Численность незанятых граждан, зарегистрированных службой занятости в расчете на одну вакансию.
Правительством РФ Постановлением N 156 от 6 апреля 2004 г. «Вопросы федеральной службы по труду» указано
1. Установить, что Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
2. Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
3. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы. В ведении Федеральной службы по труду и занятости находятся государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) (п. 3 в ред. постановления Правительства РФ от 27.05.2004 N 252).
4. Основными функциями Федеральной службы по труду и занятости являются:
а) контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе;
б) деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в закрепленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
в) организация альтернативной гражданской службы;
г) организация и оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, в том числе:
содействие гражданам в поиске подходящей работы;
подбор работодателям необходимых работников;
бесплатная консультация, бесплатное предоставление информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения;
профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан, психологическая поддержка;
обеспечение социальной поддержки;
направление граждан на общественные работы, а также их временное трудоустройство;
осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
выдача заключений о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы.
Федеральная служба по труду и занятости руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также настоящим Положением.
2.2 Актуальные проблемы организации профессиональной подготовки, повышение квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения
Предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО), сертификация продукции на соответствие международным стандартам серии ISO 9000, как и переход к рыночной экономике, выдвигают принципиально новые требования к работникам — руководителям, специалистам, рабочим, к организации и содержанию их профессиональной подготовки и переподготовки.
Предприятия переходят на новую технологию, выпускают новую продукцию, меняют производственный профиль деятельности. Многие работники высвобождаются со своих рабочих мест по этим причинам либо в связи с ликвидацией организаций, сокращением численности или штата в них. Каждое из этих обстоятельств серьезно влияет на структуру потребностей в кадрах в зависимости от их профессиональной подготовленности к работе, которую они могут или смогут выполнить.
Кроме того, как показывает практика, многие организации в условиях ужесточающейся конкуренции испытывают недостаток в кадрах высокой квалификации (особенно рабочих), в молодежи, которая бы приходила на производство для приобретения профессии, ее последующего освоения, дальнейшего совершенствования, повышения квалификации.
Сложившаяся за многие годы система подготовки и переподготовки кадров на производстве оказалась, по существу, вне государственного регулирования. Разрушилась или утратила прежнюю стройность и последовательность система повышения квалификации руководящих кадров и специалистов.
Актуальной задачей становится подготовка, повышение квалификации, обучение смежным и вторым профессиям рабочих, формирование предпринимательского корпуса с учетом новых экономических условий, российских традиций и мирового опыта.
Целый ряд международных документов в той или иной степени регламентируют организацию и проведение профессионального обучения и предъявляют соответствующие требования к ее организаторам.
Конвенция Международной организации труда (МОТ) N 142 1975 г. «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» предусматривает, что каждый член Организации принимает и развивает всесторонне скоординированные политику и программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, тесно связанные с занятостью, в частности через государственные службы занятости (п. 1 ст. 1).
Эта политика и программы должным образом учитывают:
а) потребности, возможности и проблемы занятости как на региональном, так и на национальном уровне;
б) стадию и уровень экономического, социального и культурного развития;
в) взаимосвязь между развитием людских ресурсов и другими экономическими, социальными и культурными целями (п. 2 той же статьи).
Эта политика и программы осуществляются при помощи методов, соответствующих национальным условиям, и предназначены для повышения способности отдельного лица создавать и индивидуально или коллективно оказывать влияние на производственную и социальную среду (пп. 3 и 4 той же статьи).
Эта политика и программы стимулируют и позволяют всем лицам, на основе равенства и без какой-либо дискриминации, развивать и применять свои способности к труду в своих собственных интересах и в соответствии со своими стремлениями, учитывая потребности общества (п. 5 той же статьи).
Сроки обязательного прохождения стажировки, повышения квалификации предусмотрены для медицинских, педагогических и ряда других категорий работников.
Для рабочих определенных профессий предусмотрена сдача квалификационных экзаменов, по результатам которых решается вопрос о выполнении ими определенных видов работ.
Так, квалификационные элементы предусмотрены для работников транспорта, непосредственно связанных с движением. Для водителей утверждены Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений (постановление Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. N 1396 с последующими изменениями и дополнениями).
Переход к рыночной экономике выдвигает принципиально новые требования к работникам (руководителям, специалистам, рабочим), к организации и содержанию их профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
Организации переходят на новую технологию, выпуск новой продукции, меняют профиль деятельности, в связи с чем многие работники высвобождаются со своих рабочих мест.
Эти обстоятельства серьезно влияют на структуру потребностей в кадрах в зависимости от их профессиональной подготовленности к работе, которую они могут или смогут выполнять. Многие организации испытывают недостаток в кадрах высокой квалификации (особенно рабочих), в молодежи, которая приходила бы на производство для приобретения профессии, ее последующего освоения, дальнейшего совершенствования, повышения квалификации.
В ТК РФ впервые в истории трудового законодательства включен раздел II, содержащий основные нормы, регламентирующие профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, включая ученический договор (см. ст. 196—208). 416
Права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров, В соответствии со ст. 196 ТК РФ работодатель имеет право:
1) определять потребность в кадрах определенных профессий квалификационного условия для собственных нужд;
2) определять необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд;
3) проводить профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, обучение их вторым. профессиям в организации, а при необходимости — в образовательных учреждениях среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором;
4) определять с учетом мнения представительного органа работников:
формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;
перечень необходимых профессий и специальностей;
5) заключать ученический договор (см. ст. 198 ТК РФ). В обязанности работодателя, входит:
1) проведение повышения квалификации работников в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности;
2) создание необходимых условий для совмещения работы с обучением работникам, проходящим профессиональную подготовку, предоставление гарантий, установленных ТК РФ, иными нормативными правовыми актами[].
Планы подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров обычно прилагаются к коллективному договору.
Право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации названо среди основных прав работника (см. ст. 21 ТК РФ). Далее в Кодексе право на повышение квалификации конкретизируется. В него включено право на обучение новым профессиям (ч. 2 ст. 197).
В прежнем законодательстве отсутствовало указание на то, в какой форме реализуется это право работника, на каком правовом основании возникают соответствующие отношения между обучающимися в организации и этой организацией.
Выводы
Для современного социально-экономического положения России характерен ряд симптомов, свидетельствующих о перманентном обострении ситуации на рынке труда. При известном уменьшении численности занятых в народном хозяйстве существенно ускорился рост незанятых, особенно лиц, зарегистрированных в качестве безработных. Иначе говоря, численность выбывших работников стала преобладать над численностью принятых на работу. Сократилось количество вакансий, что особенно касается безработных.
Среди негативных тенденций, унаследованных еще от доперестроечного периода, следует отметить нарастание реального дефицита работников ключевых массовых профессий, усиление нерационального характера занятости населения, снижение эффективности использования трудового потенциала, появление новых диспропорций на рынке труда и занятости. Сфера труда оказалась, таким образом, одним из основных источников социальной напряженности.
Ситуация в сфере занятости в Российской Федерации свидетельствует о том, что способность рынка труда к саморегулированию на сегодняшний день все еще незначительна. Данное обстоятельство предопределяет необходимость использования элементов государственного правового регулирования в этой сфере.
Правовые нормы дают возможность охватить общим правилом повторяющийся изо дня в день процесс той или иной работы (производства), распределение и обмен продуктов труда, подчинить действия отдельного человека общим условиям этого процесса. В результате правового регулирования достигается
упорядочение и нормативное развитие социально-трудовых отношений, обеспечивается слаженность в работе и координация трудовой деятельности людей и их объединений.
В нашем контексте понятие «законодательство» определяется как совокупность законов и иных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы занятости населения.
Прежде всего таковым является Основной Закон страны — Конституция РФ 1993 г., 37-я статья которой, в частности, предусматривает право на защиту от безработицы с гарантией обеспечения занятости и трудоустройства. При этом следует заметить, что на протяжении десятилетий в нашей стране господствовал принцип всеобщей («поголовной») занятости.
Он опирался на законоположения, закрепленные в Конституциях СССР 1936 и 1977 гг. и другие законодательные акты. Этот принцип опирался также на уголовно-правовые нормы, устанавливающие государственно-правовое принуждение вплоть до применения уголовной ответственности к лицам, ведущим «паразитический» образ жизни.
Идеологической основой такой социально-трудовой политики служили известные постулаты о неотделимости социализма и общественно-полноценного труда. Однако подобная политика породила целый ряд негативных явлений. Во-первых, она вела к значительному снижению производительности труда, маскируя скрытую безработицу и порождая иждивенческие настроения. Во-вторых, она содействовала снижению творческого потенциала населения, снижала уровень трудовой дисциплины, насаждала уравниловку в распределении доходов (все это не могло не сказаться на уровне жизни населения). И, в-третьих, практика распределения рабочей силы на основе планово-распределительных административных актов противоречила международно-правовым нормам о запрещении принудительного труда, в частности. Конвенции МОТ № 29 «О принудительном и обязательном труде» (1930 г.).
С переходом к рыночным отношениями складывается новая непростая ситуация в области распределения и использования трудовых ресурсов и «рабочей силы». С одной стороны, провозглашение свободы труда и предпринимательской деятельности открывает широкий простор для развития инициативы, предприимчивости, творческих способностей. Наличие рынка труда порождает конкуренцию в борьбе за рабочие места, создает заинтересованность работников в повышении квалификации, развитии способностей к труду, снимает проблему текучести кадров и дисциплины труда. С другой стороны, переход к рынку сопровождается структурной перестройкой народного хозяйства, спадом производства, разрушением коллективных форм хозяйствования, ломкой хозяйственных правоотношений. Это обусловило выбрасывание на рынок труда многочисленных групп рабочих и специалистов, нуждающихся в организационном вовлечении в новые формы хозяйствования, которые требуют соответствующего правового регулирования.
Литература
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Законом РСФСР «О занятости населения в РСФСР» от 19 апреля 1991
Конституция Российской Федерации.
Собрание законодательства РФ. 1996. № 17. Ст.1915.
Трудовой кодекс Российской Федерации.
Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с последующими изменениями и дополнениями).
Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях» (с изменениями и дополнениями).
Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации».
РофеА. О содержании понятий «трудовые ресурсы» и «рабочая сила» // Человек и труд.- 1997.- № 3.- С. 23 — 25.
Лебедев В.М. Трудовое право: Проблемы Общей части. — Томск, 1998. Орловский Ю.П. Трудовое право России: Учеб. пособие. — М., 1995. Трудовое право: Учебник/ Под ред. А.С.Пашкова. — СПб., 1994.
Трудовое право: Учебник/ Под ред. О. В. Смирнова. — М., 2004.
Толкунова В.Н., Гусов К.Н. Трудовое право России. С. 145 — 146.