Понятие длительного срока лишения свободы как критерия развития уголовного законодательства и пенитенциарной практики ФСИН РОССИИ на современном этапе
Современная уголовная политика России в области назначения и исполнения уголовных наказаний развивается в направлении гуманизации системы мер уголовно-правового воздействия, повышения эффективности исполнения различных видов наказаний в целях достижения поставленных перед ними целей.
Гуманизация уголовного наказания (в частности, лишения свободы), как нам кажется, должна определяться несколькими критериями: наличием того или иного вида наказания в санкциях статей особенной части УК РФ за те или иные виды общественно опасных деяний, объем претерпеваемых правоограничений, порядок и условия отбывания наказания, основания освобождения и т.д.
Как показывают законодательная регламентация и судебная практика, лишение свободы является самым суровым и самым часто назначаемым видом уголовного наказания. Пенитенциарные учреждения на сегодняшний момент составляют практически основную часть учреждений и органов уголовно-исполнительной системы России. Поэтому можно сказать, что гуманизация уголовной политики государства в первую очередь должна определяться гуманизацией ее пенитенциарной системы и повышения эффективности исполнения наказания в виде изоляции от общества.
Одним из оценочных критериев в этом направлении, на наш взгляд, выступает длительность сроков лишения свободы, регламентированных УК РФ, поскольку этим определяется размер карательного воздействия наказания и степень влияния ряда негативных факторов изоляции от общества.
На данный момент упоминание о длительных сроках лишения свободы встречается в статьях и докладах ученых и специалистов в области уголовного и уголовно-исполнительного права, однако полного и емкого понятия этому явлению мы не обнаруживаем. Иногда встречаются только лишь односторонние определения длительного срока лишения свободы, в связи с чем его продолжительность в тех или иных источниках различна.
Наказание в виде лишения свободы является одним из тринадцати видов государственного принуждения, предусмотренных ст. 44 Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 г. (далее — УК РФ). Содержание этого одного из наиболее суровых видов наказаний состоит в принудительной изоляции осужденного путем помещения его в предназначенные для этого учреждения на срок, установленный приговором суда, со специальным режимом содержания.
Лишение свободы обладает наибольшим числом правоограничений для осужденного, а следовательно, повышенной по отношению к другим видам наказания репрессивностью. Оно предусматривается в законе и применяется судом в случаях совершения тяжких и особо тяжких преступлений. Лишение свободы назначается в качестве наказания, когда цели наказания не могут быть достигнуты более мягкими мерами уголовно-правового воздействия, когда исправление лица возможно лишь в условиях строгой изоляции и специального режима. Осужденный к данному виду наказания существенно ограничивается в целом ряде основных гражданских прав .
Лишение свободы на определенный срок ограничивается во времени приговором суда и носит срочный характер. Как отмечал Ю.И. Здравомыслов, важность срочного характера наказания в виде лишения свободы заключается в том, что срок является гарантией права осужденного испытать на себе карательно-воспитательное воздействие только в течение определенного времени. Кроме того, оно выражает определенную меру государственного порицания лицу, совершившему преступление. Срок лишения свободы — это и средство индивидуализации наказания, причем оно проявляется не только в количестве назначаемых по приговору суда лет, но и видом режима ИУ. Это, в свою очередь, определяет срок как измеритель объема кары в лишении свободы, объема правоограничений (наряду с видом режима и видом ИУ) .
На сегодняшний момент российское законодательство и право не знают понятия длительного срока лишения свободы. Отсутствуют допустимые критерии, позволяющие судить о том, какие сроки лишения свободы являются длительными, в связи с чем данное понятие является весьма относительным.
В Толковом словаре русского языка под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой прилагательное «длительный» определяется как долго продолжающийся во времени. Это говорит об относительности данного понятия, поскольку оно может определяться различными, на наш взгляд, критериями: нормативно-правовыми, социально-психологическими, идеологическими и т.д.
Большинство ученых и специалистов в области уголовно-исполнительных отношений (В.У. Ялунин, М.Г. Детков, В.В. Попов и др.), которые в своих работах предпринимали попытки дать определение длительности срока лишения свободы, использовали для этого только два критерия: нормативно-правовой и психологический (отношение осужденных к условиям изоляции). И.Ю. Бобылева в данной ситуации пыталась учесть и мнение сотрудников исправительных учреждений. Т.Н. Волкова анализировала вид и характеристику совершенного преступления, криминальную устойчивость личности преступника, вид уголовного наказания, вид ИУ и условий, в которых находится осужденный внутри конкретного пенитенциарного учреждения .
Данные подходы имеют право на существование. С нашей же стороны для более полного определения данного понятия мы применили несколько иную систему оценочных критериев, в основу которой положены уровни реализации уголовной политики на территории нашего государства:
1) уровень правосознания — экспертные оценки ученых и специалистов в области уголовно-правовых отношений, общественное сознание;
2) уровень нормотворчества — организационно-правовая и историческая оценка длительности срока лишения свободы;
3) уровень правоприменения — точки зрения специалистов в области уголовно-исполнительных правоотношений и социально-психологическое отношение осужденных к условиям и времени изоляции от общества.
Судейское правосознание по этому поводу складывается следующим образом: 40% из опрошенных нами судей областного и городского судов Вологодской области считают длительным сроком лишения свободы более 10 лет изоляции от общества, 30% — более 5 лет изоляции, 18% — более 3 лет изоляции от общества, 6% — более 20 лет изоляции от общества, 6% — более 25 лет изоляции от общества. Причем 68% из них считают, что длительный срок лишения свободы определяется средним значением максимально возможного срока лишения свободы, определенного действующим законодательством, а 32% — влиянием срока изоляции на степень общественной деградации личности осужденного.
Согласно мнению И.И. Авксентьевского длительность срока лишения свободы среди осужденных определяется возможностью просматривать перспективу собственного освобождения, перспективу возвращения к свободному бытию среди свободных людей. Подавляющее большинство опрошенных осужденных способны планировать и реально представлять свою дальнейшую жизнь в рамках пятилетнего срока. После указанного промежутка времени они уже не могут точно сказать, что может их ожидать в жизни. Учитывая объективные реалии и условности жизненного развития как отдельного человека, так и общества в целом, данные временные рамки определяются и сознанием свободных граждан.
На уровне нормотворчества длительность срока лишения свободы определяется нижним и верхним пределами назначения изоляции от общества. Согласно п. 2 ст. 56 УК РФ лишение свободы назначается на срок от двух месяцев до двадцати лет. В случае частичного или полного сложения сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может быть более 25 лет, а по совокупности приговоров — более 30 лет (п. 4 ст. 56 УК РФ). Исходя из буквы закона, длительными можно считать все сроки лишения свободы более 10 лет, поскольку они превышают среднюю составляющую от максимального предела лишения свободы. Сроки изоляции от общества более 20 лет лишения свободы можно считать сверхдлительными, поскольку представляют собой достаточно большой промежуток времени и по содержанию приближаются к пожизненному лишению свободы, при котором через 25 лет нахождения в исправительном учреждении можно получить условно-досрочное освобождение, если судом будет признано, что оно не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания (п. 5 ст. 79 УК РФ).
Историческая оценка определения пределов лишения свободы дает нам следующую картину длительности срока лишения свободы. Уголовное нормотворчество XX — начала XXI в. в области законодательного определения высшего и низшего пределов срока изоляции от общества лица, совершившего преступление, представлена в Таблице 1.
Таким образом, согласно уголовному законодательству России обозначенного периода средний срок лишения свободы, который на уровне нормотворчества считается длительным, составляет примерно 6 лет и 4 месяца.
Для определения длительности срока лишения свободы на уровне правоприменения были изучены точки зрения практических работников пенитенциарных учреждений для мужчин различных видов режимов на территории Вологодской области и социально-психологическое отношение осужденных к длительному сроку изоляции.
Таблица 1
Основные нормативно-правовые документы, определяющие размер
срока лишения свободы, на территории России
в период XX — начала XXI в.
Нормативно-правовой
документ и время
его принятия
Нижний предел
срока лишения
свободы
Верхний предел
срока лишения
свободы
Средний
срок лишения
свободы
Нормативно-правовые
акты первых лет
советской власти
(1917 — 1918 гг.)
7 дней
10 лет
около 5 лет
Декрет «О спекуляции»
1918 г.
не определен
более 10 лет
более 5 лет
Уголовный кодекс
РСФСР 1922 г.
6 месяцев
10 лет
4 года и
9 месяцев
Закон от 16 октября
1924 г.
7 дней
10 лет
около 5 лет
Основные начала
уголовного
законодательства
Союза ССР и союзных
республик 1924 г.
не определен
10 лет
5 лет
Уголовный кодекс РСФСР
в редакции 1926 г.
не определен
10 лет
5 лет
Закон 2 октября
1937 г.
не определен
25 лет
12 лет и
6 месяцев
Указ от 4 июня 1947 г.
5 лет
25 лет
10 лет
Основы уголовного
законодательства
Союза ССР и союзных
республик 1958 г.
не определен
10 лет,
15 лет
(особо тяжкие
преступления)
5 лет,
7 лет и
6 месяцев
Уголовный кодекс РСФСР
1960 г.
3 месяца
10 лет
4 года и
9 месяцев
Основы уголовного
законодательства
Союза ССР и
республик 1991 г.
не определен
10 лет, 20 лет
(в порядке
помилования
смертной
казни)
5 лет,
10 лет
Уголовный кодекс РФ
1996 г.
6 месяцев
20 лет, 25 лет
(совокупность
преступлений),
30 лет
(совокупность
приговоров)
9 лет
9 месяцев,
12 лет
3 месяца,
14 лет
9 месяцев
Уголовный кодекс РФ
1996 г.
(ред. от 8 декабря
2003 г.)
2 месяца
20 лет, 25 лет
(совокупность
преступлений),
30 лет
(совокупность
приговоров)
9 лет
9 месяцев,
12 лет
3 месяца,
14 лет
9 месяцев --PAGE_BREAK--
Анализируя мнения сотрудников исправительных учреждений УИН Минюста России по Вологодской области различных видов режимов, мы приходим к выводу, что большая часть сотрудников (30%) считает длительным сроком лишение свободы более 6 лет, 25% — более 10 лет и 23% более 4 лет изоляции от общества.
Нами отмечено, что восприятие длительности срока изоляции, после которого происходят негативные изменения в развитии личности осужденных, зависит от вида исправительного учреждения. Изучая отношение осужденных мужчин, приговоренных к лишению свободы на срок более 10 лет, к условиям изоляции, мы приходим к следующим выводам: у большинства из них, отбывающих наказание на строгом режиме, социальная активность, обусловленная видом ИУ и условиями содержания, резко снижается после 5 лет, на особом режиме — после 7 лет изоляции. По мнению же Ю.М. Ткачевского, специфика колоний особого режима для лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы, в основном предопределяется длительным, как минимум десятигодичным, сроком нахождения осужденных на строгих и обычных условиях, что, несомненно, сопряжено со значительным повышением карательного содержания наказания .
Исследуя психологическое отношение осужденных к условиям лишения свободы, необходимо учитывать, что оно является строго индивидуальным. Например, результаты нашего исследования показали, что для человека, впервые совершившего преступление и помещенного в исправительное учреждение, длительным будет срок более 3 лет, а для рецидивиста, неоднократно отбывающего лишение свободы, длительным может быть срок от 6 и более лет.
Т.В. Волкова считает, что психологически значительному «продлению» срока отбывания наказания может способствовать нарушение принципов назначения и исполнения наказания (например, направление осужденного в исправительное учреждение вдали от места жительства) .
В данной ситуации, учитывая индивидуальность и личностные характеристики подсудимого, а также степень общественной опасности и характер совершенного преступления, судебные органы власти должны назначать срок лишения свободы, исходя из принципов законности, справедливости и гуманизма назначаемого наказания. Однако только 67% опрашиваемых судей при выборе той или иной меры наказания руководствуются объективными факторами (степень общественной опасности, характер деяния и т.д.), а 33% основываются на субъективных обстоятельствах (внутренняя убежденность участников судебного разбирательства и т.д.). 9% из всех опрашиваемых нами судей областного и городского судов Вологодской области назначают лишение свободы ввиду отсутствия условий для назначения иных видов уголовного наказания (!).
Исследуя мнения ученых и специалистов в области пенитенциарной психологии и педагогики, можно сделать вывод о том, что педагогическое воздействие на личность возможно только в первые несколько лет лишения свободы. В этот период ограничения, обусловленные изоляцией от общества, еще имеют свою силу, заставляя осужденного осознать свои общественно опасные поступки, и создают благоприятные условия для направления его на путь исправления. С.П. Мокринский в этом случае максимальным сроком изоляции считал период, равный 5 годам, утверждая, что «удерживать, в целях исправления, более 5 лет нет основания: не исправив субъекта в течение этого срока, учреждение достаточно ясно обнаружило свое бессилие исправить его» .
Зарубежная практика применения лишения свободы на длительный срок также свидетельствует об отсутствии единого подхода к определению длительных сроков. В международном контексте понятие является неопределенным и в известной мере произвольным. Так, Европейский Совет в своей Резолюции N 76 (2) определил лишение свободы на срок свыше 5 лет как исполнение наказаний в виде длительного лишения свободы. Однако в зависимости от национальных традиций, и прежде всего сложившейся практики, длительными считаются и более короткие сроки, в особенности когда они связаны с определенным режимом исполнения наказания или размещением в усиленно охраняемых учреждениях. Это характерно, например, для Швеции: при исполнении наказаний в виде лишения свободы на срок более 2 или 4 лет. В Голландии все сроки свыше 6 месяцев считаются длительными. В Германии область длительных сроков лишения свободы начинается согласно плану исполнения наказаний федеральных земель, ответственных за исполнение наказаний, с одного года, 15 месяцев или даже еще более длительных сроков наказания (3 — 5 лет). При этом лишение свободы в пределах от одного месяца до шести считается краткосрочным. В УК Франции максимальный срок лишения свободы обусловлен классификацией преступных посягательств в зависимости от их тяжести (преступление, проступок, правонарушение), а минимальный срок не установлен вообще. В США срок тюремного заключения варьируется от нескольких дней до двадцати пяти лет, но в некоторых штатах за отдельные тяжкие преступления предусматриваются более длительные сроки лишения свободы (например, в штате Колорадо лицо, виновное в кровосмешении, может быть осуждено к лишению свободы на пятьдесят лет).
В Японии, традиционно отличающейся «мягкими» санкциями, сроки лишения свободы варьируют от одного месяца до пятнадцати лет. В Англии — от одного дня до пятнадцати лет, в Швеции — от двух недель до шестнадцати лет. Таким образом, если минимальный срок лишения свободы соответствует нескольким дням, то и длительным будет считаться срок намного меньше, чем, например, при годичном минимуме.
Подводя итог вышесказанному, проанализировав все возможные факты и источники, дающие нам право судить о критериях длительности срока лишения свободы, основываясь на результатах проведенных исследований, можно дать определение длительному сроку лишения свободы.
Длительный срок лишения свободы — это промежуток времени, обусловленный состоянием уголовного законодательства и пенитенциарной системы государства, коррелирующий с условиями лишения свободы и психолого-социальными особенностями личности осужденного, равный 6 — 15 годам изоляции от общества.
Литература
Уголовное право. Общая часть / Под. ред. Б.В. Здравомыслова. М.: Изд-во «Юристъ», 1996. С. 382.
Бобылева И.Ю. Длительные сроки лишения свободы. НИИ МВД РФ. М., 1992. С. 10.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С. 168.
Волкова Т.Н. Доктринальные и практические подходы к проблеме исполнения наказания в виде длительных сроков лишения свободы // Лишение свободы на длительный срок и пожизненно: нормотворчество, правоприменение, правосознание: Материалы научно-практической конференции. Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2002. С. 255.
Ялунин В.У. Актуальные вопросы нормотворчества в сфере исполнения наказания в виде лишения свободы на длительный срок и пожизненно // Лишение свободы на длительный срок и пожизненно: нормотворчество, правоприменение, правосознание: Материалы научно-практической конференции. Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2002. С. 5.
Детков М.Г. Длительное лишении свободы: понятие, содержание, эффективность // Лишение свободы на длительный срок… Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2002. С. 56.
Бобылева И.Ю. Длительные сроки лишения свободы. М.: НИИ МВД РФ, 1992. С. 17.
Попов В.В. Лишение свободы на длительный срок и пожизненно: диалектика уголовно-исполнительной политики // Лишение свободы на длительный срок… Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2002. С. 31.
Казак Б.Б. Актуальные проблемы исполнения приговоров к длительным срокам лишения свободы // Лишение свободы на длительный срок… Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2002. С. 233.