Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Планирование численности персонала на предприятии 2

--PAGE_BREAK--
ОАО «Декоративные культуры»

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия

Предприятие ОАО «Декоративные культуры» учреждено и зарегистрировано в соответствии с Постановлением администрации Индустриального района г.Барнаула от 9 августа 1993г. №42/13. Общество является правопреемником совхоза “Декоративные культуры” и акционерного общества открытого типа “Декоративные культуры”.

Организационно правовая форма, по последнему действующему уставу, принятому 17 Мая 2002г. — Открытое акционерное общество.

Основной целью деятельности Общества является получение прибыли. Для достижения данной цели общество производит и реализует продукцию растениеводства, выращиваемые в защищённом и закрытом грунте, оказывает транспортные услуги.

Уставный капитал Общества составляется из номинальных стоимостей акций Общества, приобретаемых акционерами и составляет 5962руб.

Органами управления Общества является:

— Общее собрание акционеров

— Совет директоров

— Генеральный директор

Органами контроля за финансово- хозяйственной деятельностью Общества является Ревизионная комиссия Общества.


Таблица 2 — Основные производственно- экономически показатели



Показатель

2002

2003

2004

2005

2006



Земельная площадь (га.)

2,5

2,5

2,5

2

2



Количество растений по видам(тыс.шт.):

-

-

-

-

-



-Роза

360,5

31,2

269,3

228,6

267,1



-Хризантема

178,2

32,8

188,8

131,4

94,6



-Тюльпан

201,4

227,1

233,4

210,6

196,7



-Калла

11,3

14,8









-Рассада

915,6

662,8

723,9

452,7

440,7



-Овощи

3186

1700

2129

2570

2700



Среднегодовая численность работников (чел.)

138

51

133

131

120



Основные показатели произво-дственно-хозяйственной деятельности. В т.ч.:

-

-

-

-

-



— Прибыль(убыток)(тыс.руб.)

1946

(267)

2067

1054

2122



— Стоимость валовой продукции(тыс.руб.)

17848

9235

20975

25626

25494



-Среднегодовая зарплата на 1 работающего(руб.)

3263

4023

4610

4572

5025

















Из данных таблицы можно сделать вывод, что земельная площадь в 2002-2004гг. оставалась не изменой, а в 2005 и 2006гг. снизилась на 20% (0,5га). Из общего ряда выбивается 2003г, который был провальным по всем показателям. Количество выращенных растений снижалась из года в год за редким исключением. И в 2006г по сравнению с 2002г количество выращенных роз снизилось на 21,5%, хризантем на 46,1%, тюльпанов на 2,3%, каллы перестали выращивать вообще, количество выращенной рассады снизилось на 51,9%, овощей на 15,3%. Несмотря на снижение количества выращиваемых растений, стоимость валовой продукции выросла на 42,8%, это говорит о росте стоимости продукции. Прибыль выросла значительно меньше на 9% в 2006г по сравнению с 2002г. Это говорит о том, что затраты на единицу продукции так же росли хотя и в несколько меньшей степени. Среднегодовая численность также постепенно снижалась с 138 человек в 2002г до 120 человек в 2006г. Средняя заработная плата одного работающего выросла на 54% с 3263руб. в 2002г до 5025руб. в 2006г, но остаётся на низком уровне.

Организационная структура предприятия является линейной-функциональной. Все отделы подчиняются генеральному директору. При этом в каждом отделе есть ответственное лицо, которому подчиняются все остальные работники отделения и который выполняет функции по организации работы в своём отделении. Организационная структура представлена на рис. 5

Организационная структура ОАО «Декоративные культуры»

58

Рисунок — 5 Организационная структура предприятия

Для работников Общества устанавливается, в соответствии с законодательством, пятидневная рабочая неделя продолжительностью 40 часов с двумя выходными днями.

Начало ежедневной рабочей смены с 8: 00, но может корректироваться для работников общества с учётом его производственной деятельности и определяется графиком работы утверждаемыми администрацией общества. Время регламентированных перерывов составляет 30 минут, 15 минут в 10 часов утра и 15 минут в 15 часов. Обеденный перерыв составляет 1 час с 12:00 до 13:00. Конец рабочей смены в 17:00. Чередование рабочих и выходных дней постоянное, общим выходным днём считается воскресенье, вторым выходным днём считается суббота. Накануне праздничных дней продолжительность рабочей смены сокращается на 1 час. Так же в соответствии с законодательством о труде работа не производится в праздничные дни: Новый год с 1-11января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая, 12 июня, 4 ноября. При совпадении выходного и праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день.

Очерёдность предоставления отпусков устанавливается администрацией с учётом производственной необходимости и пожелания работников. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, для всех работников согласно действующему законодательству, установлена не менее 28 календарных дней. При этом Слесарь по химической обработке, аккумуляторщик и электрогазосварщик имеют право на дополнительный отпуск в течении 3-х дней. Так же в обществе предоставляется отпуск без сохранения заработной платы по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам на срок по соглашению между работником и работодателем, а так же в связи: со свадьбой самого работника, со свадьбой детей, со смертью родственников и близких, рождением ребёнка по 3 дня. На предприятиях составляется график отпусков.

На территории Общества имеется столовая, доступная для работников, так же имеются места для отдыха, в каждой теплице имеется кран для питьевой воды. Каждый работник проходит обязательные предварительные и периодические медицинские обследования. Производство включает вредные и опасные условия, поэтому работникам занимающихся вредной для организма деятельностью предоставляются следующие компенсации: дополнительный отпуск и сокращённый рабочий день, молоко и другие равноценные пищевые продукты по перечню профессий и должностей.

Условия труда цветовода(тепличница) является вредными, что приводит к доплате к тарифной ставке на 4%, находиться в теплице крайне тяжело из-за высокой температуры до 30єС и очень высокой влажности до 95%, предусмотрены средства индивидуальной защиты, которые работник в праве получить бесплатно, так же работник имеет право на 0,5 молока в смену, чего на предприятии не предусматривается, при обработке ядохимикатами работник получает дополнительный отпуск в течении 12 дней, при этих условиях труда работник должен проходить медицинский осмотр не реже 1 раза в 2 года.

В ОАО «Декоративные растения» последняя аттестация проводилась в конце 2005г. Для проведения аттестации генеральным директором была создана аттестационная комиссия в состав которой входили 8 человек. После чего была проведена полная аттестация рабочим мест. Которая показала что на предприятии 50% рабочих мест аттестовано условно и 50% аттестованы полностью, т.е. половина рабочих мест предназначена для проведения на них каких-либо рабочих действий лишь условно, что говорит о низком уровне охране труда и недостаточных выделениях денежных средств. Хотя в коллективном договоре ОАО «Декоративные растения» на 2007-2009г., сказано, что работодатель обязуется выделять на мероприятия по охране труда средства в сумме 50000 рублей в год.

2.2. Анализ структуры персонала организации

Приступая к анализу использования трудовых ресурсов, необходимо определить среднюю обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами за последние два года, таблица 3

Таблица 3 — обеспеченность ОАО «Декоративные культуры» трудовыми ресурсами.



Категории персонала

2005г

2006г

Темпы роста%



Всего

131

120

91,60



В т.ч. Аппарат управления

12

12

100



Отделение цветоводства

39

36

92,31



Гараж

10

8

80



Торговый дом

39

37

94,87



Энергоцех

11

11

100



Ремонтно-строительная бригада

6

5

83,33



Лесопитомник

8

6

75,00



Общехозяйственный отдел

6

5

83,33













Как видно по данным таблицы общая численность работников в 2006г по сравнению с 2005г снизилась на 8,4% и составила 120 человек. Неизменной численность остаётся только в таких отделениях, как аппарате управления и энергоцехе. Численность работающих в лесопитомнике снизилась на 25%, в гараже на 20%, в ремонтно-строительной бригаде и в общехозяйственном отделе на 16,7%, в отделении цветоводства на 7,6%. Наблюдаемое явление говорит о том, что на предприятии проводится политика, направленная на обеспечение трудовыми ресурсами тех видов деятельности, которые в данный момент наиболее полно отвечают потребностям предприятия и сокращение избыточного персонала там, где происходит сокращение производства.

В процессе анализа необходимо изучить изменение структуры персонала, что проиллюстрировано данными табл. 4


Таблица 4. — Структура трудовых ресурсов ОАО «Декоративные культуры»



Категории

персонала

Структура персонала





2005г

2006г





кол-во, чел.

уд.вес, %

кол-во, чел.

уд.вес, %



Всего

131

100

120

100



В т.ч. Аппарат управления

12

9,16

12

10



Отделение цветоводства

39

29,77

36

30



Гараж

10

7,63

8

6,67



Торговый дом

39

29,77

37

30,83



Энергоцех

11

8,40

11

9,17



Ремонтно-строительная бригада

6

4,58

5

4,17



Лесопитомник

8

6,11

6

5



Общехозяйственный отдел

6

4,58

5

4,17















Данные этой аналитической таблицы показывают, что на анализируемом предприятии удельный вес отделения цветоводства в 2006 году увеличился по сравнению с 2005 годом и составил 30%. Происходит снижение веса аппарата управления. Так, в 2005 году удельный вес аппарата управления в общей численности работников составлял 9,16 а в 2006 году — 10%,

Следует проанализировать и качественный состав трудовых ресурсов по возрасту, полу, образованию, табл. 5

Таблица 5 — Качественный состав трудовых ресурсов по полу



Показатель

2005 г.

2006 г.





кол-во, чел.

уд.вес, %

кол-во, чел.

уд.вес, %



Всего, чел.

131

100

120

100



женщины

68

51,91

62

51,66



мужчины

63

48,09

58

48,34















Итак, половой состав на протяжении двух лет изменялся не сильно. Так, доля женщин снизилась с 51,91% в 2005 году до 51,66% в 2006 году. Из приведенных данных видно, что немного больший удельный вес в структуре работников занимают женщины.

Далее сгруппируем работников предприятия по возрасту, табл. 6

Таблица 6. — Качественный состав трудовых ресурсов по возрасту



возраст

2003

2004





Числ-ть работников, чел.

уд. вес,

Числ-ть работников, чел.

уд. вес,















16-24

11

8,23

10

8,72



25-29

20

15,43

18

15,26



30-39

34

26,14

32

26,43



40-49

20

15,47

20

16,35



50-54

41

31,49

36

30,22



55 и старше

4

3,24

4

3,02



всего

131

100

120

100















Из данных таблицы видно, что возрастная структура такова, что больший удельный вес составляли работники от 25 до 49 лет, что говорит о том, что на предприятии нашли неплохое сочетание энергии молодости и опыта зрелости. С другой стороны, наметилась тенденция к омоложению состава работников, что имеет как положительные (новый уровень образования), так и отрицательные (недостаток опыта) стороны. Также наметилась тенденция к снижению доли работников предпенсионного и пенсионного возраста, что говорит о замене «советского » поколения работников «рыночным». Для простоты восприятия данные таблицы представим в виде диаграмм, рис. 6

Рисунок 6 — Качественный состав трудовых ресурсов по возрасту

Итак, видно, что во всех трех анализируемых годах наибольший удельный вес занимают работники в возрасте 30-39 лет и 25-29 лет. Самая малая доля приходится на работников в возрасте 55 лет и старше.

В следующей таблице работники сгруппированы по уровню образования, таблица 7.

Таблица 7 — Качественный состав трудовых ресурсов по уровню образования



уровень образования

2005

2006





числ.-ть раб-ков, чел.

уд. вес,

числ.-ть раб-ков, чел.

уд. вес,















высшее

8

5,95

6

5,14



сред.спец-ное

23

17,43

22

18,17



среднее

88

67,17

80

66,75



базовое и начальное

12

9,45

12

9,94















всего

131

100

120

100















Итак, что касается образования, то большинство работников во всех анализируемых годах имеют среднее образование: в 2005г -88 человек, в 2006г. — 80 человек или 67,17% и 66,77% соответственно. Меньше всего людей с высшим образованием. Так, в 2005 году этот показатель составлял 5,95%, а к 2006 году снизился до 5,14%. Увеличивается доля работников с базовым и начальным образованием с 9,45% до 9,94%. Анализ структуры работников по уровню образования выявил такие тенденции, как снижение доли работников с высшим образованием и рост доли работников, имеющих базовое и начальное образование.

Таким образом, представленные выше показатели отражают общеотраслевую тенденцию в обеспечении производства кадрами, в частности, непривлекательностью сферы деятельности для молодых специалистов ввиду низкого уровня оплаты труда.

Наиболее ответственный этап в анализе обеспеченности предприятия рабочей силой — изучение ее движения. Анализ движения численного состава работников предприятия должен дополнить анализ персонала в целом, чтобы выявить основные тенденции его развития как фактора производства.

Данные для изучения движения рабочей силы приведены в таблице 8

Таблица 8 — Динамика изменения численности персонала



Показатели

2004

2005

2006



Плановая численность персонала

146

145

134



среднесписочная численность

работающих

133

131

120



Принято на предприятие

12

13

7



Выбыло с предприятия

14

14

22



В том числе:

---

---

---



на учебу

---

---

1



в вооруженные силы

---

2

---



на пенсию и по другим причинам,

предусмотренным законом

4

3

3



по собственному желанию

9

7

11



за нарушение трудовой дисциплины

---

---

---



Кол-во работников, проработав-

ших весь год

116

114

87



Коэффициенты оборота:

---

---

---



по приему

0,09

0,1

0,063



по выбытию

0,107

0,112

0,205



Коэффициент текучести

0,094

0,087

0,188



Коэффициент постоянства

персонала предприятия

0,893

0,8878

0,795













По данным табл. 8 видно, что коэффициент оборота по приему рабочих (Кпр) в 2006 г. составляет 0,063, что ниже, чем в 2005 г. и в 2004 г., где этот коэффициент равен 0,1 и 0,09 соответственно. Коэффициент оборота по выбытию (Кв) самый высокий в 2006 г. и равен 0,205. На предприятии коэффициент текучести рабочей силы в 2006г. выше, чем в 2004 г. и в 2005 г. и составляет 0,188. В специализированной литературе «текучесть» называется ротацией персонала предприятия, т.е. уровнем уходов. Коэффициент постоянства персонала предприятия самый высокий в 2004г, и составляет 0,893, а в 2005 г. и в 2006 г. он равен 0,8878 и 0,795 соответственно. Нельзя не заметить, что самое большое число уволившихся наблюдается в 2006 г. (22 человека), а это выше по сравнению с предыдущими годами более, чем в 1,5 раза. А основную часть уволившихся составляли именно опытные специалисты, работающие с основания предприятия и уставшие от пустых обещаний и работы на голом энтузиазме.

Необходимо изучить причины, вызвавшие увеличение коэффициента текучести в 2006 г. по отношению к 2004 и к 2005 г.

Принято различать следующие причины увольнений с предприятия:

естественная убыль (вследствие смерти),

по собственному желанию,

сокращению кадров,

из-за нарушений трудовой дисциплины,

перемена служебного положения (или число переводов на другие должности),

уход на пенсию и др.

По всем анализируемым годам наибольшее число увольнений происходило по собственному желанию. Это было связано с низкой оплатой труда. Количество уволившихся по собственному желанию в 2006 г. составляет 11 человека, что выше по сравнению с предыдущими годами, где этот показатель равен в 2004 г. 7 человек и в 2005 г. 8 человек.

Тщательному изучению должно подвергнуться выбытие работников за нарушение трудовой дисциплины, так как это связано с нерешенными социальными проблемами и в первую очередь с таким социальным злом, как пьянство, хищение и т. п.

Как уже упоминалось в первой главе, увольняющийся рабочий в среднем две недели (10 рабочих дней) работает с пониженной производительностью труда, а для адаптации и повышенияквалификации вновь принятого рабочего необходим примерно месяц (21 рабочих дня), в течение которого он также работает с более низкой производительностью труда (в среднем на 20%). [6]
    продолжение
--PAGE_BREAK--
2.3. Анализ использования рабочего времени на ОАО

«Декоративные культуры»

Полноту использования трудовых ресурсов можно оценить по количеству отработанных дней и часов одним работником за 2005-2006 года, а также по степени использования фонда рабочего времени. Такой анализ проводится в целом по хозяйству.

Проанализируем состояние использования рабочего времени предприятия по данным, приведенными в таблице 9.

Таблица 9 — Использование трудовых ресурсов предприятия ОАО «Декоративные культуры»



Показа-тель

Усл.

Обозн

2004

2005

отклонение 2005г. От 2004г.

2006

отклонение 2006г. от 2005г.















план

факт

откл-е





Среднесписоч.числен-ность рабочих, чел.

Ч

133

131

-2

134

120

-14

-11











































Фонд рабочего времени, ч

Т.

757253,6

756522

-731,6

790400

749038,5

-41361,5

-7483,5























Отработано чел.-дней всеми рабо-чими

Дн.

95013

95160

147

-98800

94815

193615

-345























Отработано за год одним рабочим

 ---

--- 

 ---

--- 

--- 

--- 

--- 

---























дней

Дрн.

243

244

1

247

245

-2

1



часов

Трч.

1936,7

1939,8

3,1

1976

1935,5

-40,5

-4,3



Средняя продолжит.-ть рабочего дня

П.

7,97

7,95

-0,02

8

7,9

-0,1

-0,05











































По данным таблицы 9 видно, что фонд рабочего времени в 2005 г по сравнению с 2004г. уменьшился на 731,6 часов, а в 2004 по сравнению с 2003 — снизился на 7483,5 часов; относительно плана по факту ФРВ уменьшился на 41361,5ч.На анализируемом предприятии фактический фонд рабочего времени меньше планового на 41361,5ч. Для выявления причин целодневных и внутрисменных потерь рабочего времени сопоставим данные фактического и планового баланса рабочего времени:

Таблица 10 — Баланс рабочего времени на 2006 г. предприятия ОАО «Декоративные культуры»



Показатель

На одного работника

Отклонение от плана

 





план

факт

на одного работника

на всех работников















Календарное количество дней

365

365

-

-















В том числе:



-

-

-



выходные и праздничные дни

106

106

-

-















Номинальный фонд рабочего времени, дни

259

259

-

-















Неявки на работу, дни

12

14,1

2,1

812,7



в том числе:

 -

-

-

-



неявки по уважительным причинам

10

11

1

387















отпуска с разрешения администрации

2

3

1

387















гулы

-

0,1

0,1

38,7



простои

-

-

-

-



Явочный фонд рабочего времени

247

244,9

-2,1

-812,7



Продолжительность рабочей смены

8

7,9

-0,1

-38,7



























Итак, мы видим, что неявки на работу превысили план на 2,1 день на одного человека. На предприятии существуют значительные потери рабочего времени.

Потери могут быть вызваны разными объективными и субъективными обстоятельствами, не предусмотренными планом: дополнительными отпусками с разрешения администрации, болезнью рабочих с временной потерей трудоспособности, прогулами, простоями из-за неисправности ма-шин, механизмов, отсутствия работы, электроэнергии, топлива и т.д. Большинство из них (кроме потерь, связанных с болезнями) можно считать неиспользованными резервами увеличения фонда рабочего времени. В нашем случае они составляют 336,3 чел-ч.((387 + 38,7 ) * 7,9).

Если снизить внутрисменные потери рабочего времени в расчете на одного члена трудового коллектива на 0,1 часа (8-7,9), то это обеспечит увеличение отработанного времени на 24,7 ч. (0,1 * 247).

В процессе анализа нужно установить, как используются трудовые ресурсы на протяжении года (табл.11). (Данные представлены по 2006 году).


Таблица 11 — Использование трудовых ресурсов ОАО «Декоративные культуры» на протяжении 2006 года



Месяц

Среднесписочная численность работающих

Отработано тыс. чел.-час





план

факт

% обеспечен-ности

план

факт

% к среднемес. Данным



Январь

134

119

90,6

58,3

52,8

70,4



Февраль

133

120

89,8

60,5

54,3

72,4



Март

133

119

90,5

67,2

59,3

79



Апрель

133

119

90,5

71,3

62,4

83,2



Май

134

118

91,5

86,3

75,7

101



Июнь

134

119

90,9

93,6

85,1

113,5



Июль

134

119

90,6

145

126,2

168,3



Август

134

119

90,7

137,5

121,9

162,3



Сентябрь

135

118

91,7

107,6

95,9

127.9



Октябрь

133

120

90,4

67,3

60,3

80,4



Ноябрь

135

118

92

61,6

55,6

74,1



Декабрь

134

119

90,9

55

50

66,7



Средне-мес. данные

134

120

90,8

84,3

75

100



















Итак, сравнение средней занятости работников и количества отработанных ими человеко-часов за каждый месяц со среднемесячными данными показывает, что наиболее активно рабочие трудились в июле, августе и сентябре, что составляет 168,3%, 162,3%, 127,9% соответственно (или 126,2; 121,9; 95,9 чел.-ч.), а в декабре, январе и феврале их активность снизилась (50; 52,8; 54,3 чел.-ч. соответственно). Также из данных таблицы видно, что предприятие по каждому месяцу обеспечено трудовыми ресурсами всего лишь на 91%. Для более наглядного представления о динамике отработанных человеко-часов отобразим данные в виде графика, рисунок 7.

Рисунок 7 — Динамика отработанных человеко-часов за 2004 год

Легко заметить, что наибольшее количество отработанных человеко-часов приходится на конец лета, что объясняется спецификой производства.

Среднегодовая выработка продукции зависит от удельного веса рабочих в общей численности работников, количества отработанных дней одним рабочим за год, продолжительности рабочего дня и среднечасовой выработки рабочих.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.