Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Особенности преступности несовершеннолетних на материалах Красноармейского региона

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
Красноармейский городской лицей “Надежда”
Секция права
ОСОБЕННОСТИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
НА МАТЕРИАЛАХ КРАСНОАРМЕЙСКОГО РЕГИОНА
Работу выполнила
Хрипкова Дарья Юрьевна,
ученица 201 группы
Красноармейского
городского лицея “Надежда”
Научный руководитель
преподаватель истории и
права Красноармейского
городского лицея “Надежда”
Перминов Александр Васильевич
Красноармейск
2009
СОДЕРЖАНИЕ
Вступление
Раздел 1. Понятие несовершеннолетней преступности и преступность несовершеннолетних как объект криминологических исследований
1.1 Понятие преступления по законодательству Украины
1.2 Отличие преступности от преступления
1.3 Понятие несовершеннолетней преступности
1.4 Преступность несовершеннолетних как объект
криминологических исследований
Раздел 2. Особенности преступности несовершеннолетних на территории города Красноармейска
2.1 Уголовная ответственность несовершеннолетних
2.1 Особенности детерминации и причинности преступности несовершеннолетних
2.3 Личностные особенности несовершеннолетних преступников
2.4 Особенности преступности несовершеннолетних на материалах Красноармейского региона
Раздел 3. Профилактика и борьба с преступностью несовершеннолетних
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
ВСТУПЛЕНИЕ
В связи тем, что наше государство переживает резкие политические, а также экономические изменения, его правовой сфере тоже присуще большое количество проблем. В настоящее время эти изменения происходят не в лучшую сторону и создают предпосылки для совершения преступлений. Несовершеннолетние в силу ряда субъективных и объективных причин становятся субъектами правоотношений, вовлекаются в криминальную среду. Криминализация этой среды происходит на фоне таких негативных и потенциально опасных для генофонда нашего общества явлений, как наркомания, алкоголизм, приобретающие эпидемический характер. Преступность несовершеннолетних – один из тревожных признаков неблагополучия общества. В связи с этим изучение данной темы автор считает актуальным.
Целью данной работы является изучение особенностей преступности несовершеннолетних в городе Красноармейске.
Для достижения данной цели автором были поставлены такие задачи:
Изучить литературу по данной теме.
Ознакомиться со статистическим материалом.
Подготовить сводные табличные данные.
Исследовать преступность несовершеннолетних как объект
криминологии.
5. Выявить особенности преступности несовершеннолетних в городе Красноармейске.
6. Сделать соответствующие выводы.
РАЗДЕЛ 1
ПОНЯТИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕЙ ПРЕСТУПНОСТИ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЯЯ ПРЕСТУПНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ КРИММИНАЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
1.1 Понятие преступления по законодательству Украины
Преступление – предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на общественный строй Украины, его политическую и экономическую системы, собственность, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права и свободы граждан, а равно иное посягающее на правопорядок деяния, предусмотренное уголовным законом.
Статья 11 Уголовного кодекса Украины
Понятие преступления
1. Преступлением является предусмотренное этим Кодексом общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), совершенное субъектом преступления.
2. Не является преступлением действие или бездействие, которое хотя формально и содержит признаки какого-нибудь деяния, предусмотренного этим Кодексом, но силу малозначительности не представляет общественной опасности, то есть не причинило и не могло причинить существенного вреда физическому или юридическому лицу, обществу или государству.
Поскольку в соответствии со ст. 11 УК преступлением является общественно опасное деяние (действие или бездействие), не создают состояния необходимой обороны действия, направленные на пресечение правонарушителя и причинения вреда, которые хотя формально и содержит признаки преступления, но в силу малозначительности не представляет общественной опасности.
Преступное действие – это вид активного поведения лица, когда оно совершает действия, прямо запрещенные уголовным законом. Преступное бездействие – это вид пассивного поведения лица, когда оно не осуществляет действий, прямо предписанных законом.
В ч. 1 ст. 11УК содержится четыре признака преступления:
1) общественная опасность деяния. Преступление наносит или создает угрозу нанесения значительного вреда физическому или юридическому лицу, обществу или государству;
2) виновность. Преступным признается только виновное деяние.
Вина – психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям. Вина существует в формах умысла и неосторожности.
Отсутствие вины не дает возможности, рассматривать деяние как преступление;
3) уголовная противоправность. Этот признак преступления указывает
на то, что данное деяние предусмотрено уголовным законом и запрещено им под угрозой наказания;
4) наказуемость. Данный признак преступления означает, что за совершение конкретного преступления Уголовным кодексом установлено соответствующее наказание.
Первые два признака – общественная опасность и виновность – являются материальными, которые раскрывают социально-психологическую природу преступления; третий – формальный, который отражает юридическую природу преступления.
Статья 12 УК
Классификация преступлений
1. В зависимости от степени тяжести преступления подразделяются на преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие.
2. Преступлением небольшой тяжести являются преступление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не более двух лет, либо иное. Более мягкое наказание.
3. Преступлением средней тяжести является преступление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не более пяти лет.
4. Тяжким преступлением является преступление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не более десяти лет.
5. Особо тяжким преступлением является преступление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или пожизненное лишение свободы.
Определяя степень тяжести совершенного преступления суды должны исходить из классификации преступлений, а также из особенностей конкретного преступления и обстоятельств его совершения (форма вины, мотив и цель, способ, стадия совершения, количество эпизодов преступной деятельности, роль каждого из соучастников, если преступление совершено группой лиц, характер и степень тяжести наступивших последствий и т.п.)
Исследуя данные о личности подсудимого, суд должен выяснить его возраст, состояние здоровья, поведение до совершения преступления, как в быту, так и по месту работы или обучения, его прошлое (в частности наличие не снятых или не погашенных судимостей, административных взысканий), состав семьи (наличие на содержание детей и лиц преклонного возраста), его материальное положение и т. п.
Таким образом, понятие преступления можно определить как общественно опасное виновное, противоправное и криминально наказуемое деяние (действие или бездействие), совершенное субъектом преступления. Согласно ст. 18 УК субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, совершившее преступление в возрасте, с которого в соответствии с настоящим кодексом может наступать уголовная ответственность.
Юридические лица (предприятия, организации, учреждения, политические партии, общественные организации и т.д.) не могут быть субъектами преступления. Субъектом может быть только осужденное лицо, то есть такое, которое во время совершения преступления осознавало свои действия (бездействие) и руководило ими. Поэтому лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния не могло отдавать себе отчет в своих действиях (бездействии) или руководить ими вследствие хронического психического заболевания, временного расстройства психической деятельности, слабоумия либо болезненного состояния психики (ч.2 ст. 19 УК) не подлежит уголовной ответственности. --PAGE_BREAK--
Криминальная ответственность, по общим правилам, настает с шестнадцати лет (ч.1 ст.22 УК), а за отдельные преступления (убийство, разбой, изнасилование), ответственность устанавливается с четырнадцати лет.
Отличие преступности от преступления
Вопрос о соотношении преступности и преступления имеет важное значение для правильного подхода к их изучению и для разработки действенных мер по борьбе с преступностью. При сопоставлении преступности и преступления следует различать сущностное содержание преступности и ее внешнее проявление. Как негативный вид социального поведения, нарушающего нормы уголовного законодательства, преступность проявляется в отдельных единичных преступных посягательствах. Но как социальное явление преступность не исчерпывается тем, что свойственно отдельным преступлениям. Преступность – явление закономерное, обусловленное особенностями общесоциальных условий, в то время как отдельные преступления, будучи частным проявлением этой закономерности, обусловлены индивидуальными обстоятельствами и носят случайный характер. Это значит, что любое конкретное преступление может быть, а может и не быть, его можно не допустить. Преступность же в целом на определенном этапе развития общества – закономерно и неизбежно существующая объективная реальность, искоренить которую нельзя.
Отдельные преступления между собой, как правило, не связаны, и преступность из них складывается стихийно. Однако в рамках всей преступности между отдельными ее проявлениями существует определенная связь и зависимость. Так, должностные преступления взаимосвязаны с преступлениями против собственности, а последние – с экономическими преступлениями.
Различие преступности и конкретного преступления (или совокупности преступлений) отчетливо проявляется при анализе ее последствий. Эти последствия можно условно разделить на социально-экономические и социально- психические. Если при совершении преступлений, прежде всего учитываются последствия, являющиеся элементом объективной стороны состава тех или иных преступлений (ущерб от хищений, по причине халатности; количество жертв в результате убийств и т.п.), то последствия преступности по своему объему и значимости многообразнее и серьезнее.
1.3 Понятие несовершеннолетний преступности
В понятии несовершеннолетней преступности скрыто два термина, во-первых, это понятие преступности и, во-вторых, это понятие несовершеннолетнего преступника. Прежде всего, преступность есть форма социального поведения людей, нарушающая нормальное функционирование общественного организма. Но такими нарушениями являются и аморальные поступки, и то, что называют отклоняющимся поведением. Из всех нарушений преступность наиболее опасна для общества. Кроме того, преступность – социально-правовое явление, потому что сама цифра преступности складывается из суммы совершенных в данном обществе и в данный период времени преступлений. Однако преступность есть не простая сумма совершенных преступлений, а явление, имеющее свои закономерности существования, внутренне противоречивое, связанное с другими социальными явлениями, часто ими определяющееся.
Соотношение преступности и конкретных преступлений есть соотношение целого и части, общего и единичного. Преступность – это совокупность преступлений. Не будет такой совокупности, не будет преступности как явления специфически социально-правового. Не будет столь же специфических форм и методов борьбы с ней, должно будет «исчезнуть» уголовное (и не только уголовное) законодательство, суды и прочие атрибуты, рожденные наличием преступности как общественно-опасного явления.
Преступность – это отрицательное социально-правовое явление, существующее в человеческом обществе, имеющее свои закономерности, количественные и качественные характеристики, влекущие негативные для общества и людей последствия, и требующее специфических государственных и общественных мер контроля.
Обязательным условием привлечения лица к уголовной ответственности является достижение им определенного возраста, с которого может наступать уголовная ответственность. Лицо является субъектом преступления и может быть привлечено к уголовной ответственности. Таково общее правило. В тоже время за ряд тяжких преступлений, например убийство, грабеж, изнасилование, закон устанавливает уголовную ответственность с четырнадцати лет.
Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет достигают такой степени умственного и волевого развития, которая позволяет им критически осмыслить свои поступки. В этом возрасте они могут осознавать общественную опасность своих действий и в состоянии контролировать их. В то же время особое бережное отношение общества к несовершеннолетним прослеживается даже после совершения последним противоправного деяния.
Преступность несовершеннолетних представляет собой ничто другое, как совокупность отрицательных, социально-правовых явлений, а именно антиобщественных и противоправных деяний, совершенных лицами, не достигшими шестнадцатилетнего возраста.
1.4 Преступность несовершеннолетних как объект криминального исследования
Необходимость выделения для самостоятельного криминологического исследования преступности несовершеннолетних объясняется многими причинами.
Во-первых, важностью и масштабностью задач по охране жизни и здоровья подрастающего поколения и формированием в этой связи государственной политики по защите прав и законных интересов детей и подростков как самостоятельного направления деятельности государственных органов и общества в целом.
Во-вторых, особенностями в генезисе и мотивации совершаемых несовершеннолетними преступлений, обусловленными спецификой их воспитания и жизнедеятельности (относительно ограниченный период формирования личности, интенсивность социальных позиций, круга и содержания социальных функций, ограниченная дееспособность и др.), особенностями личностных, социально-групповых и иных характеристик.
В-третьих, тесно связанной с этими особенностями спецификой уровня структуры преступности, ее причин и динамики, высокой преступной активностью подростков.
Лица, совершающие противоправные действия в раннем возрасте, позже, как правило, значительно труднее поддаются исправлению, в итоге составляют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности.
Напротив, наиболее ранние выявление и своевременное принятие необходимых профилактических мер к подросткам, совершающим первые, не представляющие большой общественной опасности правонарушения, в значительной степени позволяют не допустить формирования у этих лиц стойкой направленности на совершение в дальнейшем каких-либо преступлений.
Все это вместе обуславливает необходимость всестороннего анализа преступности несовершеннолетних как относительно самостоятельного феномена, проработки мер по ее предупреждению, то есть анализ должен заключаться в особенностях подхода, а не в особом подходе, изолирующем изучение преступности несовершеннолетних от изучения других ее видов. Именно поэтому в предмет изучения преступности несовершеннолетних криминологами обязательно включаются вопросы о ее месте во всей преступности, о соотношении преступности молодежи и взрослых (в том числе о влиянии возраста начала преступной деятельности на рецидив, о влиянии взрослых преступников на несовершеннолетних и т.п.).
В методическом отношении неправильно также сравнивать показатели преступности несовершеннолетних и всей преступности, как будто речь идет о самостоятельных явлениях. Фактически в этом случае осуществляется сравнение части и целого, включающего эту часть.
Сравнение необходимо вести по принципу «часть с частью», выделяя показатели групп различной криминальной активности: в среде несовершеннолетних, молодых взрослых (18-20 год) и более старших возрастных контингентов.
РАЗДЕЛ 2
ОСОБЕННОСТИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОАРМЕЙСКОГО РЕГИОНА
Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
Уголовной ответственности подлежат лица, которые на момент совершения преступления достигли шестнадцати лет. За некоторые насильственные и имущественные преступления (убийство, изнасилование, кражи, грабежи, злостное хулиганство и т.п.) ответственность наступает с четырнадцати лет. Определяя возраст уголовной ответственности несовершеннолетних, законодатели исходят из того, что лицо, достигшее четырнадцати лет, понимает, что убивать, воровать, насиловать нельзя. Если преступление совершил ребенок, который еще не достиг возраста уголовной ответственности, его действия все равно подлежат определенному наказанию. Дела о преступных поступках рассматривает суд. По его решению, начиная с одиннадцатилетнего возраста виновного, который нет, достиг соответственно четырнадцати или шестнадцати лет, можно подвергать принудительным мерам воспитательного характера, в частности, направить в специальную школу на срок до трех лет. Направляют в такую школу вне зависимости от согласия родителей и согласия самого ребенка. Таким образом, законом предусмотрены наказания правонарушителей за совершенное преступление в раннем возрасте.
Новый Уголовный кодекс Украины исключает возможность привлечения к уголовной ответственности, начиная с четырнадцати лет, за преступления, содеянные по неосторожности, так как отсутствие жизненного опыта и особенности развития мышления не позволяют подросткам предусмотреть одинаковые со взрослыми лицами меры предосторожности. Вместе с тем значительно расширен перечень преступлений, ответственность за совершение которых может наступать с четырнадцати лет (например, за диверсию, бандитизм, террористический акт, взятие заложников и т.п.).
Уголовная ответственность несовершеннолетних имеет ряд особенностей:
при назначении наказания несовершеннолетие рассматривается,
как обстоятельство, смягчающее ответственность;
2) несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности. Если его исправление возможно без применения наказания. В этих случаях к несовершеннолетнему применяются принудительные меры воспитательного характера;
3) несовершеннолетнему, впервые совершившему преступление небольшой тяжести, не может быть назначено лишение свободы. Если его исправление возможно без применения наказания, суд может применить принудительные меры воспитательного характера;
4) к несовершеннолетнему, осужденному к лишению свободы, может быть применено освобождение от отбывания наказания с испытанием (на срок от одного года до двух);
5) несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания, если будет признано, что вследствие чистосердечного раскаяния и дальнейшего безупречного поведения он на момент постановления приговора не нуждается в применении наказания. В этом случае суд применяет к несовершеннолетнему следующие принудительные меры воспитательного характера;
6) для несовершеннолетних предусмотрены более мягкие условия освобождения от отбывания наказания. Как правило, их в первую очередь касается амнистия, помилование, условно-досрочное освобождение.
К несовершеннолетним, признанным виновным в совершении преступления, судом могут быть применены такие основные виды наказаний:
1) штраф;
2) общественные работы;
3) исправительные работы;
4) арест;
5) лишение свободы на определенный срок (максимальный срок – 15 лет).    продолжение
--PAGE_BREAK--
Уголовный кодекс Украины определяет также дополнительные наказания, которые могут быть применены к несовершеннолетним: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
2.2 Особенности детерминации и причинности преступности несовершеннолетних
Признание влияния социальных условий, противоречий в развитии общества на характер нравственного формирования личности является решающим в объяснении противоправного поведения несовершеннолетнего.
Процессы и явления экономического, идеологического, культурно-воспитательного, демографического, социально-психологического характера, происходящие в обществе, главным образом и детерминируют поведение детей и подростков, определяют его сущность и характер. Таким негативные явления, как повышенный уровень заболевания и смертности детей и подростков, разводы, жестокое обращение с окружающими людьми, самоубийства, пьянство, проституция, наркомания, преступность в целом, которые входят в комплекс социальных факторов, обуславливающих их отклоняющееся, в том числе и преступное, поведение.
Применительно к несовершеннолетним процессы и явления социальной действительности, создающие негативные условия для их жизни и воспитания и тем самым способствующие совершению ими преступлений, исследованы криминологами достаточно полно. К их числу в различные годы были отнесены:
 значительная социальная дифференциация несовершеннолетнего
населения по уровню материальной обеспеченности, социальному статусу;
 нарушение принципов оплаты труда, потребления денежных и
иных материальных благ;
 различия в характере и содержании обучения, воспитания и труда
отдельных групп детей и подростов, определяющие как реальные различия их сегодняшних позиций в жизни общества, так и различия этих позиций на ближайшую перспективу;
 процессы разрушения родительской семьи, сопровождающиеся
изменениями традиционных отношений по воспитанию несовершеннолетних;
 отягощенность алкоголизмом, нервно-психическими, хроническими
заболеваниями отдельных групп населения, включая родителей, иных лиц, ответственных за воспитание детей и подростков;
 противоречие между духовными и особенно материальными
потребностями детей и подростков, их родителей и реальными возможностями их удовлетворения;
 низкий уровень правовой культуры, значительная деформация
нравственного и правового сознания отдельных групп несовершеннолетних, их родителей, иных воспитателей;
 традиционное осуществление основных воспитательных функций в
отношении несовершеннолетних лицами, не имеющими необходимой профессиональной подготовки в этой области;
 недостаточное ресурсное и кадровое оснащение сферы
жизнедеятельности общества, специализированной для проведения целенаправленной работы по исправлению и перевоспитанию детей и подростков (см. Криминология. Учебник для юридических вузов. Под ред. А. И. Долговой – М. стр. 695-696).
В криминологии укрепилось интегрированное определение детерминации преступности несовершеннолетних как издержек воспитания. Этот вывод позволяет рассматривать причины и условия, способствующие совершению преступлений, главным образом в плане выявления негативных сторон взаимодействия микросреды и личности.
В качестве издержек воспитания в причинном комплексе, детерминирующем преступное поведение несовершеннолетних, исследователи наиболее часто выделяют:
1. криминогенное влияние трудностей и недостатков в деятельности социальных институтов, непосредственно ответственных за обучение, воспитание несовершеннолетних, их исправления и перевоспитание;
2. криминогенное воздействие негативных условий микросреды;
3. обстановка жизни и воспитании, характеризующаяся проявлением злобности, жестокости, различных видов конфликтно-агрессивных форм поведения окружающих и др.;
4. стойкие социально обусловленные негативные деформации личности несовершеннолетних;
Все они сохраняют свою криминальную значимость и в настоящее время. Однако общее ухудшение экономического положения страны привело к тому, что в последние годы в причинном комплексе, обуславливающем противоправное поведение подростков, произошли значительные изменения.
Негативные процессы социального и экономического характера, сопровождающиеся преобразованиями, проводимые в стране, прежде всего существенно ослабили родительскую семью как социальный институт, ранее наиболее последовательно и надежно защищавший жизнь и здоровье детей и подростков, обеспечивавший их интеллектуальную и нравственное развитие.
В бедных семьях сложная психологическая обстановка, что способствует интенсивному распаду таких семей, уходу из них детей и подростков. В таких семьях повсеместно наблюдается процесс резкого снижения ценности детей для родителей, что ведет к дальнейшему росту безнадзорности.
Растет число разводов среди супругов, имеющих несовершеннолетних детей, увеличивается внебрачная рождаемость и, как следствие этих процессов, растет количество неполных семей. Дети из распавшихся неполных семей и одиноких матерей оказываются в сложном экономическом и психологическом положении, пополняют группу людей повышенного социального риска. Нарастает проблема социального сиротства.
Наблюдается рост жестокого обращения с детьми. Некорректные приемы воспитания, унижение человеческого достоинства, психическое и физическое насилие все чаще прослеживается как в семьях, так и в дошкольных учреждениях, учебных заведениях, детских домах и интернатах, специальных учебно-воспитательных учреждениях.
Динамика структуры преступности несовершеннолетних напрямую связана с невовлечение детей и подростков в общественно полезную деятельность.
Все перечисленное доказывает, что несовершеннолетние оказались в положении, когда государство должным образом не может обеспечить реализацию их основного конституционного права – на выживание и развитие.
2.3 Личностные особенности несовершеннолетних преступников
Почти для всех несовершеннолетних, вставших на путь совершения преступлений, выбор такого варианта поведения непосредственно или, в конечном счете, связан с личностными деформациями.
Особенности интересов, потребностей, отношений в сфере ведущей деятельности, характерные для несовершеннолетних преступников, включают стойкую утрату с учебным или трудовым коллективом, полное игнорирование их правовых и нравственных оценок. По уровню образования несовершеннолетние преступники в значительной мере отстают от своих сверстников из-за отсутствия прилежания. Будучи выражением и следствием соответствующих ценностных ориентаций, негативного отношения, складывающегося в этом виде деятельности, такое отношение существенно затрудняет социализацию подростков в процессе их исправления и перевоспитания.
В производственной сфере этих подростков характеризуют отсутствие интереса к выполняемой трудовой деятельности, утилитарное отношение к профессии (как к возможности извлечь из нее только материальную и иную потребительскую выгоды), отсутствие связанных с ней планов, отчуждение от задач производственного коллектива, его нужд. Такие подростки не испытывают боязни увольнения, так как полагают, что всегда смогут без труда устроиться в другое учебное заведение, на другое предприятие и даже, более того, обеспечить себе высокий денежный и другой потребительский доходы, используя условия рыночного беспредела, сложившегося в последние годы.
Стремление к достижению успехов в учебной и производственной деятельности, общественной работе у несовершеннолетних преступников замещено, как правило, досуговыми потребностями и интересами. Сама система оценок и предпочтений у таких людей все больше ориентируется на эту сферу. Именно здесь фиксируются интересы, связанные с погоней за модной одеждой, информацией, значимой для данной среды.
В отличие от личности с позитивными, одобряемыми обществом интересами и потребностями, развитие их у несовершеннолетних преступников часто идет как бы в обратном направлении. Фактическое, в основном бесцельное времяпровождение формирует соответствующий негативный интерес. Он закрепляется в привычках, которые, в свою очередь, ведут к формированию социально-негативных потребностей. Соответственно искаженному развитию потребностей на поведенческом уровне вырабатываются привычки к общественно опасным, противоправным способам их удовлетворения.
В среде несовершеннолетних правонарушителей признается допустимым нарушение уголовно-правового или любого другого запрета, если очень нужно.
Эмоциональная неуравновешенность, тщеславие, упрямство, нечувствительность к состраданиям другим, агрессивность также можно отнести к наиболее распространенным характерологическим чертам несовершеннолетних преступников. Речь идет о криминогенных сдвигах, деформациях в морально-эмоциональной, нравственной сферах, характерных именно для лиц, совершающих преступления.
Основной причиной более интенсивного возникновения и развития, психогенно обусловленных аномалий у несовершеннолетних правонарушителей являются неблагополучные условия их семейного воспитания, выражающихся, в том числе и в наличии различных нервно-психических заболеваний у родителей, в их алкоголизме и пьянстве, противоправном и аморальном образе жизни, жестокости в семьях.
В качестве социально отягощенных дефектов психофизического и интеллектуального развития и состояния высокую степень распространенности среди несовершеннолетних преступников могут иметь:
 различные нарушения психического развития, происшедшие в период внутриутробного развития, родов, в младенческом и раннем возрастах;
 заболевание алкоголизмом;
 явление физического инфантилизма (вялость, быстрая утомленность, пониженная работоспособность) либо выраженное отставание в физическом развитии, включая дефекты внешнего вида;
 пониженный уровень интеллектуального развития, создающий трудности в общении со сверстниками, затрудняющий приобретение необходимой информации и социального опыта.
В абсолютном большинстве несовершеннолетний преступник – это лицо, обладающее привычками склонностями, устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения. Случайно совершают преступления из них единицы. Для остальных характерны:    продолжение
--PAGE_BREAK--
 постоянная демонстрация пренебрежения к нормам общепринятого поведения;
 пристрастие к спиртным напиткам, к наркотикам, к азартным играм;
 бродяжничество, систематические побеги из дома;
 ранние половые связи, половая распущенность;
 виновное создание конфликтных ситуаций, постоянные ссоры в семье, терроризирование родителей и других членов семьи;
 привычка к присвоению всего, что плохо лежит, что можно безнаказанно отнять.
2.4 Особенности преступности несовершеннолетних на материалах Красноармейского региона
Криминогенная обстановка в подростковой среде г. Красноармейска в настоящее время по сравнению с 2004 г. значительно улучшилась, но продолжает оставаться сложной. По данным КМДН г. Красноармейска в совершении преступлений принимало участие 42 подростка, что на 21 человека меньше, чем в 2004 г. Сравнительный анализ статистических данных подростковой преступности в г. Красноармейске в период 2004 – 2005 гг. показал, что по сравнению с 2004 г., в 2005 г. уровень подростковой преступности снизился на -28,8%. Всего в 2004 г. было совершено 73 преступления, а в 2005 г. – 52. Наряду с общим снижением детской преступности, произошел рост грабежей 13(+7).
Основные факты, которые толкают несовершеннолетних на преступления это:
Тяжелое материальное положение.
Незанятость подростков.
Потеря жизненных ориентиров и социальных связей.
Безысходность.
Недостаточное внимание со стороны родителей.
Пустое времяпровождение.
Алкоголь, распространение наркомании.
Низкий уровень правового воспитания.
Моральная деградация.
Одной из особенностей преступности несовершеннолетних в г. Красноармейске является совершение тяжких преступлений в критическом возрасте – от 15 до 17 лет, которые отличаются особой дерзостью и жестокостью.
По информации криминальной милиции по делам несовершеннолетних г. Красноармейска в 2005 г. значительное количество несовершеннолетних, участвовавших в преступлениях, к уголовной ответственности привлекались впервые и ранее в поле зрения работников милиции не попадали, так как до этого не совершали противоправных действий. В то же время никакой информации о склонности данных подростков к совершению преступлений практически не поступало.
Следующей особенностью является то, что 89,5% преступлений на территории г. Красноармейска несовершеннолетними совершалось в вечернее и ночное время. Это свидетельствует о том, что со стороны родителей контроль над поведением детей не осуществлялся.
Одним из основных факторов преступности несовершеннолетних, является такое негативное для нашего общества явление как распространение пьянства и наркомании среди подростков. К административной ответственности за правонарушения связанные с употреблением подростками спиртных напитков привлечено 12 человек. Было выявлено 4(+1) факта незаконного хранения наркотических средств, по которым возбуждены уголовные дела (ст. 307 УК). В данном случае особенностью преступности среди несовершеннолетних является склонность подростков к употреблению спиртных напитков и средств, вызывающих наркотическую зависимость.
На территории г. Красноармейска был выявлен тот факт, что большое количество преступлений совершалось учащимися школ и ПТУ.
Что свидетельствует о недостаточной профилактической работе педагогических коллективов.
В настоящее время совершается большое количество корыстных преступлений, целью которых является завладение чужим имуществом. Это обусловлено отсутствием у несовершеннолетних материальных средств и низким уровнем материального обеспечения семей, в которых воспитывается подросток. Основными предметами удовлетворения корыстных мотиваций является различного вида импортная и отечественная техника (автомобили, мобильные телефоны); деньги, драгоценности.
Особенностью преступности несовершеннолетних также является совершение преступления группой лиц. Так из 52(-21) совершенных преступлений в г. Красноармейске, 24 – совершено в группе. Однако негативные социальные последствия, которые реально переживает общество в результате противоправных действий, совершаемых группой несовершеннолетних, более значительны, чем последствия от действий преступника-одиночки. Повышенная импульсивность, жестокость, интенсивность и ситуативность групповых преступлений, совершаемых подростками, существенно отягощают последствия таких преступлений, часто доводят их до уровня более высокого в сравнении с тем, который наблюдается даже в результате противоправных действий взрослого населения.
Активно идет процесс подчинения подростковых групп риска организованной преступности. Расширяется социальная база для пополнения этих групп за счет безработных, несовершеннолетних, вернувшихся из мест лишения свободы и не нашедших место в жизни, подростков из обнищавших семей. Наблюдается процесс вовлечения несовершеннолетних в преступную среду.
РАЗДЕЛ 3
ПРОФИЛАКТИКА И БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Борьба с преступностью во многом связана с интеллектуальным, духовным развитием личности. В настоящее время система воспитания молодежи претерпела значительные изменения. С одной стороны, постепенно утрачивают свою силу существующие ранее моральные нормы и правила поведения в обществе. С другой – нарастает процесс поляризации, на смену приходят более жизненные материальные интересы.
Это обстоятельство затронуло каждую семью, и особенно отразилось на подростках. Поэтому не случайно увеличилась подростковая преступность.
Дети растут в условиях спада производства и безработицы, сокращения сети учебно-просветительских и внешкольных учреждений. Есть серьезные пробелы в трудоустройстве подростков. Как правило, в центрах занятости им предлагается низкооплачиваемый труд. Поэтому многие пытаются заработать в сфере торговли, коммерции или вообще уйти от трудовой деятельности. Беспокоит еще то обстоятельство, что подростки, став на преступный путь, продолжают совершать другие, более тяжкие преступления.
Нерешен вопрос правового воспитания и обучения несовершеннолетних. Ощущается дефицит семейного воспитания. Родители не выполняют свои обязанности по воспитанию детей. Дети занимаются бродяжничеством и попрошайничеством. В основном это дети из неблагополучных и малообеспеченных семей.
Беспокойство вызывает распространение наркомании. Определенные законом медицинские учреждения закрытого типа для принудительного лечения отсутствуют. Поэтому особая роль в профилактики наркомании автоматически отводится семье, учебным и медицинским учреждениям.
И еще волнует тот факт, что большое количество преступлений среди несовершеннолетних, в большинстве случаев совершается учащимися школ и ПТУ, что в свою очередь свидетельствует о недостаточной профилактической работе со стороны педагогических коллективов. Среди главных просчетов в деятельности учебно-воспитательных учреждений можно назвать слабое владение обстановкой в ученической среде, недостаточное внимание к нарушителям дисциплины, низкий уровень правового воспитания. Преподавателями недостаточно проводится индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними, склонными к правонарушениям. Во многих случаях они не изучают семейные условия, не знают, как и где ученики проводят свой досуг.
В неполных семьях, как известно несовершеннолетние не могут получить достаточно хорошего воспитания. Так и в неблагополучных семьях, в которых один из родителей или член семьи алкоголик, невозможно получить нормальные условия для существования и развития подростка. Такая среда формирует будущего преступника. Поэтому только в случае своевременного вмешательства соответствующих служб городской и районной исполнительной власти, на которые возложена профилактическая работа, возможно, предотвратить преступления совершающиеся подростками, воспитывающимися в этой среде.
Особое внимание в профилактической работе с несовершеннолетними, работниками КМДН г. Красноармейска уделяется вопросу выявления, разоблачения и пресечения преступной деятельности групп несовершеннолетних антисоциальной направленности. За отчетный период 6 месяцев 2005 года сотрудниками КМДН выявлено 4 преступные группы несовершеннолетних. В ходе проведенных оперативно-розыскных мероприятий преступная деятельность 6 групп пресечена, а ее члены привлекаются к уголовной ответственности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Преступность несовершеннолетних – отрицательное явление, влекущее за собой негативные для жизни общества последствия. Одно из этих последствий – это криминализация молодежной среды, которая происходит на фоне распространения наркомании, алкоголизма и других отрицательных факторов.
При написании курсовой работы автору удалось достичь поставленных целей. При изучении статистических данных был выявлен тот факт, что уровень корыстных преступлений среди несовершеннолетних возрос. Это обусловлено низким материальным уровнем семей, в котором воспитывается подросток. Что в свою очередь свидетельствует об экономических проблемах страны. Тяжелейшее материальное положение, безработица, потеря жизненных ориентиров, отчаяние, безысходность, плохие условия существования и развития личности подростков – это те основные факторы, которые толкают несовершеннолетних на преступления.
Изучив информацию и статистические данные КМДН, автором были выявлены особенности преступности среди несовершеннолетних в г. Красноармейске. Это должно способствовать повышению знаний, как подростков, так и взрослых в правовых вопросах. Также улучшить понимание самой преступности несовершеннолетних и ее причины.
Данная работа может быть использована в школах и других учебных заведениях, как пособие для учителей и учеников.
Автором была поэтапно изучена информация из которой в последствии были выявлены особенности преступности несовершеннолетних в г. Красноармейске.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Криминология: Пособие для подготовки к экзамену. – СПб.: Питер,
2005. – 224 с. – (Серия «Учебное пособие»).
2. Криминология. Учебник для юридических вузов. Под общей редакцией
доктора юридических наук, профессора А.И. Долговой – М.: Издательская
группа НОРМА – ИНФРА · М, 1999. – 784 с.
3. Маляр И.В. Основы правоведения: Учебное пособие. –2-е изд., доп. и
перераб. – Х.: Країна мрій™, 2002. – 224 с.     продолжение
--PAGE_BREAK--
4. Правознавство: Підручник ∕ Авт. кол.: Демський С.Е., Ковальський В.С.,
Колодій А.М. (керівник авт. кол.) та інші; За ред. В.В. Копєйчикова. –
5-е вид., перероб. та доп. – К.: Юрінком Інтер, 2002. – 736 с. – Бібліогр.
с. 724 – 726.
5. Основы правоведения Украины: Учебное пособие / Кивалов С.В.,
Музыченко П.П., Крестовская Н.Н., Крыжановский А.Ф. – Х.: «Одиссей»,
2005. – 384 с.
6. Уголовный кодекс Украины с постатейными материалами. По состоянию
на 1 сентября 2005 года. – Х.: «Одиссей», 2005. – 384 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Преступность несовершеннолетних в г. Красноармейске
(с 2000 по 2009 гг.)
Из числа оконченных УД
1997
1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
2005
Всего за 9 лет
Всего
58
50
121
37
86
74
38
73
52
589
В т.ч. по УР
49
39
112
36
72
74
38
73
52
545
-убийства
-
-
1
3
7
-
1
-
2
14
-разбои
-
-
1
3
8
-
-
6
3
21
-грабежи
3
1
3
-
8
1
2
6
13
37
-кража личного имущества
21


15
54


11


28


51


11


37


14


242
-в т.ч. квартир
6
2
23
2
13
24
3
8
6
87
-изнасилование


-
-
2
-
1
-
1
4
-угон транспорта
1
7
-
-
3
4
1
6
1
23
-наркотики

1
6
1
-
-
1
3
2
14
Другие по линии УР

2
-
-
1
2
8
8
9
30
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Преступность несовершеннолетних в г. Красноармейске
Из числа оконченных УД
2008
2009
+,-
%
всего
73
52
-21
-28,8
В т.ч. по УР
73
52
-21
-28,8
-убийства

2
+2
-изнасилования
-
1
+1


-кражи личного имущества
37
14
-23
-62,2
-в т.ч. из квартир
8
6
-2
-25,0
-наркотики
3
2
-1
-33,3
-угон транспорта
6
1
-5
-83,3
-разбой
6
3
-3
-50,0
-грабеж
6
13
+7
116,7
-другие по линии УР
8
9
+1
12,5


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :