--PAGE_BREAK--
продолжение
--PAGE_BREAK--Главной целью академического сектора науки является расширенное воспроизводство знаний мирового уровня, способствующих технологическому, экономическому, социальному и духовному развитию России; сохранение на этой основе статуса России как мировой научной державы.
4.2.1.1 Система регулирования, структура и характеристика состояния
Академический сектор науки образуют Российская академия наук (далее именуется – РАН) и отраслевые академии наук, имеющие государственный статус: Российская академия медицинских наук (далее именуется – РАМН), Российская академия сельскохозяйственных наук (далее именуется – РАСХН), Российская академия образования (далее именуется – РАО), Российская академия архитектуры и строительных наук (далее именуется – РААСН), Российская академия художеств (далее именуется – РАХ).
Правовые основы академического сектора науки установлены Федеральным законом от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ “О науке и государственной научно-технической политике”. РАН и отраслевые академии наук являются некоммерческими организациями (учреждениями), имеющими государственный статус, которые наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения переданным им имуществом, находящимся в федеральной собственности, в том числе правом на создание, реорганизацию и ликвидацию входящих в их состав предприятий, учреждений и организаций, закрепление за ними федерального имущества, а также правом на утверждение их уставов и назначение руководителей.
РАН и отраслевые академии наук, имеющие государственный статус, построены по научно-отраслевому и территориальному принципу. Каждая из академий имеет в своем составе специализированные по областям науки отделения, региональные отделения и научные центры. В отделения в качестве основных структурных элементов входят научно-исследовательские институты, а также иные учреждения.
Главным центром проведения фундаментальных исследований в стране является Российская академия наук. В настоящее время РАН включает девять специализированных отделений (математических наук; физических наук; информационных технологий и вычислительных систем; энергетики, машиностроения, механики и процессов управления; химии и наук о материалах; биологических наук; наук о Земле; общественных наук; историко-филологических наук), три региональных отделения (Сибирское, Уральское, Дальневосточное) и 14 региональных научных центров. В 2003 г. в составе РАН насчитывалось 463 организации, выполняющие исследования и разработки, что составляло 12,2% от общего их числа в стране (в 1999 году – 454 организации или 11,1%).
В Российской академии сельскохозяйственных наук имеется 8 отраслевых отделений (экономики и земельных отношений агропромышленного комплекса; земледелия, мелиорации и лесного хозяйства; растениеводства; защиты растений; зоотехнии; ветеринарной медицины; механизации, электрификации и автоматизации; хранения и переработки сельскохозяйственной продукции), одно региональное отделение (Сибирское) и 10 региональных научно-методических центров. В 2003 г. в составе РАСХН насчитывалось 286 организаций, выполняющих исследования и разработки (7,5% от общего числа таких организаций в стране, в 1999 году – 266 организации или 6,5%).
Российская академия медицинских наук состоит из трех отраслевых отделений (медико-биологических наук; клинической медицины; профилактической медицины), двух региональных отделений (Сибирское, Северо-Западное) и 24 региональных научных центров. В 2003 году в составе РАМН насчитывалось 67 организаций, выполняющих исследования и разработки (1,8% от общего числа таких организаций в стране, в 1999 году – 62 организации и 1,5%).
В Российской академии образования имеется пять отраслевых отделений (философии образования и теоретической педагогики; психологии и возрастной физиологии; общего среднего образования; профессионального образования; образования и культуры), пять региональных отделений (Северо-Западное, Поволжское, Сибирское, Уральское, Южное) и 26 научных учреждений.
Российская академия архитектуры и строительных наук включает три отраслевых отделения (архитектуры; градостроительства; строительных наук) и шесть региональных отделений (Волжское, Северо-Западное, Сибирское, Уральское, Центральное, Южное), насчитывает в своем составе семь научных учреждений.
Академический сектор науки представлен достаточно крупными организациями. Если в среднем по научным организациям государственного сектора науки численность персонала составляет порядка 230 человек, частного сектора – 137 человек, то по академическому сектору – 184 человека. В 2003 г. внутренние затраты на исследования и разработки по трем академиям наук (РАН, РАСХН, РАМН), вклад которых в проведение исследований и разработок является наибольшим, составили около 23 млрд. руб., а численность персонала, занятого исследованиями и разработками – 148338 человек.
4.2.1.2 Основные показатели деятельности
Роль и место академического сектора науки в современном научном секторе характеризуется следующими показателями:
Показатели
2003 г.
Доля академического сектора в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки, %
13,5
Объем внебюджетных средств на один рубль расходов консолидированного бюджета на исследования и разработки в академическом секторе, руб.
0,25
Удельный вес персонала, занятого исследованиями и разработками, в общей численности занятых исследованиями и разработками, %
17,3
Удельный вес персонала, занятого исследованиями и разработками, в общей численности занятых исследованиями и разработками в государственном секторе, %
22,3
Удельный вес аспирантов, обучающихся в академическом секторе, в общей численности аспирантов, %
8,1
Удельный вес академического сектора в числе научных организаций государственного сектора, %
29,5
Удельный вес патентов, полученных в академическом секторе в общем числе патентных заявок, поступивших от отечественных заявителей, %
10,6
Доля бюджетных расходов на поддержку академического сектора в общем объеме ассигнований из федерального бюджета на гражданскую науку, %
34,2
Доля бюджетных расходов на поддержку академического сектора в общем объеме ассигнований из федерального бюджета по разделу “Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу”, %
39,8
Средний возраст исследователя составляет около 60 лет, в результате чего возникает угроза преемственности поколений и утраты уникальных научных знаний. Например, ежегодный приток молодых ученых в институты РАН составляет около 4% от общей численности научных сотрудников.
В составе основных фондов РАН доля машин и оборудования старше 11 лет достигла 49,8%, а не превышающих по возрасту двух лет – 22%. Основная часть научного и медицинского оборудования в институтах РАМН находится в эксплуатации более 10-15 лет и по степени своего морального и физического износа не позволяет обеспечивать необходимый уровень проводимых исследований.
Объем внутренних затрат на исследования и разработки в академическом секторе за прошедшее десятилетие увеличился в 2 раза (среднегодовой темп роста составил 7,2%), численность персонала сократилась на 15% (при этом численность исследователей уменьшилась на 19%, численность техников уменьшилась на 14,2%). Объем внутренних затрат на исследования и разработки, приходящийся на одного занятого исследованиями и разработками, в академическом секторе науки составил в 2003 г. 154,4 тыс. руб./чел., что ниже, чем в целом по сектору науки (197,9 тыс. руб./чел.). По академическому сектору науки уровень внебюджетного финансирования исследований и разработок составляет: в РАН – 26,0%, РАСХН – 50,0%, а в РАМН – 22,5%.
По экспертным оценкам, доля академического сектора науки в общем числе поданных патентных заявок по России составляет около 11%. Количество поданных патентных заявок на сто занятых исследованиями и разработками в 2003 г. составило 1,1 в целом по РАН (по стране – 2,9).
Академический сектор науки является неоднородным по показателям ресурсной обеспеченности и результативности работ. К примеру, по показателю количества поданных патентных заявок, приходящихся на сто занятых исследованиями и разработками, также наблюдаются существенные различия: в РАН – 1,1, в РАМН – 4,5, а в РАСХН – 3,1. В целом, различия организаций академического сектора по показателям, характеризующим ресурсную обеспеченность и эффективность их функционирования, представлены в Приложении №1.
4.2.1.3 Задачи и направления модернизации
Основной целью модернизации академического сектора науки является повышение его эффективности и результативности как среды для расширенного воспроизводства знаний, обеспечение сохранения, активного использования и активного восполнения созданного задела в области фундаментальной науки как основы для развития отечественной науки и образования на мировом уровне.
Основными направлениями модернизации академического сектора науки являются:
1. Повышение уровня фундаментальных исследований и координация фундаментальных исследований, проводящихся за счет средств федерального бюджета, включая:
а) преодоление ведомственной разделенности фундаментальной науки и создание предпосылок для объединения в перспективе научных организаций, ориентированных на выполнение фундаментальных исследований мирового уровня, вне зависимости от ведомственной принадлежности, в рамках РАН;
б) повышение уровня объективности в выборе перспективных и приоритетных направлений фундаментальных исследований за счет разработки методологии выбора приоритетов, развития системы экспертизы и создания сети координационных советов по приоритетным направлениям фундаментальных исследований;
в) усиление функции Российской академии наук по координации фундаментальных научных исследований, ведущихся за счет федерального бюджета;
г) создание конкурентной среды в научных организациях академического сектора науки за счет оптимизации соотношения базового, программно-целевого и конкурсного финансирования и совершенствования конкурсного порядка замещения должностей.
2. Развитие образовательной деятельности и участия в подготовке кадров высшей квалификации, включая:
а) внедрение оптимальных форм интеграции с ведущими российскими университетами, включая организационную и экономическую интеграцию;
б) создание (при условии достижения в результате позитивных общественно-значимых эффектов в системах высшего образования и науки) в составе РАН академических университетов на базе государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, исторически тесно связанных с академическим сектором науки и ведущих подготовку научных кадров мирового уровня, и включение отдельных научных организаций академий наук в состав ведущих вузов страны;
в) повышение эффективности аспирантуры и докторантуры в организациях академического сектора науки; создание системы академической магистратуры; реструктуризация сети диссертационных советов.
3. Развитие экспертной деятельности, включая:
а) повышение значимости экспертной деятельности академического сектора науки в отношении важнейших государственных проектов;
б) разработку системы мониторинга и оценки результативности государственных научных организаций независимо от их ведомственной принадлежности;
в) разработку и реализацию в организациях академического сектора науки современных моделей финансового и научного менеджмента.
4. Совершенствование механизмов финансирования академического сектора науки, включая:
а) увеличение расходов на фундаментальную науку как в абсолютном, так и в относительном выражении в сочетании с концентрацией ресурсов на программах, реализуемых ведущими научными и научно-образовательными центрами;
б) расширение проектного финансирования с использованием механизмов целевых программ, разработка крупных долгосрочных научно-технических программ по приоритетным направлениям исследований;
в) разработку реализацию целевой программы РАН “Приоритетная поддержка фундаментальных исследований мирового уровня”, основанной на принципах проектной организации фундаментальных исследований, конкурентности, объективной экспертизы, строгой отчетности;
г) выход в течение 2007 г. на показатели минимальной бюджетной обеспеченности научного работника 700000-750000 руб. в год с предполагаемым средним уровнем заработной платы научного работника не менее 30000 руб. в месяц, а молодых специалистов – 15-20 тыс. руб. в месяц;
д) переход в перспективе к системе распределения средств федерального бюджета, предназначенных на финансирование фундаментальных исследований, включающей РАН; высшую школу; государственные научные фонды;
е) финансирование прикладных исследований и разработок исключительно на условиях открытых конкурсов или за счет средств хозяйствующих субъектов.
5. Создание условий для эффективной реализации инновационного потенциала академического сектора науки, включая:
а) активное участие организаций академического сектора науки в процессе формирования новых элементов инновационной инфраструктуры;
б) создание “центров коммуникации” (инновационного пояса), обеспечивающего эффективный трансфер результатов исследований академического сектора науки на внутренний и глобальный рынки знаний.
6. Повышение эффективности управления государственным имуществом и земельными ресурсами, включая:
а) создание новой системы управления активами академического сектора науки в целях повышения эффективности использования государственного имущества;
б) направление имущества, высвобождаемого в результате оптимизации сети научных организаций, в интересах развития инновационной деятельности, поддержки малого предпринимательства в научно-технической сфере, развития образовательной деятельности и дополнительной поддержки фундаментальных исследований в академическом секторе науки;
в) переход к системе консолидации средств, полученных в результате использования государственного, в том числе недвижимого, имущества, в целях дополнительной поддержки фундаментальных исследований в академическом секторе науки.
7. Оптимизация сети организаций академического сектора науки, включая:
а) создание предпосылок для включения в перспективе в состав РАН ряда научных организаций отраслевых академий наук, других научных организаций, ведущих фундаментальные исследования мирового уровня, с соответствующим имуществом и финансированием;
б) консолидацию, при наличии целесообразности, однопрофильных научных организаций в рамках отдельных направлений деятельности или выделение в качестве филиалов ведущих академических научных организаций с обязательным учетом региональных особенностей;
в) перепрофилирование организаций, не обеспечивающих выполнение публичных полномочий государства в сфере науки, в интересах осуществления инновационной деятельности;
г) передачу научных организаций, осуществляющих деятельность регионального или местного характера, соответствующим субъектам Российской Федерации или органам местного самоуправления, а научных организаций, осуществляющих узковедомственную (отраслевую) деятельность – в ведение соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
8. Совершенствование системы управления академическим сектором науки на основе сочетания государственного управления и самоорганизации научного сообщества, включая:
а) введение в действие (при необходимости) нового порядка утверждения в должности президентов в академиях наук, имеющих государственный статус, и уставов соответствующих академий;
б) повышение демократичности системы управления за счет увеличения уровня открытости и привлечения молодых кадров в органы управления академического сектора науки;
в) разработку общих требований к структуре научной организации академического сектора науки для эффективной реализации его функций и подготовку предложений по типовому уставу научной организации академического сектора науки с закреплением в уставах конкретных организаций их функций и основных направлений деятельности.
9. Приведение организационно-правового статуса научных организаций в соответствие с осуществляемыми ими функциями, включая:
а) сохранение в форме государственных учреждений организаций, преимущественно выполняющих фундаментальные исследования (после внесения соответствующих изменений в законодательство — также в форме государственных автономных учреждений);
продолжение
--PAGE_BREAK--
продолжение
--PAGE_BREAK--Одновременно с совершенствованием системы поддержки ГНЦ РФ, оптимизацией их состава необходим переход к формированию “национальных лабораторий”, ориентированных на динамичное продвижение по отдельным направлениям технологического развития, то есть на создание условий для освоения производства новых конкурентоспособных продуктов с высокой степенью обработки.
“Национальные лаборатории” предполагается создавать на базе существующих организаций, как наделенных статусом ГНЦ РФ, так и не имеющих такового. Специальное формирование новых юридических лиц или изменение формы собственности имущества в рамках данного процесса не планируется.
Приоритетными для “национальных лабораторий” должны стать следующие задачи:
обеспечение реализации приоритетных направлений технологического развития на основе механизмов государственно-частного партнерства;
научная координация реализации целевых программ технологического профиля;
разработка конкурентоспособных на глобальном рынке коммерческих технологий;
координация участия в международном научно-техническом сотрудничестве и выработка предложений по активной стратегии интеграции сектора прикладных исследований и разработок в мировую систему.
Наиболее целесообразной для “национальных лабораторий” (с позиций обеспечения устойчивого финансирования среднесрочных программ их развития) представляется организационно-правовая форма государственного автономного учреждения, в рамках которой сочетается сметное финансирование программ их развития и программное финансирование в рамках федеральных целевых программ научно- технологического профиля.
По оценкам, к 2008 г. может быть создано (сформировано) около 5-7 “национальных лабораторий” двух типов:
отраслевые (обеспечивающие принципиально более высокий технологический уровень в отрасли в целях расширения экспорта ее продукции (услуг);
технологические (обеспечивающие разработку принципиально новых технологий в целях стимулирования развития новых секторов экономики, либо применение которых возможно во многих отраслях и существенным образом влияет на характеристики соответствующей продукции (услуг).
В качестве основных мероприятий на 2005-2008 годы по формированию “национальных лабораторий” можно выделить следующие этапы:
2005- 2006 годы:
разработка и принятие Концепции формирования и развития “национальных лабораторий”, включая определение научно-технологических направлений, по которым целесообразно создание “национальных лабораторий”,
разработка и принятие нормативной правовой базы формирования и деятельности “национальных лабораторий”, включая определение порядка и критериев принятия решений об их создании, механизмов государственной поддержки и финансирования;
2006-2007 годы:
разработка ведомственных целевых программ по формированию и поддержке деятельности “национальных лабораторий”;
проведение на конкурсной основе отбора проектов создания (формирования) “национальных лабораторий”;
начало финансирования ведомственных целевых программ по формированию и поддержке деятельности “национальных лабораторий”.
4.2.2.5 Ожидаемые результаты модернизации
Предполагается, что к 2008 г. за счет проведенных преобразований в структуре государственного сектора прикладной науки произойдет масштабное сокращение численности государственных унитарных предприятий, существенное увеличение количества акционерных обществ с преобладающей долей участия государства в капитале. Также в секторе путем трансформации существующих организаций будет образован ряд государственных автономных некоммерческих организаций и автономных учреждений.
Ключевыми компонентами государственного сектора прикладной науки станут:
ГНЦ РФ – не более 25-35 крупных, наукоемких, хорошо технически оснащенных организаций преимущественно в форме акционерных обществ, а также в форме государственных автономных учреждений;
“национальные лаборатории” — не более 5-7 крупных передовых технологических организаций в форме государственных автономных учреждений.
4.2.3 Сектор вузовской науки
С позиций обеспечения целостности и единства отечественной научной системы и неразрывности процессов ее модификации представляется целесообразным меры по модернизации государственного сектора исследований и разработок осуществлять в тесной связи с мерами по развитию вузовской науки.
4.2.3.1 Структура и характеристика состояния
В настоящее время в Российской Федерации действуют около 680 аккредитованных государственных высших учебных заведений, ведущих исследования и разработки. Вузовский сектор науки является плодотворной средой для создания и становления инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности.
В составе вузовского сектора науки имеются научно-исследовательские и проектно-конструкторские подразделения, выполняющие исследования и разработки: 260 НИИ, более 60 КБ и 1200 проблемных лабораторий, включая полигоны, около 600 инженерных и научно-методических центров, 135 опытно-экспериментальных производств, 76 уникальных объектов (22 ботанических сада, 37 научных музеев, 7 обсерваторий), более 80 технопарков, а также многочисленные технологические и информационные центры. Вузами созданы также более 2,2 тыс. малых инновационных предприятий, обеспечивающих разработку и выпуск новых видов продукции.
Численность работников высшей научной квалификации (по данным за 2003 год) составляла 23512 докторов наук, 99487 кандидатов наук, из них на долю научных работников приходилось: доктора наук – 8,4%, кандидаты наук – 39,5 процентов.
4.2.3.2 Основные показатели деятельности
Показатели
2003 г.
Доля вузовского сектора в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки, %
6,1
Объем внебюджетных средств на один рубль расходов консолидированного бюджета на исследования и разработки в вузовском секторе, руб.
0,95
Удельный вес персонала, занятого исследованиями и разработками, в общей численности занятых исследованиями и разработками, %
5
Удельный вес персонала вузовского сектора, занятого исследованиями и разработками, в общей численности занятых исследованиями и разработками в государственном секторе, %
6,5
Удельный вес вузовского сектора в числе научных организаций государственного сектора, %
19,1
Доля бюджетных расходов на поддержку вузовского сектора в общем объеме ассигнований из федерального бюджета на гражданскую науку, %
6
Удельный вес аспирантов, обучающихся в вузовском секторе, в общей численности аспирантов, %
86,5
Хотя доля вузовской науки в общей структуре бюджетных расходов имеет устойчивую тенденцию к снижению (в 2005 г. эта доля составила 4,3% по сравнению с 6,16% в 2004 г.), по многим показателям результативности вузовский сектор опережает академический и прикладной секторы (Приложение 1). Так, например, объем внебюджетных средств, приходящихся на один рубль расходов консолидированного бюджета на исследования и разработки (по данным 2003 г.), в вузовском секторе составляет 0,95 руб., в то время как в академическом секторе – 0,25 руб. Показатель эффективности аспирантуры в 2003 г. (удельный вес аспирантов, защитивших кандидатские диссертации в период аспирантской подготовки, в общем выпуске аспирантов) составляет для вузовского сектора 28,5%, тогда как по академическому сектору – 17,2 процента. Количество патентов на сто работников, занятых исследованиями и разработками, в вузовском секторе (с учетом профессорско-преподавательского состава) составляло в 2003 г. 1,7, а в Российской академии наук – 1,1. В 2003 г. показатель, отражающий количество созданных передовых производственных технологий на 1000 человек, занятых следованиями и разработками, для вузов составляет 7,3, в то время как для Российской академии наук – 0,2.
4.2.3.3 Задачи и направления модернизации
Модернизация системы высшего образования и повышение эффективности интеграционных процессов в научно-образовательном комплексе России требуют особого внимания к проблемам вузовской науки. Сектор вузовской науки призван обеспечить взаимосвязь фундаментального образования с возможностями гибкого реагирования на потребности в кадрах по актуальным для страны научным направлениям, наукоемким технологиям и производствам; развитие интеллектуальных способностей будущих специалистов и ученых; воспроизводство научных школ.
Таким образом, целью научной, научно-технической и инновационной политики в системе высшего образования является обеспечение подготовки высококвалифицированных специалистов, научных и научно-педагогических кадров, эффективное использование ее образовательного, научно-технического и инновационного потенциала для развития экономики и решения социальных задач страны.
К числу основных направлений модернизации сектора вузовской науки относятся:
1. Формирование сбалансированной структуры и механизмов финансирования, включая:
а) формирование системы средне- и долгосрочного финансирования научных исследований за счет средств федерального бюджета в составе:
базовой части – выделяется на период 3-5 лет для обеспечения содержания основного персонала, а также приобретения оборудования, развития инфраструктуры и оплаты коммунальных расходов вузов для выполнения ими основных функций;
проектной части – выделяется в качестве основы для селективной поддержки конкурентоспособных коллективов и отдельных ученых;
б) совершенствование процедур конкурсного отбора научно-исследовательских программ и проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета;
в) существенное увеличение финансирования фундаментальных исследований в рамках тематических планов вузов;
г) опережающий рост финансирования исследований, проводимых в ведущих университетах;
д) финансирование проектов молодых преподавателей, ученых и аспирантов.
е) синхронизацию мероприятий по развитию и модернизации образования, развитию вузовской науки, интеграции науки и образования в рамках федеральных целевых программ.
2. Развитие кооперационных связей вузовского сектора науки с организациями академического сектора науки и сектора прикладной науки, а также реального сектора экономики, включая:
а) заключение договоров на реализацию совместных образовательных программ, научных и инновационных проектов, организацию совместных научных изданий, а также участие в конкурсах на получение российских и международных грантов;
б) создание центров передовых исследований, совместных испытательных центров, полигонов, научных и технологических парков;
в) организацию региональных межведомственных координационных центров и специализированных советов по присуждению ученых степеней; проведение совместных конкурсов научных проектов для молодых ученых и преподавателей, учреждение совместных стипендий;
г) активизацию взаимосвязей с бизнесом, процессов коммерциализации результатов прикладных научных исследований и разработок, а также передачу технологий в реальный сектор экономики.
3. Модернизация системы подготовки кадров высшей квалификации и федеральной системы повышения научной квалификации профессорско-преподавательского состава, включая:
а) уточнение требований по аккредитации (аттестации) высших учебных заведений для привлечения и закрепления талантливой молодых кадров в науке и образовании;
б) повышение эффективности работы аспирантуры и докторантуры;
в) отработка критериев и механизмов отбора и формирования федеральных исследовательских университетов и научно-образовательных центров.
4. Проведение структурных преобразований, направленных на повышение эффективности использования кадрового потенциала и имущества, включая:
а) реорганизацию научных организаций, ранее созданных при вузах в качестве юридических лиц, путем их присоединения к соответствующим вузам;
б) реорганизацию научных организаций путем их слияния (укрупнения) и создание укрупненных научно-образовательных структур по направлениям деятельности, включая создание учебно-научно-производственных комплексов;
в) ликвидацию неэффективных научных организаций, утративших связи с высшей школой, и передачу федерального имущества этих организаций в оперативное управление вузам.
4.2.3.4 Ожидаемые результаты модернизации
В результате вузовский сектор науки будет трансформирован в эффективную составляющую национальной инновационной системы страны с дополнительным эффектом повышения уровня высшего профессионального образования.
Реализация указанных мер позволит создать условия для:
повышения качества образования и обеспечения доступности качественного профессионального образования, приобретения студентами практических навыков научной, конструкторской и организационно-производственной работы;
опережающей подготовки кадров, способных ответить на вызовы времени, в том числе, кадрового обеспечения самой научно-образовательной сферы;
развития ведущих научно-педагогических коллективов вузов, привлечение и закрепление талантливой молодежи в сфере высшего образования, создания условий для проведения научных исследований на высоком уровне и повышения престижности научно-педагогической деятельности;
повышения ресурсной обеспеченности и роста эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств, инвестиционной привлекательности вузовского сектора науки, его гибкости в реагировании на потребности общества и рынка труда.
Будет обеспечено более эффективное включение вузовского сектора науки в решение национальных задач, в процессы повышения уровня благосостояния граждан, сохранения социальной стабильности, развития институтов гражданского общества и обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.
4.3 Ресурсное обеспечение государственного сектора науки
В приложении к протоколу совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации, Президиума Государственного Совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации от 20 марта 2002 г. установлены минимальные объемы финансирования научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения в Российской Федерации на период до 2010 года. Указанные объемы представлены как в абсолютном выражении, так и в относительном – в процентах к расходной части федерального бюджета – что определяет два варианта минимальных пороговых значений бюджетного финансирования гражданской науки:
2002 год
2003 год
2004 год
2005 год
2006 год
2007 год
2008 год
Вариант 1*,
млрд. руб.
34
39,9
46
56
71,7
89
110
(в ценах текущих лет)
Вариант 2**,
41,9
51,4
59,6
76,1
96,2
119
155,2
млрд. руб.
(в ценах текущих лет)
* объемы приведены в приложении к протоколу в абсолютном выражении
** объемы рассчитаны на основе приведенного в приложении к протоколу показателя удельного веса финансирования исследований и разработок гражданского назначения в расходах федерального бюджета, исходя из фактических бюджетных расходов и бюджетных проектировок, приведенных в рамках “Сценарных условий социально-экономического развития и основных показателей сводного финансового баланса Российской Федерации на 2006 год и на период до 2008 года” от 7 апреля 2005 г.
Необходимым условием целевого и эффективного использования денежных средств, выделяемых из федерального бюджета на финансирование исследований и разработок, является наличие действенной системы координации производимых расходов. Координатором планов и тематики работ, выполняемых за счет бюджета в целях развития среды генерации знаний, формирования инновационной инфраструктуры, стимулирования инноваций и осуществления НИОКР на направлениях, перспективных для технологического использования в широком спектре секторов экономики, должно выступать Минобрнауки России.
Российская академия наук, отраслевые академии наук, имеющие государственный статус, обеспечивают формирование и реализацию приоритетных направлений фундаментальных исследований.
Минпромэнерго России, МПР России, Мининформсвязи России, Минтранс России, Минздравсоцразвития России, Росатом, Роскосмос, иные федеральные органы исполнительной власти, а также академии наук, имеющие государственный статус, в пределах своей компетенции обеспечивают формирование и реализацию целевых программ технологического развития.
продолжение
--PAGE_BREAK--