--PAGE_BREAK--
2. Юридический анализ состава преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство».
2.1 Объективные признаки состава преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство».
Итак, первая разновидность объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 171 УК, заключается в осуществлении предпринимательской деятельности без ее государственной регистрации. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации имеет место в тех случаях, когда в едином государственном реестре для юридических лиц и в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей отсутствует запись о создании такого юридического лица или приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо содержится запись о ликвидации юридического лица или прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 18 ноября 2004 г.). Федеральным законом от 2 июля 2005 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации» предусмотрена процедура исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.[5] Согласно этой новелле юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествовавших моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом) и может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в установленном законом порядке. Осуществление им после этого предпринимательской деятельности следует рассматривать как осуществление предпринимательской деятельности без регистрации.[7]
Федеральное законодательство абсолютно определенно устанавливает необходимость регистрации предпринимательской деятельности, в какой бы организационно-правовой форме она ни осуществлялась. Так, согласно ст. 23 Гражданского кодекса РФ «гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица только с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя». Обязанность государственной регистрации юридических лиц закрепляется в ст. 51 ГК РФ. Таким образом, государственная регистрация — это юридически регламентированный порядок признания (подтверждения) факта появления предпринимателя в любой организационно-правовой форме с целью учета и контроля за законностью возникновения, реорганизации и ликвидации и за уплатой налогов. Регистрация — юридически обязательное условие реализации субъектом предпринимательства своего права на ведение предпринимательской деятельности на основе общего конституционного дозволения.
Из текстов ст. 23 и 51 ГК недвусмысленно вытекает именно обязательность государственной регистрации для индивидуального предпринимателя и юридического лица. Однако в целях защиты интересов контрагентов незаконных предпринимателей закон (п. 4 ст. 23 ГК) устанавливает, что и в этих случаях последние не вправе ссылаться в отношении заключенных ими сделок на то, что они не являются предпринимателями. Иначе говоря, и при отсутствии государственной регистрации самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой риск и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, является предпринимательской, но только государственная регистрация придает ей законный статус.[8]
Другая распространенная разновидность объективной стороны незаконного предпринимательства — осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно. Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходима лицензия, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления. В ст. 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ лицензия определяется как «специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю».
Лицензирование — это одна из форм государственного контроля за юридическими и физическими лицами, занимающимися соответствующими видами предпринимательской деятельности, имеющими важное значение для экономики России, с целью обеспечения защиты интересов личности, общества и государства. К лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Перечень этих видов деятельности определен в ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ (в ред. от 2 июля 2005 г.), однако надо иметь в виду, что действие названного Закона не распространяется на деятельность кредитных организаций, биржевую деятельность, деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, деятельность в области таможенного дела и в области связи, нотариальную и страховую деятельность, осуществление внешнеэкономических операций и международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров, деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг и ряд других видов деятельности (п. 2 ст. 1), в отношении которых может быть установлен иной порядок лицензирования.
Лицензия должна быть получена отдельно на каждый вид деятельности, подлежащий лицензированию. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата путем переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Вместе с тем, положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.
Лицензирующий орган приостанавливает действие лицензии в случае привлечения лицензиата к административной ответственности за нарушение лицензионных требований и условий в порядке, установленном КоАП РФ (ч. 4 ст. 14.1). В случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата. Действие лицензии возобновляется лицензирующим органом со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения этого административного наказания. В случае, если в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Продолжение предпринимательской деятельности, когда действие лицензии приостановлено и тем более когда она аннулирована, следует рассматривать как осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).
Если лицо, не зарегистрировавшись как предприниматель, занимается деятельностью, для ведения которой требуется специальное разрешение (лицензия), ему должно быть предъявлено обвинение с указанием на оба допущенных нарушения.[4]
Дискуссию в уголовно-правовой литературе вызывала правовая оценка ситуации, когда индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие лицензию на ведение предпринимательской деятельности, выданную лицензирующим органом субъекта РФ и предоставляющую право осуществлять такую деятельность в пределах территории данного субъекта, ведут ее на территории другого (других) субъекта РФ. Закон в подобных случаях предусматривает обязательный порядок уведомления лицензирующих органов субъекта Федерации, хотя и не требует не только
получения новой лицензии, но даже и получения разрешения на ведение уже пролицензированной деятельности (п. 2 ст. 7 Федерального закона от 8 августа 2001 г.).[4]
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 18 ноября 2004 г. «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» высказана позиция высшего судебного органа страны по некоторым проблемным вопросам квалификации незаконной предпринимательской деятельности, связанным с лицензированием. В тех случаях, когда субъект РФ принял нормативный акт по вопросам, вытекающим из отношений, связанных с лицензированием отдельных видов деятельности, в нарушение своей компетенции либо федерального закона или когда такое правовое регулирование относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ, применяется федеральный закон (п. 8 постановления № 18 ноября 2004 г.)'.
Если федеральным законом разрешено заниматься предпринимательской деятельностью только при наличии специального разрешения (лицензии), но порядок и условия его получения не установлены, а лицо стало осуществлять такую деятельность в отсутствие специального разрешения (лицензии), то действия этого лица, сопряженные с извлечением дохода в крупном или особо крупном размере либо с причинением крупного ущерба гражданам, организациям или государству, следует квалифицировать как осуществление незаконной предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) — п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г.
Это решение вызывало дискуссию в процессе обсуждения проекта постановления Пленума Верховного Суда РФ. Законодательством установлена необходимость лицензирования тех видов деятельности, осуществление которых способно повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ. Во
избежание этого и проводится при выдаче лицензии проверка соответствия соискателя лицензии — индивидуального предпринимателя и организации — лицензионным требованиям и условиям. Поэтому до получения специального разрешения (лицензии) соответствующая деятельность осуществляться не должна.[5]
Исключительно важным, имеющим принципиальное научное и практическое значение, является следующее указание Пленума Верховного Суда РФ: «Если федеральным законодательством из перечня видов деятельности, осуществление которых разрешено только на основании специального разрешения (лицензии), исключен соответствующий вид деятельности, в действиях лица, которое занималось таким видом предпринимательской деятельности, отсутствует состав преступления, предусмотренный статьей 171 УК РФ» (п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г.). Таким образом, Верховный Суд РФ признал, что изменение позитивного, регулятивного законодательства, положения которого в силу бланкетного изложения уголовно-правовой нормы являются частью ее содержания, означает и изменение самой уголовно-правовой нормы, способной в силу ст. 10 УК иметь обратную силу.[5]
Еще одной разновидностью объективной стороны деяния, предусмотренного ст. 171 УК, является осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий физическим или юридическим лицом, зарегистрировавшим эту деятельность и получившим лицензию на ее ведение. Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (ст. 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Соответствие соискателя лицензии установленным лицензионным требованиям и условиям проверяется при принятии решения о выдаче лицензии, а в ходе осуществления соответствующей деятельности лицензирующие органы осуществляют контроль за соблюдением индивидуальным предпринимателем и юридическим лицом установленных лицензионных требований и условий.
Например, Положением о лицензировании производства лекарственных трав, утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 июля 2006 г. № 415, установлены следующие лицензионные требования и условия: а) наличие у соискателя лицензий (лицензиата) необходимых для осуществления лицензируемой деятельности принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий помещений оборудования, либо наличие законных оснований для использования помещений, оборудования или только оборудования, принадлежащих организациям — производителям лекарственных средств; б) соблюдение лицензиатом утвержденных в соответствии со ст. 13 Федерального закона «О лекарственных средствах» правил организации производства и контроля качества лекарственных средств в лекарственных формах, разрешенных для производства; в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) законных оснований для производства патентованных и (или) оригинальных лекарственных средств и на продажу в соответствии с патентным законодательством РФ и Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»; г) соблюдение лицензиатом требований о запрещении продажи лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств с истекшим сроком годности, фальсифицированных лекарственных средств и лекарственных средств, являющихся незаконными копиями лекарственных средств, зарегистрированных в РФ, а также об уничтожении таких лекарственных средств в соответствии со ст. 31 Федерального закона «О лекарственных средствах»; и ряд других требований и условий. Невыполнение лицензиатом перечисленных выше лицензионных требований и условий считается грубым нарушением, что влечет ответственность, установленную законодательством РФ.[11.173-175]
Понятно, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий может повлечь не только причинение материального ущерба, но и более тяжкие последствия.
Включение в диспозицию ст. 171 УК в качестве альтернативных разновидностей объективной стороны незаконного предпринимательства осуществления предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации и представления в орган, производящий
государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, вызвало целый ряд критических замечаний.
Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» разъяснил (п. 3), что «под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации следует понимать ведение такой деятельности субъектом предпринимательства, которому заведомо было известно, что при регистрации были допущены нарушения, дающие основания для признания регистрации недействительной (например, не были представлены в полном объеме документы, а также данные или иные сведения, необходимые для регистрации, либо она была проведена вопреки имеющимся запретам)».
«Под представлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, — указал Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении № 23 от 18 ноября 2004 г., — следует понимать представление документов, содержащих такую заведомо ложную информацию, которая повлекла за собой необоснованную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности». Здесь правильно подчеркнута необходимость причинной связи между представлением документов, содержащих заведомо ложные сведения, и принятием решения о государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица. Иначе говоря, если бы должностное лицо регистрирующего органа не было с помощью подобных документов введено в заблуждение относительно фактического наличия определенных обстоятельств, государственная регистрация не состоялась бы.[4]
Согласно формам и требованиям к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439, лица, обращающиеся в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации, письменно подтверждают достоверность сведений, содержащихся в представленных документах.
Выше, при анализе признаков преступления, предусмотренного ст. 169 УК, приводился перечень документов, представляемых при первоначальной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя. Любое искажение, недостоверная запись, которые сознательно (умышленно) вносятся заявителем в перечисленные документы, образуют состав данного уголовно наказуемого деяния. Думается, что это положение является верным, но только при условии, что такое искажение, недостоверная запись предопределили по существу незаконную государственную регистрацию.[8]
При сообщении заведомо ложных сведений преступник обычно предлагает для регистрации документы, где учредителями выступают вымышленные лица. Как правило, для этого используют либо поддельные, либо утерянные паспорта, либо паспорта других лиц без их ведома, затем подделываются подписи владельцев паспортов в иных необходимых для регистрации документах. Регистрация организаций на вымышленных лиц производится для того, чтобы впоследствии уклониться от уплаты налогов, выполнения иных обязательств, вытекающих из предпринимательской деятельности.[9]
Вместе с тем нельзя не отметить, что в Кодексе РФ об административных правонарушениях не предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности в случаях, когда были нарушены правила государственной регистрации или были представлены документы, содержащие заведомо ложные сведения, но при этом не был причинен крупный ущерб или не извлечен доход в крупном размере. Закон устанавливает два обстоятельства, при наличии каждого из которых незаконное предпринимательство становится криминальным:
1) причинение этим деянием крупного ущерба гражданам, организациям или государству;
2) извлечение в результате незаконного предпринимательства дохода в крупном размере. Вполневозможно, и тем более уголовно наказуемо, незаконное предпринимательство, повлекшее наступление обоих этих последствий.[15.135-137]
Как отмечалось ранее, вопреки мнению некоторых ученых (В. Е. Мельниковой, А. Э. Жалинского, Н. А. Лопашенко, А. А. Витвицкого, С. И. Улезько), понятие крупного ущерба от незаконного предпринимательства не включает причинение вреда здоровью граждан. Если в результате незаконной предпринимательской деятельности потерпевшему гражданину умышленно либо по неосторожности причинен вред здоровью, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений.
Такая ситуация в принципе понятна, поскольку, имея возможность выбора из двух равнозначных альтернативных криминалообразующих признаков незаконного предпринимательства, практика шла по более легкому пути, используя признак, который изначально имел в законе четкую количественную характеристику.[10.124-128]
Представляется, что на законодательном и правоприменительном уровнях проблема содержания понятия «крупный ущерб» как последствие незаконной предпринимательской деятельности разрешена: Федеральными законами от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ и от 21 июля 2004 г. № 73-ФЗ установлено, что крупный ущерб исчисляется суммой, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей. Итак, речь идет только о материальном ущербе, который может принимать вид как реального ущерба, так и упущенной выгоды.
Сложнее указать, в чем конкретно может выражаться крупный имущественный ущерб при незаконном предпринимательстве. Этот вопрос фактически не исследован в научной литературе. В отдельных работах отмечаются такие имущественные последствия незаконного предпринимательства, осуществляемого без регистрации или без необходимого специального разрешения (лицензии) или с нарушением лицензионных требований и условий, как неуплата государственной пошлины, взимаемой при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также при предоставлении лицензии; ущерб, причиненный неуплатой налогов в случаях, когда предпринимательская деятельность не зарегистрирована.
Отдельные авторы категорически возражали против предложения рассматривать неуплату налогов, имеющую место при незаконном предпринимательстве, как последствие этого преступления, обращая внимание на позицию Пленума Верховного Суда РФ, высказанную в постановлении от 4 июля 1997 г. «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов», согласно которой лицо, виновное в незаконной предпринимательской деятельности и уклоняющееся от уплаты налогов, должно быть привлечено к ответственности по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 171 и 198 УК РФ. [12.120-137]
Крупный ущерб в данном случае может включать и «ущерб деловой репутации», поскольку при поражении деловой репутации лицу причиняется не только моральный вред, но и убытки, которые составляют имущественный ущерб и исчисляются в денежном выражении. Напротив, автор возражает против отнесения к ущербу сумм, взимаемых в качестве пошлины при регистрации, платы за рассмотрение заявления и за выдачу лицензии и т. п.
В большинстве же случаев авторы ограничиваются утверждениями общего характера: «под ущербом материальным следует понимать вред, причиненный соответствующим преступлением имуществу граждан, организаций и государства», или же вообще обходят этот вопрос молчанием.
Однако в постановлении № 23 от 18 ноября 2004 г. «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» Пленум Верховного Суда РФ занял совершенно иную позицию, указав (п. 16), что действия лица, признанного виновным в занятии незаконной предпринимательской деятельностью и не уплачивающего налоги и (или) сборы с доходов, полученных в результате такой деятельности, полностью охватываются составом преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ. Таким образом, Пленум признал, что не поступление в бюджет соответствующих сумм, которые могли бы быть взысканы в качестве налога и (или) сбора, может считаться последствием незаконного предпринимательства.[5] Так, по мнению Н. А. Лопашенко, «к крупному ущербу следует относить, например, причинение тяжкого вреда здоровью людей, банкротство предприятия или индивидуального предпринимателя, сокращение большого количества рабочих мест в условиях безработицы; срыв на продолжительное время работы служб, обеспечивающих жизнедеятельность населения и производственных структур, а также важных для государства и региона переговоров и значимых коммерческих контрактов; совершение в рамках незаконного предпринимательства или незаконной банковской деятельности другого преступления, относящегося к тяжким или особо тяжким. Нематериальный крупный ущерб выражается в причинении ущерба авторитету органов власти и управления, деловой репутации хозяйствующих субъектов» В случаях, когда незаконная предпринимательская деятельность была связана с производством, хранением или перевозкой в целях сбыта либо сбытом товара и продукции, выполнением работ или оказанием услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных ст. 171 и 238 УК (п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 18 ноября 2004 г.). Квалифицированный состав преступления, предусмотренного ст. 238 УК, охватывает причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерти человека. Таким образом, эти последствия являются результатом производства, хранения, перевозки либо сбыта товаров и продукции, выполнения работ и оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, но не незаконного предпринимательства. Вменяя при этом еще и ст. 171 УК, необходимо установить, что само по себе незаконное предпринимательство причинило крупный ущерб имущественного характера или было связано с извлечением крупного дохода.[13.150-155]
А. Э. Жалинский включает в ущерб от незаконного предпринимательства «вред, причиненный жизни или здоровью гражданина, его имуществу, в частности, вследствие конструктивных, рецептурных и иных недостатков товар, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге) согласно ст. 1095 ГК, а также упущенная выгода».[6]
Наиболее простым способом установления наличия (отсутствия) причинной связи между нарушением и крупным ущербом является рассуждение о том, наступил бы соответствующий ущерб, если бы данного нарушения не было. В случае положительного ответа на этот вопрос причинная связь, необходимая для наступления уголовной ответственности за незаконное предпринимательство, повлекшее причинение крупного ущерба, отсутствует.
В большинстве случаев незаконное предпринимательство — это единое продолжаемое преступление, состоящее из ряда тождественных действий, охватываемых единым умыслом и направленных на достижение одной цели. Это обстоятельство позволяет складывать суммы причиненного ущерба (так же как и суммы полученного дохода) от разных эпизодов предпринимательской деятельности, охватываемой единым умыслом.
Крупный размер дохода от незаконного предпринимательства также определяется в настоящее время суммой, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей. При наличии легального разъяснения этого понятия, казалось бы, вопросов возникать не должно. Однако здесь мы сталкиваемся с еще одной дискуссионной проблемой применения нормы о незаконном предпринимательстве.
Что такое доход от предпринимательской деятельности? Этот вопрос возник еще при применении ст. 162 УК РСФСР, где условием Головной ответственности за незаконное предпринимательство в сфере торговли являлось извлечение неконтролируемого дохода в крупном размере.
После вступления в действие положений ст. 171 УК РФ 1996 г. об ответственности за незаконное предпринимательство, сопряженное с извлечением доходов в крупном и особо крупном размерах, судебная практика с некоторыми колебаниями стала склоняться к пониманию дохода как всей суммы выручки, полученной предпринимателем от незаконной предпринимательской деятельности, без учета расходов, которые он понес в ходе этой деятельности.[6]
Представляется, что на понимании дохода от незаконного предпринимательства как чистой прибыли в значительной степени сказывалось складывавшееся в течение ряда десятилетий толкование наживы как обязательного признака состава спекуляции — скупки и перепродажи товаров с целью наживы, которая теперь считается вполне допустимой предпринимательской деятельностью. Нажива спекулянта-предпринимателя как раз и определялась с учетом понесенных им расходов, в частности, в виде разницы между покупной и продажной стоимостью товара.[9]
Использование законодателем другого понятия вряд ли можно считать случайным. В экономической литературе прибыль рассматривается в качестве обобщающего показателя финансовой деятельности и определяется как разница между выручкой от хозяйственной деятельности и суммой затрат на эту деятельность. «Прибыль,— разъясняется в энциклопедическом словаре «Экономика и право», — превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров. Это один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятий и предпринимателей. Прибыль исчисляется как разность между выручкой от реализации продукта хозяйственной деятельности и суммой затрат факторов производства на эту деятельность».1 Доход же — это денежные и материальные ресурсы, поступающие после завершения производственного цикла. В более широком плане — выручка и другие денежные средства, поступающие на предприятие. Именно в соответствии с таким пониманием Налоговый кодекс РФ определяет прибыль как «полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов» (ст. 247), а доходом от реализации признает выручку от реализации товаров (работ, услуг).[14.187]
Вообще же обращение к налоговому законодательству для решения анализируемого вопроса не совсем корректно. Незаконное предпринимательство — это вовсе не налоговое преступление. Суть его в другом. Всякое предпринимательство контролируется государством путем установления государственной регистрации, лицензирования отдельных видов деятельности, установления в лицензии ряда требований и условий. Опасность представляет не обогащение предпринимателя, не полученная им прибыль (это запрещалось в советский период — спекуляция, частнопредпринимательская деятельность, коммерческое посредничество), а то, что он уклоняется от установленного контроля. И если это причиняет крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо осуществляется со значительным размахом, в значительном объеме, наступает уголовная ответственность за незаконное предпринимательство. Объем же, масштабы незаконной (незарегистрированной, безлицензионной, с нарушением лицензионных требований и условий и т. д.) деятельности предпринимателя определяются размером полученных доходов без учета расходов, понесенных предпринимателем в ходе данной деятельности.Ставить уголовную ответственность в зависимость от размера полученной предпринимателем прибыли нелепо, ибо получилось бы, как отмечалось в литературе, что при одних и тех же нарушениях порядка осуществления предпринимательской деятельности ответственность определяется не масштабами незаконной деятельности, а тем, насколько эффективно, разумно, экономически грамотно действовал тот или иной предприниматель.[14.130-132]
Таким образом, непосредственным объектом незаконного предпринимательства является установленный порядок осуществления предпринимательской деятельности, обеспечивающий соблюдение экономических интересов и прав граждан-потребителей, организаций, государства.
Общим признаком объективной стороны для всех разновидностей незаконного предпринимательства является осуществление предпринимательской деятельности. [11.177-179] продолжение
--PAGE_BREAK--