Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Наркомания в среде молодежи и преступность

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ

специальный факультет

заочное отделение
наименование кафедры
КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Криминология.

на тему: Наркомания в среде молодежи и преступность.

ВЫПОЛНИЛ:

студент 4 курса 381 группы

Михайлова А.В.

8-911-129-84-14


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2011 год

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………стр.3

Глава 1. Наркомания в среде молодежи………………………………………….стр.5

Глава 2. Преступность несовершеннолетних…………………………………… стр.10

Глава 3. Основные формы и предпосылки молодежной преступности………стр.13

Глава 4. Предупреждение преступности………………………………………… стр.17

Заключение………………………………………………………………………… стр.24

Список литературы:………………………………………………………………стр.25


Введение

Молодёжная преступность — это опасное негативное явление. Она является частью организованной преступности. При этом её опасность состоит, в частности, в том, что она является способом существования молодёжной криминальной среды. Её существование — это отражение той особой экономической и социальной ситуации, которая сложилась в России в последние десятилетия. Познание молодёжной преступности — это не только ключ к разработке наиболее эффективных методов борьбы с ней, но и познание завтрашнего дня всей организованной преступности. В этой связи успешная борьба с молодёжной преступностью не только снизит криминальную напряжённость в стране, но и, по сути, будет является профилактикой организованной преступности завтрашнего дня.

Одним из направлений этой борьбы является выявление, раскрытие и расследование конкретных преступлений, которые в своей массе составляют рассматриваемый вид преступности. Борьба с молодёжной преступностью, конечно же, не сводится только к деятельности правоохранительных органов по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, составляющих это негативное социальное явление. Она многогранна и должна включать в себя целый комплекс мероприятий, предотвращающих криминализацию молодёжи. Причём, эти мероприятия не должны сводиться только к мерам уголовно-правового воздействия, а включать в себя действия, относящиеся к иным сферам деятельности государства и общества.

Подростковый возраст известен как возраст увеличения протеста против существующих в обществе взрослых людей моральных норм и принципов. Поскольку в обществе взрослых существует однозначно негативное отношение к наркотикам и наркоманам, подростки одной из форм протеста выбирают употреблением наркотиков.

Кроме того, переоценка ценностей в подростковом возрасте связана с увеличением потребностей в переживании риска как формы эмоционально насыщенного переживания. Зачастую риск реализуется в употреблении наркотиков и правонарушениях

Как показывает практика, в данном направлении правоохранительной деятельности приходится сталкиваться со значительными трудностями, которые во многом обусловлены особенностями преступлений, составляющих молодёжную преступность.

Ставятся следующие задачи:

1. Рассмотреть такой социальный феномен как молодёжная преступность;

2. Установить какую возрастную группу составляет молодежь;

3. Выявить основные предпосылки молодёжной преступности;

4. Выявить основные меры противодействия ей, и в конце данной работы вывести заключение.


Глава 1. Наркомания в среде молодежи.

Подростковый возраст известен как возраст увеличения протеста против существующих в обществе взрослых людей моральных норм и принципов. Поскольку в обществе взрослых существует однозначно негативное отношение к наркотикам и наркоманам, подростки одной из форм протеста выбирают употреблением наркотиков.

Кроме того, переоценка ценностей в подростковом возрасте связана с увеличением потребностей в переживании риска как формы эмоционально насыщенного переживания. Зачастую риск реализуется в употреблении наркотиков и правонарушениях.

Первоначальные эпизоды, связанные с введением в организм наркотика, не осознаются молодыми людьми в полной мере. Способность к аналитическому мышлению у большинства наркоманов нарушена, и они не в состоянии уяснить, что эти новые впечатления не являются нормальными. Единственной шкалой оценки нового состояния становятся нормы нового сознания. На их основании состояние измененного сознания воспринимается как объективное и нормальное, и оно не беспокоит человека, находящегося под действием наркотика. Их больше беспокоят те, кто этого состояния не понимает.

К моменту, когда ребенку исполняется 10 лет, на физическое развитие расходуется меньшая часть его энергии. В эти годы дети охотно учатся и стремятся развивать свои умственные способности и индивидуальность. Они уже имеют представление о том, для чего необходимо образование, и умеют учиться. Если их не слишком много ругают и у них не накопилось слишком большого количества плохих отметок, им по-прежнему нравится школа и нравится учиться. Работа с учащимися этого возраста может быть захватывающей, приносящей удовлетворение и интересной.

В эти годы дети, которые подвержены риску начать употребление алкоголя и наркотиков, начинают яснее осознавать не благополучность обстановки в семье. Они начинают страдать от чувства собственной неполноценности; они проявляют признаки недостаточно добросовестного отношения к учебе; у них может развиться убежденность в том, что школа не для них. Это убеждение возникает после чрезмерно большого количества неудач и плохих оценок.

В это время дети начинают принимать осознанные решения, касающиеся их жизни, включая решение о том, продолжать ли свое образование. Кое-кто начинает подумывать о том, чтобы бросить учебу, выбрав вместо этого путь, который, по их мнению, потребует меньших усилий и быстрее принесет конкретные плоды. Этот период является для них определяющим, временем принятия решений относительно будущего. Учителя и другие взрослые должны осознавать, что дети в этом возрасте чрезвычайно ранимы. Трудные подростки легко поддаются соблазну начать торговать наркотиками, а также употреблять их, что приносит удовлетворение, заключающееся в «быстром решении» проблемы заработка, в обретении определенного веса среди сверстников или временном отрешении от жизненных проблем. Им также легко доступен алкоголь, который в начале обеспечит им удовольствие и уход от всех проблем.

Хотя большинство детей этого возраста не так сильно подвержены риску наркомании, администрация школы и учителя должны присматриваться к учащимся своей школы и стараться воздействовать на тех из них, которые могут рассматриваться как неблагополучные. Определив таких детей, администрация и учителя смогут сделать попытку помочь им развить веру в свои силы прежде, чем они встанут на путь, где нет места образованию.

Существуют, конечно, другие особенности, характерные для детей этого возраста. Например, они начинают становиться независимыми, процесс, который продолжается на протяжении всей юности. Хотя большинство детей все еще привязано к своим семьям, они все больше начинают стремиться принимать решения самостоятельно и проводить больше времени со своими друзьями и меньше в кругу семьи.

В этом возрасте дети стремятся развивать отношения со своими ровесниками. Характер этих отношений может быть самым различным от крепкой дружбы до принадлежности к группе или команде, члены которых обычно бывают одного пола и возраста. Такое поведение возникает из потребности действовать независимо от родителей и быть принятым среди сверстников.
В этом возрасте дети начинают одинаково одеваться, сбиваться в группки, придумывать свои шутки и собственный жаргон, в попытке быть своим среди своих. Дети не отчуждаются от своих семей, но все в большей степени обращаются к родителям, главным образом, когда нуждаются в защите, например, во время кризисных ситуаций, или в материальной поддержке, например, в деньгах. Как ни трудно для родителей это стремление детей к независимости, очень важно делать все, чтобы сохранять доверительность в общении с ними. Если дети не могут позволить себе быть откровенными в общении со своими родителями в этом возрасте, то эта проблема лишь усугубится в подростковом возрасте, а недостаточно хорошие отношения с родителями в юности делают молодежь неустойчивой к влиянию со стороны сверстников, для которых употребление алкоголя и наркотиков является нормой поведения.

Недавно в Центре профилактики наркомании были проведены исследования, показавшие, в каком возрасте и как получают дети знания о наркотиках.

Ребят интересует все, что связано с наркотиками — их действие, как их принимают. О жутких последствиях употребления если и слышали (большинство из них говорят, что никогда не слышали), то всерьез эти сведения не воспринимают. Сами наркотики пока не пробовали, с наркоманами знакомы единицы (о таком знакомстве рассказывают с гордостью). Знания отрывочны, недостоверны, получены с чужих слов.

Необходимо отметить, что это возраст появления любопытства к наркотикам, возраст подражания и формирования «моды». В этом возрасте школьники начинают играть «в наркоманов» и интересоваться видеофильмами о борьбе с наркомафией. Частое и практически всегда непрофессиональное обсуждение проблемы наркотиков средствами массовой информации (в первую очередь на телевидении) по большей части дает прямо противоположный эффект — усиливает любопытство к наркотикам и наркоманам.1

Надо сказать, что по данным американских исследователей дети начинают эксперименты с приемом наркотиков с десятилетнего возраста. В нашей стране это прерогатива следующей возрастной группы.

Двенадцать — четырнадцать лет

Основной интерес у ребят вызывает возможность употребления «легких» наркотиков — марихуана наркотиком не считается. О существовании глобальной проблемы задумываются лишь некоторые; пробовали наркотик немногие — из любопытства; знакомы с потребителями и распространителями практически все.

О наркотиках знают много — из опыта знакомых или по рассказам. Многие сведения недостоверны, информации об отрицательных сторонах действия наркотиков практически нет. Опасность употребления сильно недооценивается. Разговаривают о наркотиках только между собой (это «страшная тайна» для взрослых, следовательно — органическая часть молодежной культуры).

Для многих подростков это возраст первого знакомства с наркотиками. Чаще всего это пробы вдыхания растворителей или прием под влиянием сверстников каких-либо таблетированных психоактивных препаратов.

Четырнадцать — шестнадцать лет

По отношению к наркотикам формируются три группы:

1. Употребляющие и сочувствующие — интересуются вопросами, связанными со снижением риска при употреблении наркотиков. Не верят в привыкание. Употребление наркотиков считается признаком независимости и крутости. Среди членов этой группы много ребят, являющихся лидерами по характеру.

2. Радикальные противники — «сам никогда не буду и не дам гибнуть другу». Многие из членов этой группы считают употребление наркотиков признаком слабости и неполноценности.

3. Группа, не определившая своего отношения к наркотикам. Значительная ее часть может начать употребление под влиянием друзей. В основном в этой группе находятся ребята, относящиеся к проблеме наркотиков с плохо скрываемым любопытством.

Шестнадцать — восемнадцать лет

Группы сохраняются, но число не определившихся значительно уменьшается. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках — они детализируются и становятся более объективными. Появляется первая негативная информация (в основном из опыта сверстников, употребляющих «сильные» наркотики).

В группе употребляющих и сочувствующих пожинают первые плоды, в связи с этим большой интерес вызывают криминальные последствия употребления и скорость развития процессов, влияющих на здоровье. Глобальной проблемой наркоманию считают немногие.

Среди радикальных противников растет число людей, осознающих необходимость активных действий, направленных на изменение ситуации. Ребята начинают осознавать наркотики, как глобальную проблему.

Многие из факторов, которые повышают риск наркомании среди молодежи, не поддаются контролю со стороны школьной администрации и учителей; однако, педагоги часто узнают об опасности, грозящей учащемуся, по его академической успеваемости и поведению. Учащимся способны помочь занятия и упражнения, содействующие развитию и укреплению чувства собственного достоинства, чувства ответственности за себя и других, определению целей на будущее, саморегуляции, стрессопрофилактике.2


Глава 2. Преступность несовершеннолетних.
Прежде чем перейти к конкретному рассмотрению преступности несовершеннолетних как объекта криминологического исследования необходимо дать понятие несовершеннолетней преступности. Очевидно, что в понятии несовершеннолетней преступности скрыто два термина, во-первых, это понятие преступности и, во-вторых, это понятие несовершеннолетнего преступника. Определений преступности бесчисленное множество. Они несут в себе отпечаток философских взглядов авторов, социологических школ и направлений, правовых воззрений и даже религиозных. Прежде всего, преступность есть форма социального поведения людей, нарушающая нормальное функционирование общественного организма. Но такими нарушениями являются и аморальные поступки, и то, что называют отклоняющимся поведением. Из всех нарушений преступность наиболее опасна для общества. Кроме того, преступность — социально-правовое явление, ибо сама цифра преступности складывается из суммы совершенных в данном обществе и в данный период времени преступлений. Однако преступность есть не простая сумма совершенных преступлений, а явление имеющее свои закономерности существования, внутренне противоречивое, связанное с другими социальными явлениями, часто ими определяющееся.

Соотношение преступности и конкретных преступлений есть соотношение целого и части, общего и единичного. Преступность — это совокупность преступлений. Не будет такой совокупности, не будет преступности как явления специфически социально-правового. Не будет столь же специфических форм и методов борьбы с ней, должно будет “исчезнуть” уголовное (и не только уголовное) законодательство, суды и прочие атрибуты, рожденные наличием преступности как общественно-опасного явления.

Наиболее точно, по моему мнению, само понятие преступности сформулировано в учебнике “Криминология”, под редакцией академика Кудрявцева. В данной работе преступность представлена как: отрицательное социально-правовое явление, существующее в человеческом обществе, имеющее свои закономерности, количественные и качественные характеристики, влекущее негативные для общества и людей последствия, и требующее специфических государственных и общественных мер контроля за ней.3

Обязательным условием привлечения лица к уголовной ответственности является достижение им определенного возраста. Лицо является субъектом преступления и может быть привлечено к уголовной ответственности, если оно в момент совершения преступления достигло 16 лет. Таково общее правило. В тоже время за ряд тяжких преступлений, например убийство, грабеж, изнасилование, закон устанавливает уголовную ответственность с 14 лет.

Объективно возникает вопрос: из чего исходил законодатель, устанавливая в законе такой возраст привлечения к уголовной ответственности? Несовершеннолетние в возрасте 14-16 лет достигают такой степени умственного и волевого развития, которая позволяет им критически осмыслить свои поступки. В этом возрасте они могут осознавать общественную опасность своих действий и в состоянии контролировать их. В то же время особое бережное отношение общества к несовершеннолетним прослеживается даже после совершения последними противоправного деяния. Это можно проследить в особенностях привлечения их к уголовной ответственности.

Можно сделать вывод, что преступность несовершеннолетних представляет собой ничто иное, каксовокупность отрицательных, социально-правовых явлений, а именно антиобщественных и противоправных деяний, совершенных лицами не достигшими 16 — летнего возраста.

Необходимость выделения для самостоятельного криминологического исследования преступности несовершеннолетних объясняется многими причинами.

Во-первых, важностью и масштабностью задач по охране жизни и здоровья подрастающего поколения и формированием в этой связи государственной политики по защите прав и законных интересов детей и подростков как самостоятельного направления деятельности государственных органов и общества в целом.

Во-вторых, особенностями в генезисе и мотивации совершаемых несовершеннолетними преступлений, обусловленными спецификой их воспитания и жизнедеятельности (относительно ограниченный период формирования личности, интенсивность социальных позиций, круга и содержания социальных функций, ограниченная дееспособность и др.), особенностями личностных, социально-групповых и иных характеристик.

В-третьих, тесно связанной с этими особенностями спецификой уровня и структуры преступности, ее причин и динамики, высокой преступной активностью подростков.


Глава 3. Основные формы и предпосылки молодежной преступности.

Сегодня сложно четко определить рамки криминальной молодежи, поскольку многие молодые люди, не будучи правонарушителями, уже преодолели «порог криминальности» в своем мышлении и поведении. В социальном самочувствии молодежи превалирует повышенное чувство опасности и в то же время состояние безразличия к преступности.

Молодежь оказывается во многом беззащитной перед преступным воздействием. Поэтому одна часть молодежи «погружается» в мир криминальных отношений, а другая — пытается изолироваться от этого мира. И так, наиболее типичны иные виды правонарушений для молодежи. Ссылка Ветров, Н. И. Профилактика правонарушений среди молодежи: учебное пособие / Н. И. Ветров. — М.: ООО «Триада», 2005. — С. 40 (в %):

1. Драка — 66%

2. Хулиганство — 50%

3. Воровство — 45%

4. Вымогательство денег — 35%

5. Разбой — 15%

6. Мошенничество — 14%

7. Нападение на девушку с целью насилия — 13%

8. Убийство — 8%

9. Шантаж с целью наживы — 7%

10. Другие правонарушения — 3%

По характеру преступных посягательств молодежная преступность значительно отличается от общей преступности — здесь в большей степени превалируют насильственные и корыстно-насильственные преступления. Среди указанных видов правонарушений при очевидности первенства драк и хулиганства обращают на себя внимание корыстные преступления — воровство, вымогательство денег, мошенничество. Как показывает анализ статистических данных и ответов несовершеннолетних правонарушителей, объем корыстных преступлений в настоящий период быстро растет: в каждом втором ответе молодых респондентов, испытавших на себе лично воздействие молодежной и подростковой преступности, содержится указание на виды корыстных правонарушений.

Проституция является особым видом молодёжной преступности. Чаще всего в самой проституции обвиняют тех. кто предоставляет сексуальные услуги. При этом мало изученными с социологической точки зрения являются причины появления в наше время значительного числа лиц женского пола, готовых торговать своим телом.

Материалы социологических исследований показывают, что подавляющее большинство проституток — женщины в возрасте от 12 до 34 лет, среди которых 23% несовершеннолетних. Большинство имеют образование в размере 9-ти классов, около 16% учатся в вузах. Что же толкнуло этих женщин к тому, что они стали торговать своим телом? Наиболее распространенный ответ связан с тяжелым материальным положением, а также с зависимостью связанной с употреблением наркотических средств.

Как показал опыт, попав в проститутки, женщина не может выбраться с этого «социального дна», создать полноценную семью, воспитать детей и достойно прожить свою жизнь.

Молодёжь трезво оценивает отношение власти и общества к себе как безразличное или откровенно потребительское. Может быть, поэтому современное молодое поколение замкнулось в собственном мире. Оно поглощено внутренней проблематикой выживания в сложное и жестокое время.Сегодня большая часть молодёжи предпочитает реализовывать свою активность в неполитических организациях. Основная форма таких организаций — так называемые тусовки, формирующиеся на основе общих интересов.

Тусовки становятся формой объединения молодёжи, инструментом её социализации, находясь вне сферы влияния (образовательного, культурного, воспитательного) государства и общества. И так, первой предпосылкой молодежной преступности является наркомания молодёжи.4

В большинстве стран мира молодые люди примерно вдвое чаще, чем представители старших возрастных групп, оказываются среди зависимых от наркотических препаратов.

Во всем мире наблюдается появление целого спектра зависимостей, аналогичных наркотическим — «трудоголизм», «шоппинг», музыкальная и компьютерная «наркомания». Данные виды зависимостей имеют однотипную природу (уход от действительности в иллюзорный мир), вызываются сходными причинами (социальной отчужденностью, сбоями в адаптационных механизмах личности).Нынешнее кризисное состояние российского общества приводит к тому, что высшее образование (даже престижное) не выступает гарантом социальной карьеры и материального благополучия выпускников.

В то же время «авантюрная» карьера, работа в предпринимательских кругах с темным (криминальным) прошлым представляются многим представителям молодежи быстрым «социальным лифтом», каналом, ведущим наверх. Молодым людям остро не хватает ярких впечатлений; серость, обыденность бытия, лишенная положительных эмоций и удовольствий, подталкивает некоторых из них к употреблению наркотических и токсических веществ.

Употребление наркотиков можно рассматривать как складывающуюся молодежную субкультуру, овеянную ореолом таинственности, выполняющую функцию бегства от реальных проблем, трудностей, неустроенности в мир миражей и иллюзий. При чем, у многих категорий молодежи нет недостатка в свободном времени. Коммерциализация досуговой сферы не позволяет многим молодым людям проводить свободное время интересно и с пользой для здоровья (физического и духовного).

Немаловажно знать, как же понимают сущность наркомании как социального явления сами молодые люди. Почти половина опрошенных отметили, что наркомания — это показатель кризиса и деградации нашего общества, общей ситуации в стране; часть респондентов считают, что молодежь обращается к наркотикам из-за низкого развития культуры, а другая часть — из-за распущенности современной молодёжи и слабой воли. Десятая часть студентов обратили внимание на связь между процветанием наркомании и глубокой криминализацией государственных структур.

Глава 4. Предупреждение преступности среди молодежи.

Изучение проблем подростковой преступности, равно как и преступности общей, требует учета той конкретной ситуации – политической и социально-экономической, на фоне которой формируются и развиваются криминогенные процессы. К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время политический и социально-экономический фон оказывает явно негативное воздействие на молодежную, в том числе и подростковую среду.

Устойчивая тенденция к ухудшению экономических условий жизни основной массы населения страны, в том числе с несовершеннолетними детьми приводит к росту психо — эмоциональных перегрузок и усилению кризиса в семейных отношениях. В свою очередь указанные обстоятельства способствуют возрождению детской безнадзорности как социального явления. В этих условиях особую тревогу вызывает отсутствие единой федеральной программы поддержки семьи и устойчивого финансирования тех мероприятий по поддержке семьи, которые в нашем государстве все же осуществляются. Однако на криминогенную ситуацию влияют не только экономические факторы. Не менее актуален в этой связи продолжающийся идейно-нравственный кризис. В молодежной, в том числе и подростковой среде, культивируются негативные стереотипы поведения, получают все большее распространение алкоголизм и наркомания, укореняется эгоистическая и иждивенческая психология. Неопределенность настоящего, неуверенность в будущем, растущая безработица, трудности, связанные с получением образования, падение престижа ряда профессий порождают критическое отношение к учебе, ведут к примитивизации сознания, а многих подростков толкают в криминальную среду. Нынешняя молодежь взрослеет в годы больших перемен. Отечество предстает перед нею как дом, в котором идет перманентный (постоянный) ремонт. Ее мировоззрение, система нравственных ценностей складываются в мире кричащих противоречий, стихийного, «дикого» рынка, правового нигилизма, социальной незащищенности. В больном общество больше всех страдают самые чуткие — дети и молодежь.

Криминология несовершеннолетних – важное направление криминологической науки. Наиболее сложной и вместе с тем наименее разработанной в этом направлении является проблема контроля государства и общества над преступным поведением подростка. В основе научного обоснования решения этой проблемы должна лежать концепция государственной политики предупреждения преступности несовершеннолетних. В настоящей работе предпринята попытка предложить основы такой концепции.

Политика предупреждения преступности не имеет вполне сложившегося толкования с точки зрения ее содержания. Отчасти этим обусловлено многообразие употребляемых законодателем, политиками, учеными-криминологами и работниками системы правоохранительных органов терминов, наиболее распространенный из которых – «борьба с преступностью». Учитывая социальную, психологическую, экономическую специфику несовершеннолетних, особенности причин и мотивации совершения ими преступлений, целесообразно использовать термин не «борьба», а «предупреждение».5

Так, государственная политика предупреждения преступности несовершеннолетних – это основанная на определенных идеях деятельность системы государственных и негосударственных институтов по формированию и реализации основных задач, принципов, направлений и средств предупреждения явления преступности несовершеннолетних с целью защиты человека общества и государства от преступных посягательств.

Государственная политика предупреждения преступности не автономна. Она является важным компонентом политики в сфере укрепления законности и правопорядка. Поскольку преступность проникает во все сферы жизнедеятельности и оказывает на них существенное влияние, постольку политика предупреждения преступности воздействует на все основные сферы государственной политики.

Явление преступности несовершеннолетних занимает особое место среди проблем криминологической этиологии. Эта особенность придает специфику целям политики предупреждения преступности несовершеннолетних. С одной стороны, ее цель – защита прав и интересов несовершеннолетних, а с другой – защита общества от правонарушений и преступных посягательств несовершеннолетних. Такая конструкция цели политики предупреждения преступности несовершеннолетних позволяет решать многие вопросы криминологической и правовой практики.

С позиции формулирования цели не вызывает сомнения решения одной из важнейших задач при разработке концепции ювенальной юстиции – обоснование комплексного характера правосудия по делам несовершеннолетних. Идеальная модель суда, занимающегося несовершеннолетними, — это суд межотраслевой судебной юрисдикции, в котором решаются в комплексе вопросы как судебной защиты прав несовершеннолетних (одна из форм защиты прав и интересов несовершеннолетних как цель политики), так и юридической их отвественности за совершенные проступки и правонарушения ( одна из форм защиты общества от правонарушений и преступных посягательств несовершеннолетних как цель политики).6

Игнорирование двойного содержания цели политики предупреждения преступности несовершеннолетних приводит некоторых ученых к необоснованному сужению жизненного пространства несовершеннолетних, на которых распространяются интересы криминологии. По их мнению граница этого пространства задана преступным поведением подростка.7

Предложенное понимание цели государственной политики предупреждения преступности несовершеннолетних – защита прав и интересов и защита общества от правонарушений и преступности несовершеннолетних – очерчивает те явления и процессы, с которыми непосредственно связаны ее базовые положения. Политика предупреждения преступности формируется с учетом:

Социально-экономического состояния общества, его позитивных и негативных тенденций с выделением факторов, тесно связанных с преступностью несовершеннолетних;

Социально-психологического состояния общества, его позитивных и негативных тенденций на основе факторов, связанных с преступностью несовершеннолетних;

Криминогенной ситуации и ее прогноза с выделением факторов, влияющих на прогнозные оценки;

Социального контроля (формального и неформального, внутреннего и внешнего) и тенденции его развития с выделением факторов, влияющих на дисфункцию социальных институтов и дезорганизацию социальных общностей;

Инфраструктуры профилактики и реабилитационного пространства и возможностями (финансовыми, организационными, правовыми) ее реформирования и развития.8

В политике предупреждения преступности выделяют 3 взаимосвязанных элемента:

Первый – система идей, взглядов, лежащих в основе отношения государства и общества к явлению преступности. Этот элемент выражает процесс формирования политики предупреждения преступности;

Второй – деятельность государственных и негосударственных институтов (средство воплощения идей и взглядов). Он выражает формы, способы реализации политики.

Третий – последствия. Это показатель эффективности политики предупреждения преступности.

Право в политике – регулятор формирования и средство реализации политики. А, следовательно, одним из приоритетных направлений правовой политики в рамках предупреждения преступности несовершеннолетних должны стать:

разработка критериев определения профилактического потенциала права;

расширение правового обеспечения предупреждения преступности за счет более широкого включения в него норм гражданского, административного, трудового, семейного права, закона РФ «Об образовании», закона «О занятости населения РФ».

Увеличение числа профилактических норм в УПК РФ;

Разработка видов и механизмов назначения наказания несовершеннолетним в рамках уголовно-правовой процедуры;

Разработка правового регулирования осуществления процедуры собеседования в семьях в соответствии с которым подростки и члены их семей встречаются под надзором милиции с целью разрешения конфликта и уменьшения вероятности повторного его возникновения.

Систему субъектов формирования и реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних должны образовывать государственные и негосударственные институты. Особое место среди институтов реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних занимает система «правоохранения».9

Цель системы правоохранения – обеспечение безопасности в обществе (защита человека, общества и государства от преступных посягательств) путем реализации закона и других норм права.

Субъектами политики предупреждения преступности несовершеннолетних могут выступать и негосударственные институты. Однако в отличие от многих стран, где некоторые важные функции предупреждения преступности несовершеннолетних берет на себя гражданское общество, в России из-за слабости гражданского общества, слабости политических партий и общественных организаций, государство должно брать на себя выполнение практически всех этих функций.

Политика предупреждения преступности имеет три уровня: федеральный, региональный и местный. Каждому из них присущи свои особенности формирования и реализации политики. В основе этих особенностей лежит конституционная реальность. Большинство общественных отношений, образующих основные сферы жизнедеятельности несовершеннолетних, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.

Изложенное выше понимание политики предупреждения преступности несовершеннолетних позволяет разработать ядро концепции – принципы политики:

1. Подход к проблеме с учетом несовершеннолетних как особой группы населения, которая нуждается в повышенной защите.

Уважение основополагающих принципов прав ребенка;

Выделение несовершеннолетних в качестве самостоятельной группы социальной и правовой защиты;

Рассмотрение несовершеннолетних как объекта и субъекта профилактики;

Организация подготовки специалистов, использующих дискреционные полномочия.

2. Подход к проблеме с учетом ее приоритетности:

— решение всех задач, связанных с предупреждением преступности несовершеннолетних, рассматривать не как «расходы» общества, а как инвестирование в особую сферу, от развития которой зависит будущий уровень безопасности общества.

последовательное применение в отношении несовершеннолетних принципа протекционизма.

Ориентация законодателя не на содействие, а на обеспечение реализации основных прав несовершеннолетних.

Первоочередное целевое финансирование мероприятий, направленных на социальную криминологическую и виктимологическую профилактику.

3. Подход к процессу модернизации законодательства с учетом соблюдения принципа повышенной юридической защиты прав несовершеннолетних:

Усиление профилактического потенциала права.

Принятие специальных законов и специальных процедур для несовершеннолетних.

Поэтапное создание комплексной системы правосудия для несовершеннолетних.

Специализация следователей, прокуроров, судей.

Обеспечение бесплатной юридической помощи несовершеннолетним.

Подход к проблеме с учетом приоритетности социальной профилактики.

Диверсификация мер обращения с несовершеннолетними в зависимости от характера и тяжести деяния.

Приоритетность социально-психологической, педагогической реабилитации.

Использование альтернативных мер в целях обеспечения принципа, согласно которому ограничение и лишение свободы несовершеннолетних должны применяться в качестве крайней меры.

Подход к проблеме с учетом ее комплексности.

Формирование многоуровневой системы предупреждения преступности несовершеннолетних.

Создание системы координации предупредительной деятельности в соответствии с принципами: конкретности, дополнительности и многоуровневого подхода.

Создание единого пространства профилактики.

Образование системы мониторинга деятельности по формированию и реализации политики.

Подход к проблеме с учетом региональных условий.

Оценка криминогенной ситуации.

Реализация принципа полноты региональных инфраструктуры реабилитационного пространства, профилактики и исполнения уголовного наказания.

Максимальное использование для предупреждения преступности несовершеннолетних имеющихся в регионе ресурсов.

Принятие законов и иных подзаконных актов.

Согласование программ предупреждения преступности на региональном уровне с программами потребностями на местном уровне.10

Заключение.

В настоящее время молодежь — это одна из наиболее криминально пораженных категорий населения. Преступность среди молодежи, так же является следствием не реагирования со стороны общественности и органов правоохраны на их правонарушающее поведение.

Необходимо, так же отметить, что криминализация молодежной среды, происходит на фоне таких негативных и потенциально опасных для России явлений (как упоминалось выше в работе) таких, как распространение наркомании и токсикомании, приобретающих эпидемический характер. Поэтому сложившаяся ситуация как на территории РФ, так и в отельных регионах страны, в целом требует от правительства, институтов воспитания и правоохранительных органов — адекватного реагирования для борьбы с молодежной преступностью.

Подводя итог, хотелось бы сделать акцент на необходимости борьбы с молодёжной преступностью, и прежде всего ее профилактики. Здесь можно выделить несколько приоритетных направлений:

-ужесточение уголовного преследования взрослых, вовлекающих детей, подростков и молодежь в криминальные отношения, нравственно и физически растлевающих их посредством алкогольных напитков, наркотиков и токсичных веществ; принятие специальных мер по трудоустройству и социально-профессиональной адаптации молодежи и подростков, отбывших наказание в местах лишения свободы;

-сохранение и развитие сети молодежных и подростковых клубов, спортивных секций и кружков художественной самодеятельности; оказание медицинской, социо — психологической и педагогической помощи молодежи и подросткам, прежде всего тем, кто имеет умственные и психические отклонения;

-правовая пропаганда в учебных заведениях и средствах массовой информации. Безусловно, сегодня не приходится рассчитывать на универсальность этих мер, однако предпринятые в комплексе, они, скорее всего, дадут положительный результат и помогут значительно сократить количество молодых людей, вовлеченных и вовлекаемых в преступную деятельность.


Список литературы.

Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989 г.// Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990. – 518 с.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.// Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990. – 518 с.

Международный пакт о гражданских и политических правах// Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990. – 518 с.

Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря

Российская Федерация. Кодексы. Уголовный кодекс Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 06.12.2007 г. // Собрание законодательства РФ. — 1996. — №25. — Ст.2954.

Российская Федерация. Кодексы. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Официальный текст по состоянию на 06.12.2007 г. // Собр. законодательства.- 2001.- №52.- Ст.4921.

Алексеев А.И. Криминология: Курс лекций / А.И. Алексеев. — М.: Юрист, 2007. — 517 с.

Верин В.В. Факторы повышения уровня преступности несовер­шеннолетних и причины ее детерминации в условиях социальных перемен / В.В. Верин. — М.: Юрист, 2006 — 230 с.

Иншаков С.М. Криминология: Учебное пособие / С.М. Иншаков. — М.: Юриспруденция, 2005. – 592 с.

Панов С.Л. Криминологическая характеристика и предупреждение наркотизма среди несовершеннолетних: Автореф. дисс. канд. юрид. наук / С.Л. Панов — Омск: Университет, 2007. – 314 с.

Сухарев А. Л. Феномен российской преступности в переходный период: тенденции, пути, средства противодействия / А. Л. Сухарев — М.: Норма-М, 2006. – 319 с.

Уголовный процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. В.П. Божьева. М.: Спарк, 2005. — 684 с.

Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. И.Э. Звечаровского. — М.: Юристъ, 2004 – 594 с.

Обзор кассационной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации за 1999 год // Бюллетень судебной практики Верховного Суда РФ. 2000. № 9.

Материалы Определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации по делу Голикова В.Н. и Анохина М.А. от 6 февраля 1997 года № 4н-22/97 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. № 11.

16. Буянов М.И. «Ребенок из неблагополучной семьи». М. Просвещение, 2000.

17.Домова А.И. «Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних». М. Юридическая литература, 2000.

18. Игошев К.Е. Психология преступных проявлений среди молодежи. М, 2000.

19.Криминологические проблемы профилактики правонарушений молодежи. Киев. 2001.

20.Криминологические и уголовно-правовые идеи борьбы с преступностью. М, 2001,

21.“Криминология”, Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е., М.2001 г.,

22.Лейкина Н. С. Личность преступника и уголовная ответственность. М, 2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.