Мусульманское право: общая характеристика
Возникновение
Мусульманское право — шириат — было наиболее значительной системой права в странах Востока. Возникло и оформилось в рамках Арабского халифата, процесс развития связан с эволюцией арабской государственности от небольшой патриархальной-религиозной общины в нач. VII в. (при пророке Мухаммеде) до одной из крупнейших феодальных империй VIII-X вв. (при династии Омейядов и Аббасидов). При Мухаммеде были составлены священные книги мусульман: Коран и Сунна.
Эволюция
В первое десятилетие Арабского халифата шириат отражал интересы госуд. верхушки, состоявшей из:
племенной аристократии;
рабовладельцев;
формирующегося класса земельных собственников.
В последующие века мусульманское право превратилось в сравнительно полную и цельную систему феодального права, защищавшего интересы:
государственной верхушки,
землевладельцев,
богатых купцов,
мусульманского духовенства.
Шириат возник и развивался как конфессиональное право, слитое с теологией ислама => шириат в целом и его, собственно, нормативная часть — фикх — включают в себя правовые установления, религиозную догматику ислама, мусульманскую мораль, нормы, определяющие отношения мусульман с аллахом (ибадат).
Тесная связь права с религиозной догматикой нашла свое отражение в самих нормативных предписаниях шириата. Существовало 5 видов действий: обязательные; рекомендуемые; дозволенные; предосудительные, но не влекущие за собой применение наказания; запрещенные и подлежащие наказанию. Вся жизнь правоверного мусульманина была сведена к этим действиям.
Характерные черты:
-относительная целостность,
-конфессиональный принцип,
-постепенное превращение шириата в мировую систему феодального права, оказавшую решающее влияние на правовую жизнь ряда стран Азии и Африки,
-с утверждением главных направлений в исламе произошел раскол и в шириате: суннизм и шиизм. Постепенно сторонники шиизма раскололись на 4 основных мазхаба — толка: ханнифиты, маликиты, шифииты и хамбалиты.
Источники мусульманского права
1.КОРАН — священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей. Составление окончательной редакции произошло при халифе Омаре. Лишь 500 стихов относятся к правилам поведения мусульман (из 6000), при этом только 80 можно рассматривать как собственно правовые (в основном, о браке и семье).
2.СУННА — состоит из хадисов — многочисленных рассказов о поступках и суждениях Мухаммеда. Хадисы содержали много противоречащих положений и выбор наиболее достоверного из них относился к усмотрению богословов и судей. В Сунне содержится нормы брачного и наследственного доказательственного и судебного права, правила о рабах, др.
3.ИДЖМА — общее согласие мусульманской общины. Иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда или (впоследствии) наиболее влиятельными теологами — имамами, муфтиями. Правомерность иджмы выводилась из указания Мухаммеда: “Если сами не знаете, спросите тех, кто знает”.
4.ФЕТВА — решение и мнение отдельных муфтий по отдельным вопросам.
5.КИЯС (с 10 в.) — решение правовых дел по аналогии. Не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и часто становился орудием откровенного произвола.
6.ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ. Местные обычаи. Признавались сложившиеся в самом арабском обществе — урф — и у покоренных народов — адаты. Фирманы — указы и распоряжения халифов. Кануны — законы.
Основные мазхабы ислама
В Мусульманской религии различаются ортодоксальная, правоверная направленность, насчитывающая большинство мусульман, а также ереси, впрочем не резко отличаются в установках. Еще при первых Аббасидах мусульманские религиозные школы пользовались большой славой. Каждая школа придерживалась определенного толка (мазхаба). С 1300 г. существовали следующие правоверные толкования: 1. Мазхаб Ханифитский — наиболее либеральный (Абу Ханиф умер в 767 году) и самый многочисленный. 2. Мазхаб Малинитский — 1/7 всех суннутов (Милин ибн Анас умер в 795 году). 3. Шафинтский Мазхаб — (Муххамед ибн Шифин умер в 820 году). 4. Ханбалитский Мазхаб — самый строгий (Ахмед ибн Ханбаль умер в 855 году).
Осуществим был переход из одного мазхаба в другой без соблюдения формальностей, это было возможно как на время, так и навсегда.
Публичное право мусульман: понятие государства
Понятия гос-ва нет, но есть община (умма) — собрание правоверных, ей управляет Аллах, перед ним все равны. Общинники сами назначают начальника. Аллах руководит уммой через имама — теократическое гос-во.
Сначала строгого монархического принципа не было. Халиф — духовный руководитель, Визирь — светский.
Своеобразная теория верховной суверенной власти — власть халифа, султана, падищаха — прямых заместителей аллаха на земле. Они правят, поскольку есть воля Аллаха на это. Теория светской власти появилась с династии Абассидов, после принятия ислама.
Задачи существования исламского гос-ва:
1.защита Веры от неверных.
2.прозелитизм — пропаганда ислама в мире. Сама власть покоится на 3-х принципах:
а)религия;
б)желание, воля к власти у монарха;
в)ислам — беспрекословное подчинение светской власти.
Организация гос-ва:
1.халиф — религиозные вопросы;
2.визирь — светская власть через систему Диванов. Во главе диванов — лицо, докладывающее визирю.
Суд, его органы и процесс в мусульманском праве
Правосудие осуществляет духовенство. Высший судья гос-ва — халиф. Он мог рассмотреть любое дело и вынести по нему решение.
Коллегия виднейших богословов (одновременно и правоведы) назначала судей — кадиев и уполномоченных, которые контролировали судей на местах (и те и другие — представители духовенства). Судебные решения и приговоры кадия окончательные и обжалованию не подлежат. Исключения — сам халиф или лица им уполномоченные изменяли решения кадия. Немусульманское население судилось представителями всего духовенства.
Судебный процесс носил обвинительный характер. Дела возбуждались заинтересованными лицами. Различий между уголовными и гражданскими делами — нет. Судебные дела рассматриваются публично — в мечети. Стороны должны были сами вести свое дело не прибегая к помощи адвоката. Процесс — устно.
Доказательства — признание, показания свидетелей, клятва.
Дело должно было решаться на одном заседании и не могло откладываться на следующий день. Процесс — состязание сторон.
Брачно-семейное право мусульман
Брак — религиозная обязанность мусульман. На деле брачный договор выступал как торговая сделка. Фактически, отец распоряжался брачной судьбой своих дочерей.
Брачный возраст — у женщин с 9 лет, у мужчин раньше — возраст половой зрелости. Шииты допускали временный брак на определенный срок. Мусульманин мог одновременно иметь четырех жен. Мусульманская религия обосновывала приниженное и зависимое положение женщины.
Существовало несколько видов разводов: в упрощенной форме — талак — без объяснения причин (только со стороны мужчины). В случае развода муж выделял жене необходимое имущество. Жена могла требовать развода только через суд и только в определенных случаях.
Наследственное право было сложным и запутанным. Существовало наследование по закону и по завещанию. Особенность шириата: наследованию подлежали только имущественные права, а не обязанности.
Частное право мусульман
ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ. Шириат не знал четкого деления на отдельные отрасли права. Но отношения, связанные с вещным правом получили широкое развитие. В мусульманском правоведении подробно разрабатывался вопрос о правоспособности, которая предоставлялась совершеннолетним лицам, находившимся в здравом рассудке. Существовало понятие ограниченной правоспособности.
Отношения собственности: большое внимание уделялось классификации вещей. Выделялись государственные земли, земли частных лиц, общее достояние (воздух, море и т.д.). Не признавалась собственность мусульман на нечистые вещи.
Способы возникновения: завоеванные земли — собственность государства, другое имущество делилось на несколько частей. Кроме этого наследование, договор, находка вещи. Существовали земли, изъятые из оборота (вагф).
ДОГОВОРНОЕ ПРАВО. В шириате в отличие от римского права не формулировалась общая концепция обязательства. Обязательства делились на возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние (обеты), срочные и бессрочные.
Договор — правовая и одновременно божественная связь. Обязанность соблюдать договоры — священна.
Виды договоров: купля-продажа, заем, дарение, наем, ссуда, хранение.
Нет понятия ростовщичества (запрещено исламом). Для обхода запрета — применялся хейял — особая юридическая техника — цепочка особого рода действий, которые формально не противоречат исламу, но результат оказывается противоречащим.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.zakroma.narod.ru/