ПЕРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Реферат
Тема: “Основы безопасности жизнедеятельности в коммерческом банке”
Выполнила: студентка гр.14Ф
Шикшинская Н.Н.
Проверил: преподаватель
Никонов В.А.
Пермь,2001г.
Введение
С развитием научно-технического прогресса немаловажную роль играет возмож-ность безопасного исполнения людьми своих трудовых обязанностей. В связи с этим была соз-дана и развивается наука о безопасности труда и жизнедеятельности чело-века.
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) - это комплекс мероприятий, направлен-ных на обеспечение безопасности человека в среде обитания, сохранение его здо-ровья, раз-работку методов и средств защиты путем снижения влияния вредных и опас-ных фак-торов до допустимых значений, выработку мер по ограничению ущерба в лик-видации по-следствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (1).
Цель и содержание БЖД:
обнаружение и изучение факторов окружающей среды, отрицательно влияющих на здоровье человека;
ослабление действия этих факторов до безопасных пределов или исключение их если это возможно;
ликвидация последствий катастроф и стихийных бедствий.
Круг практических задач БЖД прежде всего обусловлен выбором принципов защи-ты, разработкой и рациональным использованием средств защиты человека и при-родной среды от воздействия техногенных источников и стихийных явлений, а также средств, обеспечивающих комфортное состояние среды жизнедеятельности.
Охрана здоровья трудящихся, обеспечение безопасности условий труда, ликвида-ция профессиональных заболеваний и производственного травматизма составляет од-ну из главных забот человеческого общества. Обращается внимание на необходимость широ-кого применения прогрессивных форм научной организации труда, сведения к миниму-му ручного, малоквалифицированного труда, создания обстановки, исключаю-щей про-фессиональные заболевания и производственный травматизм (2).
На рабочем месте должны быть предусмотрены меры защиты от возможного воз-действия опасных и вредных факторов производства. Уровни этих факторов не дол-жны превышать предельных значений, оговоренных правовыми, техническими и са-нитарно-техническими нормами. Эти нормативные документы обязывают к созданию на рабочем месте условий труда, при которых влияние опасных и вредных факторов на работающих либо устранено совсем, либо находится в допустимых пределах.
Данный реферат посвящен рассмотрению вопроса определения оптимальных условий труда работника кредитно- экономического отдела (КЭО).
1. Характеристика условий труда работника КЭО
Научно-технический прогресс внес серьезные изменения в условия производствен-ной деятельности работников умственного труда. Их труд стал более интенсивным, напря-женным, требующим значительных затрат умственной, эмоциональной и физи-ческой энергии. Это потребовало комплексного решения проблем эргономики, ги-ги-ены и ор-ганизации труда, регламентации режимов труда и отдыха.
В настоящее время компьютерная техника широко применяется во всех областях дея-тельности человека. При работе с ком-пьютером человек подвергается воздействию ряда опасных и вредных производственных факторов: электромагнитных полей (диа-пазон ра-диочастот: ВЧ, УВЧ и СВЧ), инфракрасного и ионизирующего излучений, шума и виб-рации, статического электричества и др. (3)
Работа с компьютером характеризуется значительным умственным напряжением и нервно-эмоциональной нагрузкой пользователя, высокой напряженностью зрительной ра-боты и достаточно большой нагрузкой на мышцы рук при работе с клавиатурой ПЭВМ. Большое значение имеет рациональная конструкция и расположение элементов рабоче-го места, что важно для поддержания оптимальной рабочей позы человека пользователя ПЭВМ.
В процессе работы с компьютером необходимо соблюдать правильный режим тру-да и отдыха. В противном случае у персонала, в данном случае у работников КЭО, отмечаются значительное напряже-ние зритель-ного аппарата с появлением жалоб на неудовлетворенность работой, го-ловные боли, раздражительность, нарушение сна, усталость и болезненные ощущения в гла-зах, в по-яснице, в области шеи и руках.
2. Требования к производственным помещениям
2.1 Окраска и коэффициенты отражения
Окраска помещений и мебели должна способствовать созданию благоприятных усло-вий для зрительного восприятия, хорошего настроения.
Источники света, такие как светильники и окна, которые дают отражение от повер-х-ности экрана, значительно ухудшают точность знаков и влекут за собой помехи фи-зио-логического характера, которые могут выразиться в значительном напряжении, особен-но при продолжительной работе. Отражение, включая отражения от вторичных источ-ников света, должно быть сведено к минимуму. Для защиты от избыточной яр-кости окон могут быть применены шторы и жалюзи (4).
В за-висимости от ориентации окон рекомендуется следующая окраска стен и пола:
окна ориентированы на юг: - стены зеленовато-голубого или светло-голубого цвета; пол - зеленый;
окна ориентированы на север: - стены светло-оранжевого или оранжево-желтого цвета; пол - красновато-оранжевый;
окна ориентированы на восток: - стены желто-зеленого цвета;
пол зеленый или красновато-оранжевый;
окна ориентированы на запад: - стены желто-зеленого или голубовато-зеленого цвета; пол зеленый или краснова-то-оранжевый.
В помещениях, где находится компьютер, необходимо обес-печить следующие вели-чины коэффициента отражения: для потолка: 60…70%, для стен: 40…50%, для пола: около 30%. Для других поверхностей и рабочей мебели: 30…40%.
2.2 Освещение
Правильно спроектированное и выполненное производственное освещение улучша-ет условия зрительной работы, снижает утомляемость, способствует повышению произво-дительности труда, благотворно влияет на производственную среду, оказы-вая положи-тельное психологическое воздействие на работающего, повышает безо-пас-ность труда и снижает травматизм.
Недостаточность освещения приводит к напряжению зрения, ослабляет внимание, приводит к наступлению преждевременной утомленности. Чрезмерно яркое освеще-ние вызывает ослепление, раздражение и резь в глазах. Неправильное направление света на рабочем месте может создавать резкие тени, блики, дезориентировать рабо-тающего. Все эти причины могут привести к несчастному случаю или профзаболева-ниям, поэтому столь важен правильный расчет освещенности.
Существует три вида освещения - естественное, искусственное и совмещенное (ес-те-ственное и искусственное вместе) (5).
Естественное освещение - освещение помещений дневным светом, проникающим через световые проемы в наружных ограждающих конструкциях помещений. Естест-вен-ное освещение характеризуется тем, что меняется в широких пределах в зависимо-сти от времени дня, времени года, характера области и ряда других факторов.
Искус-ственное освещение применяется при работе в темное время суток и днем, ког-да не уда-ется обеспечить нормированные значения коэффициента естественного осве-ще-ния (пас-мурная погода, короткий световой день). Освещение, при котором не-доста-точ-ное по нормам естественное освещение дополняется искусственным, называ-ется сов-мещенным освещением.
Искусственное освещение подразделяется на рабочее, аварийное, эвакуационное, охранное. Рабочее освещение, в свою очередь, может быть общим или комбинирован-ным. Общее - освещение, при котором светильники размещаются в верхней зоне по-ме-щения равномерно или применительно к расположению оборудования. Комбиниро-ван-ное - освещение, при котором к общему добавляется местное освещение.
При выполнении работ категории высокой зрительной точ-ности (наименьший раз-мер объекта различения 0,3…0,5мм) величина коэффициента естественного освеще-ния (КЕО) должна быть не ниже 1,5%, а при зрительной работе средней точности (наимень-ший размер объекта различения 0,5…1,0 мм) КЕО должен быть не ниже 1,0%. В качест-ве источников искус-ственного освещения обычно используются люми-несцентные лам-пы типа ЛБ или ДРЛ, которые попарно объединяются в светильники, которые должны располагаться над ра-бочими поверхностями равномерно (4).
Требования к освещенности в помещениях, где установлены компьютеры, следую-щие: при выполнении зрительных работ высокой точности общая освещенность должна составлять 300лк, а комбинированная - 750лк; аналогичные требования при выполне-нии работ средней точности - 200 и 300лк соот-ветственно.
Кроме того все поле зрения должно быть освещено достаточно равномерно - это ос-новное гигие-ническое требование. Иными словами, степень освещения помещения и яр-кость экрана ком-пьютера должны быть примерно одинаковыми, т.к. яркий свет в районе периферийного зре-ния значительно увеличивает напряженность глаз и, как следствие, приводит к их быстрой утомляемости.
2.3. Параметры микроклимата
Параметры микроклимата могут меняться в широких пределах, в то время как необ-ходимым условием жизнедеятельности человека является поддержание постоянства температуры тела благодаря терморегуляции, т.е. способности организма регу-лиро-вать отдачу тепла в окружающую среду. Принцип нормирования микро-кли-мата - соз-дание оптимальных условий для теплообмена тела человека с окружающей средой.
Вычислительная техника является источником существенных тепловыделений, что может привести к повышению температу-ры и снижению относительной влажности в по-мещении. В по-мещениях, где установлены компьютеры, должны соблюдаться оп-реде-ленные параметры микроклимата. В санитарных нормах СН-245-71 установлены вели-чины параметров микроклимата, создающие комфортные условия. Эти нормы ус-танав-ливаются в зависимости от времени года, характера трудового процесса и харак-тера производственного помещения (см. табл. 1) (3).
Объем помещений, в которых размещены работники вычис-лительных центров, не должен быть меньше 19,5м3/человека с учетом максимального числа одновременно ра-ботающих в сме-ну. Нормы подачи свежего воздуха в помещения, где располо-жены ком-пьютеры, приведены в табл. .2.
Таблица 1.
Параметры микроклимата для помещений, где установлены компьютеры
Период года |
Параметр микроклимата |
Величина |
|
Холодный |
Температура воздуха в помещении Относительная влажность Скорость движения воздуха |
22…24°С 40…60% до 0,1м/с |
|
Теплый |
Температура воздуха в помещении Относительная влажность Скорость движения воздуха |
23…25°С 40…60% 0,1…0,2м/с |
Таблица 2.
Нормы подачи свежего воздуха в помещения, где расположены компьютеры
Характеристика помещения |
Объемный расход подаваемого в помещение свежего воздуха, м3 /на одного человека в час |
|
Объем до 20м3 на человека 20…40м3 на человека Более 40м3 на человека |
Не менее 30 Не менее 20 Естественная вентиляция |
Для обеспечения комфортных условий используются как организационные методы (рациональная организация проведения работ в зависимости от времени года и суток, чередование труда и отдыха), так и технические средства (вентиляция, кондициониро-вание воздуха, отопительная система).
2.4 Шум и вибрация
Шум ухудшает условия труда оказывая вредное действие на организм человека. Ра-бо-тающие в условиях длительного шумового воздействия испытывают раздражитель-ность, головные боли, головокружение, снижение памяти, повышенную утомляе-мость, понижение аппетита, боли в ушах и т. д. Такие нарушения в работе ряда орга-нов и сис-тем организма человека могут вызвать негативные изменения в эмоциональ-ном состоя-нии человека вплоть до стрессовых. Под воздействием шума снижается концен-трация внимания, нарушаются физиологические функции, по-является уста-лость в связи с повы-шенными энергетическими затратами и нервно-психическим на-пряжением, ухуд-шается речевая коммутация. Все это снижает работоспособность че-ловека и его производитель-ность, качество и безопасность труда. Длительное воздей-ствие интенсивного шума [выше 80 дБ(А)] на слух человека приво-дит к его частичной или полной потере (6).
В табл. 3 указаны предельные уровни звука в зависимости от категории тяжести и напряженности труда, являющиеся безопасными в отношении сохранения здоровья и работоспособности.
Таблица 3.
Предельные уровни звука, дБ, на рабочих местах.
Категория Напряженности труда |
Категория тяжести труда |
||||
|
I. Легкая |
II. Средняя |
III. Тяжелая |
IV. Очень тяжелая |
|
I. Мало напряженный |
80 |
80 |
75 |
75 |
|
II. Умеренно напряженный |
70 |
70 |
65 |
65 |
|
III. Напряженный |
60 |
60 |
- |
- |
|
IV. Очень напряженный |
50 |
50 |
- |
- |
Уровень шума на рабочем месте пользователей ЭВМ ( в нашем случае работников КЭО) не должен превышать 50дБА. 4
2.5 Электромагнитное и ионизирующее излучения
Большинство ученых считают, что как кратковременное, так и длительное воздей-ст-вие всех видов излучения от экрана мони-тора не опасно для здоровья пользователя, работающего с этими компьютерами. Однако исчерпывающих данных относительно опасно-сти воз-действия излучения от мониторов на работающих с ком-пьютерами не сущест-вует и ис-следования в этом направлении продолжаются (3).
Допустимые значения параметров неионизирую-щих электромагнитных излучений от монитора компьютера представлены в табл. 4.
Максимальный уровень рентгеновского излучения на рабочем месте пользователя ПЭВМ обычно не превышает 10мкбэр/ч, а интенсивность ультрафиолетового и ин-фра-красного излучений от экрана монитора лежит в пределах 10…100мВт/м2.
Таблица 4.
Допустимые значения параметров неионизирующих электро-магнитных излучений (в соответствии с СанПиН 2.2.2.542-96)
Наименование параметра |
Допустимые значения |
|
Напряженность электриче-ской составляющей электромагнитного поля на расстоянии 50см от поверхно-сти видеомонитора |
10В/м |
|
Напряженность магнитной составляющей электромагнитного поля на расстоянии 50см от поверхности ви-деомонитора |
0,3А/м |
|
Напряженность электростатического поля не должна превышать: для взрослых пользователей для детей дошкольных учреждений и учащихся средних специальных и высших учебных заведений |
20кВ/м 15кВ/м |
Для снижения воздействия этих видов излучения реко-мен-дуется применять монито-ры с пониженным уровнем излучения, устанавливать за-щитные экраны, а также соб-людать регламентированные режи-мы труда и отдыха.
3. Эргономические требования к рабочему месту
Проектирование рабочих мест, снабженных ЭВМ, относится к числу важных проблем эргономического проектирования в области вычислительной тех-ники.
Рабочее место и взаимное расположение всех его элементов должно соответство-вать антропометрическим, физическим и психологическим требованиям. Большое зна-чение имеет также характер работы. В частности, при организации рабочего места сотрудника КЭО должны быть соблюдены следующие основные условия:
оптимальное размеще-ние оборудования, входящего в состав рабочего места
достаточное рабочее простран-ство, позволяющее осуществлять все необходимые движения и перемещения.
Эргономическими аспектами проектирования компьютеризированных рабочих мест, в частности, являются: высота рабочей поверхности, размеры пространства для ног, тре-бования к расположению документов на рабочем месте (наличие и размеры под-ставки для документов, возможность различного размещения документов, расстояние от глаз пользователя до экрана, документа, клавиатуры и т.д.), характеристики рабочего кресла, требования к поверхности рабочего стола, регулируемость элемен-тов рабочего места (7).
Главными элементами рабочего места сотрудника КЭО являются стол и кресло.
Рабочая поза сидя вызывает минимальное утомление. Рациональная планировка рабочего места предусматривает четкий порядок и постоянство размеще-ния предметов, средств труда и документации. То, что требуется для выполнения ра-бот ча-ще, расположено в зоне легкой досягаемости рабочего пространства.
Моторное поле - пространство рабочего места, в котором могут осуществляться дви-гательные действия человека.
Максимальная зона досягаемости рук - это часть моторного поля рабочего места, ограниченного дугами, описываемыми максимально вытянутыми руками при движе-нии их в плечевом суставе.
Оптимальная зона - часть моторного поля рабочего места, ограниченного дугами, описываемыми предплечьями при движении в локтевых суставах с опорой в точке локтя и с относительно неподвижным плечом.На рис. 1 показан пример размещения основных и периферийных составляющих ПК на рабочем столе сотрудника КЭО.
1 - сканер, 2 - монитор, 3 - принтер, 4 - поверхность рабочего стола,
5 - клавиатура, 6 - манипулятор типа “мышь”.
Для комфортной работы стол должен удовлетворять следующим условиям :
высота стола должна быть выбрана с учетом возможности сидеть свободно, в удоб-ной позе, при необходимости опираясь на подлокотники;
нижняя часть стола должна быть сконструирована так, чтобы работник мог удоб-но сидеть, не был вынужден поджимать ноги;
поверхность стола должна обладать свойствами, исключающими появление бликов ;
конструкция стола должна предусматривать наличие выдвижных ящиков (не менее 3 для хранения документации, листингов, канцелярских принадлежностей).
высота рабочей поверхности рекомендуется в пределах 680-760мм. Высота по-верхности, на которую устанавливается клавиатура, должна быть около 650мм.
Большое значение придается характеристикам рабочего кресла. Так, рекомендуемая высота сиденья над уровнем пола находится в пределах 420-550мм. Поверхность си-денья мягкая, передний край закругленный, а угол наклона спинки - регулируемый.
Необходимо предусматривать при проектировании возможность различного разме-ще-ния документов: сбоку от компьютера между монитором и клавиатурой и т.п. Кро-ме того, в случаях, когда компьютер имеет низкое качество изображения, нап-ример заметны мелькания, расстояние от глаз до экрана делают больше (около 700мм), чем расстояние от глаза до документа (300-450мм). Вообще при высоком ка-честве изобра-жения на компьютере расстояние от глаз пользователя до экрана, документа и кла-виатуры может быть равным.
Положение экрана определяется:
расстоянием считывания (0,6…0,7м);
углом считывания, направлением взгляда на 20 ниже горизонтали к центру экрана, причем экран перпендикулярен этому направлению.
Должна также предусматриваться возможность регулирования экрана:
по высоте +3 см;
по наклону от -10 до +20 относительно вертикали;
в левом и правом направлениях.
Большое значение также придается правильной рабочей позе пользователя. При не-удобной рабочей позе могут появиться боли в мышцах, суставах и сухожилиях. Требо-ва-ния к рабочей позе пользователя ПЭВМ следующие:
голова не должна быть нак-лонена более чем на 20,
плечи должны быть расслаблены,
локти - под углом 80…100,
предплечья и кисти рук - в горизонтальном положении.
Причина неправильной позы пользователей обусловлена следующими факторами:
нет хорошей подставки для документов,
клавиатура находится слишком высоко, а до-кумен-ты - низко,
некуда положить руки и кисти,
недос-таточно пространство для ног.
Существенное значение для производительной и качествен-ной работы на компью-тере имеют размеры знаков, плотность их размещения, контраст и соотношение яркос-тей символов и фона экрана. Если расстояние от глаз пользователя до экрана дисплея сос-тавля-ет 60…80 см, то высота знака должна быть не менее 3мм, оптимальное соотно-шение ширины и высоты знака со-ставляет 3:4, а расстояние между знаками - 15…20% их вы-со-ты. Соотношение яркости фона экрана и символов - от 1:2 до 1:15 (3).
Во время пользования компьютером медики советуют ус-танавливать монитор на рас-стоянии 50-60 см от глаз. Специалисты также считают, что верх-няя часть компьютера должна быть на уровне глаз или чуть ниже. Когда человек смотрит прямо пе-ред собой, его глаза открываются шире, чем когда он смотрит вниз. За счет этого пло-щадь обзора значительно увеличивается, вызывая обезвоживание глаз. К тому же если экран установ-лен высоко, а глаза широко открыты, нарушается функция морга-ния. Это зна-чит, что глаза не закрываются полностью, не омываются слезной жидко-стью, не получают доста-точного увлажнения, что приводит к их быстрой утомляе-мости.
Создание благоприятных условий труда и правильное эстетическое оформление ра-бо-чих мест имеет большое значение как для облегчения труда, так и для повышения его привлекательности, положительно влияющей на производитель-ность труда.
4. Режим труда
Как уже было неоднократно отмечено, при работе с персональным компьютером очень важную роль играет соблюдение правильного режима труда и отдыха. В про-тив-ном случае у персонала отмечаются значительное напряжение зритель-ного аппа-рата с появлением жалоб на неудовлетворенность работой, головные боли, раздражи-тельность, нарушение сна, усталость и болезненные ощущения в глазах, в по-яснице, в области шеи и руках (3).
В табл. 5 представлены сведения о регламентированных перерывах, которые необ-ходимо делать при работе на компью-тере, в зависимости от продолжительности рабочей смены, ви-дов и категорий трудовой деятельности с ВДТ (видеодисплейный терминал) и ПЭВМ (в со-ответствии с СанПиН 2.2.2 542-96 “Гигиенические требова-ния к видеодис-плейным терминалам, персональным электронно-вычислительным ма-шинам и организа-ции работ”).
Таблица 5.
Время регламентированных перерывов при работе на компьютере
Категория работы с ВДТ или ПЭВМ |
Уровень нагрузки за рабочую смену при видах работы с ВДТ |
Суммарное время регламентиро-ванных перерывов, мин |
||||
Группа А, количест-во знаков |
Группа Б, количест-во знаков |
Группа В, часов |
При 8-часовой смене |
При 12-часовой смене |
||
I |
до 20000 |
до 15000 |
до 2,0 |
30 |
70 |
|
II |
до 40000 |
до 30000 |
до 4,0 |
50 |
90 |
|
III |
до 60000 |
до 40000 |
до 6,0 |
70 |
120 |
Примечание. Время перерывов дано при соблюдении указанных Сани-тарных правил и норм. При несоответствии фактических условий труда требо-ваниям Санитарных правил и норм время регламентированных перерывов сле-дует увеличить на 30%.
В соответствии со СанПиН 2.2.2 546-96 все виды трудовой деятельности, связанные с использованием компьютера, разде-ляются на три группы:
группа А: работа по считыванию информации с экрана ВДТ или ПЭВМ с предва-ритель-ным запросом;
группа Б: работа по вводу информации;
группа В: творческая работа в режиме диалога с ЭВМ.
Эффективность перерывов повышается при сочетании с производственной гимнасти-кой или организации специального помещения для отдыха персонала с удобной мягкой мебелью, аквариумом, зеленой зоной и т.п.
В данном разделе дипломной работы изложены требования к рабочему месту сотрудника кредитно-экономического отдела (КЭО) пользователю ПЭВМ. Созданные условия должны обеспечивать комфортную работу.
Библиографический список
1.Дубовцев В.А. Безопасность жизнедеятельности. / Учеб. пособие для дипломни-ков. - Киров: изд. КирПИ, 1992.
2. Мотузко Ф.Я. Охрана труда. - М.: Высшая школа, 1989. - 336с.
3. Безопасность жизнедеятельности. /Под ред. Н.А. Белова - М.: Знание, 2000 - 364с.
4. Самгин Э.Б. Освещение рабочих мест. - М.: МИРЭА, 1989. - 186с.
5. Справочная книга для проектирования электрического освещения. / Под ред. Г.Б. Кнорринга. - Л.: Энергия, 1976.
6. Борьба с шумом на производстве: Справочник / Е.Я. Юдин, Л.А. Борисов; Под общ. ред. Е.Я. Юдина - М.: Машиностроение, 1985. - 400с., ил.
7. Зинченко В.П. Основы эргономики. - М.: МГУ, 1979. - 179с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |