--PAGE_BREAK--1.1.Местное самоуправление в Российской Федерации
В числе проводимых в Российской Федерации реформ и преобразований одно из значимых мест занимает реформа местного самоуправления. Россия в который раз стремится найти оптимальную форму управления на местах. В становлении и развитии нормативно-правовой базы местного самоуправления в современной России можно выделить три основных этапа:
1) период с 1987 по 1993 год характеризуется попытками центральной власти (сначала союзной, а впоследствии российской) провести децентрализацию низового звена системы Советов. Конец советского этапа развития местного самоуправления наступил в октябре 1993 года, когда система Советов была ликвидирована Президентом РФ;
2) начало второго этапа следует отсчитывать от декабря 1993 года, с момента принятия новой Конституции РФ, ознаменовавшей радикальный разрыв с советской традицией и содержавшей в себе абсолютно новую концепцию местного самоуправления;
3) с лета 2000 года проявилась новая тенденция к построению более жесткой вертикали власти и усилению ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, что позволяет говорить о начале следующего этапа в становлении и развитии современной системы местного самоуправления[1].
Принятие 6 октября 2003 г. новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» стало значительным этапом в развитии правовых основ местного самоуправления в России. По существу, данный Федеральный закон стал основой проведения широкомасштабной реформы местного самоуправления в Российской Федерации.
Одной из основных задач проводимой в стране реформы федеративных отношений и местного самоуправления было установление такого разграничения полномочий, при котором интересы граждан были бы на первом месте, а публичные услуги были бы максимально доступны для них.
Это позволяет говорить о следующей конструкции взаимоотношений гражданина и всех уровней публичной власти. Вопросы, имеющие общефедеральное значение, естественно, должны решаться федеральными органами государственной власти. Вопросы, которые требуют концентрации сил и ресурсов (включая финансовые) в субъекте Федерации, должны решаться региональной властью. В первую очередь это вопросы социальной политики, оказания мер социальной помощи отдельным категориям граждан, проживающих в соответствующих субъектах Российской Федерации. Это относится также и к координации деятельности муниципальных образований и осуществлению межмуниципальных программ в ряде сфер (например, в области физической культуры и спорта). Иными словами, вопросы региональной власти — это те вопросы, где нет необходимости ежедневно опекать гражданина.
И лишь те вопросы, которые непосредственно касаются гражданина в его повседневной жизни, должны решать органы местного самоуправления. Это позволит осуществлять действенный контроль гражданами за предоставлением им публичных услуг.
Необходимо заметить, что в начале проведения муниципальной реформы органы государственной власти субъектов Российской Федерации во многом отказались от нее, и их полномочия в сфере местного самоуправления были значительно ограничены. Хотя Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был предусмотрен достаточно большой переходный срок (более двух лет), не все субъекты Российской Федерации оказались готовы к его вступлению в силу в полном объеме с 2006 г.
Поэтому был принят Федеральный закон от 12 октября 2005 г. N 129-ФЗ. Им были внесены изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который теперь в полном объеме вступает в силу с 1 января 2009 г. До этого срока устанавливается переходный период. В переходный период законом субъекта Российской Федерации определяется порядок решения вопросов местного значения вновь образованных поселений. Принятие указанных Законов субъектов Российской Федерации осуществлялось до 1 января 2006 г. С 1 января 2006 г. до окончания переходного периода указанные Законы субъектов Федерации принимаются не позднее, чем за три месяца до начала очередного финансового года и не могут быть изменены в течение финансового года.
Таким образом, субъектам Российской Федерации предоставлено право на достаточно длительное время самостоятельно решать вопрос о законодательном определении порядка решения вопросов местного значения вновь образованных поселений в переходный период. При этом может быть предусмотрено решение вопросов местного значения низового звена местного самоуправления (вновь образованных поселений) органами местного самоуправления муниципальных районов.
На практике не всегда удается осуществить точное исполнение запланированных реформ. Не стала здесь исключением и муниципальная реформа. Этим, в том числе объясняются неоднократные изменения и дополнения Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Существенное изменение организации деятельности местного самоуправления, предусмотренное новым Федеральным законом, потребовало внесения соответствующих изменений в федеральные законы, регламентирующие деятельность местного самоуправления в смежных отраслях. Это, прежде всего, касается финансового, налогового, земельного, гражданского законодательства и др. Итогом этой работы должно стать создание достаточной финансово-экономической базы местного самоуправления в Российской Федерации.
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривается весьма большое увеличение регламентации отдельных аспектов местного самоуправления муниципальными правовыми актами. Но далеко не все муниципальные образования (особенно небольшие) обладают достаточными возможностями для должной подготовки муниципальных правовых актов. Поэтому со стороны государства необходим комплексный подход к этой проблеме, в том числе особое внимание необходимо уделять обучению и подготовке кадров, финансовому обеспечению. Необходима также здесь и консультационная помощь субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям со стороны федеральных органов государственной власти и научных центров, включая разработку модельных актов для местного самоуправления.
Также федеральным и региональным органам государственной власти целесообразно разрабатывать модельные (типовые) муниципальные правовые акты городского округа, муниципального района, поселения. В данных документах в соответствии с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», других федеральных и региональных законов должны содержаться необходимые положения по решению вопросов местного значения, оптимизации взаимоотношений органов и должностных лиц местного самоуправления, что будет способствовать более результативному участию населения муниципального образования в решении вопросов местного значения.
продолжение
--PAGE_BREAK--1.2. Основные принципы и методы местного самоуправления
Местное самоуправление функционирует на основе определенных принципов. Принципы (лат. principium — первоначало, основа) — это основополагающие начала, закономерности, отношения взаимосвязи между элементами.
Принципы местного самоуправления— это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности органов местного самоуправления.[2] Выделяют два вида принципов местного самоуправления:
Принципы общие— начала, характерные не только для системы местного самоуправления, но и для всей системы государственной власти в целом. К ним относятся: принцип народовластия, демократии, законности, гласности и т.д.
Принципы специальные— начала, характерные только для системы местного самоуправления, позволяющие говорить о ее единстве и уникальности. К ним относятся:
1) принцип самостоятельности;
2) принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, государством и юридическими лицами;
3) принцип социальной направленности деятельности местного самоуправления;
4) принцип сочетания коллегиальности и единоначалия;
5) принцип государственной поддержки местного самоуправления и другие.
Принцип самостоятельностиявляется наиболее важным в организации и осуществлении местного самоуправления.
Под самостоятельностью в российском законодательстве понимается, во-первых, организационная самостоятельность органов местного самоуправления. Данное положение закреплено в конституционном требовании: «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».
Во-вторых, население муниципального образования самостоятельно в определении структуры собственных органов местного самоуправления.
В-третьих, местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (ст. ст. 12, 130 Конституции РФ). Это конституционное положение соответствует нормам Европейской хартии местного самоуправления, в которой предусматривается, что «органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти».
В-четвертых, понятие самостоятельности предполагает экономическую самостоятельность местного самоуправления. В Российской Федерации и она обеспечивается, прежде всего, наличием муниципальной собственности.
Наконец, финансовую самостоятельность местного самоуправления обусловливают наличие местного бюджета, внебюджетных фондов, местные налоги и сборы, право органов местного самоуправления на участие в кредитных отношениях.
Вторым по значимости является принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Ответственность — неблагоприятные последствия, наступающие в случае принятия органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления противоправных решений, неосуществления или ненадлежащего осуществления своих задач и функций, выраженных в санкциях правовых норм. Выделяют ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими и юридическими лицами.
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством— один из видов ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, который, в свою очередь, подразделяется на следующие виды:
а) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления в случае нарушения ими Конституции РФ, федеральных законов, законов субъекта РФ, уставов муниципального образования. Формой проявления данного вида ответственности являются досрочный роспуск представительного органа местного самоуправления, досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования;
б) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления за неисполнение или ненадлежащее исполнение отдельных государственных полномочий, которыми они были наделены в соответствии с законодательством. Формой проявления данного вида ответственности может быть лишение органов местного самоуправления отдельных государственных полномочий, наложение на должностных лиц местного самоуправления мер дисциплинарного взыскания.
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением— один из видов ответственности выборных органов и должностных лиц местного самоуправления. Наступает в результате утраты доверия населения. Формой проявления данного вида ответственности могут быть отзыв депутата представительного органа местного самоуправления или выборного должностного лица; досрочное прекращение полномочий представительного органа местного самоуправления.
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами— один из видов ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Наступает в случае совершения органами и должностными лицами местного самоуправления действий, причиняющих имущественный или иной ущерб физическим и юридическим лицам. Формой проявления данного вида ответственности могут быть признание судом недействительности решений, принятых органами и должностными лицами местного самоуправления, и возложение на них обязанности возместить причиненный ущерб.
Принцип гласности— принцип, основные требования которого:
1) обеспечение информированности граждан о решениях органов государственной власти и органов местного самоуправления;
2) обеспечение доступности обсуждения важнейших государственных вопросов и вопросов местного значения;
3) изучение и учет общественного мнения.
Принцип законности— принцип, основное требование которого — это соблюдение Конституции РФ и законов, соответствие всех издаваемых нормативных актов действующему законодательству. В государственном управлении для законности характерно: общеобязательность законов, их верховенство над правовыми актами управления; единообразное понимание и исполнение законов на всей территории Российской Федерации; недопустимость противопоставления законности и целесообразности; связь с правовой культурой.[3]
Местное самоуправление, повышая активность населения в решении важных проблем жизнедеятельности, способно придать развитию общества дополнительные внутренние стимулы самодвижения, ускорения социально-экономического и научно-технического прогресса. Определение методов и условий эффективной организации местного самоуправления в интересах преодоления кризиса, стабилизации и повышения качества жизни различных слоев населения на основе стимулирования внедрения перспективных нововведений, организационных и информационных технологий требует углубленного анализа, развития теории самоуправления как с точки зрения выявления экономической сущности и построения современной концепции местного самоуправления, так и с точки зрения функциональных особенностей её реализации.
Методы, применяемые в местном самоуправлении:
· Экономические;
1. Владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью:
Муниципальная собственность согласно Гражданского Кодекса Российской Федерации это «имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления...».(ст.215 ГК РФ).
2. Местные финансы. Формирование, утверждение и исполнение местного бюджета. Установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов;
3. Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;
4. Регулирование планировки и застройки территории муниципального образования;
5. Регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых; недр для строительства подземных сооружений местного значения;
6. Организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло-, и водоснабжения и канализации;
7. Муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
8. Благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
9. Организация утилизации и переработки бытовых отходов;
10. Организация транспортного обслуживания населения, обеспечения услугами связи.
· Организационно-распорядительные:
1. Принятие и изменение устава местного самоуправления, контроль за его выполнением;
2. Охрана общественного порядка, организация о содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
3. Контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
4. Организация и содержание муниципальных архивов;
5. Организация и содержание муниципальной информационной службы;
6. Создание условий для деятельности средств массовой информации;
7. Обеспечение социальной поддержки и поддержание занятости населения;
8. Участие в охране окружающей среды на территории местного образования;
9. Обеспечение противопожарной безопасности. организация муниципальной пожарной службы.
· Социально-психологические:
1. Содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;
2. Организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного и профессионального среднего образования;
3. Организация, содержание и развитие учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
4. Создание условий для жилищного и социально-культурного развития;
5. Организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
6. Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
7. Создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
8. Создание условий для деятельности учреждений культуры;
9. Сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
10. Создание условий для организации зрелищных мероприятий;
11. Создание условий для развития физкультуры и спорта в местном сообществе.
Наибольший эффект может быть достигнут только при их сочетании, так как они тесно взаимосвязаны.
продолжение
--PAGE_BREAK--Глава 1.Функции и полномочия органов и должностных лиц в местном самоуправлении
Согласно ст.34 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации»:
1. Осуществление местного самоуправления невозможно без наличия специально уполномоченных органов, которым население муниципального образования делегирует право решать вопросы местного значения на территории данного муниципального образования. Под структурой органов местного самоуправления в данном случае понимается система имеющих самостоятельный статус органов, осуществляющих на территории муниципального образования функции и полномочия местного самоуправления. Согласно ч.1 статьи структуру органов местного самоуправления составляют:
1) представительный орган муниципального образования (ст. 35);
2) глава муниципального образования (ст.36);
3) местная администрация как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования (ст.37);
4) контрольный орган муниципального образования (ст.38);
5) иные органы местного самоуправления, например, избирательная комиссия муниципального образования (ст.39).
В уставах муниципальных образований также могут быть предусмотрены другие органы и выборные должностные лица местного самоуправления. Вместе с тем следует отметить, что в большинстве действующих уставов муниципальных образований наличие иных органов местного самоуправления не закреплено.
Необходимым условием создания и функционирования органов местного самоуправления является их наделение собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Под полномочиями органов местного самоуправления понимают закрепленный нормами муниципального права (федеральными законами, законами субъектов РФ, местными нормативными актами) за органами и должностными лицами местного самоуправления комплекс прав и обязанностей, необходимых для решения вопросов местного значения на территории муниципального образования.
Полномочия являются составной частью понятия «компетенция», включающего также предметы ведения, т.е. сферы деятельности, в которых действует компетентный в них орган. Понятие «полномочия» также тесно связано с понятием «вопросы местного значения», под которыми настоящий Закон (ст.2) понимает вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
2.1. Представительный орган МО, местная администрация, исполнительно-распорядительный и контрольный орган в местном самоуправлении
Представительный орган МО— состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан. Представительный орган муниципального района:
1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной, независимо от численности населения поселения, нормой представительства;
2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятых от установленной численности представительного органа муниципального района.
Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица.
Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо является главой местной администрации, — председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава. Расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации. Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в случае его роспуска в порядке и по основаниям, которые предусмотрены Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Полномочия представительного органа муниципального образования могут быть также прекращены:
-в случае принятия указанным органом решения о самороспуске;
-в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
-в случае преобразования муниципального образования.
Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет за собой досрочное прекращение полномочий его депутатов.[4]
Контрольный орган муниципального образования — контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др. — образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборахили представительным органом муниципального образованияв соответствии с уставом муниципального образования.
Результаты проверок, осуществляемых контрольным органом муниципального образования, подлежат опубликованию (обнародованию). Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны представлять в контрольный орган муниципального образования по его требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции.
Местная администрация— исполнительно-распорядительный орган муниципального образования— наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значенияи полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Местной администрацией руководит глава местной администрациина принципах единоначалия.
Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Местная администрация обладает правами юридического лица.
продолжение
--PAGE_BREAK--