Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Меры процессуального принуждения 3

--PAGE_BREAK--1.3. Задержание и его место в системе мер принуждения
Задержание в уголовном процессе — это кратковременное, не более чем на 48 часов лишение свободы подозреваемого в совершении преступления лица без санкции прокурора и постановления (определения) суда. Задержа­ние позволяет пресечь преступную деятельность, предупредить побег право­нарушителя, установить его личность, если она неизвестна, обеспечить его участие в процессуальных действиях, воспрепятствовать подговору свидете­лей и потерпевших, фальсификации подозреваемым доказательств, другим его попыткам помешать установлению истины. Лицо, подвергшееся задер­жанию, существенно ограничивается в правах. Задержанный лишен свободы передвижения, общения с другими лицами, владения и пользования имуществом, его переписка контролируется, он подвергается обыску. Учитывая это, следует подчеркнуть, что к задержанию допустимо прибегать лишь в слу­чаях, когда оно действительно необходимо для раскрытия или пресечения преступления.
Следует различать административное и уголовно-процессуальное задер­жания.
Административное задержание применяется органами и должностными лицами, ведущими производство об административных правонарушениях. По общему правилу его предельный срок составляет 3 часа.
Капитаны судов вправе задержать лицо до передачи его властям в первом же порту Российской Федерации, в который зайдет судно, или направить его в порт Российской Федерации на другом попутном судне. О задержании дол­жен быть уведомлен прокурор. Его указания обязательны.
До истечения 48 часов после начала фактического задержания подозре­ваемый должен быть доставлен к судье для проверки законности и обосно­ванности задержания и рассмотрения ходатайства следственных органов и прокурора об избрании в качестве меры пресечения заключения под стра­жу. В рассмотрении ходатайства, кроме лица, возбудившего ходатайство, уча­ствует подозреваемый и его защитник. Рассмотрение ходатайства произво­дится в закрытом судебном заседании. Судья рассматривает представленные следственным органом и прокурором материалы, обосновывающие ходатай­ство.
Судья вправе принять одно из следующих решений: 1) избрать меру пре­сечения в виде заключения под стражу или менее строгую меру пресечения; 2) отменить задержание и освободить задержанного; 3) отложить принятие решения на срок не более 72 часов для представления дополнительных дока­зательств обоснованности ходатайства о заключении подозреваемого под стражу (в этом случае судья указывает в своем постановлении дату и время, до которых он продлевает срок задержания) — п. 3 ч. 6 ст. 108 УПК.[6] Таким обра­зом, максимальный срок задержания в российском уголовном процессе -5 суток, что не соответствует позиции Европейского Суда (задержание мак­симум на 2-3 суток). По истечении дополнительных 72 часов задержания, если судья не принял решение о заключении под стражу, подозреваемый дол­жен быть немедленно освобожден. В этом случае ему выдается справка с ука­занием срока задержания, которая служит основанием для возмещения ущерба, причиненного незаконным или необоснованным задержанием.
Если вопрос о направлении условно осужденного в места лишения сво­боды возник в связи с совершением им нового преступления, то должно быть возбуждено уголовное дело, при этом подозреваемый может быть задержан в обычном уголовно-процессуальном порядке.
Уголовно-процессуальное задержание обычно предшествует избранию меры пресечения. Срок задержания включается в срок содержания под стражей, хотя бы мера пресечения была избрана — не сразу после задержа­ния. Если мера пресечения не избрана или не связана с лишением свободы, то время задержания должно включаться в срок наказания в соотношении 1:1, если наказанием являются лишение свободы или дисциплинарная во­инская часть; 3:1 — если наказанием являются исправительные работы (ст. 72 УК)[7].
Если арестованный в дисциплинарном порядке привлекается за то же деяние к уголовной ответственности, то срок дисциплинарного ареста необ­ходимо включать в срок задержания или содержания под стражей, а если из­брана другая мера пресечения или она вообще не избрана — то непосредст­венно в срок уголовного наказания с применением указанных выше эквива­лентов. Задержанные, как правило, содержатся в ИВС. Местом задержания военнослужащих, подозреваемых в совершении преступлений, может быть гауптвахта или камера для задержанных ИВС.
Лицо, подозреваемое в совершении преступления, может быть задержа­но только при наличии установленных законом оснований (ст. 91 УПК)[8].
1. Лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения.
Должностное лицо, пользующееся правами органа дознания, следова­тель, прокурор почти никогда не застают подозреваемого на месте преступле­ния. Поэтому рассматриваемое основание адресовано прежде всего лицам, осуществляющим фактическое задержание, предшествующее его юридиче­скому оформлению. Слово «застигнут» подчеркивает внезапность появления этого основания задержания, пресекающий и скоротечный характер дейст­вий по задержанию.
Закон допускает также задержание непосредственно после совершения преступления. Слово «непосредственно» означает, что задержание может быть предпринято на месте происшествия или в ходе преследования. Если же преследуемому удалось скрыться, то задержание может быть в дальнейшем осуществлено по другим основаниям.
В ряде ситуаций задержание возможно не сразу после совершения пре­ступления. Если, например, лицо неожиданно узнало преступника спустя длительное время после совершения преступления, то оно должно иметь воз­можность задержать его или обратиться с просьбой о задержании в милицию.
В пределах срока давности уголовного преследования допустимо задержание скрывшегося обвиняемого.
2. Очевидцы, в том числе потерпевшие, прямо указывают на данное ли­цо как на совершившее преступление.
Следует обратить внимание на то, что «очевидцы» и «потерпевшие» ука­заны в законе во множественном числе. Но все-таки можно представить себе ситуации, когда только один очевидец (например, потерпевший) располагает столь убедительными сведениями, что их можно считать достаточными для задержания.
Вероятные, предположительные заявления очевидцев о том, что лицо, возможно, совершило преступление, не являются достаточным основанием для задержания.
3. На подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище обна­ружены явные следы преступления.
Речь идет не только о следах в собственном смысле слова, но и о вещест­венных доказательствах, изобличающих лицо в совершении преступления (оружие, похищенные ценности и др.). Следы должны быть явными, т. е. та­кими, которые сразу бросаются в глаза и не требуют для своего обнаружения проведения экспертизы.
Если обыски, выемки, освидетельствования проводятся в процессе рас­следования по возбужденному уголовному делу не в связи с задержанием, то следы преступления и вещественные доказательства могут служить основа­нием для вынесения постановления о задержании лица, у которого они обна­ружены.
4. Иные данные, дающие основания подозревать лицо в совершении
преступления, могут служить основанием для задержания не сами по себе,
а лишь в совокупности хотя бы с одним из названных в законе условий:
а) покушение подозреваемого на побег; б) отсутствие у подозреваемого по­стоянного места жительства; в) неустановление личности подозреваемого
(ст. 91 УПК); г) органом расследования или прокурором, Направлено в суд
ходатайство об избрании в отношении данного лица меры пресечения
(ст. 91 УПК)[9].
К «иным данным» можно отнести явку с повинной, результаты примене­ния служебно-розыскной собаки, сведения оперативно-розыскного характе­ра и т. п.[10]
Фактические данные, устанавливающие основания задержания в момент его осуществления, не являются доказательствами в процессуальном смысле слова, так как они получены не из уголовно-процессуальных источников.
О задержании составляется протокол, который должен содержать указа­ние не только на основание задержания, но и на фактические данные, под­тверждающие эти основания. Если при задержании проводился личный обыск, то об этом должно быть указано в протоколе.
Протокол задержания должен быть составлен не позже чем через 3 часа после доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю или про­курору. В протоколе делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены его права, предусмотренные ст. 46 УПК. В протоколе указываются дата и время его составления, дата, время, место, основания и мотивы задержа­ния, результаты личного обыска задержанного и другие обстоятельства за­держания. О произведенном задержании орган дознания, дознаватель и сле­дователь обязаны сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания. Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента фактического задержания (п. 2 ч. 2 ст. 46 УПК). В допросе допускается участие защитника (п. 3 ч. 3 ст. 49 УПК). При задержании допус­кается проведение личного обыска без санкции прокурора и судебного реше­ния (ст. 184 УПК).[11]
При доставлении задержанного в орган дознания должны соблюдаться ведомственные правила учета и регистрации преступлений: в рапорте об об­наружении преступления проставляется штамп регистрации, пострадавше­му-заявителю выдается талон-уведомление, сообщение о преступлении за­носится в журнал регистрации, начальник органа дознания ежедневно про­веряет законность задержаний и состояние учета заявлений о преступлениях.[12]
В постановлении Конституционного Суда РФ по жало­бе В. И. Маслова указано: «Право на получение юридической помощи адво­ката гарантируется каждому лицу независимо от его формального процессу­ального статуса, в том числе от признания задержанным и подозреваемым, если уполномоченными органами власти в отношении этого лица предпри­няты меры, которыми реально ограничиваются свобода и личная неприкос­новенность, включая свободу передвижения, — удержание официальными властями, принудительный привод или доставление в органы дознания и следствия, содержание в изоляции без каких-либо контактов, а также ка­кие-либо иные действия, существенно ограничивающие свободу и личную неприкосновенность». В. И. Маслов был принудительно доставлен.в орган дознания, где находился 16 часов — допрашивался в качестве свидетеля, предъявлялся для опознания; с ним проводились очные ставки, но его тре­бования о вызове защитника отвергались на том основании, что он — свиде­тель, а не подозреваемый. Рассмотрев жалобу В. И. Маслова, Конституци­онный Суд признал ч. 3 ст. 48 УПК РСФСР неконституционной, поскольку Она предусматривала допуск защитника к участию в деле лишь с момента провозглашения протокола задержания подозреваемого. Постановление Конституционного Суда РФ по делу В. И. Маслова сохраняет силу и в на­стоящее время[13].
«Общественные страсти» не могут служить основанием для задержаний и арестов. Что касается безопасности подозреваемого, не задержанного ввиду отсутствия установленных законом оснований, то ее обязаны обеспечить со­ответствующие правоохранительные органы.
Право гражданина знать, по какому основанию и по каким мотивам он задержан, вытекает из конституционного права на неприкосновенность лич­ности (ст. 22 Конституции РФ) и правового принципа, согласно которому «никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или из­гнанию» (ст. 9 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.).

1.4. Общие правовые условия задержания
Наличия доказанных оснований задержания недостаточно для его приме­нения. Необходимы и некоторые общие правовые условия. По действующему  законодательству уголовно-процессуальное задержание допустимо, если: 1) преступление, в совершении которого подозревается лицо, наказуемо лише­нием свободы; 2) возбуждено уголовное дело; 3) задерживаемый субъект явля­ется надлежащим с точки зрения установленных законом требований; 4) дело подследственно данному органу дознания или следователю, 5) основания за­держания, производимого без предварительного вынесения постановления (определения), появляются внезапно.
Рассмотрим каждое из перечисленных условий задержания.
1.  Недопустимо уголовно-процессуальное задержание лица, подозре­ваемого в совершении преступления, за которое может быть назначено более мягкое наказание, чем лишение свободы (ч. 1 ст. 91 УПК). Из этого следует, что в постановлении о задержании и в протоколе задержания должна быть указана статья УК, под признаки которой подпадает совершенное подозре­ваемым деяние.
2.  Условие уголовно-процессуального задержания — возбуждение уго­ловного дела. К такому выводу приводит толкование действующего уголов­но-процессуального законодательства. Во-первых, УПК относит задержание к следственным действиям, а проведение таких действий (кроме осмотра места происшествия, освидетельствования и назначения экспертизы) закон допускает только после возбуждения уголовного дела. Во-вторых, закон пре­доставляет право уголовно-процессуального задержания лишь органу дозна­ния, следователю и прокурору, т. е. должностным лицам тех государственных органов, которые правомочны проводить расследование в процессуальных формах. Эти формы вступают в действие с момента возбуждения уголовного дела. В-третьих, закон обязывает составлять протокол задержания, который УПК относит к протоколам следственных действий. В-четвертых, закон пред­писывает, чтобы задержанный подозреваемый был допрошен немедленно. Но допрос лица в качестве подозреваемого возможен лишь по возбужденному делу. В-пятых, основания задержания по своему характеру таковы, что каждое из них одновременно является и основанием для возбуждения дела, т. е. содер­жит признаки преступления. А в каждом случае обнаружения признаков пре­ступления орган дознания, следователь, прокурор обязаны возбудить уголов­ное дело.
Но существует и другое мнение, согласно которому уголовно-процессу­альное задержание проводится до возбуждения уголовного дела (в частности, на месте совершения преступления). В связи с этим вносят предложение о необходимости урегулировать уголовно-процессуальным законом порядок «захвата» подозреваемого на месте совершения преступления до возбужде­ния уголовного дела.
3. Субъектом, подлежащим задержанию, по общему правилу может
быть всякое подозреваемое в совершении преступления лицо, достигшее воз­раста уголовной ответственности.
Иностранные граждане (за исключением лиц, обладающих правом ди­пломатической неприкосновенности) и лица без гражданства могут быть задержаны по тем же основаниям и в том же порядке, что и российские граж­дане.
В отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосно­венности, процессуальные действия производятся лишь по их просьбе или с их согласия (ч. 2 ст. 33 УПК). Задержание — одно из процессуальных дейст­вий, и, поскольку оно никогда не проводится по просьбе или с согласия задерживаемого, следует признать, что задержание неприменимо к иностран­цам, пользующимся правом дипломатической неприкосновенности[14].
По общему правилу не могут быть задержаны депутаты законодательных органов Федерации и ее субъектов, за исключением случаев задержания на месте совершения преступления, судьи и некоторые другие должностные ли­ца.
4. Органы дознания можно разделить на органы с универсальной и спе­циальной правосубъектностью. К первым относятся: Милиция, командиры воинских частей и приравненные к ним должностные лица, начальники уго­ловно-исполнительных учреждений, следственных изоляторов, капитаны судов дальнего плавания, начальники геологических партий и зимовок. Ко вторым должны быть отнесены: органы госбезопасности, пограничной охраны, государственного пожарного надзора, налоговой полиции, тамо­женной службы.
Органы дознания с общей правосубъектностью вправе задерживать лиц, подозреваемых в совершении любых преступлений (при условии соблюдения правил территориальной и персональной подследственности). Органы дознания со специальной правосубъектностью вправе задерживать лиц, подозреваемых в совершении лишь тех преступлений, для борьбы с которыми создан каждый из этих органов.
Милиция вправе задерживать по подозрению в совершении преступле­ний военнослужащих и приравненных к ним лиц (военнообязанных во время прохождения ими сборов, военных строителей и др.) при условии, что име­ются указанные в законе основания задержания и нет возможности осущест­вить задержание непосредственно военным (иным специальным) органом дознания, военным следователем, военным прокурором. Задержанный дол­жен быть немедленно передан военным патрулям, военному коменданту, ко­мандиру воинской части.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Военные органы дознания, военные следователи и военные прокуроры вправе задерживать лиц, которые подозреваются в совершении преступле­ний, отнесенных к их юрисдикции (дела обо всех преступлениях военнослу­жащих, военнообязанных при прохождении ими сборов о преступлениях рабочих и служащих Вооруженных сил, совершенных в связи с исполнени­ем обязанностей или в расположении части, соединения, военного учреж­дения). Кроме того, следует признать за ними право на задержание штат­ских лиц, подозреваемых в том, что они совершили преступление совмест­но с военнослужащими.
В отдельных местностях в силу исключительных обстоятельств расследо­вание всех преступлений может быть возложено Генеральным прокурором РФ на следователей военной прокуратуры. В этих местностях военные следо­ватели вправе задерживать всех лиц, подозреваемых в совершении любых преступлений.
В законе не решен вопрос о задержании с учетом территориальной под­следственности и поднадзорности уголовных дел. По предварительно выне­сенному постановлению о задержании подозреваемый может быть задержан на всей территории Российской Федерации лицом, вынесшим это постанов­ление, или лицами, действующими по его поручению.
5. «Захват» и доставление. Задержание без предварительно вынесенного постановления проходит следующие этапы: 1) фактическое задержание на месте («захват»); 2) доставление; 3) проверка оснований задержания; 4) со­ставление протокола задержания; 5) возбуждение (или отказ от возбуждения) уголовного дела и водворение задержанного в камеру для задержанных, а во­еннослужащего — на гауптвахту (или освобождение от задержания); 6) уве­домление прокурора о задержании в течение первых 12 часов задержания.
С задержанием связаны и последующие этапы движения уголовного де­ла: 1) проведение следственных действий как продолжение проверки обоснованности задержания; 2) первый допрос задержанного; 3) предъявление за­держанному обвинения; 4) избрание меры пресечения.
Задержание без предварительно составленного постановления связано с действиями должностных лиц милиции, не наделенных правами органов дознания.
Любой работник милиции, выполняющий функции по охране обществен­ного порядка, вправе и обязан пресечь преступную деятельность, задержать за­подозренного и доставить его в орган дознания. Правом задержания данного вида не должны пользоваться работники милиции, служебная деятельность которых непосредственно не связана с охраной общественного порядка (со­трудники паспортной службы, канцелярии и т. д.), либо должностные лица милиции, находящиеся не при исполнении служебных обязанностей. Но по­рядок задержания на месте УПК пока не регламентирует.
Следовало бы запретить применение оружия при задержании лиц, в отношении которых известно, что они страдают психическими заболеваниями или слабоумием, за исключением случаев, когда задерживающее лицо дейст­вует в состоянии необходимой обороны.
Соответствующие должностные лица подлежат уголовной ответственно­сти за заведомо незаконное задержание по ч. 1 ст. 301 УК. В данном случае надо учитывать, что задержание начинается не с составления протокола, а с момента фактического «захвата» подозреваемого. Поэтому ответствен­ность «а незаконное задержание следовало бы распространять не только на должностных лиц, которые оформляют протокол задержания, но и на тех представителей власти, которые непосредственно (на месте) задерживают правонарушителей.
Правомерны задержание на месте («захват») и доставление, осуществляе­мые частными лицами. Об этих действиях граждан нет упоминания в уголов­но-процессуальном законодательстве. Но в соответствии со ст. 38 УК гражда­не вправе задерживать подозреваемых и даже причинять им вред.
Граждане несут уголовную ответственность за незаконное задержание, если оно предпринято умышленно (ст. 301 УК)[15].
Следовало бы ввести норму, обязывающую граждан немедленно достав­лять задержанных ими лиц в ближайший орган дознания, в прокуратуру или в суд либо без излишнего промедления передавать их работникам милиции, иным представителям власти, а при отсутствии такой возможности — сооб­щить 6 произведенном задержании указанным органам и должностным ли­цам.
1.5. Проверка законности и обоснованности задержания на месте
 и доставления
После составления протокола задержания (доставления) должна прово­диться проверка законности и обоснованности «захвата» и доставления. С этой целью могут быть получены письменные объяснения у доставленного, пострадавшего, других очевидцев происшествия, подвергнуты осмотру дос­тавленные в орган дознания предметы, истребованы документы. Проверка проводится до возбуждения дела, но она должна быть доверена лицу, право­мочному проводить дознание (подобно тому, как осмотр места происшест­вия до возбуждения дела проводит не любое должностное лицо, а следователь или дознаватель).
Дознаватель, следователь или прокурор не позднее 12 часов с момента за­держания подозреваемого уведомляют кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии — других родственников о произведенном задержании или предоставляет такую возможность задержанному. При задержании воен­нослужащего уведомляется командир воинской части, при задержании ино­странца — соответствующее консульство или посольство.
В интересах предварительного расследования с санкции прокурора факт задержания подозреваемого может не разглашаться, за исключением случа­ев, когда подозреваемый — несовершеннолетний.
1.6. Освобождение от задержания
В Федеральном законе «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»[16] сформулированы ос­нования освобождения от задержания: судебное решение; постановление следователя, органа дознания, прокурора; постановление начальника ИВС или прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов в местах лишения свободы, если истек установленный законом срок задержания. Но в этом Законе не указаны первичные основания вынесения упомянутых решений (ст. 94 УПК).
Задержанный подлежит освобождению в следующих случаях:
1)  не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
2)  отсутствует необходимость в применении к задержанному меры пре­сечения в виде содержания под стражей;
3)  истек установленный законом срок задержания;
4)  задержание произведено с нарушением требований закона.
Кроме того, задержанный подлежит немедленному освобождению, если: а) отсутствуют основания задержания, указанные в ст. 91 УПК, либо недоста­точны обосновывающие их доказательства; б) выяснилось, что преступление ненаказуемо лишением свободы (в перспективе это препятствует избранию меры пресечения в виде содержания под стражей); в) выяснилось, что задер­живаемый субъект не мог быть задержан (малолетний, пользуется правом ди­пломатической неприкосновенности и т. п.); г) установлено, что должност­ное лицо или орган, задержавший лицо, не наделен по данному делу специ­альной правосубъектностью (например, командир воинской части задержал и содержит на гауптвахте гражданское лицо, не являющееся соучастником преступления, совершенного военнослужащим); д) подозреваемый задержи­вался ранее по тому же подозрению; е) отсутствует протокол задержания или постановление органа дознания, следователя, прокурора о задержании; ж) протокол задержания или постановление о задержании ненадлежаще оформлены (нет подписей, не обозначен срок задержания и т. п.).

Глава 2. Применение иных мер процессуального принуждения
2.1. Виды иных мер процессуального принуждения
Дознаватель, следователь, прокурор или суд вправе применить к потерпевшему, свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, экспер­ту, специалисту, переводчику и (или) понятому следующие меры процессу­ального принуждения: 1) обязательство о явке; 2) привод; 3) денежное взы­скание (ст. 111 УПК).
Как правило, не требуется применения обязательства о явке, привода и денежного взыскания к потерпевшему (он и так пострадал от преступле­ния), гражданскому истцу и гражданскому ответчику (можно оставить иск без рассмотрения), эксперту, специалисту и переводчику (эти лица, как пра­вило, не нуждаются в принуждении). В отношении понятого достаточно де­нежного взыскания. Таким образом, есть резерв для смягчения мер принуж­дения в уголовном процессе.
2.2. Обязательство о явке
Обязательство о явке — письменный документ, составляемый обвиняе­мым, в котором последний обязуется не только являться по вызовам дознава­теля, следователя, прокурора, суда, но и сообщать им о перемене места жи­тельства. Обязательство о явке может быть получено также у потерпевшего и свидетеля.
Если подозреваемый или обвиняемый нарушит обязательство о явке, к нему может быть применена мера пресечения.
Возложение обязательства о явке на потерпевшего и свидетеля, которые должны незамедлительно сообщать о перемене места жительства дознавате­лю, следователю, прокурору и суду, на наш взгляд, противоречит ч. 1 ст. 27 Конституции РФ, предусматривающей, что каждый имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Если же будет уста­новлено, что потерпевший или свидетель преднамеренно уклоняются отдачи показаний, то к ним применяется ст. 308 УК.
2.3. Привод
В случае неявки по вызову без уважительных причин подозреваемый, об­виняемый, а также потерпевший и свидетель могут быть подвергнуты приво­ду. Привод состоит в принудительном доставлении лица к дознавателю, сле­дователю, прокурору или в суд. Привод не может производиться в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.
Не подлежат приводу несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, беремен­ные женщины, а также больные, которые по состоянию здоровья не могут ос­тавлять место своего пребывания, что подлежит удостоверению врачом. После уведомления о невозможности явки время доказывания неуважительно­сти причин неявки, включая заболевание, удостоверяемое врачом, лежит на должностном лице или органе, по постановлению (определению) которого применяется привод.
При осуществлении привода недопустимо чрезмерное насилие, оскорб­ление и унижение человеческого достоинства лица, подлежащего приводу. При необходимости доставить в ночное время в орган дознания или к следо­вателю подозреваемого привод применяется лишь в случаях, не терпящих от­лагательства (эти случаи в Кодексе не указаны). Привод на основании поста­новления дознавателя, следователя, прокурора осуществляется милицией, по решению суда — судебными приставами[17].
Каждый имеет право на возмещение государством морального и имуще­ственного вреда, причиненного незаконным приводом (ст. 53 Конститу­ции РФ).
2.4. Временное отстранение обвиняемого от должности
При необходимости временного отстранения от должности подозревае­мого или обвиняемого дознаватель, следователь с согласия прокурора возбу­ждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство.
В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит по­становление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы.
Временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности отменяется на основании постановления дознавателя, следователя, прокуро­ра, когда в применении этой меры отпадает необходимость.
В случае привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государ­ственной власти субъекта Федерации) и предъявления ему обвинения в со­вершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор РФ направляет Президенту РФ представление о временном отстранении от должности указанного лица. Президент РФ в течение 48 часов с момента по­ступления представления принимает решение о временном отстранении ука­занного лица от должности либо об отказе в этом.
Временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное пособие, которое выплачивается ему в соответ­ствии с п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК.
Отстранение обвиняемого и подозреваемого от должности имеет целью воспрепятствовать продолжению преступной деятельности, связанной с ис­полнением служебных обязанностей, фальсификации и уничтожению дока­зательств, изобличающих обвиняемого в совершении преступления.
Подозреваемый может быть отстранен от должности, поскольку потреб­ность в этом иногда возникает.
Не могут быть отстранены от работы обвиняемые, не являющиеся должностными лицами (например, продавцы, рабочие и т. п.). Понятие должностного лица сформулировано в примечании 1 к ст. 285 УК.
Ходатайство дознавателя или следователя об отстранении обвиняемого от должности с согласия прокурора направляется в суд, который принимает решение о его удовлетворении или отклонении. При рассмотрении ходатай­ства судьей районного (городского) суда по аналогии применяется процеду­ра, установленная ст. 108 УПК (заключение под стражу).
Постановление (определение) о временном отстранении обвиняемого от должности обязательно для администрации учреждения или организации, где обвиняемый работает.
Закон допускает отмену этой превентивной меры по постановлению доз­навателя, следователя, прокурора, когда в ее применении отпала необходи­мость, без согласования с прокурором и без судебного решения.
Временно отстраненный от должности может поступить на другую рабо­ту. Заработная плата по новому месту работы может превышать пять МРОТ— пособие отстраненному (п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК). Однако закон не требует соот­ветствующего уменьшения размера государственного пособия, выплачивае­мого обвиняемому, отстраненному от должности.
Вред, моральный и материальный, причиненный незаконным отстране­нием от должности, возмещается государством при предъявлении иска в по­рядке гражданского судопроизводства.
2.5. Наложение ареста на имущество
Для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, дру­гих имущественных взысканий прокурор, а также дознаватель или следова­тель с согласия прокурора возбуждают перед судом ходатайство о наложении ареста на полученное в результате преступных действий либо нажитое пре­ступным путем имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия. Суд рассматривает ходатайство в порядке, установленном ст. 16 УПК.
Наложение ареста на имущество — превентивная мера, применяемая с целью обеспечить удовлетворение гражданского иска и другие имуществен­ные взыскания, предупредить сокрытие, распродажу, дарение имущества.
Для наложения ареста на имущество необходимо судебное решение, вы­носимое по ходатайству прокурора или дознавателя, следователя с согласия прокурора. В судебном заседании вправе участвовать прокурор и следователь (ч. 3 ст. 165 УПК), которые могут давать объяснения по поводу заявленного ими ходатайства[18].
Аресту подлежат предметы, деньги, ценности, не имеющие статуса веще­ственных доказательств, и этим данное процессуальное действие отличается от обыска и выемки. В судебном решении о наложении ареста на имущество достаточно сформулировать общее требование о предъявлении всего или части имущества.
Признание предметов, денег, ценностей вещественными доказательст­вами не должно в дальнейшем исключать возможность их использования для выплат по удовлетворенному судом гражданскому иску.
В судебном решении должна быть указана стоимость арестуемого имуще­ства. Лицо само определяет, какие именно предметы в пределах этой суммы должны быть подвергнуты аресту.
Судебным решением могут ограничиваться все или только некоторые правомочия собственника (владение, пользование, распоряжение).
Арест может быть наложен на имущество подозреваемого или обвиняе­мого, у кого бы оно ни находилось, в частности на долю в совместной собст­венности супругов; на имущество, приобретенное обвиняемым (подозревае­мым) до вступления в брак; на долю в имуществе крестьянского двора. Но ес­ли имеются данные, что совместное имущество супругов было приобретено на средства, добытые преступным путем, арест может быть наложен на него полностью или в части, превышающей долю данного лица в совместной соб­ственности.
Ущерб, причиненный совместными действиями соучастников, возмеща­ется солидарно. Но при исчислении суммы этого ущерба следует все же учи­тывать степень участия в преступлении каждого из обвиняемых.
Деньги и ценности, на которые наложен арест, сдаются на хранение в уч­реждения Центрального банка РФ, а крупногабаритные и менее ценные предметы могут быть оставлены на хранение их собственнику или владельцу.
В судебном решении должно быть указано, на какие именно суммы и ценности, сохраняемые обвиняемым в банке или ином кредитном учрежде­нии, наложен арест и прекращаются ли операции по вкладам полностью или частично.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.