Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Меры процессуального принуждения 3

--PAGE_BREAK--1.3. Задержание и его место в системе мер принуждения
Задержание в уголовном процессе — это кратковременное, не более чем на 48 часов лишение свободы подозреваемого в совершении преступления лица без санкции прокурора и постановления (определения) суда. Задержа­ние позволяет пресечь преступную деятельность, предупредить побег право­нарушителя, установить его личность, если она неизвестна, обеспечить его участие в процессуальных действиях, воспрепятствовать подговору свидете­лей и потерпевших, фальсификации подозреваемым доказательств, другим его попыткам помешать установлению истины. Лицо, подвергшееся задер­жанию, существенно ограничивается в правах. Задержанный лишен свободы передвижения, общения с другими лицами, владения и пользования имуществом, его переписка контролируется, он подвергается обыску. Учитывая это, следует подчеркнуть, что к задержанию допустимо прибегать лишь в слу­чаях, когда оно действительно необходимо для раскрытия или пресечения преступления.
Следует различать административное и уголовно-процессуальное задер­жания.
Административное задержание применяется органами и должностными лицами, ведущими производство об административных правонарушениях. По общему правилу его предельный срок составляет 3 часа.
Капитаны судов вправе задержать лицо до передачи его властям в первом же порту Российской Федерации, в который зайдет судно, или направить его в порт Российской Федерации на другом попутном судне. О задержании дол­жен быть уведомлен прокурор. Его указания обязательны.
До истечения 48 часов после начала фактического задержания подозре­ваемый должен быть доставлен к судье для проверки законности и обосно­ванности задержания и рассмотрения ходатайства следственных органов и прокурора об избрании в качестве меры пресечения заключения под стра­жу. В рассмотрении ходатайства, кроме лица, возбудившего ходатайство, уча­ствует подозреваемый и его защитник. Рассмотрение ходатайства произво­дится в закрытом судебном заседании. Судья рассматривает представленные следственным органом и прокурором материалы, обосновывающие ходатай­ство.
Судья вправе принять одно из следующих решений: 1) избрать меру пре­сечения в виде заключения под стражу или менее строгую меру пресечения; 2) отменить задержание и освободить задержанного; 3) отложить принятие решения на срок не более 72 часов для представления дополнительных дока­зательств обоснованности ходатайства о заключении подозреваемого под стражу (в этом случае судья указывает в своем постановлении дату и время, до которых он продлевает срок задержания) — п. 3 ч. 6 ст. 108 УПК.[6] Таким обра­зом, максимальный срок задержания в российском уголовном процессе -5 суток, что не соответствует позиции Европейского Суда (задержание мак­симум на 2-3 суток). По истечении дополнительных 72 часов задержания, если судья не принял решение о заключении под стражу, подозреваемый дол­жен быть немедленно освобожден. В этом случае ему выдается справка с ука­занием срока задержания, которая служит основанием для возмещения ущерба, причиненного незаконным или необоснованным задержанием.
Если вопрос о направлении условно осужденного в места лишения сво­боды возник в связи с совершением им нового преступления, то должно быть возбуждено уголовное дело, при этом подозреваемый может быть задержан в обычном уголовно-процессуальном порядке.
Уголовно-процессуальное задержание обычно предшествует избранию меры пресечения. Срок задержания включается в срок содержания под стражей, хотя бы мера пресечения была избрана — не сразу после задержа­ния. Если мера пресечения не избрана или не связана с лишением свободы, то время задержания должно включаться в срок наказания в соотношении 1:1, если наказанием являются лишение свободы или дисциплинарная во­инская часть; 3:1 — если наказанием являются исправительные работы (ст. 72 УК)[7].
Если арестованный в дисциплинарном порядке привлекается за то же деяние к уголовной ответственности, то срок дисциплинарного ареста необ­ходимо включать в срок задержания или содержания под стражей, а если из­брана другая мера пресечения или она вообще не избрана — то непосредст­венно в срок уголовного наказания с применением указанных выше эквива­лентов. Задержанные, как правило, содержатся в ИВС. Местом задержания военнослужащих, подозреваемых в совершении преступлений, может быть гауптвахта или камера для задержанных ИВС.
Лицо, подозреваемое в совершении преступления, может быть задержа­но только при наличии установленных законом оснований (ст. 91 УПК)[8].
1. Лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения.
Должностное лицо, пользующееся правами органа дознания, следова­тель, прокурор почти никогда не застают подозреваемого на месте преступле­ния. Поэтому рассматриваемое основание адресовано прежде всего лицам, осуществляющим фактическое задержание, предшествующее его юридиче­скому оформлению. Слово «застигнут» подчеркивает внезапность появления этого основания задержания, пресекающий и скоротечный характер дейст­вий по задержанию.
Закон допускает также задержание непосредственно после совершения преступления. Слово «непосредственно» означает, что задержание может быть предпринято на месте происшествия или в ходе преследования. Если же преследуемому удалось скрыться, то задержание может быть в дальнейшем осуществлено по другим основаниям.
В ряде ситуаций задержание возможно не сразу после совершения пре­ступления. Если, например, лицо неожиданно узнало преступника спустя длительное время после совершения преступления, то оно должно иметь воз­можность задержать его или обратиться с просьбой о задержании в милицию.
В пределах срока давности уголовного преследования допустимо задержание скрывшегося обвиняемого.
2. Очевидцы, в том числе потерпевшие, прямо указывают на данное ли­цо как на совершившее преступление.
Следует обратить внимание на то, что «очевидцы» и «потерпевшие» ука­заны в законе во множественном числе. Но все-таки можно представить себе ситуации, когда только один очевидец (например, потерпевший) располагает столь убедительными сведениями, что их можно считать достаточными для задержания.
Вероятные, предположительные заявления очевидцев о том, что лицо, возможно, совершило преступление, не являются достаточным основанием для задержания.
3. На подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище обна­ружены явные следы преступления.
Речь идет не только о следах в собственном смысле слова, но и о вещест­венных доказательствах, изобличающих лицо в совершении преступления (оружие, похищенные ценности и др.). Следы должны быть явными, т. е. та­кими, которые сразу бросаются в глаза и не требуют для своего обнаружения проведения экспертизы.
Если обыски, выемки, освидетельствования проводятся в процессе рас­следования по возбужденному уголовному делу не в связи с задержанием, то следы преступления и вещественные доказательства могут служить основа­нием для вынесения постановления о задержании лица, у которого они обна­ружены.
4. Иные данные, дающие основания подозревать лицо в совершении
преступления, могут служить основанием для задержания не сами по себе,
а лишь в совокупности хотя бы с одним из названных в законе условий:
а) покушение подозреваемого на побег; б) отсутствие у подозреваемого по­стоянного места жительства; в) неустановление личности подозреваемого
(ст. 91 УПК); г) органом расследования или прокурором, Направлено в суд
ходатайство об избрании в отношении данного лица меры пресечения
(ст. 91 УПК)[9].
К «иным данным» можно отнести явку с повинной, результаты примене­ния служебно-розыскной собаки, сведения оперативно-розыскного характе­ра и т. п.[10]
Фактические данные, устанавливающие основания задержания в момент его осуществления, не являются доказательствами в процессуальном смысле слова, так как они получены не из уголовно-процессуальных источников.
О задержании составляется протокол, который должен содержать указа­ние не только на основание задержания, но и на фактические данные, под­тверждающие эти основания. Если при задержании проводился личный обыск, то об этом должно быть указано в протоколе.
Протокол задержания должен быть составлен не позже чем через 3 часа после доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю или про­курору. В протоколе делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены его права, предусмотренные ст. 46 УПК. В протоколе указываются дата и время его составления, дата, время, место, основания и мотивы задержа­ния, результаты личного обыска задержанного и другие обстоятельства за­держания. О произведенном задержании орган дознания, дознаватель и сле­дователь обязаны сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания. Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента фактического задержания (п. 2 ч. 2 ст. 46 УПК). В допросе допускается участие защитника (п. 3 ч. 3 ст. 49 УПК). При задержании допус­кается проведение личного обыска без санкции прокурора и судебного реше­ния (ст. 184 УПК).[11]
При доставлении задержанного в орган дознания должны соблюдаться ведомственные правила учета и регистрации преступлений: в рапорте об об­наружении преступления проставляется штамп регистрации, пострадавше­му-заявителю выдается талон-уведомление, сообщение о преступлении за­носится в журнал регистрации, начальник органа дознания ежедневно про­веряет законность задержаний и состояние учета заявлений о преступлениях.[12]
В постановлении Конституционного Суда РФ по жало­бе В. И. Маслова указано: «Право на получение юридической помощи адво­ката гарантируется каждому лицу независимо от его формального процессу­ального статуса, в том числе от признания задержанным и подозреваемым, если уполномоченными органами власти в отношении этого лица предпри­няты меры, которыми реально ограничиваются свобода и личная неприкос­новенность, включая свободу передвижения, — удержание официальными властями, принудительный привод или доставление в органы дознания и следствия, содержание в изоляции без каких-либо контактов, а также ка­кие-либо иные действия, существенно ограничивающие свободу и личную неприкосновенность». В. И. Маслов был принудительно доставлен.в орган дознания, где находился 16 часов — допрашивался в качестве свидетеля, предъявлялся для опознания; с ним проводились очные ставки, но его тре­бования о вызове защитника отвергались на том основании, что он — свиде­тель, а не подозреваемый. Рассмотрев жалобу В. И. Маслова, Конституци­онный Суд признал ч. 3 ст. 48 УПК РСФСР неконституционной, поскольку Она предусматривала допуск защитника к участию в деле лишь с момента провозглашения протокола задержания подозреваемого. Постановление Конституционного Суда РФ по делу В. И. Маслова сохраняет силу и в на­стоящее время[13].
«Общественные страсти» не могут служить основанием для задержаний и арестов. Что касается безопасности подозреваемого, не задержанного ввиду отсутствия установленных законом оснований, то ее обязаны обеспечить со­ответствующие правоохранительные органы.
Право гражданина знать, по какому основанию и по каким мотивам он задержан, вытекает из конституционного права на неприкосновенность лич­ности (ст. 22 Конституции РФ) и правового принципа, согласно которому «никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или из­гнанию» (ст. 9 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.).

1.4. Общие правовые условия задержания
Наличия доказанных оснований задержания недостаточно для его приме­нения. Необходимы и некоторые общие правовые условия. По действующему  законодательству уголовно-процессуальное задержание допустимо, если: 1) преступление, в совершении которого подозревается лицо, наказуемо лише­нием свободы; 2) возбуждено уголовное дело; 3) задерживаемый субъект явля­ется надлежащим с точки зрения установленных законом требований; 4) дело подследственно данному органу дознания или следователю, 5) основания за­держания, производимого без предварительного вынесения постановления (определения), появляются внезапно.
Рассмотрим каждое из перечисленных условий задержания.
1.  Недопустимо уголовно-процессуальное задержание лица, подозре­ваемого в совершении преступления, за которое может быть назначено более мягкое наказание, чем лишение свободы (ч. 1 ст. 91 УПК). Из этого следует, что в постановлении о задержании и в протоколе задержания должна быть указана статья УК, под признаки которой подпадает совершенное подозре­ваемым деяние.
2.  Условие уголовно-процессуального задержания — возбуждение уго­ловного дела. К такому выводу приводит толкование действующего уголов­но-процессуального законодательства. Во-первых, УПК относит задержание к следственным действиям, а проведение таких действий (кроме осмотра места происшествия, освидетельствования и назначения экспертизы) закон допускает только после возбуждения уголовного дела. Во-вторых, закон пре­доставляет право уголовно-процессуального задержания лишь органу дозна­ния, следователю и прокурору, т. е. должностным лицам тех государственных органов, которые правомочны проводить расследование в процессуальных формах. Эти формы вступают в действие с момента возбуждения уголовного дела. В-третьих, закон обязывает составлять протокол задержания, который УПК относит к протоколам следственных действий. В-четвертых, закон пред­писывает, чтобы задержанный подозреваемый был допрошен немедленно. Но допрос лица в качестве подозреваемого возможен лишь по возбужденному делу. В-пятых, основания задержания по своему характеру таковы, что каждое из них одновременно является и основанием для возбуждения дела, т. е. содер­жит признаки преступления. А в каждом случае обнаружения признаков пре­ступления орган дознания, следователь, прокурор обязаны возбудить уголов­ное дело.
Но существует и другое мнение, согласно которому уголовно-процессу­альное задержание проводится до возбуждения уголовного дела (в частности, на месте совершения преступления). В связи с этим вносят предложение о необходимости урегулировать уголовно-процессуальным законом порядок «захвата» подозреваемого на месте совершения преступления до возбужде­ния уголовного дела.
3. Субъектом, подлежащим задержанию, по общему правилу может
быть всякое подозреваемое в совершении преступления лицо, достигшее воз­раста уголовной ответственности.
Иностранные граждане (за исключением лиц, обладающих правом ди­пломатической неприкосновенности) и лица без гражданства могут быть задержаны по тем же основаниям и в том же порядке, что и российские граж­дане.
В отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосно­венности, процессуальные действия производятся лишь по их просьбе или с их согласия (ч. 2 ст. 33 УПК). Задержание — одно из процессуальных дейст­вий, и, поскольку оно никогда не проводится по просьбе или с согласия задерживаемого, следует признать, что задержание неприменимо к иностран­цам, пользующимся правом дипломатической неприкосновенности[14].
По общему правилу не могут быть задержаны депутаты законодательных органов Федерации и ее субъектов, за исключением случаев задержания на месте совершения преступления, судьи и некоторые другие должностные ли­ца.
4. Органы дознания можно разделить на органы с универсальной и спе­циальной правосубъектностью. К первым относятся: Милиция, командиры воинских частей и приравненные к ним должностные лица, начальники уго­ловно-исполнительных учреждений, следственных изоляторов, капитаны судов дальнего плавания, начальники геологических партий и зимовок. Ко вторым должны быть отнесены: органы госбезопасности, пограничной охраны, государственного пожарного надзора, налоговой полиции, тамо­женной службы.
Органы дознания с общей правосубъектностью вправе задерживать лиц, подозреваемых в совершении любых преступлений (при условии соблюдения правил территориальной и персональной подследственности). Органы дознания со специальной правосубъектностью вправе задерживать лиц, подозреваемых в совершении лишь тех преступлений, для борьбы с которыми создан каждый из этих органов.
Милиция вправе задерживать по подозрению в совершении преступле­ний военнослужащих и приравненных к ним лиц (военнообязанных во время прохождения ими сборов, военных строителей и др.) при условии, что име­ются указанные в законе основания задержания и нет возможности осущест­вить задержание непосредственно военным (иным специальным) органом дознания, военным следователем, военным прокурором. Задержанный дол­жен быть немедленно передан военным патрулям, военному коменданту, ко­мандиру воинской части.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Военные органы дознания, военные следователи и военные прокуроры вправе задерживать лиц, которые подозреваются в совершении преступле­ний, отнесенных к их юрисдикции (дела обо всех преступлениях военнослу­жащих, военнообязанных при прохождении ими сборов о преступлениях рабочих и служащих Вооруженных сил, совершенных в связи с исполнени­ем обязанностей или в расположении части, соединения, военного учреж­дения). Кроме того, следует признать за ними право на задержание штат­ских лиц, подозреваемых в том, что они совершили преступление совмест­но с военнослужащими.
В отдельных местностях в силу исключительных обстоятельств расследо­вание всех преступлений может быть возложено Генеральным прокурором РФ на следователей военной прокуратуры. В этих местностях военные следо­ватели вправе задерживать всех лиц, подозреваемых в совершении любых преступлений.
В законе не решен вопрос о задержании с учетом территориальной под­следственности и поднадзорности уголовных дел. По предварительно выне­сенному постановлению о задержании подозреваемый может быть задержан на всей территории Российской Федерации лицом, вынесшим это постанов­ление, или лицами, действующими по его поручению.
5. «Захват» и доставление. Задержание без предварительно вынесенного постановления проходит следующие этапы: 1) фактическое задержание на месте («захват»); 2) доставление; 3) проверка оснований задержания; 4) со­ставление протокола задержания; 5) возбуждение (или отказ от возбуждения) уголовного дела и водворение задержанного в камеру для задержанных, а во­еннослужащего — на гауптвахту (или освобождение от задержания); 6) уве­домление прокурора о задержании в течение первых 12 часов задержания.
С задержанием связаны и последующие этапы движения уголовного де­ла: 1) проведение следственных действий как продолжение проверки обоснованности задержания; 2) первый допрос задержанного; 3) предъявление за­держанному обвинения; 4) избрание меры пресечения.
Задержание без предварительно составленного постановления связано с действиями должностных лиц милиции, не наделенных правами органов дознания.
Любой работник милиции, выполняющий функции по охране обществен­ного порядка, вправе и обязан пресечь преступную деятельность, задержать за­подозренного и доставить его в орган дознания. Правом задержания данного вида не должны пользоваться работники милиции, служебная деятельность которых непосредственно не связана с охраной общественного порядка (со­трудники паспортной службы, канцелярии и т. д.), либо должностные лица милиции, находящиеся не при исполнении служебных обязанностей. Но по­рядок задержания на месте УПК пока не регламентирует.
Следовало бы запретить применение оружия при задержании лиц, в отношении которых известно, что они страдают психическими заболеваниями или слабоумием, за исключением случаев, когда задерживающее лицо дейст­вует в состоянии необходимой обороны.
Соответствующие должностные лица подлежат уголовной ответственно­сти за заведомо незаконное задержание по ч. 1 ст. 301 УК. В данном случае надо учитывать, что задержание начинается не с составления протокола, а с момента фактического «захвата» подозреваемого. Поэтому ответствен­ность «а незаконное задержание следовало бы распространять не только на должностных лиц, которые оформляют протокол задержания, но и на тех представителей власти, которые непосредственно (на месте) задерживают правонарушителей.
Правомерны задержание на месте («захват») и доставление, осуществляе­мые частными лицами. Об этих действиях граждан нет упоминания в уголов­но-процессуальном законодательстве. Но в соответствии со ст. 38 УК гражда­не вправе задерживать подозреваемых и даже причинять им вред.
Граждане несут уголовную ответственность за незаконное задержание, если оно предпринято умышленно (ст. 301 УК)[15].
Следовало бы ввести норму, обязывающую граждан немедленно достав­лять задержанных ими лиц в ближайший орган дознания, в прокуратуру или в суд либо без излишнего промедления передавать их работникам милиции, иным представителям власти, а при отсутствии такой возможности — сооб­щить 6 произведенном задержании указанным органам и должностным ли­цам.
1.5. Проверка законности и обоснованности задержания на месте
 и доставления
После составления протокола задержания (доставления) должна прово­диться проверка законности и обоснованности «захвата» и доставления. С этой целью могут быть получены письменные объяснения у доставленного, пострадавшего, других очевидцев происшествия, подвергнуты осмотру дос­тавленные в орган дознания предметы, истребованы документы. Проверка проводится до возбуждения дела, но она должна быть доверена лицу, право­мочному проводить дознание (подобно тому, как осмотр места происшест­вия до возбуждения дела проводит не любое должностное лицо, а следователь или дознаватель).
Дознаватель, следователь или прокурор не позднее 12 часов с момента за­держания подозреваемого уведомляют кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии — других родственников о произведенном задержании или предоставляет такую возможность задержанному. При задержании воен­нослужащего уведомляется командир воинской части, при задержании ино­странца — соответствующее консульство или посольство.
В интересах предварительного расследования с санкции прокурора факт задержания подозреваемого может не разглашаться, за исключением случа­ев, когда подозреваемый — несовершеннолетний.
1.6. Освобождение от задержания
В Федеральном законе «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»[16] сформулированы ос­нования освобождения от задержания: судебное решение; постановление следователя, органа дознания, прокурора; постановление начальника ИВС или прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов в местах лишения свободы, если истек установленный законом срок задержания. Но в этом Законе не указаны первичные основания вынесения упомянутых решений (ст. 94 УПК).
Задержанный подлежит освобождению в следующих случаях:
1)  не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
2)  отсутствует необходимость в применении к задержанному меры пре­сечения в виде содержания под стражей;
3)  истек установленный законом срок задержания;
4)  задержание произведено с нарушением требований закона.
Кроме того, задержанный подлежит немедленному освобождению, если: а) отсутствуют основания задержания, указанные в ст. 91 УПК, либо недоста­точны обосновывающие их доказательства; б) выяснилось, что преступление ненаказуемо лишением свободы (в перспективе это препятствует избранию меры пресечения в виде содержания под стражей); в) выяснилось, что задер­живаемый субъект не мог быть задержан (малолетний, пользуется правом ди­пломатической неприкосновенности и т. п.); г) установлено, что должност­ное лицо или орган, задержавший лицо, не наделен по данному делу специ­альной правосубъектностью (например, командир воинской части задержал и содержит на гауптвахте гражданское лицо, не являющееся соучастником преступления, совершенного военнослужащим); д) подозреваемый задержи­вался ранее по тому же подозрению; е) отсутствует протокол задержания или постановление органа дознания, следователя, прокурора о задержании; ж) протокол задержания или постановление о задержании ненадлежаще оформлены (нет подписей, не обозначен срок задержания и т. п.).

Глава 2. Применение иных мер процессуального принуждения
2.1. Виды иных мер процессуального принуждения
Дознаватель, следователь, прокурор или суд вправе применить к потерпевшему, свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, экспер­ту, специалисту, переводчику и (или) понятому следующие меры процессу­ального принуждения: 1) обязательство о явке; 2) привод; 3) денежное взы­скание (ст. 111 УПК).
Как правило, не требуется применения обязательства о явке, привода и денежного взыскания к потерпевшему (он и так пострадал от преступле­ния), гражданскому истцу и гражданскому ответчику (можно оставить иск без рассмотрения), эксперту, специалисту и переводчику (эти лица, как пра­вило, не нуждаются в принуждении). В отношении понятого достаточно де­нежного взыскания. Таким образом, есть резерв для смягчения мер принуж­дения в уголовном процессе.
2.2. Обязательство о явке
Обязательство о явке — письменный документ, составляемый обвиняе­мым, в котором последний обязуется не только являться по вызовам дознава­теля, следователя, прокурора, суда, но и сообщать им о перемене места жи­тельства. Обязательство о явке может быть получено также у потерпевшего и свидетеля.
Если подозреваемый или обвиняемый нарушит обязательство о явке, к нему может быть применена мера пресечения.
Возложение обязательства о явке на потерпевшего и свидетеля, которые должны незамедлительно сообщать о перемене места жительства дознавате­лю, следователю, прокурору и суду, на наш взгляд, противоречит ч. 1 ст. 27 Конституции РФ, предусматривающей, что каждый имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Если же будет уста­новлено, что потерпевший или свидетель преднамеренно уклоняются отдачи показаний, то к ним применяется ст. 308 УК.
2.3. Привод
В случае неявки по вызову без уважительных причин подозреваемый, об­виняемый, а также потерпевший и свидетель могут быть подвергнуты приво­ду. Привод состоит в принудительном доставлении лица к дознавателю, сле­дователю, прокурору или в суд. Привод не может производиться в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.
Не подлежат приводу несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, беремен­ные женщины, а также больные, которые по состоянию здоровья не могут ос­тавлять место своего пребывания, что подлежит удостоверению врачом. После уведомления о невозможности явки время доказывания неуважительно­сти причин неявки, включая заболевание, удостоверяемое врачом, лежит на должностном лице или органе, по постановлению (определению) которого применяется привод.
При осуществлении привода недопустимо чрезмерное насилие, оскорб­ление и унижение человеческого достоинства лица, подлежащего приводу. При необходимости доставить в ночное время в орган дознания или к следо­вателю подозреваемого привод применяется лишь в случаях, не терпящих от­лагательства (эти случаи в Кодексе не указаны). Привод на основании поста­новления дознавателя, следователя, прокурора осуществляется милицией, по решению суда — судебными приставами[17].
Каждый имеет право на возмещение государством морального и имуще­ственного вреда, причиненного незаконным приводом (ст. 53 Конститу­ции РФ).
2.4. Временное отстранение обвиняемого от должности
При необходимости временного отстранения от должности подозревае­мого или обвиняемого дознаватель, следователь с согласия прокурора возбу­ждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство.
В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит по­становление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы.
Временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности отменяется на основании постановления дознавателя, следователя, прокуро­ра, когда в применении этой меры отпадает необходимость.
В случае привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государ­ственной власти субъекта Федерации) и предъявления ему обвинения в со­вершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор РФ направляет Президенту РФ представление о временном отстранении от должности указанного лица. Президент РФ в течение 48 часов с момента по­ступления представления принимает решение о временном отстранении ука­занного лица от должности либо об отказе в этом.
Временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное пособие, которое выплачивается ему в соответ­ствии с п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК.
Отстранение обвиняемого и подозреваемого от должности имеет целью воспрепятствовать продолжению преступной деятельности, связанной с ис­полнением служебных обязанностей, фальсификации и уничтожению дока­зательств, изобличающих обвиняемого в совершении преступления.
Подозреваемый может быть отстранен от должности, поскольку потреб­ность в этом иногда возникает.
Не могут быть отстранены от работы обвиняемые, не являющиеся должностными лицами (например, продавцы, рабочие и т. п.). Понятие должностного лица сформулировано в примечании 1 к ст. 285 УК.
Ходатайство дознавателя или следователя об отстранении обвиняемого от должности с согласия прокурора направляется в суд, который принимает решение о его удовлетворении или отклонении. При рассмотрении ходатай­ства судьей районного (городского) суда по аналогии применяется процеду­ра, установленная ст. 108 УПК (заключение под стражу).
Постановление (определение) о временном отстранении обвиняемого от должности обязательно для администрации учреждения или организации, где обвиняемый работает.
Закон допускает отмену этой превентивной меры по постановлению доз­навателя, следователя, прокурора, когда в ее применении отпала необходи­мость, без согласования с прокурором и без судебного решения.
Временно отстраненный от должности может поступить на другую рабо­ту. Заработная плата по новому месту работы может превышать пять МРОТ— пособие отстраненному (п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК). Однако закон не требует соот­ветствующего уменьшения размера государственного пособия, выплачивае­мого обвиняемому, отстраненному от должности.
Вред, моральный и материальный, причиненный незаконным отстране­нием от должности, возмещается государством при предъявлении иска в по­рядке гражданского судопроизводства.
2.5. Наложение ареста на имущество
Для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, дру­гих имущественных взысканий прокурор, а также дознаватель или следова­тель с согласия прокурора возбуждают перед судом ходатайство о наложении ареста на полученное в результате преступных действий либо нажитое пре­ступным путем имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия. Суд рассматривает ходатайство в порядке, установленном ст. 16 УПК.
Наложение ареста на имущество — превентивная мера, применяемая с целью обеспечить удовлетворение гражданского иска и другие имуществен­ные взыскания, предупредить сокрытие, распродажу, дарение имущества.
Для наложения ареста на имущество необходимо судебное решение, вы­носимое по ходатайству прокурора или дознавателя, следователя с согласия прокурора. В судебном заседании вправе участвовать прокурор и следователь (ч. 3 ст. 165 УПК), которые могут давать объяснения по поводу заявленного ими ходатайства[18].
Аресту подлежат предметы, деньги, ценности, не имеющие статуса веще­ственных доказательств, и этим данное процессуальное действие отличается от обыска и выемки. В судебном решении о наложении ареста на имущество достаточно сформулировать общее требование о предъявлении всего или части имущества.
Признание предметов, денег, ценностей вещественными доказательст­вами не должно в дальнейшем исключать возможность их использования для выплат по удовлетворенному судом гражданскому иску.
В судебном решении должна быть указана стоимость арестуемого имуще­ства. Лицо само определяет, какие именно предметы в пределах этой суммы должны быть подвергнуты аресту.
Судебным решением могут ограничиваться все или только некоторые правомочия собственника (владение, пользование, распоряжение).
Арест может быть наложен на имущество подозреваемого или обвиняе­мого, у кого бы оно ни находилось, в частности на долю в совместной собст­венности супругов; на имущество, приобретенное обвиняемым (подозревае­мым) до вступления в брак; на долю в имуществе крестьянского двора. Но ес­ли имеются данные, что совместное имущество супругов было приобретено на средства, добытые преступным путем, арест может быть наложен на него полностью или в части, превышающей долю данного лица в совместной соб­ственности.
Ущерб, причиненный совместными действиями соучастников, возмеща­ется солидарно. Но при исчислении суммы этого ущерба следует все же учи­тывать степень участия в преступлении каждого из обвиняемых.
Деньги и ценности, на которые наложен арест, сдаются на хранение в уч­реждения Центрального банка РФ, а крупногабаритные и менее ценные предметы могут быть оставлены на хранение их собственнику или владельцу.
В судебном решении должно быть указано, на какие именно суммы и ценности, сохраняемые обвиняемым в банке или ином кредитном учрежде­нии, наложен арест и прекращаются ли операции по вкладам полностью или частично.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Поэма А.С.Пушкина «Медный всадник» и ее проекция на литературу ХХ в. Опыт сравнительно-исторического исследования
Реферат Закон – нормативно-правовой акт наивысшей юридической силы
Реферат Заключение под стражу на предварительном следствии
Реферат Договор финансовой аренды (лизинга)
Реферат Законность, правопорядок, общественный порядок
Реферат Жилье как объект имущественных прав
Реферат Законы Хаммурапи
Реферат Законы Древней Спарты
Реферат Защита авторских прав в Интернете
Реферат Отчёт о практике завода металлоизделий
Реферат Сатира в повести Собачье сердце
Реферат Защита прав и законных интересов беженцев в международном праве
Реферат Захист житлових прав
Реферат Изучение возможности применения магнитных жидкостей для синтеза магнитных сорбентов
Реферат 1 Організована злочинність Розділ 2