Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Конституция основной источник конституционного права

--PAGE_BREAK--·                   для многих современных конституций характерно такое свойство, как программность. Оно находит отражение в нормах-принципах, нормах-целях, которые устанавливают основные направления, перспективы и цели развития общества и государства, определяют содержание деятельности государственных органов, в том числе и законодательных, то есть являются базой текущего законодательства.
3.                Любая конституция является идеологическим документом, ибо отражает определенную систему взглядов и идей. Конституция является также мировоззренческим документом, оказывающим большое влияние на духовную жизнь общества, способствующим распространению и утверждению определенных политических и правовых идей, представлений, ценностей. Конституция как наиболее авторитетный закон обращается к при­знанным в обществе ценностям (права человека, собственность, демократия, семья и др.) и как бы убеждает человека: если тебе дороги эти ценности, следуй тому, что записано в основном законе. И с другой стороны, если уважаешь закон, уважай и отраженные в нем общечеловеческие ценности. Тем же, кто не уважает ни того, ни другого, в случае нарушения конституции грозят соответствующие санкции.
Таким образом, конституция – это основной закон государства, закрепляющий основы организации государственной власти и правовое положение личности. Сущность и содержание конституции проявляются в совокупности свойств (юридических, политических, идеологических), характеризующих ее качественное своеобразие как одного из элементов политической системы общества.

Вопрос № 2. Форма и структура конституций.
Форма конституций — это способ организации и выражения конституционных норм.
Прежде всего, форма конституции определяется тем, что конституция, как отмечалось, может состоять из одного или нескольких нормативных актов. В последнем случае общим для актов, составляющих конституцию, является то, что все они в равной мере обладают высшей юридической силой.
Единым и единственным конституционным актом является в соответствующей стране, например, Основной закон Германии, Конституция Испании, Политическая конституция Мексики 1917 года. Применительно к Германии и Мексике надо при этом иметь в виду, что в силу их федеративного устройства конституции там имеются также у субъектов федераций — германских земель и мексиканских штатов, но на федеральном уровне указанные выше конституционные акты — единые и единственные.
Напротив, конституция Швеции состоит из трех нормативных актов — Формы правления 1974 года, в которой урегулированы основы государственного строя, основные свободы и права и система государственных органов; Акта о престолонаследии 1810 года и Акта о свободе печати 1974 года. В Чехословакии конституция состояла из множества конституционных законов, из которых лишь один назывался Конституцией. В некоторых других странах конституционные законы, как отмечалось, уступают по своей юридической силе собственно конституции и частью ее не являются (например, в той же Швеции или Италии).
В зависимости от формы выделяют следующие виды конституций:
1. Писаные конституции – представляют собой основной закон, обладающий высшей юридической силой, принимаемый и изменяемый в особом порядке, отличном от порядка принятия и изменения других законов.
а) кодифицированные конституции – представляют собой единый писаный акт, регулирующий все основные вопросы конституционного характера (таких конституций большинство).
В зависимости от степени кодификации кодифицированные конституции можно подразделить на:
— развернутые (конституции Греции, Португалии и др.). Такие конституции нередко содержат нормы, которые в других странах включены в текущее или органическое законодательство. В настоящее время нередки акты, в которых число положений, несвойственных конституциям, весьма и весьма значительно. Например, ст. 27 «О собственности» и ст. 107 «О судебной процедуре» в Конституции Мексики могли бы составить отдельные законодательные акты, как и ряд положений Конституции Индии 1950 года. Так, шестое приложение к последней, регулирующее управление племенами в штатах Ассам, Мегхалайя и союзной территории Мизорам, вполне могло бы составить отдельный закон, а ст. 371 — 371-е, включающие специальные положения в отношении штатов Махараштра и Гуджерат, — большую часть конституций этих штатов (штаты в Индии, кроме штата Джамму и Кашмир, конституций не имеют). Конституции Мексики, Индии, Малайзии разительно контрастируют в этом отношении с основными законами США, Японии, в которых — создается такое впечатление — нет ничего лишнего с конституционной точки зрения.
— неразвернутые (Конституция Франции 1958г., Конституция США).
б) некодифицированные конституции – представляют собой несколько писаных нормативных актов, регулирующих основные вопросы конституционного характера и в равной мере обладающих высшей юридической силой (конституции Швеции, Финляндии, Канады, Австрии).
2. Смешанные конституции — частично они писаные и включают парламентские законы и судебные решения, являющиеся обязательными прецедентами. Частично же состоят из обычаев и доктринальных толкований. Например, конституция Великобритании включает законы {статуты), как, например, Акт о Парламенте 1911 года, Акт о Палате общин (управление делами) 1978 года, далее — судебные прецеденты (так называемое общее право), но также обычаи, именуемые конституционными соглашениями, в которых содержатся конвенционные нормы. Британская конституция эволюционирует в направлении постепенной замены обычаев и судебных прецедентов законами, принимаемыми Парламентом.
3. Неписаные конституции — вообще незафиксированные в документах, но они существуют обычно временно — после революций, переворотов и т.п., как, например, было в Румынии в первые месяцы после декабрьского восстания 1989 года. В это время, как правило, сохраняют свое действие прежние акты текущего законодательства, если не противоречат сущности и целям нового режима.
Деление конституций на писаные, смешанные и неписаные достаточно условно, поскольку и при наличии писаной конституции в стране действуют конституционные обычаи. Например, французский Премьер-министр по Конституции ответствен только перед нижней палатой Парламента — Национальным собранием, но на практике несет ответственность и перед Президентом Республики.
Структура конституций.
В данном случае речь идет об актах, имеющих кодифицированный характер, то есть, как правило, единых и единственных — охватывающих в одном документе все нормы высшей юридической силы. Эта структура, за редким исключением, имеет стандартизированный вид и включает в себя:
1. Преамбула (введение), которая предусмотрена в большинстве конституций. В преамбуле обычно излагаются цели конституции, указываются исторические условия ее издания, иногда провозглашаются права и свободы или руководящие начала государственной политики. Эта часть конституции наиболее важна в политическом и идеологическом плане. Что же касается нормативной природы и юридической силы преамбул, то обычно признается, что положения преамбул правовыми нормами не являются, но имеют нормативное значение для толкования и применения остальных положений конституции. Однако в тех случаях, когда преамбулы содержат провозглашаемые права и свободы (как, например, преамбула французской Конституции 1946г., продолжающая действовать), они могут иметь то же юридическое значение, что и нормы основной части конституции.
2. Основная часть (основное содержание), в которую входят нормы о правах и свободах, об основах общественного строя, о системе и статусе государственных органов, о государственной символике, о порядке изменения конституции. Нормы о статусе государственных органов обычно помещаются в соответствии с принципом разделения властей: чаще всего сперва идут нормы о парламенте, затем — о главе государства и правительстве, дальше следуют нормы о судебной власти и, наконец, об организации власти на местах. Но нередко встречается иной порядок: сначала — глава государства, а в конце — орган конституционной юстиции (например, в Конституции Испании). Основная часть конституции подразделяется на разделы и главы. Их количество и порядок расположения во многом определяется как пределами конституционного регулирования, так и принципами, на которых основана конституция.
3. Заключительные, переходные и дополнительные положения.
Заключительные положения содержат различные нормы. Здесь обычно устанавливается порядок вступления конституции в силу. Иногда, если это не урегулировано в основной части, здесь помещают нормы о порядке изменения конституции или о государственных символах.
Переходные положения определяют сроки вступления в действие отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми. Нередко нормы, содержащиеся в переходных положениях, обозначаются не в виде статей, как сделано в основной части конституции, а в виде параграфов или еще как-нибудь, с тем, чтобы показать их специфический характер. В то же время они представляют собой неотъемлемую часть конституции и очень важны для правоприменителя (особенно суда) потому, что указывают, с какого времени подлежит применению та или иная конституционная норма. Подчас в переходных положениях устанавливаются сроки для издания законов, к которым отсылает конституция, либо вообще для приведения законодательства в соответствие с конституцией.
Дополнительные положения конституции также обычно офор­мляются иначе, чем основная часть, и содержат толковательные нормы, отдельные исключения из общих правил, установленных конституцией, регулирование отдельных частных вопросов.
4. Приложения к конституциям, которые подчас имеют важное юридическое значение. Например, в некоторых приложениях к Конституции Индии 1950 года содержится распределение компетенции между Союзом и штатами. По существу, каждое приложение представляет собой развернутое изложение положения соответствующей нормы, содержащейся в основном тексте конституции. Например, в ст. 246 Конституции Индии указывается, что парламент имеет исключительное право принимать законы по любому вопросу, перечисленному в списке 1 приложения 7. Такая связь приложения с конкретной нормой основного текста означает, что приложение – составная часть структуры конституции, обладающая той же юридической силой, что и другие нормы[3].
Писаные некодифицированные конституции не имеют какой-либо системы изложения материала, и трудно обнаружить логику в их строении. Например, три акта, составляющие конституцию Швеции, регулируют лишь вопросы, указанные в их названиях, тогда как многие вопросы конституционного характера (например, организация местной власти) не получили в них своего регулирования.
Язык и стиль конституций.
На этот счет имеются значитель­ные различия в практике отдельных стран. Конечно, есть обязательные требования к языку закона вообще, которые применительно к основному закону приобретают особую значимость. Действительно, если в конституции то или иное понятие обозначено одним определенным термином, то и все остальное законодательство должно в соответствующих случаях пользоваться именно этим термином, избегая других синонимов, чтобы не ставить правоприменителя в затруднение относительно того, имеет он дело с одним и тем же понятием или с разными.
В европейских странах с романской правовой системой можно наблюдать тенденцию к общедоступному словоупотреблению и сравнительно простым формулировкам. То же можно сказать о японской Конституции и большинстве «социалистических» конституций. В последних, правда, подчас стремление к простоте и доступности текста, а также его чрезмерная политизация наносят ущерб юридической точности при обозначении соответствующих понятий. Для конституций стран с германской правовой системой характерны местами усложненные конструкции, однако они, хотя и представляют известную трудность для неподготовленного читателя, обеспечивают, зато высокую юридическую точность.
Пожалуй, особо сложны для восприятия тексты конституций многих стран с англо-саксонской правовой системой. Причина не только в том, что указанная система включает ряд институтов, не имеющих аналогов в европейском континентальном праве, но и в специфической стилистике.
Стиль конституционных текстов в основном строго документальный, однако в некоторых случаях (преамбулы, хартии, декларации о правах и свободах) употребляется так называемый высокий стиль, призванный оказать определенное эмоциональное воздействие. Для ряда стран с англо-саксонской и романской системами права характерно при формулировании норм употребление будущего времени (эта особенность в имеющихся у нас переводах конституций обычно не отражается). В актах англо-саксонской правовой системы заметна детализация регулирования, обеспечивающая необходимую точность толкования соответствующих правовых норм.
Что касается переводов конституций зарубежных стран на русский язык, то нельзя не отметить отсутствие единообразия в передаче иностранной правовой терминологии, а подчас и знания реалий соответствующей страны. Например, одно и то же немецкое слово «Bundesrat» применительно к Германии переводится у нас «Бундесрат», а применительно к Австрии и Швейцарии — «Федеральный (или Союзный) совет». В переводах итальянской Конституции, да и многих других, для понятия «публичный» выбран эквивалент «государственный», тогда как «государственный» есть лишь разновидность «публичного». При работе с переводными текстами конституций и других нормативных актов надо это обстоятельство иметь в виду[4].
Таким образом, форма конституций — это способ организации и выражения конституционных норм. В зависимости от формы выделяют писаные, смешанные и неписаные конституции.
По своей структуре конституции обычно включают в себя следующие элементы: преамбулу; основную часть; заключительные, переходные и дополнительные положения; приложения.

Вопрос № 3. Порядок принятия конституций и внесения в них изменений.
Конституция, будучи основным законом, в отличие от других законов принимается и изменяется в особом порядке, что находит отражение в современной доктрине конституционного права, которая различает законодательную и учредительную власти. Обычные законы принимаются и изменяются в порядке осуществления законодательной власти, конституция – в порядке осуществления учредительной власти.
Необходимость принятия конституции возникает в трех случаях:
1)                при образовании нового государства. В этом случае конституция является не только основным законом, но и учредительным актом, юридически оформляющим возникновение нового государства. Таковы, например, первые конституции государств, возникших в результате ликвидации колониальной системы, распада советской, югославской и чехословацкой федераций в начале 90-х годов.
2)                при смене политического режима в результате социальной революции – мирной или насильственной (например, Конституция РСФСР 1918г., новые конституции в постсоциалистических государствах), преобразования военных диктатур, порожденных военными переворотами, в гражданские режимы, что особенно характерно для политического развития освободившихся стран.
3)                если действующая конституция не может быть приведена в соответствие путем ее частичного изменения с учетом тех существенных перемен, которые произошли в политической, социальной и экономической жизни общества.
Существуют следующие способы принятия конституций:
1. Октроирование, то есть дарование конституции односторонним актом главы государства (монарха). Такие конституции в начале прошлого века часто име­новались хартиями. Такова, например, Хартия 1814 года, которую Людовик XVIII предоставил на основе собственной власти. В более позднее время октроированными были марокканская Конституция 1911 года, японская 1889 года, абиссинская 1937 года. Монархи октроировали конституции, конечно, не по доброй воле, а опасаясь потери трона в результате народных выступлений (как теперь говорят — социального взрыва). Данный способ наименее демократичный и уходит в прошлое. Лишь в нескольких монархических государствах современные конституции были «дарованы» монархом (конституции Катара 1962г., Саудовской Аравии 1992г., Непала 1962г., Свазиленда 1978г. Впрочем, последние две отменены).
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Идейно-художественное своеобразие книги Бунина Темные аллеи.
Реферат Сущность и функции госкредита. Управление государственным кредитом
Реферат Фізичні особи як суб'єкти міжнародного приватного права
Реферат Автоматизация воздушных распределительных сетей на базе вакуумных реклоузеров
Реферат Рецензия на повесть Валентина Распутина Пожар
Реферат Причины экономического кризиса
Реферат Паблик рилейшнз в повседневной жизни
Реферат Анализ финансового состояния предприятия и разработка рекомендаций по повышению его финансовой у
Реферат Приложение определенного интеграла к решению задач практического содержания
Реферат Объектно-ориентированное программирование аудиоредактор
Реферат Цели и функции юридической ответственности
Реферат Дивертикулы. Дивертикулез толстой кишки
Реферат Учёт и анализ состояния и эффективности использования материально-технической базы предприятия
Реферат Addison And Steele Essay Research Paper Honors
Реферат Методы решения задач линейного программирования с n-переменными