--PAGE_BREAK--· для многих современных конституций характерно такое свойство, как программность. Оно находит отражение в нормах-принципах, нормах-целях, которые устанавливают основные направления, перспективы и цели развития общества и государства, определяют содержание деятельности государственных органов, в том числе и законодательных, то есть являются базой текущего законодательства.
3. Любая конституция является идеологическим документом, ибо отражает определенную систему взглядов и идей. Конституция является также мировоззренческим документом, оказывающим большое влияние на духовную жизнь общества, способствующим распространению и утверждению определенных политических и правовых идей, представлений, ценностей. Конституция как наиболее авторитетный закон обращается к признанным в обществе ценностям (права человека, собственность, демократия, семья и др.) и как бы убеждает человека: если тебе дороги эти ценности, следуй тому, что записано в основном законе. И с другой стороны, если уважаешь закон, уважай и отраженные в нем общечеловеческие ценности. Тем же, кто не уважает ни того, ни другого, в случае нарушения конституции грозят соответствующие санкции.
Таким образом, конституция – это основной закон государства, закрепляющий основы организации государственной власти и правовое положение личности. Сущность и содержание конституции проявляются в совокупности свойств (юридических, политических, идеологических), характеризующих ее качественное своеобразие как одного из элементов политической системы общества.
Вопрос № 2. Форма и структура конституций.
Форма конституций — это способ организации и выражения конституционных норм.
Прежде всего, форма конституции определяется тем, что конституция, как отмечалось, может состоять из одного или нескольких нормативных актов. В последнем случае общим для актов, составляющих конституцию, является то, что все они в равной мере обладают высшей юридической силой.
Единым и единственным конституционным актом является в соответствующей стране, например, Основной закон Германии, Конституция Испании, Политическая конституция Мексики 1917 года. Применительно к Германии и Мексике надо при этом иметь в виду, что в силу их федеративного устройства конституции там имеются также у субъектов федераций — германских земель и мексиканских штатов, но на федеральном уровне указанные выше конституционные акты — единые и единственные.
Напротив, конституция Швеции состоит из трех нормативных актов — Формы правления 1974 года, в которой урегулированы основы государственного строя, основные свободы и права и система государственных органов; Акта о престолонаследии 1810 года и Акта о свободе печати 1974 года. В Чехословакии конституция состояла из множества конституционных законов, из которых лишь один назывался Конституцией. В некоторых других странах конституционные законы, как отмечалось, уступают по своей юридической силе собственно конституции и частью ее не являются (например, в той же Швеции или Италии).
В зависимости от формы выделяют следующие виды конституций:
1. Писаные конституции – представляют собой основной закон, обладающий высшей юридической силой, принимаемый и изменяемый в особом порядке, отличном от порядка принятия и изменения других законов.
а) кодифицированные конституции – представляют собой единый писаный акт, регулирующий все основные вопросы конституционного характера (таких конституций большинство).
В зависимости от степени кодификации кодифицированные конституции можно подразделить на:
— развернутые (конституции Греции, Португалии и др.). Такие конституции нередко содержат нормы, которые в других странах включены в текущее или органическое законодательство. В настоящее время нередки акты, в которых число положений, несвойственных конституциям, весьма и весьма значительно. Например, ст. 27 «О собственности» и ст. 107 «О судебной процедуре» в Конституции Мексики могли бы составить отдельные законодательные акты, как и ряд положений Конституции Индии 1950 года. Так, шестое приложение к последней, регулирующее управление племенами в штатах Ассам, Мегхалайя и союзной территории Мизорам, вполне могло бы составить отдельный закон, а ст. 371 — 371-е, включающие специальные положения в отношении штатов Махараштра и Гуджерат, — большую часть конституций этих штатов (штаты в Индии, кроме штата Джамму и Кашмир, конституций не имеют). Конституции Мексики, Индии, Малайзии разительно контрастируют в этом отношении с основными законами США, Японии, в которых — создается такое впечатление — нет ничего лишнего с конституционной точки зрения.
— неразвернутые (Конституция Франции 1958г., Конституция США).
б) некодифицированные конституции – представляют собой несколько писаных нормативных актов, регулирующих основные вопросы конституционного характера и в равной мере обладающих высшей юридической силой (конституции Швеции, Финляндии, Канады, Австрии).
2. Смешанные конституции — частично они писаные и включают парламентские законы и судебные решения, являющиеся обязательными прецедентами. Частично же состоят из обычаев и доктринальных толкований. Например, конституция Великобритании включает законы {статуты), как, например, Акт о Парламенте 1911 года, Акт о Палате общин (управление делами) 1978 года, далее — судебные прецеденты (так называемое общее право), но также обычаи, именуемые конституционными соглашениями, в которых содержатся конвенционные нормы. Британская конституция эволюционирует в направлении постепенной замены обычаев и судебных прецедентов законами, принимаемыми Парламентом.
3. Неписаные конституции — вообще незафиксированные в документах, но они существуют обычно временно — после революций, переворотов и т.п., как, например, было в Румынии в первые месяцы после декабрьского восстания 1989 года. В это время, как правило, сохраняют свое действие прежние акты текущего законодательства, если не противоречат сущности и целям нового режима.
Деление конституций на писаные, смешанные и неписаные достаточно условно, поскольку и при наличии писаной конституции в стране действуют конституционные обычаи. Например, французский Премьер-министр по Конституции ответствен только перед нижней палатой Парламента — Национальным собранием, но на практике несет ответственность и перед Президентом Республики.
Структура конституций.
В данном случае речь идет об актах, имеющих кодифицированный характер, то есть, как правило, единых и единственных — охватывающих в одном документе все нормы высшей юридической силы. Эта структура, за редким исключением, имеет стандартизированный вид и включает в себя:
1. Преамбула (введение), которая предусмотрена в большинстве конституций. В преамбуле обычно излагаются цели конституции, указываются исторические условия ее издания, иногда провозглашаются права и свободы или руководящие начала государственной политики. Эта часть конституции наиболее важна в политическом и идеологическом плане. Что же касается нормативной природы и юридической силы преамбул, то обычно признается, что положения преамбул правовыми нормами не являются, но имеют нормативное значение для толкования и применения остальных положений конституции. Однако в тех случаях, когда преамбулы содержат провозглашаемые права и свободы (как, например, преамбула французской Конституции 1946г., продолжающая действовать), они могут иметь то же юридическое значение, что и нормы основной части конституции.
2. Основная часть (основное содержание), в которую входят нормы о правах и свободах, об основах общественного строя, о системе и статусе государственных органов, о государственной символике, о порядке изменения конституции. Нормы о статусе государственных органов обычно помещаются в соответствии с принципом разделения властей: чаще всего сперва идут нормы о парламенте, затем — о главе государства и правительстве, дальше следуют нормы о судебной власти и, наконец, об организации власти на местах. Но нередко встречается иной порядок: сначала — глава государства, а в конце — орган конституционной юстиции (например, в Конституции Испании). Основная часть конституции подразделяется на разделы и главы. Их количество и порядок расположения во многом определяется как пределами конституционного регулирования, так и принципами, на которых основана конституция.
3. Заключительные, переходные и дополнительные положения.
Заключительные положения содержат различные нормы. Здесь обычно устанавливается порядок вступления конституции в силу. Иногда, если это не урегулировано в основной части, здесь помещают нормы о порядке изменения конституции или о государственных символах.
Переходные положения определяют сроки вступления в действие отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми. Нередко нормы, содержащиеся в переходных положениях, обозначаются не в виде статей, как сделано в основной части конституции, а в виде параграфов или еще как-нибудь, с тем, чтобы показать их специфический характер. В то же время они представляют собой неотъемлемую часть конституции и очень важны для правоприменителя (особенно суда) потому, что указывают, с какого времени подлежит применению та или иная конституционная норма. Подчас в переходных положениях устанавливаются сроки для издания законов, к которым отсылает конституция, либо вообще для приведения законодательства в соответствие с конституцией.
Дополнительные положения конституции также обычно оформляются иначе, чем основная часть, и содержат толковательные нормы, отдельные исключения из общих правил, установленных конституцией, регулирование отдельных частных вопросов.
4. Приложения к конституциям, которые подчас имеют важное юридическое значение. Например, в некоторых приложениях к Конституции Индии 1950 года содержится распределение компетенции между Союзом и штатами. По существу, каждое приложение представляет собой развернутое изложение положения соответствующей нормы, содержащейся в основном тексте конституции. Например, в ст. 246 Конституции Индии указывается, что парламент имеет исключительное право принимать законы по любому вопросу, перечисленному в списке 1 приложения 7. Такая связь приложения с конкретной нормой основного текста означает, что приложение – составная часть структуры конституции, обладающая той же юридической силой, что и другие нормы[3].
Писаные некодифицированные конституции не имеют какой-либо системы изложения материала, и трудно обнаружить логику в их строении. Например, три акта, составляющие конституцию Швеции, регулируют лишь вопросы, указанные в их названиях, тогда как многие вопросы конституционного характера (например, организация местной власти) не получили в них своего регулирования.
Язык и стиль конституций.
На этот счет имеются значительные различия в практике отдельных стран. Конечно, есть обязательные требования к языку закона вообще, которые применительно к основному закону приобретают особую значимость. Действительно, если в конституции то или иное понятие обозначено одним определенным термином, то и все остальное законодательство должно в соответствующих случаях пользоваться именно этим термином, избегая других синонимов, чтобы не ставить правоприменителя в затруднение относительно того, имеет он дело с одним и тем же понятием или с разными.
В европейских странах с романской правовой системой можно наблюдать тенденцию к общедоступному словоупотреблению и сравнительно простым формулировкам. То же можно сказать о японской Конституции и большинстве «социалистических» конституций. В последних, правда, подчас стремление к простоте и доступности текста, а также его чрезмерная политизация наносят ущерб юридической точности при обозначении соответствующих понятий. Для конституций стран с германской правовой системой характерны местами усложненные конструкции, однако они, хотя и представляют известную трудность для неподготовленного читателя, обеспечивают, зато высокую юридическую точность.
Пожалуй, особо сложны для восприятия тексты конституций многих стран с англо-саксонской правовой системой. Причина не только в том, что указанная система включает ряд институтов, не имеющих аналогов в европейском континентальном праве, но и в специфической стилистике.
Стиль конституционных текстов в основном строго документальный, однако в некоторых случаях (преамбулы, хартии, декларации о правах и свободах) употребляется так называемый высокий стиль, призванный оказать определенное эмоциональное воздействие. Для ряда стран с англо-саксонской и романской системами права характерно при формулировании норм употребление будущего времени (эта особенность в имеющихся у нас переводах конституций обычно не отражается). В актах англо-саксонской правовой системы заметна детализация регулирования, обеспечивающая необходимую точность толкования соответствующих правовых норм.
Что касается переводов конституций зарубежных стран на русский язык, то нельзя не отметить отсутствие единообразия в передаче иностранной правовой терминологии, а подчас и знания реалий соответствующей страны. Например, одно и то же немецкое слово «Bundesrat» применительно к Германии переводится у нас «Бундесрат», а применительно к Австрии и Швейцарии — «Федеральный (или Союзный) совет». В переводах итальянской Конституции, да и многих других, для понятия «публичный» выбран эквивалент «государственный», тогда как «государственный» есть лишь разновидность «публичного». При работе с переводными текстами конституций и других нормативных актов надо это обстоятельство иметь в виду[4].
Таким образом, форма конституций — это способ организации и выражения конституционных норм. В зависимости от формы выделяют писаные, смешанные и неписаные конституции.
По своей структуре конституции обычно включают в себя следующие элементы: преамбулу; основную часть; заключительные, переходные и дополнительные положения; приложения.
Вопрос № 3. Порядок принятия конституций и внесения в них изменений.
Конституция, будучи основным законом, в отличие от других законов принимается и изменяется в особом порядке, что находит отражение в современной доктрине конституционного права, которая различает законодательную и учредительную власти. Обычные законы принимаются и изменяются в порядке осуществления законодательной власти, конституция – в порядке осуществления учредительной власти.
Необходимость принятия конституции возникает в трех случаях:
1) при образовании нового государства. В этом случае конституция является не только основным законом, но и учредительным актом, юридически оформляющим возникновение нового государства. Таковы, например, первые конституции государств, возникших в результате ликвидации колониальной системы, распада советской, югославской и чехословацкой федераций в начале 90-х годов.
2) при смене политического режима в результате социальной революции – мирной или насильственной (например, Конституция РСФСР 1918г., новые конституции в постсоциалистических государствах), преобразования военных диктатур, порожденных военными переворотами, в гражданские режимы, что особенно характерно для политического развития освободившихся стран.
3) если действующая конституция не может быть приведена в соответствие путем ее частичного изменения с учетом тех существенных перемен, которые произошли в политической, социальной и экономической жизни общества.
Существуют следующие способы принятия конституций:
1. Октроирование, то есть дарование конституции односторонним актом главы государства (монарха). Такие конституции в начале прошлого века часто именовались хартиями. Такова, например, Хартия 1814 года, которую Людовик XVIII предоставил на основе собственной власти. В более позднее время октроированными были марокканская Конституция 1911 года, японская 1889 года, абиссинская 1937 года. Монархи октроировали конституции, конечно, не по доброй воле, а опасаясь потери трона в результате народных выступлений (как теперь говорят — социального взрыва). Данный способ наименее демократичный и уходит в прошлое. Лишь в нескольких монархических государствах современные конституции были «дарованы» монархом (конституции Катара 1962г., Саудовской Аравии 1992г., Непала 1962г., Свазиленда 1978г. Впрочем, последние две отменены).
продолжение
--PAGE_BREAK--