ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
“ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”
Юридический факультет
Кафедра конституционного, международного права и политологии
Курсовая работа
по дисциплине «Конституционное право Российской Федерации»
на тему: «
Конституционный Суд в РФ — судебный орган конституционного контроля
»
студентки 2 курса дневного отделения,
группы “Б” (бюджет)
Рыбаковой Анны Валентиновны
Проверил: доцент Морина Л.Г.
Дата сдачи:______________
Дата проверки:___________
Оценка:________________
Вологда 2011
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава I. Конституционный суд РФ: общие положения деятельности.………5
§1 Законодательное регулирование деятельности КС РФ…………………..5
§2 Состав, порядок образования, срок полномочий и аппарат КС РФ …10
Глава II Деятельность Конституционного суда ……………………………..16
§1 Функции Конституционного суда…………………………………………16
§2 Компетенция Конституционного Суда…………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….30
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..34
ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………….35
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………36
Введение. Актуальность данной темы, заключается, прежде всего, в том, что Конституционный Суд — важный элемент политической системы. Он служит обеспечению политической стабильности, развитию политических процессов в установленных Конституцией рамках. При этом, однако, политическая функция Суда может и должна осуществляться только в форме судебного разбирательства. Именно в этом случае позиция Суда в качестве арбитра, посредника или миротворца имеет правовое значение и влечет юридические последствия, обязательные для сторон конституционного спора. Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционный контроль относится к числу эффективных средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое является главным атрибутом любого демократического государства. Основное назначение конституционного контроля состоит, прежде всего, в выявлении правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также в принятии мер по устранению выявленных отклонений. Целью настоящей курсовой работыявляется исследование Конституционного Суда Российской Федерации как судебного органа конституционного контроля.
Поставленная цель решается посредством следующих задач: изучением структуры и компетенции Конституционного Суда РФ, рассмотрением места Конституционного Суда РФ в механизме государственной власти, определением правовых норм, которые будут способствовать совершенствованию деятельности Конституционного суда. В процессе работы над исследованием нами были использованы следующие методы: наблюдение, обобщение, анализ, сравнительно – правовой, формально – юридический, системно – структурный. Степень научной разработанности темы состоит в том, что в качестве информационной базы курсовой работы были использованы различные учебные пособия таких авторов как Баглай М.В., Боголюбов С.А., Кутафин О.Е., Мархгейм М. В., Смоленский М. Б. и других ученых – правоведов, публикации ведущих юристов в различных периодических изданиях, таких как журналы «Российская юстиция», «Государство и право», «Российское право» и др., кроме того, важнейшие законодательные акты и официальные документы. По структуре курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих каждая по два параграфа, заключения и библиографии. Каждая часть работы отражает важные аспекты выбранной темы.
Глава I. Конституционный суд РФ: структура, общие положения деятельности.
§
1 Законодательное регулирование деятельности КС РФ. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционном законом о КС РФ. Конституционный Суд Российской Федерации в своей деятельности руководствуется исключительно Конституцией; подчиняться только ей клянутся судьи Конституционного Суда, принося присягу при вступлении в должность. Именно Конституция, в соответствии с ч. 1 ее ст. 15, имеет высшую юридическую силу, ей не могут противоречить законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации. В то же время, согласно Конституции РФ права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 17); эти принципы и нормы, а также международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы; при этом международный договор имеет приоритет перед законом в случае их коллизии. В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ конституционное судопроизводство является самостоятельным способом осуществления судебной власти. Закон о Конституционном Суде РФ1 не предусматривает возможности применения в конституционном судопроизводстве норм гражданско-процессуального, уголовно-процессуального либо административного (процессуального) законодательства. Конституционное судопроизводство — процессуальная форма деятельности конституционных судов. Суды общей юрисдикции, арбитражные суды также могут решать вопросы конституционности актов, однако только Конституционный Суд РФ может признать закон неконституционным. Конституционное судопроизводство является процессуальной формой деятельности конституционных судов, применяющих и интерпретирующих конституционные нормы и решающих юридические дела, им подведомственные.2 Результатом конституционного судопроизводства является устранение неопределенности в вопросе о соответствии нормативного акта или договора Конституции РФ, подтверждение или отрицание полномочий соответствующего органа государственной власти издать акт или совершить действие правового характера либо дать официальное истолкование Конституции РФ. Конституционное судопроизводство — это регламентированная Законом о Конституционном Суде (и законами субъектов Федерации о конституционных (уставных) судах) деятельность конституционных судов по осуществлению целей и задач правосудия в соответствии с предоставленными этим судам правомочиями. Цели и задачи конституционного судопроизводства определены в Законе о Конституционном Суде (ч. 1 ст. 3). К их числу относятся защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации. Общая характеристика полномочий Конституционного Суда РФ содержится в ст. 125 Конституции РФ. В рамках конституционного судопроизводства решаются исключительно вопросы права. Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов (ч. 3 и 4 ст. 3 Закона о Конституционном Суде). В этих нормах закреплен принцип связанности Конституционного Суда РФ компетенцией всех других судов. В рамках конституционного судопроизводства решаются только конституционные споры, проблемы конституционности.1 Федеральный Конституционный закон Российской Федерации «О Конституционном Суде Российской Федерации» и Федеральный закон Российской Федерации «О статусе судей Российской Федерации», действительно, установили дополнительные, помимо предусмотренных Конституцией, требования к указанным судьям и к кандидатам на эти должности. В частности, установлено, что судьей вышестоящего суда может быть гражданин России, имеющий не менее 10 лет стажа работы по юридической специальности (например, в качестве судьи, следователя, прокурора, адвоката, сотрудника юридической службы, научно-исследовательских учреждений, а также в другой должности, требующей юридического образования). Перечень таких должностей представлен в статье 4 Закона о статусе судей (в ред. Федерального закона N 169-ФЗ от 15 декабря 2001 г. — СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4834). Требуемый специальный стаж работы для судьи Конституционного Суда Российской Федерации еще выше не менее пятнадцати лет.1 Отличаются от минимальных конституционных требований возрастные стандарты, которым должны соответствовать кандидаты на должности судей вышестоящих судов и высших судов. Судьей вышестоящего суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет; судьей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации — гражданин, достигший 35 лет; судьей Конституционного Суда Российской Федерации — достигший 40 лет (ст. 4 Закона о статусе судей). Требования к кандидатам на должности судей в части наличия высшего специального образования и опыта работы по юридической специальности являются важными условиями обеспечения органов судебной власти судьями, обладающими необходимыми знаниями в области юриспруденции и умением применять эти знания в практической деятельности.2 Но закон о Конституционном Суде не ограничился указанными требованиями, предъявляемыми к судьям высших звеньев судебной системы. В нем, кроме того, указано, что судьей Конституционного Суда может быть лицо, обладающее «- признанной высокой квалификацией в области права» (ст. 8). Все указанные требования направлены на обеспечение того, чтобы судьи осуществляли правосудие на профессиональной основе. Полномочие Конституционного Суда как специализированного органа конституционного контроля по рассмотрению жалоб граждан имеет огромное значение для каждого человека. Оно может стать на практике одной из наиболее эффективных гарантий реального обеспечения прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти1. Разрешая дела в пределах своей компетенции, принимая решения, которые обязательны на всей территории Российской Федерации для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций должностных лиц, граждан и их объединений, Конституционный Суд РФ выполняет тем самым свою конституционную обязанность — обеспечение законности в Российской Федерации2. Институт судебного конституционного контроля за законностью (с позиции соответствия Конституции РФ) действий органов управления (системы исполнительной власти), безусловно, является позитивным и перспективным институтом государственно-правовой жизни России. В целях обеспечения исполнения решений Конституционного Суда РФ в ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» были внесены поправки, в соответсвии с которыми на государственные органы и должностных лиц возлагается обязанность по приведению законов и иных нормативных правовых актов в соответствие с Конституцией РФ в связи с решением Конституционного Суда. Исходя из этого, на Правительство РФ возложена обязанность не позднее трех месяцев после опубликования решения Конституционного Суда внести в Государственную Думу проект нового федерального закона либо законопроект о внесении изменений и дополнений в закон, признанный неконституционным. Президент РФ и Правительство РФ обязаны не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда отменить или изменить свои нормативные акты, если они признаны неконституционными. Соответствующие обязанности установлены и для органов государственной власти субъектов Федерации. В Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской Федерации» предусмотрен механизм ответственности за неисполнение этих обязанностей.
§2 Состав, порядок образования, срок полномочий и аппарат КС РФ
Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. Как видно, количество судей нечетное, это предусмотрено специально для того, чтобы не допустить ситуации, когда при принятии решения (иного акта Конституционного Суда РФ) поданных голосов было бы поровну. Данное положение комментируемой статьи практически никак не соотносится с другим ее положением, согласно которому Конституционный Суд РФ правомочен осуществлять свою деятельность при наличии не менее 3/4 судей Конституционного Суда РФ. Получается, что решения Конституционного Суда правомочны, если на заседании присутствует не менее 15 судей. Все судьи Конституционного Суда назначаются на должность Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ. Данное положение закона, по сути, означает, что процесс формирования состава судей Конституционного Суда РФ полностью зависит от законодательной и исполнительной власти. Хотя, Президента РФ, исходя из его полномочий, трудно отнести исключительно к исполнительной власти в РФ. Кандидатуры всех судей Конституционного Суда РФ выдвигает Президент РФ (законодательный орган власти), утверждает их в должности Совет Федерации РФ, который может и не согласиться с предложенной ему Президентом РФ кандидатурой и не утвердить в должности1. Порядок назначения на должность судьи более подробно описан в ст. 9 Закона о КС РФ. Практически сразу можно отметить, что в законе предусмотрено, что именно Президент РФ предлагает Совету Федерации кандидатуры на должность судей Конституционного Суда РФ. Из содержания закона можно сделать вывод, что Президент РФ самостоятельно формирует список своих «кандидатур» на должности судей Конституционного Суда РФ. Однако это не так, в ст. 9 Закона о КС РФ более подробно описано, кто предлагает Президенту РФ эти кандидатуры2. Все судьи переизбираются и замещаются не сразу полным составом. Судья несменяем и может быть освобожден от должности лишь по причинам, указанным в ФКЗ. Так, судья может быть освобожден от должности ввиду достижения им предельного возраста пребывания в данной должности (70 лет) или за совершение проступка, не совместимого со статусом судьи. Поэтому по мере выбывания одного судьи из состава судей начинается процесс избрания другого судьи на данную должность.3 Закон содержит еще одно положение, согласно которому полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены каким-либо сроком. Обратим внимание на то обстоятельство, что полномочия ни одного из высших судебных органов в нашей стране (Президиумов ВС РФ и ВАС РФ) не ограничены каким-либо сроком, как полномочия других высших органов власти: Президента РФ (срок 4 года), Государственной Думы РФ (нижней палаты Парламента РФ — 4 года). Даже Правительство РФ полномочно всем составом сразу, и если его отправляют в отставку, то всем составом, поэтому в каком-то смысле его деятельность тоже ограничена сроком. Такое положение в Законе содержится для придания большей юридической силы (утверждения правового статуса Конституционного Суда РФ). Заметим, что Конституционный Суд РФ на практике реализует соблюдение всеми органами государственной власти и местного самоуправления Конституции РФ. Это орган конституционного контроля. Вопрос целесообразности существования конституционного правосудия в РФ не раз активно обсуждался, и сам Конституционный Суд с его нынешними полномочиями существует чуть более 10 лет. Комментируемое положение должно поставить некий дополнительный барьер от посягательств всяких третьих политических сил, которым мешает или может мешать в будущем само существование конституционного правосудия. Отменить конституционное правосудие в нашей стране возможно лишь при отмене (изменении) комментируемого Закона (а он имеет статус федерального конституционного) или посредством изменения Конституции РФ. Аппарат КС РФ создан в целях обеспечения его нормальной работы.1 Все подразделения и комиссии, отделы, которые могут создаваться в Конституционном Суде РФ, создаются исключительно для осуществления организационного, научно-аналитического, информационно-справочного и иного обеспечения Конституционного Суда РФ, в целях проведения приема посетителей; рассмотрения обращения в адрес Конституционного Суда РФ в предварительном порядке и для осуществления содействия судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях; для изучения и обобщения деятельности государственных органов по обеспечению исполнения решений Конституционного Суда РФ. Данные подразделения аппарата осуществляют материально-техническое и социально-бытовое обеспечение Конституционного Суда РФ1. Конституционный Суд РФ самостоятельно определяет структуру и численность отделов своего аппарата.2 Финансирование на содержание структурных подразделений аппарата Конституционного Суда РФ осуществляется исходя из общего содержания Конституционного Суда РФ. Конституционный Суд РФ самостоятельно определяет все действия своих подразделений, а расходы на их финансирования учитываются в смете, которая ежегодно утверждается. Смета ежегодно включается в федеральный бюджет на текущий финансовый год. Все расходы на обеспечение деятельности Конституционного Суда РФ учитываются отдельной строкой в федеральном бюджете. Обратимся к Регламенту Конституционного Суда РФ, помимо Секретариата, Регламент предусматривает деятельность научно-консультативного совета, совещание судей, деятельность различных комиссий и пресс службу Конституционного Суда РФ.3 Для рассмотрения и решения организационных, финансовых, кадровых и иных вопросов внутренней деятельности Конституционного Суда, за исключением вопросов, решаемых в соответствии с ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» в заседаниях Конституционного Суда РФ, проводятся рабочие совещания судей. Рабочие совещания созываются Председателем Конституционного Суда РФ либо по его поручению — заместителем Председателя или судьей-секретарем. Совещание может быть созвано по требованию любого из судей. На рабочие совещания могут приглашаться сотрудники аппарата Конституционного Суда РФ и иные лица. Рабочее совещание судей правомочно принимать решения при наличии большинства от общего числа судей Конституционного Суда РФ. На рабочие совещания судей не распространяются положения п. 8 ч. 1 ст. 18, ч. 5 ст. 72 и ч. 4 ст. 114 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».1 Решения на рабочих совещаниях судей принимаются большинством голосов от числа присутствующих судей. На рабочих совещаниях судей могут вестись протокол или стенограмма. Решения рабочего совещания судей имеют обязательный характер для судей Конституционного Суда РФ и работников его аппарата.2 Для подготовки вопросов об изменении и дополнении Регламента Конституционного Суда РФ, кадровых, бюджетных, информационных вопросов, обобщения практики Конституционного Суда и для других целей Конституционный Суд РФ может создавать как временные, так и постоянные комиссии из числа судей Конституционного Суда РФ. В состав комиссий могут включаться сотрудники аппарата Конституционного Суда РФ3. Комиссия, проверяющая достаточность поступившей в Конституционный Суд РФ информации для рассмотрения вопроса о прекращении полномочий судьи по основаниям, предусмотренным п. 6-8 ч. 1 ст. 18 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», образуется из трех судей, определяемых по жребию. При Конституционном Суде РФ действует Научно-консультативный совет, состав, функции и порядок деятельности которого утверждаются Конституционным Судом РФ. В целях обеспечения оперативности и полноты информации в Конституционном Суде РФ создается информационная система, содержащая, в частности, банки данных:
— о законах и иных нормативных актах РФ и субъектов РФ;
— о решениях Конституционного Суда РФ;
— о решениях зарубежных конституционных судов;
— о конституционной юстиции в субъектах РФ.
Пресс-служба Конституционного Суда РФ действует в соответствии с Положением о ней. Режим работы аппарата Конституционного Суда РФ определяется Положениями о Секретариате Конституционного Суда РФ и о его структурных подразделениях, а также Правилами внутреннего трудового распорядка. Конституционный Суд РФ взаимодействует с органами конституционного контроля субъектов РФ в целях обмена опытом и информацией, оказания взаимной методической помощи. Конституционный Суд РФ осуществляет рабочие контакты с органами конституционного контроля зарубежных стран путем заключения соглашений о сотрудничестве, обмена делегациями, стажировки сотрудников аппарата Конституционного Суда РФ, обмена решениями и иной информацией, организации совместных научных мероприятий.1
Глава II Деятельность Конституционного суда §1 Функции Конституционного суда
Назначение Конституционного суда РФ проявляется в его целях1:
защите основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина;
обеспечении верховенства и прямого действия конституционной законности.
К задачам Конституционного суда РФ относят:
способствование утверждению законности;
укрепление правопорядка;
воспитание в должностных лицах и гражданах уважения к Основному закону РФ.
К основным функциям Конституционного суда РФ относят:
конституционный контроль;
толкование Конституции РФ;
правотворчество.
В соответствии со ст. 3 ФКЗ «О Конституционном суде РФ» установлено 7 групп полномочий Конституционного суда РФ2.
К первой группе относятся полномочия по разрешению дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти ее субъектов, договоров между Российской Федерацией и субъектами РФ, договоров между субъектами РФ, не вступившими в законную силу международных договоров Российской Федерации.
Вторая группа полномочий Конституционного суда РФ — это правовые средства разрешения споров о компетенции между высшими федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации.
Третью группу образуют полномочия по проверке соответствия Конституции РФ закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по поступившим в Конституционный суд РФ жалобам на нарушения прав и свобод граждан и по запросам судов.
В четвертую группу входят полномочия по толкованию Конституции РФ. Пятая группа полномочий связана с предоставленным Конституционному суду РФ правом оценки соблюдения установленного порядка выдвижения обвинения Президенту РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
В шестую группу входят полномочия, связанные с предоставленным правом законодательной инициативы, где реализуется правотворческая функция Конституционного суда РФ.
В седьмой группе объединены все иные полномочия, которые предоставлены Конституционному суду Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и иными правовыми актами1. В большинстве западных государств (за исключением Франции) существуют правовые основы для рассмотрения судами конфликтов, возникающих в ходе деятельности государственного аппарата. При этом надо отметить, что процедура споров о компетенции государственных органов может придавать этим решениям более однозначный и политически ярко выраженный характер, нежели в США, где все решения Верховного Суда подпадают под формулу «конкретного судебного дела». С формально-правовой позиции можно представить себе деятельность конституционного суда как арбитра между остальными органами, окончательно определяющего содержание их конституционных обязанностей и проверяющего конституционность их решений. Однако такой образ часто не подтверждается в политической практике западноевропейских государств и почти несопоставим с реалиями процесса осуществления власти. Следует подчеркнуть, что любой политический конфликт в рамках государственного аппарата попадает в перечень дел, подлежащих рассмотрению в конституционном суде. Однако в представлении общественного мнения и политической доктрины такой путь не является необходимым в разрешении конфликтов. Главную роль призваны играть здесь политические партии и группы интересов, выступающие через парламент или правительственные органы. Не каждый политический спор трактуется как конституционный конфликт, и этот подход становится проявлением одного из отличий, например от американской модели юридизации политики1. Характерными чертами являются осторожность в рассмотрении споров между государственными органами всеми заинтересованными субъектами и маскировка этих споров под процедуру исследования конституционности норм. Даже в этих рамках можно указать на многочисленные примеры важных политических конфликтов, которые никогда не представлялись на рассмотрение конституционных судов, что имеет отношение как к стабильным судам (особенно к австрийскому, итальянскому), так и тем более к вновь созданным (Испания, Португалия). Определенные попытки активного использования юридических форм разрешения политических конфликтов предпринимались, хотя и с разными последствиями, во Франции. Необходимо при этом помнить, что это было заложено в концепции создателей Конституционного Совета. Лишь в ФРГ использование Федерального Конституционного Суда стало правилом в поисках выхода из конфликтов в рамках федерального государственного аппарата либо конфликтов между федерацией и землями. Однако даже в этом государстве Конституционный суд сохраняет сдержанность и не расширяет своих прав до рамок рассмотрения всех политических вопросов. Таким образом, независимо от различий в активности и стиле деятельности отдельных конституционных судов их трудно трактовать в качестве необходимых участников в процессе разрешения политических конфликтов, и, видимо, именно это является основной их отличительной особенностью по сравнению с положением Верховного Суда США. Можно сказать, что конституционным судам принадлежит роль потенциального арбитра в политических конфликтах. Это не лишено смысла, поскольку в любом спорном деле нельзя исключать возможность обращения в конституционный суд. Наконец, при принятии любого политического решения необходимо иметь в виду, что оно не должно выходить за рамки конституции. Тем самым акцентируется важный характер существования конституционного суда – уже сама возможность его использования должна удерживать участников процесса управления от действий, противоречащих конституции или вызывающих сомнение в конституционности. Результаты практики конституционных судов могут придавать им высокий авторитет в общественном мнении.1 Эти суды считаются органами, гарантирующими конституционную законность и защищающими гражданина от политически конъюнктурных действий партий. Вместе с тем получение поддержки конституционного суда в отношении введенных в действие законов или иных действий является несомненно политически привлекательным для их создателей подобно тому, как решение суда о противоречии конституции может быть выгодно для их противников. Даже в тех странах, где авторитет суда еще недостаточно укрепился, его решения могут стать одним из аргументов, свидетельствующих о значимости оцененных им норм либо действий2. Таким образом, положение конституционного суда обусловлено его политическим престижем, а, следовательно, степенью убеждения, удерживающегося в общественном мнении и в политических кругах, в том, что принимаемые им решения являются авторитетными по отношению к установленным конституционным рамкам деятельности остальных элементов государственного аппарата. Чем сильнее будет убеждение, что решениям суда необходимо подчиняться, тем рискованнее будет игнорировать его мнение и тем больше шансов получит суд в укреплении своей позиции, даже если будет создаваться конфликтная ситуация с другими участниками процесса управления. Однако нелегко достигнуть порога политического престижа. К настоящему времени его достигли Конституционные Суды ФРГ, Австрии, Франции и Италии. Кроме того, позиция конституционного суда зависит и от способностей политических партий к самостоятельному разрешению возникающих конфликтов. Слабость партийной системы или значительное усиление внутренних противоречий в политической системе могут создавать ситуацию, когда суд становится на позицию арбитра, что укрепляет. его самостоятельность и авторитет. Конституционный суд также может стимулировать или даже «вынуждать» другие органы предпринимать определенные действия, которые эти органы ранее не могли осуществлять по собственной инициативе из-за блокировки противоположных политических взглядов или групп интересов.
§2 Компетенция Конституционного Суда
Полномочия Конституционного Суда устанавливаются Конституцией (ст. 125; 100, ч.3; 104, ч.1), а также согласно ее ст. 128 (ч.3) федеральными конституционными законами — главным образом Законом «О Конституционном Суде Российской Федерации»1. Статья 3 (п. 7 части первой) этого Закона предусматривает, что Конституционный Суд может осуществлять также полномочия (права), предоставляемые Федеративным и иными внутрифедеральными договорами, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля. Компетенция Конституционного Суда определяется посредством закрепления, во-первых, видов правовых актов, подлежащих проверке и официальному толкованию, а также перечня государственных органов, споры о компетенции между которыми он правомочен разрешать; во-вторых, круга правомочных субъектов обращения в Конституционный Суд. К компетенции Конституционного Суда относится прежде всего проверка конституционности1: а) федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению федеральных органов государственной власти и совместному ведению органов государственной власти Федерации и ее субъектов; в) договоров между органами государственной власти Федерации и ее субъектов; договоров между органами государственной власти субъектов Федерации; г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации (ч. 2 ст. 125 Конституции). К компетенции Конституционного Суда относится также проверка конституционности не утративших силу законов СССР и РСФСР, но только по содержанию норм, что вытекает из положений части второй ст. 86 Закона о Конституционном Суде. По указанным делам осуществляется абстрактный нормоконтроль, т.е. вне связи с применением указанных актов в конкретных судебных и иных делах. Правом обращения в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности этой категории нормативных актов и договоров Конституция наделяет Президента, Совет Федерации, Государственную Думу, одну пятую членов Совета Федерации (36 членов) или депутатов Государственной Думы (90 депутатов), Правительство, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.2 Конституционный Суд правомочен разрешать споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти Федерации и ее субъектов;
в) между высшими государственными органами субъектов Федерации (ч. 3 ст. 125 Конституции). При этом Конституционный Суд не рассматривает споры имущественного характера, споры о подведомственности дела судам и о подсудности, т.е. споры между судебными органами1. По жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов Конституционный Суд проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле (ч. 4 ст. 125 Конституции), т.е. осуществляет конкретный нормоконтроль. При этом по конституционным жалобам согласно ч. 4 ст. 125 Конституции, в отличие от рассмотрения запросов на основе ч. 2 (п. «б») этой статьи, Конституционный Суд исходя также из ст. 3 (п. 3 части первой), 96 и 97 Закона о нем правомочен проверять конституционность законов, изданных не только по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти и совместному ведению органов государственной власти Федерации и ее субъектов, но и законов, изданных по вопросам, отнесенным к ведению органов государственной власти субъектов Федерации. С конституционной жалобой вправе обращаться российские граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, а также объединения граждан. Право обращаться в Конституционный Суд по вопросу о нарушении законом конституционных прав и свобод граждан в связи с конкретным делом предоставлено Генеральному прокурору (ч. 6 ст. 35 Федерального закона «О Прокуратуре Российской Федерации») и Уполномоченному по правам человека (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»).1 Конституционный Суд правомочен давать толкование Конституции Российской Федерации по запросам Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Федерации (ч. 5 ст. 125 Конституции). По запросу Совета Федерации Конституционный Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (ч. 7 ст. 125 Конституции)2. Конституционный Суд правомочен обращаться с посланиями к Федеральному Собранию (ч. 3 ст. 100), обладает правом законодательной инициативы в Государственной Думе по вопросам своего ведения (ч. 1 ст. 104 Конституции), правом проверять по запросу Президента до назначения референдума в связи с его подготовкой соблюдение требований, предусмотренных Конституцией (ст. 12 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации»). ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» устанавливает пределы проверки по жалобе гражданина соответствия Конституции РФ закона, нарушающего права и свободы индивида. Объем проверки связан не только с оценкой содержания законодательных норм, но может касаться и установления конституционности закона по его форме, порядку принятия, подписания, опубликования и т.д. Ограничение же пределов проверки касается лишь законов, принятых до вступления в силу Конституции РФ 1993 г. Их конституционность проверяется только по содержанию норм. За последнее время Конституционный Суд рассмотрел ряд таких дел по жалобам граждан и запросам судов и принял постановления.
В случае вынесения подобных решений дело гражданина должно быть обязательно пересмотрено в правоприменительном органе, поскольку решение Конституционного Суда является окончательным и обжалованию не подлежит. Копия решения Конституционного Суда направляется в органы, конституционность действий которых оспаривается. Решения правоприменительных органов отменяются либо в части, противоречащей Конституции, либо полностью, что дает возможность восстановить право гражданина.1 Таким образом, признание положений законов, примененных в конкретных делах, не соответствующими Конституции РФ имеет ряд правовых последствий. Анализ статей ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, эти положения утрачивают юридическую силу с момента провозглашения решения Конституционного Суда. Во-вторых, подобные решения являются основанием для отмены в установленном порядке положения других нормативных актов, например Правительства РФ, ведомственных приказов и инструкций, основанных на признанном неконституционном положении закона либо воспроизводящих его или содержащих такие положения. Таким образом, признание нормативных предписаний противоречащими Конституции должно приводить к отмене других норм, основанных на неконституционных либо воспроизводящих эти нормы или содержащих положения, аналогичные уже признанным неконституционными1. В-третьих, дело гражданина, в котором был применен признанный неконституционным закон, подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке. Этот же орган должен возместить судебные расходы, которые понес гражданин, обратившийся в Конституционный Суд. В-четвертых, касающиеся других граждан решения правоприменительных органов, основанные на признанных неконституционными положениях законов, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях. В-пятых, решения Конституционного Суда действуют непосредственно и не нуждаются в подтверждении другими органами и должностными лицами. В-шестых, если признание положений закона неконституционными создало пробел в правовом регулировании, то применяется непосредственно Конституция РФ. Защита конституционных прав граждан, осуществляемая Конституционным Судом РФ, происходит не только при рассмотрении жалоб граждан. Однако сейчас возрастает авторитет института конституционной жалобы, которая выступает в качестве действенной гарантии защиты прав и свобод личности, закрепленных в Конституции России, а разрешение таких жалоб Конституционным Судом становится одним из главных направлений в деятельности этого органа. Именно индивидуальная жалоба, а точнее, сама возможность обращения в специально созданный для защиты конституционных прав орган значительно поднимает уровень защищенности таких прав1. Таким образом, компетенция Конституционного Суда достаточно широка и осуществляемый им судебный конституционный контроль распространяется на результаты нормотворческой и договорно-правовой деятельности всех высших звеньев законодательной и исполнительной власти федерального и регионального уровней, на споры о компетенции между ними, и только он наделен в государстве правом толкования федеральной Конституции, имеющим общеобязательное значение. Имеются пути обеспечения стабильности и в то же время динамизма в воздействии Конституции на общественное развитие: конкретизация конституционных положений в законодательстве, наполнение их реальным содержанием правоприменительной практикой, устранение противоречий и неясностей норм Конституции посредством толкования Конституции Конституционным Судом и выявления им конституционно-правового смысла законов, иных нормативных актов, что призвано обеспечить единообразное понимание и отражение конституционных положений в законодательной и правоприменительной деятельности. Конституционный Суд своей деятельностью, принимаемыми решениями осуществляет правовую защиту Конституции, обеспечивает ее верховенство и прямое действие, баланс и ограничение властей, защиту прав и свобод граждан, упрочение единства конституционно-правового пространства в Федерации. Именно в решениях Конституционного Суда, выраженных в них правовых позициях, воплощаются результаты его деятельности.
Заключение.
В данной работе нам, чтобы достигнуть основной цели –изучить судебный орган Конституционный Суд Российской – необходимо было решить следующие задачи: изучить структуру и компетенцию Конституционного Суда РФ, рассмотреть место Конституционного Суда РФ в механизме государственной власти, определить правовые нормы, которые будут способствовать совершенствованию деятельности Конституционного суда. В завершении настоящего исследования можно сделать следующие выводы: Конституционный суд — относящийся к судебной ветви государственной власти орган конституционного надзора, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм Конституции. Конституционный суд (в отличие от всех прочих судов) вправе отменить неконституционный закон или иное правовое положение. Конституционный Суд РФ обладает широкими полномочиями, реализация которых призвана обеспечивать в стране режим конституционной законности, от уровня которой зависит действенность защиты граждан, государства и общества в целом. Важность задач, стоящих перед Конституционным Судом, подчеркивается тем, что в качестве представителя сторон допускаются лица, имеющие ученую степень по юридическим специальностям. Исключение делается только для адвокатов. Закон считает их достаточно подготовленными для столь важной миссии. Учитывая высокую сложность конституционного судебного контроля, как с содержательной, так и процессуальной точек зрения, признание за адвокатами высокопрофессиональных качеств имеет большое значение для усиления роли адвокатуры в защите прав и свобод граждан. Написание данной курсовой работы — это важный шаг в изучении российского права и права в целом. Знания, полученные при исследовании трудов ведущих правоведов, а также возможность формирования собственных точек зрения по поставленным вопросам имеют огромное значение и в настоящей учебной деятельности, и в последующей профессиональной.
Библиография:
Нормативно-правовые акты и официальные документы.
Конституция Российской Федерации. — М.: Издательство «Омега-Л», 2011.-64с.
Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ от 08 ноября 2010г. № 45 ст. 5742
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) «О судебной системе Российской Федерации» //Российская газета от 29 декабря 2009 г. № 252
Федеральный конституционный закон от 7 июня 2004 г. № 3-ФКЗ «О внесении изменения в статью 100 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Парламентская газета от 9 июня 2004 г. № 104.
Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I (ред. от 8.12.2010) «О статусе судей в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ от 3 января 2011 г. № 1 ст. 16
Указ Президента РФ от 20 марта 1996 г. № 401 (ред. 17.06.2002) «О дополнительных мерах по обеспечению деятельности судов в Российской Федерации» // Российская газета от 22 июня 2002 г. № 111
Указ Президента РФ от 23 декабря 2007 г. № 1740 «О месте постоянного пребывания Конституционного Суда Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2007г. №53 ст. 6547
Указ Президента РФ от 23 декабря 2007 г. № 1741 «Вопросы Конституционного Суда Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2007 г. №53 ст. 6548
Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2005 г. № 257 «О порядке и размерах возмещения судебных расходов, понесенных гражданами и (или) объединениями граждан, а также их представителями в связи с участием в конституционном судопроизводстве» // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 мая 2005 г. N 18 ст. 1684
Регламент Конституционного Суда РФ от 1 марта 1995 г. №2-1/6 (ред. от 24.01.2011) // Вестник Конституционного Суда РФ №1, 2011 г.
Решение Конституционного Суда РФ от 24 января 2011 г. «О внесении изменений в Регламент Конституционного Суда РФ» // «Вестник Конституционного Суда РФ», №1, 2011
Учебники, монографии, статьи в периодических изданиях.
Абросимова Е.Б. Судебная власть в Российской Федерации: система и принципы – М. Инс-т права и публ. Политики, 2009, С. 160
Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное Право РФ — М., 2009, С. 486
Безрукова Л. «Конституционный суд России защитил собственников»
// «Российская газета» — Столичный выпуск №5395 (19) 1 февраля 2011 С.56-57
Боголюбов С.А. Конституционные основы охраны окружающей среды //Журнал российского права,2010, № 11. С. 23-25
Бондарь Н.С. Конституционное правосудие как фактор модернизации российской государственности
Журнал российского права, 2010, № 11, С. 15-23
Брежнев О.В. Проблемы законодательного обеспечения исполнения решений конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации Законодательство ,2010, № 4, С. 62- 70
Ведерникова О.Н., Ершов В.В., Судебная система России,
М., 2009 С. 336
Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Конституционное право России. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2011. С. 121
Государственное управление: основы теории и организации.
Учебник. / Под ред. В.А. Козбаненко, М.: Статут, 2009, С.592
Ершов В. О правовом статусе Конституционного Суда Российской Федерации Российская юстиция, 2010, №6, С. 32-35
Кажлаев С.А. О нормотворчестве Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал российского права, 2010, № 9, С. 26-33
Кутафин О.Е. Предмет конституционного права
М. Юрист, 2010, С. 448
Лазарев Л.В.: Правовые позиции Конституционного Суда России — ОАО «Издательский дом «Городец»; «Формула права», 2009. С. 528
Конституционно-судебное правотворчество в правовом государстве. Малюшин А.А. М.: Норма, 2009. С. 288
Мазуров А.В. «Комментарий к Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Частное право, 2009. С. 247
Мархгейм М. В., Смоленский М. Б., Яценко И. С. Конституционное право Российской Федерации.
М.: Юридический центр Пресс, 2010. С. 439
Митюков М… Исполнение актов Конституционного Суда РФ //Российская юстиция, июнь 2010 г, №6 С. 33 — 37
Никулин В.В. Конституционное право России: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. С. 96
Окуньков Л.А Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации — М.: Издательство БЕК, 2010. С. 209
Подзоров С.А. Судоустройство: судебная власть, адвокатура, нотариат, прокуратура – М.: Экзамен. 2009. С. 480
Полин А.А. Конституционный процесс: проблемы и категории
// Журнал российского права, 2011, №1, С. 101-108
Тиунов О. Решения Конституционного Суда РФ и международное право // Российская юстиция, 2010, № 10, С. 14-16
ПРИЛОЖЕНИЕ 11
Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
/>/>
Федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства Российской Федерации;
/>
Конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ;
/>
Договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
/>
Не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
/> ПРИЛОЖЕНИЕ 21
Компетенция Конституционного суда Российской Федерации
/>/>/>
Проверка конституционности законов, нормативных правовых актов и договоров (нормоконтроль), осуществляемая по трем видам запросов и жалоб (от органов власти, граждан и судов);
Разрешение споров о компетенции;
/>
Дача заключения о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
ПРИЛОЖЕНИЕ 31
Конституционный суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:
/> />
Между федеральными органами государственной власти Российской Федерации;
/>
Между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
/>
Между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.
/>